Нервно психическое развитие с синдромом

Нарушение психического развития (НПР) — это психическое состояние, сопровождающееся замедленными темпами формирования психических функций личности, а также, нарушениями познавательной и умственной способности. НПР чаще всего, проявляются в детском и младенческом возрасте.
Основными причинами нарушений психического развития являются:
- наследственные патологии головного мозга;
- хромосомные заболевания;
- пороки головного мозга;
- эпилептический синдром;
- поражения и патологии центральной нервной системы, головного мозга;
- тяжелые заболевания нервной системы и нейрокожные синдромы;
- наследственные эндокринные заболевания;
- соматические патологии;
- нарушения и заболевания органов чувств;
- отсутствие воспитания и педагогическая запущенность.
Формы отклонений в нервно-психическом развитии
- Психическое недоразвитие, типичной моделью которого является умственная отсталость.
- Задержка развития, представляющая собой различные варианты инфантилизма, нарушения навыков обучения, недостаточность высших корковых функций и т.д. В отличие от умственной отсталости, задержка развития характеризуется частичным отставанием в развитии и разной степенью его обратимости.
- Поврежденное умственное развитие подразумевает случаи, когда у ребенка заболеваниям (прежде всего центральной нервной системы) или травмам предшествовал период нормального развития.
- Дифицитарное развитие – это вариант психофизического развития в условиях глубоких зрительных, слуховых и суставно-мышечных аномалий.
- Искаженное развитие представляет собой комбинацию недоразвития, задержки и повреждения.
- Дисгармоническое развитие – нарушения в формировании личности. Свойственной такому типу дезонтогенеза могут быть различные формы психопатий.
Классификация
Сегодня психиатры различают следующие типы нарушений психического развития:
- Патологическое психическое развитие, которое спровоцировано соматическими и психическими патологиями.
- Дисгармоничное психическое развитие.
- Дизонтогенез (искаженное, замедленное и поврежденное развитие).
- Дегенеративное психическое развитие, которое связано с эпилепсией или другими психическими заболеваниями.
- Необратимое психическое недоразвитие.
Кроме этого, существуют еще несколько типов НПР. Медспециалисты классифицируют их по шизофреническому процессу:
- Умственная отсталость.
- Ретардация.
- Асинхрония.
По клинических формах различают:
- Соматопатия.
- Аутизм.
- Акселерация.
- Инфантилизм.
По типу олигофрении НПР обладают следующими формами:
- Психопатическая.
- Анализаторная.
- Нейродинамическая.
- Неосложненная.
Этапы формирования психики ребенка
Формирование психики ребенка, как и всего в этом мире, подразделяется на этапы, их всего четыре:
- Моторный этап. Проходит на первом году жизни и характеризуется обретением двигательных умений и навыков
- Сенсорный этап. Он продлится от года до трех. Характеризуется осознанием действий и развития внимания, мышления, сознания, восприятия и целенаправленной деятельности.
- Аффективный этап. Он пролегает между двумя основными кризисами личности — кризисом трех лет и подростковым кризисов. Ему свойственно проявление индивидуальности в поведении
- Идеаторный этап. Подростки его проходят в 12-14 лет. В это время формируется абстрактное мышление, умение строить планы на будущее, усваивать сложные понятия и суждения.
Особенно внимательно за детьми следят в первые годы жизни, это все потому, что именно тогда нервно-психическое развитие проходит наиболее стремительно. Существуют определенные таблицы диагностики нервно-психического развития детей. Они есть у каждого доктора, неоднократно публиковались как в печатных так и в Интернет изданиях.
Нервно-психическое развитие детей первого года жизни
Важнейшим параметром гармоничного развития малыша первого года жизни является оценка нервно-психического развития. Она проводится врачами- педиатрами по следующим показателям:
- Зрительно-ориентировочные и слуховые ориентировочные реакции;
- Эмоции;
- Общие движения;
- Движения руки и действие с предметами;
- Подготовительные этапы развития и понимания речи;
- Навыки и умения.
Основные закономерности психического развития ребенка
Для того чтобы обеспечить должную профилактику развития и не допустить задержки психического развития необходимо соблюдать несколько правил:
- Обязательное посещение врача в соответствии с графиком. Дети с задержкой психического развития идут по индивидуальному графику, с обязательным посещением невролога.
