Особенности детей с синдромом дауна в дошкольном возрасте

Шаихова Валерия Викторовна
Особенности детей с синдромом Дауна
а) Общая характеристика детей с синдромом Дауна;
б) Комплексное развитие детей с синдромом Дауна;
в) Обучение детей с синдромом Дауна
Общим для детей с тяжелыми интеллектуальными нарушениями, помимо их позднего развития и значительного снижения интеллекта,является также грубые нарушения всех сторон психики: внимания, памяти, мышления, речи, моторики, эмоциональной сферы.
Внимание у таких детейвсегда в той или иной степени нарушено: оно недостаточно устойчиво. Дети легко отвлекаются, им свойственно крайне слабое произвольное внимание, необходимое для выполнения различных игровых и бытовых заданий.
С памятью также проблемы. Они не в состоянии запомнить название реальных или изображенных на картинках предметов, либо тексты коротких стихотворений.
Особенно у детей с недостатками развития нарушено мышление. Ребенок затрудняется делать элементарное обобщение. Нарушение мышления у ребенка непосредственно сказывается на овладении речью. Ребенок с большим трудом понимает чужую речь, в лучшем случае он улавливает тон, интонацию, мимику говорящего и отдельные опорные слова, в которые они и вкладывают определенный смысл.
Движения ребенка с ограниченными возможностями неуклюжи, некоординированны, их точность и темп нарушены. Чаще всего ребенок бывает медлителен и неловок. Особенноплохо удаются малышу движения пальцев рук: ребенок с трудом учиться шнуровать ботинки, застегивать пуговицы. Из-за нарушений координации движений дети с трудом себя обслуживают, они требуют постоянного ухода.
Поведение таких детей различно. Один ребенок более спокойный, сравнительно легко подчиняется требованиям взрослого. Другой крайне возбудим, не управляем, вскакивает с места, хватает все, что попадается под руку, ломает или бросает игрушки, толкает рядом сидящих.
Легко возбудимых детей следует приучать к соблюдению режима. Прежде чем указать на допущенные ребенком ошибки, надо сначала подчеркнуть его достижения. В таких условиях у него уменьшается возбуждение, улучшается внимание, повышается работоспособность, ответственность за его поведение.
Некоторые дети отличаются заторможенностью, вялостью, медлительностью. Обычно они замкнуты, пассивны, негативно реагируют на происходящее вокруг. К заторможенным детям необходим чуткий, бережный подход. Таких детей следует выводить из пассивного состояния осторожно, без нажима. Для этого надо поощрять, одобрять их, стимулировать интерес к той или иной деятельности, вселять в них уверенность в своих силах. Благотворно действует на ребенка спокойный тон, негромкий голос взрослого, иногда даже шепот.
Среди детей с недостатками развития значительную часть составляют дети, у которых диагностирован синдром Дауна. Особенности детей с синдромом Дауна очень различны: одни из них вялы и апатичны, другие – наоборот, возбудимы и беспокойны. Несмотря на то, что способности к познанию у таких детей ниже, чем у здоровых, они отличаются умениями подражать окружающим.
Дети с синдромом Дауна плохо говорят, но гораздо лучше понимают чужую речь. Таким детям трудно говорить, поскольку их артикуляционный аппарат недоразвит, и может создаться ложное представление об их истинном уровне познавательной деятельности. Однако, если ребенку дать задание, не связанные с его собственной речью, например разложить в группы картинки с мебелью или посудой, он легко выполнит задание.
Дети — дауны эмоциональны. Они могут испытывать гнев, страх, радость, грусть. Как правило свои чувства они выражают недостаточно ярко, хотя иногда их переживания сильны даже по незначительному поводу. У некоторых детей проявляются эпилептоидные черты характера. Детям с синдромом Дауна музыка доставляет удовольствие и усиливает их энергию, необходимую для выполнения многих практических занятий. Благодаря тому, что эти дети эмоциональны, контактны, им можно помочь, если с ними настойчиво и доброжелательно заниматься.
