Нейропсихология и его основные синдромы
Синдромы – закономерное сочетание симптомов, в основе которых лежит нарушение или выпадение того или иногофактора, вследствие локального поражения головного мозга.
Синдромы зависят от локализации:
1) Синдром поражения теменно-затылочных отделов:
фактор модально-специфический, зрительный. Оптико-пространственный анализ и синтез.
- зрительные агнозии
- нарушение зрительной памяти – сужение объема, повышенное внимание интерференции.
- нарушение зрительного внимания (нарушение правого полушария – левостороннее игнорирование в зрительной информации)
- в интеллектуальной сфере – конструктивный интеллект, те интеллектуальные операции, где требуется анализ пространственных отношений.
- двигательная сфера – пространственная апраксия. Нарушение двигательного акта, связанного с пространством.
2) Синдром поражения зоны TPO.
- нарушение фактора: симультанный и пространственный анализ и синтез. Целостность и пространство.
- симптомы – нарушение ориентации в пространстве (право, лево), двигательно-пространственная, конструктивная апраксия, нарушена зеркальность в отображении букв.
- семантическая афазия
- интеллект – первичная акалькулия, нарушение счета вследствие распада разрядного строения числа.
- нарушение наглядно-образного мышления. Больной не может прочесть карту, схему.
3) Теменные синдромы.
Верхнетеменные и нижнетеменные. Модальноспецифический фактор – кожнокинестетический фактор. Все, что связано с тактильным, симультанным синтезом.
Наблюдаются мнестические нарушения, а именно снижение тактильной памяти. Тактильное невнимание. Игнорирование какой-либо стороны в плане кожно-кинестетического восприятия.
– Верхнетеменной синдром связан с проприоцепцией и симультанным синтезом. При нарушении, возникает соматоагнозия. Человек не может сориентироваться с положениями частей тела.
Соматопарагнозия – соматический обман (например: кажется, что руки до пола…).
– Нижнетеменной синдром – связан с отдельными участками тела: артикуляционный аппарат и руки. Возникает тактильная агнозия, кинестетическая апраксия (рука как лопата, не может сложить руку, как надо).
Нарушение артикуляции в виде афферентной моторной афазии.
Оральная апраксия (входит в состав афферентной моторной) – нарушение движения рта.
4) Височные синдромы.
Висок отвечает за модально-специфические факторы. Слуховое восприятие, слухоречевая память. Анализ слуховой информации. Выделяют 2 височных синдрома:
- синдром – поражение зоны Т1 – зона Вернике – сенсорная афазия – нарушение фонематического слуха (сенсорная афазия – распад чтения, письма, отчуждение смысла слов).
- синдром – поражение зоны Т2 – средний висок и нижний. Нарушение слухоречевой памяти. При его поражении возникает аккустико-мнестическаяафазия. Нарушение письма, нарушение понимания длинных текстов, устного счета.
- синдром поражения правого виска. Фактор – слуховое восприятие. Все, что связано со слуховым анализом, и в восприятии и в памяти будет нарушено. Слуховая агнозия, аритмия, амузия, нарушение интонационного аспекта речи. Нарушение слухового внимания.
5) Лобные отделы
(За центральную борозду в премоторные отделы) – премоторные синдромы – прецентральная извилина – двигательная система. Нарушение модально-специфического фактора, обеспечивающего корковую организацию движений.
2 синдрома: верхний, нижний.
- При поражении верхних премоторных отделов возникает кинетическая апраксия (переключение от одного движения к другому). Двигательное невнимание. Интеллектуальные нарушения в виде динамический нарушений. Трудности переключения. Инертность. Снижение подвижности психических процессов.
- Нижние премоторные отделы. Кинетическая апраксия реже наблюдается. Зона Брока и нарушение речи в виде моторной эфферентной афазии (афазия Брока). Может наблюдаться в ряде случаев – динамическая афазия.
6) Синдром поражения префронтальных отделов
(лобные синдромы). Целеполагание, программирование. Нарушение общего поведения и личности больного.
Поведение становится спонтанно-импульсивным. Очень много штампов. Одинаковая реакция на что-либо. Изменение мотивации. Нарушение произвольной мотивации и деятельности в целом. Нарушение эмоциональной сферы: эйфория, депрессия. В плане движения – регуляторная апраксия. Возникают системные персеверации. Динамическая афазия. Адинамия познавательной деятельности. Характерна инертность, ригидность. Нарушение мнестической деятельности (память), псевдоамнезия.
Источник
Понятие и сущность нейропсихологических синдромов
Определение 1
Синдром в нейропсихологии – это закономерное сочетание определенных симптомов, нарушений высших психических функций.
При этом в основу такого сочетания положены нарушения или выпадения какого-либо фактора, которые происходят в результате локального поражения головного мозга. Такие поражения могут возникнуть как следствие ранений, кровоизлияний, опухолей и т.д.
