Обучение рисования детей с синдромом дауна

Название техники
Описание техники
Материалы
«Пальцевая живопись» (краска наносится пальцами, ладошкой)
Краска наливается в плоские мисочки, розетки, ставится вода Правило – каждый палец набирает одну определённую краску. Вымытые пальцы тут же вытираются салфеткой.
Миска с краской, гуашь, альбомные листы
Печать листьев
Используются различные листья с разных деревьев. Они покрываются краской при помощи кисточки, не оставляя пустых мест, делается это на отдельном листе бумаги. Затем окрашенной стороной плотно прижимают к бумаге, стараясь не сдвигать с места. Листья можно использовать и повторно, нанося на него другой цвет, при смешении красок может получиться необычный оттенок, остальное прорисовывается кистью.
Листья, краска гуашь, альбомные листы
Рисование методом тычка
Для тычка достаточно взять какой-либо предмет (ватный тампон) опустить его в краску и ударить им по листу сверху вниз, остаётся чёткий определённой формы отпечаток. Тычок можно использовать и по готовому контуру, так и внутри его, изображаемый объект получается интересной неоднородной фактуры.
Ватный тампон, краска, альбомные листы
Тычок жёсткой полусухой кистью
Используется жёсткая кисть, она опускается в краску, а затем ударяется по бумаге, держа вертикально. Правило – кисть в воду не опускается. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
Кисть для рисования, альбомные листы, краска
Оттиск крышками
Используются различные крышки. Изображение получают, прижимая пробку к штемпельной подушечке с краской нанося оттиск на бумагу. Для другого цвета меняется и мисочка и пробка. Для лучшей выразительности можно использовать крышку с 2-х сторон. (Правило – прижимать уверенно и ритмично не сдвигая с места).
Различные крышки, краска, альбомные листы, миска с краской и водой
Оттиск печатками из картофеля
Из картофеля заготавливаются заранее печатки. Ребёнок прижимает печатку к мисочке с густой краской, лишнюю вытирая об край мисочки (можно использовать штемпельную подушечку с краской) наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняется, и мисочка и печатка для создания большей выразительности используется кисть для нанесения другого цвета краски
Альбомные листы, картофель, краска
Оттиск смятой бумагой, оттиск поролоном и оттиск пенопластом
Ребёнок прижимает печатку к мисочке с густой краской, лишнюю вытирая об край мисочки (можно использовать штемпельную подушечку с краской) наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняется, и мисочка и печатка для создания большей выразительности используется кисть для нанесения другого цвета краски. Правило – не используется вода.
Пенопласт, поролон, бумага, альбомные листы, миски с краской
Кляксография
Капнуть кляксу на лист бумаги, сложить бумагу пополам и прогладить рукой, для того чтобы отпечаталась краска. Определить на что похоже, дорисовать недостающие детали
Альбомные листы, краска
Кляксография (вариант 2)
Нанести кляксу, приподнимая и наклоняя лист бумаги с растекающейся краской, создавать изображения. Затем сверху кладется другой лист и разглаживается рукой для лучшего отпечатывания. Определить на что похоже, дорисовать недостающие детали.
Альбомные листы, краска
Раздувание краски
Нанести краску через соломинку и раздувать краску от центра в разные стороны, создавая изображение дорисовать недостающие детали.
Альбомные листы, краска, трубочки
Кляксография с ниточкой
Нитки по 25-30 см сложенные вдвое обмакивают в разные краски (гуашь) кладут на лист бумаги, прикладывают другим листом и выдёргивают нить. Недостающие детали дорисовываются. (Нитки можно использовать разной толщины и фактуры.) дорисовать недостающие детали.
