Неврозоподобный синдром с дефицитом внимания

У меня на сайте уже были статьи, посвященные различным психологическим проблемам человека, таким, как бессоница, фобии, синдром хронической усталости. В этот же ряд можно поставить и еще одну – проблему нарушения внимания или, как ее принято называть – Синдром дефицита внимания (СДВ). Расскажу об этом подробней.
СДВ и СДВГ
Синдром дефицита внимания (СДВ) – это биологическая незрелость мозга. Как правило, такой диагноз ставится детям. СДВ проявляется в виде повышенной отвлеченности, отсутствием сосредоточения. Например, ребенок сидит спокойно, не двигается, при этом заторможен, когда даешь ему задачки, он начинает что-то делать, но выполнить задание не может.
Также этот диагноз характеризуется высокой импульсивностью и гиперактивностью. Тогда говорят о синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). Это проявляется в том, что ребенок не удерживает внимание, не может сосредоточиться на чем-то, постоянно перепрыгивает с одного места на другое, не отслеживает задания, у него повышенная двигательная активность.
Некоторые взрослые живут с этим синдромом, только не знают об этом. Считают, что это особенность характера, тем более, что какие-то признаки СДВ/СДВГ проявляются у человека непостоянно, а время от времени.
Определить СДВ/СДВГ можно со 100% точностью лишь в школьном возрасте, так как в этот период оцениваются его поведенческие реакции, а также умственное и физическое развитие.
Причины возникновения
Можно выделить три основные причины возникновения этого синдрома:
- наследственность;
- родовая травма;
- педагогическая запущенность.
Наследственность
Существует некий комплекс генетических компонент, о которых мы не знаем. Гены отвечают за синтез веществ, влияющих на биохимию мозга. В результате наличия патологичных генов возникает нарушение биохимии мозга, которое, в свою очередь, приводит к нарушениям работы мозга и психологическим проблемам.
Это можно продемонстрировать на простом отвлеченном примере – диабет. Гены перестают синтезировать вещество – инсулин, который необходим человеку для нормального функционирования его организма.
В работе мозга принимают участие сотни различных биохимических веществ. И нарушение синтеза хотя бы одного из них приводит к проблемам функционирования мозга. Чаще всего эти проблемы отражаются на динамике определенных мозговых ритмов.
Родовая травма
Чаще всего родовая травма проявляется в различных асфиксиях (мозг очень чувствителен к изменению уровня кислорода в крови). Это приводит к нарушению его нормального функционирования. Формируется некоторая патологическая функциональная система, которая отвечает за внимание. Проявлением патологичности может также быть нарушение ритмов головного мозга.
Педагогическая запущенность
Как видно из названия – этот синдром не является заболеванием, так как в данном случае функция внимания и работа мозга не нарушена. Ребенку разрешали делать то, что хочет, и не приучили себя контролировать. В результате у него была сформирована неадекватная система поведения.
Ритмы головного мозга человека
Чтобы двигаться дальше, остановимся на ритмах головного мозга человека. Итак, ритмы головного мозга — это электрические колебания мозга — центрального отдела нервной системы человека.
Альфа-ритм связан с расслабленным состоянием бодрствования или с состоянием покоя. Депрессия (снижение мощности) альфа-ритма может возникать тогда, когда человек находится в состоянии беспокойства, гнева, страха, тревоги и пр.
Бета-ритм (самые быстрые волны) у нормального человека связан с фокусированием внимания, когда мы с открытыми глазами наблюдаем за происходящими событиями или сосредоточены на решении каких-либо задач. При сильном стрессе бета-ритм повышается.
Гамма-ритм очень хорошо наблюдается при решении задач, которые требуют максимального внимания.
Дельта-ритм (медленные волны) связан с восстановительными процессами, особенно во время сна. При многих нарушениях дельта-волны заметно усилены, что практически гарантирует наличие нарушений внимания.
Тета-волны появляются тогда, когда спокойное, расслабленное состояние бодрствования переходит в сонливость, т.е. человек находится между сном и бодрствованием. Высокий уровень тета-ритма может указывать на сильное эмоциональное напряжение.
Перечисленные ритмы – это далеко не все, что регистрируется в головном мозге человека.
Также существуют и другие ритмы, названные буквами греческого алфавита и не только (каппа-ритм, мю-ритм, тау-ритм, лямбда-ритм, сонные веретена), которые участвую в динамике различных функциональных состояний мозга.
Теперь пойдем дальше – к методам лечения СДВ и СДВГ.
Методы лечения
Можно выделить четыре основных методов лечения СДВ и СДВГ:
- медикаментозный метод;
- методика навязанных ритмов;
- психотерапия;
- метод биологической обратной связи (БОС-терапия).
