Основные симптомы и синдромы в заболевании подросткового периода

Основные симптомы и синдромы в заболевании подросткового периода thumbnail

Вступая в переходный период, вчерашние малыши начинают значительно изменяться и физически, и психологически. Подростки — особенная возрастная группа, со своими аспектами физиологических процессов на этапе полового созревания. Болезни тинейджеров также отличаются, как по этиологии возникновения, так и по специфике протекания. MedAboutMe рассказывает родителям детей от 10 до 18 лет о наиболее распространенных заболеваниях пубертата.

Почему подростки болеют?

Почему подростки болеют?

Нейрогормональные изменения пубертатного периода вызывают множество физиологических и психологических состояний, как переходных, так и перманентных. Зачастую также соматическое здоровье подростка сильно зависит от физического самочувствия, влияющего на нервно-психические процессы. Такой «замкнутый круг» характерен для переходного периода и нередко затрудняет диагностику, смазывая картину клинических проявлений различных заболеваний и дополняя ее нестандартными симптомами.

На сегодняшний день, в соответствии с исследованиями медицинских социологов, подростков, отличающихся полноценным здоровьем, насчитывается не более 10%. Дети, растущие в условиях городов, болеют чаще, чем в сельской местности — и к подростковому возрасту уже заметно различие между здоровьем тех, кто рос вдали от промышленных предприятий и автотрасс, и теми, кто провел детство в мегаполисе.

К началу юношества в среднем у 9 из 10 молодых людей диагностируются хронические заболевания, нарушения функций пищеварения, негативные изменения в опорно-двигательном аппарате, кожных покровах и т. п. Сам по себе переходный период, с его «гормональными бурями», скачками роста, изменениями и совершенствованиями функций способствует неустойчивости здоровья. Однако к основному фактору риска роста заболеваемости у подростков способствуют и дополнительные.

К таким причинам относят следующие:

  • перенесенные детские болезни;
  • наследственные, генетические факторы;
  • недолжное внимание к проблемам, начавшимся в период детства, когда родители не считают нужным или не прикладывают необходимых усилий для излечения или профилактики заболеваний, отсутствие лечения осложнений ОРВИ, гриппа, несоблюдение сроков вакцинации и т. д.;
  • родовые травмы, последствия неблагоприятной беременности;
  • социальная среда: место жительства, рацион питания, чистота, гигиенические навыки;
  • эмоциональные и физические нагрузки во время обучения, гиподинамия, недостаток свежего воздуха и т. п.

Накопившиеся вялотекущие болезни, отклонения, нарушения функций, порой незаметные до начала пубертатного периода, приводят к тому, что подростки «внезапно» заболевают, и достаточно серьезно.

Наиболее распространенные группы болезней подросткового периода

Наиболее распространенные группы болезней подросткового периода

К наиболее распространенным заболеваниям в период пубертата, обусловленным физиологическими изменениями в организме, относят следующие группы.

  • Болезни роста

Остеохондропатия в различных ее проявлениях возникает на фоне дефицита кальция при усиленном росте костей скелета. Боли роста, сопровождающие остеохондропатии, чаще всего ощущаются в коленных суставах, области голеностопа.

Болевые ощущения — не единственное проявление данной болезни опорно-двигательного аппарата. Нехватка кальция может привести к деформации суставов, в тяжелых случаях — к истончению, искривлению костной ткани.

При диагнозе остеохондропатия родители должны увеличить количество кальцийсодержащих продуктов в питании ребенка, по назначению специалиста возможен прием минеральных добавок, а также снизить количество физической нагрузки, ограничить занятия спортом.

Наиболее подвержены данному заболеванию подростки в возрасте от 10 до 14 лет.

  • Дисметаболическая нефропатия на фоне отложения солей

Обратное состояние, избыточное потребление молочных продуктов, увлечение витаминами и минеральными добавками, а также особенности организма подростков могут способствовать повышенной концентрации кальция в организме. В период от 12 до 14 лет избыточное всасывание кальция, поступающего с пищей, может откладываться в виде солей в тканях почек. Это приводит к нарушению функций данного органа, дисметаболическим нефропатиям, мочекаменной болезни, пиелонефритам.

