О синдроме профессионального выгорания педагогов воспитателей

Проблема профессионального

выгорания педагогов ДОУ

«Сгореть» на работе очень актуально для человека современного общества, особенно для того, кто по роду своей деятельности осуществляет многочисленные и интенсивные контакты с другими людьми (работники социальной сферы, педагоги, врачи, юристы, менеджеры и руководители различных уровней). На языке психологии труда данное явление называют синдромом профессионального выгорания. Он выражается в психическом, эмоциональном и физическом изнеможении и имеет разнообразные симптомы: чувство хронической усталости, напряженность, раздражительность, тревожность, нарушение аппетита, сна, рост заболеваемости, негативное отношение к реципиентам, потеря интереса к работе и к жизни. Современные ученые отмечают, что наиболее подвержены синдрому профессионального выгорания педагоги. По мере увеличения стажа их работы и возраста, увеличения профессиональной нагрузки неизбежно происходит накопление усталости, нарастание тревожных переживаний, снижение настроения, вегето-сосудистые расстройства и поведенческие срывы. В результате психологическое, физическое и социальное здоровье педагога подвергается серьезной опасности. Что, в свою очередь, отрицательно влияет на всех участников образовательного процесса.
Неблагополучие психологического здоровья, проявление синдрома выгорания самым непосредственным образом влияют и на профессиональную состоятельность воспитателя детского сада и на здоровье воспитанников. Психологическое здоровье педагогов является необходимым условием здоровья детей. Таким образом, проблема сохранения и укрепления здоровья педагогов является одной из приоритетных и актуальных задач образовательного пространства.
        Любое напряженное психологическое состояние характеризуется суженностью сознания и сверхконцентрацией человека на своих переживаниях. Ослабление внутренней напряженности достигается если человек сумел произвести действие децентрации: «снял» центр ситуации с себя и перенес его на какой-либо предмет или внешние обстоятельства. Децентрация позволяет перенести, «выбросить» отрицательное состояние во внешнюю среду и тем самым избавиться от него.

        Жизненный успех не дается без труда, иногда без тяжелых потерь. Надо быть готовым с наименьшими страданиями пройти через обиды, измены, потери. Для этого следует приучить себя не пропускать в сферу эмоций чрезмерные раздражители, несущие боль и отрицание многих человеческих ценностей. В работе по профилактике нервно-психической напряженности первостепенная роль должна отводиться развитию и укреплению жизнерадостности, вере в людей, неизменной уверенности в успехе дела, за которое взялся.

Программа «Профилактика эмоционального выгорания педагогов ДОУ» ориентирована на оказание психологической помощи  воспитателей в решении вопросов личностного благополучия, на обучение навыкам восстановления своих сил через овладение способами психической саморегуляции и на активизацию внутренних ресурсов личности. Педагогу важно овладеть навыками расслабления мимических мышц, чтобы их применять при необходимости в ситуациях педагогической деятельности. Важным резервом стабилизации своего эмоционального состояния является совершенствование дыхания. Эффективной саморегуляции способствует использование приемов воображения для визуализации.

Принципы работы, лежащие в основе программы:

-учет индивидуальных, психологических особенностей педагога;

-принцип системности;

-принцип программированного обучения;

-деятельностный принцип коррекции;

-принцип комплексности методов психологического воздействия;

-принцип усложнения;

-принцип учета эмоциональной сложности материала.
Цель программы: профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов, формирование умений и навыков по сохранению и укреплению психического здоровья педагогов через овладение ими способами психической саморегуляции и активизацию личностных ресурсов, развитие эмоциональной устойчивости воспитателя.

Задачи: 

-познакомить участников с понятием «синдром эмоционального выгорания», его основными симптомами, причинами возникновения и развития, способами профилактики и преодоления;

-обучить способам психической саморегуляции, способствовать осознанию возможности саморегуляции эмоционального состояния;

-создание  условий, способствующих снятию напряжения, чувства тревоги, сплочению педагогического коллектива, развитию навыков взаимоподдержки;

-снизить уровень психического выгорания и эмоционального напряжения;

-содействовать активизации личностных ресурсных состояний;
-сформировать установку на сохранение и укрепление психического здоровья.

