Охарактеризуйте синдром саванта укажите имеющиеся в статье признаки аутизма

Синдром саванта, иногда сокращённо называемый савантизм (от фр. Savant — «учёный») — редкое cостояние, при котором лица с отклонением в развитии (в том числе аутистического спектра) имеют «Остров гениальности» — выдающиеся способности в одной или нескольких областях знаний, контрастирующие с общей ограниченностью личности. Феномен может быть обусловлен генетически или же приобретён. Встречается довольно редко и обычно является вторичным явлением, сопровождающим некоторые формы нарушений развития, например, синдром Аспергера. В особо редких случаях может быть одним из последствий черепно-мозговой травмы или заболевания, затрагивающего головной мозг.
Общая для всех савантов интеллектуальная особенность — феноменальная память. Специализированные области, в которых чаще всего проявляются способности савантов: музыка, изобразительное искусство, арифметические вычисления, календарные расчёты, картография, построение сложных трёхмерных моделей.
Человек с синдромом саванта может быть способен с ходу повторить несколько страниц текста, услышанного им всего один раз. Или безошибочно выдать результат умножения шестизначных чисел, как будто результат ему просто известен (не исключено, что в некотором роде так оно и есть). Или запросто сказать, на какой день недели придётся 1 января 3001 года. Встречаются саванты, способные спеть все арии, выйдя из оперы, или начертить карту Лондона после полета над городом, как это сделал 29-летний савант Стивен Вилтшир. Помимо этого, среди зарегистрированных проявлений синдрома саванта есть способности к изучению иностранных языков, обострённое чувство времени, тонкое различение запахов и др. При этом, в областях, лежащих вне проявлений синдрома, такой человек может демонстрировать явную неполноценностъ, вплоть до умственной отсталости.
Именно за роль Рэймонда Бэббита, аутичного гения из фильма «Человек дождя», Дастин Хоффман получил одного из своих «Оскаров». Вживаясь в столь необычный образ перед началом съемок, актёр долгое время общался с одним из самых знаменитых савантов современности, Кимом Пиком.
- 1. Ким Пик – «уже в три года странный гений умел мгновенно извлекать кубический корень и перемножать трехзначные числа с десятичными дробями. В 53 года он знал наизусть более 7 тысяч книг, причем особую слабость питал к справочникам и статистическим таблицам».
- 2. Мэтт Сэведж – «он в состоянии запомнить сложное симфоническое произведение, лишь один раз услышав его, а по звуку работающего автомобильного мотора определить марку машины и даже степень износа двигателя. В возрасте 6 лет Сэведж доводил до белого каления своего учителя музыки, пытаясь исправлять «ошибки» в произведениях Моцарта и Шуберта».
- 3. Лесли Лемке – «уже в раннем детстве Лесли демонстрировал способность полностью запоминать разговоры. В 14 лет Мэй впервые услышала, как он играет на фортепиано, воспроизводя мелодию, которая недавно звучала по телевизору».
- 4. Сара Миллер – «зачастую я ловлю себя на мысли, что даже думаю на языках программирования». Однако на деловых встречах ее неизменно сопровождает личный психолог, помогающий «переводить» слова бизнес-партнеров с общечеловеческого языка на причудливый бинарный язык аутиста».
- 5. Джеймс Генри Пуллен – «к 7 годам он выучил одно-единственное слово – искаженное «мама». Однажды по описанию в газете нарисовал осаду Севастополя в Крымской войне. Над своим главным шедевром-моделью корабля он работал 7 лет, выточив все детали, включавшие 5585 заклепок, 13 шлюпок и миниатюрную мебель салонов».
- 6. Донна Уильямс – «девочка ни на чем не могла сосредоточиться, не могла ответить на прямой вопрос и, как она написала позже, воспринимала мир хаосом звуков и цветов».
Источник
- Понятие синдрома савант
- Способности саванта
- Известные люди с синдромом саванта
- Савантизм: симптомы и признаки
- Синдром саванта у людей с аутизмом
- Как получить синдром саванта?
Понятие синдрома саванта
Синдром саванта или савантизм – достаточно редкое состояние, характеризующееся наличием так называемого «острова гениальности» у людей с особенностями психического развития – как приобретенными, так и генетическими (включая аутизм). Синдром саванта проявляется в различных выдающихся способностях, затрагивающих одну или несколько областей науки или искусства.
