Нейропсихологические синдромы поражения комиссур мозга

Основной срединной комиссурой мозга, как известно, является мозолистое тело (corpus callosum), соединяющее множеством волокон правое и левое полушария.

Синдром «расщепленного мозга»,согласно описаниям, состоит из целого ряда симптомов. Эти симптомы различны на разных стадиях послеоперационного состояния.

– Нарушения памяти, иногда спутанность сознания, но позже эти симптомы исчезают.

– Появляются четко выраженные нарушения координационных движений,в которых участвуют обе конечности (например, печатание на машинке, езда на велосипеде и др.). В то же время эти движения не нарушаются, если больной выполняет их одной рукой.

речевые симптомы:затруднения в назывании предметов, предъявляющихся в левые половины полей зрения (когда зрительная информация попадает в правое полушарие). Опыты показали, что больные при этом узнают показанные предметы (могут выбрать их из тех, которые изображены на картинках), но не могут их назвать. Этот симптом был назван «аномией».Больные не могут прочесть слово, предъявленное в правое полушарие, хотя как будто понимают его общий смысл, так как выбирают нужный предмет (или предметы этой же категории). Эти наблюдения послужили основанием для того, чтобы назвать правое полушарие «неграмотным».

– Особую группу симптомов составляют нарушения, названные «дископией—дизграфией»:больные с «рассеченным мозгом» не могут писать и рисовать правой и левой рукой, как это делает здоровый человек (хотя лучше — ведущей рукой): одной рукой они могут только рисовать, а другой — только писать.

Три самостоятельных варианта синдрома «расщепленного мозга», связанных с местом перерезки.

1 вариант: при перерезке передних отделов мозолистого тела нарушения взаимодействия полушарий проявлялись преимущественно в моторной сфере;

2 вариант: при перерезке средних отделов нарушения взаимодействия проявлялись преимущественно в тактильной сфере;

3 вариант: при перерезке задних отделов нарушения взаимодействия проявлялись преимущественно в зрительной системе.

Синдромы поражения глубинных полушарных подкорковых структур.

Основными подкорковыми структурами, находящимися в глубине больших полушарий головного мозга, являются базальные ганглии.Это хвостатое ядро (corpus caudatus), бледный шар (globus pallidum), скорлупа (putamen) и ограда (claustrum) и др.

У больных с мышечной дистрофией и паркинсонизмом до операции на фоне относительно сохранной эмоционально-личностной сферы, зрительно-пространственного гнозиса, зрительной памяти имеются нарушения динамического праксиса, трудности в осуществлении мнестико-интеллектуальной деятельности, связанные с нарушениями программирования и контроля. Одновременно у них выявляются затруднения при решении наглядно-образных задач, где требуется пространственный анализ и синтез. Характер синдрома различается в зависимости от стороны поражения мозга:

♦ при левостороннем поражении экстрапирамидной системы большие трудности наблюдаются в вербальных мнестико-интеллектуальных функциях;

♦ при правостороннем — трудности наблюдаются преимущественно в наглядно-образных функциях. Послеоперационные синдромы (в первые 7-10 дней после операции) характеризуются некоторым усугублением нейропсихологической симптоматики при той же структуре синдрома с последующим восстановлением психических функций (в отдаленные сроки). Этот комплексный характер синдромов свидетельствует об иной природе факторов, которые их обусловливают.

Три типа нарушения памяти при локальных поражениях ГМ. Методы диагностики.

Виды нарушения памяти:

Модально-специфические нарушения памяти

Связана с определенной модальностью стимула. Возникают при поражении II и III блоков мозга.

Средние отделы виска

Левое полушарие: снижение слухо-речевой памяти доя 2 – 3 элементов. Отсутствие продуктивности воспроизведения. Повышено влияние интерференции (помехи, мешающие воздействию). Сильно выражен «фактор края» – хорошо запоминается материал в начале и в конце. Семантическая организация помогает. Воспроизводит смысл фраз.

Правое полушарие: объем воспроизведения не меняется. Нарушается избирательность мнестических процессов (избирательная последовательность). Нарушается целостное схватывание предъявляемых элементов. При воспроизведении наблюдаются вплетения других слов: комнабуляция (смешение слов по смыслу), конфабуляция (холод – мороз, зима). Страдает память на мелодии.

Базальные отделы виска

Левое полушарие. Грубых дефектов не выделяют. Инертность (повтор слов). Повышенная тормозимость следов памяти под действием интерференции (гетерогенная, гомогенная, двойная гомогенная

Правое полушарие. Нарушение воспроизведения порядка элементов. Избирательность мнестических процессов.