Медикаментозный метод
К сожалению, наиболее распространенным методом лечения психологических заболеваний является медикаментозный метод.
Как правило, химическая структура лекарственных препаратов повторяет структуру химических веществ, которые синтезируются или должны синтезироваться генами, которые, в свою очередь, влияют на увеличение или понижение определенных ритмов головного мозга.
При СДВ и СДВГ бета-ритм снижен в передне-лобных отделах головного мозга, а тета-ритм увеличен в центральных областях. Соотношение тета-ритма и бета-ритма в несколько раз выше нормы. Это говорит о том, что биоэлектрическая активность мозга снижена.
В случае СДВ человеку прописывают активаторы, которые увеличивают быстрые ритмы, в частности, бета-ритм. В случае СДВГ ему прописывают релаксанты, которые снижают медленные ритмы, в частности, тета-ритм.
При этом формальная задача – снижение соотношения тета-ритма и бета-ритма – выполняется.
Проблема только в том, что лекарственные препараты действуют не точечно на повышение или понижение конкретных ритмов в конкретных областях головного мозга, а влияют на ВЕСЬ головной мозг, повышая одновременно ВСЕ быстрые ритмы или понижая ВСЕ медленные.
Чтобы убедиться в этом, на кафедре Психофизиологии был поставлен эксперимент: человеку дали антидепрессант и записали его энцефалограмму (ЭЭГ) до и после приема препарата. В результате, ЭЭГ показала увеличение мощности альфа-ритма по всей голове.
И для полноты картины добавим сюда привыкание (так как, получая химические вещества извне, организм сам перестает их вырабатывать) и побочные эффекты от приема химических препаратов.
Методика навязанных ритмов
Если мы подаем в мозг какие-то стимулы, мозг начинает работать с частотой этих стимулов.
Например, мы мигаем лампочкой, информация от сетчатки передается в зрительную область, и нейроны начинают отвечать. Если есть свет – он ответил, нет – не ответил. Это значит, что происходит усиление того ритма, с которым мы непосредственно работаем, например, во время мигания. И это усиление имеет место только в момент внешней стимуляции, т.е., как только мы прекращаем воздействие, ритмы возвращаются к своему первоначальному уровню.
Другими словами, такая стимуляция не затрагивает подкорковые структуры, где расположены механизмы, которые влияют на изменение биохимии мозга.
Психотерапия
В психотерапии огромное количество моделей, подходов, теорий и направлений.
Каждая из них имеет какую-то свою основу, и патологии описываются с этих позиций. Соответственно, у каждого подхода есть и свой метод лечения. Остановимся на некоторых из них.
Психодинамическая модель
Психодинамическая модель (по Фрейду) рассматривает психические расстройства как результат внутренних конфликтов между психологическими силами (бессознательным и сознанием).
Взаимодействие этих сил проявляется в виде конфликтов, возникающих, как правило, в детском возрасте, и затрудняющих полноценное функционирование психических процессов взрослого человека.
Поведенческий подход
Психологи, работающие в рамках поведенческого подхода, рассматривают психические расстройства как результат неадекватного научения. Лечение заключается в выявлении ситуаций, вызывающих или усиливающих проблемные реакции и, соответственно, переучивании неправильных поведенческих паттернов в правильные.
Десенситизация
Еще один нестандартный психотерапевтический метод. Сначала учат человека расслабляться, а затем в состоянии релаксации дают ему соприкоснуться с пугающими объектами или ситуациями (реальными или воображаемыми).
Экзистенциально-гуманистическое направление
Здесь в качестве основных потребностей личности выделяет потребности самореализации и самоактуализации. Самоактуализация — это развитие способностей человека, когда удовлетворены его базовые потребности. Собственно, сам невроз понимается как следствие невозможности самоактуализации, что связано с недостаточным самопониманием и принятием самого себя. Лечение заключается в создании условий для получения нового эмоционального опыта, который способствует принятию себя и формированию целостного «Я».
Когнитивная терапия
Метод помогает людям распознать и изменить свои ошибочные мыслительные процессы.
Метод биологической обратной связи (БОС-терапия)
Метод биологической обратной связи позволяет человеку самому менять структуру взаимосвязей в своем мозге.
В процессе БОС-терапии человек учится управлять и произвольно менять свои ритмы головного мозга (без какого-либо медикаментозного воздействия). Изменение ритмов отражается на изменении биохимических процессов. Биохимические процессы отражают интенсивность взаимодействия нейронов. Если они начинают активно функционировать, мы видим на электроэнцефалограмме (ЭЭГ), что меняется ритмика, если меняется ритмика, значит, эти группы нейронов начинают активно работать, т.е. начинается синтез необходимых веществ, которые отсутствовали до этого или синтезировались в недостаточном количестве.
