Неврозоподобный синдром у детей что это такое

Для полного понимания такой проблемы, как неврозоподобный синдром у детей, что это такое, и к каким последствиям он приводит, следует рассмотреть причины возникновения такого состояния. Решение данного вопроса позволит предотвратить появление неврозов у подростков.
Виды детских неврозов
Под неврозом понимается функциональное и обратимое расстройство нервной системы. Первичные признаки психических нарушений возникают обычно в возрасте старше трех лет. В некоторых случаях подобные расстройства могут развиваться еще раньше.
В медицинской практике принято выделять следующие виды неврозов у детей и подростков:
- истерия;
- неврастения;
- навязчивое состояние;
- энурез;
- пищевой невроз.
Появление истерических реакций у детей вызывает частую смену настроения и эгоцентризм.
При такой форме нарушений у пациентов как истерический невроз отмечаются судорожные задержки дыхания. Однако клинические явления в данном случае обусловлены поведением ребенка. Дети искусственно вызывают истерию, стремясь привлечь к себе внимание взрослых. Головная боль при неврозе этого типа либо спазмы желудка возникают при условии, что расстройство обусловлено соматической патологией.
При неврастении возникает депрессия. У детей дошкольного возраста неврологические расстройства этого типа вызывают стремление спать дольше необходимого. Они в состоянии депрессии не выказывают интереса в отношении игрушек или подарков.
У подростков на неврастению указывают частые жалобы на боли, локализующиеся в районе сердца или желудка. Ребенок в этом состоянии полагает, что страдает от смертельной патологии.
Неврозы навязчивого состояния вызывают появление беспричинного страха. Причем в качестве объекта, провоцирующего тревожное состояние, могут выступать как реальные вещи или животные, так и абстрактные понятия. Например, подростки опасаются наступления скорого конца света.
Навязчивые состояния характеризуются тем, что дети постоянно выполняют повторяющиеся действия: почесывают нос, теребят ухо, потирают руки и так далее. При таком типе расстройства требуется психологическая коррекция. Дети не способны силой воли избавиться от навязчивости. Но даже если им удается, например, прекратить почесывать нос, в стрессовом состоянии это действие будет заменено другим повторяющимся движением.
Энурез как проявление неврозоподобного синдрома часто выступает в качестве единственного признака, указывающего на психические нарушения. В отсутствии лечения данное состояние делает пациентов замкнутыми, излишне ранимыми.
При пищевом неврозе у детей наблюдается отсутствие аппетита, а после еды возникает рвота. Этот тип расстройства возникает у людей любого возраста вплоть до новорожденных. Без лечения пищевые нарушения провоцирует развитие авитаминоза и анорексии. Часто к расстройству приводят насильственные действия со стороны родителей, которые силой заставляют малыша есть то, что ему не нравится.
Причины неврозов у детей
Причины неврозов у детей носят разнообразный характер. Появление расстройств в первые годы жизни обычно обусловлено биологическими факторами:
- наследственность;
- нарушение внутриутробного развития, что происходит из-за патологий во время беременности матери;
- перенесенные патологии в раннем возрасте.
Позднее неврозы у детей возникают по следующим причинам:
- физическое и умственное переутомление;
- недостаток сна;
- особенности психики пациента (мнительность, повышенная чувствительность).
Также расстройства нервной системы возникают из-за органической патологии головного мозга. Однако основная причина возникновения неврозов в детском возрасте кроется в поведении родителей и социального окружения. В данном случае речь идет о психологической травме.
Неврозы у детей возникают из-за неспособности адаптироваться к изменяющимся условиям. Внешние факторы оказывают угнетающее воздействие на психику, поэтому и возникают нарушения в работе нервной системы.
Особую роль в этом играют родители.Ошибки в воспитании, семейные конфликты могут спровоцировать невротическое состояние. Подобные явления часто возникают у детей с повышенной самооценкой. Из-за эгоцентризма дети постоянно испытывают потребность во внимании со стороны близких людей. В случаях, когда они не получают удовлетворения, у них возникает страх перед одиночеством и другие навязчивые состояния.
