Общение родителей с синдромом дауна

IntB Green2 Style © Fisana | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Источник
Светлана Нагаева, мама «солнечного» мальчика Тимура и автор детской книги «ХромоСоня», в сообществе для родителей ответила на вопросы о синдроме. «Правмир» публикует ответы на некоторые из них.
— В каком возрасте начинают проявляться отличия от обычных детей, кроме внешних? Какие профессии такие дети могут освоить, вы что-то планируете уже?
— Отставание есть сразу. Ну, то есть, конечно, все зависит от самого ребенка. И сейчас, когда есть информация, мы (родители) знаем, что и как нужно делать, чтобы это отставание минимизировать.
В нашей семье, например, мы старались все новое вводить в повседневную жизнь. Вот узнали, что у детей с синдромом Дауна проблема с координацией, мы при случае на качели, качалки, всякие ассиметричные позы принимаем. Или знаем про гипотонус, так мы его теребили побольше. Тут погладишь, там щёчку помнешь и так далее.
Отличия, кроме внешности, — это гипотонус, проблемы со здоровьем, отставание в развитии. Грубо говоря, сигнал идёт медленнее, сам нервный импульс, поэтому нужно больше времени на обработку информации.
Иногда по Тиму видно, что он как бы загрузился, подумал, выдал ответ, когда его сверстники выдают его сразу. Поэтому с такими людьми нужно немного больше терпения.
Профессии не знаю. Моему старшему сыну 13, и я не знаю с ним, какую профессию он выберет. Мне кажется, что сейчас все так быстро меняется, что это сложно спрогнозировать. В данный момент мы работаем над речью, над бытовыми навыками.
— Вы сталкивались с неприятием со стороны детей и родителей? Как реагируете?
— С прямой агрессией не сталкивалась в реальной жизни, в интернете да. Но ведь в интернете люди более раскованны, поэтому я понимаю, что расслабляться нельзя.
А в жизни все, как с нормотипичными детьми: и лопаткой по лбу прилетает, и он нас тоже летит. Реагирую, как и все остальные мамы.
— Каким Тимура Вы видите в будущем и каким его будущее? В 15, 25, 45 лет?
— Я честно не представляю. Ни у кого из моих детей. Появление особенного ребенка учит не думать далеко вперёд, а думать сегодня, завтра. Развиваться в зоне ближайшего развития.Это касается всех детей. Я искренне думаю, что сейчас возможно все. Если ты хочешь научиться играть на пианино, открывай Ютьюб и играй. Конечно, хирургом так не станешь, но я вижу много людей 35+, которые начали осваивать что-то совершенно новое. Пока что Тимур- обычный ребенок, о способностях которого сложно что-то сказать.
Фото: Фейсбук Светланы Нагаевой
— А у меня вопрос об обратном информировании и обратном обучении общению… <…> В сентябре вышла неприятная ситуация. У меня двое детей 6 и 2 лет. Гуляли во дворе у школы. И тут на площадку пришло сразу несколько детей с синдромом Дауна в сопровождении мамы одного из них. <…> Ну вот моя дочь пошла знакомиться, так как обрадовалась, что пришли дети, с которыми можно поиграть, хотя и старше. Но в ответ меня первая мама попросила покинуть площадку и забрать моих детей, так как ее дочь не любит новых людей. Мы ушли, мой ребенок расстроился, что его прогнали.
— Странная ситуация, даже не знаю, что это могло быть. У меня один раз было так: увидела бабушку с ребенком. У ребенка синдром Дауна, лет 8.
Я начала с ним разговаривать (а я всегда подхожу знакомиться), но бабушка как-то быстро все прикрыла и практически сбежала.
Я вижу тут сильную травму. Когда человека бьют в одно и то же место, он не ждёт оттуда ничего хорошего. Просто очень жалко, что той семье так досталось.
— Пытались ли вы освоить чтение, и, если да, то каким образом?
— Вообще, есть такая известная специалистка Кристель Манске. У нее есть книга, она переведена на русский «Учение как открытие». Так вот там я впервые прочитала про то, что часто дети с синдромом Дауна из-за сложностей с «произношением» читают раньше, чем произносят. И у нее целая методика на эту тему.
А мы, например, используем для занятий карточки. И там обязательно есть подпись к каждой картинке. Это, вроде, глобальное чтение называется.
Фото: Фейсбук Светланы Нагаевой
— Светлана, а как вы справляетесь со страхом, что однажды родителей не станет и ребенок останется один, без защиты и поддержки?