Симптомами данного нарушения являются снижение прозрачности мочи, затрудненное мочеиспускание, боли в нижней области спины. При появлении подобных признаков необходимо срочно обратиться к педиатру или нефрологу для диагностики и назначения терапии и диеты.

  • Гормональные нарушения

Кора надпочечников, ответственная за выработку гормонов глюкокортикоидов, начинает особенно активно функционировать в период от 13 до 15 лет. Примерно у 1 из 10 подростков наблюдается индивидуальная реакция, выраженная в эндокринных нарушениях: стремительному набору веса, жировым отложениям, накапливающимся в области плечевого пояса, шеи, бедер.

Быстрое увеличение массы тела нередко приводит к появлению растяжек на коже с изменением пигментации в области стрий.

Помимо эмоционального дискомфорта от изменения внешнего вида подростки с подобными нарушениями нередко страдают от раннего атеросклероза и гипертонии. Эндокринные нарушения требуют лечения у эндокринолога, а также наблюдения за динамикой состава крови и следования диете с низким содержанием углеводов (мучного, сладкого).

Норма или заболевание? О чем надо знать родителям

Норма или заболевание? О чем надо знать родителям

Некоторые симптомы и явления, характерные для переходного периода, могут быть признаками заболеваний, а могут сопутствовать взрослению, корректируясь самостоятельно, или быть обусловленными психоэмоциональными состоянием ребенка. К ним относят следующие группы.

  • Нарушения сердечно-сосудистой системы

Аритмия, резкие скачки кровяного давления, характерные для детей в возрасте от 15 до 17 лет, нередко являются следствием активной работы надпочечников, а также чрезмерных физических, психических нагрузок, стрессов, нерационального питания, гиподинамии.

Незначительные проявления, не влияющие на самочувствие, не вызывают особой тревоги. Однако если подросток жалуется при этом на тошноту, головные боли, длительному учащенному неравномерному сердцебиению, родители должны обратиться с ребенком к кардиологу для исключения органических патологий.

  • Колебания аппетита

Изменения аппетита на фоне стремительного роста и колебаний кислотности желудочной среды — явление, считающееся нормой для пубертата. Однако при затяжных периодах подобных изменений в объеме пищи, длительном переедании или почти голодании, особенно на фоне нерегулярного питания, увлечения фаст-фудом, полуфабрикатами, жирной, острой, сладкой пищей необходима консультация гастроэнтеролога, так как подобные изменения кислотности без соответствующей терапии могут способствовать эрозиям поверхности желудка, гастритам, нарушениям пищеварительной системы.

Читайте также:  Синдром шейной артерии можно ли массаж

Источник

Школьные годы — очень важный период в жизни ребенка, подростка. При поступлении в школу изменяется не только среда, но и образ жизни ребенка. Вместо полной свободы движения (а потребность в движении, как известно, в высокой степени свойственна всякому здоровому ребенку) его ждет сидение целыми часами в вынужденной позе. Ко всему этому присоединяется еще умственная работа, предъявляющая повышенные требования к мозгу. До сих пор живой детский ум мог беззаботно, по прихоти и настроению, переходить от одного предмета к другому, от одной игрушки к другой. Теперь ребенка заставляют выполнять определенные задачи, сосредоточивать внимание на определенных предметах преподавания, не считаясь с тем, что его больше интересует, чувствует ли он утомление или нет. Он должен напрягать свое внимание, свою память для успешного выполнения подчас нелегких задач, требующих умственного напряжения.

Школьники по взрослее, тоже должны думать об учёбе, но в возрасте 12-17 лет это не так просто. В эти годы жизни ребятам открываются новые знания, интересы и поэтому они часто отвлекаются от школы. Но не только эти факторы могут мешать подростку развиваться.

Подростковый возраст — состояние динамическое. Многие физиологические и психические процессы у подростков неустойчивы.

