Опыт работы в доу с детьми с синдромом дауна

Опыт работы в доу с детьми с синдромом дауна thumbnail

Людмила Тюрина
Опыт работы с ребенком с синдромом Дауна

ВОСПИТАТЕЛЯ МБДОУ “ДЕТСКИЙ САД № 17”

г. НОВОМОСКОВСК ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

ТЮРИНОЙ Л. К.

Летом 2013 года в среднюю группу была принята девочка с синдромом Дауна, Настя. На момент поступления ребенку было 4,5 года, уровень интеллектуального развития был очень низким (коэффициент – 30). Речь у ребенка отсутствовала, имелись зачатки лепета. Физическое развитие находилось на низком уровне, что обусловлено основным заболеванием и комплексом сопутствующих. Ранее ребенок посещал специализированную группу коррекционного детского сада, нахождение в группе ежедневно составляло 4-5 часов, в соответствии с рекомендациями специалистов. С ребенком работали дефектолог, психолог, логопед, специалист по лечебной физкультуре. Наполняемость группы составляла не более 10 человек, а фактически – меньше.

В нашем ДОУ таких условий не было. Наполняемость группы на тот момент составляла 28 детей, психолога, логопеда, а тем более дефектолога в штате не было, наш сад имеет общеразвивающее направление. Я несколько лет назад получила квалификацию воспитателя, имеющего право работать в коррекционных группах, но опыта работы с детьми с синдромом Дауна у меня не было.

Из разговора с мамой девочки я поняла, что она решительно настроена на то, чтобы ребенок проводил в детском саду полный день; кроме того, мама считает, что уровень развития девочки находится на гораздо более высокой ступени, чем это продиагностировано врачами и педагогами.

Первые несколько дней я наблюдала за ребенком. Девочка активная, любит находиться в обществе детей, любит тактильный контакт, сама часто поглаживает кого-то из детей. Ребенок хорошо слышит, но не реагирует на обращенную к ней речь. Наблюдается отменный аппетит, ребенок может не только держать ложку, но и хорошо ею владеет.Культурно-гигиенические навыки отсутствуют: Настя явно привыкла к порядку действий при мытье рук, но делает это автоматически, не заботясь о качестве действия, то есть мочит руки в воде по локоть до тех пор, пока ее не отведешь от раковины. Затем Настя берет полотенце и комкает его в руках. Навык посещения туалета отсутствует, ребенок дома постоянно ходит в памперсах, при высаживании не понимает, для чего это делается, естественные нужды справляет по мере необходимости где угодно. Одеваться ребенок не умеет, как и раздеваться.

Моторика, как общая, так и ручная развита слабо, ребенок держит предметы ладонным хватом, сжимает их очень сильно, как будто происходит спазм мышц.

Деятельность с предметами не носит даже манипулятивного характера, ребенок берет игрушки и бросает их, подобно младенцу в коляске.Это особенно ярко стало проявляться во время занятий: девочка берет пособия, лежащие на столах и раскидывает их по группе. Первое время (месяца 2-3) это приводило к тому, что часть занятий была либо сорвана, либо находилась на грани срыва.

Кроме того,выяснился еще один нюанс поведения Насти: девочка абсолютно бесстрашно залезает на столы, шкафы, лесенки с риском для жизни. Девочка постоянно убегает, ее нужно держать за руку не только на прогулке, но и в помещении группы.

Дети первое время смотрели на Настю с недоумением, что объясняется ее поведением. Я не стала говорить детям о том, что она – особенная, сказала, что Настя еще маленькая. Дети восприняли это с пониманием, даже взяли над ней шефство (об этом позже).

Вот с таким “начальным капиталом” мы пришли к началу учебного года.

Поскольку в нашем учреждении не было специализированной программы воспитания и обучения детей с синдромом Дауна, мне пришлось проштудировать литературу по этой теме. В итоге, я пришла к выводу, что комплексной программы попросту нет, что не так уж удивительно – детей с таким заболеванием относительно недавно стали вводить в массовые группы, и педагоги, как правило, пишут программы самостоятельно, ориентируясь на уровень развития каждого отдельного ребенка. Я приступила к написанию своей рабочей программы, ориентируясь на программу Екжановой Е. А. и СтребелевойЕ. А “Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта”.

Главную цель работы я определила так: обеспечение оптимального вхождения ребенка в общественную жизнь, подготовка к самостоятельной жизнедеятельности.

