Нейропсихологические синдромы у детей с локальным поражением мозга

Ю.В.
Микадзе (с. 196) предлагает с нейропсихологической
точки зрения рассматривать три варианта
психического развития ребенка:
Нормативное
– при отсутствии неблагоприятных
изменений в созревании организма, НС
ребенка и при благоприятной ситуации
развития.Отклоняющееся
(отличное от нормативного, но не достигшее
патологической формы) – при наличии
неблагоприятных биологических и/или
средовых факторов, действие которых
может быть успешно компенсировано.Патологическое
(нарушенное) – при наличии неблагоприятных,
мало компенсируемых биологических или
средовых факторов, действие которых
приводит к тем или иным расстройствами
психической сферы и поведения.
Нейропсихологическая
синдромология применяется в отношении
2 и 3 вариантов.
При
2-м варианте (т.е., при непатологических
отклонениях) нейропсихологическая
картина может проявляться двумя формами:
● отклонения
из-за замедленных темпов формирования
функциональных систем (либо как
индивидуальная особенность созревания
мозга, или как следствие недостаточного
стимулирующего действия средовых
факторов);
● отклонения
в связи с изменениями в структуре
функциональных систем при наличии
минимальных мозговых повреждений (как
компенсаторные перестройки); отклонения
эти были обозначены как «иррегулярность
психического развития» (Ю.В. Микадзе,
Н.К. Корсакова, 1994); такие дети относятся
к группе риска по переходу в патологический
вариант, они имеют проблемы школьной
успеваемости из-за трудностей в овладении
учебными навыками.
При
3-м (патологическом ) варианте нарушения
мозговой организации ПФ проявляются
собственно нейроспихологическими
синдромами.
А.В.
Семенович дает несколько иную модель
типологии:
1
тип – нормальный онтогенез правши
2
тип – несформированность, незрелость
отдельных составляющих психической
деятельности; неготовность к установлению
межфункциональных связей в условиях
перехода к более сложной интегративной
психической деятельности
3
тип – патологическое развитие
ребенка-правши при дефицитарности
функциогенеза
4
тип – атипия психического развития у
левши или правши с парциальным или
семейным левшеством, когда при сохранных
базисных факторах происходит трансформация
всех составляющих психического
онтогенеза.
По
данным Э.Г. Симерницкой у 82% неуспевающих
первоклассников выделены различные
нейропсихологические синдромы (среди
успевающих только 15% случаев).
Все
синдромы подразделяются на С. функциональной
несформированности и функциональной
дефицитарности.
Термин
«несформированность» относится к
функциям, развитие которых у ребенка
еще продолжается.
Термин
«дефицитарнность» относится к структурам,
которые окончательно сформированы, но
их функции неполноценны.
Синдромы | Синдромы | Синдром |
интеллкт. | 1. неадекватность | |
2.СФН | 2. | |
3. | ||
4. |
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
13.05.2015870.33 Кб17LR2_WORD_kartinki.pdf
- #
13.05.2015518.15 Кб26Metodichka_word.pdf
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
Нейропсихологические синдромы поражения корковых отделов больших полушарий (типы) | Область поражения | Проявления дефекта |
Синдромы, связанные с поражением задних отделов мозга. | Кзади от Роландовой борозды, корковые ядерные зоны трех основных анализаторных систем: зрительной, слуховой и кожно-кинестетической. Они подразделяются на первичные (17,41,3-е), вторичные (18,19,42,22,1,2,5, 7-е) и третичные (37,39,40,21-е) поля. | |
Синдромы поражения затылочных и затылочно-теменных отделов коры. | Нарушения симультанного принципа работы мозга. Зрительные агнозии (предметная, буквенная – при поражении левого полушария (у правшей), симультанная, цветовая, лицевая, оптико-пространственная –при поражении правого полушария), т. е. расстройства зрительной перцептивной деятельности. Нарушение зрительной памяти (дефекты рисунка), зрительного (модально-специфического внимания) игнорирование (чаще левой) части пространства. Нарушение оптико-пространственного анализа и синтеза: трудности в ориентировке внешнего зрительного пространства. Зрительно-пространственные нарушения могут проявляться и в двигательной сфере. В этих случаях страдает пространственная организация двигательных