Обучение детей с синдромом дауна и умеренной умственной отсталостью

Организация школьного обучения детей с синдромом Дауна
Современные исследования показывают, что практически все дети с синдромом Дауна отстают в интеллектуальном развитии, но внутри этой категории их интеллектуальный уровень сильно различается – от легкой степени умственной отсталости до тяжелой (Л. Кулин, 2003, О.И. Пальмов, 2006, Л.Ю. Панарина, 2004).
У детей с синдромом Дауна интеллектуальная недостаточность глубокая степень умственной отсталости (идиотия) – 20% тяжелая и средняя ( умеренная) степень умственной отсталости (ибецильность легкой, средней и тяжелой степени) – 75% слабая или легкая степень умственной отсталости (дебильность) – 5%
Поэтому для решения вопроса о степени интеллектуального развития ребенка с синдромом Дауна и разработки плана коррекционных мероприятий необходимо помнить об особенностях психического развития этих детей, постоянно соотнося их с возрастными нормативами.
Обучение ребенка коррекционной школе, куда он чаще всего и направляется органами управления образования возможно только при наличии заключение психолого-медико-педагогической комиссии и согласия родителей.
Если у ребенка выявлены особенности развития, подтвержденные ПМПК, квалифицируемые как ОВЗ, то такому ребенку рекомендуется обучение по образовательной программе, учитывающей его трудности, «приспособленной» к наличию особых образовательных потребностей.
1.09.2016 г. вступил в законную силу ФГОС образования для обучающихся с УО (ИН), который представляет собой совокупность обязательных требований при реализации адаптированных основных общеобразовательных программ в организациях, которые осуществляют образовательную деятельность.
На основе Стандарта в образовательном учреждении разрабатываются АООП которые обеспечивают коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию школьников с ИН.
Стандарт учитывает выраженности интеллектуального дефекта обучающихся, их возрастные, типологические и индивидуальные особенности, а так же особые образовательные потребности школьников. Исходя из этого существует два варианта АООП. Вариант 1 для обучающихся с легкой УО и Вариант 2 для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью.
При детальном рассмотрении содержания учебных планов 1 и 2 вариантов АООП мы видим, существенные изменением содержания образования, ( Например, в Варианте 2 включение учебных предметов, отсутствующих при обучении обучающихся с легкой умственной отсталостью: «Речь и альтернативная коммуникация», «Человек» и другие) и самые большие различия мы обнаруживаем в количестве отведѐнного для их освоения времени.
Это связано с тем, что к особым образовательным потребностям, характерным для обучающихся с легкой степенью УО, относятся: возможность обучения по программам профессиональной подготовки квалифицированных рабочих, служащих;
В то время как удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой УО обеспечивается посредством формирования элементарных социально-бытовых навыков и навыков самообслуживания
Для обоих вариантов АООП Стандарт устанавливает сроки освоения АООП обучающимися с умственной отсталостью интеллектуальными нарушениями) 9 – 13 лет.
Зачастую мы встречаемся с тем, что дети с синдромом Дауна по рекомендации ПМПК поступают в 1 класс с легкой степенью УО на один диагностический год и начинает обучаться по программе Варианта 1. В течение этого времени ребенок показывает свои возможности в овладении программным материалом и к завершению учебного года школьный консилиум отслеживает усвоение программы данным ребенком. Исходя из практики дети с синдромом не могут освоить программу 1 Варианта. Им тяжело писать из-за сниженного тонуса, у них проблемы с наглядно-образном мышлением, а отсюда – сложности с математикой, чтением и т.д. В том случае когда обучающийся не достигает минимального уровня овладения предметными результатами по большинству учебных предметов, то по рекомендации ПМПК и с согласия родителей школа переводит данного ребенка на обучение по 2 варианту АООП в класс для детей с тяжёлой и глубокой умственной отсталостью, т.е. в класс в котором нет строгих требований программы и детям дается только то, что они в состоянии усвоить.
Для детей с синдромом Дауна школа предоставляет образовательную программу которая не только обучает их базовым академическим дисциплинам (чтению, письму, счету), но и включает часы обязательных коррекционных технологий, направленных на компенсацию дефектов физического, умственного развития и развития психических процессов а так же подготовку обучающихся к самостоятельной жизни.