Термин «савант» происходит от французского слова savant (ученый). Впервые феномен савантизма описал в 1887 г. Д. Л. Даун – тот самый британский врач, который занимался изучением такого заболевания, как «монголизм», позже переименованного в синдром Дауна.
В наше время савантизм не включен в международные медицинские классификаторы, поэтому называть его «болезнь саванта» – некорректно: данное состояние официально признано редкой формой РАС либо побочным проявлением некоторых дефектов центральной нервной системы.
Способности саванта
Савант (человек с синдромом саванта) может иметь крайне низкую способность к «общеобразовательному» обучению. Однако при этом ему вполне по силам развивать свои незаурядные таланты даже без помощи учителя, подчас достигая поистине невероятных успехов в таких сферах, как:
- математика;
- музыка;
- рисование;
- механика;
- картография и т. д.
Кроме того, среди документально зарегистрированных проявлений савантизма значатся и феноменальная память, многократно обостренное чувство времени, высочайшие способности к изучению иностранных языков, очень тонкое обоняние и прочие «суперталанты».
В силу особенностей устройства своего мозга, саванты зачастую неспособны подвергать анализу и осмысливать полученные данные, вырабатывая некую единую концепцию познания, свойственную обычным людям (Д. Л. Даун дал этому феномену название «вербальная адгезия» или «словесное склеивание»). Именно эта особенность, по мнению ученых, и дает людям с синдромом саванта массу преимуществ в процессе усвоения информации.
Известные люди с синдромом саванта
Самым известным в мире человеком с савантизмом был американец Ким Пик (1951–2009 гг.), ставший живым прототипом главного героя кинофильма «Человек дождя». За свою буквально сверхчеловеческую эрудицию Ким получил такие неформальные прозвища, как «мегасавант» и «Ким-пьютер». Он мог за 8 секунд прочитать две страницы любой книги (одну правым, а вторую – левым глазом) и запомнить их содержание навсегда.
В течение жизни Ким Пик успел прочитать около 12 тысяч книг (включая разнообразные справочники, пособия и сборники таблиц) и мог дословно воспроизводить любые фрагменты из них, точно указывая номер страницы. Кроме того, Ким умел быстро и точно вычислять дни недели по числам месяцев в любых годах, имел незаурядные музыкальные способности, а также производил в уме сложнейшие математические вычисления, вплоть до извлечения кубического корня и перемножения четырехзначных чисел с дробями.
Среди других всемирно известных савантов нельзя не упомянуть таких людей, как:
- Стивен Уилтшир, савант аутист – художник-архитектор со зрительной сверхпамятью, который может с высочайшей точностью воспроизводить на холсте любые предметы и пейзажи, даже если видит их всего несколько секунд. Сам Стивен совершенно равнодушен к славе, однако благодаря стараниям педагогов, поддерживающих в художнике интерес к творчеству, уже издано несколько альбомов с его работами;
- Дерек Паравичини, слепой аутист с синдромом саванта – известнейший джазовый музыкант, заслуживший мировую славу своей уникальной способностью сыграть любое музыкальное произведение после единственного прослушивания. При этом Дерек страдает эхолалией (повторение всех услышанных звуков, свойственное 75% людей с аутизмом), а его интеллект находится на уровне 4-летнего ребенка;
- Дэниел Таммет (аутизм, эпилепсия) – савант, обладающий талантом к сложным математическим операциям, а также способностью к изучению любого языка в течение одной недели. В 2004 г. Дэниел побил европейский рекорд, записав по памяти 22 514 знаков после запятой числа пи. Для записи такого количества цифр Дэниелу потребовалось пять часов;
- Лесли Лемке (ДЦП, слепота) – выдающийся пианист, самостоятельно освоивший игру на фортепьяно уже будучи слепым – глаза мальчика были удалены хирургическим путем еще в детстве из-за врожденной глаукомы. Лесли часто выступает с концертами и способен безошибочно подобрать любую мелодию, прослушав ее один раз.