Дети — дауны, как правило делают то, что им говорят. Они обучаются несложным действиям с предметами, распознают их по форме, цвету и другим наглядным признакам. Критерием развития детей с синдромом Дауна в раннем возрасте является игра, а в более старшем — способность общения с окружающими, возможность выполнения несложных видов труда, т. е. социальная адаптация.
Комплексное развитие детей с синдромом Дауна.
По статистике один младенец из 700-800 появляется на свет с синдромом Дауна, и присутствие таких людей в нашей жизни не такая большая редкость Нельзя сказать, что эти дети просто замедленны в развитии. Они, несомненно, испытывают специфические трудности в обучении, поэтому с самого раннего возраста им необходим комплекс специальных коррекционно – педагогических мероприятий. Насколько приспособленным к жизни станет такой ребенок, зависит от ряда факторов. Степень воздействия этих факторов на каждого отдельного ребенка с синдромом Дауна может быть разной, но все они влияют на процесс его развития и обучения.
Вот некоторые из факторов, влияющих на приспособленность к жизни детей с синдромом Дауна:
• Интеллектуальные затруднения
Интеллектуальные затруднения присуще практически всем индивидуумам с синдромом Дауна. Хотя современные исследования показывают, что большинство детей с подобным синдромом имеют среднюю или легкую степень умственной отсталости и вполне способны к обучению.
• Личность
Известно, что наследственные черты и влияние окружения определяют достаточно широкий спектр личностных особенностей людей с синдромом Дауна.
• Семейная динамика
Поддержка близких и их ожидание крайне важны и значимы, они в достаточной мере влияют на достижения ребенка. Братья и сестры, отношения с родителями, семейная экономика — все это играет определенную роль и воздействует на развитие и обучение ребенка с синдромом Дауна.
• Методы обучения
Выбирая стратегию и тактику обучения детей с синдромом Дауна, следует учитывать, что они лучше всего обучаются, если задействованы все сенсорные каналы. Нет методик, которые гарантированно подходили бы абсолютно для всех, поскольку каждый ребенок уникален и обладает собственным индивидуальным стилем обучения.
• Влияние медицинских проблем
Этот фактор, требующий долгосрочного наблюдения. Многие дети с синдромом Дауна с первых лет жизни имеют серьезные проблемы со здоровьем, а у кого-то такого рода проблемы могут возникнуть лишь впоследствии. Некоторые из этих проблем можно достаточно успешно и быстро скорректировать, в то время как другие порой требуют долгого и тщательного лечения или даже хирургического вмешательства.
При организации коррекционно — педагогической помощи детям с синдромом Дауна недооценка любого из этих факторов может отрицательно сказаться на эффективности специальной помощи и, следовательно, на раскрытии потенциальных возможностей ребенка.
При организации групповых и индивидуальных занятий с такими детьми всегда предусматривается участие родителей.
Обучение детей с синдромом Дауна.
Занятия следует проводить в игровой форме. Вносить в жизнь ребенка положительные эмоции, хвалить, поддерживать любую инициативу. Многие дети с нарушением интеллекта плохо понимают обращенную к ним речь, поучения, и беседы с ними взрослых, как правило, оказываются безрезультатными. На занятиях с ребенком необходимо использовать наглядные средства, вовлекать в практическую деятельность самого малыша. Показывая ребенку, как выполнять то или иное задание, затем вместе с ним повторяя необходимые действия мы вырабатываем в результате у него несложные умения и навыки.
Из-за поражения центральной нервной системы детям трудно осмыслить условия окружающей жизни, понять те или иные требования взрослых, осознанно следовать определенным правилам поведения, поэтому главное в воспитании таких детей — формирование привычек.
Еще один важнейший принцип обучения — доступность. Это позволит ребенку выполнить любую работу или задание и таким образом подняться на более высокую ступень развития.