В классах где обучаются дети с синдромом Дауна организация образовательного пространства соответствует требованиям безопасности, возрастным индивидуальным особенностям детей и оснащена разнообразными материалами, играми, оборудованием и инвентарем, которые обеспечивают игровую, познавательную, творческую активность всех обучающихся.
Методики преподавания всех предметов, включенных в состав учебных программ школы, разработаны с учетом закономерностей, принципов, методов и приемов обучения лиц с нарушениями интеллектуальной деятельности.
При обучению грамоте мы используем несколько подходов. Здесь хорошо себя зарекомендовала методика Т.С. Резнеченко “Метод послогового чтения”, и Метод Глена Домана “Глобальное чтение”, который введен в раздел предмета “Альтернативное чтение” по программе образования учащихся с умеренной и тяжелой УО. (Баряева Л.Б.).
Что же касается осмысленности, то исходя из практики я могу сказать, что понимание прочитанного текста происходит ближе к 6 классу. Ребенок с СД конечно может самостоятельно прочитать короткое предложение (Мама мыла раму.) и понять его. Однако, осмысление же более сложного предложения происходит только после его разбора. И здесь из-за нестабильности кратковременной памяти возникают трудности т.е. ребенок с Синдромом как правило забывает после прочтения, что было в начале предложения, а что было в конце.
Встречаются случаи, когда обучающимся с синдромом Дауна чтение становится доступным только к 9 классу и остается на механическом уровне.
Ребенку с Синдромом трудно ориентироваться на листе бумаги, как правило он не видит строку, особенно если ребенок -левша. Он затрудняется в определении стороны начала письма. В этом случае мы отмечаем цветной вертикальной линией “точки отправления” начала письма буквы или слова и делаем это до тех пора пока у ребенка не сформируется данный навык.
Часто при письме в 1-м классе у ребенка обнаруживается так называемое зеркальное письмо. Чтобы скорректировать данную ошибки обучающимся предлагается запомнить правильное написание посредством:1 конструирования буквы из разной длины палочек и полукругов, 2 лепки букв из пластилина, 3 печатания на песке и т.д. Ну конечно, проводится специальная тренировка, направленная на понимание пространства. Ребенка несколько раз в день спрашивают, где правая рука, правая нога, левая рука, левая нога, затем дают задание — достать левой рукой правое ухо и т. п., то есть учат с ним расположение частей тела.
Математика. Овладение навыками счета для детей с синдромом Дауна более трудно, чем освоение чтения, что связано с необходимостью осознания абстрактной природы числа. Большинство таких детей не в состоянии овладеть счетом, они зазубривают словесное обозначение числового ряда, но не соотносят знаковое изображение цифры с количеством предметов, И здесь себя хорошо зарекомендовала Методика «Нумикон» – специально разработанная методика для обучения детей с синдромом Дауна основам математики. Если трудности с соотнесением количества предметов с числом можно преодолеть, то усвоение счетных операций, особенно с переходом через десяток, является для детей с Синдромом достаточно сложным учебным материалом.
Некоторые дети с синдромом Дауна могут заучить таблицу умножения, не понимая смысла этих действий. Кроме того, для приобретения этих формальных знаний затрачивается очень много времени и усилий.
Родители детей с синдромом Дауна не всегда достаточно правильно понимают задачи обучения. Многие из них считают, что основной задачей школы является обучение счётным навыкам и грамоте, поэтому не следует тратить много времени на занятия физкультурой, ручным трудом, лепкой, рисованием, драматизацией, на беседы с детьми, тем более, что оценить результат этих занятий трудно. На самом деле это глубоко ошибочный подход к проблеме обучения.
Музыка и пение совершенно необходимы для развития ребёнка с СД. Все дети очень хорошо чувствуют ритм. Чтобы развивать умение слышать и слушать музыку, для них важны инструменты: ксилофон, пианино, гитара, колокольчики разных звучаний, флейта, деревянные ложки, трещетки, виолончель, бубны, барабан, марокасы и пр. Движения под музыку помогают в развитии навыков общей моторики ребенка, учат сохранять равновесие. и отчасти являются средством самовыражения.
Главное место в коррекционно-воспитательной работе с учениками отводится их трудовой подготовке. В ходе обучения они овладевают элементарными трудовыми навыками. Основной целью которого является формирование у детей конкретных навыков, обеспечивающие их бытовую независимость от окружающих, а также овладение элементами бытового труда. Самостоятельно одеваться на улицу, завязывать шарф, застегивать молнию и пуговицы, мыть пол, убирать постель, стирать мелки вещи. На занятиях по СБО учиться накрывать стол, убирать и мыть посуду, готовить бутерброды и простые салаты.
