Невротические реакции у детей код по мкб 10 у детей

Невротические реакции у детей код по мкб 10 у детей thumbnail

Утратил силу — Архив

Республиканский центр развития здравоохранения

РЦРЗ (Республиканский центр развития здравоохранения МЗ РК)

Версия: Архив – Клинические протоколы МЗ РК – 2007 (Приказ №764)

Категории МКБ:
Невротическое расстройство неуточненное (F48.9)

Общая информация

Краткое описание

Группа функциональных нервно-психических заболеваний с преобладанием эмоционально-аффективных, соматовегетативных расстройств в виде истощаемости, раздражительной слабости, утомляемости при отсутствии психотических симптомов. Неврозы проявляются в форме обратимых непсихотических нарушений нервной деятельности с доминированием эмоциональных и соматовегетативных расстройств, осознаваемых и переживаемых личностью.

Код протокола: P-P-008 “Неврозы у детей”

Профиль: педиатрический

Этап: ПМСП
Код (коды) по МКБ-10:

F44 Диссоциативные (конверсионные) расстройства

F48 Другие невротические расстройства

F50 Расстройства приема пищи

F95 Тики

F98 Другие эмоциональные расстройства и расстройства поведения, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте

Мобильное приложение “MedElement”

– Профессиональные медицинские справочники. Стандарты лечения 

– Коммуникация с пациентами: онлайн-консультация, отзывы, запись на прием

Скачать приложение для ANDROID / для iOS

Мобильное приложение “MedElement”

– Профессиональные медицинские справочники

– Коммуникация с пациентами: онлайн-консультация, отзывы, запись на прием

Скачать приложение для ANDROID / для iOS

Классификация

Неврозы бывают общие и системные (моносимптомные).

1. Неврастения- F 48.

2. Невроз страха- F 40.2.

3. Истерический невроз-F 44.82.

4. Депрессивный невроз- F 41.2.

5. Невроз навязчивых состояний- F42:

– невроз навязчивых движений- F42.1;

– невроз навязчивых мыслей и страхов- F42.0;

– невроз навязчивых состояний смешанного типа- F42.2.

Системные (малосимптомные):

1. Невротическое заикание.

2. Тики.

3. Расстройства сна.

4. Расстройства аппетита.

5. Энурез.

6. Энкопрез.
7. Патологические привычные действия.

Факторы и группы риска

1. Биологические (осложнение течение беременности и родов, нервно-психическое и физическое перенапряжение, соматические болезни, травмы, неблагополучие в семье, психотравмирующие раздражители, индивидуальные особенности личности, характера, темперамента, отклонения в воспитании ребенка, церебральная органическая недостаточность).

2. Психологические.

3. Социальные.

4. Генетическая предрасположенность.

Диагностика

Диагностические критерии

1. Вялость, пассивность, раздражительность, истощение эмоций.

2. Двигательное беспокойство с суетливостью (астазия, абазия, истерическая слепота, припадки, сумеречное расстройство).

3. Отвлекаемость, истощаемость внимания, снижение настроения.

4. Усиление утомляемости к концу дня или недели.

5. Необоснованные страхи (темноты, одиночества, животных, закрытых помещений, школы, болезней).

6. Навязчивые действия, влечения, мысли, повторяющиеся гримасы и движения, тики.

7. Заикание.

8. Энурез.

9. Энкопрез.

10. Расстройство сна, аппетита.

11. «Дурные привычки».
 

Физикальное обследование патологии не выявляет.

Лабораторные исследования: нет.
 

Инструментальные исследования: на ЭЭГ – диффузные изменения, признаки дисфункции диэнцефальных структур мозга; РЭГ показывает негрубые сосудистые нарушения, может быть без особенностей.

Показания для консультации специалистов: невропатолог, в тяжелых случаях психиатр, психотерапевт, при необходимости – кардиолог, гастроэнтеролог.

Перечень основных диагностических мероприятий:

1. Общий анализ крови.

2. Общий анализ мочи.

3. Консультация невролога.

Перечень дополнительных диагностических мероприятий:

1. Эхоэнцефалография.

2. Компьютерная томография головного мозга.

3. Консультация психиатра.

4. Консультация психолога.