— С этим страхом невозможно справиться. Я просто стараюсь всех своих детей учить самостоятельности. По максимуму. И стараюсь, пока жива, подстелить соломку. Например, хожу и рассказываю. Стараюсь что-то поменять.
Надеюсь на его сиблингов и я статью даже писала на эту тему.
— Сыну 7 лет. Если видит на улице человека на коляске, ребенка с ДЦП обязательно спросит что такое. Я говорю что у людей болезни, или что человек потерял ногу, так бывает. Как лучше правильно донести до сына суть того, как относиться, как общаться с людьми, которые отличаются от него? Не знаю как спросить точно, чтоб никого не обидеть.
— Можно сказать, что «он не может ходить, поэтому в коляске». А как играть с ним, ребенок сам разберется. Главное, не оттаскивать своего. Просто все мы отличаемся.
Я учу уважать чужие границы. Всех учу (с переменным успехом)
Фото: Фейсбук Светланы Нагаевой
— Как можно помочь социализации детей/взрослых людей с синдромом Дауна? Я сейчас не про организации и учреждения, а про быт и рутину.
— Мое золотое правило: «если сомневаешься, то спроси у мамы». Если нельзя спросить, то можно наблюдать.
Расскажу историю. Приехали мы летом на дачу к моим родителям. Там в гости пришел мой брат со своими детьми. Ну, и Тимур пошел что-то копать. Так вот мой брат начал: «Ой, ты лопатку взял. Какой молодец». А Тиму почти 5.
Не надо хлопать в ладоши на обычные для него вещи. То есть, если б он не умел поднимать эту лопатку месяц назад, то да. А так это вызывало у меня недоумение…
А самое удачное общение было, когда я училась. Вот студенты не знали, что он там должен уметь или не уметь. Они просто начинали разговаривать и общались на его уровне. Самое то.
— Как справляются родители (или одинокие мамы, папы), если особого ребенка не принимают родственники вплоть до выгона из дома «нам не нужен … или отказывайся или домой не приходи»?
-Ну, как. Тяжело справляются. Вот неужели у родителей других проблем нет…
Некоторые отказываются. Куча есть история «муж настоял, чтоб мы его оставили». Мне тут, конечно, очевидно, кого надо в этой ситуации оставлять, но женщина вообще часто в зависимости такой, что выбора и нет. Разные есть истории и все печальные, как ни крути.
Фото: Фейсбук Светланы Нагаевой
— Получается замкнутый круг, родители особенных детей не хотят отдельных групп, так как предлагают закрыть глаза на особенность и воспринимать всем их как большинство. Мне кажется, был бы лучше результат, если бы всё-таки были отдельные классы со специальным отношением и программами адаптации. А для интеграции в обществе проводить совместный досуг, совместное посещение мероприятий.
— Как сказала одна из «наших мам» «у нас нет коррекционных магазинов, коррекционных улиц, коррекционных театров, коррекционных самолетов». Так почему мы так стремимся создать коррекционные школы? Разделяя общество, мы делаем ему только хуже.
Источник
Не так давно я писала, что повстречала в супермаркете маму с дочкой. У девочки был синдром Дауна, все признаки на лицо. Я отводила глаза. Мне было неловко. Не думаю, что это была правильная реакция.
Проблема в том, что меня никто не учил, как общаться с ребенком с лишней хромосомой и его родителями. Не поверите, но я в России вообще ни одного такого ребенка вживую не видела. Знала, что они существуют. Но не видела. А в Америке встречала – и не один раз – в магазинах, на детских площадках и в бассейне. Не потому, что их здесь больше. Потому, что к ним относятся по-другому. Как к людям, в первую очередь.
Мне кажется, что создание инклюзивной среды в России – дело, конечно, хорошее. Но без просветительской работы оно останется просто красивым лозунгом. Запустим мы ребятишек с синдромом Дауна в обычные детские сады и школы – и что толку? Работать там с ними не умеют, родители «обычных» детей будут в шоке (и «оно» с моим ребенком будет заниматься?).
Начать надо с самого простого – с информации. О том, что дети с синдромом Дауна имеют шанс жить полноценной жизнью, если с ними заниматься. О том, что они и их родители — не уроды, не вырожденцы. У них, этих деток, столько же вариантов развития, сколько и у обычных детей – просто они несколько другие.