Кроме того, вариативная часть учебных планов представлена коррекционными курсами, необходимыми для развития физического здоровья обучающихся, воспитанников, коррекции речевого и интеллектуального развития. Это занятия ЛФК, логопедические занятия, альтернативная коммуникация и занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов.
Школьный логопед определяет уровень специфику речевой патологии и с учётом выявленных речевых нарушений, выстраивается индивидуальный логопедический маршрут для каждого ребёнка с синдромом Дауна по трём направлениям: 1 блок «Звуковичок» (формирование навыков правильного произношения)2 блок 2 блок «Я познаю мир» (формирование лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи) 3 блок «Пишем и читаем». Форма взаимодействия учителя -логопеда и ребёнка с синдромом в виде индивидуальных и подгруповых занятий продолжительностью 20- 40 минут.
Работа психолога школы с ребенком синдромом Дауна и его родителями начинается с психологического консультирования. Далее коррекционно-развивающую работу психолог выстраивает в несколько этапов: выявляет индивидуальные особенности ребенка; выявляет уровень взаимоотношений ребенка в семье, социуме; ведет работу по коррекции в познавательной и эмоционально-волевой сфере в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка; отслеживает динамику; работает по взаимодействию психолог – ребенок; учит ребенка работать в паре.
Человеку с синдромом Дауна нужно помочь вести самостоятельную жизнь. Ему необходим помощник-путеводитель. . На сегодняшний день известны случаи психолого-педагогической реабилитации детей с синдромом Дауна, когда в результате огромных усилий психологов и дефектологов они становились полноценными людьми, обучались в обычных школах и даже могли получить высшее образование. Примером, тому служит 36 летний парень из Пермского края Андрей Захаров – это первый преподаватель с синдромом Дауна литературного кружка.
Источник
Автор Предложить Статью На чтение 8 мин. Опубликовано 24.04.2015 07:44
Обновлено 21.11.2016 19:47

До середины 70-х годов XX века умственные возможности детей с синдромом Дауна описывались как сильно ограниченные. Например, в отечественной литературе этого периода отмечается, что такая степень умственной отсталости, как имбецильность — доминирует (Ворсанова, Юров и др., 2000) и выражена у 75% больных с диагнозом синдром Дауна (СД), идиотия — у 20%, дебильность — у 5% (Сухарев, 1965). Согласно существовавшему мнению, дети с имбецильностью не могут посещать школу, но им можно привить определенные трудовые навыки (Юн, 1987). Б. Стретфорд (1991) отмечает, что в Великобритании дети с СД официально считалисьнеобучаемыми вплоть до 1971г. Этот же автор приводит широко распространенные ранее мнения о схожести всех детей с синдромом Дауна. Предполагалось, что все дети с этим диагнозом ласковы, жизнерадостны, послушны, музыкальны. Отечественные авторы наряду с послушностью выделяют такие характеристики, как внушаемость и склонность к подражанию (Ворсанова, Юров и др., 2000). Б. Стретфорд, ссылаясь на данные Риндерса (Rynders et al., 1978) останавливается на значимости изучения индивидуальных различий у детей и взрослых с синдромом Дауна; приведенная в обзоре Б. Стретфорда (1991) позиция В. Гиллема обращает внимание на тот факт, что даже различия, обусловленные генетическими факторами, как в случае с синдромом Дауна, могут изменяться под воздействием внешней среды, между тем групповые различия выявляются при сравнении детей с синдромом Дауна е типично развивающимися детьми.
Мнения разных авторов о выраженности умственной отсталости у детей с СД не всегда совпадают. Так, исследования, проведенные Мэри Колеман (Coleman, 1988) показали, что тяжелая умственная отсталость у детей с синдромом Дауна, как правило, встречается при сопровождающих синдром Дауна аномалиях (дополнительное повреждение головного мозга; дополнительные генетические нарушения, кроме трисомии по 21 хромосоме; выраженные соматические проблемы, например, порок сердца; сенсорные нарушения), а также при нарушениях в системе отношений с близкими людьми и проблемах социального окружения в целом. Например, дети с синдромом Дауна, которые страдали эпилептическими припадками, имели более серьезное отставание в развитии, чем дети, нс страдающие подобным заболеванием.