актов, в результате чего нарушается праксис позы, возникает пространственная (конструктивная) двигательная апраксия. Возможно сочетание оптико-пространственных и двигательно-пространственных расстройств, которое называется апрактоагнозией. Наконец, самостоятельную группу симптомов при поражении затылочно-теменных отделов коры (на границе с височными вторичными полями) составляют нарушения речевых функций в виде оптико-мнестической афазии («амнестической афазии» — по терминологии многих авторов). Особенностью этой формы речевых расстройств являются нарушения наглядно-образных представлений, вследствие чего затрудняется припоминание слов, обозначающих конкретные предметы. В нейропсихологические синдромы поражения затылочных и затылочно- теменных отделов коры больших полушарий входят гностические, мнестические, интеллектуальные, двигательные и речевые расстройства, обусловленные нарушениями модально-специфических зрительного и зрительно-пространственного факторов. | |
Синдромы поражения зоны ТРО — височно-теменно-затылочных отделов коры больших полушарий. | У больных отмечаются трудности ориентации во внешнем зрительном пространстве (особенно в право-левых координатах пространства). Эти трудности часто сочетаются у больных с нарушениями в графических оптико-пространственных операциях: понимании карт, схем, чертежей и т. п. Возможны и двигателъно-пространственные нарушения в виде конструктивной апраксии, трудностей написания букв (симптом зеркального копирования). Нарушения сложных интеллектуальных функций, связанных с процессами на «квазипространственном» уровне, речевые нарушения (семантическая афазия), нарушения символических «квазипространственных» категорий в виде первичной акалькулии (распад понимания разрядного строения числа и, как следствие, в нарушении счетных умственных действий). Нарушения наглядных мыслительных процессов, проявляющиеся в трудностях решения наглядно-образных задач (типа мысленного манипулирования объемными объектами) или задач на «техническое» мышление. Такие больные не могут прочесть технический чертеж, разобраться в устройстве механизма, понять принцип действия приборов и т. п. Интеллектуальные расстройства у данной категории больных проявляются также и на речевом уровне в виде непонимания соответствующих логико-грамматических конструкций, что препятствует успешному выполнению ряда вербально-логических интеллектуальных операций. | |
Синдромы поражения коры теменной области мозга. Нижнетеменной синдром. Верхнетеменной синдром. | Поражение тех постцентральных нижних и средних областей коры, которые граничат с зонами представительства руки и речевого аппарата в первичных кожно-кинестетических полях, где размещен «сенсорный человечек» | Нарушения модально-специфических кожно-кинестетических факторов. Данные факторы, как и модально-специфические зрительные факторы, также отражают симультанный принцип аналитико-синтетической работы мозга, но в кожно-кинестетической модальности. «Теменные» синдромы включают в себя различные гностические, мнестические, двигательные и речевые нарушения, связанные с распадом тактильных (или «осязательных») симультанных синтезов. Тактильные агнозии. Пальцевые агнозии. неспособность больного опознать собственные пальцы с закрытыми глазами. При теменных очагах возникает также нарушение возможности опознания цифр и букв, «написанных» на коже (тактильная алексия). Данные формы гностических расстройств в большей степени связаны с поражением нижнетеменных отделов левого полушария (у правшей). Афферентная моторная афазия и кинетическая апраксия. Нарушения проявляются в виде ложных соматических образов (соматических обманов) — ощущений «чужой» руки, нескольких конечностей, уменьшения, увеличения частей тела (соматопарагнозия). При правосторонних поражениях теменной области коры собственные дефекты часто не воспринимаются больным —симптом, получивший название анозогнозии. К числу гностических теменных симптомов относится и нарушение «схемы тела» (соматоагнозия) — расстройство узнавания частей собственного тела, их расположения по отношению друг к другу. Эти нарушения также преимущественно связаны с поражением верхних отделов теменной области. Чаще всего больной плохо ориентируется в левой половине тела (гемисоматоагнозия). Нарушения тактильной памяти, тактильное невнимание. Описанные модально-специфические (гностические, мнестические) дефекты составляют первичные симптомы поражения теменных постцентральных областей коры; моторные (речевые, мануальные) нарушения можно рассматривать как вторичные проявления этих дефектов в моторной сфере. |