- Должны быть опробованы и использованы все методы и способы развития интеллектуальных особенностей ребенка, особое внимание уделено роли игры в психическом развитии ребенка;
- Обязательное наблюдение за детьми, имеющими факторы риска. Для этого врач невролог прописывает схему, разъясняющую этиологию нервных нарушений;
- При каждом выявленном нарушении или отклонении в психическом развитии детей дошкольного возраста обязательным является полное выполнение мероприятий, коррекционных мер и назначений специалиста.
Почему происходит задержка психического развития?
Биологические причины:
- мама перенесла во время беременности какую-то болезнь либо чем-то хронически больна (диабет);
- токсикоз;
- мама, будучи беременной, курила, пила и, хуже всего, употребляла наркотики;
- если у родственников малютки есть неврологические, психические заболевания;
- патологические роды (преждевременные, кесарево сечение, ошибка врача);
- разные инфекционные заболевания, которые малыш перенес в раннем детстве.
Социальные причины:
- неблагополучная семья;
- нет контакта с матерью;
- с малышом мало общаются, играют, дают ему недостаточно информации, ничему не учат;
- для крохи делают все, что ему не нужно совершать даже малейших усилий;
- постоянная агрессия со стороны окружающих (бьют, кричат);
- психологические травмы (отец избивает мать в присутствии детей).
Диагностика задержки психического развития (ЗПР)
Задержка психического развития у может быть диагностирована только в результате всестороннего обследования ребенка психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК) в составе детского психолога, логопеда, дефектолога, педиатра, детского невролога, психиатра и др. При этом производится сбор и изучение анамнеза, анализ условий жизни, нейропсихологическое тестирование, диагностическое обследование речи, изучение медицинской документации ребенка. В обязательном порядке проводится беседа с ребенком, исследование интеллектуальных процессов и эмоционально-волевых качеств.
На основании сведений о развитии ребенка члены ПМПК выносят заключении о наличии задержки психического развития, дают рекомендации по организации воспитания и обучения ребенка в условиях специальных образовательных учреждений.
С целью выявления органического субстрата задержки психического развития ребенок нуждается в обследовании медицинских специалистов, прежде всего, педиатра и детского невролога. Инструментальная диагностика может включать проведение ЭЭГ, КТ и МРТ головного мозга ребенку и т. д. Дифференциальная диагностика задержки психического развития должна проводиться с олигофренией и аутизмом.
Лечение нарушений психического развития
Лечением нарушений психического развития занимаются педиатры, психологи, неврологи, логопеды, психиатры и дефектологи. Терапия должна быть направлена на гармоничное взаимодействие этих специалистов и их методов.
Для назначения точного вида лечения необходимо установить причины нарушений и их тип. Основной задачей лечения является длительная коррекция развития ребенка.
В состав медикаментозной терапии должны входить следующие препараты: ноотропы, сосудистые и противосудорожные, противовоспалительные и иммуностимулирующие. В качестве дополнения назначают витаминную терапию.
При нарушениях психического развития назначают определенные виды реабилитации. К ним можно отнести:
- коррекцию психологического характера, включающую занятия с дефектологом и психологом, направленную на восстановление познавательной функции, речи и памяти, эмоционального восприятия, коммуникации и социальной адаптации;
- коррекцию логопедического типа, включающую занятия с логопедом, направленные на формирование правильной речи и звукообразование, устранение дефектов произношения, вырабатывание навыков и способностей для содержательной речи;
- сенсорные упражнения с психологом для восстановления чувствительности, улучшения восприятия и психологической разгрузки;
- аппаратные занятия с биологической обратной связью, направленные на тренировку внимания и запоминания, регулирование ребенком собственного восприятия;
- релаксационные упражнения;
- лечебную физкультуру и гимнастику для стимулирования физического и психического развития;
- физиотерапию, включающую тепловые, водные и электропроцедуры.