Я по этому поводу перевела отличную статью. Представьте, что у ваших знакомых появился малыш с синдромом Дауна. Как с ними общаться? Что говорить? На этот вопрос мне сложно ответить. А вот о том, чего говорить ни в коем случае нельзя, могу рассказать. Ниже 10 вещей, о которых лучше молчать, общаясь с мамой или папой ребенка с синдромом Дауна.
- Какие вы молодцы! (В самых разных вариациях). Вы просто герои, святые, ангелы, вам воздастся,…
Родители детей с синдромом Дауна, как и все нормальные люди, иногда бывают на высоте, иногда лажают. Что-то у них получается хорошо, что-то фигово. Им не нужно, чтобы их ставили на пьедестал. Они – обычные люди со своими проблемами и заботами.
2. Даунята — солнечные детки. Они всегда счастливы.
Специалисты, работающие с людьми с синдромом Дауна подчеркивают, что они куда больше похожи на обычных людей, чем от них отличаются. Они не идиоты. И они не счастливы с утра до вечера. Как и все нормальные люди они могут страдать и печалиться.
3. Причина в возрасте?
Во-первых, не этичный вопрос. Во-вторых, неверный. Возраст не является причиной рождения ребенка с синдромом Дауна.
4. Может быть, все пройдет. Ребенок выправится.
Синдром Дауна не может «пройти». Это не болезнь. С ним надо научиться жить. При должной поддержке, ребенок с синдромом Дауна может жить полной жизнью.
5. Вы будете еще рожать?
Фу, ну какое ваше дело? Об этом не стоит спрашивать и родителей здоровых детей. Захотят – родят, не захотят – не будут. Личное дело любой семьи. Если у родителей появился ребенок с синдромом Дауна, им требуется время, чтобы осознать этот факт, чтоб принять своего ребенка. Им не до планирования следующей беременности.
6. Ребенок сможет нормально функционировать?
Дети с синдромом Дауна, как и обычные ребятишки, имеют свои сильные и слабые стороны. Дело родителей и учителей – помочь развить потенциал ребенка.
7. Ребенок выглядит совершенно нормальным. Вы уверены в диагнозе?
Синдром Дауна выявляется с помощью анализа крови. Скорее всего, родители уже десять раз проконсультировались с самыми разными специалистами.
8. Вы об этом знали?
Во время беременности женщина может сделать скрининговый тест, оценивающий вероятность рождения ребенка с синдромом Дауна. И диагностический тест, который показывает, действительно ли ребенок имеет этот синдром. Последний тест опасен для плода. Далеко не все женщины на него идут, даже зная о риске рождения ребенка с синдромом Дауна. Это личное дело, личный выбор женщины и ее семьи.
9. Могло быть и хуже.
Наверное, действительно, могло. Но к чему об этом говорить? Семье надо дать время привыкнуть к мысли о том, что у них «другой» ребенок, что жизнь будет устроена не так, как им представлялось раньше.
10. Мне жаль…
Ребенок не умер. Зачем соболезновать? Большинство родителей детей с синдромом Дауна хотят испытывать радость от появления на свет маленького человечка, наслаждаться материнством (или отцовством). Лучше поздравьте молодых родителей.
Последние слова кажутся несколько странными? – С чем поздравлять то? Тем не менее, многие люди, свыкнувшись с мыслью о том, что у них родился необычный ребенок, погружаются в новый мир, наполненный родительскими заботами и радостями, и обретают счастье. Правда.
Источник
Особенности общения с ребенком с синдромом Дауна.
1 Понятие синдрома Дауна.