Синдромы поражения конвекситальной коры височной области мозга. | Кора левого полушария. Кора правого полушария. | Расстройство фонематического слуха, нарушение слухоречевой памяти, Вследствие нарушения фонематического слуха распадается целый комплекс речевых функций: письмо (особенно под диктовку), чтение, активная речь. Нарушение звуковой стороны речи ведет к нарушению и ее смысловой структуры. Возникают «отчуждение смысла слов» и вторичные нарушения интеллектуальной деятельности, связанные с неустойчивостью речевой семантики. Поражение зоны Т2 левого полушария ведет к другому височному синдрому. Его основой являются нарушения слухоречевой памяти, которые проявляются в форме акустико-мнестической афазии. На основе нарушения слухоречевой памяти возникает целая совокупность нарушений высших психических функций, т. е. особый нейропсихологический синдром. Нарушения неречевого и музыкального слуха, а также памяти на неречевые звуки и музыкальной памяти. В этих случаях больной не способен определить значение различных бытовых звуков и шумов (слуховая агнозия) или не узнает и не может воспроизвести знакомых мелодий (амузия). Нарушается слуховое внимание, появляются симптомы аритмии – трудностей в оценке и воспроизведении ритмических структур, состоящих из однородных или различных по интенсивности звуков. Симптомом поражения правой височной области мозга является также нарушение восприятия просодических (интонационных) компонентов речи. Интонационный аспект речи, отражающий и эмоциональную, и логическую семантику, перестает различаться больными; они часто не различают даже мужских и женских голосов. Вся эта совокупность нарушений свойственна больным-правшам с отсутствием скрытых признаков левшества. |
Синдромы поражения коры медиобазальных отделов височной области мозга. | Медиобазальные отделы коры являются составной частью первого (энергетического) блока. | Отделы коры височной области входят в лимбическую систему мозга, характеризующуюся очень сложными функциями. К ним относятся регуляция уровня бодрствования мозга, эмоциональных состояний, участие в процессах памяти, сознания и др. Первая группа симптомов — это модально-неспецифические нарушения памяти (слухоречевой и других видов). Вторая группа симптомов связана с нарушениями в эмоциональной сфере. Аффективные пароксизмы (в виде припадков страха, тоски, ужаса). Третью группу симптомов составляют симптомы нарушения сознания. В одних случаях — этопросоночные состояния, спутанность сознания, иногда галлюцинации; в других — трудности ориентировки в месте, времени, конфабуляции. При общих эпилептических припадках происходит полное отключение сознания с последующей амнезией на произошедшее. |
Текст данной публикации скопирован из Интернета или других открытых источников.
Источник
МОСКОВСКИЙ ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ
Факультет психологии
Реферат по курсу «Детская нейропсихология»
на тему: « Нейропсихологические
синдромы детского возраста»
Студент 5 курса, группы 28 ПЗК
Маханькова В. Г.
Преподаватель к.псх.н. Сергеев А.А.
МОСКВА, 2013
Содержание
Введение | ||
Нейропсихологический синдром | ||
Функциональная несформированность | ||
Функциональная несформированность | ||
Функциональная несформированность | ||
Функциональная несформированность | ||
Функциональная дефицитарность подкорковых | ||
Функциональная дефицитарность | ||
Заключение | ||
Введение
Выявляемые в обследовании симптомы
указывают на наличие локальных поражений
головного мозга, но это ничего не говорит
о его локализации. Для установления локализации
необходимо провести квалификацию симптомов,
выявить основной нейропсихолгический
фактор и на его основе определить возможную
локализацию. Эта процедура называется
нейропсихологический синдромный анализ
нарушений ВПФ, возникших при локальных
поражениях головного мозга.