Отдельного внимания заслуживает так называемый школьный невроз. Постоянные учебные нагрузки, неправильное поведение со стороны учителей и сверстников вызывают у детей неприятие подобного образа жизни, что приводит к нервным расстройствам.
В действительности самостоятельно выявить причины неврозоподобного состояния достаточно сложно. Поэтому при появлении симптомов нервных расстройств необходима помощь психолога.
Общие признаки и симптомы неврозов
Невроз у детей вызывает различные симптомы. Характер клинической картины определяется множественными факторами. В частности, признаки психического расстройства зависят от возраста пациента. У детей до 6-7 лет патологическое состояние характеризуется боязнью темноты, одиночества, неизвестности. Пациент, испытывающий страх, становится беспомощным и теряет способность совершать простые действия.
У подростков на неврастению могут указывать следующие клинические явления:
Приступы невроза характеризуются повышением температуры тела. Психические расстройства также изменяют поведение пациента. У детей отмечаются:
- ранимость, мнительность;
- зацикленность на конфликте;
- нарушение когнитивных функций;
- непереносимость яркого света, громких звуков;
- проблемы со сном;
- приступы тахикардии.
Во время сильного стресса возможно непроизвольное выделение кала и мочи.
Как лечить невроз у детей?
Диагностика и лечение невроза осложнена тем, что при таких нарушениях симптомы во многом напоминают проявления различных заболеваний.
Поэтому при подозрении на психические расстройства требуется комплексное обследование пациента, в ходе которого уточняются все обстоятельства, которые могут привести к развитию рассматриваемой проблематики.
Какие врачи лечат детский невроз?
При подозрении на детский невроз лечение определяет врач-невропатолог. При этом пациента отправляют на обследование к кардиологу, психологу, эндокринологу и другим специалистам. Такой подход позволяет исключить течение заболеваний, вызывающих описанные выше симптомы.
Медикаментозное лечение
Лечение неврозов у детей медикаментами дополняет психотерапевтическую коррекцию. Лекарственные препараты восстанавливают работу нервной системы и устраняют депрессивное состояние. В зависимости от характера клинической картины медикаментозное лечение включает в себя прием:
- витаминов группы С и В;
- мочегонных сборов и отваров;
- ноотропов («Ноотропил», «Пирацетам»);
- лекарств для лечения астении (подбираются с учетом сложности случая);
- транквилизаторов;
- седативных средств;
- антидепрессантов.
При сильной возбудимости пациента лечение дополняется «Сонопаксом». Принимать антидепрессанты и транквилизаторы необходимо под непосредственным контролем со стороны врача. В ином случае снизится эффективность психотерапии при неврозоподобном синдроме.
Психотерапия
Основу лечения детских неврозов составляют психотерапевтические методики. Для восстановления психического состояния пациента применяются:
- гипноз;
- арт-терапия;
- рациональная терапия;
- игровая терапия;
- суггестивная психотерапия.
Каждый метод лечения подбирается, исходя из характера развития невроза, индивидуальных особенностей психики и причинного фактора.
Психотерапевтическое вмешательство направлено на коррекцию поведения пациента. В особых случаях (особенно, когда лечатся неврозы у подростков) занятия с больным проводятся в группах.
Семейная терапия
Чтобы повысить эффективность лечения неврозов у детей дошкольного возраста, нередко проводятся сеансы семейной терапии. Такой подход позволяет выявить истинную причину развития психического расстройства.
На начальном этапе врач в рамках данного метода лечения устанавливает особенности поведения и взаимодействия внутри семьи. В дальнейшем проводятся консультативные беседы с родителями. Затем назначаются сеансы совместной психотерапии, в которых участвуют взрослые и дети. На этом этапе врач прорабатывает с пациентов и его родителями сценарии, которые могут вызвать негативную реакцию.
Лечение неврозов у подростка также часто проводится в рамках семейной терапии, так как часто именно из-за негативного отношения со стороны взрослых возникают нервные расстройства.
Как снизить риск развития неврозоподобного синдрома?
Профилактика неврозов у детей предусматривает комплексный подход к решению данной проблемы. Важную роль в предотвращении развития нервных расстройств играет психологический климат в семье. Родители не должны конфликтовать между собой на глазах у ребенка. Также им следует скорректировать тактику поведения с детьми, отказавшись от чрезмерного давления.
