Особенности игровой деятельности детей с синдромом дауна

Особенности игровой деятельности детей с синдромом дауна thumbnail

Страница 2 из 2

Синдром Дауна ˗ одно из самых распространенных генетических нарушений. Частота рождения с синдромом Дауна составляет примерно 1 (один) на 600˗800 новорожденных.

Ранняя диагностика синдрома Дауна возможна еще во время беременности. Для этого используются малотравматичные неинвазивные методы. К ним относится ультразвуковое исследование, которое проводиться на сроке 10-12 недель. Кроме того, проводиться биохимический скрининг – определение в крови беременной хорионического гонадотропина и альфафетопротеина. По полученным результатам рассчитывается риск рождения ребенка с синдромом Дауна.

До сих пор не сложилось однозначного мнения о том, что служит причиной заболевания. Дети с синдромом Дауна рождаются с одинаковой частотой во всех странах мира, независимо от уровня благосостояния и экологии. Появление ребенка с синдромом Дауна не зависит от образа жизни, национальности, уровня образования или социального положения родителей.

Среди факторов риска рождения ребёнка с синдромом Дауна основное место принадлежит возрасту матери. Это связано как с уменьшением гормонального контроля оогенеза у пожилых женщин, так и с недостаточностью гормонального контроля у девушек подросткового возраста. Имеются данные повышения частоты рождения детей с синдромом Дауна при применении гормональных контрацептивных средств, рентгенологического облучения и так далее. Риск рождения ребёнка с синдромом Дауна также увеличивается при пожилом отце.

Большинство детей с синдромом Дауна могут научиться ходить, говорить, читать, писать и делать большую часть того, что умеют другие дети, нужно лишь обеспечить им адекватную среду жизни и соответствующие программы обучения.

Цель коррекционной работы с детьми с синдромом Дауна – их социальная адаптация, приспособление к жизни и возможная интеграция в общество. Необходимо, используя все познавательные способности детей и учитывая специфику развития психических процессов, развивать у них жизненно необходимые навыки, чтобы, став взрослыми, они могли самостоятельно себя обслуживать, выполнять в быту простую работу, повысить качество их жизни и жизни их родителей [5].

В нашем детском доме-интернате проживает 114 детей с синдромом Дауна, из них 47 детей дошкольного возраста.

При поступлении детей с синдромом Дауна в детский дом-интернат мы часто сталкиваемся с тем, что они не владеют навыками самообслуживания. Мы подбираем индивидуальную методику и составляем комплексную реабилитационную программу. С первого дня пребывания проводится целенаправленная работа по формированию навыков самообслуживания, по развитию потребности в речевом общении, бережного отношения к игрушкам.

Обучая детей с синдромом Дауна, мы ставим перед собой цель максимально развить их познавательные возможности. Задачей развития познавательной деятельности является развитие мышления, формирование понятий и отработка отдельных навыков, а также обучение детей умению оперировать несколькими понятиями или навыками одновременно, что позволяет им лучше анализировать ситуацию, определять цель, планировать свои действия так, чтобы достичь этой цели. Мы можем обучать их в процессе специально организованного занятия за столом, используя дидактический материал, а также в бытовой деятельности, в игре. Занимаясь с ребенком за столом, мы, как правило, отрабатываем отдельные умения или навыки, которые затем могут быть использованы в бытовой или в игровой ситуации. В бытовой деятельности мы обычно сами ставим ребенку цель и подсказываем необходимые шаги, которые приведут его к этой цели, постепенно уменьшая свое участие по мере того, как ребенок заучивает нужную последовательность действий [3].

Самостоятельно поставить цель, спланировать и выполнить цепочку действий ребенок может в игре. Сюжетная игра также позволяет понять цель и план тех действий, с которыми ребенок с синдромом Дауна встречается в реальной жизни, поскольку игра позволяет многократно повторять их с комментариями и в нужном для ребенка темпе.

Мы не случайно уделяем такое внимание сюжетной игре, потому что дети с синдромом Дауна не могут сами научиться играть, сколько бы игрушек у них ни было. Общения со сверстниками оказывается недостаточно для того, чтобы этому научиться.

