Обучение детей с синдромом каннера

Обучение детей с синдромом каннера thumbnail
  1. Что такое синдром Каннера?
  2. Причины возникновения заболевания
  3. Характеристика синдрома Каннера
  4. Симптомы синдрома Каннера у детей
  5. Методы лечения болезни Каннера

Ранний детский аутизм (РДА) в его «тяжелой» низкофункциональной форме называют также синдромом Каннера, болезнью Каннера, аутизмом Каннера или каннеровским аутизмом – по фамилии австрийско-американского психиатра Лео Каннера, впервые описавшего это состояние в 1943 году.

В дальнейшем (1949 г.) подобное состояние меньшей интенсивности было описано и педиатром-психиатром Гансом Аспергером, в честь которого названа «облегченная» форма РАС – синдром Аспергера, сопровождающийся менее выраженным дефицитом эмоций и интеллекта, чем аутизм Каннера.

Что такое синдром Каннера?

Аутизм с синдромом Каннера характеризуется очень глубоким поражением личности и заметным отставанием в умственном развитии. Эта особенность является главным отличием синдрома Каннера от синдрома Аспергера, при котором в большинстве случаев наблюдается сохранность интеллекта или даже очень высокие интеллектуальные способности. Болезнь Каннера специалисты также называют процессуальным аутизмом, отличая его от непроцессуального (шизофренического) вида этого состояния.

Синдром Каннера зачастую сопровождается дополнительными физическими симптомами, которые наблюдаются и при менее глубоких формах аутизма – проблемы со сном, эпилепсия (порядка 30% случаев при каннеровском аутизме), расстройства ЖКТ и др. В перечень возможных сопутствующих осложнений входит и синдром кататонии.

По «усредненной» статистике, заболеваемость синдромом Каннера составляет 2–4 случая на каждые 10 тысяч детей. При этом у мальчиков данное состояние встречается втрое чаще, чем у девочек.

Обучение детей с синдромом каннера

Причины возникновения заболевания

Конкретные причины, приводящие к возникновению синдрома Каннера на сегодняшний день не установлены, но по этому поводу существуют различные теории, основными из которых являются генная и тератогенная.

Генная теория предполагает возможность возникновения заболевания в связи с отклонениями на генетическом уровне. Тератогенная теория допускает, что синдром может возникнуть у плода из-за воздействия на организм беременной женщины различных неблагоприятных факторов, разрушительно влияющих на нервную систему будущего ребенка. К таким факторам теоретически относят:

  • неправильный рацион питания женщины, включающий продукты с содержанием нитратов, искусственных консервантов и других вредных веществ;
  • вредные привычки будущей матери;
  • применение некоторых медикаментов;
  • тяжелые психоэмоциональные стрессы;
  • наличие некоторых инфекций, передающихся ребенку на внутриутробной стадии развития;
  • радиационное воздействие.

Кроме того, существуют и альтернативные гипотезы, согласно которым каннеровский аутизм способен развиться из-за иммунных, гормональных либо метаболических расстройств.

Характеристика синдрома Каннера

Как уже упоминалось выше, синдром Каннера характеризуется максимальной выраженностью аутистических проявлений – это состояние также называется «ядерной формой» аутизма. По своей природе каннеровский синдром является совокупностью симптомов, на основании которой может быть поставлен диагноз «тяжелый (врожденный) аутизм» или «низкофункциональный (врожденный) аутизм».

Особенности

В широком смысле признаки болезни Каннера сводятся к сильному и стойкому искажению нормальных психоэмоциональных процессов, в первую очередь – социального и когнитивного уровней. Более детальная симптоматика каннеровского аутизма выражается в следующих особенностях:

  • патологическая замкнутость и отстранение от практически любых социальных контактов, включая внутрисемейное общение;
  • выраженные проблемы развития речи. Во многих случаях люди с синдромом Каннера абсолютно не используют речь, а также не реагируют на обращенные к ним реплики, из-за чего производят впечатление глухих даже при нормальном слухе;
  • нарушение сенсорных (чувственных) реакций: неправильная интерпретация мозгом сигналов, поступающих от органов чувств, недостаточная или чрезмерная чувствительность к внешним звуковым и световым раздражителям, запахам, вкусам, прикосновениям;
  • поведенческая ритуализация, стереотипии (само- или аутостимуляция, называемая также стиммингом), заключающиеся в бесконечно повторяющихся бесцельных движениях, фразах или действиях с предметами. Иногда стимминг может проявляться и в аутоагрессии: дергании себя за волосы, расцарапывании кожи, битье головой о стены и т. д.;
  • агрессивное поведение, направленное на других людей – попытки ударить, укусить, часто без видимой причины;
    умственная отсталость.

Еще одной отличительной особенностью болезни Каннера является неспособность пациентов к контролю собственных эмоций, особенно деструктивных – гнева, тревоги, страха, неприязни, обиды и т. д., что нередко провоцирует агрессивное поведение.Тяжелым аутистам также часто свойственно «убегание» – беспричинный бег в произвольном направлении. При наличии такого симптома, в жилье рекомендуется установить сигнализацию и дверные замки «с секретом», которые сложно открыть.

Интеллект

Тяжелый или низкофункциональный каннеровский аутизм в большинстве случаев сопряжен с очень низким уровнем умственного развития. Это подтверждается даже тестами, базирующимися на невербальных методиках.

Но при этом следует понимать, что видимый низкий уровень интеллекта может оказаться ложным впечатлением. Достаточно часто люди с синдромом Каннера способны успешно обучаться языку жестов, навыкам использования электронных устройств и других сложных предметов. Иногда тяжелые аутисты даже демонстрируют завидное красноречие, если находят по-настоящему интересную для них тему или подходящий способ самовыражения. Все это дает повод заключить, что если не все, то по крайней мере некоторые каннеровские аутисты обладают гораздо более высокими интеллектуальными способностями, чем кажется на первый взгляд.

Читайте также:  Вегетативные симптомы при абстинентном синдроме

Обучение детей с синдромом каннера

Симптомы синдрома Каннера у детей

Проявления каннеровского аутизма могут наблюдаться уже на первом году жизни ребенка, но к специалистам малыш обычно попадает лишь в 2–3-летнем возрасте, когда специфические «странности» становятся особенно заметными.

Нередко встревоженные родители приводят ребенка к педиатру с жалобами на нарушения слуха или к логопеду с жалобами на отсутствие речи – а в результате оказывается, что основная проблема просто «маскировалась» под более понятными для родителей нарушениями.

Самые ранние (до 12 месяцев) симптомы болезни Каннера таковы:

  • очень слабая реакция на людей или ее полное отсутствие. Грудной малыш не оживляется при виде матери и никак не реагирует на ее уход;
  • патологический страх звуков бытовых приборов (пылесос, кофемолка и т. д.), не проходящий со временем;
  • младенец не принимает «позу готовности», когда его берут на руки;
  • находясь на руках, малыш чрезвычайно пассивен, безвольно обвисает.

По прошествии времени (3–6 лет) детский аутизм с синдромом Каннера дополняется новой симптоматикой:

  • погружение в себя, самоизоляция, отсутствие интереса к сверстникам, неспособность устанавливать контакт с окружающими;
  • отсутствие зрительного контакта, взгляд «мимо» других людей;
  • неспособность отличать живое от неживого – каннеровские аутисты часто относятся к людям как к неодушевленным предметам, иногда обладающим свойствами, которые интересуют ребенка. На этом основывается распространенное заблуждение родителей, которые приписывают внимание малыша своим личностям, тогда как для него важны лишь определенные функции – например, подача еды;
  • холодность, отчужденность с близкими людьми, отсутствие эмоционального реагирования. В некоторых случаях ребенок может быть сильно привязан к матери, однако не проявляя при этом ласковости или радости от нахождения рядом с ней;
  • отсутствие речи, упорное молчание с игнорированием любого обращения (мутизм) или реплики «в никуда», эхолалия (бессмысленное повторение чужих фраз, которое Каннер называл «попугайной» или «граммофонной» речью);
  • ребенок может придумывать собственные странные правила обычных детских игр, игнорируя их общепринятые сценарии;
  • неспособность понять опасность огня, кипятка, высоты и т. д.;
  • приступы агрессии, направленной как на близких, так и на незнакомых людей, пытающихся пообщаться;
  • ритуалы, многократные повторы определенных последовательностей действий или движений.