Задне-нижние отделы виска

Левое полушарие. Нарушена зрительно-речевая память. Нарушается память на образы. Страдает называние. Не может вспомнить как называется предмет. Нарушено зрительное представление объектов.

Правое полушарие. Нарушение памяти на лица.

Задние отделы левого полушария

Нарушение объема зрительной памяти. Повышение действия интерференции.

Модально-неспецифические нарушения памяти

поражение I блока структуры мозга.

По Корсаковой. Специфика зависит от уровня поражения. Все нарушения проявляются в виде амнестического синдрома, в зависимости от выраженной симптоматики затрагиваемого определенного отдела мозга.

Корсакова выделила несколько уровней.

Диэнцефальная структура на уровне гипофиза. Возникает преамнестический синдром. Нарушения памяти выявляются только в специальных пробах. Следы памяти подвержены интерференции. Ретроактивное торможение. Чувствительность к побочным воздействиям.

Поражение на уровне круга Пейпеца (на уровне гипоталамуса, гипокампа, мамилярных тел). Возникает амнестический синдром. Фиксационная амнезия – грубый распад памяти на текущие события. Долговременная память не страдает. Дезориентация во времени, пространстве. Слабость следов памяти. Ретроактивная тормозимость.

Читайте также:  Пластические операции при синдроме дауна фото

Медиабазальные области лобных долей мозга. Дезориентация в месте, во времени, Личности. Объем запоминания как в норме, но может соскальзывать на ассоциации. Конфабуляции. Паузы приводят к нарушению воспроизведения. Семантическая память (на понятия) нарушается.

Правое полушарие. Расстройство избирательности, амнезия на источник. Может отрицать, что он что-то запоминал. Память на события (эпизодическая память).

Левое полушарие. Дефицит воспроизведения материала смыслового. Меньше конфабуляций. Смысловой материал страдает больше. Нарушение объема памяти. Нарушена избирательность следов памяти. Ретроактивное торможение.

Псевдоамнезии.

В основном при поражении префронтальных отделов. При поражении левого лба или при двустороннем поражении. Нет цели что-либо запомнить. Нарушена память как психическая Деятельность. Сама память не страдает. Страдает фактор произвольности. Разрыв между произвольной и непроизвольной памятью.

Нарушения памяти по латеральному признаку (обобщение). Левое полушарие играет ведущую роль в произвольной мнестической памяти. Обеспечивает отсроченное воспроизведение. Отвечает за семантическую память (смысл). Связано с объемом воспроизведения. Правое полушарие играет большую роль в непроизвольном запоминании. Осуществляет эпизодическую память (на события). Избирательность памяти.

Методы диагностики.

1)Тщательный анализ изменений психич процессов при локальных поражениях ГМ для выявления какие комплексы или систпсихичпроц-в нарушаются при локальных поражениях ГМ. Метод позволяет подойти к анализу внутреннеговнутр строения и взаимосвязей разлпсихичпроц-в. Значение для теории и практики: в консультировании (целенаправленная реабилитация пациента); в педагогике (знание психической возрастной динамики); в философии (социально-исторический вклад; биология в среде)

2) Психометрическое тестирование (СМИЛ, Айзенк, Тейлор, ММPI, Люшер, Гамильтон, Келли)

3) Метод Лурия – оценка памяти, мышления, гностической и двигательной сферы, исследование межПШ асимметрии с целью выявления правой/левой руки, уха, глаза, оптико- пространственных полушарных взаимодействий.

Методы по Лурия:

1. Общая хар-ка пациента (адекватность, критичность, ориентировка во времени, пространстве)

2. Исследования праксиса (кинетический, кинестетический, пространственный, конструктивный)

3. Исследования памяти (вербальная, зрительная, двигательная)

4.Иссл гнозиса (зрительно-предметный; оптико-пространственный; сомато-сенсорный; акустический)

5. Речевые процессы (экспрессивная-импрессивная речь, чтение, письмо с выр-ю микрографии)

6. Интеллектуальные процессы (по ПШ вербально-логическая и наглядно-образная)

7. Нейродинамические параметры (брадикинезия, брадимнезия, брадифрения(сниж общ акт-ти ГМ) Бради= снижение

Современные методы:

-Дихотический тест; ЭЭГ (картирование мозга и дипольный анализ глубоких структур ГМ); ВП (вызванный потенциал на зрительные, слуховые-латентные, сомато-сенсорные разлражители); РЭГ реоэнцефалография (определение тонуса сосудов ГМ); Эхо энцефалография, Компьютерная томография (строит объемную карту ГМ, срезы ГМ), FMRI(функциональный магнитно-резонансный образ), УЗДГ(ультразвуковая диагностика ГМ), транскраниальная магнитная стимуляция диагностика состояния двигат коры ГМ, сост-я речевыых зон, поражение двигательного тракта, поражение путей ЧМ нервов.