Рекомендации по профилактике школьных неврозов сводятся к обеспечению умеренных физических и умственных нагрузок.
Кроме того, необходимо постоянно общаться с ребенком, чтобы сразу выявить наличие у того проблем со сверстниками или учителями.
К профилактике неврозов нужно прибегать сразу после появления малыша на свет. Родители должны внимательно следить за поведением детей, отмечая излишнюю требовательность или капризность.
Источник
Малыш тревожный, пугливый и беспокойный. Плаксивый и плохо спит, ночами мучается от кошмаров. Обеспокоенные родители ищут причину: вероятно, его что-то напугало? Ребенок пережил какой-то стресс? Чаще всего невротические симптомы действительно возникают на почве психологической травмы. Но бывают исключения, когда не «болезни – от нервов», а наоборот «нервы – от болезни». Речь о неврозоподобных состояниях: все симптомы невроза налицо, но причина их не снаружи, источник проблемы в самом организме ребенка.
Неврозоподобные состояния у детей – это группа нервно-психических нарушений у ребенка, которые внешне очень напоминают невроз, но не имеют психологических причин возникновения. Специалисты считают этот синдром неким промежуточным состоянием, между органической патологией и неврозом, причем все-таки ближе к органической патологии. Чаще всего, неврозоподобный синдром возникает у детей в возрасте от 2 до 7 лет, и имеет органическую природу (в основе лежит нарушение работы головного мозга).
Отчего нарушается работа мозга
Неврозоподобный синдром у ребенка может возникнуть под воздействием таких факторов:
- нарушение внутриутробного развития ( а также негативные факторы во время беременности – алкоголизация родителей, и.т.п.);
- перенесенные в раннем возрасте заболевания нервной системы (они могут иметь различное происхождение: травматическое, инфекционное, и.т.д.);
- соматические нарушения (очаги хронической инфекции, нарушения работы сердечнососудистой системы, желудочно-кишечного тракта, аллергия);
- наследственная неполноценность определенных систем мозга.
Факторы могут быть разные, но как результат – возникает определенное нарушение в работе мозга ребенка. У детей, имеющих неврозоподобный синдром, при обследованиях обнаруживают небольшие органические нарушения и дисфункцию некоторых глубинных структур мозга.
Такие нарушения иногда могут сопровождать и серьезные психические заболевания (шизофрения, эпилепсия). Но в последнем случае ребенка с детства наблюдает психиатр, и лечение назначает именно он. Здесь патологию ни с чем не спутаешь.
В остальных случаях, когда у ребенка обнаруживается неврозоподобный синдром, лечение осуществляет невропатолог.
Признаки заболевания
Этот синдром действительно имеет симптомы, очень похожие на невроз:
- чрезмерная эмоциональная возбудимость, гиперактивность, дефицит внимания;
- страхи, фобии, ночные кошмары;
- депрессия, плаксивость, иногда – агрессия;
- тревожность, беспокойство;
- общая слабость, сниженный тонус;
- энурез, логоневроз (заикание), тики;
- нарушения стула (запор или диарея);
- тошнота или рвота, нервная анорексия;
- чрезмерная потливость, или наоборот – сухость кожи.
Чтобы отличить неврозоподобный синдром от невроза, нужна квалифицированная врачебная диагностика. Поскольку психологической причины для возникновения этого состояния нет, то методы психотерапии оказываются менее результативны, чем при неврозах. Пока не найдена органическая причина заболевания – симптомы никуда не денутся.
Лечение
Неврозоподобный синдром у детей требует комплексного индивидуального лечения. Ведь причина возникновения болезни у каждого ребенка своя. Возможно, сначала придется пролечить хроническую инфекцию, или аллергические состояния, и только потом лечить сам синдром.
Лечение неврозоподобных состояний у детей осуществляет детский невропатолог. Чтобы определить диагноз, он назначит специальные обследования (электроэнцефалограмма, магнитно-резонансная томография мозга и другие). В любом случае, комплекс мероприятий, с помощью которых лечат неврозоподобный синдром, должен включать в себя:
- Медикаментозное лечение – направлено, в первую очередь на устранение причины заболевания, и в дальнейшем – на восстановление нормальной работы мозга.