Изучение особенностей савантов пока не дало однозначного ответа на вопрос, чем можно объяснить их феноменальные способности. Однако уже известно, что объемы некоторых участков мозга этих людей превышают нормальные. А мозг Кима Пика даже не был поделен на полушария, представляя собой однородный «монолитный» блок без мозолистого тела, которое в норме разделяет правую и левую части мозга.
Савантизм: симптомы и признаки
Симптомы савантизма практически невозможно перепутать с признаками какого-либо другого состояния, настолько они специфичны. Являясь настоящим гением в какой-либо узкой сфере, в остальных областях жизни савант обычно демонстрирует явный недостаток способностей, включая:
- трудности с самообслуживанием (зачастую люди с савантизмом не могут поесть или одеться без посторонней помощи);
- невозможность самостоятельно решать какие-либо бытовые вопросы;
- неспособность взаимодействовать с незнакомыми людьми;
- нарушения двигательных функций;
- страх прикосновений, отсутствие зрительного контакта и т. д.
Большинство людей с синдромом саванта живут в собственных выдуманных мирах, будучи неспособны полноценно влиться в социум. При этом достаточно сложно научить ребенка с аутизмом зрительному контакту при проявлении других специфичных черт синдрома. Некоторые саванты, несмотря на наличие удивительных талантов, могут не знать своего имени или даты рождения, забывают названия простейших предметов, не умеют писать даже при высокой грамотности чтения и т. д.
Еще один распространенный «симптом саванта» – глобальные проблемы с речью. Люди с савантизмом часто испытывают лексические затруднения – например, савант-синдром у детей с аутизмом часто сопровождается нарушением слоговой структуры слов («перемешивание» слогов), аграмматизмами, ошибками при согласовании слов в предложениях, невозможностью произносить отдельные гласные или согласные звуки и т. д. Поэтому достаточно часто саванты предпочитают невербальные способы коммуникации при помощи картинок, табличек, музыки или каких-либо других альтернативных методов общения. И если ребенок аутист не говорит — есть вероятность, что его мозг просто работает другим образом, используя вместо слов — зрительные образы.
Синдром саванта у людей с аутизмом
Синдром саванта и аутизм – понятия, идущие рука об руку. Ранее считалось, что среди аутистов случаи савантизма распространены примерно в соотношении 1/10, но согласно результатам исследований последних лет эта пропорция была увеличена до 3/10, тогда как среди обычных людей «синдром гения» встречается лишь в одном случае из 2000.
Необычные таланты у детей с аутизмом могут начать проявляться уже в самом раннем возрасте. Например, способность к сложным математическим операциям может открыться у 3–5-летнего ребенка, лишь недавно познакомившегося с цифрами и предпочитающего их любым игрушкам.
Как получить синдром саванта?
Истинный савант синдром встречается лишь у людей с особенностями психического развития, однако в редких случаях состояния, напоминающие «синдром гения», были зафиксированы и после получения обычными людьми черепно-мозговых травм. Разумеется, не стоит стремиться к травмам ради получения сверхспособностей (тем более, что шанс получить их таким путем мал). Лучше воспользоваться менее травматичными способами – например, специальными программами, основанными на применении мнемотехники и включающими в себя множество эффективных упражнений, направленных на развитие памяти до уровня «выше среднего». Работе с такими пациентами помогает и АВА терапия в Москве, в том числе предлагая обучение наиболее эффективным методикам.
Источник
Синдром саванта (савантизм) – это особенность течения дизонтогенетического развития, характеризующаяся наличием у больного выдающихся способностей в одной или нескольких областях знаний на фоне общей интеллектуально-личностной неполноценности. Проявления савантизма разнообразны, наиболее распространенные симптомы – феноменальная память, высокие математические навыки, выдающиеся способности в музыке, изобразительном искусстве. Диагностика проводится с помощью когнитивных тестов, беседы. Специфического лечения не существует, помощь больным призвана улучшить их социальную адаптацию.
Общие сведения
Название синдрома происходит из французского языка и в переводе означает «синдром ученого». Впервые этот термин употребил британский врач-исследователь Д.Л. Даун в 1887 году. Он описал 10 пациентов с выдающимися способностями и интеллектуальной недостаточностью. К настоящему времени в научных трудах рассмотрено около 100 случаев савантизма. Частота синдрома саванта среди больных аутизмом составляет 1:3, а в остальной части популяции – 1:2000. Соотношение женщин и мужчин – 1:4.