Раздражительность, напускная грубость, негативизм (отрицание всего, не желание отвечать на вопросы), а иногда застенчивость, растерянность и плаксивость — вот характерные черты подростков. Неустойчивость вегетативной нервной системы проявляется повышенной потливостью, неадекватными (не соответствующими обстановке) покраснениями кожи и обмороками, нередко повторяющимися.

Вегетативная неустойчивость и некоторое отставание развития сердечно-сосудистой системы от усиленного роста тела подростка могут вызывать боли в области сердца, периодические учащения сердцебиения и перебои сердечных сокращений, повышенное артериальное давление (юношеская гипертония).

Повышенная деятельность сальных желез кожи подростка способствует образованию угрей на лице и других частях тела. Это явление временное и особого лечения не требует, кроме гигиенического ухода за кожей лица и тела.

Окружающая среда, обычаи, нравы, общественные законы и порядки оказывают большое влияние на формирование подростка, особое значение надо придавать влиянию семьи. В семье подросток растет, развивается, учится контролировать свои эмоции и действия. Семья определяет широту

взгляда подростка. В этот период особое значение имеют правильно сложившиеся отношения в семье. Родители должны знать, что настроение, состояние и поведение подростка зависят от условий, в которых он развивается. Эти условия создают совершенно определённую атмосферу, в которой школьнику дышится легко или, напротив, с трудом… Ведь именно в семье ребёнку должны правильно построить воспитание и развитие.

Подростковый период своим своеобразием и темпом резко отличается от всех других этапов жизни человека. С физиологической точки зрения подростковый период характерен интенсивным ростом, повышенным обменом веществ, резким усилением деятельности желёз внутренней секреции. Это период полового созревания. Само собой разумеется, что половое развитие школьника неотделимо от общего его развития и происходит непрерывно. Однако в определённые годы оно резко ускоряется, в течение сравнительно короткого периода наступает половая зрелость. По времени наступления период полового созревания совпадает с подростковым периодом. Это ещё раз показывает, что ребёнок – это не просто «сумма» каких-то «свойств», он единое целое.

Научить школьника беречь свое здоровье, вести здоровый образ жизни – задача родителей, школы и образовательных учреждений. Здоровье – понятие комплексное. Оно зависит от социально-экономического положения детей, экологической обстановки в местах их проживания, качества питания, медицинского обслуживания, профилактическая работа с детьми медиков и педагогов, системы оздоровительных учреждений. По данным Минздравминпрома и Госкомэпиднадзора России лишь 14 % детей практически здоровы, 50 % имеют функциональные отклонения, 35-40% имеют хронические заболевания.

Среди многообразия всех болезней, выделяются самые распространенные: заболевания щитовидной железы, нарушение осанки, нарушение зрения, нарушения опорно-двигательной системы, ЖКТ, нервно-психические расстройства.

Заболевания щитовидной железы у современных школьников очень распространено. Увеличение ткани щитовидной железы и образование узлов может происходить не только при дефиците поступления йода, но и при достаточном (физиологическом, 50-100-150 мкг/сут) уровне йода. Щитовидная железа может увеличивать свой объём: при крайне низком (значительном) поступлении йода в организм (это эндемический зоб; его предупреждение и лечение связано с назначением препаратов йода); при незначительном уменьшении поступления физиологической нормы йода и дополнительных отрицательных факторах (дефиците компенсаторных возможностей организма); при нормальном (достаточном) поступлении йода в организм, но крайне высоком функциональном напряжении щитовидной железы в ответ на изменения в организме.

Нарушение осанки у детей проявляются в виде сутулости, округлой и плоской спины. При сутулости у детей грудь запавшая, плечи свисают, лопатки выступают, живот выпячен. При круглой спине увеличен выступ верхней части грудного отдела. При плоской спине все нормальные кривизны позвоночника сглажены, туловище отклонено назад, живот втянут.

Нарушения осанки сопровождаются повышенной усталостью и нарушением общего самочувствия ребенка.

В результате длительных нарушений осанки развиваются стойкие искривления позвоночника, чаще в грудном отделе. Тяжелые искривления приводят к ограничению его подвижности, нарушению роста и отражаются на ритме работы многих органов и систем.