- Физиотерапия (по назначению невропатолога).
- Психологическая помощь. Она необходима ребенку в любом случае. Хоть его заболевание и не вызвано психологической травмой, но сами последствия и симптомы заболевания могут восприниматься ребенком тяжело.
- Создание спокойной, благожелательной домашней атмосферы для успешной реабилитации ребенка. Здесь тоже могут быть полезны советы психолога, особенно в области выработки оптимальной модели воспитания.
Источник
Занимаемся у логопеда. Очень довольны. Приятный коллектив. Ходим с удовольствием. Спасибо!
Оригинал отзыва
©
Почему обращаются к нам?
Почему обращаются к нам
Новейшие технологии
Опытные специалисты (средний стаж более 10 лет)
Тысячи успешных случаев лечения и коррекции
Множество отзывов от благодарных клиентов
Медицинская лицензия
Детские неврозы — это обратимые расстройства психики ребенка, основной причиной возникновения которых являются психогенные (психотравмирующие) факторы. При неврозах нарушается не структура нервных клеток головного мозга, а их функционирование, поэтому все виды неврозов относят к функциональным нарушениям.
Причины
Для развития невроза необходимо наличие двух моментов — конфликта (внутреннего или внешнего) и патологической реакции личности на этот конфликт. Т.е., в результате острого или хронического стресса, личностно значимого для ребёнка, его психика реагирует чрезмерно (по И.П. Павлову — «срывом высшей нервной деятельности вследствие перенапряжения возбудительного или тормозного процесса или нарушения подвижности этих процессов»).
Кроме того, существуют провоцирующие факторы:
- Социальные (проблемы в семье, неправильное воспитание ребенка, недостаточное внимание родителей, неправильное половое воспитание, чрезмерная строгость взрослых или чрезмерная свобода, предоставленная ребенку и т.п.).
- Психологические (особенности личности ребенка, тип его темперамента и особенности характера, а также психические травмы, перенесенные в детстве, болезнь родителей, потеря одного или обоих родителей, развод родителей или конфликты между ними и т.п.).
- Биологические — (наследственность, тяжелое течение или осложнения во время беременности матери, тяжелые роды, перенесенные ребенком ранее соматические заболевания, хроническое недосыпание, слишком сильные умственные или физические нагрузки, частые болезни в раннем возрасте, особенно c осложнениями, и т.д.).
Симптомы
Симптомы детских неврозов условно разделяют на биологические и психологические. Они во многом зависят от особенностей личности ребенка, вида невроза и характера психической или биологической травмы, которая стала причиной развития этого расстройства.
К биологическим (сомато-вегетативным) проявлениям неврозов относятся:
- нарушения сна: прерывистый сон, бессонница, ночные кошмары;
- нарушения пищевого поведения: у детей младшего возраста может наблюдаться снижение аппетита или позывы на рвоту, у подростков — развитие анорексии или булимии;
- головокружения, головные боли;
- мутизм;
- мышечные боли;
- вялость, слабость, быстрая утомляемость;
- недержание мочи или кала;
- нарушения двигательных функций, судороги, нервные тики, спазмы;
- потливость.
Психологическими проявлениями неврозов могут быть:
- плаксивость, повышенная эмоциональная ранимость, чувствительность и уязвимость;
- бурные эмоционально-двигательные реакции («истерики»);
- раздражительность и резкая смена настроений;
- страхи, фобии, постоянные ожидания, что случится что-то плохое;
- сниженный фон настроения и общее угнетенное (подавленное) состояние.
Виды
Все неврозы принято делить на две большие группы: общие и системные.
Общие:
- невроз навязчивых состояний;
- неврастения (астено-невроз);
- истерический невроз.
Отдельно выделяют формы реактивных состояний:
- невроз страха;
- депрессивный невроз;
- ипохондрический невроз.