Известно, что один и тот же участок
мозга может приводить к различным
нарушениям психических функций, то
есть он является общим звеном нескольких
функциональных систем. Это означает,
что при поражении определенного участка
мозга мы можем иметь дело с целым рядом
симптомов нарушения разных психических
функций, с симптомокомлексом, или синдромом.
Нейропсихологический синдром
– это закономерное сочетание
симптомов, возникающее при поражении
того или иного участка головного
мозга.
Нейропсихологические синдромы детского
возраста отличаются от синдромов взрослых,
так как в ходе онтогенеза меняется
характер связей между мозговыми
зонами, компонентами системы, возрастающая
или убывающая роль каждого из
этих компонентов в обеспечении ВПФ.
Соответственно совпадать они могут только
лишь в том случае, если основные принципы
морфологической, нейрофизиологической
организации и работы функциональных
систем ребенка и взрослого совпадают.
Основным в этом случае должно быть совпадение
функций мозговых зон, которые включаются
в функциональные системы. Например, у
ребенка и взрослого за анализ речевых
звуков должна отвечать левая височная
область мозга. При этом возможности функциональных
систем ребенка и взрослого различны в
силу разной степени их сформированности
и продуктивности. Локализация ВПФ меняется
в процессе оногенеза, психическая функция
опирается на разные системы совместно
работающих зон мозга. Это очень важно
при проведении синдромного анализа в
детском возрасте.
В данном реферате будут описаны
нейропсихологические синдромы детского
возраста.
Нейропсихологический
синдром.
Ошибки. Которые допускает ребенок
при выполнении того или иного
задания могут указывать на нарушение
той или иной психической функции.
Это может быть по двум причинам:
а) нарушение работы психической
функции;
б) несформированность психической
функции.
Таким образом, следует различать
симптомы, связанные с повреждением
и симптомы, связанные с недостаточной
функциональной зрелостью того или
иного участка мозга.
Это означает, что в первую очередь
ошибки, рассматриваемые как нейропсихологические
симптомы, должны быть соотнесены не с
нарушениями того или иного звена психической
функции, а с возрастной продуктивностью
ребенка в выполняемом задании. Продуктивность
должна соответствовать возрастному периоду
и может оказаться иной, чем у взрослого
человека. Под продуктивностью здесь понимается
степень соответствия выполняемых действий
и их алгоритма предметному содержанию
деятельности.
Таким образом, для дифференциации
симптомов повреждения и несформированности
необходимо сопоставлять результаты выполнения
заданий ребенком с результатами взрослого
человека, а также с результатами большинства
детей одновозрастной популяции. Более
низкие результаты в сравнении с взрослыми,
но совпадающие с результатами других
детей из возрастной группы свидетельствуют
о том, что степень сформированности того
или иного звена психической функции у
ребенка еще не достигла окончательного
уровня, но соответствует возрастному
нормативу. На основании таких результатов
можно описать синдром несформированности,
соотносящийся с незрелостью соответствующей
мозговой структуры. Совпадение результатов
ребенка и взрослого говорит о сформированности
соответствующего звена. Если результаты
ребенка более низкие в сравнении с
результатами детей из аналогичной возрастной
группы, то это указывает на повреждение
того или иного звена психической функции.
В этом случае можно описать синдром, соотносящийся
с повреждением соответствующей мозговой
структуры.
Таким образом, можно выделить следующие
синдромы отклоняющегося развития:
- Функциональная несформированность префронтальных (лобных) отделов мозга.
- Функциональная несформированность левой височной области.
- Функциональная несформированность межполушарных взаимодействий транскортикального
уровня (мозолистое тело). - Функциональная несформированность правого полушария мозга.