Нарушение внимания при поражениях неспецифической системы мозга(продолговатого, среднего, лимбической системы медиабазальной части лобных и височных долей), информационного блока и коры лобных долей мозга. Методы диагностики.

Еще недавно считалось, что внимание не связано с какими-то определенными структурами мозга, и что его нарушение (в виде ослабления, снижения объема, нарушения концентрации и т. д.) проявляется у любого больного человека, независимо от локализации поражения мозга. А. Р. Лурия рассматривал внимание как сложную функциональную систему, в организации которой принимают участие различные структуры мозга, каждая из которых вносит свой вклад в обеспечение данной функции. Нейропсихологические исследования позволили выделить два типа нарушения внимания — модально-неспецифические и модально-специфические. Первые характерны для больных с поражением неспецифических структур мозга:

— нижние отделы ретикулярной формации (уровень продолговатого мозга и среднего мозга) являются основными механизмами перехода от сна к бодрствованию и обеспечивают элементарные формы внимания (генерализованное состояние внимания). При их поражении возникает быстрое истощение, резкое сужение объема и нарушение концентрации внимания в любом виде деятельности. Может быть компенсировано при усилении речевого контроля;

— уровень диэнцефальных отделов мозга и лимбической структуры обеспечивают уровень активности. Кроме того, гиппокамп содержит нейроны, отвечающие на модально-специфические раздражения и проводящие сличение старых и новых раздражителей. В результате они обеспечивают реакцию на новые сигналы или их свойства, наряду с угашением реакции на старые, уже привычные раздражители. Поэтому гиппокампвыполняет роль «фильтрующего аппарата», который необходим для избирательных реакций на специфические раздражители;

— лобные доли (медиобазальные отделы мозга) обеспечивают торможение реакции на любые побочные раздражители и сохранение направленного программированного поведения (произвольное внимание).

При нарушении рассмотренных отделов мозга наступают следующие дефекты внимания:

— при поражении ретикулярной формации ухудшаются все свойства внимания (объем, концентрация, устойчивость, переключение, распределение). В тяжелых случаях больные находятся в полусонном состоянии, посторонние раздражители вплетаются в течение их мыслей, сознание становится спутанным;

Читайте также:  Дети раннего возраста с гипертермическим синдромом

— при поражении гиппокампа нет отчетливых нарушений гнозиса и праксиса, но наблюдаются выраженные нарушения избирательности. Они проявляется в повышенной отвлекаемости больного, быстром прекращении активной деятельности, легком всплывании ассоциаций;

— при поражении лобных отделов мозга ориентировочные реакции могут быть сохранны и даже патологически усилены. Налицо диссоциация между резко ослабленным произвольным вниманием и патологическим усилением непроизвольного. У такого больного нельзя вызвать устойчивое произвольное внимание по речевым инструкциям .

Второй аспект нарушения внимания — модально-специфическая патология внимания, которая проявляется только по отношению к стимулам одной модальности (в зрительной, слуховой, тактильной сфере) и заключается в игнорировании тех или иных стимулов (специфические для данной модальности трудности осознания стимула). Выделяют зрительное невнимание, слуховое невнимание, двигательное невнимание. В их основе лежит изменение локальных активационных процессов, которые развиваются в корковых зонах соответствующего анализатора. Модально-специфическое внимание может избирательно нарушаться при локализации очага поражения в корковых зонах определенных анализаторных систем

К методам диагностики относятся:

– метод оценки изменений спектра ЭЭГ

– метод оценки локальной пространственной синхронизации (индекс ПС)

– оценка корреляционных связей, объединяющих разные корковые структуры (по методу М.Н.Ливанова)

– вербальные и другие тесты.

Рекомендуемые страницы:

Читайте также:

Источник

21. Нейропсихологические синдромы поражения подкорковых структур мозга.

Можно выделить три типа нейропсихологических синдромов, связанных с поражением глубоких структур мозга.

1. Синдромы поражения срединных неспецифических структур мозга.

