Оценочные шкалы синдрома дефицита внимания с гиперактивностью

Оценочные шкалы синдрома дефицита внимания с гиперактивностью thumbnail
Со страницы https://cyberleninka.ru/article/n/otsenochnye-shkaly-sindroma-defitsita-vnimaniya-s-giperaktivnostyu

В данной статье представлены составленные на основе критериев МКБ-10 оценочные шкалы симптомов СДВГ (версия для родителей и версия для учителей). Проведенная оценка ретестовой надежности и эмпирической валидности шкалы оценки СДВГ – критерии МКБ-10 позволяет заключить, что данный инструмент диагностики отвечает требованиям, предъявляемым к опросным методикам, и может использоваться для определения базовых феноменов – невнимательности, гиперактивности и импульсивности в целях скрининговой диагностики СДВГ и оценки его выраженности, подтверждения клинического диагноза. Результаты популяционных исследований будут представлены в следующей статье.

Шкалы оценки СДВГ, основанные на критериях диагностики МКБ-10 В связи со сказанным, нами были разработаны оценочные шкалы, базирующиеся на критериях диагностики гиперкинетических расстройств МКБ-10. Как и вышеперечисленные оценочные шкалы, они основаны на анкетировании родителей (версия для родителей детей в возрасте от 6 до 13 лет) и учителей/воспитателей школы или детских садов (версия для учителей и воспитателей детей в возрасте от 6 до 13 лет). В версии для родителей оценивается поведение и эмоциональное реагирование в ситуациях, в которых ребенок находится вместе с родителями. Версия для учителей составлена с акцентом на те формы поведения и эмоционального реагирования, которые наблюдает учитель или воспитатель в период пребывания гиперактивного ребенка в школе или детском саду. В каждой шкале оценивается 18 симптомов, представленных в виде кратких характеристик особенностей поведения и эмоционального реагирования детей в различных ситуациях: в школе, дома, публичных местах. Диагностические шкалы включают субшкалы: «невнимательность», «гиперактивность», «импульсивность». Невнимательность в обеих версиях характеризуют пункты: 1, 3, 5, 7, 9, 11, 13, 15, 17. Гиперактивность в версии для родителей характеризуют пункты: 2, 4, 6, 8, 10; в версии для учителей – 2, 4, 6, 10, 14.

Поведение ребёнка должно быть нарушенным И дома, И в школе, И вне школы, в часы досуга. Если ребёнок ведёт себя неподобающим образом только в одной из сфер своей жизни, причины надо искать в психологии, а не в неврологии. Нарушениям на уровне неврологии всё равно, когда проявляться, в селе или в городе, в школе или дома, в квартире или во дворе.

Существует также риск, что взрослый, который оценивает поведение ребёнка, предвзято к нему относится. Поэтому диагностическое руководство требует, чтобы опросник заполняли И родители, И учителя в школе (существуют, к слову, любопытные исследования американских социальных психологов, кто больше искажает оценки, если найду его – процитирую, оно не так давно было. При сравнении двух групп оказалось, что родители более склонны сгущать краски).

Итак, представьте, что вам выдают бланк и просят отметить галочкой:
Никогда или очень редко;
Иногда;
Часто;
Очень часто
вы наблюдаете то или иное поведение у описываемого ребёнка

ШКАЛА ОЦЕНКИ СДВГ – КРИТЕРИИ МКБ-10
Версия для родителей детей в возрасте от 6 до 13 лет