- Функциональная дефицитарность подкорковых образований (базальные ядра) мозга.
- Функциональная дефицитарность стволовых образований мозга – дисгенетический синдром.
Данная классификация на «синдромы
несформированности» и «синдромы
дефицитарности» связана с тем,
что субкортикальные образования
к концу первого года жизни
ребенка практически завершают
свое структурно-морфологическое развитие.
А следовательно, начиная с этого возраста
из состояние может обозначаться как «препатологическое»,
«субпатологическое», но никак не «несфрмированное»,
«функциональная несформированность»
может иметь место только там, где продолжается
морфофункциональный онтогенез той или
иной мозговой структуры. Например, височные
отделы мозга продолжают развиваться
до 9 лет, а лобные до 12-15 лет.
Функциональная несформированность
префронтальных (лобных) отделов мозга.
У ребенка с такими нарушениями
нарушено внимание, он не может сосредоточиться,
быстро устает от занятий. Его трудно на
долго заинтересовать, он вял и равнодушен
практически ко всему, особенно это связано
с выполнением школьных заданий. Он и в
повседневной жизни не проявляет выраженного
к чему-то интереса. Его не волнуют ни поощрения,
ни наказания, особенно в старшем возрасте.
Социальные нормы и ценности не являются
для таких детей аксиомами. В качестве
императивов их деятельности почти всегда
выступает зримая перспектива абсолютно
материализованного поощрения или наказания.
Впрочем, с возрастом притягательность
награды или страх перед предстоящей расплатой
перестают быть для них побуждающим стимулом;
вернее, порог последнего все более и более
возрастает.
Упражнения по русскому языку выполняются
наполовину, часты пропуски букв, а
иногда и слов; впрочем, такой ребенок
может одно и то же слово написать дважды,
а при написании букв многократно повторить
какой-то ее элемент; для него практически
недоступно понятие «красная строка».
Арифметическая задача из трех действий
выполняется в одно; проверка решенной
задачи и правильное написание ответа
являются исключением. Если в предыдущем
примере надо было вычитать, такой ребенок
и дальше станет вычитать, а не выполнять
ту задачу, которая перед ним поставлена
(например, складывать). Чтение может быть
достаточным, но плохо интонированным,
монотонным, без смысловых ударений, вследствие
чего страдает понимание прочитанного
и, естественно, пересказ, зачастую доходя
до полной невозможности хоть отчасти
воспроизвести сюжет; вместе с тем пересказ
по вопросам — достаточен. Любая учебная
программа усваивается ребенком с трудом,
а подчас и с отвращением — ведь она всегда
сопряжена с соблюдением ряда правил,
а это практически недоступно таким детям.
В обследовании он медлителен, монотонен,
вял, не всегда удерживает программу эксперимента.
Его взгляд бездонен и равнодушен, и однозначно
свидетельствует о полном отсутствии
какой бы то ни было эмоциональной включенности
в происходящее. Часто он бросается импульсивно
что-то делать, не дослушав задание до
конца; не обнаруживает заинтересованности
в получении лучших результатов.
Однако в течение
эксперимента обнаруживается, что в
конце ребенок способен выполнить достаточно
сложные задания, то есть истинного истощения
не происходит. Если намеренно ускорить
темп и не давать ребенку расслабиться,
он выдержит его без особого труда. Всегда
очевидна явная диссоциация между эффективностью
игровой и учебной деятельности, склонность
к регрессивным формам поведения, предпочтение
к типу реагирования по принципу «всем
телом и с диким воплем». Патогномоничным
именно для данного синдрома является
отчетливая недифференцированностъ рефлексивных
структур психики в сочетании с ригидным
симбиозом со значимым взрослым.
Основным радикалом, объединяющим
внешне разнородные феномены, выступает стремление
ребенка к упрощению программы вне зависимости
от конкретной задачи; инертному стереотипному воспроизведению
ранее заданной программы или неконтролируемой
актуализации слов, изображений или сюжетов
из предыдущих тестов; в целом — тенденция
к персевераторному стилю деятельности.