5. Консультация окулиста.

6. Консультация сурдолога.

7. Консультация уролога.

Дифференциальный диагноз

Диагноз Клинические симптомы Анамнез Очаговые симптомы со стороны ЦНС Эффект от лечения
Неврастения Раздражительность, повышенная утомляемость, бурные вспышки гнева с криком, плаксивость,
тревожность, снижение
работоспособности, истощение внимания, непереносимость шума, снижение памяти, расстройство сна, обостренная чувствительность к внешним раздражителям и в связи с этим головные боли, боли в сердце, ощущение боли в спине
Психическая травматизация,
длительное
перенапряжение
нервной системы
Нет Положи-
тельный
Астенический
синдром
соматогенного
порядка
Повышенная физическая
утомляемость, апатия,
раздражительность, нарушение сна, головные боли и головокружения
Недавно
перенесенные
соматические или
инфекционные
заболевания
Нет Положи-
тельный
Органическое
заболевание
гол. мозга
(прогрессивный
паралич, церебральный
атеросклероз,
энцефалиты,
опухоль
мозга)
Наряду с вышеуказанными м.б. снижение критики, объективные нарушение памяти, шум в голове,
обмороки, колебания АД
Указание на другие
признаки
органического
поражения ЦНС
до этого
Чаще
всего
присутствуют
Эффекта
нет

Лечение

Цели лечения:

1. Снижение клинических симптомов заболевания.

Читайте также:  Код по мкб 10 синдром элерса

2. Длительная ремиссия.

Немедикаментозное лечение:
1. Регулярное питание, строгий режим сна, пребывание в течение 1-2 часов на свежем воздухе.
2. Выключение из среды, спровоцировавшей заболевание.
3. Индивидуальная или групповая психотерапия.

4. Освобождение от учебы на 1-2 недели.
5. Физиотерапия: теплые солено-хвойные ванны, ножные ванны перед сном, душ Шарко, веерный душ.

1. Нейролептики: галоперидол* 1,5 мг, 5 мг, 10 мл дозе 0,25 табл. мг/сут. внутрь, затем добавляют по 0,25 мг/сут. еженедельно или один раз в 2 нед., подросткам назначают сначала 0,5 мг/сут., затем добавляют по 0,5 мг еженедельно или 1 раз в 2 нед.; в большинстве случаев улучшение наступает при дозе до 5 мг/сут.; пимозид – начальная доза детям – 0,5-1 мг/сут. внутрь, подросткам – 1 мг/сут. внутрь; в большинстве случаев не требуется более 10 мг/сут.

2. Психостимуляторы: метилфенидат в дозе 0,1-0,5 мг/кг.

3. Адаптол 300 мг в таблетке, per os, независимо от приема пищи, курс от нескольких дней до 2-3 мес., до 1 табл. 3 раза в день в зависимости от возраста.

4. Энцефабол по 1 табл.3 раза в день.

5. Ноофен 250 мг в таблетке, per os, до еды. Курс 4-6 недель. Детям до 8 лет по 50-100 мг 3 раза в день, от 8 до 14 лет – по 250 мг 3 раза в день.

6. Микстура Павлова по 1 ст. л. 3 раза в день.

Профилактические мероприятия

Профилактические курсы медикаментозной витаминотерапии, режим сна и отдыха, седативные травы – при провокационных ситуациях без клинических проявлений. Избегать повторных стрессовых ситуаций, перенапряжения, переутомления.

Дальнейшее ведение, принципы диспансеризации
Диспансеризация в течение 12 месяцев, осмотр невропатолога каждые 3 месяца.

Перечень основных медикаментов:

1. *Галоперидол 1,5 мг, 5 мг, 10 мг табл.; 5 мг/мл амп.

2. Адаптол 300 мг табл.

3. Пимозид 0,5-1 мг табл.

4. Энцефабол 0,25 мг табл.

5. Ноофен 250 мг табл.
 

Перечень дополнительных медикаментов:

1. Метилфенидат 100 мг, 500 мг табл.