Альбомные листы, краска, нитка
Печать по трафарету»
Поролоновым тампоном при помощи штемпельной подушки с краской наносят оттиск на бумагу с помощью трафарета. Чтобы изменить цвет берутся другие тампон и трафарет. Недостающие части дорисовываются кистью, можно сочетать с пальцевой живописью
Трафарет, бумага, поролон, альбомные листы. краска
Рисование по мокрой бумаге
Лист смачивается водой, а потом кистью или пальцем наносится изображение. Оно получатся как бы размытым под дождём или в тумане. Если нужно нарисовать детали необходимо подождать, когда рисунок высохнет или набрать на кисть густую краску.
Краска, альбомные листы, бумага, вода,
Рисование по мокрой бумаге (вариант 2)
При помощи губки плотная бумага смачивается водой. Затем акварельными мелками торцом или плашмя наносится рисунок. При высыхании бумага смачивается.
Краска, альбомные листы, бумага, вода, акварельные мелки
Размытый рисунок
Рисунок наносится на бумагу густой краской, после высыхания лист опускается на секунду-две в поднос с водой. Рисунок получается расплывчатый (в тумане, дождливый день.)
Краска, альбомные листы, бумага, вода,
Набрызг (рисование зубной щёткой)
На зубную щётку набирается краска (тушь или разведённая гуашь с ПВА) и с помощью палочки разбрызгивается краска на рисунок. Правило – проводить палочкой движением к себе, направляя щётку на бумагу. Совет: желательно надеть фартук и застелить стол бумагой (газетой или клеёнкой). Также можно зубной щёткой, рисуя всем ворсом изобразить волны, бахрому, густую траву и т.д.
Краска, альбомные листы, бумага, вода, зубная щетка
Монотопия (отпечаток)
Лист бумаги складывается пополам, затем разворачивается, краска (гуашь) наносится на одну половину листа – создаётся пейзаж. После чего лист снова складывается и отпечатывается, получается как бы зеркальное изображение. После получения оттиска исходный рисунок оживить красками повторно, чтобы он имел более чёткие контуры, чем его отражение на водной глади водоёма. Отражение на воде вновь подкрашивать не нужно, оно остаётся слегка размытым.
Краска, альбомные листы
Монотопия предметная
Лист бумаги складывается пополам, затем разворачивается, краска (гуашь) наносится на одну половину листа – половина изображаемого предмета. После чего лист снова складывается и отпечатывается, получается как бы зеркальное изображение. В конечном итоге получается симметричное изображение предмета.
Краска, альбомные листы
Монотипия по стеклу
Краска наносится на кусочек целлофана, бумаг или кусочек стекла и прикладывается к бумаге, на которую наносится изображение и прижимается. В зависимости от размера пятна и направления растирания получаются различные изображения.
Стекло, альбомные листы, краска
Проступающий рисунок (восковые мелки + акварель).
Задуманный сюжет выполняется восковыми карандашами (мелками), затем при помощи кисти поверх наносятся акварельные краски. Акварель скатывается с изображения, рисунок как бы проступает, проявляется.
Правило – должен быть нажим на восковой карандаш так, чтобы след от него был чётким, ярким. Акварелью закрашивать быстро, стараясь не проводить много раз по одному месту
Восковые мелки, акварель, альбомные листы, краска
Знакомая форма («новый образ»)
Карандашом обводится выбранный предмет (ножницы, очки, вилка, степлер, ложка и т.д.). Затем превращают его во что-то другое, путём дорисовывания любыми подходящими материалами. можно обновить любые предметы, а также кисти рук и ступни ног.)
Предметы, краска, альбомные листы
Ожившие предметы
Изображаются разные вещи из любой предметной группы: овощи, фрукты, одежда, предметы быта, посуда, растения и т.д. , которые, вдруг «ожили». При этом сохранить форму рисуемых объектов, придать им человеческий облик, нарисовав глаза, рот, нос, ножки, ручки, разные детали одежды бантики, галстуки, шляпки и др.
