Основные понятия в нейропсихологии симптом синдром фактор

Основные понятия в нейропсихологии симптом синдром фактор thumbnail

Симптом – это внешнее, наблюдаемое, видимое проявление расстройства какой-либо психической функции.

Выделяют первичные и вторичные симптомы:

Первичные – нарушения ПФ, непосредственно связанные с поражением опред. фактора.

Вторичные – нарушения ПФ, возникающие как системное следствие первичных нейропсихологических симптомов.

Пример: больной не понимает содержания обращенной к нему речи. Возможные причины: проблемы с деафферентацией звуков (сенсорная афазия); проблемы со слухоречевой памятью; непонимание определенных грамматических конструкций.

Т.е. симптом по своей природе, по психологическим механизмам, многозначен. Один и тот же симптом может возникнуть при поражениях разных зон мозга.

Нейропси квалификация симптома: выявление нарушенного нейропси фактора.

При этом необходимо найти повреждение других психических функций, где основу расстройства составляет тот же самый нейропсихологический фактор.

Т.о., для заключения о локальном диагнозе необходимо сформировать синдром.

Синдром – это закономерное сочетание симптомов, в основе которого лежит один и тот же нейропсихологический фактор (или несколько идентичных).

В отличие от синдрома, в симптомокомплексе нет общего фактора.

Фактор – это работа определенного локуса, обеспечивающая протекание звена психической функции. Это структурно-функциональная единица работы мозга, характеризующаяся опред. принципом физиологической деятельности, нарушение кот. ведет к появлению нейропси синдрома. Это определенный вид аналитико-синтетической деятельности дифференцированных структур мозга, который одновременно является составляющим звеном ВПФ.

С одной стороны фактор – это понятие психофизиологическое, а с другой – клинико-психологическое. Также это условное понятие, «виртуальное».

Пример: синдром ТПО. Фактор – пространственный и квазипространственный анализ и синтез (СМ. ВОПРОС 4); Фактор слухоречевой памяти (височная доля).

Виды факторов: 1. Модально-специфические (анализ и синтез зрит, такт, и слух инф-ции);

2. Модально-неспецифические: 1) Ассоциативные (работа ассоц.зон коры): пространственные, регуляторные (передние отделы), сукцессивность (развернутая во вр. организация пси деят)-симультанность (по принципы гештальта) – как стратегии обработки инф-ции, межполушарное взаимодействие; 2) Связанные с 1 блоком мозга: инертность-подвижность; энергетический баланс (тонуса).

Синдромный анализ – анализ нейропсихологических синдромов с целью обнаружения общего фактора, объясняющего происхождение различных симптомов.

Этапы:

1) Качественная квалификация симптома, выявление нейропси фактора.

2) Первичные и вторичные симптомы; количественный анализ;

3) Анализ сохранных звеньев.

Лурия: Квалификация симптомов – лишь первый этап анализа мозговой организации ВПФ. Необходимо перейти к описанию целого симптомокомплекса – к синдромному анализу.

Функциональная система в целом может нарушаться при поражении большого числа зон, причем при различных по локализации поражениях она нарушается по-разному, то есть, каждая зона мозга ответственная за свой фактор. Нужно выяснить, какие факторы включает психическая деятельность и какие участки мозга составляют ее нервную основу (динамика и структура).

Принцип двойной диссоциации функций: корковый очаг поражения нарушает одни психические процессы, но другие остаются сохранными.

Таким образом, чтобы приблизиться к структурному анализу психологических процессов, нужен тщательный нейропсихологический анализ синдрома и двойной диссоциации, которая возникает при локальных поражениях мозга.

Источник

Нейропсихологический фактор— принцип физиологической деятельности определенной мозговой структуры.

Он является связующим понятием между психическими функциями и работающим мозгом. С одной стороны, фактор является результатом активности определенных функциональных органов мозга, а с другой — играет объединительную роль для психических процессов в их системной функции реализации какого-либо специфического звена.

Инструментом выделения нейропсихологических факторов является синдромный анализ, который включает в себя:

1) качественную квалификацию нарушений психических функций с объяснением причин возникших изменений;

2) анализ и сопоставление первичных и вторичных расстройств, т. е. установление причинно-следственных связей между непосредственным источником патологии и возникающими расстройствами;

3) изучение состава сохраненных высших психических функций.