Читайте также:  Концепция адаптационного синдрома и стресса

Болезнью века считается близорукость школьников. Она возникает вследствие чрезмерного напряжения глазных мышц при длительных занятиях ребенка за компьютером, неправильно сидящего за столом, при плохом освещении. Близорукость быстро прогрессирует и требует своевременного лечения.

Если родители заметили, что ребенок плохо видит вдаль, нужно срочно обратиться к врачу-офтальмологу, который при подтверждении диагноза близорукости подберет необходимые очки, даст нужный совет по режиму, освещению рабочего места. Ребенок, страдающий близорукостью, должен носить очки, причем правильно подобранные. Очки избавляют ребенка от постоянных затруднений в учебе и быту.

Обучение в школе вызывает немало затруднений и в питании детей. Вследствие этого возникают желудочно-кишечные заболевания. Нередко приходится наблюдать, что учащиеся утром, перёд уроками, вяло и неохотно едят; иногда с трудом удается заставить ребенка выпить утром стакан молока, тогда как в остальное время дня у детей этого возраста хороший аппетит.

Часто приходится прилагать усиленные старания, чтобы ребенок ел спокойно, не торопясь. После обеда школьники должны отдыхать. Отдых рекомендуется и до обеда, в тех случаях, когда ребенок возвращается из школы усталый и у него нет желания есть. Необходимо знать, что ел ребенок во время школьного завтрака, с тем, чтобы избегать повторения блюд в течение дня.

Во время еды школьники должны тщательно разжевывать пищу и не запивать не дожеванный кусок водой, пища должна разжевываться и пропитываться слюною настолько, чтобы она сама, без помощи воды или других жидкостей, проскальзывала в желудок. Поэтому жидкости должны всегда подаваться на стол только после второго блюда. Ужин должен быть за 11/2—2 ч до сна. На ужин готовят легкие блюда, не рекомендуется за ужином наедаться до полного насыщения.

При нарушении режима у школьника снижается аппетит, появляются головные боли, запоры. Эти дети обычно бледны, менее жизнерадостны, часто болеют.

Чрезмерная нагрузка, отсутствие правильного чередования умственного напряжения и отдыха, прогулок на воздухе, физических упражнений и физического труда, недостаточный сон, неоправданные перегрузки дополнительными развлечениями ведут к умственному переутомлению школьников. Они становятся легко возбудимыми и раздражительными, капризными, не всегда адекватными в поведении, малообщительными, плаксивыми, плохо усваивают школьные задания. Так постепенно в результате умственного переутомления ослабляется весь организм вплоть до появления нервно-психических состояний.

Хорошие зубы – залог здоровья. Эту старую истину хочется повторить, ибо зубы влияют на здоровье, настроение, мимику, поведение школьника.

Существуют не значительные проблемы зубов, но они всё таки есть. Самая распространенная болезнь зубов – это кариес. Приятно видеть, как преображает человека с обычной внешностью ослепительный ряд красивых зубов. И наоборот неприятное впечатление оставляет человек с некрасивыми зубами. Болезней зубов немного, но они требуют большого внимания школьника, который должен своевременно показываться зубному врачу.

Из описания наиболее распространенных заболеваний школьников, становится очевидной необходимость правильного соблюдения режима дня, а также постоянной связи родителей с преподавателями школы и со школьными врачами, с которыми надо детально обсуждать условия жизни, учебы и воспитания школьника.

Воспитывать школьника на свой страх и риск или прибегать к советам малосведущих и неопытных людей нельзя. Это наносит только вред здоровью ребенка.

Источник

У детей возникают различные психические расстройства: шизофрения, эпилепсия, депрессия, неврозы и экзогенные поражения головного мозга. Однако эти болезни развиваются и у взрослых, хотя симптоматика немного отличается. Поэтому мы разберем специфические для детского и подросткового возраста психические расстройства: детский аутизм, синдром дефицита внимания и гиперактивности, нервные тики, олигофрению, нарушение психологического развития, смешанные эмоциональные расстройства и нарушение социального функционирования.