Системные:
- невротический энурез (неосознанное мочеиспускание);
- невротический энкопрез (недержание кала);
- невротические расстройства сна;
- невротические расстройства аппетита (анорексия);
- невротическое заикание;
- патологические привычные действия (когда ребенок сосет пальцы, грызет ногти, неосознанно трогает гениталии, выщипывает волосы, качает или кивает головой и т.п.).
Астено-невротические состояния у детей
Особым видом детских неврозов являются астено-невротические состояния — психические расстройства, которые могут возникать в результате нервного истощения или сильной усталости. Такие нарушения могут напоминать симптомы, возникающие при различных соматических заболеваниях. Однако, если речь идёт о неврозе, будет характерен внутренний конфликт между желаемым и субъективно достижимым, конфликт типа «нет сил, но хочу».
Проблема заключается в том, что для их достижения у ребёнка (подростка) нет достаточных сил и способностей. У детей такой конфликт возникает в тех случаях, когда ребенок пытается овладеть ситуацией, которую он не в состоянии контролировать (например, примирить разводящихся родителей, самоутвердиться в новом классе, соответствовать завышенным ожиданиям взрослых, близких и учителей, справиться с возложенной на него непосильной нагрузкой). Основные симптомы астено-невротических состояний:
- капризы, плаксивость;
- «истерики», упрямство;
- частые и резкие смены настроений;
- повышенная раздражительность;
- вялость;
- быстрая утомляемость;
- низкая учебная успеваемость в школе.
Динамика невротических расстройств
Принципиальная обратимость неврозов определяется функциональным характером возникающих при них нарушений.
Способность мозга искать и фиксировать в долговременной памяти устойчивое состояние (нормальное или патологическое) и возвращаться к нему для защиты от различного рода дестабилизирующих воздействий, является причиной устойчивости болезненных симптомов, сохраняющихся и после прекращения действия вызвавших их причин.
Неудачный жизненный опыт, церебрально-органическая недостаточность, соматическая ослабленность, неблагоприятная социальная среда, изначальная личностно-характерологическая дисгармоничность, повторный или хронический характер психотравмирующих воздействий, несвоевременность оказания квалифицированной помощи обусловливают склонность неврозов к затяжному течению, что крайне неблагоприятно отражается на развитии личности ребёнка, формируются патологические черты характера.
Диагностика и лечение неврозов у детей
После диагностической консультации детский врач психотерапевт определит наиболее оптимальное комплексное лечение, с учётом особенностей личности именно для вашего ребёнка — психологическое, или возможно, медикаментозное и психологическое: это могут быть игровые занятия с предметами, помогающими символически преодолеть внутренний конфликт, занятия с использованием песка, в котором созданные фантазийные «песочные миры» помогают ребёнку символически пережить, переработать психологически травматичный опыт, субъективно-эмоционально значимый для ребёнка, занятия с использованием БОС помогут повысить уровень эмоциональной регуляции, групповые психотерапевтические занятия (психологический театр пантомимы) помогут ребёнку проявить творческий потенциал своей Личности, получить опыт безопасного межличностного общения в группе, и др. мероприятия.
Так же специалист определит необходимость семейно-родительских консультаций, поможет проанализировать семейные отношения и увидеть что-то очень важное, то, что невозможно увидеть, находясь внутри семейной системы.
Программы помощи:
- игровая и песочная терапия,
- БОС-терапия,
- групповая психотерапия (психологический МИМ-театр, группы личностного роста для подростков),
- семейная психотерапия.
Цены
Услуга | Длительность | Стоимость |
---|---|---|
Прием врача невролога Первичный | 55 мин | 4 000 ₽ |
Первичный прием врача психотерапевта, психиатра | 55 мин | 5 000 ₽ |
Первичный прием врача психотерапевта, психиатра, д.м.н. | 55 мин | 7 000 ₽ |
Консилиум Врач психотерапевт и детский психолог или нейропсихолог | 60-90 мин | 6 000 ₽ |
Приём по этому направлению ведут
Психотерапевт, психиатр
Психотерапевт, психиатр
Психиатр, психотерапевт,
д.м.н., доцент
Клинический психолог, нейропсихолог, кандидат психологических наук
Посмотреть всех специалистов
Источник