Основные нейропсихологические факторы:

1) модально-неспецифический (энергетический) фактор;

2) кинетический фактор;

3) модально-специфический фактор;

4) кинестетический фактор (частный случай модально-специфического фактора);

5) фактор произвольной-непроизвольной регуляции психической деятельности;

6) фактор осознанности-неосознанности психических функций и состояний;

7) фактор сукцессивности (последовательности) организации высших психических функций;

8) фактор симультанности (одновременности) организации высших психических функций;

9) фактор межполушарного взаимодействия;

10) общемозговой фактор;

11) фактор работы глубоких подкорковых структур.

Нейропсихологический симптом – нарушение психических функций в результате локальных поражений головного мозга.

Синдром – это закономерное сочетание симптомов, основой которого является нейропсихологический фактор, т. е. определенные физиологические закономерности работы участков мозга, нарушение которых является причиной возникновения нейропсихологических симптомов.

Нейропсихологический синдром – слияние нейропсихологических симптомов, связанных с выпадением одного или нескольких факторов.

Синдромным анализом называется анализ нейропсихологических симптомов, главной целью которого считается нахождение общего фактора, который полностью объясняет появление разных нейропсихологических симптомов. Синдромный анализ включает в себя следующие этапы: сначала определяются признаки патологии различных психических функций, а затем происходит квалификация симптомов.

Читайте также:  Пространственные нарушения и синдром семантической афазии

Сенсорные зрительные расстройства.

При нейропсихологическом подходе к нарушению ВПФ, предложенном А. Р. Лурия, следует учитывать все симптомы, возникающие при поражении самых разных уровней анализаторных систем. Е. Д. Хомская выделяет два типа расстройств, возможных при изучении работы различных анализаторных систем: а) относительно-элементарные сенсорные расстройства, отражающие нарушения различных видов ощущений (светоощущения, цветоощущения, тон-шкала и пр.) и б) более сложные гностические расстройства, отражающие нарушения разных видов восприятия (восприятие формы, предмета, звуков речи и пр.). Первый тип расстройств возникает при повреждении анализаторных систем и первичных зон коры больших полушарий, второй – при поражении вторичных зон коры. Гностические расстройства, возникающие в этом случае, носят название “агнозия”. В зависимости от локализации поражения могут быть зрительные, слуховые, тактильные агнозии.

Зрительные агнозии.

Зрительные агнозииподразделяются на:

тотальную агнозию (неузнавание предметов или их изображений);

симультанную агнозию (узнавание предметов и их изображений, но неузнавание изображения ситуации, в которой участвуют эти предметы);

агнозию цвета (цвета различает, но не узнает цвета предметов) и шрифтов (пишет, но не может прочитать);

пространственную агнозию (нарушение ориентировки в пространственных признаках изображения);

лицевую агнозию;

географическую агнозию (неузнавание маршрута или местности).

Результаты клинических наблюдений показали, что при поражении вторичных зон затылочной коры нарушается интегральность восприятия целых зрительных комплексов, что приводит к возникновению феномена неузнавания реальных предметов и их изображений. Такое нарушение зрительного восприятия при поражении вторичных отделов затылочной коры представляет собой распад высшей организации зрительных процессов и называется “зрительная агнозия”.

Предметная агнозия – возникает при поражении нижней части вторичных зон затылочной коры. При этом нарушении больной может описать все признаки предмета, но не понимает смысл изображения в целом, не узнает предмет. В такой грубой форме предметная агнозия наблюдается лишь при одновременном поражении нижних отделов вторичных зон височной области левого и правого полушарий. В этом случае больной ведет себя как слепой, хотя и видит предметы. Он постоянно ощупывает их и ориентируется на слух. При одностороннем поражении данная агнозия проявляется при распознавании в затрудненных условиях (контурное, перечеркнутое, наложенное изображение).

Лицевая агнозия (прозопагнозия) возникает при поражении нижних отделов вторичных зон затылочной коры правого полушария. Больные не могут различать человеческие лица или их фотографии. При грубой форме лицевой агнозии не узнают мужские и женские лица, детские и взрослые, лица своих родных и близких.

Буквенная агнозия возникает при поражении нижних отделов вторичных зон затылочной коры левого полушария, на границе затылочной и височной коры (у правшей). Больные правильно копируют буквы, но не могут их узнать и назвать, в результате распадается навык чтения (первичная алексия).