2. Микстура Павлова 200 мл во флаконе

3. Фитопрепарат с седативным действием (валериана, пассифлора, зверобой, боярышник, мелиса, хмель, бузина) 5,0 мл во флаконе

Индикаторы эффективности лечения:

– снижение симптомов невроза;

– длительная ремиссия;

– психологическая реабилитация;

– социальная реабилитация в семье и обществе.
 

* – препараты, входящие в список основных (жизненно важных) лекарственных средств

Госпитализация

Показания к госпитализации

Большинство неврозов можно лечить амбулаторно, с последующей реабилитацией в санаторно-курортных условиях. Показанием к экстренной госпитализации являются тяжелые клинические проявления истерии, плановая госпитализация – при неэффективности амбулаторного лечения.

Информация

Источники и литература

  1. Протоколы диагностики и лечения заболеваний МЗ РК (Приказ №764 от 28.12.2007)

    1. Список использованной литературы:
      1. «Справочник по неврологии детского возраста». Под ред. Лебедева Б.В. М.,
      1995 г.;
      2. «Справочник врача общей практики». Дж. Мерта,1998 г.;
      3. «Детская психоневрология». Под ред. Булаховой Л.А. Киев, 2001 г.;
      4. «Лечение заболеваний нервной системы». Учебное пособие Российская
      Медицинская
      5. Академия Последипломного Образования. Москва, 2002 г.;
      6. «Клиническая психиатрия». Руководство для врачей. Каплан Г., Седок Б. М.,
      1998 г.;
      7. Tonge B. Behavioral emotional and psychosomatic disordes in children and adolec.
      Sydney 1991- 92;
      8. Jarman R. Sleep problems. In Australian Paediatric Review 1992. 2(2): 1-2;
      9. Robinson M. Practical Paediatrics (2nd edition) Melbourne:1990;
      10.Шамансуров Ш.Шс соавт. «Детская неврология». Ташкент, 1995 г.;
      11. «Клинические рекомендации для практических врачей». Глав. ред. академик
      РАМН Денисов И.Н. с соавт., 2002 г.;
      12. Доскин В.А,.Тонкова–Ямпольская Р.В. Новый метод реабилитации детей с
      различными нарушениями поведения. Вопросы современной педиатрии. №2.
      2003. https://pdateam.ru/
      13. Зыков В.П. Клиническая систематизация тиков у детей. https://pdateam.ru/
      14. Коффи Б., Шейдер Р. Тик.Пер. с англ. – М., Практика, 1998. https://pdateam.ru/
      15. Dr. IRENA KAFFEMANIENE. THE EMOTIONAL DEVELOPMENT OF
      VISUALLY
      16. IMPAIRED CHILDREN. SIAULIAI UNIVERSITY. https://www.icevi-europe.org/
      17.Merced L. A. The Treatment of Female Hysteria in Fin-de-Siecle Spain: The
      Discipline of Medical Control. University of Illinois, Urbana-Champaign.
      https://www.history.uiuc.edu/hist.
      18. В кн. Основы клинической психологии. Ч . 1 . , р . 5. www.bookap.net
      19. Patrick D McGorry. Evidence based reform of mental health care. September, 2005.
      www.bmj.com
      20.Шкловский В.М. Психотерапия в комплексной системе лечения неврозов.
      21. info2005logoped.info
      22. Д. де Масо, Л. Раппопорт. Расстройства поведения. Пер. с англ. – М., Практика,
      1997.
      23. https://pdateam.ru/
Читайте также:  Верхнедолевая правосторонняя пневмония код мкб

Информация

Список разработчиков:
д.м.н., проф. Лепесова М.М., заведующая кафедрой детской неврологии АГИУВ

Прикреплённые файлы

Внимание!

Если вы не являетесь медицинским специалистом:

  • Занимаясь самолечением, вы можете нанести непоправимый вред своему здоровью.
     
  • Информация, размещенная на сайте MedElement и в мобильных приложениях “MedElement (МедЭлемент)”, “Lekar Pro”,
    “Dariger Pro”, “Заболевания: справочник терапевта”, не может и не должна заменять очную консультацию врача.
    Обязательно
    обращайтесь в медицинские учреждения при наличии каких-либо заболеваний или беспокоящих вас симптомов.
     
  • Выбор лекарственных средств и их дозировки, должен быть оговорен со специалистом. Только врач может
    назначить
    нужное лекарство и его дозировку с учетом заболевания и состояния организма больного.
     