Подходы в психотерапии детских неврозов
Закономерности психического развития детей сейчас таковы, что помимо определенных стадий, они обязаны быть ознакомлены с возможными отклонениями в нервно-психическом развитии. В психотерапевтической помощи могут нуждаться дети с синдромом жестокого обращения, врожденными нарушениями и аномалиями развития, психическими травмами, логоневрозами, посттравматическими стрессовыми расстройствами. Противопоказаниями к проведению подобного вида лечения являются: умственная отсталость, тяжелые органические заболевания нервной системы, возраст до четырех лет.
Этапы психотерапевтической помощи:
- контакт;
- контракт;
- собственно психотерапия;
- завершение и окончание.
Методы психотерапии, которые могут применяться у детей дошкольного возраста:
- арт-терапия;
- внушение (суггестия);
- игровая терапия;
- музыкотерапия;
- психотерапия творческим самовыражением;
- дебрифинг.
Профилактика задержки психического развития (ЗПР)
Чтобы быть спокойными и уверенными в том, что нервно-психическое развитие сына или дочери протекает нормально, родителям следует озаботиться профилактикой нарушений и отставания.
- Необходимо посещать врача регулярно в соответствии с намеченным планом. Дети, находящиеся в группе риска, имеют свой особый график, в который входит обязательное наблюдение и контроль врача-невролога.
- Нужно использовать все доступные развивающие игры и занятия, повышающие интеллект. Однако не следует перегружать ребенка ранним обучением: языки, секции, кружки. До школы игровая деятельность должна быть основной.
- Обязательное наблюдение за детьми, находящимся в группе риска. Это касается не только родителей и врачей, но и воспитателей в детском дошкольном учреждении, а затем и учителей в школе.
- При любом выявленном врачом нарушении или отклонении точно выполнять предписания врача в полном объеме.
Автор: Левио Меши
Врач с 36 летним стажем работы. Медицинский блогер Левио Меши. Постоянный обзор животрепещущих тем по психиатрии, психотерапии, зависимостям. Хирургии, онкологии и терапии. Беседы с ведущими врачами. Обзоры клиник и их врачей. Полезные материалы по самолечению и решению проблем со здоровьем.
Посмотреть все записи автора Левио Меши
Источник
Нарушение психического развития (НПР) – это психическое состояние, сопровождающееся замедлительными темпами формирования психических функций личности, а также, нарушениями познавательной и умственной способности.
Причины нарушений психического развития
НПР, чаще всего, проявляются в детском и младенческом возрасте. Эти психические отклонения связаны с различными патологиями, факторами и травмами. На сегодняшний день к основным причинам нарушения у детей относятся: хромосомные заболевания, наследственные патологии мозга, эпилептический синдром, опухоли головного мозга, патологии и мелкие поражения центральной нервной системы, гидроцефалия, пороки головного мозга, наследственные эндокринные заболевания, тяжелые нейрокожные синдромы и болезни нервной системы, соматические патологии, педагогическая запущенность, отсутствие воспитания, заболевания и нарушения органов чувств.
Самыми серьезными причинами НПР считаются психогенные, социальные, биологические и наследственные факторы. В момент определения главной причины возникновения психического нарушения следует учитывать наличие церебральных и соматических патологий, депривацию, эмоциональное состояние больного и темперамент ребенка.
Биологические причины нарушений включают в себя: мозговые травмы, соматические заболевания, недоношенность, патологии в период беременности, родовые и послеродовые травмы.
Помимо этого, НПР у детей могут быть спровоцированы некоторыми социальными факторами (отрыв от матери, недостаток внимания, социальная изоляция, дефицит развития, обучения и воспитания, неблагоприятные условия в обществе и семье).
Классификация
Сегодня психиатры различают следующие типы нарушений психического развития:
- Патологическое психическое развитие, которое спровоцировано соматическими и психическими патологиями.
- Дисгармоничное психическое развитие.
- Дизонтогенез (искаженное, замедленное и поврежденное развитие).
- Дегенеративное психическое развитие, которое связано с эпилепсией или другими психическими заболеваниями.
- Необратимое психическое недоразвитие.
Кроме этого, существуют еще несколько типов НПР. Медспециалисты классифицируют их по шизофреническому процессу:
- Умственная отсталость.
- Ретардация.
- Асинхрония.
По клинических формах различают:
- Соматопатия.
- Аутизм.
- Акселерация.
- Инфантилизм.
По типу олигофрении НПР обладают следующими формами:
- Психопатическая.