Ряд отечественных исследователей специально изучали особенности нейродинамики нервно-психических процессов при олигофрении. Ими была обнаружена слабость замыкательных функций коры головного мозга, затрудненность формирования новых, в особенности сложных условных связей, инертность и слабость нервных процессов. К факторам, влияющим на образование условных связей умственно отсталых детей относят, во-первых, дефекты общей нейродинамики (недостаточность внутреннего торможения, чрезмерная иррадиация возбуждения, нестойкость следов и, главное, патологическая инертность психических процессов); во-вторых, дефекты нейродинамики в речевой системе, т.е. деятельности самого регуляторного механизма, инертность, плохую переключаемость психических процессов у детей с синдромом Дауна (Вайзман, 1976). Эти данные полностью совпадают с наблюдениями клиницистов — психиатров о замедленности, тугоподвижности, ригидности психических процессов при олигофрении (Шац, 1996).
Как известно, одним из показателей развития ребенка является интерес его ко всему новому. С точки зрения отечественных авторов, описанные выше особенности нейродинамики психических процессов во многом объясняют специфику познавательной активности ребенка с умственной отсталостью. При нарушении умственного развития главными и ведущими неблагоприятными факторами оказываются слабая любознательность (ориентировка) и замедленная обучаемость ребенка, т.е. его плохая восприимчивость к новому (Стребелсва, 1997; 2001; Катаева, Стребелева, 1998). Б.Стедфорд (1991) приводит данные, полученные Миранда и Фанц в 1973 и 1974 гг., свидетельствующие о более позднем появлении предпочтения новых стимулов детьми с синдромом Дауна по сравнению со здоровыми детьми. В дальнейших лонгитюдных исследованиях было обнаружено, что визуальные предпочтения постоянной формы, например, схематического изображения лица, также удерживается у детей с синдромом Дауна намного дольше, чем у здоровых детей, вплоть до 33 недельного возраста. У здоровых детей данный эффект угасает к 20 недельному возрасту. В то же время стоит отметить, что дети с синдромом Дауна, также как и здоровые дети, дольше рассматривают более сложное изображение, с большим количеством элементов.
Наряду с другими психическими функциями, внимание детей с синдромом Дауна имеет ряд особенностей, которые непосредственно влияют на их когнитивное развитие. Основными неблагоприятными факторами для развития являются недостаточный объем внимания и недостаточная концентрация. Так, дети с синдромом Дауна способны направлять и удерживать внимание не на целостном объекте, а на его отдельных элементах. В результате задействованной оказывается лишь ограниченная часть информации, что приводит к ошибкам в восприятии и опознании объекта и его свойств. Если предположение о том, что дети с синдромом Дауна имеют тенденцию к переключению с одного параметра на другой верно, то, следовательно, у них должны появляться дополнительные трудности, когда выполнение задания требует учета более чем одного параметра. Детям с синдромом Дауна и детям, не имеющим подобного диагноза, предлагалось упорядочить по признаку различной конфигурации три карточки, сначала по предъявленному образцу, а затем по памяти. Дети с синдромом Дауна, как и обычные дети, плохо справились с различением конфигураций, но если обычные дети заметно улучшили свои результаты, когда был введен дополнительный параметр, а именно размер карточки, то детей с синдромом Дауна введение дополнительного параметра еще больше дезориентировало (Стретфорд, 1991).
В 1983 г. было проведено исследование реакции детей с синдромом Дауна на манипуляции с привлекательным объектом: помещение объекта в контейнер, доставание объекта из контейнера и установление преграды между ребенком и желаемым объектом. В исследовании принимали участие дети с синдромом Дауна 3-х возрастных групп: дети в возрасте шести, восьми и двенадцати месяцев. Было обнаружено, что визуальное прослеживание объекта у детей с синдромом Дауна с возрастом снижалось, в то время как количество манипуляционных действий с предметом с возрастом повышалось. Полученные данные для группы детей с синдромом Дауна являются сходными с данными, полученными на группе здоровых детей, не имеющих такого диагноза. Однако, у детей с синдромом Дауна визуальное прослеживание все- таки значительно преобладало над манипуляционными действиями по сравнению с детьми без синдрома Дауна на всех возрастных отрезках. В результате дальнейшего изучения исследовательского поведения у детей с синдромом Дауна и их здоровых сверстников этой же группой исследователей было выявлено, что для детей с синдромом Дауна основным поведением является наблюдение и прослеживание, в то время как у здоровых детей центральное место занимает социальное поведение. Эти данные дали возможность предполагать, что детям с синдромом Дауна необходим более длительный период прослеживающего поведения для того, чтобы сформировать свой репертуар ответов на внешние раздражители (Wagner, Ganiban, Cicchetti, 1993).