При правильно построенном обучении навыки, сформированные на занятиях, в быту и в игре должны использоваться во всех трех ситуациях. Например, на занятиях ребенок с синдромом Дауна учится сортировать предметы по цвету с опорой на образец, т. е. класть красные кружочки к красным, а зеленые – к зеленым. В быту мы говорим ребенку: «У тебя красное платье, найди такие же красные носочки. А теперь другой носочек, такой же красный».

Понятие или навык действительно усвоится ребенком только тогда, когда он начинает самостоятельно его использовать.

Особенности развития детей с синдромом Дауна

В настоящее время не вызывает сомнений, что дети с синдромом Дауна проходят те же этапы развития, что и обычные дети. Общие принципы обучения разработаны на основе современных представлений о развитии детей дошкольного возраста с учетом специфических особенностей, присущих детей с синдромом Дауна. К ним относятся:

1. Медленное формирование понятий и становление навыков:

◦ снижение темпа восприятия и замедленное формирование ответа;
◦ необходимость большого количества повторений для усвоения материала;

◦ низкий уровень обобщения материала;

◦ утрата тех навыков, которые оказываются недостаточно востребованными.

2. Низкая способность оперировать несколькими понятиями одновременно:

◦ трудности, возникающие у ребенка, когда ему необходимо объединить новую информацию с уже изученным материалом;

◦ трудности при выполнении заданий, требующих оперирования несколькими признаками предмета, или выполнения цепочки действий;

◦ нарушения целеполагания планирования действий.

3. Неравномерность развития ребенка в различных сферах (двигательной, речевой, социально-эмоциональной) и тесная связь когнитивного развития с развитием других сфер.

4. Особенностью предметно-практического мышления, характерного для этого возраста, является необходимость использования нескольких анализаторов одновременно для создания целостного образа (зрение, слух, тактильная чувствительность).

5. Дети с синдромом Дауна обладают различным исходным уровнем, и темпы их развития также могут существенно различаться. Ребенок с синдромом Дауна знакомится с миром через действия, которые он совершает с окружающими его предметами. Эти действия ложатся в основу развития мышления. Необходимо, чтобы деятельность детей была насыщенной и разнообразной. Для того чтобы ребенок с синдромом Дауна мог понимать и выполнять наши задания во время занятия, он уже должен к этому времени научиться выполнять какие-нибудь просьбы, с которыми к нему обращаются взрослые. Эти просьбы могут быть самыми простыми и выражаться словами или жестами, а также ребенок может действовать, подражая взрослому. Например, мы даем ребенку чашку и просим поставить ее на стол, одновременно показывая, как мы ставим свою чашку. При этом он должен следовать не своему желанию или привычке, а выполнять данную ему инструкцию. Таким образом, для подготовки к дидактическим занятиям необходимо, чтобы ребенок с синдромом Дауна научился выполнять простые просьбы взрослого в бытовых ситуациях. Важно научить детей с синдромом Дауна заниматься за столом. Для этого выбираю такие виды деятельности, которые действительно требуют позы, сидя за столом: играть в лото, рисовать или лепить. Инструкции, которые мы даем детям с синдромом Дауна, должна соответствовать его уровню понимания речи. Она должна быть короткой и четкой, говорить нужно медленно, подкрепляя наши слова жестами. На современном этапе игровая терапия представлена в двух формах – направленная (директивная) и ненаправленная (недирективная) игротерапия. Различия между ними заключаются в функциях и роли игрового терапевта. Принято выделять также индивидуальную и групповую формы организации игрового коррекционного воздействия. Организовывая игру, воспитатель принимает на себя роль продвинутого ребенка. Играя сам, показывает ребенку, что он может делать с игрушками. Прежде чем ребенок с синдромом Дауна начнет играть в группе, он должен научиться взаимодействовать в паре. Игра в паре самопроизвольно вызывает работу мысли, подключает эмоции и учит принимать решения (методом проб и ошибок), а многообразие непредсказуемых ситуаций, вызванных хаосом игры, может стать отличным способом для ее развития и обогащения. Сутью свободной игры является само действие и вызванные им положительные эмоции, а не ее эффект, поэтому здесь страх перед неудачей минимален. Игра расслабляет, поэтому она должна следовать после значительных умственных и физических усилий ребенка. Во время игры ребенок с синдромом Дауна может принимать или не принимать предложения воспитателя. В свою очередь, для воспитателя совместная игра – отличная возможность изучить актуальные потребности и интересы воспитанника. Дальнейшим этапом воспитательного воздействия является создание таких ситуаций, чтобы взаимодействие лиц, наделенных различными способностями, всем приносило удовольствие и радость (совместное украшение группы, выпуск стенгазеты, коллективная работа), а также разные соревнования в ловкости, поощрения за усердие и старание. Как вытекает из всего сказанного, направленное формирование жизненного и игрового опыта детей с синдромом Дауна, развитие у них специфических умений, то есть всесторонняя коррекционно-воспитательная работа, могут продвинуть игровую деятельность детей до того уровня, который обеспечит её положительное влияние на их психическое развитие.