Предметы, краска, альбомные листы
Шаблонография
Данная техника предполагает обрисовывание заранее приготовленных шаблонов – геометрических фигур – с целью составить и изобразить отдельный объект или сюжетную картинку. Чтобы нарисовать предмет, нужно представить из каких геометрических форм он состоит.
Правило – начинать создание объекта с самой крупной формы и только потом переходить к деталям. Шаблон необходимо прикладывать к листу одной рукой, стараясь не сдвигать его, а другой карандашом обводить его вокруг.
Совет: готовую композицию выполнять в цвете при помощи цветных карандашей (если дорисовка выполняется восковыми карандашами можно раскрасить акварелью или гуашью).
Краска, шаблоны, альбомные листы
«Граттаж» (гравюра)
Натирается свечой лист бумаги (лучше картон или плотная бумага). Затем весь лист закрашивается тушью с жидким мылом – создаётся фон в определённом цвете. После подсыхания стеком или палочкой процарапывают рисунок.
Свеча, жидкое мыло, альбомные листы, палочка, картон
Граттаж воском
На плотной бумаге рисуются разноцветные мазки (или фон в 2-3 цвета). Затем рисунок натирается свечой и закрашивается тушью. Рисунок процарапывают стекой или острой палочкой. В этом случае рисунок получается цветной.
Свеча, тушь, альбомные листы, палочка, картон
Фотокопия
Рисунок находится при помощи водоотталкивающего материала – свечки или сухого кусочка мыла, невидимые контуры не будут окрашиваться при нанесении поверх них акварельной краски, а будут проявляться, как это происходит при проявлении фотопленки
Свеча, жмыло, альбомные листы, палочка, картон
Пластилинография
Пластилин необходимо разогреть (можно в ёмкости с горячей водой). Используется картон, приёмом придавливания и сплющивания закрепляется пластилин на поверхности с предварительно нарисованным фоном и контуром.
Пластилин, картон, шаблоны
Витраж (клеевые картинки)
Клеем ПВА (из флакона с дозированным носиком) на лист бумаги наносится контур будущего рисунка (можно предварительно сделать контур простым карандашом), даётся время для подсыхания клеевой основы рисунка – витража, затем пространство между контурами раскрашивают яркими красками. Клеевые границы не позволяют краске растекаться и смешиваться. Правило – клеевой контур должен обязательно подсохнуть. Одним цветом несколько участков в разных местах, а только после этого менять цвет.
Клей, краска, целлофан
Витраж мелками
Контур для витража можно заменить масляными или восковыми мелками, что не позволит краске растекаться и смешиваться.
Мелки, краска, клей
Штампики из ниток
Для создания «полосатых штампиков» можно использовать нити, прочно намотанные на какой-либо предмет. Густым слоем краски нити окрашиваются в необходимый цвет. Затем, используя воображение, «полосатый узор» наносится на декорируемую поверхность.
Нитки, предмет для наматывания, краска, альбомные листы
Штампики из пластилина
Достаточно кусочку пластилина придать нужную форму, украсить узорами (линии, пятна) и окрасить в необходимый цвет. Для окрашивания можно использовать губку, увлажненную краской, или кисть, которой можно наносить краску на поверхность штампика. Лучше использовать густую краску.
Пластилин, краска
Картинки-отпечатки
Можно делать отпечатки, используя пенопластовые формы, на которых удобно создавать рисунок заостренным предметом, оставляя углубления в этой форме. Затем на форму необходимо нанести краску. Сразу же поверх формы прикладывается лист бумаги, проглаживается. Через некоторое время необходимо аккуратно снять лист бумаги. На его обратной стороне появится красивый рисунок.
Картинки-отпечатки, краска, альбомные листы
Отпечатки морковкой, яблоком
Необходимо придать овощам и фруктам нужную форму, подобрать подходящий цвет краски, кистью окрасить и сделать красивый отпечаток на декорируемой поверхности.
Краска, овощи для штампов
Рисование мыльными пузырями
С помощью трубочки набулькать много пены. На пузыри прислонить бумагу. Когда станут проявляться первые узоры, можно поднимать бумагу.