Необходимо насыщать занятия эмоциональным компонентом, так как эмоции у таких детей более сохранны. Усвоение практического опыта такими детьми осуществляется по эмоциональным каналам и проходит путь от эмоций к познавательной деятельности. Следует включать в занятия больше музыки и пения, использовать изобразительную деятельность, театрализованные игры, сказкотерапию.
Разговаривать с детьми надо спокойным, доброжелательным тоном, не скупиться на похвалу, поощрение, всегда положительно оценивать попытки ребенка самостоятельно справиться с заданием.
Источник
Синдром Дауна в литературе рассматривается как дифференцированная форма олигофрении и подразделяется на степени умственной отсталости:
1. Глубокая степень умственной отсталости.
2. Тяжёлая степень умственной отсталости.
3. Средняя или умеренная степень умственной отсталости.
4. Слабая или лёгкая степень умственной отсталости.
Т.е. дети с синдромом Дауна входят в группу детей с нарушенным интеллектом.
Для детей с нарушением интеллекта дошкольный возраст оказывается лишь началом развития перцептивного действия. У них появляется интерес к предметам, к игрушкам и, соответственно, начинается ознакомление с их свойствами и отношениями.
Развитие восприятия детей с нарушением интеллекта имеет значительные отличия от развития детей с нормальным интеллектом. Даже в то время, когда они уже овладели выбором по образцу на основе зрительной ориентировки, по-прежнему не могут осуществить выбор из большого количества элементов, затрудняются при различении близких свойств предметов, не могут учитывать эти свойства в действиях с дидактическими игрушками.
У детей указанной категории развитие восприятия происходит неравномерно. Поэтому усвоенные эталоны зачастую оказываются неустойчивыми, смазанными, отсутствует перенос усвоенного способа действия с одной ситуации на другую. Вызывают сложности взаимоотношения между восприятием свойства предмета, знанием его названия, возможностью действовать с учетом данного свойства и производить на его основе простейшие обобщения.
Таким образом, для детей с нарушением интеллекта характерны большое отставание в сроках развития восприятия (восприятие носит недифференцированный характер).
«Они имеют нормальное зрение, но не умеют видеть, имеют нормальный слух, но не умеют слышать». [1, стр.208]. По этой причине они плохо представляют себе окружающие предметы, не всегда могут выделить нужный предмет среди других, не различают свойства предметов (цвет, форму, величину), у них недостаточно сформированы пространственные представления.
С учётом этой их особенности и строится диагностика.
Педагогическое обследование является начальной точкой в коррекционно-воспитательном процессе. Оно же и завершает процесс коррекционно-педагогической работы, подводит итоги определенного этапа детского развития и намечает последующие задачи психолого-педагогического воздействия.
Целью педагогического обследования является изучение индивидуального уровня развития ребёнка и уровня сформированности всех видов детской деятельности. Выявляется актуальный уровень развития ребенка (вероятность самостоятельного выполнения заданий), зона его ближайшего развития (возможность ребенка выполнить заданий с помощью взрослого), а также предполагается фиксация статуса ребенка «ниже зоны ближайшего развития», что указывает на чрезвычайно низкий темп его обучаемости и слабые потенциальные возможности.
Основными методами изучения в ходе индивидуального обследования являются экспериментальное обследование и наблюдение за ребенком в процессе выполнения имспециально предложенных заданий, учитывающих возрастные психологические новообразования и задачи обучения, выделенные в программе коррекционно – педагогической работы.