Я наметила несколько направлений предстоящей работы:

1. Развитие общей моторики;

2. развитие мелкой моторики пальцев рук;

3. Развитие речи;

4. воспитание культурно-гигиенических навыков;

5. развитие социально-коммуникативной сферы.

На начальном этапе работы мне было важно сформировать у ребенка готовность к усвоению общественного опыта через совместные действия взрослого и ребенка, действия по образцу и речевой инструкции. Все занятия с ребенком я проводила в индивидуальной форме. Основным методом всей работы в течение года была совместная деятельность.

Я обучала девочку способам действия по самообследованию, по обследованию предметов и объектов из ближайшего окружения. Я показывала девочке способы действия с различными предметами, одновременно проговаривая, что мы делаем, как называется предмет, для чего он нужен (начиная с карандашей и заканчивая различными игрушками, полотенцами, посудой и так далее). Одновременно ребенок приобретал умения самообслуживания, девочка училась пользоваться полотенцем, надевать юбку, снимать одежду.

Для развития общей моторики я привлекала Настю к занятиям физкультурой, к подвижным играм. Самым сложным было научить ребенка переключаться с одного вида движения на другой, иными словами, вовремя остановиться и начать выполнять другой вид движения. Особенно успешно обучение проходило на занятиях танцами, думаю, что именно сочетание музыки и ритмических движений приносили ребенку наибольшее удовольствие.

Читайте также:  Синдром корнелии де ланге амстердамская карликовость

Развитие мелкой моторики стало самым трудным моментом в воспитании и обучении Насти.Особенности заболевания обусловили нарушение развития ладони и пальцев: у детей с синдромом Дауна очень короткие пальцы, что еще больше усугубляет ситуацию. Я учила девочку брать предметы не только правой, но и левой рукой, знакомила ее со способами обследования предметов, с различными формами и фактурами предметов. Мы лепили из пластилина, перебирали фасоль, делали гимнастику для пальцев и так далее. Все занятия решали одновременно проблемы развития моторики, речи и сенсорного развития. Вместе с тем с течением времени мне удалось снять спастический синдром кистей рук.

Воспитание культурно-гигиенических навыков было наиболее сложным, несмотря на то, что такая деятельность проводилась ежедневно. Насте трудно было подтянуть рукава, ограничить мытье рук кистями и запястьями. Посещение туалета оставалось проблемой и по окончании учебного года, хотя Настя научилась звуком “А-а” обозначать желание посетить туалет.

Что касается общения, Настя легко влилась в детский коллектив. Сначала я вводила ее в детские игры, затем, когда несколько девочек стали играть с ней, практически опекать, она начала сама искать общения с ними, участвовать, по мере возможности, в совместных играх.

Наши первые результаты

К концу учебного года стали проявляться первые результаты работы. В результате, ребенокстал способен к самостоятельным действиям: сформированы основные культурно – гигиенические навыки. Под наблюдением взрослого самостоятельно моет руки, умеет самостоятельно есть, правильно пользуется чашкой, ложкой; ходит в туалет (сигнализирует о своих нуждах).

Настя адекватно реагирует на все режимные моменты: сон, прием пищи, прогулку, образовательную деятельность (ориентируется в распорядке дня). В течение дня пребывания в детском саду преобладает положительный эмоциональный фон, наблюдаются разнообразные эмоции и способы их выражения.

Девочка имеет положительное отношение к просьбам, поручениям взрослого, стремиться их выполнить. Проявляет интерес к действиям взрослого и ровесников, стремиться к подражанию. Адекватно реагирует на замечания, запреты взрослого.

Ребенок проявляет интерес к разным видам детской деятельности (игровой, музыкальной, двигательной, чтения художественной литературы, конструктивной) в разных помещениях детского сада (в группе, музыкально – физкультурном зале, но не всегда является активным участникам деятельности, а лишь наблюдателем за деятельностью детей и взрослых.

Пребывание в детском саду среди нормально развивающихся детей положительно повлияло не только на саму Настю,но и на детей группы: они стали более внимательны к нуждам друг друга, научились заботиться о младших, стали больше стремиться совершать добрые поступки.

Наши неудачи.