Мыльные пузыри. Трубочка, альбомные листы, краска
Рисование солью
При изображении любого пейзажа или яркого фона можно использовать соль, чтобы придать фону рисунка красивую текстуру. Фон необходимо посыпать солью, пока краска еще не высохла. Когда краска подсохнет, просто стряхните остатки соли. На их месте останутся необычные светлые пятнышки.
Клей, соль, краска
Рисование смятой бумагой
Способ №1. На лист бумаги наносится жидкая краска. Через короткий промежуток времени (пока лист еще влажный) к листу прикладывается смятая салфетка. Впитывая влагу, салфетка оставляет свой характерный след на поверхности бумаги.
Способ №2. Для начала необходимо смять лист или салфетку. На этот комок нанести слой краски. Затем окрашенной стороной можно наносить отпечатки.
Текстурные листы можно потом с успехом использовать при создании коллажей.
Мятая бумага, краска, альбомные листы
Рисование масляной пастелью и акварелью
На белой бумаге белой пастелью рисуется любой «невидимый» узор. Дальше ребенок рисует рисунок и появляются узоры.
Масляная краска, пастель, альбомные листы
Техники рисования при помощи «волшебной ниточки»
Необходимо опустить ниточки в краску так, чтобы они хорошо пропитались краской. Затем их нужно положить на бумагу так, чтобы с двух сторон листа бумаги выступали кончики нитки по 5-10см. Ниточки накрываются другим листом бумаги. Верхний лист придерживается руками. Нитки разводятся в разном направления. Верхний лист поднимается.
Нить, альбомные листы, краска
Фроттаж
Для рисования в этой технике потребуется лист бумаги, который располагается на плоском рельефном предмете. Затем по поверхности бумаги нужно начать штриховать незаточенным цветным или простым карандашом. Результат – оттиск, имитирующий основную фактуру.
Карандаши, бумага
Паспарту
Паспарту – это нарисованный на плотной бумаге простой рисунок, часть деталей которого вырезана. Например, можно нарисовать бабочку и вырезать у нее крылышки. Или нарисовать цветок и вырезать у него лепестки. Удобно использовать для этого маникюрные ножницы.
Рамка, картинки, ножницы, карандаши, краски, фломастеры
Мраморное рисование
Возьмите крышку от коробки (например от обувной), выдавите из тюбиков разные цвета краски. Поместите туда же несколько шариков (такие продаются в автоматах почти во всех супермаркетах). Теперь пусть ребенок начинает наклонять крышку в разные стороны, и шарики будут размазывать краску, превращая холст в мраморное поле.
Коробка из-под обуви, краска в тюбиках, шарики
Рисование расческой
Нанесем краску на лист, как показано на рисунке(синюю, зеленую, желтую и красную), затем пусть ребенок сделать главное — проведет расческой по всем каплям краски, соединяя и размазывая их.
Расческа, краска
Рисование пеной для бритья
Размажьте пену для бритья на ровной твердой поверхности (подойдет пластиковая разделочная доска). Нанесите на пену краску. Ребенку вручите зубочистки, и вместе можете придумывать и выводить разнообразные узоры.
Пена для бритья, альбомные листы, краска
Рисование свечой
Переведение – под тонкий альбомный лист положите нарисованный контурный рисунок. Сверху обведите по контуру свечой, затем нанесите краску.
Трение – под тонкую бумагу положите, какой либо четко выраженный рельефный рисунок, верхний лист бумаги натрите свечой и нанесите краску.
Свеча, краска, листы бумаги
Рисование тушью и гуашью
Разведите гуашь водой и крупно широкими мазками кисти нарисуйте то, что задумали. Главное чтобы рисунок получился крупным. Когда гуашь закрепится, покройте весь лист черной тушью. И когда она высохнет, опустите лист для «проявления» в ванночку с водой. Гуашь смоется с бумаги, а тушь останется. На черном фоне проявится интересный белый контур рисунка с различными краями.