Психические расстройства у детей и подростков

Детский аутизм (синдром Каннера) – психическое расстройство детского возраста. Проявляется крайней социальной дезадаптацией, стереотипным поведением и специфическими увлечениями.

Одна из теорий происхождения детского аутизма заключается в нарушении созревания межсинаптических связей – «мостов» между нервными клетками, которые передают электрический импульс и информацию. Созревание синаптических связей нарушается из-за генетических сбоев и мутаций в генах.

У аутистов нарушается развитие нервной системы. Первые проявления обнаруживаются в младенчестве, когда ребенок реагирует на внешние события не так, как другие дети. С раннего возраста заметен парадокс: ребенок бурно реагирует на слабые раздражители, и слабо реагирует на сильные. Например, младенец громко плачет и возбуждается из-за тихого телефонного звона, и почти никак не реагирует на громкую музыку.

У здоровых детей после первых нескольких месяцев жизни формируется «комплекс оживления»: ребенок улыбается, смеется и тянется, если увидит маму или папу. У аутистов этот комплекс искажен: младенец может смеяться и улыбаться без присутствия родителей, тянуться к игрушке или светильнику.

К первому году жизни и позже у ребенка младшего школьного возраста нарушается социальная адаптация. Дети не тянутся к сверстникам, их не интересуют привычные общественные мотивы. Их внутренняя жизнь преобладает над внешней: они могут часами проводить за конструктором и рисовать, пока их одногодки играют в социальные игры «дочки-матери» или «казаки-разбойники».

Аутисты избегают прямого взгляда, редко понимают особенности обстановки, как и где нужно сказать или промолчать, как повести себя в той или иной ситуации. Они не привязываются к людям, но сильно привязываются к опекунам, которые заботятся о них.

Читайте также:  В семье ельцина ребенок с синдромом дауна

Дети с аутизмом с трудом распознают эмоции и скрытые невербальные знаки. Им трудно понять и прочувствовать, что сейчас испытывает другой человек.

Хотя некоторые аутисты утверждают, что очень хорошо чувствуют переживания и эмоции собеседника или любимого персонажа из приключенческой книги.

У аутистов мало друзей. Обычно за жизнь они встречают 3–4 близких дружеских связей. Они любят проводить время в одиночестве. Некоторые же аутисты любят общаться и проводить время в компании друзей. Низкая общественная активность связана скорее не с нежеланием вступать в социальный контакт, а с внутренними барьерами, со стеснением. Основная причина – коммуникативные навыки развиты очень слабо.

Также для детского аутизма характерны такие симптомы:

  • стереотипия – это бесцельные движения руками, ногами и головой;
  • компульсии – навязчивое соблюдение собственных правил; чаще всего – выставлять предметы по определенной закономерности: по цвету, по линии, по размеру;
  • предпочтение однообразия и страх перемен;
  • узконаправленные интересы: чрезмерная любовь к одному и тому же мультику, игре;
  • агрессия, направленная на себя: дети кусают собственные руки, могут вырывать волосы.

Реже у аутистов возникают припадки, неконтролируемые вспышки гнева, недостаток внимания и гиперактивности; наблюдается сниженная способность к обучению и чрезмерная чувствительность. У некоторых аутистов присутствует синдром саванта – выдающиеся способности в запоминании, рисовании или арифметике.

Детское гиперкинетическое расстройство

Им страдает от 3 до 8% детей. Мальчики болеют в 5 раз чаще девочек. Основные признаки – избыточная двигательная активность, недостаток внимания, сниженные способности к обучению и запоминанию новой информации. Такие дети обычно никогда не доводят начатое дело до конца. Из-за дефицита внимания способные дети не могут учиться: они быстро теряют интерес к заданию, переключаются на другие темы, часто дерутся, конфликтуют с учителями, задирают одноклассников.

Одна из причин патологии – минимальная дисфункция центральной нервной системы. При этом признаков органического поражения головного мозга нет. У большинства детей симптомы устраняются самостоятельно после 12 лет. К 20 годам патология самоустраняется.