  • Сайт MedElement и мобильные приложения “MedElement (МедЭлемент)”, “Lekar Pro”,
    “Dariger Pro”, “Заболевания: справочник терапевта” являются исключительно информационно-справочными ресурсами.
    Информация, размещенная на данном
    сайте, не должна использоваться для самовольного изменения предписаний врача.
     
  • Редакция MedElement не несет ответственности за какой-либо ущерб здоровью или материальный ущерб, возникший
    в
    результате использования данного сайта.

Источник

Содержание

  1. Описание
  2. Дополнительные факты
  3. Причины
  4. Патогенез
  5. Классификация
  6. Симптомы
  7. Возможные осложнения
  8. Диагностика
  9. Лечение
  10. Список литературы

Названия

 Название: Неврозы у детей.

Неврозы у детей
Неврозы у детей

Описание

Это нервно-психическое расстройство, возникшее в результате острой или долговременной травматической ситуации. Симптомы включают общие, вегетативно-сосудистые и невротические расстройства. У последних разные клиники: тики, фобии, плохое настроение, изоляция или расторможенность. Диагноз основывается на сборе жалоб, истории развития заболевания и определении причинного фактора. Дополнительные тесты выполняются для исключения аналогичных органических патологий. Лечение включает психотерапевтические, лечебные и физиотерапевтические методы.

Дополнительные факты

 Невроз является общей проблемой для педиатрии и детской психиатрии, поскольку больной ребенок страдает как физически, так и эмоционально. Иногда соматический компонент настолько силен, что невроз сопровождается повышенной болезненностью, склонностью к появлению патологий общего характера с нормальным органическим фоном. Согласно статистике, доля детских неврозов среди всех психоневрологических заболеваний составляет 45%. Мальчики заболевают в 1,5 раза чаще, чем девочки. Пик заболеваемости приходится на старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Неврозы у детей
Неврозы у детей

Причины

 Этиология заболевания разнообразна. Считается, что важный межличностный конфликт между ребенком и членами семьи имеет решающее значение для развития невроза. Во-вторых, в школе существуют различия во мнениях. Пусковые факторы невроза:
 • Социально-психологическая. Эмоциональная изоляция ребенка (единственный в семье, первенец в большой семье), несогласованность в стиле воспитания, вредные привычки родителей, семейные конфликты, перестройка семейных ролей.
 • Социально-культурные. Жизнь в большом городе, темп жизни, который не соответствует навыкам и потребностям ребенка, сложные отношения в команде.
 • Социально-экономические. Неполная семья, неудовлетворительные жилищные условия, досрочное увольнение матери с работы, раннее помещение ребенка в дошкольные учреждения. Сложное течение беременности и родов, лабильная нервная система, наследственные или индивидуальные особенности психики, проблемы с физическим здоровьем, церебральная органическая недостаточность. Хроническая усталость, недосыпание, умственные и физические перегрузки (секции, кружки), пережитый стресс (смерть близкого человека, непроизвольное участие в аварии, драка).

Патогенез

 Патофизиология невроза имеет несколько стадий. В ответ на запускающий фактор процессы торможения или возбуждения в центральной нервной системе прекращаются. У детей возбуждение обычно преобладает над торможением; следовательно, самым ранним ответом обычно является возбудимость мозга. При трансцендентальном действии раздражителя, которое нервная система не может переносить, возникает защитная реакция торможения.
 Организм, адаптируясь к новым условиям, меняет психическую реактивность. Включен каскад неврологических и соматических расстройств. У ребенка внутренний конфликт, основанный на несоответствии требований (родителей, общества) и их жизненного опыта. Пытаясь найти выход, дети играют для них необычные роли, что приводит к дезорганизации нервно-психической активности.

Читайте также:  Лимфедема верхней конечности код по мкб 10

Классификация

 Неврозы у детей классифицируются по полисимптоме проявлений. Согласно международной номенклатуре определяются следующие виды: В клинике существуют различные проявления, в том числе неспецифические проявления. Представителями группы являются неврастения, истерика, депрессивный невроз, невроз навязчивых движений. Неврозы, которые имеют основной симптом. К ним относятся недержание мочи, энкопрез, заикание, аппетит и нарушения сна.