СДВ/СДВГ – не приговор. Начинать БОС-тренинги лучше с 5-6 лет. При этом – можно и в старшем возрасте, просто для получения эффекта надо будет больше работать и учиться.
Заключение
И в качестве заключения: учиться никогда не поздно.
Да, со временем мозг теряет свою эластичность. Помню, мне еще во время учебы в институте говорили, что самый лучший возраст для получения знаний – до 22-23 лет (видимо, имели ввиду точные науки – физику и математику). Дальше – сложнее.
На самом деле, человек обладает безграничными возможностями. Если встанет острая необходимость выучить, скажем, китайский язык или научиться играть в шахматы, думаю, любой сможет это сделать в любом возрасте, если только захочет. Просто у одного на это уйдет меньше времени, у другого – больше.
Вообще, что такое учение? Что такое интеллект? Это не то, что ты что-то прочитал и можешь это пересказать. Есть люди – ходячие энциклопедии. При этом они ничего своего не создали. Высокий у него при этом интеллект или нет?
Оригинал: photo-drive.ru
Источник
Большинству современных людей известно такое состояние как невроз. Зачастую он бывает вызван большим количеством стресса в жизни человека, и проявляется в раздражительности, утомляемости, вялости.
В некоторых случаях такие симптомы могут возникать сами по себе, без присутствия стрессовых ситуаций. В такой ситуации симптомы вызваны имеющимися или перенесенными заболеваниями внутренних органов, нервной и эндокринной системы.
Неврозоподобные состояния являются нервно-психическими заболеваниями, которые похожи по проявлениям на неврозы, однако возникают не по причине стрессов, либо психологических факторов. Специалисты склоняются к мнению, что это органическая патология.
Разновидности неврозоподобных состояний
Среди неврозоподобных состояний выделяют астено-невротический, ипохондрический, истерический, обсессивно-компульсивный синдром.
Астенический синдром
Этот синдром не возникает внезапно, а прогрессирует постепенно. Поначалу проявления выражаются в утомляемости и ощущении усталости, эмоциональной неустойчивости и повышенной нервозности.
Затем раздражительность исчезает, и сменяется бездеятельностью и апатией. При этом у человека также появляется безучастность и неправильное восприятие окружающего, искаженная оценка событий.
Пациенты с трудом переносят громкие и резкие звуки, прикосновения, яркий свет, запахи. Также характерными особенностями являются ночная бессонница и дневная сонливость, чрезмерная потливость, постоянные приступы головной боли, боли в сердце, постоянное чувство напряжения и тревожности. Состояние пациента становится хуже при перемене погодных и климатических условий.
Данный синдром часто является началом многих психических заболеваний, однако может также наблюдаться в период лечения от соматических и инфекционных заболеваний.
Обсессивно-компульсивный синдром
Само название говорит о том, что он связан с навязчивыми состояниями. Пациент может быть подвержен навязчивым мыслям, страхам, склонностям, странным ритуалам, бесконтрольным движениям.
Больной понимает нелепость своих состояний и переживаний, однако не может самостоятельно справиться с ними. В некоторых случаях от обсессий возможно избавиться при помощи самоконтроля, однако зачастую эти состояния вновь возвращаются и обращения за медицинской помощью не избежать.
Навязчивые идеи часто являются симптомом неврозов, психопатии, шизофрении, а также тяжелой депрессии.
Истерический синдром
При этом синдроме у больного наблюдается демонстративное поведение и бурные эмоциональные проявления. Все действия больного, его мимика, речь, жесты, идут вместе с чрезвычайно бурными эмоциями, плачем, смехом, криками, заламыванием рук, обмороками и т.д.
Не следует путать это состояние с настоящим истерическим припадком, так как при истерическом синдроме пациент изображает припадок, его действия демонстративны.
Существует вероятность развития пареза, функционального паралича, частичной или полной слепоты, глухоты.
Ипохондрический синдром
При этом синдроме у больного появляется стойкое болезненное опасение за свое здоровье, боязнь тяжелых заболеваний. Такой страх не покидает больного все зависимости от времени суток, или окружающей действительности.
Изначально толчком к таким страхам являются болезненность или дискомфортные ощущения в организме. Пациент начинает искать у себя проявления различных заболеваний, ощущать конкретные симптомы, посещать различных специалистов, требуя диагностировать и вылечить его болезнь.
Комплекс причин
Неврозоподобный синдром зачастую появляется в детском возрасте. Причиной могут быть дородовые нарушения развития, перенесенные в раннем возрасте заболевания и травмы. Когда болезнь появляется в более позднем возрасте, то причины могут быть различны.