Тушь, гуашь, бумага
Рисование скотчем
Предварительно подбирается линейный рисунок с крупным изображением отрезками скотча заполняется изображение. По окончанию работы все мелкие детали проводят маркером.
Скотч, картинка, ножницы
Рисование тушью
1-ый способ
Работа выполняется на горизонтальной поверхности. Лист бумаги предварительно намачивается. Затем наносятся или капли туши, или, перевернув тюбик туши, проводят линии, слегка нажимая на него. Получается интересное расплывчатое изображение, которое после высыхания дополняется четким линейным рисунком с прорисовкой деталей глеевой ручкой, фломастером или другим изобразительным материалом.
Если весь лист покрыть синей тушью, а затем белым штрихом нанести точки – получится снежное вечернее небо.
2-ой способ
На влажную, но хорошо отжатую губку по ширине наносятся полоски цветной туши. Губка переворачивается краской вниз – «лицом» к влажному листу бумаги, и проводится непрерывная линия – радуга, поле, волны, куст и др.
Разнообразные движения руки с губкой оставляют различные следы, которые легко превратить в бабочку, улитку, цветок, дополнив рисунок характерными штрихами.
Тушь, краска, альбомные листы
Гелевая монохромная графика
На черный фон нанести линейное изображение белой (серебристой) гелевой ручкой (заметим: необходимо проявить чувство меры). Таким способом выразительно смотрятся замки, пейзажи, роспись миниатюр. Предварительные наброски можно сделать в карандаше. Ошибку можно смело ретушировать гуашью, или черной тушью, подобрав нужный оттенок.
Гелевая ручка (серебристая), тушь, гуашь
Гелевая полихромная графика
На черном фоне работают цветными гелевыми ручками, затонировать изображение белым или серебристым гелем. Белый тон придаст свежесть, яркость, серебристый имитирует металлографику. После высыхания нужно сделать подмалевку (белого, серебристого цвета) и нанести необходимые цвета. В исключительных случаях, например при росписи пасхальных яиц, прялок, допустим цветной фон.
Цветные гелевые ручки, краска для фона
Рисование бутылкой
Дно бутылки обмакивается в краску и затем используется в качестве штампа. Удобно рисовать цветы, листья, разнообразные узоры. В краску можно добавить клей ПВА, тогда рисунок получится объемный.
Бутылка, краска гуашь, клей ПВА
Рисование винными пробками
Пробки от вина обмакиваются в краску и используются в качестве штампов. В краску можно добавить клей ПВА, тогда рисунок получится объемный.
Пробки от вина, краска гуашь, клей ПВА
Рисование вилкой
Пластиковую вилку нужно обмакнуть в краску, затем приложить к листу бумаги. Получается штрихованный отпечаток. Можно использовать, чтобы нарисовать траву, ежика, елку и др.
Пластиковая вилка, миска с краской, альбомные листы
Рисование ластиком карандаша
Ластик от карандаша обмакивается в краску, затем на листе бумаге оставляет отпечатки от краски.
Ластик от карандаша, альбомные листы, шаблоны для рисования, краска
Источник
Чтобы ребенок с синдромом Дауна успешно учился, нужно понять две вещи — он нужен обществу так же, как и любой другой человек, поэтому его нужно обучить всему, что умеет обычный ребенок. Второе — эти дети не только могут, но и любят учиться, максимум результата можно получить только при максимуме внимания. Если результат недостаточный, значит приложено недостаточно усилия. Обучение детей с синдромом Дауна — непростая, но очень благодарная задача, достижения этого ребенка приносят много радости как ему самому, так и родителям. Общество должно способствовать формированию личности несмотря на особенности развития, как интеллектуального, так и физического.