Оптико-пространственная агнозия характерна для поражения верхних отделов вторичных зон затылочной коры и сопровождается нарушением ориентировки в пространственных признаках окружающей среды и изображений объектов (нарушается лево-правая ориентировка, самостоятельность рисунка, поскольку рисует все отдельно, иногда возникают трудности чтения букв с признаками “лево – право”, например, “К” – “Я”). В грубых случаях нарушается ориентировка и в верхне-нижних координатах.

Симультанная агнозия характеризуется сужением объема зрительного восприятия, больной не может одновременно воспринимать два предмета, воспринимает только отдельные фрагменты изображения. Поэтому он не в состоянии поставить карандашом точку в центр круга, так как видит или круг, или карандаш.

Цветовая агнозия проявляется в том, что больные различают цвета, но не говорят, в какой цвет окрашены предметы. Они не могут назвать предметы определенного цвета, у них отсутствует обобщенное представление о цвете, и они затрудняются его классифицировать. Это связано с трудностями категоризации цветов, с образованием определенных цветовых групп.

Тактильные агнозии.

Тактильная агнозия выступает в виде:

астереогнозии (предметы не воспринимаются на ощупь, не распознается материал, из которого они состоят, — агнозия текстуры, или агнозия пальцевая, когда не идентифицируются пальцы рук);

соматогнозии (не узнается схема своего тела).

— Вторичные зоны теменной коры обеспечивают синтез кожно-кинестетических ощущений. При их поражении возникают более сложные по своей симптоматике тактильные агнозии (нарушение узнавания формы объектов при относительной сохранности поверхностной и глубокой чувствительности). Вторичные зоны теменной области коры больших полушарий занимают большую площадь, и, в зависимости от локализации очага поражения, выделяют два синдрома: нижнетеменной и верхнетеменной.

Нижнетеменной синдром возникает при поражении нижних постцентральных областей коры, которые граничат с зонами представительства руки и лица. Он включает в себя следующие симптомы.

Астериогноз (тактильная предметная агнозия) — больной не узнает предметы на ощупь при сохранной сенсорной основе восприятия. При грубых нарушениях может сопровождаться агнозией текстуры объекта.

Читайте также:  Синдром острой и хронической боли

Тактильная агнозия текстуры объекта — больной не узнает качество материала (шероховатость, гладкость, мягкость и т. п.).

Пальцевая агнозия (синдром Герштмана) — нарушается возможность узнать и назвать пальцы рук на противоположной руке (с закрытыми глазами).

Тактильная алексия (при поражении левого полушария) — с трудом узнают цифры или буквы, написанные на кисти руки. Эта способность тактильного опознания букв появляется после обучения грамоте.

Верхнетеменной синдром возникает при поражении вторичных зон теменной коры, примыкающих к первичным зонам, куда поступает информация от всего тела. Для него характерна соматоагнозия (нарушение схемы тела), которая проявляется в расстройстве узнавания частей тела, их расположения по отношению друг к другу, особенно при поражении правого полушария (больной игнорирует левые конечности, «теряет» их, увеличивает, уменьшает, удваивает).



Источник

«Нейропсихологический
фактор – принцип физиологической
деятельности определенной мозговой
структуры. Он является связующим понятием
между психическими функциями и работающим
мозгом.

Инструментом
выделения нейропсихологических факторов
является синдромный анализ, который
включает в себя:

1) качественную
квалификацию нарушений психических
функций с объяснением причин возникших
изменений;

2) анализ
и сопоставление первичных и вторичных
расстройств, т. е. установление
причинно-следственных связей между
непосредственным источником патологии
и возникающими расстройствами;

3) изучение
состава сохраненных высших психических
функций.

Основные
нейропсихологические факторы:

1) модально-неспецифический
(энергетический) фактор;

2) кинетический
фактор;

3) модально-специфический
фактор;

4) кинестетический
фактор (частный случай модально-специфического
фактора);

5) фактор
произвольной-непроизвольной регуляции
психической деятельности;

6) фактор
осознанности-неосознанности психических
функций и состояний;

7) фактор
сукцессивности (последовательности)
организации высших психических функций;

8) фактор
симультанности (одновременности)
организации высших психических функций;

9) фактор
межполушарного взаимодействия;

10) общемозговой
фактор;

11)
фактор работы глубоких подкорковых
структур.

Нейропсихологический
симптом – нарушение психических функций
в результате локальных поражений
головного мозга.

Синдром
– это закономерное сочетание симптомов,
основой которого является нейропсихологический
фактор, т. е. определенные физиологические
закономерности работы участков мозга,
нарушение которых является причиной
возникновения нейропсихологических
симптомов.