Наиболее распространены следующие:
- наличие психических и неврологических заболеваний (шизофрении, эпилепсии и пр.), при этом больной регулярно наблюдается и получает лечение у участкового психиатра;
- наличие органической патологии головного мозга (относительно незначительных нарушений в строении и работе некоторых отделов мозга);
- присутствие хронических инфекций;
- присутствие соматических заболеваний (сердечнососудистой системы, печени и желчного пузыря, желудочно-кишечного тракта);
- наличие хронических заболеваний аллергической природы.
Эти состояния появляются в результате отклонений в работе гипоталамо-лимбических структур мозга (вызванного вышеуказанными заболеваниями), и как следствие развивается расстройство нейродинамики коры головного мозга.
Детские причины
У детей неврозоподобный синдром начинает проявляться в возрастном промежутке от 2 до 7 лет.
Появление синдрома в детстве может возникать по различным причинам. К ним относятся:
- патологии внутриутробного развития, негативное влияние во время беременности (алкоголь, наркотики, табакокурение);
- болезни нервной системы различного происхождения (инфекционного, травматического);
- соматические нарушения (хронические инфекционные воспаления, заболевания желудно-кишечного тракта, сердечнососудистой системы);
- наследственные патологии различных отделов головного мозга.
Особенности симптоматики
Заподозрить неврозоподобное состояние у детей можно при наличии таких симптомов:
- гиперактивности, дефиците внимания, повышенной эмоциональной возбудимости;
- ночных кошмаров, страхов, фобий;
- приступов агрессии, плаксивости;
- пониженного тонуса, слабости;
- тиков, заикания, энуреза;
- запора или диареи;
- тошноты, рвоты;
- повышенной потливости, либо сухости кожи.
У взрослых синдром имеет следующие симптомы:
- быстрые перемены настроения, повышенная тревожность и раздражительность, преобладание негативных эмоций;
- появление сложностей с контролем поведения, агрессии, вспыльчивости;
- рвота и тошнота во время стресса;
- диарея и запоры;
- повышенная утомляемость;
- сонливость, бессонница, кошмары;
- отсутствие аппетита;
- резкое повышение и понижение показателей пульса и артериального давления;
- мнительность, тревожность, необоснованные страхи;
- потливость и слезливость;
- энурез.
У пациента не обязательно должны присутствовать все симптомы из списка. В каждом конкретном случае отличается количество и интенсивность проявления симптомов.
Отличие от неврозов
Неврозоподобные состояния и неврозы имеют одинаковые проявления и симптоматику. Отличие между ними заключается в природе появления.
Неврозы появляются в результате длительных стрессовых ситуаций, которые истощают нервную систему, вызывают тревожность, вегетативные нарушения. Неврозоподобные состояния не имеют психологических причин. Они относятся к органическим заболеваниям. Ранее они носили название «органоиды».
Причиной подобных расстройств является легкая церебральная патология, вызванная патологиями внутриутробного развития, либо появившаяся вследствие перенесенных заболеваний.
К лечению особый подход
Одним из главных признаков, помогающих отличить неврозоподобное состояние от невроза это отсутствие психотравмирующих ситуаций, а также безрезультатность психотерапии.
Необходим поиск органической причины заболевания. Для корректной диагностики невропатолог назначит комплексное обследование, включающее в себя электроэнцефалограмму и магнитно-резонансную томографию, консультацию гастроэнтеролога, кардиолога и эндокринолога.
При лечении данных состояний необходим комплексный подход. Невропатолог составляет программу лечения, основываясь на причинах болезни, симптомах и тяжести проявления болезни.
Основное внимание уделяется устранению причин заболевания (инфекционных, соматических, органических), а затем лечению последствий (нарушений работы мозга и нервной системы).
Программа лечения может состоять из таких пунктов:
- Медикаментозная терапия. Направлена на борьбу с органическими, инфекционными, соматическими причинами болезни, на нормализацию в работе гипоталамуса и головного мозга. Также помогает в снятии агрессии, возбудимости. Врач может назначить и
антидепрессанты.
- Физиотерапия. Невропатологи направляют на процедуры электрофореза с применением кальция, брома, димедрола, аминазина, магния сульфата. Также может быть назначен электросон.
- Психотерапевтическая помощь. Хотя заболевание имеет не психологическую природу, однако заболевание может вызывать стресс.
- Иглотерапия и рефлексотерапия.
- Лечебная гимнастика.
- Санаторное лечение.
Основная рекомендация по профилактике неврозоподобных состояний это внимательное отношение к своему здоровью, и своевременное лечение имеющихся заболеваний.
Также рекомендуется соблюдать режим дня, иметь достаточное количество сна, избегать физических и психических стрессов, иметь полноценное питание, избавиться вредных привычек, заниматься спортом.
Источник