Особенности детей с данным диагнозом Синдром Дауна – форма геномной патологии, заключающейся в том, что в кариотипе, то есть в полном наборе хромосом человека, хромосом находится 47 против 46 хромосом генетически здорового человека. Нарушение происходит в 21 паре хромосом и называется трисомия – хромосомы в ней представлены тремя, а не двумя копиями. Таким образом, в описании страдающих синдромом часто встречается такая аббревиатура – Т21, т.е. «трисономия 21», синдром Дауна. Нарушение правильного состава генетической информации происходит на этапе формирования половых клеток родителей, чаще всего у матери; из-за раннего появления мутация затрагивает почти все клетки развивающегося организма. Трисомия по 21 паре хромосом самая частая причина возникновения синдрома Дауна – примерно 94% от общего количества таких детей. При нормальном развитии эмбриона генетическое нарушение может случится позже, и тогда часть клеток эмбриона будут с нормальным хромомосомным набором, а часть – лишней хромосомой, такая форма синдрома Дауна называется мозаичной. Из-за того, что изменения происходят не во всем организме, а только в отдельных участках, тяжесть последствий не так велика, как в случае классической трисомии. Определить наличие этой формы заболевания гораздо труднее, особенно с помощью пренатальных методов диагностики. Выраженность клинических симптомов зависит от соотношения количества нормальных клеток и клеток с аномальным хромосомным набором. Частота мозаичной формы составляет 2 % от общего числа детей с синдромом. Также причиной синдрома Дауна может быть так называемая робертсоновская транслокация. Это мутация, при которой происходят изменения структуры хромосом, в данном случае 21 хромосома прикрепляется к другой хромосоме, в большинстве случаев к 14-й в кариотипе мамы или папы. У ребенка в таком случае генотип будет представлен 23 парами хромосом, как и у нормально развивающегося человека. Стоит отметить, что перед рождением последующего потомства родителям стоит пройти обследование – ведь данное нарушение происходит именно в организме родителя. Согласно статистике, робертсоновская транслокация является причиной синдрома Дауна в 2% случаев. Нельзя не отметить, что синдром Дауна, звучащий по-английски как «down sindrome», не обошел заблуждений о своей сути – ведь «down» обозначает «вниз». Например, российский благотворительный фонд, поддерживающий детей с синдромом Дауна, обратил это в свою пользу – он называется Downside up, обыгрывая английскую идиому «upside down», обозначающую «с ног на голову», таким образом, фонд «возвращает с головы на ноги». Синдром Дауна следует называть именно синдромом, исходя из его определения – согласно словарю, синдром – это сочетание симптомов, признаков, обычно характерных для какого – либо заболевания; но так как причины синдрома кроются именно в какой – либо мутации ДНК, а не болезни, грамотно именно такое название этого состояния. Синдром назван по имени первого описавшего его ученого – англичанина Джона Ленгдона Хейдона Дауна, автора работы «Наблюдения по этнической классификации умственно отсталых людей», вышедшей в 1866 году. Сам исследователь обозначил синдром как «Монголизм» из-за характерных морфологических черт таких людей, но в 1965 году за таким нарушением прочно закрепилось наименование «Синдром Дауна». Несколькими годами ранее, в 1959 году, французский исследователь Жером Лежен выявил и описал хромосомные нарушения, влекущие за собой синдром – Джон Даун полагал, что описанное им состояние детей связано с хроническими заболеваниями родителей, например, туберкулезом. Синдром, как правило, диагностируется сразу при рождении ребенка, так как имеет ряд типичных морфологических признаков: – брахицефалия (81%)- от греч. brachys – короткий и kephale -голова- короткоголовость -кожная складка на шее у новорожденных (81%), -монголоидный разрез глаз (80%), -эпикант (80%), вертикальная складка кожи, прикрывающая внутренний угол глазной щели (слезный бугорок) -гиперподвижность суставов (80%), -мышечная гипотония (80%), т.е. низкая степень напряжения мышц короткие конечности (70%), -аркообразное небо (58%) и т. д. Поперечная ладонная складка, считающаяся универсальным признаком синдрома Дауна, встречается в 45% случаев, а пятна Брушфильда (пигментные пятна по краю радужки) в 19% случаев. Безусловно, конечный диагноз ребенку поставят только после результата анализа на кариотип, так как мы видим, что некоторые признаки а) достаточно редки б) могут прослеживаться и у других новорожденных. Также синдром Дауна часто сочетается с соматическими заболеваниями, такими как: ·Врожденный порок сердца ·Апноэ во сне (45 %) ·Гипотиреоз (30 %) ·Патологии ОДА ·Болезни офтальмологического и отоларингологического характера (40%) ·Проблемы ЖКТ (12 %) Как и при любом генетическом нарушении, синдром Дауна сопровождает снижение интеллекта. Как показывают исследования американских ученых, такая генная мутация снижает миелинизацию (т.