I. Социально-коммуникативное развитие
На этом этапе изучается представление ребёнка о самом себе, представление о близких людях, средства общения ребенка (экспрессивно-мимические (улыбка, взгляд «глаза в глаза», жесты и т.д.); предметно-действенные (протягивание взрослому различных предметов, выражение протеста и т.д.); речевые средства общения (высказывания, вопросы)). особенности характера ребенка (спокойный, злой, агрессивный и т.д.) характеристики контактов (легко ли вступает в контакт, контакт формальный, избирательный и т.д.) особенности поведения и эмоционально-волевой сфер (активен (пассивен); деятелен (инертен); не агрессивен (агрессивен) к другим детям; преобладающее настроение (бодрое, спокойное, подавленное, раздражительное, неустойчивое, резкие колебания настроения), владение обиходно-бытовыми навыками (сформированность навыков уточняется при беседе родителями и в процессе наблюдения за ребенком в режимных моментах).
Ребенку предлагают ответить на вопросы и выполнить задания.
II. Познавательное развитие
Педагогическое обследование познавательного развития предполагает выявление уровня сенсорного развития, представлений об окружающем мире, о временных и количественных представлениях; развитие речи.
Сенсорное развитие. Используемыезадания направлены на проверку целостного восприятия предметного изображения, уровня сформированностипредставлений о форме, величине, цвете, а также умение называть основные качества и свойства предметов.
Величина
Задание 2 – «Чудо пирамидка» -целью его является выявление уровнясформированности у ребенка практической ориентировки на величину, наличие соотносящих действий, определение ведущей руки, согласованности действий обеих рук, целенаправленности в действиях.
Кольца пирамидки должны быть одного цвета, чтобы не отвлекать ребёнка от исследуемого признака.
Форма
Задание 1 – «Найди свои окошки для фигурок» -направлено на выявление уровнясформированности ориентировки на форму у ребенка.
Все фигуры должны быть одного цвета.
Цвет
Задание 3 – «Цветные гаражи» – целью его является определение способности ребёнка различать и называть основные цвета (желтый, красный, синий, зеленый), выделение цвета как ведущегопризнака.
Используемые машинки и кубы должны отличаться только по цвету.
Целостное восприятие предметного изображения
Задание 4 – «Сложи разрезную картинку» (домик) из 3-х частей –направлено на выявление уровня развития целостного восприятия предметного изображения.
Картинка собирается только по образцу. Используемая картинка должна быть предметная.
Ознакомление с окружающим
Задание 5 – «Покажи игрушки» –целью является выявление уровнясформированности представлений об окружающем предметном мире.
Задание 6 – «Найди картинку» – направлено на выявление уровня
сформированности представлений о явлениях живой природы (животные, птицы, растения).
Задание 7 – «Какое время года?» –направлено на выявление уровнясформированности временных представлений (времена года: лето – зима).
Развитие речи
Обследование развития речи включает изучение понимания ребенком обращенной к нему устной речи и определение состояния его активной речи. Для решения этих задач, прежде всего, ведутся наблюдения за детьми в ходе всего обследования. Предлагаются также специальные задания.
На этапе индивидуального обследования выясняется понимание обращенной речи, умение выполнить задание по речевой инструкции; наличие фразовой речи (отмечаются её особенности).
Задание 9 – «Покажи картинку» –направлено на выявление уровня развитияпонимания обращенной речи, изучение словарного запаса ребенка. Для обследования используются игрушки: юла, машинка; наборы картинок с изображением знакомых ситуаций (мальчик катается на велосипеде; девочка поливает цветы из лейки; дети играют с мячом; дети играют во дворе)
Задание 10 – «Спрячь игрушку» – целью является выявление умений у ребенкавыполнять словесные инструкции различной сложности, а также понимание простых предлогов (на, в, под, за), уровня сформированности фразовой речи.
Количественные представления
Задание 8 – «Возьми много» (один)» – целью является выявление уровня развития ориентировки на количественный признак, способности дифференцировать понятия «много – один», выделять из множества по слову – «один, два».
Для задания используются счётные палочки одного цвета.
III. Деятельность
Изучается умение играть, рисовать(домик), конструировать (скамейка).
При выполнении каждого задания ребёнку сначала предлагается выполнить его самостоятельно, затем идёт обучение, в заключении снова ребёнку предлагается выполнить задание.