- Анализаторная.
- Нейродинамическая.
- Неосложненная.
Симптомы
Психические расстройства, в основном, сопровождаются навязчивостью, астеническим синдромом, депрессиями, маниакальными состояниями, сенестопатиями, ипохондрическим синдромом, галлюцинациями, бредовыми расстройствами, кататоническими синдромами, слабоумием и синдромами помрачения сознания.
Клиническая картина и симптоматика обычно зависит от факторов, спровоцировавших психическое нарушение, а также, от форм, стадий и типов НПР.
Дети с подобными патологиями, как правило, отличаются эмоциональной неустойчивостью. Им свойственны повышенная утомляемость, колебания настроения, чувство страха, манерничанье, неуверенность, суетливость, фамильярность, недифференцированное употребление слов, малый словарный запас, трудность в произвольном оперировании словами, повышенная вегетативная и общая возбудимость, нарушение сна, желудочно-кишечные расстройства.
Нарушения психического развития у детей, в основном, проявляются в виде искажений (аутизм), психопатии, отсутствия самоопределения, повреждений личностного развития, проблем с познанием и невозможности умственного развития. Эти нарушения, чаще всего, связаны с дисфункцией головного мозга, и, как правило, начинают проявляться еще в раннем детстве.
Также, НПР у детей могут сопровождаться нетерпеливостью, нарушением внимания, недостаточностью концентрации внимания, гиперактивным поведением (множество движений руками и ногами, вращение на месте), тихой речью, сниженным объемом памяти, низкой скоростью запоминания, низкой продуктивностью и проч.
Профилактика
Основную роль в предотвращении НПР у детей играет комплексная система профилактических мер. Профилактику психических нарушений желательно начинать с регулярных консультаций и осмотра у педиатра. Также, родители обязаны научиться проверять психомоторные реакции у ребенка (дабы первые психические отклонения не остались без внимания).
Определить состояние психического развития могут педиатры, логопеды, детские психологи и дефектологи. Точный диагноз и тип НПР устанавливают с помощью диагностических обследований.
Профилактика нарушений психического развития заключается в использовании специальных педагогических, медицинских, социальных и психологических методик проверки малыша. Дабы психическое развитие протекало в правильном направлении, родителям необходимо использовать благоприятное коррекционное пространство, где ребенок сможет развивать логическое мышление, познавательную функцию и приобретать учебные навыки.
Также, одним из основных факторов профилактики НПР является проведение педагогических и медицинских консультаций во время беременности и соблюдение безопасности.
Эффективная профилактика включает в себя:
- Благоприятную среду для психического развития ребенка.
- Исключение конфликтных ситуаций в семье.
- Отсутствие психологических и физических травм в период беременности.
Лечение
В лечении участвуют неврологи, логопеды, педиатры, психиатры, психологи и дефектологи. Эффективность терапии зависит от взаимодействия данных специалистов, а также, их методов.
Дабы назначить точную методику лечения, докторам вначале нужно определить основную причину нарушений развития и их тип.
Медикаментозная терапия при НПР основывается на следующих препаратах: иммуностимулирующие, ноотропные, противовоспалительные, противосудорожные и сосудистые средства. В качестве дополнения может применяться витаминная терапия.
Также, при НПР специалисты прибегают к некоторым видам реабилитации: коррекция психологического характера, сенсорные упражнения, коррекция логопедического типа, релаксационные упражнения, лечебная гимнастика и физкультура и физиотерапия.
Одним из самых важных этапов лечения НПР считается индивидуальная развивающая и учебная программа для малыша. Она разрабатывается психологами и педагогами. Подобные программы основываются на художественных заданиях, хореографических и музыкальных занятиях, а также, на специальных интеллектуальных упражнениях.
Для того чтобы результат лечения НПР был максимально эффективным, терапия должна включать в себя все аспекты (лекарственные препараты, реабилитационные методы и индивидуальную развивающую и учебную программу).
Внимание!
Данная статья размещена исключительно в познавательных целях и не является научным материалом или профессиональным медицинским советом.