Литература

  1.      Ассоциация «Даун синдром»: «Родителям детей с синдромом Дауна. К лучшему будущему». М., 1997. Ч. 1., Ч. 2., Ч. 3.
  2.      Худенко Е. Д., Гаврилычева Г. Ф., Селиванова Е. Ю., ТитоваВ. В. Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе–интернате, детском доме. М.: Аркти, 2007, 312 с.
  3.      Комплексное развитие детей с синдромом Дауна: групповые и индивидуальные занятия. Методическое пособие. – М.: Благотворительный фонд «Даунсайд Ап» при участии Гуманитарного центра «Монолит», 2004. – 264 с.
  4.      Развитие познавательной деятельности детей с синдромом Дауна. Пособие для родителей. Т. П. Медведева. – М.: Монолит, 2007. – 208 с.
  5.      Социальная адаптация детей раннего возраста с синдромом Дауна (Организация и методика работы адаптационных групп). Методическое пособие. П. Л. Жиянова при участии М. Ф. Гимадеевой. – М.: Монолит, 2002. – 197 с.
Читайте также:  Диспептический синдром при инфекционных заболеваниях

Есть вопрос? Задайте его Вашему персональному менеджеру. Служба поддержки призвана помочь пользователям в решении любых проблем, связанных с вопросами публикации своих работ и другими аспектами работы издательства «Проблемы науки».

Источник

Подготовила педагог-психолог Радивоник Е.В.

Зачем нужно специально заниматься с ребенком?

Обучая детей с синдромом Дауна, мы ставим перед собой цель максимально развить их познавательные возможности, подготовить к посещению детского сада и школы и к самостоятельной (или относительно самостоятельной) жизни в будущем. Часто эта способность связывается с развитием речи. Однако для того, чтобы действовать самостоятельно, кроме умения понимать речь и говорить, необходимо:

1. Поставить цель.

2. Спланировать действия, приводящие к этой цели.

3. Уметь выполнять каждое из этих действий в отдельности.

 Задачей развития познавательной деятельности или, как, когнитивного развития, является:

  • развитие мышления,
  • формирование понятий и отработка отдельных навыков,
  • обучение детей умению оперировать несколькими понятиями или навыками одновременно, что позволяет им лучше анализировать ситуацию, определять цель и планировать свои действия так, чтобы этой цели достичь.

                               Особенности развития детей с синдромом Дауна

    В настоящее время не вызывает сомнений, что дети с синдромом Дауна проходят те же этапы развития, что и обычные дети. Общие принципы обучения разработаны на основе современных представлений о развитии детей дошкольного возраста с учетом специфических особенностей, присущих детям с синдромом Дауна. К ним относятся:

1. Медленное формирование понятий и становление навыков:

• снижение темпа восприятия и замедленное формирование ответа;

• необходимость большого количества повторений для усвоения материала;

• низкий уровень обобщения материала;

• утрата тех навыков, которые оказываются недостаточно востребованными.