Синдром саванта
Причины савантизма
По происхождению синдром саванта подразделяется на первичный и вторичный. Причинами первичного савантизма являются врожденные дизонтогенетические заболевания – расстройства аутистического спектра (РАС). Чаще всего необычные способности и таланты проявляются при синдроме Аспергера. Причины вторичного савантизма:
- Черепно-мозговые травмы. Феномен одаренности способен проявиться после травматического поражения головного мозга, в частности после повреждения височной области левого полушария. Известны случаи, когда, получив травму головы, люди становились музыкантами, художниками, хотя прежде способностей к этим сферам не проявляли.
- Эпилепсия. Вторичный синдром саванта может развиться как результат эпилепсии с локализацией очага в височной доле. Симптомы возникают после тяжелого приступа, приводящего к снижению функциональности клеток ограниченной области мозга.
- Лобно-височная деменция. Это название объединяет наследственные и спорадические нейродегенеративные заболевания, которые характеризуются поражением височных и лобных долей мозга (например, болезнь Пика). Основная часть пациентов – люди старше 60-65 лет. Синдром саванта развивается при дегенерации структур в левом полушарии, сопровождается медленным снижением интеллектуальных функций.
Патогенез
В современной нейропсихологии наиболее доказана теория о патологической межполушарной асимметрии как основе савантизма. Левое полушарие обеспечивает вербальное, абстрактно-логическое и дискретное мышление. Структуры правого полушария ответственны за творческие способности, невербальные мыслительные процессы и пространственно-образное восприятие.
Согласно данным исследований, большинство савантов имеет поражение левого (аналитического) полушария. Таким образом, у них развивается патологическая асимметрия межполушарного взаимодействия, и правое полушарие компенсирует развивающиеся дефициты. Эйдетизм, музыкальные и художественные способности – результат правополушарной активности мозга.
Данная теория объясняет и факт преобладания мужчин среди савантов. Доказано, что полушария головного мозга развиваются неравномерно: левое формируется и усложняется позже правого, а также более уязвимо для нежелательных пренатальных воздействий. Эмбрионы мужского пола интенсивно вырабатывают тестостерон. Гормон способен действовать на нервную ткань как токсин, вследствие чего тормозится развитие левополушарных областей, возникает врожденная асимметрия.
Симптомы савантизма
Врожденный савантизм проявляется с ранних лет. Дети существенно опережают сверстников в отдельных областях психического развития, но при этом отстает их интеллектуальное развитие, способность адаптироваться в обществе и осваивать бытовые навыки. Так, например, ребенок рисует сложные картины, однако не умеет самостоятельно одеваться, принимать пищу, разговаривать.
Приобретенный савантизм возникает после травмы или острого периода заболевания. Симптомы разнообразны, часто наблюдается интенсивное развитие новых способностей на фоне общего интеллектуального снижения, утраты отдельных психических или физических функций (паралич, мутизм, глухота). В научной литературе описан случай, когда после ранения мужчина потерял слух, но стал гением в механике.
Таланты савантов часто затрагивают область математики, языкознания, искусства. Так, художественные навыки проявляются без специального обучения живописи: больные идеально отображают предметы на бумаге, привносят собственное творческое видение реальности. У некоторых наблюдается гиперлексия – умение за секунды прочесть большой текст и воспроизвести его с точностью 99%.
Память савантов характеризуется возможностью запечатлять множество деталей конкретной ситуации. Это порождает трудности классификации и отбора информации: неспособность отделить важное от второстепенного препятствует познанию сути явления в целом, обобщению жизненного опыта. Память таких людей глубока, но не имеет осмысляющего компонента. Даун назвал это явление «вербальная адгезия».
Другие симптомы савантизма – выполнение сложных математических операций, овладение иностранным языком за пару дней, освоение музыкального инструмента за один урок. Описаны интересные случаи синдрома саванта, например, некоторые больные обладают идеальным музыкальным слухом и могут использовать эхолокацию, чтобы ориентироваться в пространстве.