Особенности
Перед обучением следует определить, что умеет ребенок. Как правило умения и развитие оцениваются по таким признакам:
- Как ребенок общается и насколько у него развиты социальные навыки (взаимопонимание, взаимопомощь, поведение в коллективе).
- Как он себя обслуживает — ест, одевается и раздевается, умывается.
- Развитие крупной моторики — как ребенок ходит, бегает, ползает, прыгает, наклоняется, переворачивается со спины на живот.
- Развитие мелкой моторики — это способность управлять мелкими предметами, передавать их из рук в руки, выполнять задачи, которые требуют координации зрения и движения рук. К мелкой моторике относится, например захват предмета большим и указательным пальцами «пинцетный захват», а также рисование, застегивание пуговиц.
- Развитие речи — во внимание берется не только словарный запас, но и способность выразить свою мысль, четкость произношения, плавность разговора, эмоциональные интонации.
- Понимание языка — внимательность к сказанному, способность выполнить указание, скорость реакции на просьбу, реакция на громкие, тихие, простые и сложные фразы как по количеству слов, так и по сложности конструкции предложения (например, понимание сложного и простого предложения, использование синонимов, антонимов, выражений в переносном смысле). Понимание эмоциональности обращения — шутки, строгий разговор.
Дети с синдромом — вполне обычные, но, конечно, есть особенности, из-за которых им труднее осваивать учебный материал:
- синдром Дауна приводит к тому, что тонкая и крупная моторика может даваться трудно, эти физические данные нужно развивать с помощью упражнений;
- поскольку основная часть информации воспринимается с помощью слуха и зрения, проблемы с этими органами чувств, которые наблюдаются у детей, также являются фактором, замедляющим обучение, в случае проблем нужно проходить соответствующее лечение и на время лечебных процедур нужно учитывать эти особенности в учебной программе;
- речь может быть снабжена недостаточным словарным запасом, произношение недостаточно четкое, могут быть проблемы с логическим выражением своих мыслей, но это решается просто интенсификацией обучения, при котором речевые участки мозга быстрее развиваются, эта проблема требует пристального внимания, но она имеет психологическую направленность, а не физиологическую (речевые мышцы укрепляются в процессе работы);
- ребенку часто нужно по несколько раз повторять, причем короткими фразами, поскольку слуховая память кратковременного типа слабо развита, возможна умственная отсталость, которая, впрочем, наверстывается с помощью целенаправленной работы;
- не смотря на то, что дети усидчивы, им трудно продолжительное время концентрироваться на чем-то одном;
- новые навыки и понятия нужно многократно повторять, особенно, если они не интересны, поэтому желательно обучение делать в игровой, но четкой форме, чтобы за игровым процессом не терялась суть понятия, которое нужно выучить; или же просто заинтересовать ребенка, ведь обучение можно проводить в унылой, а можно и в интересной форме, как и с обычными детьми, результат очень сильно зависит от творчества и приложенных усилий учителя, не нужно манипулировать умственной отсталостью, с ребенком нужно работать творчески;
- нужно работать над образным и логическим мышлением, так как обобщения, обоснование утверждений, умение находить доказательства тому или иному факту у детей как правило затруднены;
- обращать внимание на такие, казалось бы детали, как расстановка предметов или действий в определенной последовательности, согласно с правилами или закономерностями;
- не смотря на то, что дети хорошо ориентируются в зрительных пособиях, невербальные задания (на которых нужно показывать без речевого сопровождения), связанные со счетом, классификацией вещей, довольно трудны в раннем возрасте для всех детей, но особенно — для детей, у которых синдром Дауна;
- в связи с большими усилиями, которые дети должны предпринимать даже для казалось бы простых заданий, они быстро утомляются, их внимание рассеиваются.
Мелкая моторика
С помощью мелкой моторики ребенок может застегивать пуговицы, рисовать, делать действия, которые помогают обслуживать себя в быту. Поэтому ее развивать очень важно.