2. Низкая способность оперировать несколькими понятиями одновременно, с чем связаны:

Читайте также:  Синдром длительного сдавления верхних конечностей

• трудности, возникающие у ребенка, когда ему необходимо объединить новую информацию с уже изученным материалом; сложности с перенесением усвоенных навыков из одной ситуации в другую. Замена гибкого поведения, учитывающего обстоятельства, паттернами, т. е. однотипными, заученными многократно повторяемыми действиями;

• трудности при выполнении заданий, требующих оперирования несколькими признаками предмета или выполнения цепочки действий;

• нарушения целеполагания и планирования действий.

3. Неравномерность развития ребенка в различных сферах (двигательной, речевой, социально-эмоциональной) и тесная связь когнитивного развития с развитием других сфер.

4. Особенностью предметно-практического мышления, характерного для этого возраста, является необходимость использования нескольких анализаторов одновременно для создания целостного образа (зрение, слух, тактильная чувствительность).,

т. е. лучшим объяснением для ребенка оказывается действие, которое он выполняет, подражая взрослому или вместе с ним.

5. Нарушение сенсорного восприятия бывает связано со сниженной чувствительностью и часто встречающимися нарушениями зрения и слуха.

6. Дети с синдромом Дауна обладают различным исходным уровнем и темпами их развития также могут существенно различаться.

 Как сделать занятия привлекательными для ребенка?                                                                                        

      1. Самое первое условие — эти занятия должны нравиться вам самим. Если занятия вас раздражают, вряд ли они понравятся ребенку.  Если не удается сделать задание интересным для ребенка (особенно на первых этапах),  тогда он выполнит его ради похвалы взрослого. Хвалите ребенка за хорошо выполненное задание! Если у него что-то не получается, можно похвалить его за попытку выполнить задание: «Молодец, почти сделал», и помочь ему доделать до конца. Надо избегать негативной оценки действий ребенка и появления у него ощущения «неуспешности».

     2.Для того, чтобы ребенок мог понимать и выполнять задания во время занятия, он уже должен к этому времени научиться выполнять какие-нибудь просьбы, с которыми к нему обращаются взрослые. Эти просьбы могут быть самыми простыми и выражаться словами или жестами, а также ребенок может действовать, подражая взрослому. Как правило, дидактические занятия с ребенком можно начинать в возрасте 2,5-3 лет.

     3.В основе обучения ребенка дошкольного возраста лежит предметная деятельность, так как мышление в этом возрасте носит предметно-практический характер. Ребенку необходимо рассмотреть и потрогать тот материал, с которым он «работает», для отработки одних и тех же навыков  необходимо пользоваться различными материалами.

    4.Важно научить ребенка заниматься за столом: рисовать, раскрашивать, лепить, а вот строить дом из кубиков или катать машинку лучше на полу. В каждое занятие за столом можно включить несколько заданий на разные темы. На начальном этапе обучения каждое задание  занимало 2-3 минуты, а все занятие — 10-15 минут. По мере взросления ребенка продолжительность одного задания постепенно может быть увеличена  до 5-7 минут, а продолжительность занятия — до 30минут. В основу программы когнитивного развития легли:

  • предметность мышления дошкольников,
  • опора на наглядно-действенное мышление как базу для дальнейшего перехода к наглядно-образному и логическому мышлению,
  • использование собственной мотивации ребенка,
  • обучение в игровой форме,
  • возможность учёта  особенностей, предпочтений и скорости обучения.
Читайте также:  Как жить с синдромом истощения яичников

          Как обучить ребенка в быту?

          Для развития представлений об окружающем мире и расширения сенсорного опыта ребенка необходимо включать его в различные виды деятельности, которыми занимаются другие члены семьи.

  • Мытье полов (шваброй или руками) способствует развитию точности движений.
  • Стирка и выжимание белья (руками), мытье посуды, заметание мусора на совок развивают навыки двуручной деятельности и позволяют ребенку получать новые сенсорные ощущения.
  • Лепка из теста пирожков,
  • Развешивать  постиранное  бельё и закреплять прищепками
  • Работать в огороде

      Ребенок знакомится с миром через действия, которые он совершает с окружающими его предметами. Эти действия ложатся в основу развития мышления, для него основные формы получения знаний — это игра и участие в бытовых делах и только потом — специально организованные дидактические занятия.