Исследование нейропсихологических синдромов является основной задачей клинической нейропсихологии и происходит посредством специальных методов, которые были разработаны А. Р. Лурия. Такие синдромы могут возникнуть только как результат поражения коры головного мозга. Однако необходимо отметить, что речь идет только о вторичных и третичных корковых полях. Если поражение затрагивает только первичные поля, происходит элементарное расстройство сенсорных и двигательных функций.
В каждом синдроме можно выделить:
- Первичные нарушения, которые возникают в результате непосредственного поражения определенной мозговой структуры;
- Вторичные нарушения, которые базируются на первичных.
Они могут проявляться в расстройстве функций, нормальное осуществление которых будет возможно только если сохранится соответствующее звено функциональной системы, которое связано с функционирование пораженного участка мозга. Например, если происходит поражение височных отделов, нарушается речевой слух (звуковой анализ и синтез речи). Это приводит к нарушению понимания устной речи, чтения и т.д. Иными словами, изначально возникает первичный дефект (поражение височного отдела), который оказывает влияние на появление вторичных нарушений (непонимание устной речи).
Виды нейропсихологических синдромов
Все синдромы в нейропсихологии зависят от локализации поражений мозга. В связи с этим выделяют поражения наружных, внутренних и нижних отделов коры головного мозга. Наиболее изученными являются наружные поражения. Особое внимание уделяется локальным поражениям головного мозга у детей.
Таким образом, можно выделить:
- Синдром поражения теменно-затылочных отделов, который приводит к зрительным агнозиям, нарушению зрительной памяти, внимания. В результате могут появиться нарушения в интеллектуальной и двигательной сфере. Например, при нарушении вторичных корковых полей затылочных отделов мозга могут проявляться расстройства в восприятии букв и цифр, что, в дальнейшем, приведет к нарушению чтения;
- Синдром поражения зоны ТРО (височной, теменной и затылочной коры), симптомами которого является нарушение координации, счета, зеркальности в отображении букв и т.д. В этом случае у больного отсутствует ориентировка в пространстве, возникают дефекты организации движения, могут появиться расстройства в понимании определенных логико-грамматических конструкций;
- Теменные синдромы – поражения теменной зоны, приводящие к снижению тактильной памяти, нарушению артикуляции, оральной апраксии (нарушению движений рта) и т.д.
- Височные синдромы – поражения данной области могут привести к нарушениям слухового восприятия и слухоречевой памяти. Результатом может стать отсутствие понимания текстов, устного счета, неспособность писать что-то и т.д. Здесь первичным дефектом выступает нарушение речевого или неречевого слуха, а вторичным, например, расстройство музыкального слуха;
- Синдромы, связанные с поражениями лобных отделов, которые отвечают за двигательную систему. В таком случае могут возникнуть расстройства координации, управления различными движениями, нарушения речи, осязания;
- Синдром поражения префронтальных отделов, в результате которого нарушается общее поведение и личность больного. В этом случае характерным является инертность и ригидность, нарушение эмоциональной сферы, поведение человека может стать спонтанно-импульсивным;
- Синдром поражения премоторных областей, которое может привести к нарушению переключения движений, двигательным и речевым персеверациям. У больного может наблюдаться инертность психических процессов.
Еще одной классификацией синдромов в нейропсихологии выступают поражения медиобазальных отделов коры головного мозга. Здесь можно выделить:
- Синдром поражения медиальных отделов лобных долей мозга, результатом которого становятся нарушения в эмоциональной сфере. У больного появляется эйфория, эмоциональная неадекватность поведения, некритичность. Основным симптомом такого поражения выступает нарушение системы регуляции неспецифической активации. Например, снижение уровня бодрствования, нарушение памяти и т.д.;
- Синдром поражения медиобазальных отделов височных долей мозга. В этом случае происходят изменения в аффективных процессах, появляются расстройства памяти, нарушаются состояния бодрствования, сознания;
- Синдром поражения медиальных теменных и затылотеменных отделов мозга. Нарушения, связанные с этим синдромом, являются малоизученными.
Если происходит поражение расположенных по средней линии подкорковых структур, возникающие нейропсихологические синдромы будут зависеть от степени такого поражения. Как правило, результатом становится расстройство в цикле «сон-бодрствования», меняется состояние сознания, появляются нарушения в памяти и внимании. Синдромы поражения иных подкорковых структур недостаточно изучены.
Следует отметить, что у детей и у взрослых по-разному проявляются синдромы поражения определенных областей головного мозга. Например, если происходит поражение зон левого полушария, у взрослых больных могут возникнуть речевые нарушения, а у детей – пространственные расстройства. Изучение подобных синдромов относится к области исследования нового направления – нейропсихологии детского возраста.
Источник
Источник