Нейропсихологический
синдром – слияние ней-ропсихологических
симптомов, связанных с выпадением одного
или нескольких факторов.

Синдромным
анализом называется анализ
нейро-психологических симптомов, главной
целью которого считается нахождение
общего фактора, который полностью
объясняет появление разных
нейропсихологи-ческих симптомов.
Синдромный анализ включает в себя
следующие этапы: сначала определяются
признаки патологии различных психических
функций, а затем происходит квалификация
симптомов.

4. Изучение факторов
в нейропсихологии. Классификации
нейропсихологических факторов. Факторы
и блоки мозга.

Изучение факторов в основах нейропсихологии мозга

Изучение
факторов и их роли в проблемах
нейропсихологических синдромов
 А.Р.
Лурия и его сотрудниками проводилось
преимущественно на материале локальных
поражений левого полушария головного
мозга. Этот этап развития основ
нейропсихологии
 занял
приблизительно 45—50 лет, с момента
возникновения отечественной нейропсихологии
(в начале 30-х годов) и до середины 70-х
годов. 

В
последние годы в связи с дальнейшим
развитием основ нейропсихологии
и нейролигвистики мозга
,
а именно в связи с продолжающейся ее
дифференциацией на различные направления
(экспериментальную, реабилитационную,
психофизиологическую, клиническую,
нейропсихологию детского возраста),
расширением задач
нейропсихологической
 проблематики
(в частности, интенсивным изучением
проблемы межполушарной асимметрии
мозга и др.), введением новых методов
нейропсихологического исследования
(клинических, аппаратурных, математических),
проблема факторов получила свое
дальнейшее развитие. 

Один
из важнейших вопросов данной
проблемы клинической
нейропсихологии
 —
это вопрос о классификации факторов,
до сих пор в нейропсихологии не
ставившийся.

Основные
нейропсихологические факторы:

1) модально-неспецифический
(энергетический) фактор;

2) кинетический
фактор;

3) модально-специфический
фактор;

4) кинестетический
фактор (частный случай модально-специфического
фактора);

5) фактор
произвольной-непроизвольной регуляции
психической деятельности;

6) фактор
осознанности-неосознанности психических
функций и состояний;

7) фактор
сукцессивности (последовательности)
организации высших психических функций;

8) фактор
симультанности (одновременности)
организации высших психических функций;

9) фактор
межполушарного взаимодействия;

10) общемозговой
фактор;

11)
фактор работы глубоких подкорковых
структур.

5. Нейропсихологический
синдромный анализ нарушений высших
психических функций при локальных
повреждениях головного мозга. Принцип
«двойной диссоциации» Тойбера. Типы
нейропсихологических синдромов.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

5. Нейропсихологический симптом, синдром, фактор.

Нейропсихологический фактор

В текстах А.Р. Лурии присутствуют по меньшей мере три варианта трактовки фактора: 1) как первичного дефекта; 2) как образования, лежащего в основе первичного дефекта; 3) как структурного элемента ВФП. В первых двух случаях фактор выступает как явление патологическое, в третьем — как атрибут нормальных психики и мозга. При этом первая и вторая трактовки также явно не совпадают между собой. Кроме того, следует отметить двусмысленность в решении вопроса о физиологической или психологической природе фактора, а также нечеткость определения принципов локализации фактора. 

Можно выделить важнейшие для ТСДЛ трактовки фактора. Задача изучения структуры ВПФ делает важным понимание фактора как структурного компонента ВПФ. Для задачи изучения физиологических механизмов, обеспечивающих ВПФ, значимо понимание фактора как явления физиологической природы, физиологического процесса. Задача изучения локализации ВПФ делает важным тезис о топической локализации фактора.

Читайте также:  Курсовая на тему климактерический синдром

 Если отразить все указанные аспекты в понятии «фактор», то его можно определить как структурный компонент ВПФ, обеспечиваемый специфическим нейрофизиологическим механизмом, реализующимся в ограниченной зоне мозга.

 Из этого определения следует, что для выделения фактора требуется учет всех трех его аспектов. Необходимо установить: 1) структурный элемент психического процесса (психологический аспект); 2) физиологический механизм, обеспечивающий работу этого структурного элемента (физиологический аспект); 3) мозговую структуру, в которой осуществляется данный физиологический механизм (анатомический аспект).