Записаться на прием к врачу
Источник
У детей возникают различные психические расстройства: шизофрения, эпилепсия, депрессия, неврозы и экзогенные поражения головного мозга. Однако эти болезни развиваются и у взрослых, хотя симптоматика немного отличается. Поэтому мы разберем специфические для детского и подросткового возраста психические расстройства: детский аутизм, синдром дефицита внимания и гиперактивности, нервные тики, олигофрению, нарушение психологического развития, смешанные эмоциональные расстройства и нарушение социального функционирования.
Психические расстройства у детей и подростков
Детский аутизм (синдром Каннера) – психическое расстройство детского возраста. Проявляется крайней социальной дезадаптацией, стереотипным поведением и специфическими увлечениями.
Одна из теорий происхождения детского аутизма заключается в нарушении созревания межсинаптических связей – «мостов» между нервными клетками, которые передают электрический импульс и информацию. Созревание синаптических связей нарушается из-за генетических сбоев и мутаций в генах.
У аутистов нарушается развитие нервной системы. Первые проявления обнаруживаются в младенчестве, когда ребенок реагирует на внешние события не так, как другие дети. С раннего возраста заметен парадокс: ребенок бурно реагирует на слабые раздражители, и слабо реагирует на сильные. Например, младенец громко плачет и возбуждается из-за тихого телефонного звона, и почти никак не реагирует на громкую музыку.
У здоровых детей после первых нескольких месяцев жизни формируется «комплекс оживления»: ребенок улыбается, смеется и тянется, если увидит маму или папу. У аутистов этот комплекс искажен: младенец может смеяться и улыбаться без присутствия родителей, тянуться к игрушке или светильнику.
К первому году жизни и позже у ребенка младшего школьного возраста нарушается социальная адаптация. Дети не тянутся к сверстникам, их не интересуют привычные общественные мотивы. Их внутренняя жизнь преобладает над внешней: они могут часами проводить за конструктором и рисовать, пока их одногодки играют в социальные игры «дочки-матери» или «казаки-разбойники».
Аутисты избегают прямого взгляда, редко понимают особенности обстановки, как и где нужно сказать или промолчать, как повести себя в той или иной ситуации. Они не привязываются к людям, но сильно привязываются к опекунам, которые заботятся о них.
Дети с аутизмом с трудом распознают эмоции и скрытые невербальные знаки. Им трудно понять и прочувствовать, что сейчас испытывает другой человек.
Хотя некоторые аутисты утверждают, что очень хорошо чувствуют переживания и эмоции собеседника или любимого персонажа из приключенческой книги.
У аутистов мало друзей. Обычно за жизнь они встречают 3–4 близких дружеских связей. Они любят проводить время в одиночестве. Некоторые же аутисты любят общаться и проводить время в компании друзей. Низкая общественная активность связана скорее не с нежеланием вступать в социальный контакт, а с внутренними барьерами, со стеснением. Основная причина – коммуникативные навыки развиты очень слабо.
Также для детского аутизма характерны такие симптомы:
- стереотипия – это бесцельные движения руками, ногами и головой;
- компульсии – навязчивое соблюдение собственных правил; чаще всего – выставлять предметы по определенной закономерности: по цвету, по линии, по размеру;
- предпочтение однообразия и страх перемен;
- узконаправленные интересы: чрезмерная любовь к одному и тому же мультику, игре;
- агрессия, направленная на себя: дети кусают собственные руки, могут вырывать волосы.
Реже у аутистов возникают припадки, неконтролируемые вспышки гнева, недостаток внимания и гиперактивности; наблюдается сниженная способность к обучению и чрезмерная чувствительность. У некоторых аутистов присутствует синдром саванта – выдающиеся способности в запоминании, рисовании или арифметике.
Детское гиперкинетическое расстройство
Им страдает от 3 до 8% детей. Мальчики болеют в 5 раз чаще девочек. Основные признаки – избыточная двигательная активность, недостаток внимания, сниженные способности к обучению и запоминанию новой информации. Такие дети обычно никогда не доводят начатое дело до конца. Из-за дефицита внимания способные дети не могут учиться: они быстро теряют интерес к заданию, переключаются на другие темы, часто дерутся, конфликтуют с учителями, задирают одноклассников.
Одна из причин патологии – минимальная дисфункция центральной нервной системы. При этом признаков органического поражения головного мозга нет. У большинства детей симптомы устраняются самостоятельно после 12 лет. К 20 годам патология самоустраняется.