Симптомы

Астенический невроз (неврастения).

 Он формируется у детей с характерной стеснительностью, недоверием. Часто это происходит после длительных инфекционных заболеваний, на фоне хронического стресса или переутомления. Невроз проявляется нарушениями сна, беспокойством, необоснованными страхами. У больного появляется недостаточная чувствительность к обычным раздражителям: шум, интенсивный свет.
 Соматических симптомов, головной боли, дискомфорта в области сердца, желудочно-кишечных расстройств не отмечено. Часто растительные компоненты объединяются: ощущение мурашек, озноб, потоотделение.

Возможные осложнения

 В условиях непризнанных неврозов развиваются тяжелая депрессия, нервная анорексия и аффективные расстройства. При таких осложнениях у детей возможны попытки самоубийства или полное самоубийство. Согласно статистическим оценкам, от 70 до 75% подростков, совершивших попытку самоубийства, имеют травмирующий фактор в семье или в школе. Без своевременной помощи в случае невроза они определяют длительные изменения личности и характера. В зрелом возрасте это приводит к проблемам социализации, нарушению взаимопонимания в браке и формированию неврозов у ​​нерожденных детей.

Диагностика

 Диагностика в основном основана на клинической картине заболевания. Очень важен тщательный сбор жалоб и анамнеза у ребенка и его родителей / родственников. Невроз требует дифференциации с органической патологией нервной системы, астеническим синдромом при общих заболеваниях. Ребенка с подозрением на невроз осматривает детский психиатр. Диагностический алгоритм:
 • Первичная консультация. Родители жалуются на необоснованную вялость или суетливость ребенка, плохой сон, появление непроизвольных, стереотипных движений, гримасы. Из общих симптомов возможны нарушения сердцебиения, дискомфорт в груди, живот.
 • Инструментальные экзамены. ЭКГ не выявляет патологию. На ЭЭГ возможны признаки дисфункции гипоталамо-гипофизарной системы. РЭГ показывает невыраженные сосудистые изменения.
 • Осмотр смежных специалистов. В зависимости от характера жалоб может потребоваться консультация детского кардиолога, невролога, гастроэнтеролога. Как правило, при неврозах узкие специалисты не находят данных об органической патологии у детей.

Лечение

 Большинство детей проходят амбулаторное лечение. Госпитализация подлежит пациентам с тяжелыми формами истерического невроза. Целью лечения является регресс симптомов или достижение долгосрочной ремиссии. Режим лечения комплексный, направленный на физическое и психологическое восстановление. Чтобы получить результат, необходимо исключить фактор или среду, провоцирующую заболевание.
 Из режима мероприятий рекомендуется установить оптимальное соотношение активности и отдыха, правильного регулярного питания. В начале лечения желательно освободить ребенка от уроков на 1-2 недели. Фармакотерапия включает в себя:
 • небензодиазепиновые транквилизаторы: мебикар, гидроксизин;
 • успокоительные средства растительного происхождения, содержащие зверобой, лимонный бальзам, мяту;
 • антипсихотики, в основном галоперидол;
 • психостимуляторы из группы метилфенидатов;
 • ноотропы на основе аминофенилбутировой кислоты;
 • поливитаминные комплексы.

Психотерапия.

 Психотерапевтические методики занимают видное место в лечении неврозов у ​​детей. На протяжении всего курса необходимо повышать самооценку ребенка, формировать чувство сытости и уменьшать беспокойство. Психотерапия проводится в двух формах: индивидуальной или групповой. Одна из разновидностей – семейная терапия – это работа со всеми участниками конфликта, направленная на исправление травматического компонента в семье.

Список литературы

 1. Происхождение детских неврозов и психотерапия/ Захаров А. И. — 2006.
 2. Современные подходы к лечению неврозов у взрослых и детей/ Турсынов Н. И. // Нейрохирургия и неврология Казахстана − № 2 (43). − 2016.
 3. Общие особенности неврозов у детей/ Лимонцева Г. В. , Кузнецова Е. Н. // Материалы конференции «Психологические науки: теория и практика». Москва — 2012.

Источник