Дети с синдромом Дауна часто имеют сниженный тонус мышц, поэтому движения кистью компенсируются движением плечом и предплечьем, мышцы и в которых более сильные. Но запястье постепенно укрепляется, ребенок учится пользоваться ладонью. Постепенно разрабатываются пальцы, их можно тренироваться с помощью приема — кисть ставится на стол, ребром ладони вниз. Работа ведется большим, указательным и средним пальцами. Укрепление запястья проводится с помощью круговых движений и движений вверх-вниз и в стороны.
Нужно учиться делать захват с помощью ладони, щепоткой, одновременно большим и указательным пальцами (пинцетный), а также делать похожие упражнения, например дотрагиваться поочередно пальцами руки к большому пальцу этой же руки. Возможны проблемы — ладонный захват может получаться без участия большого пальца, захват может быть недостаточной силы, пинцетный захвах может осуществляться большим и средним, а не указательным пальцами. В этих случаях нужно проводить коррекцию, стараясь в процессе обучения заинтересовать ребенка следующим образом:
- играть пальчиковые игры;
- лепить из пластилина, глины, муки, пластика;
- рисовать карандашом, красками, мелом, можно делать картины, рисуя пальцем по песку или макая его в краску, важно менять способы рисования, так как каждый из них лучше развивает кисть определенным образом;
- в перерывах между занятиями можно делать массаж пальчиков, который будет увеличивать подвижность рук, улучшать кровообращение, поддерживать тонус мышц.
Если будет развита мелкая моторика рук, ребенок сможет лучше развиваться, умственная отсталость будет постепенно исчезать.
Игры и занятия
При синдроме Дауна особенности физического развития следует учитывать в обучении и играх. Следующие игры и занятия помогут улучшить мелкую моторику рук:
- Игра ладушки — для самых маленьких. Играя с ребенком, мама (или папа) общаются с ребенком, что помогает не только физическому, но и раннему психологическому развитию.
- Разрывание газет и более твердой бумаги, картона, когда руки окрепнуть. Это упражнение можно давать с половины года, но нужно следить, чтобы малыш не ел бумагу. Также нужно учить ребенка отличать, которые предметы можно рвать, а которые нет. Например книги рвать нельзя, их нужно перелистывать.
- Листание книжных страниц. Это упражнение лучше осваивать с одного года. Желательно, чтобы были большие красочные картинки. Ребенка можно начинать обучать — кроме картинок можно давать издания с большими буквами, позже — энциклопедии, в которых картинки иллюстрируют обучающую информацию, с помощью визуального восприятия не только красивой, но и полезной информации ликвидируется умственная отсталость. Листая страницы, ребенок учится захватывать мелкие и тонкие предметы.
- Использование в обучение бус, пуговиц — сортировка по цветам, размерам, нанизывание на нитку, в старшем возрасте возможно более сложное творчество, например рукоделие в виде изготовления украшений, вышивки бисером.
- Кубики, геометрические фигуры, башни из колец, фигурки, которые можно друг в друга вкладывать.
- Пересыпание крупы из емкости в емкость, сортировка двух или трех видов круп, которые нужно предварительно смешать. Не нужно переусердствовать с количеством крупы, занятие не должно быть утомительным.
- Можно рисовать на песке, насыпанном на поднос. Простые фигуры можно усложнять до сложных рисунков. Кроме того, можно делать картины рельефными, использовать разноцветный песок. Из мокрого песка можно делать различные фигуры и наносить на них рисунки с помощью пальца или палочки.
- Для развитий мелкой моторики можно завинчивать крышки на банках, бутылках. С девочками можно играть в кухню, где в банках будут хранится настоящие или игрушечные продукты. С мальчиками (и девочками также) можно играть в конструктор с крупными деталями, где нужно закручивать винтики и гайки.