Оценка действий ребенка: принимает задание, выполняет задание самостоятельно, действует целенаправленно, выполняет задание после обучения; способ выполнения задания: метод проб, хаотичные действия, совместные действия со взрослым; обучаемость во время обследования; результат.
Список источников информации
1. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика: Учеб. для студ. высш. учеб, заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
2. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: методическое пособие, с прилож. альбома «Наглядный материал для обследования детей», под ред. Е.А.Стребелевой, 2-е переработанное и дополненное издание. – М: Просвещение, 2005.
3. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта.- Методические рекомендации.- М.:Просвещение, 2011.
4. Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. – М.: Владос, 2014.
Источник
«Особенности коррекционно-педагогической работы с детьми с синдромом Дауна дошкольного возраста»
«Синдром Дауна» – самая распространенная из всех известных на сегодняшний день форма хромосомной патологии. Структура психического недоразвития детей с синдромом Дауна своеобразна: речь появляется поздно и на протяжении всей жизни остаётся недоразвитой, понимание речи недостаточное, словарный запас бедный, часто встречается звукопроизношения в виде дизартрии или дислалии.
Но, несмотря на тяжесть интеллектуального дефекта, эмоциональная сфера остаётся практически сохранённой.
Большинство из них обладают хорошей подражательной способностью, что способствует привитию навыков самообслуживания и трудовых процессов.
Поддержка ребенка с синдромом Дауна – это целый комплекс проблем, связанных с
его выживанием, лечением, образованием, социальной адаптацией и интеграцией в общество.
Целенаправленная система социально-педагогических мероприятий, включение ребенка с синдромом Дауна в коррекционно-образовательный процесс с раннего возраста, повышает уровень развития, способствует социальной активности ребенка.
Синдром Дауна – это хромосомная патология, приводящая к нарушению интеллектуального развития и сопровождающаяся специфическими изменениями внешности. Это одно из самых распространенных генетических нарушений.
Частота рождения детей с синдромом Дауна составляет примерно один на 600 – 800 новорожденных, причем мальчиков и девочек рождается одинаковое количество.
Клиническая характеристика детей с синдромом Дауна.
Наиболее отмечается брахиоцефалический череп со сглаженным затылком и уплощенным лицом, косой разрез глаз, эпикантус(это вертикальная кожная складка у внутреннего угла глаза) , гипертелоризм ( широко расставленные глаза), расширенное и уплощенное переносье. У большинства больных – короткая шея, широкие кисти с короткими пальцами. Имеются типичные дерматоглифические особенности в виде поперечной борозды ладоней, одна сгибательная складка на 5-м пальце. Почти у половины детей встречаются врожденные пороки сердца, аномалии желудочно-кишечного тракта.
Индивидуально – психологические особенности:
1. Медленное формирование понятий и становление навыков:
снижение темпа восприятия и замедленное формирование ответа;
необходимость большого количества повторений; низкий уровень обобщения материала; утрата навыков, которые оказываются недостаточно востребованными.
2. Низкая способность оперировать несколькими понятиями одновременно.
3. Неравномерность развития ребенка в различных сферах (двигательной, речевой, социально-эмоциональной) и тесная связь познавательного развития с развитием других сфер.
4. Особенностью предметно-практического мышления, является необходимость использования нескольких анализаторов одновременно для создания целостного образа (зрение, слух, тактильная чувствительность).
5. Нарушение сенсорного восприятия (звуков, сигналов, представлений о цвете, форме, величине т.д.), что может быть связано со сниженной чувствительностью и часто встречающимися нарушениями зрения и слуха.
Принципы работы с детьми:
1. Опора на уровень развития ребенка и зону его ближайшего развития.
2. Учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.
3. Коррекция и развитие с учетом интересов ребенка.
4. Доступность, повторяемость и концентричность предложенного материала.