1. Неспособен удерживать внимание на деталях, из-за чего допускает ошибки при выполнении школьных заданий и других видах деятельности.
2. Проявляет бесцельную двигательную активность: бегает, прыгает, пытается куда-то залезть, часто в неприемлемых ситуациях.
3. Теряет свои вещи.
4. Не может тихо спокойно играть или заниматься чем-либо на досуге.
5. Способен концентрировать внимание только на вещах, представляющих интерес.
6. При необходимости сидеть на одном месте крутится, вертится, беспокойно двигает руками
или ногами.
7. Обычно не заканчивает начатое дело до конца.
8. Болтлив, часто говорит взахлеб, болтовнёй надоедает окружающим.
9. Легко отвлекается на посторонние раздражители.
10. Предпочитает подвижные игры, во время которых неадекватно шумен (кричит, топает нога ми, хлопает в ладоши и т.п.).
11. Избегает (выражает недовольство) при выполнении заданий, требующих длительного сохранения внимания.
12. На вопросы отвечает не задумываясь, часто не выслушав их до конца.
13. Неспособен придерживаться инструкций и выполнить до конца задание без организующей помощи взрослых.
14. Неспособен ждать, дожидаться своей очереди в различных групповых ситуациях.
15. Временами не слушает обращённую к нему речь, кажется, что он не слышит.
16. Вмешивается в разговоры старших или игры других детей, перебивает, мешает.
17. Забывчив в повседневной деятельности, без злого умысла нарушает одни и те же правила, требования распорядка дня.
18. Нетерпелив, возникшее желание немедленно реализует или настаивает на выполнении другими.

Читайте также:  Это что означает wpw синдром

Процедура обработки результатов очень простая, подсчитываются галочки по каждой шкале и по итоговой сумме баллов делается вывод.
«Никогда или очень редко» даёт 0 баллов;
«иногда» – 1 балл,
«часто» – 2 балла;
«очень часто» – 3 балла.

Итоговый результат в опроснике для родителей,
0-8 баллов нет диагноза
9-17 нет диагноза
18-26 субпорог
27-35 СДВГ
35-43 СДВГ

ШКАЛА ОЦЕНКИ СДВГ – КРИТЕРИИ МКБ-10
Версия для учителей и воспитателей детей в возрасте от 6 до 13 лет

1. С трудом сохраняет внимание во время занятий, легко отвлекается на посторонние
раздражители.
2. Предпочитает подвижные игры, во время которых неадекватно шумен (кричит, топает нога ми, хлопает в ладоши и т.п.).
3. Теряет или забывает принести предметы, необходимые для школьных занятий.
4. Обнаруживает стойкий характер чрезмерной двигательной активности, особенно заметной во время перемен и в группе продлённого дня: бегает, прыгает, пытается кудато залезть и т.п.
5. Обычно избегает заданий, требующих длительного сохранения внимания.
6. Во время уроков или развивающих занятий встаёт со своего места, ходит по учебной
комнате.
7. Обычно не заканчивает начатое дело до конца.
8. Неспособен дожидаться своей очереди в играх или во время групповых занятий.
9. Неспособен придерживаться инструкций и без организующей помощи педагога справиться
до конца с выполнением школьной работы.
10. Сидя за партой, крутится, вертится, часто беспокойно двигает руками или ногами.
11. Забывчив в повседневной деятельности, без злого умысла нарушает одни и те же правила, требования распорядка дня.
12. На вопросы отвечает не задумываясь, часто не выслушав их до конца.
13. Временами не слушает обращённую к нему речь, кажется, что он не слышит.
14. Во время урока разговаривает с детьми, выкрикивает ответы, когда его не спрашивают,
подаёт реплики с места.
15. Неспособен удерживать внимание на деталях, из-за чего допускает ошибки при выполнении школьных заданий и других видах деятельности.
16. Вмешивается в разговоры старших или игры других детей, перебивает, мешает.
17. Теряет интерес к деятельности (игре), сталкиваясь с трудностями.
18. Нетерпелив, возникшее желание немедленно реализует или настаивает на выполнении другими.

Итоговый результат в опроснике для учителей и воспитателей,
0-8 нет диагноза
9-18 нет диагноза
19-28 субпорог
29-37 СДВГ
38-45 СДВГ

Источник

Каждую оценку нужно рассматривать в контексте того, какое утверждение является подходящим для возраста Вашего ребенка.