- Важно научить ребенка самому застегивать, расстегивать одежду и обувь. Он должен самостоятельно справляться с молнией, пуговицами, шнуровкой. Также нужно одевать и раздевать игрушечные куклы, желательно иметь одну куклу с несколькими комплектами одежды, которые можно раскроить, пошить и украсить с помощью ребенка.
- Лепка с помощью статических усилий хорошо развивает мышцы пальцев. И не обязательно лепить фигурки из пластилина, можно налепить вареников, а малыш будет в силу своих возможностей помогать, разминая тесто, а потом раскатывая, даже лепя сами вареники. Такое занятие нравится не только девочкам, но и мальчикам, ведь результат съедобный и усилия восполняются не только похвалой, но и вполне материальной трапезой.
- Рисование может проходить в разных плоскостях — на ровном столе, наклонном мольберте или вертикальной стене. Можно дать ребенку кисточку и раскрасить забор, или сделать другую полезную работу, объемы которых значительны. Ведь если результат должен быть серьезным, то и работа будет продолжаться дольше, а в случае с синдромом Дауна количество приложенных усилий прямо пропорционально прогрессу физического и психологического развития. Продолжительная работа будет также способствовать возможности непринужденного общения с малышом, а полезный труд будет развивать ответственность. Не нужно боятся дать ребенку взрослую работу — главное, чтобы занятие было безопасным и проходило под присмотром взрослых.
- Мозаики и пазлы важны в развитии, но важно, чтобы они были настолько доступными, чтобы ребенок мог их сложить без помощи взрослого. Ведь наличие сложных рисунков может привести к тому, что ребенок будет безучастно наблюдать, как мама или папа складывают рисунок, родителям может просто надоесть полдня возиться с монотонной и бесполезной работой. Если занятие сложное, ее можно растянуть на несколько дней, красиво сложенную картину из пазлов в результате можно одеть в рамку и ребенок сможет смотреть на результат своих усилий.
- Вырезать ножницами фигуры, снежинки, из которых можно делать аппликации. Также можно вырезать выкройки, из которых можно шить одежду для кукол или даже для самого ребенка.
Методики
Синдром Дауна Среди разных методик воспитания и образования, можно выделить следующие:
- Методика Марии Монтессори, которая предлагала обучаться с помощью игр. По этой методике ребенку нужно давать свободу выбора между разными видами деятельности, причем каждый из этих видов должны иметь равную ценность для обучения. Главная идея — создание среды, в которой ребенок самостоятельно захочет заниматься тем, что от него требуют взрослые. Продолжительность занятия, учебный материал корректируют исходя из желаний малыша. Коллективные игры должны готовить ребенка к самостоятельности, то есть должны иметь практическую направленность. Умственная отсталость — не может быть причиной изоляции, а является поводом к настойчивому обучению, которое идет через понимание особенностей ребенка.
- Метод Глена Домана. Характеристика метода — занятия должны проходить как можно раньше, то есть с момента рождения. Активное обучение математики, языку и чтения — с одного года, когда ребенок психологически готов к занятиям более высокого уровня сложности.
- Метод Сесиль Лупан. Основная мысль — заинтересовать ребенка, занятия должны приносить радость. Нужно помогать ребенку осваивать новые виды деятельности, которые сам он стремится изучить. Поддерживать любознательность с помощью новой интересной информации. Ребенок должен сам научиться расширять горизонты своей деятельности, это поможет свести на нет умственную отсталость.
- Методика Никитиных — свобода творчества, легкая одежда, удобная обстановка в учебной комнате или в квартире. Улучшение здоровья должно способствовать улучшению учебных результатов, поэтому нужна спортивная подготовка, закаливание организма. Игрушки должны иметь учебную подоплеку — например, изображение кубиков и цифр должно быть даже если ребенок еще не приступал к их изучению. Родители должны принимать участие в играх, быть друзьями и опорой вне учебного процесса.
- Методика Зайцева — использование материалов, изготовленных автором методики — кубиков, таблиц, музыкальных записей, под котор