Данные синдромы возникают при поражении неспецифических структур разных уровней, начиная от нижних отделов ствола мозга и кончая медиобазальными отделами коры лобных и височных долей. Нарушение работы модально-неспецифических факторов. В неспецифических «глубинных» синдромах можно выделить три основные группы симптомов:

–      нейродинамические нарушения(или нарушения динамического аспекта) всех высших психических функций в виде снижения их скорости, продуктивности, неравномерной эффективности выполнения заданий и т. п. К этой группе динамических нарушений примыкают и модально-неспецифические нарушения внимания в виде общей рассеянности, трудностей сосредоточения, легкой отвлекаемости и т. д. К динамической группе симптомов относится и изменение общего функционального состояния мозга, его колебания, истощаемость, астения и т. п.;

–      более избирательные нарушения — памяти и эмоциональных процессов.В то же время у больных нет явных дефектов других познавательных процессов (кроме динамических): зрительного, слухового, тактильного гнозиса, речевых или двигательных дефектов. Нарушения памяти носят модально-неспецифический характер, т. е. не зависят от модальности запоминаемого материала. Преимущественно страдает кратковременная память при относительной сохранности долговременной (например, профессиональной) памяти. Эмоц. нарушения могут проявляться в форме эмоциональной возбудимости, повышенной реактивности или аффективных пароксизмов, вспышек негативизма, гнева. Общая структура эмоционально-личностной сферы нарушается по-разному. В одних случаях она относительно сохранна, больные остаются эмоционально адекватны, нет явных признаков эйфории или эмоционального безразличия, тупости. Сохранны как профессиональные интересы, привязанность к близким, так и личность больного в целом — он адекватно оценивает себя и окружающих. В других – эмоционально-личностные отношения достигают грубого дефекта;

–      изменения состояния сознания, которые проявляются в острых стадиях заболевания в виде отключения сознания, что характерно для травматических поражений, когда в основном страдают срединные стволовые структуры мозга. Возможна и более сложная феноменология нарушений сознания.

Синдромы поражения неспецифических образований мозга имеют специфику в зависимости от уровня поражения.

Уровень нижних отделов ствола мозга.

♦  нарушения цикла «сон—бодрствование» в виде бессонницы (реже сонливости), неполноценного сна; сниженный уровень бодрствования;

♦ истощаемость; резкая утомляемость от малейшего напряжения, невыносливость больных;

♦ достаточно четкая ориентировка в окружающем (месте, времени);

♦  сохранность личностных реакций в целом. Больные адекватны в своих жалобах, критичны к своему состоянию.

На этом фоне центральными симптомами являются:

♦  модально-неспецифические мнестические нарушения с первичными расстройствами кратковременной памяти;

♦ снижение объема запоминания (до трех-четырех слов после первого предъявления серии из десяти слов);

♦ повышенная тормозимость следов посторонними раздражителями.

В то же время усиление мотивации (например, введение мотива экспертизы) или семантическая организация материала дают отчетливый компенсаторный эффект, что свидетельствует о сохранности у этих больных общей структуры психических функций.

Уровень диэнцефальных отделов мозга.

уровень поражается при многих мозговых заболеваниях (опухолях, воспалительных процессах и др.), что дало основание выделить симптомы, наблюдающиеся при его поражении, в особый диэнцефальный (или гипоталамо-диэнцефальный) синдром, который включает вегетативные расстройства, патологические зрительные симптомы, гормональные, обменные нарушения и др. Весьма отчетливо диэнцефальный синдром наблюдается при поражении гипофиза. У этих больных также имеются нарушения цикла «сон—бодрствование» (в виде бессонницы или повышенной сонливости), снижение общего функционального состояния. Имеются у них и нарушения эмоционально-личностной сферы в следующей форме:

Читайте также:  Анализ на подтверждение синдрома жильбера

♦ повышенной эмоциональной реактивности;

♦ неустойчивости эмоциональных реакций;

♦ изменения эмоциональных состояний (депрессии или легкой эйфории).

Возможны легкие личностные изменения в виде некоторой некритичности, неадекватности, которые более

отчетливы при массивных поражениях.

Отличие этих больных от описанных выше состоит в более грубых нарушениях памяти (по модально-

неспецифическому типу), которые связаны прежде всего с повышенной тормозимостью следов (по

механизмам ретроактивного и проактивного торможения), возникающей в условиях гетерогенной и

особенно гомогенной интерференции. Однако и у этой категории больных можно добиться определенного

компенсирующего  эффекта  при  семантической  организации  материала  или  повышении  мотивации

мнестической деятельности + Нарушения внимания.

Уровень лимбической системы.