е. защитную функцию) нервных волокон, что приводит к нарушению развития белого вещества переднего мозга и замедлению прохождения в нем нервных импульсов. В результате возникает набор интеллектуальных и неврологических расстройств. Психологические особенности такого ребенка разнообразны в своих проявлениях по возрасту, как и у детей, развивающихся в пределах нормы. Соответственно, опишем особенности психики детей с синдромом Дауна по трем возрастным группам: Дети раннего возраста (от 0 до 3 лет) Дети школьного возраста (от 4 до 12 лет, включая дошкольный период) Дети – подростки (13 – 18 лет) Дети с синдромом Дауна от 0 до 3 лет Ранний детский возраст детей с синдромом Дауна характеризуется рядом проблем, вызванных, в первую очередь, физиологическими особенностями таких детей и психо-эмоциональным состоянием родителей. Особенно важно начать оказание помощи и поддержки именно в этом возрасте – так возможна наиболее полная реализация возможностей ребенка. Исследования (3) показывают, что дети раннего возраста с синдромом Дауна и их сверстники, развивающиеся в норме, проходят одни и те же этапы развития, например, появление улыбки, попыток переворачиваться, полазать и т.д. Разница состоит в сроках возникновения этих этапов – в среднем, у детей с синдромом Дауна они проявляются на пять месяцев позже. Так, например, средний диапазон появления навыка ползанья на четвереньках у детей в норме составляет 10 месяцев, у детей с синдромом Дауна – 15. Стоит отметить, что многие этапы развития у детей с синдромом Дауна вписываются в диапазон развития возрастной нормы. Охарактеризуем высшие психические функции человека у детей с синдромом Дауна раннего возраста: Память Зрительная составляющая превалирует над звуковой, опора на зрительные и двигательные способы познания окружающего мира; Мышление Задержка речевого развития влечет за собой позднее формирование понятийного аппарата, трудности в приобретении жизненного опыта, самостоятельного наблюдения; Восприятие Активное проявление инициативы – реакции на какие-либо раздражители в младенческий период, низкий темп восприятия информации, требуется малый объем впечатлений. Внимание неустойчиво; Речь Отставание развития речи, преимущественно ее экспрессивной части, нарушение формирования грамматического строя речи, звукопроизношения, словообразования. Использование большого количества невербальных средств общения. Физиологические особенности детей с синдромом Дауна сильно влияют на их психо-мотороное развитие, чаще всего оно неравномерно, поэтому важно организовать своевременную медицинскую поддержку ребенка. Социальное же развитие детей раннего возраста с синдромом Дауна страдает не только из – за перечисленных нами особенностей. Большое значение имеет установление крепких связей в паре «мать – ребенок». Женщина, находящаяся в состоянии стресса, и ребенок, дающий эмоциональную реакцию с задержкой, формируют симбиоз, в котором чаще прослеживается негативное влияние матери на ребенка – это могут быть гиперопека, негативизм, проекция успехов и не удач ребенка на себя. Поэтому на раннем этапе развития ребенка с синдромом Дауна необходима психологическая поддержка родителей. Дети школьного возраста (от 4 до 12 лет) Так как дети с синдромом Дауна проходят все те же этапы развития, что и дети, развивающиеся в норме, следующей вехой их развития после трех лет становится кризис трех лет, появление игры как вида деятельности. В силу указанных нами ранее особенностей речи, у ребенка в дошкольном возрасте часто возникают конфликты с окружающими, в первую очередь с семьей (происходит наложение психологических проблем родителей на проблемы развития ребенка), несмотря на усвоенные нормы поведения. Специалисты рекомендуют помещение таких детей в коллектив – детские сады, учреждения дополнительного образования для стимуляции формирования навыка четкой речи и развития самооценки. Охарактеризуем высшие психические функции человека у детей с синдромом Дауна школьного возраста: Память Плохо развита кратковременная память; Мы шлен и е Носит наглядно-образный характер; изучение окружающих явлений происходит посредством индукции. Во сп ри яти е Слабая эмоциональность, низкий уровень внимания, высокая инициативность, подражательство, гиперактивность. Речь Нивелируется разница между импрессивной и экспрессивной речью ребенка, но возрастают трудности понимания ребенком обращенной к нему речи. Дошкольный и школьный период жизни ребенка с синдромом Дауна характеризуется возрастающей потребностью формирования навыков самообслуживания, так как от этого зависит возможность частого выхода ребенка в общество, за рамки привычного окружения, а следовательно, и его дальнейшая социализация и развитие. Дети – подростки (13 – 18 лет) Данный возраст характеризуется рядом вторичных психологических и социологических проблем, переживаемых ребенком с синдромом Дауна из-за полового созревания и не только. Подросток самоидентифицирует себя, осознает свои интересы, мысли, стремления, привязанности. Такие процессы делают общение подростка, развивающегося в норме, экспрессивным, резким, неожиданным. Подростку