 Таким образом, понятие «фактор» служило для А.Р. Лурии средством разработки проблем строения, локализации и физиологического обеспечения ВПФ. Следовательно, понимание фактора как структурного компонента ВПФ, обеспечиваемого специфическим нейрофизиологическим механизмом, который реализуется в ограниченной зоне мозга, можно рассматривать как основное для А.Р. Лурии.

Нейропсихологический фактор имеет «двойное лицо».

Нейропсихологический фактор – это определённый вид аналитико-синтетической деятельности дифференцированных структур мозга, который одновременно является составляющим звеном высших психических функций.

У каждой зоны мозга есть свой продукт – аналитико-синтетическая деятельность. Лурия называл это modus operandi – собственная способность, модус активность.

Продукты этой работы рассматриваются как составляющие звенья функциональных систем ВПФ.

С одной стороны, фактор – понятие психофизиологическое; с другой стороны – продукт работы этих зон является звеном ВПФ. Поэтому нейропсихологический фактор «двулик».

Фактор понятие условное. С течением времени происходит пересмотр взглядов на мозг и то, как на него накладываются ВПФ.

 Факторы (по Хомской):

1) Модальноспецифические, связанные с гнозисами и праксисами, а также модально-спецефическими видами памяти (=агнозии, апраксии, мнестические нарушения). Корковые отделы различных анализаторов

2) Модально-неспецифические факторы, связанные с работой неспецифических срединных структур мозга. Сюда входит целая группа факторов, имеющих отношение к разным уровням (и разделам) неспецифической системы головного мозга. В клинической нейропсихологии эти факторы описываются следующим образом: фактор «инертности—подвижности» нервных процессов, лежащий в основе синдромов поражения передних (премоторных, префронтальных) отделов мозга, обусловливающий разного рода персеверации в двигательной, гностической и интеллектуальной сферах; фактор «активации—инактивации», нарушение которого ведет к явлениям адинамии, расстройствам произвольного внимания, памяти, селективного протекания всех психических процессов; к ним относится, по-видимому, и фактор «спонтанности—аспонтанности», лежащий в основе активного целесообразного поведения, направляемого целями и программами, нарушение которого ведет к замене целесообразных поведенческих актов шаблонами и стереотипами.

3) Факторы, связанные с третьичными областями коры. Зона ТРО и префронтальные отделы (см. вопросы 19-20)

4) Факторы работы полушарий.

5) Межполушарные взаимодействия

6) Подкорковые, глубинные факторы

7) Общемозговые факторы (кровообращение и т.д.)

Нейропсихологические симптом и синдром

Симптом – это внешнее (видимое, наблюдаемое) проявление расстройства какой-либо психической функции.

Симптом по своей природе, по психологическим механизмам возникновения, по мозговой локализации многозначен. Когда мы видим симптом, мы только видим симптом и понимаем, что он не так прост и неоднозначен. Один и тот же симптом может возникнуть при поражении разных зон мозга.

Существует процедура, которая называется нейропсихологическая квалификация симптома. Это означает выявление нарушенного нейропсихологического фактора. Какой фактор снижен или нарушен.

После квалификации симптома мы можем говорить о нарушенном факторе и высказывать предположение о повреждённой зоне мозга (для подтверждения надо найти повреждения в других психических функциях, где основу расстройства составляет тот же ранее выявленный нейропсихологический фактор).

Для заключения о локальном диагнозе необходимо сформировать синдром.

Синдром – закономерное сочетание симптомов, в основе которого лежит один и тот же нейропсихологический фактор (или несколько факторов).

Синдром – закономерное сочетание уже квалифицированных симптомов, в основе которого лежит нарушенный фактор или несколько факторов (при диффузной патологии мозга).

Понятие синдрома имеет теоретическое и практическое значения. Практическое значение заключается в возможности диагностики. На основе синдромного анализа в числе прочего мы можем дать лечащему врачу прогноз течения заболевания. Выбор тактики операции по удалению опухоли (в частности, гипофиза). Оценка состояния больного после операции, нейрореабилитация.

Теоретическое значение. Синдром как закономерное сочетание симптомов. Решение общепсихологических проблем. Решение вопроса о связи тех или иных психических функций с различными структурами мозга. Синдром даёт основание говорить о системной организации ВПФ. При работе с человеком необходимо понимать, что он целостен, и хотя мы можем обращаться к частям этой системы, надо помнить, что они связаны. Изучение синдромов позволяет увидеть внутрисистемное взаимодействие. 

Источник