-налаживание коммуникативных связей внутри коллектива.

Ожидаемые результаты:

-овладение умениями и навыками психологической саморегуляции поведения,
-снижение уровня эмоционального выгорания,
-активизация личностных ресурсов пелагогов,

-улучшение настроения и самочувствия.
Способы проверки ожидаемых результатов:
-диагностика уровня психического выгорания (методика К. Маслак модифицированная Н.Е. Водопьяновой «Опросник психического выгорания педагогов и воспитателей» на первом занятии и по окончании цикла занятий);

-тестирование «Состояние вашей нервной системы» К. Либельт (на третьем занятии);
-анкеты-отзывы;
Каждое занятие состоит из 3 этапов:

1 этап Упражнения на сплочение группы, формирование доверия

Цель: эмоциональный и физический разогрев, раскрепощение, формирование партнерского взаимодействия участников. Применяется телесно-ориентированная терапия с использованием упражнений на снятие излишнего напряжения

2 этап Мини-лекции и упражнения на осознание и принятие своих чувств

Цель: знакомство с понятием «синдром эмоционального выгорания». обучение способам психической саморегуляции, развитие позитивного самовосприятия, осознание особенностей самовосприятия и осознаниие особенностей восприятия себя другими.

3 этап Медитация, релаксация и визуализация

Цель: Осознание, нахождение и снятие мышечных зажимов; определение и снятие излишнего напряжения с использованием техники напряжения и расслабления.

Заключительный этап Рефлексия

Цель: установление обратной связи, анализ опыта, полученного в группе

Структура и краткое содержание.

Программа рассчитана на 4 занятия по 1,5 часа. Занятия проводятся 1 раз в 2 недели в течение 2 месяцев. Формируются 2 подгруппы педагогов.  Наполняемость каждой подгруппы: 8-10 человек. Учитываются пожелания педагогов по формированию групп. Первое занятие – это лекция и входная диагностика. Остальные занятия представлены лекциями с элементами социально-психологического тренинга. В их основу положено обучение педагогов способам и приемам психической саморегуляции, овладение которыми способствует эффективной коррекции состояний синдрома выгорания. В конце последнего занятия проводится диагностика психического выгорания педагогов и воспитателей, предлагается анкета-отзыв для отслеживания результатов тренинга.

Материалы и оборудование: опросник «Психологическое выгорание» (К. Маслак, Н.Е. Водопьяновой), тест «Состояние вашей нервной системы» (К. Либельт), листы бумаги А 4, простые и цветные карандаши, ручки, музыкальный центр, диски с инструментальной музыкой, шнурки, ленточки, бумага, ножницы, карандаши, маркеры, краски, модели предметов, мяч, газеты, клей, мягкая игрушка.

Читайте также:  Тест на наличие синдрома аспергера

Упражнение «Имена-качества».

Цель: создание позитивного настроя, обмен чувствами.

Ведущий начинает выполнять упражнение первым. Держа мяч в руках, называете свое имя и характерное для себя качество, при условии, что оно начинается на ту же букву, что и ваше имя, например: Светлана – “смелая”. Затем мяч перекидывается другому участнику и тот называет свое имя и качество: «Марина – мечтательная, миролюбивая», и т.д..

Упражнение «Подарки».
 Цель: Упражнение способствует консолидации группы и формированию эмоционально — позитивной атмосферы. Ведущий заранее готовит игровой материал: непрозрачный пакет и чистые полоски бумаги (билеты). Каждому игроку желательно дать не более двух билетов; если группа маленькая, можно раздать по три билета. На каждом билете игроки записывают качество, которое они больше всего они ценят в людях. Этого никто другой не видит. После этого билеты сворачиваются трубочкой и укладываются в пакет. Ведущий перемешивает все билеты. Все садятся в круг, а стул с пакетом ставят в центре круга. Ведущий выбирает того, кто должен достать билет, про себя прочитать его и отдать тому, кто, по его мнению, обладает данным качеством. Получивший «подарок» про себя читает его, благодарит, затем сам выбирает билет и дарит его какому — то участнику. И т.д. Упражнение не должно выполняться в условиях полного молчания. Необходимо стимулировать шутки, веселье. Можно следить за тем, чтобы передача «подарков» не сконцентрировалась в руках двух — трех игроков, иначе остальные почувствуют себя ненужными.