Расстройства физиологических функций
Сюда относится:
- заикание;
- энурез.
Заикание встречается у 4% детей. Чаще возникает у мальчиков. В среднем возникает в 4–5 лет. У 17% детей заикание имеет наследственную связь. Заикание может быть двух видов: психогенное и дизонтогенетическое. Психогенное заикание возникает после травмирующей психической ситуации, например, после сильного испуга. Дизонтогенетический вариант возникает при органическом поражении головного мозга.
Энурез – это недержание мочи. Бывает психогенным (невротическим) и дизонтогенетическим. Обычно невротический энурез сопровождается другими психическими нарушениями, чаще всего инфантилизмом.
Тики
Возникают у 5% мальчиков и 2.6% девочек. Первые тики обычно появляются после 7 лет. Тики имеют благоприятный прогноз – в подростковом и зрелом возрасте они устраняются самостоятельно. Однако во время школьного возраста усиливаются провоцирующими факторами: тревогой, страхом, волнением, недосыпанием, вниманием окружающих.
Тики могут входить в структуру синдрома Жиля де ля Туретта. Это психическое расстройство характеризуется вокализмами (непроизвольными звуками гортани, произношением матерных слов) и двигательными тиками. Недуг сопровождается навязчивостями, тревогой, неуверенностью в себе, рассеянностью внимания.
Олигофрения
Это врожденное или приобретенное (до трех лет жизни) слабоумие у детей. Дети с олигофренией неспособны обучаться или обучаются с трудом, у них снижена способность абстрактного и логического мышления, нарушена социальная адаптация и сфера самообслуживания.
Кретинизм
Вызван нехваткой йода. Относится к эндокринным заболеваниям, а не к психиатрическим. Сопровождается задержкой умственного и физического развития из-за недостатка гормонов щитовидной железы.
Подростковые психические расстройства
Подростки чаще всего страдают нарушением пищевого поведения (нервная булимия, нервная анорексия, психогенное переедание и психогенная рвота), суицидальными попытками, депрессией, рискованными формами поведениями, ранним алкоголизмом и приемом наркотиков, незащищенными половыми контактами, шизофренией.
Особенности течения основных психических расстройств у детей и подростков
Триада Вальтер-Бюэля или психоорганический синдром возникает из-за органического поражения головного мозга, например, вследствие детских инфекционных заболеваний или черепно-мозговой травмы. Характеризуется тремя симптомами: снижением памяти, ослаблением интеллекта и эмоциональными нарушениями. Психоорганический синдром часто сопровождается общей слабостью, истощенностью и раздражительностью.
Шизофрения у детей протекает более злокачественней, чем у взрослых. Чаще проявляется атипично, без псевдогаллюцинаций и бреда воздействия. Шизофрения – детское психическое расстройство при сохранном интеллекте и памяти. Чаще проявляется гебефренической или кататонической формой.
Второе самое распространенное психическое расстройство – биполярно-аффективное расстройство. Обычно у детей он не возникает, но редко наблюдаются эмоциональные приступы у детей не младше 9–10 лет. В основном дети жалуются на ощущение тоски, нарушение сна, снижение аппетита и запор. Такие дети медлительны, плохо запоминают и концентрируются.
Основные принципы терапии – медикаменты и психотерапия. Особенности лечения зависит от типа заболевания и течения. Медикаментозное лечение психических расстройств у детей преимущественно симптоматическое: назначают антидепрессанты, противотревожные, снотворные, антипсихотические средства, антиконвульсанты.
В психотерапии чаще всего применяется когнитивно-поведенческий метод. Он наиболее эффективен при заболеваниях с нарушенной адаптацией и навязчивостями.
Не существует специфической профилактики нервно-психических расстройств у подростков и детей. Большинство из них имеют наследственное происхождение, то есть причины кроются в генных мутациях, которые невозможно предугадать и предотвратить. Неспецифическая профилактика – здоровый сон и пища, занятия спортом, продуктивные увлечения, демократический тип воспитания.
Оригинал статьи размещён здесь: https://sortmozg.com/psihicheskie-rasstrojstva/u-detej
Источник