5. Коррекционная направленность образовательного процесса.
6. Единство требований в дошкольном учреждении и в семье.
Коррекционно-образовательные цели и задачи в работе с детьми с синдромом Дауна
Цели:Формирование у детей системы знаний и обобщенных представлений об окружающей действительности. Развитие познавательной активности. Формирование всех видов деятельности.
Задачи:
Формирование способов усвоения социального опыта при взаимодействии с людьми и предметами окружающей действительности.
Преодоление и предупреждение у детей вторичных отклонений в развитии познавательной сферы, поведении и личности в целом.
Формирование способов ориентировки в окружающей действительности.
Этапы обучения
По результатам обследования ребенка создается индивидуальный маршрут обучения. Обучение проводится по этапам:
совместная деятельность со взрослым;
деятельность по подражанию;
деятельность по образцу;
деятельность по словесной инструкции.
При подаче материала необходимо:
маленькая дозировка с постепенным усложнением после усвоения пройденного материала;
наглядно-практическое обучение с последующим проговариванием;
постоянная положительная оценка каждого достижения;
постоянное повторение пройденного материала с его применением в повседневной жизни;
частая смена наглядного материала и видов деятельности;
учить переносить усвоенные знания в новые условия;
игровой характер обучения, игровая мотивация поставленных задач;
педагог организует практические действия ребенка.
Мы учимся играя.Познавательное развитие
Основная цель – формирование познавательных процессов и способов умственной деятельности, усвоение, обогащение знаний о природе и обществе; развитие познавательных интересов.
Познавательное развитие предполагает:
1. развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
2. формирование познавательных действий,
3. формирование первичных представлений о себе, других людях,
4. сенсомоторное развитие ведется по нескольким направлениям:
формирование представления о цвете предметов,
формирование представления о форме предмета,
представление о величине,
формирование пространственных представлений,
формирование представлений о времени,
формирование количественных представлений;
формирование тактильно-двигательного восприятия.
Для развития сенсорных способностей необходимо правильно подойти к выбору материала. Он должен быть ярким, красочным, крупным, более упрощенным, прочным и безопасным.
5. развитие внимания, памяти, мышления.
На первом году обучения необходимо очень осторожно использовать картинки в качестве наглядного материала, поскольку дети часто не узнают предметы на изображении.
В наглядном материале не должно быть ничего лишнего, в поле зрения ребенка должны бать только те предметы, которые соответствуют цели занятия. В работе с детьми широко используем: пирамидки, вкладыши, пазлы, шнуровки, мозайка, лабиринты, конструкторы, доски Сегена, матрешка, «Волшебный мешочек», коробка форм, счетный материал, геометрические фигуры, кубики, строитель.
Речевое развитие
Дети с синдромом Дауна имеют недостатки развития речи (как в произношении звуков так и в правильности грамматических конструкций).
Отставание в развитии речи вызвано комбинацией факторов, из которых часть обусловлена проблемами в восприятии речи и в развитии познавательных навыков. Любое отставание в восприятии и использовании речи может привести к задержке интеллектуального развития.
Общие черты отставания в развитии речи
*меньший словарный запас, приводящий к менее широким знаниям;
*пробелы в освоении грамматических конструкций;
*способность скорее осваивать новые слова, чем грамматические правила;
*большие, чем обычно, проблемы в изучении и использовании общепринятой речи;
*трудности в понимании заданий.
Кроме того, сочетание меньшей ротовой полости и более слабой мускулатуры рта, и языка физически затрудняют произношение слов; и чем длиннее предложение, тем больше возникает проблем с артикуляцией.
Для таких детей проблемы в развитии речи часто означают, что они фактически получают меньше возможностей и участвовать в общении. Это приводит к тому, что ребенок получает:
-меньше речевого опыта, который позволил бы ему выучить новые слова структуры предложения;
-меньше практики, которая делала бы его речь более понятной.