Дети с каннеровским аутизмом часто отличаются красивой внешностью, но их лица при этом отрешенны, сонны, задумчивы (Каннер называл это «лицо принца»). Если рядом присутствуют другие люди, выражение лица ребенка с синдромом Каннера обычно отличается настороженностью и напряженностью, которые сменяются удовлетворенностью, когда люди уходят.

Методы лечения болезни Каннера

Ранний детский аутизм с синдромом Каннера невозможно вылечить полностью, однако можно существенно смягчить его проявления при помощи таких методов, как:

  • поведенческая терапия (ABA);
  • занятия с логопедом-дефектологом;
  • физиотерапия, лечебная физкультура;
  • трудотерапия;
  • игровая терапия.

Достаточно часто детям с тяжелыми аутистическими расстройствами назначаются противотревожные препараты. В некоторых случаях ощутимые результаты может дать специальная диета для аутистов, подразумевающая отказ от продуктов, содержащих глютен, казеин, сою и различные вредные вещества (синтетические консерванты, красители, усилители вкуса и т. д.). Также стоит попробовать и ЛФК при аутизме.

Очень важно регулярно проводить общие медосмотры ребенка с каннеровским аутизмом, поскольку «незаметные» заболевания могут провоцировать новые поведенческие проблемы из-за физического дискомфорта, о котором малыш не в состоянии рассказать. В результате невмешательства может впоследствии возникнуть в том числе и эхолалия у взрослых, а также другие речевые осложнения. 

Источник

Автор: Осипова Анна Вячеславовна

Организация: КГБУСО Комплексный центр социального обслуживания населения

Населенный пункт: Алтайский край, г. Барнаул

Аннотация. Данная статья посвящена проблеме организации обучения детей с синдромом Каннера (далее – детей с аутизмом) в условиях инклюзивного обучения. Рассматривается необходимость включения детей с аутизмом в образовательное пространство массовых школ, а также факторы, осложняющие этот процесс и пути решения данной проблемы.

Ключевые слова: дети с синдромом Каннера (дети с аутизмом), обучение детей с аутизмом, инклюзивное образование.

В наше время среди первостепенных задач в области образования рассматривается вопрос о создании специальных условий для социальной адаптации учеников с ограниченными возможностями здоровья. Инклюзивное образование, которое предполагает включение в образовательный процесс всех без исключения детей, охватывает и учащихся с проблемами в психическом развитии.

Читайте также:  Рекомендации для ребенка с синдромом дауна

Особое внимание уделяется проблеме включения детей, имеющих аутистические расстройства (в особенности с синдромом Каннера). У детей с таким синдромом отмечаются нарушения коммуникации, поведения, социального взаимодействия, что приводит к нарушению процесса усвоения системы социальных связей и отношений в целом.

Психика детей-аутистов отличается повышенной истощаемостью, ранимостью и пресыщаемостью, т.е. в одних случаях дети совсем не могут сосредоточиться не чем-либо, их действия непоследовательны, нецеленаправленны, другие дети могут повторять часами одни и те же манипуляции с предметами, попытки их отвлечь игнорируются или провоцируют усиление стереотипий, также протест может выражаться в виде агрессии или аутоагрессии. Слабость побуждения, отсутствие интереса к какой-либо деятельности, расторможенность, нецеленаправленность затрудняют работу с ними, препятствуют социальной адаптации.

Контакты с окружающими у детей с аутизмом стереотипны, так как отработанные взаимодействия не требуют каких-либо серьезных усилий. Любые изменения вызывают у них страх, беспокойство, тревогу, агрессию. По этой причине возможность обучения со сверстниками в условиях массовой общеобразовательной школы часто ставится под вопрос.