Центральным образованием этого уровня является поясная извилина (gyrus cinguli).

Грубые  нарушения кратковременной памяти на текущие события (по модально-неспецифическому типу), протекающие иногда (особенно при двухстороннемпоражении гиппокампальных структур) в виде корсаковского синдрома. С поражением этого уровня неспецифической системы связаны также нарушения сознания (иногда в виде спутанности, конфабуляций) и изменения эмоциональной сферы, качественные особенности которых пока изучены недостаточно.

Уровень медиобазальных отделов коры лобных и височных долей мозга.

Все то же самое, толлько в более грубых формах

2. Синдромы поражения срединных комиссур мозга.

Основной срединной комиссурой мозга, как известно, является мозолистое тело (corpus callosum), соединяющее множеством волокон правое и левое полушария.

Синдром «расщепленного мозга», согласно описаниям, состоит из целого ряда симптомов. Эти симптомы различны на разных стадиях послеоперационного состояния.

–      Нарушения памяти, иногда спутанность сознания, но позже эти симптомы исчезают.

–      Появляются четко выраженные нарушения координационных движений, в которых участвуют обе конечности (например, печатание на машинке, езда на велосипеде и др.). В то же время эти движения не нарушаются, если больной выполняет их одной рукой.

–       речевые симптомы: затруднения в назывании предметов, предъявляющихся в левые половины полей зрения (когда зрительная информация попадает в правое полушарие). Опыты показали, что больные при этом узнают показанные предметы (могут выбрать их из тех, которые изображены на картинках), но не могут их назвать. Этот симптом был назван «аномией». Больные не могут прочесть слово, предъявленное в правое полушарие, хотя как будто понимают его общий смысл, так как выбирают нужный предмет (или предметы этой же категории). Эти наблюдения послужили основанием для того, чтобы назвать правое полушарие «неграмотным».

–      Особую группу симптомов составляют нарушения, названные «дископией—дизграфией»: больные с «рассеченным мозгом» не могут писать и рисовать правой и левой рукой, как это делает здоровый человек (хотя лучше — ведущей рукой): одной рукой они могут только рисовать, а другой — только писать.

Три самостоятельных варианта синдрома «расщепленного мозга», связанных с местом перерезки.

1  вариант: при перерезке передних отделов мозолистого тела нарушения взаимодействия полушарий проявлялись преимущественно в моторной сфере;

2  вариант: при перерезке средних отделов нарушения взаимодействия проявлялись преимущественно в тактильной сфере;

3  вариант: при перерезке задних отделов нарушения взаимодействия проявлялись преимущественно в зрительной системе.

3. Синдромы поражения глубинных полушарных подкорковых структур.

Основными подкорковыми структурами, находящимися в глубине больших полушарий головного мозга, являются базальные ганглии. Это хвостатое ядро (corpus caudatus), бледный шар (globus pallidum), скорлупа (putamen) и ограда (claustrum) и др.

 У больных с мышечной дистрофией и паркинсонизмом до операции на фоне относительно сохранной эмоционально-личностной сферы, зрительно-пространственного гнозиса, зрительной памяти имеются нарушения динамического праксиса, трудности в осуществлении мнестико-интеллектуальной деятельности, связанные с нарушениями программирования и контроля. Одновременно у них выявляются затруднения при решении наглядно-образных задач, где требуется пространственный анализ и синтез. Характер синдрома различается в зависимости от стороны поражения мозга:

♦ при левостороннем поражении экстрапирамидной системы большие трудности наблюдаются в вербальных мнестико-интеллектуальных функциях;

♦ при правостороннем — трудности наблюдаются преимущественно в наглядно-образных функциях. Послеоперационные  синдромы  (в первые  7-10  дней  после  операции)  характеризуются  некоторым усугублением нейропсихологической симптоматики при той же структуре синдрома с последующим восстановлением психических функций (в отдаленные сроки). Этот комплексный характер синдромов свидетельствует об иной природе факторов, которые их обусловливают.

Таким образом, в описанных выше подкорковых синдромах можно выделить нарушение трех типов факторов:

1) «динамического» фактора, связанного с работой передних отделов больших полушарий;

2) «пространственного» фактора, отражающего работу задних теменно-затылочных отделов мозга;

3) «полушарного» фактора, обеспечивающего работу полушария как единого целого.

Имелись и латеральные различия симптомов:

а) левосторонние очаги вызывали слухоречевую симптоматику (симптомы отчуждения смысла слов и др.), нарушения оценки ритмов;

б) правосторонние — нарушения пространственных функций, рисунка.

Источник