     Самой главной деятельностью любого маленького ребенка является игра. Самостоятельно поставить цель, спланировать и выполнить цепочку действий ребенок может в игре. Сюжетная игра также позволяет понять цель и план тех действий, с которыми ребенок встречается в реальной жизни. Но ребенок не может сам научиться играть, этому его нужно научить, играя с ним,  показывая ребенку, что он может делать с игрушками.

 Методика проведения дидактических занятий

 Все задания, предлагаемые детям во время дидактического занятия, можно условно объединить в следующие разделы, представленные в каждом из блоков заданий.

I.Внимание и память

Умение оперировать несколькими понятиями одновременно, выполнять одно действие и при этом помнить, каким должен быть следующий шаг, оказывается необходимым при самых разных видах деятельности. При чтении важно не забыть начало слова, пока читаешь его до конца; пока пишешь букву, удержать в памяти целое слово; пересчитывая предметы, нужно помнить, сколько всего собирался взять; пока разговариваешь по телефону, не забыть про убегающее молоко на плите; вспомнить про ключи прежде, чем дверь захлопнута.

  • Находить по просьбе одну из 1-2 игрушек, спрятанных на глазах у ребенка
  • (Представление о постоянстве объекта)
  • Находить по просьбе одну из 3-4 игрушек, спрятанных на глазах у ребенка
  • Выполнение инструкции из двух шагов или двух значимых слов
  • Запомнить и выполнить инструкцию типа: «дай матрешке огурец и помидор»,
  • пары карточек                                                                                                                                

II. Размер, форма, цвет

Формирование понятий размера, формы и цвета предметов, и навыков их активного использования.

  • Сортировка с опорой на образец
  • Формирование понятия «одинаковый»: подбор пар одинаковых картинок.
  • Сортировка по размеру: разложить большие и маленькие круги в две коробки
  • Формирование понятия «средний»
  • Сортировка по форме: разложить треугольники и квадраты в две коробки
  • Сортировка по цвету: разложить детали двух цветов в две коробки

III. Конструктивная деятельность

Конструктивная деятельность, умение копировать образец, анализировать сюжетную картинку и схему — это основа для развития пространственных представлений и аналитических способностей.

  • Конструирование по жесткой схеме
  • Конструирование по образцу
  • Строить из кирпичиков конструкции, где все кирпичики ориентированы одинаково (дорожки, заборы и т. д.)
  • Складывание целого из частей
  • Складывать картинку из 2 -6 частей, опираясь на анализ сюжета

IV. Логические задания

Закладывают основу для развития абстрактного мышления, развивают аналитические и ассоциативные способности на предметном материале.

  • Продолжить последовательность — Красный, желтый,  красный, желтый…
  • Классификация: найти лишнюю в серии из  четырех предложенных   картинок.

V. Обучение счету

Обучение счету включает в себя:

  • знание числовой последовательности от 1 до 5,
  • пересчет предметов с подведением итога,
  • умение взять по просьбе заданное количество предметов,
  • соотнесение количества и числа,
  • решение задач и примеров с опорой на использование счетного материала

VI. Игровая деятельность

Сюжетно-ролевая игра помогает ребенку понять цель и последовательность действий, совершаемых в реальной жизни, развивает память, ассоциативное мышление и планирование, дает ему те cюжетные элементы, которые он в дальнейшем может включать в свои собственные игры и игры с другими детьми. Обучая ребенка игре, мы улучшаем его возможности контакта со сверстниками, расширяем его знания о мире и закладываем основу гибкого поведения, что в конечном итоге делает его более самостоятельным и независимым

     Подвижные и психологические игры, игры-эстафеты, позитивно влияют на физическое и психическое состояние детей с синдромом Дауна.

      Цель коррекционной работы с детьми с синдромом Дауна – их социальная адаптация, приспособление к жизни и возможная интеграция в общество. Необходимо, используя все познавательные способности детей, и, учитывая специфику развития психических процессов, развивать у них жизненно необходимые навыки, чтобы, став взрослыми, они могли самостоятельно себя обслуживать, выполнять в быту простую работу, повысить качество их жизни и жизни их родителей.            

Источник