Семейное обучение не отвечает потребностям таких детей. Дефицит социальных впечатлений будет способствовать вторичной аутизации. Даже, если ребенок неплохо усваивает индивидуальную программу, он не сможет применить усвоенные знания и навыки в жизни. Невозможно научить ребенка социальным навыкам, изолировав его от общества. Ребенок, испытывающий трудности в усвоении коммуникативных навыков, в этом случае еще и лишается возможности их развивать.

Существует зарубежный и отечественный опыт создания специальных условий для обучения, в которых ребенок с аутизмом может достигнуть значительных успехов в социальной адаптации. Школа для такого ребенка – это не только обучение, но и возможность научиться взаимодействовать с другими людьми [1].

Все мы знаем, что освоение навыков социальной жизни проходит более успешно, если его вырабатывать при специальной поддержке в естественной ситуации. Исходя из этого, основной задачей в коррекционной работе при аутизме будет являться формирование адекватных форм поведения с последующим освоением более сложной образовательной среды [1].

Выделяют особые образовательные потребности детей с синдромом Каннера (с учетом рекомендаций, которые указаны в проекте Специального Федерального государственного стандарта для детей с нарушениями аутистического спектра). Такие потребности включают общие, которые свойственны всем детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и специфические:

  1. Период «подготовки» к обучению в школе.
  2. Наличие опыта фронтального обучения (желательно).
  3. Дозированное введение с ситуацию обучения в классе.
  4. Сопровождение тьютора, особенно при наличии нарушений в поведении.
  5. Коррекционная работа по развитию эмоционального контакта.
  6. Создание условий, в которых ребенку будет комфортно находиться в физическом и эмоциональном плане.
  7. Дозированное введение в новые условия.
  8. Дозирование учебной нагрузки с учетом индивидуальных особенностей.
  9. Наличие четкой временно-пространственной структуры образовательной среды.
  10. Отработка форм адекватного учебного поведения ребенка, коммуникативных навыков, взаимоотношений с педагогом.
  11. Организация всего процесса обучения с учетом специфики освоения навыков и усвоения информации при нарушениях аутистического спектра.
  12. Помощь ребенку на уроке в усвоении новых знаний, для исключения последующего механического их использования для аутостимуляции.
  13. Проведение индивидуальных и групповых занятий с дефектологом (или психологом), логопедом.
  14. Организация занятий, которые способствовали бы формированию представлений об окружающей среде, отработке коммуникативных и социально-бытовых навыков.
  15. Наличие индивидуальной программы обучения для использования в развитии ребенка существующих у него избирательных навыков.
  16. Наличие индивидуальной системы оценивания достижений ребенка с учетом его особенностей.
  17. Психологическое сопровождение для налаживания контакта ребенка с педагогами и учениками.
  18. Дозированное расширение образовательного пространства ребенка за пределы школы [2].

Понимание этих потребностей детей с аутизмом требует создания специальных условий, которые необходимы для успешного включения и адаптации такого учащегося в среду массовой школы. Конечно, самой перспективной формой обучения в школе будет дозированная, постепенная интеграция в класс детей с небольшой выраженностью проблем коммуникации.

Деятельность педагогов (психолога, дефектолога, логопеда, тьютора) на начальном этапе должна быть направлена на помощь в организации жизни ребенка в школе. Эта работа будет способствовать созданию поначалу жесткого стереотипа поведения в классе.

Последовательные изменения окружающей среды в школе, на уроке, на перемене позволяют осознать порядок происходящих событий и использовать определенные ритуалы для организации своего поведения. Тревога ребенка будет уменьшаться, если он усвоит что он должен должен делать в каждом из помещений школы, где он бывает. Для этого можно использовать определенный визуальный план или схему здания школы.