Вопросы:

 1

 2

 3

1. Не придает значения деталям или делает ошибки, из-за небрежности (например, в домашнем задании)

2. Ему трудно поддерживать внимание или уровень активности.

3. Может создаваться впечатление, что ребенок не слышит, когда обращаются непосредственно к нему

4. При выполнении заданий не руководствуется инструкциями и не завершает начатое (В силу иных причин, чем неспособность понять инструкцию или оппозиционное поведение)

5. Ему трудно организовывать свое время

6. Избегает выполнять заданий, требующих усилий

7. Часто теряет свои вещи (школьные и спортивные принадлежности и проч.)

8. Легко отвлекается на внешние стимулы (раздражители),  которые его не касаются (например, звук шагов за закрытой дверью,  шум водопровода и т.п.)

9. Проявляет забывчивость в обыденных, ежедневных делах

10. Суетлив, беспокойно двигает руками и ногами при необходимости оставаться на одном месте

11. Покидает указанное для ожидания место (в магазине, на вокзале, на улице).

12. Не выносит ожидания

13. Ему трудно играть в спокойные игры

14. Ведет себя как заведенный (“с моторчиком”)

15. Слишком много разговаривает

16.В классе или дома ребенок дает ответы на вопросы, не дослушав их до конца

17.Ему трудно терпеливо ожидать своей очереди

18. Иногда ребенок кажется назойливым. Он постоянно вмешивается в действия и беседы других людей.

19. Пререкается со взрослыми

20. Легко раздражается и выходит из себя

Читайте также:  Почему рождаются дети с синдромам дауна

21. Активно сопротивляется или отказывается подчиниться правилам или требованиям взрослых.

22. Сознательно раздражает (провоцирует) людей

23. Обвиняет других в неправильном поведении, ошибках

24. Легко раздражается

25. Сердит или обижен

26. Может быть злобным и мстительным

27. Задирает, угрожает или запугивает окружающих

28. Становится инициатором драк

29. Притворяется больным, чтобы получить поблажки или избежать обязательств

30. Прогуливает уроки

31. Проявляет жестокость по отношению к людям

32. Крадет предметы, не представляющие значительной ценности

33. Сознательно уничтожает чужое имущество

34. Угрожал или использовал оружие, которое может причинить серьезный вред (нож, огнестрельное оружие, камень и т.п.)

35. Проявляет жестокость по отношению к животным

36. Осуществлял поджоги с целью нанесения ущерба

37. Наносил ущерб имуществу других людей (дома, на работе, в машине)

38. Уходил на ночь без разрешения

39. Уходил из дома по вечерам

40. Принуждал кого-либо к сексуальным отношениям

41. Боязливый, беспокойный, озабоченный

42. Опасается всего нового (ситуаций, людей) из-за возможных ошибок.

43. Чувствует себя  недостойным, неполноценным.

44. Считает себя виновным в проблемах других людей.

45. Чувствует себя одиноким, нежеланным. Жалуется, что его никто не любит.

46. Грустит, чувствует себя несчастным, пребывает в угнетенном состоянии.

47. Застенчив, легко смущается

Оппозиционно-вызывающее расстройство – более 3-х положительных ответов из блока 19-26

Тревожное расстройство или депрессия  – более 3-х положительных ответов из блока 41-47

Источник

Диагностика синдрома гиперактивности с дефицитом внимания (СГДВ) у детей

Диагноз синдрома гиперактивности с дефицитом внимания (СГДВ) у детей ставится, преимущественно, на основании клинической картины после тщательного обследования, включающего применение поведенческих оценочных шкал, клиническое интервью, физикальное обследование и исследование неврологического статуса.