Осложнения
Синдром Саванта не вызывает тяжелых последствий. Однако если больным не оказывается психологическая поддержка и не проводится реабилитация, то они плохо приспосабливаются к повседневным делам. Савантизм часто сопровождается слабыми социальными навыками, неумением планировать, анализировать происходящие события. Без помощи окружающих пациенты становятся замкнутыми, неопрятными. Многим из них требуется помощь в организации дня, гигиенических процедур, приемов пищи.
Диагностика
Выявление синдрома саванта происходит в рамках комплексной диагностики психической сферы лиц с РАС, органическими поражениями мозга. Обследование проводят врач-психиатр и клинический психолог. Базовые методы – сбор анамнеза и беседа. При савантизме родители или другие родственники пациента сообщают о его незаурядных способностях, отмечая общее интеллектуальное снижение, плохую адаптированность к повседневной жизни.
Во время клинической беседы врач выделяет аналогичные симптомы: слабое развитие коммуникативных навыков (особенно при РАС), трудности в понимании абстрактных понятий и фраз с переносным смыслом. Специфические методы диагностики включают в себя набор тестов и проб, нацеленных на определение коэффициента интеллекта и экстраординарных талантов:
- Тест Векслера. Методика состоит из 12 субтестов, измеряющих вербальные и невербальные интеллектуальные функции. Для савантов характерны сниженные показатели в заданиях, связанных с речевым развитием, умеренные и высокие результаты в невербальных заданиях. Легче всего им дается субтест «кубики Кооса».
- Тест Равена. Методика прогрессивных матриц Равена определяет уровень интеллекта без учета речевого развития человека. У больных с савантизмом результаты данного теста почти всегда высокие (при аутизме средние значения выше, чем в общей популяции).
- Специальные пробы. Исходя из специфики особых способностей больного, врач предлагает ему выполнить ряд заданий, а затем определяет успешность выполнения. Это может быть решение арифметических задач и уравнений, чтение и запоминание текста, воспроизведение картины, игра на музыкальном инструменте.
Лечение савантизма
Помощь пациентам заключается в проведении психотерапии, использовании специальных обучающих программ и реабилитационных мероприятий. Усилия психологов, педагогов и социальных работников нацелены на улучшение социальной адаптации больных и освоение ими навыков, необходимых в быту. Медикаментозное лечение не показано, оно используется лишь для коррекции сопутствующих заболеваний (эпилепсии, нарушений сна, депрессии).
Лечение людей с синдромом саванта осуществляется на базе психиатрических больниц, специализированных школ и развивающих центров. Терапия проводится в форме индивидуальных и групповых занятий, семейных консультаций. Задача специалистов и родителей – развивать имеющиеся таланты саванта, найти способы компенсации дефицитарных функций. Ключевые методы работы:
- Психокоррекция. Социальное функционирование савантов улучшают занятия по развитию речи и практического мышления, освоению бытовых навыков. Пациентов обучают монологической речи, поддержанию беседы, составлению плана дня.
- Психотерапия. Хороший эффект дают поведенческие тренинги, нацеленные на развитие общения, межличностного взаимодействия. В ходе групповых встреч пациенты учатся сложным видам коммуникации: разрешению конфликтов, установлению дружеских и официальных контактов.
- Семейное консультирование. Поддержка со стороны близких людей является важным фактором психофизического развития саванта. На консультациях психолога члены семьи узнают об особенностях болезни, ее проявлениях в поведении больного. Большое внимания уделяется выстраиванию гармоничных отношений внутри семьи.
- Специальные учебные программы. Разработаны авторские методики для обучения савантов. Они улучшают функциональные навыки больных, развивают таланты, снижают тяжесть течения основного заболевания.
Прогноз и профилактика
Синдром Саванта является прогностически благоприятным: данный феномен не приводит к каким-либо осложнениям, редко ухудшает качество жизни больных. Профилактические меры не разработаны. Чтобы предупредить развитие врожденного савантизма, специалисты рекомендуют будущим матерям проходить полное обследование на этапе планирования рождения ребенка, отказаться от вредных привычек, проходить скрининговые обследования при беременности. Такие мероприятия помогут выявить аномалии развития плода на ранних стадиях и снизить риск преждевременных родов.
Источник