К сожалению, не все проходило гладко в этот сложный год и не все старания принесли хорошие результаты. По моим наблюдениям, эффективность воспитательной работы с девочкой в массовой группе достаточно низка без взаимодействия со специалистами. Насколько бы выше был бы результат, если бы с девочкой занимался не только воспитатель, но и логопед, психолог и учитель -дефектолог. Кроме того, в значительной мере (в первое время) страдало качество воспитательно-образовательной работы с детьми группы, в основном, из-за того, что я вынуждена была практически все время держать девочку либо за руку, либо на руках, а также из-за особенностей поведения Насти. Таким детям нужен тьютор, а такой должности в нашем детском саду нет. Помимо этого, переход на посещение ребенком детского сада в течение 9 часов ежедневно (по настоянию матери) отрицательно сказалось на состоянии нервной системы Насти, она стала уставать, капризничать. Следовательно, не только эффективность работы снизилась в разы, но и здоровье ребенка было этим ослаблено.

Итог.

Конечно, инклюзивное образование детей с ОВЗ – новое и перспективное направление. Но успех его зависит, в первую очередь, от готовности образовательного учреждения к такой работе. Это и наличие необходимой материальной базы, и введение в штат специалистов, их работа во взаимодействии и по единому плану, и наличие тьюторов. Только соблюдение всех необходимых условий сделает инклюзивное образование не только элементарно возможным, но и успешным.

Источник

Грицук Олеся Анатольевна

Воспитатель

МБДОУ «Детский сад № 19» г. Александровск

«ДЕТИ СОЛНЦА» В ДОУ (на примере работы с детьми с синдромом Дауна)

Анализ образовательной теории и практики показывает, что современная ситуация развития инклюзивных форм образования для детей с синдромом Дауна начинает постепенно меняться в лучшую сторону. Специалистам, родителям и воспитателя понятно, что для таких детей процесс включения в дошкольные образовательные учреждения — это процесс новый, достаточно трудоёмкий, требующий к себе особого внимания. Однако включение таких детей в группы детского сада общего типа — это перспективное будущее. Работая в нашем учреждении, мы заметили, что ребёнок с особыми образовательными потребностями, в том числе с синдромом Дауна, включаясь в среду обычных сверстников, начинает тянуться за ними, наращивая тем самым потенциал собственного развития. Педагогический коллектив понимает, что полноценное образование для детей с особыми образовательными потребностями, для детей с синдромом Дауна требует создания условий для их вариативного вхождения в те или иные социальные роли, расширения рамок свободы выбора при определении своего жизненного пути.

Л.С. Выготский указывал на необходимость создания такой системы обучения, в которой удалось бы органически увязать специальное обучение с обучением детей с нормальным развитием. Поэтому мы видим одной из главных задач воспитания ребенка с синдромом Дауна – это интеграция в жизнь коллектива сверстников через создание условий компенсации его недостатка с учетом не только биологических, но и социальных факторов. В таком детском коллективы ребята с разными возможностями, с нарушениями развития и без них, учатся жить и взаимодействовать в едином социуме, что одинаково важно для всех детей, так как позволит каждому максимально раздвинуть границы мира, в котором ребенок может реализовать свой интеллектуальный и социальный потенциал. Для воспитателя такой группы задача социализации детей с ограниченными возможностями здоровья является одной из приоритетных.

Читайте также:  Рубина синдром петрушки тхт скачать

В интегрированной, инклюзивной группе социализация может проходить при одновременной реализации таких условий как готовность педагогов к созданию благоприятной социокультурной развивающей среды, гибкое сочетание разных форм и методов работы с детьми с учетом их особенностей и возможностей, тесное взаимодействие педагогов группы, специалистов, родителей. Кроме того, для воспитателей и специалистов важен правильный набор и ранняя диагностика, наблюдение и подбор индивидуальных стратегий развития, трансформация среды в соответствии с потребностями детей и адаптация.

В настоящее время не вызывает сомнений, что дети с синдромом Дауна проходят все те же этапы развития, что и обычные дети, поэтому формы и методы работы по социальной адаптации необходимо основывать на принципах представлений о развитии детей дошкольного возраста с учетом особенностей когнитивного развития детей с синдромом Дауна.

У нас в детском саду формирование социальной адаптации «особых» детей происходит как на специальных занятиях, так и во время игры и специально организованной свободной деятельности, при выполнении режимных моментов.

Игра — основное занятие ребенка. В ней развиваются способности к воображению, произвольной регуляции действий и чувств, приобретается опыт взаимодействия и взаимопонимания. Большинство навыков, которые необходимо сформировать у детей, можно представить, как игровые. Именно сочетание субъективной ценности игры для ребенка и ее объективного развивающего значения делают игру наиболее подходящей формой организации жизни детей, особенно в условиях дошкольного учреждения. Каждая игра, развивая личность ребенка, способствует его адаптации в общество. В правилах игр заложены педагогические задачи, в дидактическом материале заключены игровые способы действия, которые ребенок усваивает. Так, подчиняясь необходимости выполнять правило, ребенок осваивает произвольную регуляцию поведения, овладевает коммуникативными способностями, учится согласовывать свои действия с действиями партнеров.