Поведенческие оценочные шкалы синдрома гиперактивности с дефицитом внимания

Несколько стандартизованных оценочных поведенческих шкал широко применяются и позволяют выявить значительные отличия между детьми с синдромом гиперактивности с дефицитом внимания (СГДВ) у детей и здоровыми детьми. К ним относятся, например, оценочная шкала Коннера (Conner), индекс СГДВ, опросник Свансона (Swanson), Нолана (Nolan) и Пенхама (Penham) (SNAP), ADD-H, образовательная оценочная шкала для учителя (AcTERS).

Другие опросники широкой направленности, такие как опросник поведения детей Ахенбаха (Achanbach) (CBCL), применяются для скрининга сопутствующих проблем, не включающих проявления синдрома гиперактивности с дефицитом внимания (СГДВ) у детей (например, тревога, депрессия, расстройства поведения и др.). Важно собрать информацию из разных источников, в типичных случаях — провести беседу с родителями, учителями и, при необходимости, с другими людьми, часто общающимися с ребенком, чтобы определить выраженность симптомов и их влияние на различные сферы жизни ребенка. Оценочные шкалы также играют роль для установления выраженности и распространенности симптомов, однако диагноз синдрома гиперактивности с дефицитом внимания (СГДВ) у детей не может быть установлен только на основании их результатов.

Клиническое интервью при синдроме гиперактивности с дефицитом внимания

Основная цель клинического интервью состоит в том, чтобы оценить, какие именно симптомы могут быть результатом других состояний, по своим проявлениям маскирующих синдром гиперактивности с дефицитом внимания (СГДВ) у детей. Оценка состояния здоровья, уровня развития ребенка, социального и семейного анамнеза должна способствовать выделению факторов, которые могут влиять на развитие и нормальное функционирование нервной системы, выявлению признаков хронических заболеваний, сенсорных нарушений или сведений о применении лекарственных препаратов, которые могут оказывать Действие на функционирование организма.

Негативные социальные факторы, такие как развод родителей, стрессовые ситуации, жестокое обращение или пренебрежение родительскими обязанностями, могут приводить к формированию гиперактивного поведения или тревожных нарушений у ребенка.

Наличие в семейном анамнезе указаний на синдром гиперактивности с дефицитом внимания (СГДВ) у детей, расстройства настроения или тревожные расстройства, проблемы обучения, асоциальное поведение, алкогольную или наркотическую зависимость у родственников I линии родства может указывать на повышенный риск СГДВ и/или коморбидных нарушений у ребенка.

синдром гиперактивности у детей

Физикальное обследование синдрома гиперактивности с дефицитом внимания (СГДВ) у детей

Специфические лабораторные тесты, позволяющие диагностировать СГДВ, отсутствуют. Однако тщательное обследование может выявить хронические заболевания, сенсорные нарушения, пороки развития или наследственные синдромы, которые могут вносить вклад в развитие поведенческих расстройств и проблем обучения.

Наличие гипертензии, двигательных тиков, атаксии или заболеваний щитовидной железы может служить противопоказанием к назначению психостимуляторов, применяемых в лечении синдрома гиперактивности с дефицитом внимания (СГДВ) у детей, и требует дополнительных диагностических мероприятий. Легкие координационные расстройства или другие «мягкие» неврологические симптомы встречаются часто, однако не обладают значительной специфичностью и поэтому не оказывают помощь в диагностике СГДВ.

Важно отметить, что поведение ребенка в новой обстановке может не соответствовать его обычному поведению в школе и дома. Если делать выводы, основываясь на поведении ребенка в кабинете врача, это может привести к ошибочному диагностическому заключению.

Нейропсихологическое исследование синдрома гиперактивности с дефицитом внимания (СГДВ) у детей

Применение стандартизованных тестов, определяющих общий интеллектуальный уровень и оценивающих школьную успеваемость (специфические проблемы обучения) — психообразовательные тесты, может выявить признаки умственной отсталости или специфических проблем обучения. Несоответствие между школьными требованиями и способностями ребенка приводит к невнимательности или неадекватному поведению.