Коррекционная работа по преодолению речевых проблем включает в себя:
развитие дыхательных навыков, артикуляционного праксиса, постановка звуков, развитие фонематического восприятия, коррекция лексико-грамматического строя речи, работа над слоговой структурой слова, развитие связной речи.
Работа по коррекции проводится в зависимости от речевых возможностей ребенка.
Оказание ранней логопедической помощи способствует формированию не только первоначальных речевых навыков и умений, но также благотворно влияет на дальнейшее психологическое развитие детей с синдромом Дауна.
Социально-коммуникативное развитие
Основная проблема детей заключается в отсутствии связи с миром, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, ограниченном общении с природой. Общение с ними – одна из ступений социальной адаптации, поэтому дети не должны быть изолированы от своих здоровых сверстников.
Основной целью социально-коммуникативного развития является овладение навыками коммуникации и обеспечение оптимального вхождения детей с синдромом Дауна в общественную жизнь;
Социально-коммуникативное развитиенаправлено на:
– формирование у ребенка представлений о самом себе и воспитание элементарных навыков для выстраивания позитивного отношения ребенка к себе («Я сам»);
– развитие сотрудничества ребенка со взрослыми и сверстниками и воспитание навыков продуктивного взаимодействия в процессе совместной деятельности, и присвоения общественного опыта ( концентр «Я и другие»);
– формирование адекватного восприятия окружающих предметов и явлений, воспитание положительного отношения к предметам живой и неживой природы,
усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, способствуя становлению навыков социально приемлемого поведения в различных жизненных ситуациях («Я и окружающий мир»).
Художественно-эстетическое развитие
Сохранность эмоциональной сферы ребенка с синдромом Дауна позволяет ему проявлять свои способности и достигать значительных результатов в творческих видах деятельности.
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; реализацию творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивной, музыкальной и др.).
Включает в себя различные виды творческой деятельности и самовыражения.
1.Театрализованная деятельность
2. Музыкально-ритмические движения
3.Логоритмика
4. Изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация).
Физическое развитие
Последствия раннего органического поражения центральной нервной системы отражены на моторно-двигательном развитии ребенка. Недостаточность касается как общей, так и мелкой и артикуляционной моторики. Это выражается в моторной неловкости, недостаточной координации движений, плохой переключаемости с одного движения на другое. У ребенка долго и с большим трудом формируются серии движений, что необходимо для образования двигательных навыков. Существенно страдает координация движений обеих рук и зрительный контроль (зрительно
-двигательная координация). Снижена двигательная память.
Физическое развитие и физическое воспитание направлено на совершенствование
функций формирующегося организма ребенка, полноценное развитие основных движений, разнообразных двигательных навыков, совершенствование тонкой
ручной моторики и развитие зрительно – двигательной координации.
В занятия включаются физические упражнения (ходьба, бег, прыжки, лазанье, ползание, метание), а также общеразвивающие упражнения, направленные на укрепление мышц, координацию движений, формирование правильной осанки, развитие равновесия.
Вариативные формы включения в образовательный процесс ДОУ
консультативный пункт – для родителей и детей, не посещающих ДОУ (от 1 до 7 лет) для оказания психолого-педагогической помощи родителям;
служба ранней помощи – для детей, нуждающихся в медико-псхолого-педагогической помощи (от 2 мес. до 4 лет).
лекотека – для детей, не посещающих ДОУ, как первая ступень социализации ребенка (от 2-х мес. до 7 лет);
группа кратковременного пребывания «особый ребенок» – для формирования учебной деятельности и социальной адаптации ( от 3-х мес. до 7 лет);
комбинированная группа– для совместного воспитания и обучения (от 3-х до 7 лет).