же с синдромом Дауна достаточно тяжело дается восприятие подобных факторов из – за особенностей мышления, описанных нами ранее. Кроме того, зачастую такой ребенок оказывается под давлением родителей, стремящихся к удержанию его около себя. Отметим также, что физическое развитие детей с синдромом Дауна проходит в те же сроки, что и в норме, что вносит дополнительный диссонанс в проблему взросления такого ребенка – когда физический рост опережает ментальный. (28). Охарактеризуем высшие психические функции подростка с синдромом Дауна: Память Из-за сохранности долговременной памяти и недостаточного развития кратковременной памяти ведущим мотивом остается опора на зрительные и слуховые рецепторы. Мышление Низкий уровень саморегуляции, проблемы в установлении причинно-следственных связей. Восприятие Хорошо овладевают навыком чтения, по-прежнему низкий уровень концентрации внимания. Склонность к копированию объекта интереса. Речь Достаточно легко овладевают письменной речью, сохраняется разница в размерах пассивного и активного словарей, нивелируется проблема восприятия обращенной речи. Приоритетным направлением работы педагога с подростками с синдромом Дауна становится помощь в усвоении социальных норм, правил общения не только со знакомым кругом лиц. Также родителям и специалистам важно провести грамотную линию полового воспитания детей (ссылка на статью). Рассмотрев особенности развития детей с синдромом Дауна, можно заключить, что характерными особенностями детей в группе станет нижеперечисленное: Малая инициативность, рассеянное внимание, асинхронность развития речи, склонность к подражательству, трудности в выражении собственных чувств и мыслей, анатомические особенности, влияние сопутствующих заболеваний на психосоматические реакции ребенка. .
Педагогическое общение с ребенком с синдромом Дауна.
Данный раздел посвящен анализу теоретической литературы, в которой конкретные рекомендации по общению педагога с детьми с синдромом Дауна в рамках разнообразных обучающих занятий. Так как дети с синдромом Дауна в силу своих особенностей часто входят в группу детей с множественными нарушениями в развитии, мы рассматривали литературу и по данным группам в том числе. В специальной литературе личность педагога – дефектолога, специалиста, работающего в коррекционном образовании, наделяют такими качествами, как энергичность, уверенность, профессионализм, доброжелательность, тактичность. Хороший специалист реализует в своей практике основные принципы коррекционного образования – принцип развивающего обучения, обеспечивая многогранное, всесторонне развитие ребёнка; принцип воспитывающего обучения, формируя у ребёнка мировоззрение, нормы поведения, привычки; принцип систематичности и системности в обучении, грамотно составляя план и содержание занятий; принцип научности в обучении, демонстрируя ребенку не только внешние признаки предмета или явления, а суть и причины изучаемого; принцип доступности в обучении с помощью грамотного подбора материала, а не его упрощения; принцип наглядности обучения, связывая теоретическое познание ребенка непосредственно с практическим ощущением; принцип сознательности и активности в обучении, грамотно стимулируя познавательную активность ученика; принцип прочности усвоения знаний, обеспечивая своевременную и квалифицированную проверку знаний учащихся; принципы индивидуализации и дифференцированного подхода к обучению, проводя анализ состава класса, учебной программы, региона обучения и т.п.; (14) также существует принцип педагогического оптимизма – принцип, заключающийся в неколебимой вере педагога в возможности развития ребенка в той или иной области. Помимо этого, залогом успешной работы является то, что специалист составляет свою программу работы совместно с остальными специалистами, работающими с коллективом. (42) Так, например, программа работы с группой детей с синдромом Дауна в центре «Свиток» разрабатывается несколькими специалистами с учетом преследуемых ими задач: это психолог – консультант, проводящий индивидуальные часы с родителями, психолог, ведущий коллективные сеансы психотерапии, как для групп детей, так и для родителей, специалист, проводящий развивающие занятия, его помощник и/ или стажер, обеспечивающий комфортное пребывание детей в среде. Таким образом, педагог в коррекционном образовании – это эрудированный, хорошо теоретически подкованный квалифицированный специалист, отличающийся нестандартным подходом к обучению детей. Педагогическая работа с детьми с синдромом Дауна специфична, на наш взгляд, в первую очередь из-за особенностей физического состояния таких детей, сопутствующих синдрому болезней и состояний, влияющих на общее соматическое состояние ребенка. Следствием этого является также постоянная потребность в логопедической помощи из-за особенностей строения артикуляционного аппарата. Анализ исследований проблемы общения педагога с ребенком с синдромом Дауна показал, что выводы, сделанные в результате тех или иных экспериментов, являются одними из вариантов реализ