Читайте также:  Синдром белого халата при измерении давления как избавиться в

Организация пространства дает аутичному ребенку возможность усвоить функции разных предметов, помещений, а также способы манипуляций с ними. Для этого необходимо соблюдать некоторые условия: обстановка, которая окружает ребенка, должна быть умеренной и упорядоченной. Для создания такой обстановки нужно:

  1. Обозначить функциональное обозначение каждого помещения. Например, буфет – место, где принимают пищу, тренажерный зал – место, где занимаемся на тренажерах, раздевалка – место, где мы переодеваемся и переобуваемся и т.д. Каждый кабинет должен быть разделен на «зоны» для разных видов деятельности: учебная зона, игровая зона, зона отдыха и т.д.
  2. Каждый вид деятельности выполняется в определенном помещении. Например, принимать пищу нельзя в игровой зоне или учебная деятельность невозможна в буфете и т.д. У всех детей должны быть сформулированы четкие представления о том, чем и где они могут заниматься. Порядок действий позволяет аутичному ребенку быстрее и лучше адаптироваться к обстановке вокруг него.
  3. Игровые и учебные материалы должны находиться в определенном помещении и в определенной «зоне». Это позволяет ребенку с синдромом Каннера в полной мере осознавать социальные функции предметов, ориентироваться в обстановке вокруг. В этом случае перемещение предметов неприемлемо.

Умеренность окружающего пространства подразумевает неперегруженность кабинета различными материалами, предметами. Все материалы должны быть функциональными и немногочисленными, чтобы внимание ребенка не рассеивалось, а было сосредоточенно только на познание социальных функций предметов и на социальное взаимодействие с педагогом и одноклассниками.

Усложнение организации всего учебного пространства происходит постепенно. На первом этапе, когда происходит только формирование стереотипа школьного поведения, все вокруг ребенка организуется так, чтобы не отвлекать его от учебной деятельности. Для этого нужно продумать, где лучше будет выделить место для аутичного ребенка за учебной партой в классе.

Учащийся с синдромом Каннера испытывает трудности в произвольной организации себя в пространстве и во времени [3]. Ему нужно усвоение четкого и стабильного расписания каждого школьного (и не только) дня с его распорядком: переход одного занятия к другому, время прихода и ухода из школы, порядок дней в школьной неделе, время каникул, праздничных дней и т.д.

Основной внешний образец последовательности уроков – расписание. Ученик должен его видеть перед глазами постоянно. Это делает школьную жизнь для него более предсказуемой и осознанной. С использованием расписания должна быть разработана и последовательность подготовки к урокам, при необходимости можно использовать схему организации рабочего места, список необходимых материалов, последовательность действий. Можно использовать разметку прям на парте в виде наглядных указателей.

Планируя ход занятий, стоит помнить о том, что психика ребенка с аутизмом быстро истощается. Поэтому для него важно использовать индивидуальный ритм урока, дав возможность чаще отдыхать в определенной «зоне» определенное количество времени.

Педагоги, которые работают с аутичными детьми, должны не забывать, что основная задача при работе с такими детьми, это развитие коммуникативных навыков и социальная адаптация [3]. Даже перемены предназначены не только для отдыха, но и для приобретении навыков взаимодействия с другими учениками.

Перемена предполагает менее стереотипные, а более свободные формы контактов, и это наиболее трудно для ребенка с синдромом Каннера. Поэтому перемена должна быть также продумана и организована. Например, на первом этапе с учеником может находиться кто-то из близких людей во время отдыха. В этом случае ребенок будет чувствовать себя более защищенным в «непонятной» ситуации. Человек, находящийся вместе с ним, может объяснять, что происходит вокруг, чем занимаются другие ученики. Опять же это позволит все упорядочить и прояснить, а постепенно включить ребенка в коллектив.

Таким образом, основной задачей организации школьного обучения детей с синдромом Каннера будет являться помощь ребенку в постепенном и последовательном освоении сложной образовательной среды.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Дети и подростки с аутизмом. Психологическое сопровождение. М.: Теревинф, 2005.- 220 с.
  2. Специальный Федеральный государственный стандарт начального образования для детей с расстройствами аутистического спектра: проект/ О.С. Никольская. М.: Просвещение, 2013.- 29 с.

Обучение детей с расстройствами аутистического спектра/ под общей ред. Н.Я. семаго.- М.: МГППУ, 2012.- 80 с.

Опубликовано: 08.10.2019

Источник