Методики и программы обучения ребенка с синдромом Дауна
Существует достаточно большое количество методик, позволяющих эффективно обучать и развивать детей с синдромом Дауна. Но этот процесс занимает больше времени и чем раньше начинать занятия, тем больше шансов добиться успехов. В первую очередь необходимо обеспечить наглядность обучения. Занятия важно сделать как можно более интересными для ребенка, отмечая его малейшие достижения и успехи.
1. ОДН – методика формирования основных двигательных навыков.
Разработана Петером Лаутеслагером, голландским физиотерапевтом, занимающимся проблемой двигательного развития и специализированной помощи детям с синдромом Дауна. Применяется для детей от 3-х месяцев до 3-4 лет. Она направлена на предупреждение и коррекцию отклонения в двигательном развитии.
2. «Шаг за шагом» («Step by step») – методика формирования навыков самообслуживания и поведения в быту. Трудности социальной адаптации таких детей в значительной степени определяются недостаточной сформированностью у них элементарных бытовых навыков.
3. Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии Мойра Питерси, Робин Трилор «Маленькие ступеньки». Позволяет поэтапно сформировать навыки, умения и знания.
Методика представлена в 8 книгах, в которых рассматриваются основные принципы и приемы обучения. По каждому из разделов программы позволяет поэтапно сформировать какой-либо навык, умение, знание. Последняя книга содержит перечень умений, которые определяют развитие ребенка, и серию проверочных таблиц, позволяющих проводить тестирование малышей. На «Маленькие ступеньки» похожа методика проведения занятий по программе для младенцев и детей младшего возраста с особыми потребностями «Каролина», которую родители детей с синдромом Дауна могут использовать под руководством специалистов по раннему вмешательству.
4. Стребелева Е.А. Программа «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта».
Программа от 3-х до 8 лет. Включает 6 разделов: «Здоровье», «Социальное развитие», «Физическое развитие», «Познавательное развитие», «Формирование
деятельности», «Эстетическое развитие».
5. Боряева Л.Б., Гаврилушкина О.П, Зарин А.П. Соколова Н.Д. Программа «Воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью».
Программа разработана для детей от 3 до 8 лет. Особенностью программы является распределение материала не по годам обучения, а по этапам. Если ребенок включается в коррекционное обучение в младшем дошкольном возрасте, то этапы соответствуют как основным дошкольным возрастам (младший, средний, старший), так и годам обучения.
6. Методика Ромены Августовой «Развитие речи и обучение чтению».
Авторская методика развития речи детей с синдромом Дауна.
7. Методика Медведева Т.П., Панфилова И.А., Поле Е.В. «Комплексное развитие детей с синдромом Дауна».
Методика направлена на развитие речи, формирование моторных навыков, познавательной деятельности и социальной адаптации детей с синдромом Дауна от трех до пяти лет в процессе индивидуальных и групповых занятий.
8. Жиянова П., Штепа Н. «Начинаем говорить» – методика для развития речи у детей с синдромом Дауна, которая позволяет детям быстрее освоить навыки речи.
Работа с родителями
Роль родителей в воспитании этих детей трудно переоценить. Многие родители прилагают большие усилия, чтобы создать благоприятные условия для развития своего ребёнка, но им часто не хватает знаний и умений, иногда мешают ложные представления. Воспитание такого ребёнка требует много терпения, настойчивости, понимания. Эмоциональные переживания родителей проявляются в остром чувстве несамореализованности, ощущении неполноты чувства материнства, поэтому они сами нуждаются в психотерапевтической помощи, при отсутствии которой оказываются неспособными рационально помогать ребенку.
Работа с родителями не может носить эпизодический характер, от случая к случаю и без всякой системы. Надо обучать не только детей, но и их родителей. Общаться, обмениваться опытом и мнениями, обсуждать проблемы и вместе искать пути и способы их решения.
1. Семинары-практикумы, родительские клубы – цель: знакомство родителей с современным игровым оборудованием, играми и заданиями, направленными на развитие и коррекцию.
2. Деловые игры – цель: формировать у родителей умение принимать вер