Упражнение  «Волшебная шляпа». 

Инструкция: – Пока звучит музыка, передаём шляпу по кругу, когда музыка останавливается, тот, у кого она осталась, одевает её на себя и говорит комплимент  рядом стоящему.  Это может быть и поверхностный комплимент, касающийся одежды, украшений, внешности, и т.д. Тот, которому адресован «комплимент», должен принять его сказав: «Спасибо, мне очень приятно!».

Анализ упражнения: Какие трудности возникли у Вас при выполнении задания? Удалось ли Вам высказать комплимент, обращаясь именно к родителю, а не к коллеге по работе?

Игра-Упражнение «Шеренга»

Цель: сплочение коллектива.

Построиться в шеренгу по росту; цвету волос; алфавиту имен; размеру ноги; знаку зодиака.

Игра-Упражнение «Опустить предмет»

Цель: Тренировка умения действовать решительно и, в то же время, координировать собственную активность с действиями других людей. Сплочение, улучшение взаимопонимания участников.

Участникам дают гимнастический обруч и просят держать горизонтально на указательных пальцах вытянутых рук. Задача участников – опустить предмет в указанное ведущим место. При этом он

должен постоянно лежать на указательных пальцах всех участников; если кто-то теряет контакт с предметом или он падает, игра начинается заново.

Обсуждение: Возникли ли сложности при выполнении такого, простого на первый взгляд,

задания? Если да, то с чем они связаны, как их удалось преодолеть? Если нет, то, что помогло сразу скоординировать совместные действия?

Упражнение «Липучки»

Цель: Эта веселая и динамичная разминка направлена на повышение сплоченности группы. Участники учатся быстро ориентироваться в ситуации, устанавливать контакт, вступать во взаимодействие. Разминка снимает межличностные барьеры.

Инструкция: «Сейчас я дам знак, и вы начнете двигаться произвольно. На счет стоп, по двое руками, вы должны остановиться и объединиться с кем-то руками. Давайте попробуем».

Процедура проведения: В открытом пространстве группа двигается. По команде тренера участники объединяются определенным образом по его заданию. Сначала по двое, затем по трое и т.д. Задание усложняется. Объединяться участники могут руками, ногами, головами, любыми частями тела. В конце игры тренер может разбить группу пополам (на три части и т.д.), предложив объединиться половинкам, и оставить группу в таком составе (но не в таком виде) для следующего упражнения. То есть тренер может использовать данную разминку как весьма необычное средство для разбиения группы для дальнейшей командной работы.

УПРАЖНЕНИЯ для РЕЛАКСАЦИИ

Муха

Сядьте удобно: руки свободно положите на колени, плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте, что на ваше лицо пытается сесть муха. Она садится то на нос, то на рот, то на лоб, то на глаза. Ваша задача: не открывая глаз, согнать назойливое насекомое.

Лимон

Представьте, что в каждой руке вы держите по лимону. Начните выжимать сок из лимонов, чувствуя сильное напряжение в каждой руке. Выжав весь сок из лимонов, можно их выбросить и взять новые лимоны, ведь сока должно хватить на целый стакан. Второй раз давим лимоны еще сильнее, а бросаем их медленно. Взяв лимоны в третий раз, стараемся не оставить в них ни капли сока, и только после этого медленно ослабляем руки и бросаем воображаемые лимоны

Сосулька

Встаньте, закройте глаза, руки поднимите вверх. Представьте, что вы – сосулька. Напрягите все мышцы вашего тела. Запомните эти ощущения. Замрите в этой позе на 1 – 2 минуты. Затем представьте, что под действием солнечного тепла вы начинаете медленно таять. Расслабляйте постепенно кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т.д. Запомните ощущения в состоянии расслабления.