Таким образом, при работе с группой дошкольного возраста, где находится ребенок с синдромом Дауна необходимо учитывать: интеллектуальные и физические возможности ребенка, поставленные цели и задачи и их целесообразность. Так же необходимо принимать во внимание то, что дети с синдромом Дауна необходимо специально обучать игре, так как игра у них сама не формируется. Создатель одной из первых признанных систем специального воспитания и обучения французский врач и педагог Э. Сеген утверждал, что тяжело умственно ограниченный ребенок «…и мог, и знал, если бы только он хотел; но вся беда в том, что он прежде всего не хочет». Право детей с синдромом Дауна, как и других ребят с ограниченными возможностями, на максимальную социальную адаптацию, то есть на посещение обычного детского сада и школы, в России закреплены законодательно.

Мы надеемся, что именно инклюзивное образование поможет в продуктивной психолого-педагогической реабилитации детей с синдромом Дауна, чтобы в результате огромных усилий команды специалистов они становились полноценными людьми, и, следовательно, социально успешной личностью, обучались в обычных школах и даже могли получить высшее образование. Коллектив детского сада понимает всю ответственность и важность работы с такими детьми, так как – это дело требующее специальных знаний и больших душевных, физических затрат, но наше дело не безнадёжное, имеющее свои результаты, что добавляет желание работать, взаимодействовать и любить.

Список литературы:

1. Выготский Л.С. « Проблемы дефектологии». – М. 1995 год

2. Ковалева Е.,Синицина Е. «Дети-инвалиды в современном обществе».- М.; Лист-Нью,-2005

3. Байбородова Л.В.,Рожков М.И.  « Преодоление трудностей социализации детей-сирот».Ярославль,1997 год.

Источник

Опыт интегрированного обучения ребенка с синдромом Дауна в ДОУ.

Зорина С.С.,

учитель-логопед МАДОУ «Сказка»

г. Лабытнанги, ЯНАО

 Пятый принцип Декларации прав ребенка гласит: «Ребенку, который является неполноценным в физическом, психическом или социальном отношении, должны обеспечиваться специальные режим, образование и забота, необходимые ввиду его особого состояния». Однако  в условиях удаленности нашего региона от центральной части России и от наиболее развитых городов страны для нас для нас очень актуальной является проблема интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в условиях общеобразовательных учреждений.

 Дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида для детей с нарушениями зрения города Лабытнанги посещают также дети, имеющие не только зрительные нарушения. В течение последних трех лет  нами ведется работа по логопедическому сопровождению ребенка, имеющего диагноз «синдром Дауна» Катя П. Синдром Дауна (трисомия 21) – одно из самых распространенных форм генетических заболеваний в мире. Особенности детей с синдромом Дауна позволяют им включаться в процесс взаимодействия с детьми, обучаться совместно с нормально развивающимися сверстниками.

Для детей с данным нарушением характерна специфическая внешность, отличающая их от других сверстников. Эти и мышечная гипотония, монголоидный разрез глазных щелей, нарушение зрения, мышечный гипотонус языка. Вместе с тем у них отмечаются проблемы контроля дыхания, снижение иммунитета, разболтанность, подвижности суставов. Значительное количество детей с синдромом Дауна имеют нарушения речевого развития, мыслительных процессов, отставание в  физическом развитии.

Читайте также:  Сайт жизнь с синдромом тернера

 Логопедическая работа с ребенком проходила в три этапа: адаптационный, диагностический, основной.

1 этап. Адаптационный. Девочка поступила к нам в возрасте трех лет. Адаптационный период проходил длительно и трудно. В течение первого месяца девочка оставалась в группе только в присутствии мамы или папы. Постепенно она привыкла к воспитателям и помощникам воспитателей, потихоньку запоминала и узнавала детей. Когда в группу заходили другие сотрудники детского сада, она бежала за защитой к воспитателям, то есть у ребенка налицо были трудности установления контакта с малознакомыми взрослыми людьми. Адаптационный период проходил в течение всего учебного года. Также долго девочка присматривалась к логопеду, а тот, в свою очередь, искала подходы к ней. Логопед, по возможности, старался проводить больше времени в группе, приходила перед тихим часом и после, приносила различные игрушки с целью заинтересовать ребенка. И наступил момент, когда девочка согласилась пойти с логопедом погулять по детскому саду. Первая прогулка была в музыкальный зал (ей нравится петь и танцевать, она любит музыку), но пошла не одна, а взяла с собой другую девочку (тоже ребенок с ОВЗ). Во время серии других прогулок по детскому саду дети вместе с логопедом  побывали в картинной галерее, во всех коридорах и на всех лестницах ДОУ. Прогулки сопровождались восприятием речи взрослого, девочки привыкали ко мне.  Закончилась серия прогулок посещением логопедического кабинета.