Тесты на способность к длительному поддержанию внимания могут оказать помощь в диагностике синдрома гиперактивности с дефицитом внимания (СГДВ) у детей, однако нельзя основываться только на их результатах при подтверждении или исключении диагноза синдрома гиперактивности с дефицитом внимания (СГДВ) у детей.

Дифференциальная диагностика синдрома гиперактивности с дефицитом внимания (СГДВ) у детей

Хронические заболевания диагностируются примерно у 20 % детей в нашей стране и могут нарушать поведение ребенка и школьную успеваемость (например, мигренозная головная боль, приступы абсансов, астма и другие аллергические заболевания, гематологические нарушения, ювенильный диабет, онкологические заболевания и др.). Это может быть обусловлено, с одной стороны, влиянием самого заболевания, с другой — побочными эффектами терапии (например, лекарственные препараты, применяющиеся в лечении бронхиальной астмы, кортикостероидные гормоны, антиконвульсанты, антигистаминные препараты).

У детей старшего возраста и подростков субстанционная зависимость может приводить к снижению школьной успеваемости и дефициту внимания.

Нарушения сна, включая расстройства, вызванные обструкцией верхних дыхательных путей в результате увеличения миндалин и аденоидов, часто вызывают симптомы поведенческих и эмоциональных нарушений. С другой стороны, эти расстройства могут служить причиной нарушения паттернов сна.

Депрессия и тревожные расстройства могут приводить к появлению симптомов, встречающихся при синдроме гиперактивности с дефицитом внимания (СГДВ) (например, невнимательность, беспокойство, неспособность сфокусировать внимание и сконцентрироваться на работе, плохая организация, забывчивость), в то же время эти заболевания могут выявляться как коморбидные состояния сочетаться с СГДВ. Проявления ОКР зачастую напоминают симптомы СГДВ, особенно в том случае, если рецидивирующие, стойкие навязчивые мысли, импульсы и образы приводят к нарушению нормальной повседневной активности пациента.

Расстройства адаптации, вызванные серьезными стрессовыми ситуациями (например, смерть близкого родственника, развод родителей, жестокое обращение в семье, субстанционная зависимость у родителей, переезд и др.), или нарушение отношений детей и родителей, приводящее к конфликтам в семье, жестокое обращение с ребенком, пренебрежение родительскими обязанностями или гиперпротекция могут приводить к проявлениям, сходным с СГДВ.

Хотя считается, что синдром гиперактивности с дефицитом внимания (СГДВ) представляет собой первичное нарушение внимания, импульсивного контроля и двигательной активности, другие расстройства часто выступают как коморбидные состояния: опозиционно-девиантное поведение или кондуктивное расстройство (35 %), депрессия и другие расстройства настроения (18 %), тревожное расстройство (25 %), проблемы обучения (10-25%).

– Также рекомендуем “Лечение синдрома гиперактивности с дефицитом внимания (СГДВ) у детей”

Автор: Искандер Милевски

Оглавление темы “Нарушения развития детей”:

  1. Функции врача педиатра и лекарства для лечения детей с отставанием развития
  2. Синдром гиперактивности с дефицитом внимания (СГДВ) у детей. Причины и проявления
  3. Диагностика синдрома гиперактивности с дефицитом внимания (СГДВ) у детей
  4. Лечение синдрома гиперактивности с дефицитом внимания (СГДВ) у детей
  5. Нарушение чтения у детей – дислексия. Причины
  6. Клиника нарушений чтения у детей. Диагностика дислексии
  7. Лечение нарушений чтения у детей – дислексии
  8. Беседа с родителями при неврологических болезнях у ребенка. Неврологический анамнез
  9. Неврологический осмотр ребенка. Неврологический статус
  10. Осмотр головы ребенка. Оценка черепа детей

Источник

Читайте также:  Современные методы лечения синдрома поликистозных яичников