Черепашка

Читайте также:  Синдром петрушки дина рубина скачать fb2

Представьте себя черепашкой, которая спокойно отдыхает около воды под теплым солнышком. Полное спокойствие и безопасность. Но когда приближается опасность, черепашка сразу же втягивает голову и конечности в панцирь. А теперь как черепашка втяните голову и плечи, а руки и ноги подберите как можно ближе к туловищу. Некоторое время посидите в такой позе. Но вот опасность миновала, и черепашка может снова расслабиться и отдыхать около воды под теплым солнышком.

Марионетка

Вы никогда не ощущали себя марионеткой, которую дергают за веревочки? А сейчас Вы сможете быть одновременно и марионеткой и тем, кто, ею управляет.

Встаньте прямо и замрите в позе куклы. Вы стали твердым, как Буратино. Напрягите плечи, руки, пальцы, представьте, что они деревянные. Напрягите ноги, колени и пройдитесь так. Ваше тело – деревянное. Напрягите лицо и шею, наморщите лоб, сожмите зубы. А теперь голосом кукольника скажите себе: «Расслабься и размякни». Расслабь мышцы.

Воздушный шар

Встаньте, закройте глаза, руки поднимите вверх, наберите воздух. Представьте, что вы – большой воздушный шар, наполненный воздухом. Постойте в такой позе 1 – 2 минуты, напрягая все мышцы тела. Затем представьте себе, что в шаре появилось небольшое отверстие. Медленно начинайте выпускать воздух, одновременно расслабляя мышцы тела: кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т.д. Запомните ощущения в состоянии расслабления.

Ленивая кошечка

Представьте себя пушистой ленивой кошкой, которая очень любит потягиваться. Руки вытягиваем вперед, затем вверх, чувствуем напряжение в плечах, когда поднимаем руки как можно выше и как можно дальше отводим их назад. Важно проделать это 3 раза, каждый раз чувствуя разницу между напряженными плечами и руками и расслабленными.

Литература:

Бука Т. Л., Митрофанова М. Л. Психологический тренинг в группе: Учебное пособие. – М.: Институт психотерапии, 2008
Кипнис М. Ш. Тренинг креативности. – М.: Ось – 89, 2006  
Кипнис М. Тренинг коммуникации-М., Ось-89, -М.:2007

Самоукина Н. Практический психолог в школе.- М.:ИНТОР, 1997

Форманюк Т. В. Синдром «эмоционального сгорания» учителя //Вопросы психологии. 1994. №6.

Вачков И. В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники. — М.: Ось-89, 2001.
Евтихов О. В. Практика психологического тренинга. — СПб.: Речь, 2004.
Семенова Е. М. Тренинг эмоциональной устойчивости. — М., 2002.
Фопель Клаус. Психологические игры и упражнения. — Часть 1. — М.: Генезис, 2000.
Фопель Клаус. Психологические группы: Рабочие материалы для ведущего. — М.: Генезис, 2001.

Источник

Консультация для воспитателей ДОУ
Тема: «Эмоциональное выгорание… как этого избежать?!»

В течение последних десятилетий проблема сохранения психического здоровья воспитателей в образовательном учреждении стала особенно острой. Одной из таких проблем является эмоциональное выгорание. Под «эмоциональным выгоранием» мы понимаем синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов воспитателя, возникших в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки», или «освобождения» от них. У людей заметно снижается энтузиазм в работе, пропадает блеск в глазах, нарастает негативизм и усталость. В соответствии с этим, мы полагаем, что психологическая поддержка воспитателей должна стать одной из приоритетных линий в работе психолога ДОУ.

На развитие синдрома эмоционального выгорания оказывают многие факторы. К ним можно отнестиспецифику профессиональной педагогической деятельности, характеризующейся высокой эмоциональной загруженностью и наличием большого числа эмоциогенных факторов, которые воздействуют на труд воспитателя и могут вызывать сильное напряжение и стресс. Необходимость сопереживания, сочувствия, нравственная и моральная ответственность за жизнь и здоровье вверенных ему детей, способствуют возникновению неблагоприятных эмоциональных состояний и формированию защитного поведения.