2 этап. Диагностический. На этом этапе проводилось обследование всех сторон речи ребенка. Речь девочки представлена отдельными гласными звуками, пользуется невербальными средствами общения. Испытывает трудности в различении неречевых звуков, но на звуки реагирует с интересом. Фразовая и связная речь отсутствует, грамматический строй не сформирован. Пассивный словарный запас резко ограничен. Артикуляционная моторика нарушена, отмечается повышенное слюноотделение, рот постоянно приоткрыт, гипотония артикуляционного аппарата.

3 этап. Основной. По окончании двух предшествующих периодов нами была разработана индивидуальная программа развития речи ребенка с синдромом Дауна с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей. Принцип концентричности является основным в построении программы: ознакомление с определенной темой от этапа к этапу усложняется. Таким образом, обеспечивается повторность в обучении, что позволяет формировать достаточно прочные знания и умения. Нами были определены организационные формы, содержание, основные методы и приемы взаимодействия взрослого и ребенка в процессе коррекционно-развивающего обучения в целях максимальной нормализации развития речи. Логопедическая работа велась в соответствии с требованиями программы Е.А. Екжановой и Е.А. Стребелевой «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта».

Одной из основных особенностей развития детей с синдромом Дауна – значительное отставание экспрессивной речи. Даже на фоне отставания в других областях развития активная речь оказывается самым слабым звеном. Помимо уменьшенного объема словаря наблюдается нарушение формирования грамматического строя.

Коррекционная работа по развитию речи нами осуществлялась:

  • в непосредственном общении с ребенком (развитие социальной направленности речи, развитие коммуникативной потребности, овладение различными видами коммуникативных высказываний);
  • на подгрупповых занятиях по развитию речи (все виды и формы речи), построенных по принципу моделирования коммуникативных ситуаций;
  • в процессе индивидуальной коррекционной работы.

Важным моментом развития ребенка с синдромом Дауна являлись подгрупповые занятия с другими детьми, имеющими нарушения речи. Интереснее и продуктивнее проходила артикуляционная гимнастика перед зеркалом, пальчиковая гимнастика, девочка лучше справляется с сопряженной гимнастикой, когда на занятии присутствовали другие дети. Основное условие данных занятий – это отбор воспитанников: необходимо, чтобы на занятии были дети, имеющие более высокие показатели сформированности речевого развития с тем, чтобы у ребенка с синдромом Дауна был образец для подражания в процессе овладения речью.

Однако все усилия по развитию речи сошли бы на нет, если бы не помощь родителей. Родители продолжают коррекционно-педагогическую работу дома. Для этого логопед регулярно проводит с ними обучающие беседы и консультации.  Осознавая необходимость систематической работы с ребенком в условиях семьи, родители выезжали с ребенком в центр реабилитации детей с ОВЗ в г. Москва и приобрели определенные знания и умения по воспитанию и развитию «солнечного» ребенка, прошли курс ихтиотерапии. Организованная и целенаправленная работа по включению девочки в социальную среду сверстников обеспечивает тот положительный результат, который мы наблюдаем в настоящее время. Девочка с радостью играет с другими детьми, занимается, выполняет определенные обязанности в группе. Мы считаем, что было бы сложно добиться подобных результатов, при исключительно  домашнем воспитании ребенка.

Таким образом, дети с синдромом Дауна так же, как и все дети, могут приобщаться к жизни группы детского сада. В процессе обучения и воспитания они осознают возможности собственного тела, способны развивать мышечный тонус и координацию движений. Они находят новых друзей, получают удовольствие от совместной деятельности, испытывают удовлетворение от успеха при выполнении посильных упражнений и заданий. Для этого в работе специалистов и семьи необходима постановка четких целей и задач, определение сроков их достижения с учетом особенностей развития ребенка с синдромом Дауна.

Источник