Расстройства физиологических функций

Сюда относится:

  • заикание;
  • энурез.

Заикание встречается у 4% детей. Чаще возникает у мальчиков. В среднем возникает в 4–5 лет. У 17% детей заикание имеет наследственную связь. Заикание может быть двух видов: психогенное и дизонтогенетическое. Психогенное заикание возникает после травмирующей психической ситуации, например, после сильного испуга. Дизонтогенетический вариант возникает при органическом поражении головного мозга.

Энурез – это недержание мочи. Бывает психогенным (невротическим) и дизонтогенетическим. Обычно невротический энурез сопровождается другими психическими нарушениями, чаще всего инфантилизмом.

Тики

Возникают у 5% мальчиков и 2.6% девочек. Первые тики обычно появляются после 7 лет. Тики имеют благоприятный прогноз – в подростковом и зрелом возрасте они устраняются самостоятельно. Однако во время школьного возраста усиливаются провоцирующими факторами: тревогой, страхом, волнением, недосыпанием, вниманием окружающих.

Тики могут входить в структуру синдрома Жиля де ля Туретта. Это психическое расстройство характеризуется вокализмами (непроизвольными звуками гортани, произношением матерных слов) и двигательными тиками. Недуг сопровождается навязчивостями, тревогой, неуверенностью в себе, рассеянностью внимания.

Олигофрения

Это врожденное или приобретенное (до трех лет жизни) слабоумие у детей. Дети с олигофренией неспособны обучаться или обучаются с трудом, у них снижена способность абстрактного и логического мышления, нарушена социальная адаптация и сфера самообслуживания.

Кретинизм

Вызван нехваткой йода. Относится к эндокринным заболеваниям, а не к психиатрическим. Сопровождается задержкой умственного и физического развития из-за недостатка гормонов щитовидной железы.

Подростковые психические расстройства

Подростки чаще всего страдают нарушением пищевого поведения (нервная булимия, нервная анорексия, психогенное переедание и психогенная рвота), суицидальными попытками, депрессией, рискованными формами поведениями, ранним алкоголизмом и приемом наркотиков, незащищенными половыми контактами, шизофренией.

Особенности течения основных психических расстройств у детей и подростков

Триада Вальтер-Бюэля или психоорганический синдром возникает из-за органического поражения головного мозга, например, вследствие детских инфекционных заболеваний или черепно-мозговой травмы. Характеризуется тремя симптомами: снижением памяти, ослаблением интеллекта и эмоциональными нарушениями. Психоорганический синдром часто сопровождается общей слабостью, истощенностью и раздражительностью.

Шизофрения у детей протекает более злокачественней, чем у взрослых. Чаще проявляется атипично, без псевдогаллюцинаций и бреда воздействия. Шизофрения – детское психическое расстройство при сохранном интеллекте и памяти. Чаще проявляется гебефренической или кататонической формой.

Второе самое распространенное психическое расстройство – биполярно-аффективное расстройство. Обычно у детей он не возникает, но редко наблюдаются эмоциональные приступы у детей не младше 9–10 лет. В основном дети жалуются на ощущение тоски, нарушение сна, снижение аппетита и запор. Такие дети медлительны, плохо запоминают и концентрируются.

Основные принципы терапии – медикаменты и психотерапия. Особенности лечения зависит от типа заболевания и течения. Медикаментозное лечение психических расстройств у детей преимущественно симптоматическое: назначают антидепрессанты, противотревожные, снотворные, антипсихотические средства, антиконвульсанты.

В психотерапии чаще всего применяется когнитивно-поведенческий метод. Он наиболее эффективен при заболеваниях с нарушенной адаптацией и навязчивостями.

Не существует специфической профилактики нервно-психических расстройств у подростков и детей. Большинство из них имеют наследственное происхождение, то есть причины кроются в генных мутациях, которые невозможно предугадать и предотвратить. Неспецифическая профилактика – здоровый сон и пища, занятия спортом, продуктивные увлечения, демократический тип воспитания.

Оригинал статьи размещён здесь: https://sortmozg.com/psihicheskie-rasstrojstva/u-detej

Источник