Влияние организационного фактора в условиях ДОУ чаще всего проявляется в неблагополучной психологической атмосфере в педагогическом коллективе. Однополый состав коллектива, наличие конфликтов по вертикали и горизонтали, нервозная обстановка побуждают одних растрачивать эмоции, а других искать способы экономии своих психических ресурсов.

Низкий социально-психологический статус профессии воспитателя, разочарование собой и выбранной профессией, конкретной должностью, местом работы, неудовлетворительная заработная плата и недостаточное общественное признание результатов педагогической деятельности способствуют напряжению и формированию ситуативной или личностной тревожности воспитателей.

К симптомам эмоционального выгорания относится:

  • эмоциональное истощение, пессимизм, апатия, депрессия;
  • напряженность в отношении к людям;
  • заниженная самооценка, негативное восприятие себя, жизни, перспектив;
  • частая раздражительность;
  • психосоматические недомогания (усталость, утомления, бессонницы, желудочно-кишечные расстройства и т.д.);
  • снижение активности.

Если педагог заметил у себя хотя бы один из симптомов, мы советуем ознакомиться с наиболее известным тестом на выявление эмоционального выгорания, который позволит определить степень выраженности основных составляющих синдрома и таким образом установить общий показатель профессионального выгорания.

«Диагностика профессионального (эмоционального) выгорания»

(К. Маслач, С. Джексон, в адаптации Н.Е. Водопьяновой)

Просим Вас ответить на приведенные вопросы, используя следующие варианты ответа: никогда, очень редко, иногда, часто, очень часто, каждый день.

Тест

1. Я чувствую себя эмоционально опустошенным.

2. После работы я чувствую себя, как выжатый лимон.

3. Утром я чувствую усталость и нежелание идти на работу.

4. Я хорошо понимаю, что чувствуют мои подчиненные и коллеги, и стараюсь учитывать это в интересах дела.

5. Я чувствую, что общаюсь с некоторыми подчиненными и коллегами как с предметами (без теплоты и расположения к ним).

Читайте также:  Новорожденные с синдромом эдвардса фото

6. После работы на некоторое время хочется уединиться от всех и всего.

7. Я умею находить правильное решение в конфликтных ситуациях, возникающих при общении с коллегами.

8. Я чувствую угнетенность и апатию.

9. Я уверен, что моя работа нужна людям.

10. В последнее время я стал более черствым по отношению к тем, с кем работаю.

11. Я замечаю, что моя работа ожесточает меня.

12. У меня много планов на будущее, и я верю в их осуществление.

13. Моя работа все больше меня разочаровывает.

14. Мне кажется, что я слишком много работаю.

15. Бывает, что мне действительно безразлично то, что происходит с некоторыми моими подчиненными и коллегами.

16. Мне хочется уединиться и отдохнуть от всего и всех.

17. Я легко могу создать атмосферу доброжелательности и сотрудничества в коллективе.

18. Во время работы я чувствую приятное оживление.

19. Благодаря своей работе я уже сделал в жизни много действительно ценного.

20. Я чувствую равнодушие и потерю интереса ко многому, что радовало меня в моей работе.

21. На работе я спокойно справляюсь с эмоциональными проблемами.

22. В последнее время мне кажется, что коллеги и подчиненные все чаще перекладывают на меня груз своих проблем и обязанностей.

Обработка и интерпретация результата

Варианты ответов оцениваются следующим образом:

  • «никогда» – 0 баллов;
  • «очень редко» – 1 балл;
  • «иногда» – 3 балла;
  • «часто» – 4 балла;
  • «очень часто» – 5 баллов;
  • «каждый день» – 6 баллов.