Результаты различных исследований приводят к заключению, что дети с синдромом Дауна имеют специфическую умственную недостаточность, при которой сильно страдает механизм кратковременной памяти, что определяет нарушение развития тренируемых стратегий поведения. В обзоре исследований внимания, памяти и восприятия детей младенческого и раннего возраста с синдромом Дауна (Wagner S., Ganiban J., Cicchetti D., 1993) приводятся данные, отражающие способности младенцев с синдромом Дауна запоминать, сохранять и воспроизводить информацию уже на ранних стадиях развития, хотя по сравнению со здоровыми детьми, ребенку с синдромом Дауна требуется больше времени на запоминание и воспроизведения информации (Miranda, Fantz 1973, 1974). Так, одним из очевидных различий когнитивного функционирования детей с синдромом Дауна по сравнению со здоровыми детьми, является скорее скорость выполнения когнитивных операций, а не нарушение базовых механизмов памяти (Wagner, Ganiban, Cicchetti, 1993). Следует отметить, что зрительная память у детей с синдромом Дауна развита гораздо лучше слуховой. Объем слуховой памяти значительно снижен, что создает трудности при запоминании новых слов, речевых инструкций, и, следовательно, тормозит развитие речи, общее когнитивное развитие и создает дополнительные трудности в процессе обучения. Практики отмечают, что ребенку с синдромом Дауна для усвоения какого-либо материала или навыка требуется гораздо больше времени и количества обучающих тренировок (Жиянова, 2002; Медведева, Панфилова, Поле, 2004).
В упомянутом выше обзоре (Wagner, Ganiban, Cicchetti, 1993) приводятся данные Гунн, Бери и Андреуса о наблюдении за уровнем аффективного ответа на повторяющееся привлекательное действие — пищащую куклу, которое проводилось для 2х возрастных групп детей с СД (9 и 20 месяцев). Была обнаружена корреляция между интенсивностью позитивного и негативного аффекта и уровнем когнитивного развития, оцененного с помощью шкалы Бэйли.
Почти во всех лонгитюдных исследованиях детей с синдромом Дауна было зафиксировано постепенное снижение интеллектуальных способностей от почти близких к норме в первые месяцы жизни до уровня заметного отставания в школьном возрасте. Одни специалисты предполагают, что это происходит в связи с деструктивным церебральным процессом, начинающемся вскоре после рождения ребенка, другие считают, что снижение интеллекта связано с нарастанием психолингвистических требований к ребенку с возрастом (Карр, 1991). Гибсон отмечает, что на снижение интеллекта скорее всего влияют сразу несколько факторов. Специфические нейромоторные и сенсорные расстройства могут выявляться, только когда младенец подрастет; кроме того, снижение интеллекта может стать следствием «как прогрессирующего поражения ЦНС, так и вторично нарастающей недостаточности периферийных сенсорной и экспрессивной систем».
Многочисленные исследования познавательных способностей детей с СД показывают, что область познавательных процессов характеризуется наиболее сильным отставанием от типичного развития (Стетфорд, 1991). В сравнении детей с СД и типично развивающихся сверстников отмечаются такие особенности когнитивных процессов с СД, как: более позднее начало предпочтения новых стимулов; снижение объема внимания и его слабая концентрация; преобладание визуального прослеживания над манипулятивным поведением; нарушение кратковременной памяти, приводящее к затруднению развития тренируемых стратегий поведения; низкая скорость когнитивных операций; снижение уровня интеллектуальных способностей с возрастом. Многие авторы подчеркивают обусловленность перечисленных особенностей когнитивного развития детей с синдромом Дауна специфичностью развития ЦНС, сопутствующими сенсорными и соматическими аномалиями. Также многие исследования показывают отличие познавательных процессов детей с СД при сравнении с детьми сходного возраста и уровня развития, имеющими умственную отсталость неустановленного генеза (Wagner, Ganiban, Cicchetti, 1993), что еще раз говорит о выраженной специфичности развития ребенка с СД в связи с хромосомной аномалией.
Источник