Внедрение внешних опор
и контроль со стороны взрослого
(психолога, педагога, мамы): «Ты все нарисовал?»,
«Внимательно!» — или просто недоумевающие
жесты, мимика или междометия существенно
повышают продуктивность, равно как и
дробление заданной программы на последовательные
подпрограммы.
Особое внимание привлекает крайне бедная речевая продукция ребенка. Она носит преимущественно реактивную, репродуктивную форму, примитивна
по синтаксису и разнообразию выразительных
средств, часты эхолалии. Снижена обобщающая функция речи, что наиболее
ярко проявляется в интеллектуальных
тестах, в процессе сюжетно-смысло-вой
и причинно-следственной интерпретации
воспринимаемой информации. Практически невозможна активная развернутая самостоятельная речевая
продукция. При этом все базисные характеристики
речи (фонематический слух, артикуляция,
номинация и т.д.) интакт-ны. Первично достаточными
являются праксис, гнозис, память.
В совокупности перечисленное
приводит к выводу о том, что основным патологическим
фактором в данном случае является недостаточность произвольного
внимания, речевой саморегуляции, программирования,
целеполагания и контроля за протеканием
собственной деятельности. Иными словами,
имеет место функциональная не-сформированность лобных отделов мозга,
прежде всего левого полушария.
Поразительной оказалась
возрастная динамика данного синдрома, свидетельствующая о глобальной перестройке
функционального вклада лобных структур мозга в организацию
поведения человека.
Было зафиксировано, что в возрасте 3—4
лет на первый план у таких детей выступает
псевдоаутичный фасад, с соответствующим
отвержением коммуникаций и инертно-персевераторным
стилем деятельности. В 6—7 лет, когда начинается
активный этап формирования электрофизиологических механизмов системной
организации процесса произвольного внимания, наиболее ярко
обнаруживали себя элементы полевого
поведения, повышенная откликаемость
и отвлекаемость, обилие системных персевераций.
К 12 годам на первый план выступала интеллектуальная
сниженность, невозможность самоконтроля
и прогнозирования ситуации; тенденция
к глобальному копированию, «отзеркаливанию»
значимого взрослого без какой бы то ни
было критики к нему и самому себе.
Речь таких детей
не достигает того уровня развития, когда она становится
организатором и конструирующим фактором
их деятельности. Из-за этого нормальное
развитие других познавательных процессов (при отсутствии саморегуляции
и самоконтроля) не приводит к адекватной адаптации к новым социальным
условиям. Именно поэтому привлечение
внешних опор, в первую очередь организующая
(и достаточно жестко регламентированная)
деятельность со стороны взрослого, должно
стать основой для психологической работы,
ориентированной на формирование у ребенка
внутреннего алгоритма функционирования в новой социальной
(учебной ) реальности.
Функциональная несмформированность
левой височной области.
Отличительной чертой синдрома
функциональной несформиро-ванности височных структур левого полушария
являются изолированные трудности речевого звукоразличения
(фактор фонематического анализа и синтеза). Хотя из дальнейшего описания станет
ясно, насколько базисную роль в детстве
играет данный фактор для формирования
практически всех психических процессов.
Это обстоятельство еще раз подчеркивает
(на модели недостаточной функциональной активности левой височной доли) значимость
своевременного созревания в онтогенезе
межсистемных мозговых связей.
В жалобах такого ребенка часты
ссылки на то, что учитель говорит
очень быстро, много непонятных слов, а
в классе всегда очень шумно. Родители
же, помимо вопиющей безграмотности ребенка,
отмечают, что им приходится по нескольку
раз окликать его, прежде чем он отзовется
и поймет, что от него требуется. В более
грубых случаях такого ребенка легко узнать по
тому, что на первую же вашу просьбу повторить несколько слов или
задание, которое вы ему дали, он, напряженно
вглядываясь, спросит: «Как? Повторите
еще раз».
Источник