Ключ к тесту

  • «Эмоциональное истощение» (снижение эмоционального фона, равнодушие или эмоциональное пресыщение). Суммируются ответы по пунктам 1, 2, 3, 6, 8, 13, 14, 16, 20 (максимальная сумма баллов – 54).
  • «Деперсонализация» (деформирование отношений с другими людьми или повышение зависимости от других, появление негативного, даже циничного отношения к окружающим). Суммируются ответы по пунктам 5, 10, 11, 15, 22 (максимальная сумма баллов – 30).
  • «Редукция личных достижений»(тенденция к отрицательному оцениванию себя, своих профессиональных достижений и успехов, ограничение своих возможностей, обязательств по отношению к другим). Суммируются ответы «да» по пунктам 4, 7, 9, 12, 17, 18, 19, 21 (максимальная сумма баллов – 48).

Соответственно, чем больше сумма баллов по каждой шкале в отдельности, тем больше выражены различные стороны «выгорания». При высоких баллах по одной или всех шкал, воспитателю необходимо обратиться к психологу ДОУ, для коррекции существующего состояния.

Чтобы избежать встречи с синдромом эмоционального выгорания, мы советуем:

1. Не скрывайте свои чувства. Проявляйте ваши эмоции и давайте вашим друзьям обсуждать их вместе с вами.

2. Выделяйте достаточное время для сна, отдыха, размышлений.

3. Не избегайте говорить о том, что случилось. Используйте каждую возможность пересмотреть свой опыт наедине с собой или вместе с другими.

4. Разрешите себе побыть некоторое время в одиночестве.

5. Будьте внимательны к себе: это поможет вам своевременно заметить первые симптомы усталости.

6. Сделайте себе небольшой подарок (букет цветов, билет в театр или на спортивное соревнование, поужинайте в ресторане).

7. Любите себя или, по крайней мере, старайтесь себе нравиться.

8. Займитесь тем, чем вы давно уже хотели заняться, но на что никогда не хватало времени.

9. Подбирайте дело по себе: сообразно своим склонностям и возможностям. Это позволит вам обрести себя, поверить в свои силы.

10. Перестаньте искать в работе счастье или спасение. Она — не убежище, а деятельность, которая хороша сама по себе.

Для профилактики эмоционального выгорания, мы предлагаем приемы саморегуляции для быстрого снятия сильного эмоционального и физического напряжения:

  • Упражнение «Сосулька»

Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.

Описание: встаньте, руки поднимите вверх и закройте глаза. Представьте, что вы — сосулька или мороженое. Напрягите все мышцы вашего тела: ладони, плечи, шею, корпус, живот, ягодицы, ноги. Запомните эти ощущения. Замрите в этой позе. Будто заморозьте себя. Затем представьте, что под действием солнечного тепла вы начинаете медленно таять. Расслабляйте постепенно кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т.д. Запомните ощущения в состоянии расслабления. Выполняйте упражнение до достижения оптимального психоэмоционального состояния.

  • Упражнение «Радуга»

Цель: Стабилизация эмоционального состояния.

Описание: встаньте прямо, закройте глаза, сделайте глубокий вдох. Представьте, что вместе с этим вздохом вы взбираетесь вверх по радуге, а, выдыхая – съезжаете с нее, как с горки. Повторите несколько раз. Запомните свои ощущения.

  • Упражнение «Напряжение – расслабление»

Цель: снятие мышечных зажимов

Описание: встаньте прямо и сосредоточьте внимание на правой руке, напрягая ее до предела. Через несколько секунд напряжение нужно сбросить, руку расслабить. Проделать аналогичную процедуру поочередно с левой рукой, правой и левой ногами, поясницей, шеей. 

  • Упражнение «Муха»

Цель: снятие напряжения с лицевой мускулатуры.

Описание: Сядьте удобно: руки свободно положите на колени, плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте, что на ваше лицо пытается сесть муха. Она садится то на нос, то на рот, то на лоб, то на глаза. Ваша задача: не открывая глаз, согнать назойливое насекомое, с помощью лицевых мышц.

Не забывайте: работа – всего лишь часть жизни, которую нужно провести в радости и гармонии с самим собой.

Источник