Особенности личности детей с синдромом зпр

Екатерина Забабурина
Особенности личностных качеств детей с ЗПР

Знание личностных особенностей детей с задержкой психического развития может помочь предупредить негативные тенденции в поведении ребенка с первых дней посещения образовательного учреждения. Между тем общение с окружающими оказывает существенное влияние на формирование личности. Исследования Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина, В. Н. Мясищева и др. показывают, что общение и складывающиеся в его ходе межличностные отношения играют центральную роль в становлении личности ребенка. Изучение межличностных отношений детей с ЗПР и выявление их особенностей необходимо для оптимизации учебно-воспитательной работы, а также для более глубокого изучения структуры дефекта детей данной категории.

Психологические исследования детей с замедленным темпом психического развития начали публиковаться в 80-х годах (У. В. Ульенкова, Е. С. Слепович, Т. З. Стернина и др.).

В раннем возрасте ярко проявляется высокая степень ориентировочных реакций на окружающее. Известно, что при сенсорной, эмоциональной депривации (потеря, лишение) существенно замедляется темп развития ребенка. Сенсорные потребности вызывают высокую двигательную активность, а состояние двигательной сферы во многом определяет возможности в познании окружающего мира.

Ребенка раннего возраста характеризует повышенная эмоциональность. Раннее формирование положительных эмоций – залог становления личности, основа для познавательной активности. Психомоторное развитие ребенка в первые годы его жизни зависит от многих факторов, прежде всего от наследственных особенностей, общего состояния здоровья, пола, окружающей среды. Задержку психомоторного развития могут вызвать различные неблагоприятные факторы, воздействующие на развивающийся мозг в перинатальном и раннем постнатальном периоде.

Личностные особенности детейдошкольного возраста с ЗПР отчетливо проявляются в процессе игровой деятельности: одни быстро становятся вялыми, пассивными, притихшими, бесцельно смотрят в окно, стремятся к уединению, а другие проявляют постоянный интерес к игре с другими детьми, который сопровождается излишними эмоциональными и поведенческими реакциями. Эти дети, как правило, очень обидчивы и вспыльчивы, часто без достаточных оснований могут нагрубить, обидеть, проявить жестокость. Наблюдение за этими детьми в повседневных условиях позволило сделать выводы о наличии тенденции возникновения у них «порочного» стиля общения в семье, со сверстниками, обусловливающего закрепление негативных черт характера. С дошкольного возраста у них начинают складываться индивидуализм, необъективность, агрессивность или, наоборот, чрезмерная покорность и приспособленчество.

Мотивационно-потребностная сфера детей с ЗПР изучалась Н. А. Менчинской, Н. Л. Белопольской, И. Ю. Кулагиной, Т. Д. Пускаевой.

Специалистами были выявлены особенностипо всем трем основным группам мотивов: внешним (страх, награда, внутренним (желание, инициатива самого ребенка) и промежуточно-соревновательным (мотивом выступает сравнение своих достижений с достижениями других).

Из внутренних мотивов доминируют игровые мотивы, мотивы сохранения целостного привычного функционирования (Н. Л. Белопольская, Л. В. Кузнецова).Старший дошкольный возраст рассматривается как переходный: в норме у детей должен произойти плавный переход от одного вида ведущей деятельности к другому, т. е. от игры к учебе.

Отмечается, что дети с ЗПР подвержены стрессовым реакциям и в ситуации повышенной тревоги их продуктивность в большинстве своем падает, хотя у некоторой части детей возникает мобилизация сил.

Наличие проблем в общении с близкими взрослыми у дошкольников с ЗПР провоцирует возникновение патологических черт характера, которые выражаются в их тревожности, неуверенности, безынициативности, отсутствии любознательности.

Отмечаются проблемы в формировании нравственно-этической сферы – страдает сфера социальных эмоций, могут быть нарушены контакты с близкими взрослыми, дети слабо ориентируются в нравственно-этических нормах поведения (Е. Н. Васильева, Г. Н. Ефремова).

При ЗПР затруднено социальное развитие ребенка, его личностное становление – формирование самосознания, самооценки, системы «Я».

Задержка психического развития затрагивает всю психическую сферу ребенка, и, по существу, является системным дефектом, поэтому процесс обучения и воспитания должен выстраиваться с позиций системного подхода. Необходимо сформировать полноценный базис для становления высших психических функций и обеспечить специальные психолого-педагогические условия, необходимые для их формирования.

Источник

Эмоционально-волевая незрелость – характерная особенность детей с разными видами ЗПР, проявляющаяся в замедленном или нарушенном становлении эмоционально-личностных характеристик и произвольной регуляции поведения, деятельности завышена. Наличие сверхсамооценки, которая не соотносится с реальным поведением, неумение оценивать свои поступки, качества, сверхориентированность на взрослого, приписывание себе социально-ожидаемых оценок.

Отставание в развитии общения со взрослыми и сверстниками, отмечается тактильное ситуативно-личностное общение даже в младшем школьном возрасте. Недостаточное развитие потребности общения со сверстниками, трудности ведения диалога. В ситуациях социального взаимодействия со взрослыми и сверстниками характерны внешнеобвинительные эктрапунитивные или самозащитные реакции, склонность к агрессивному поведению или чувству вины, отсутствие стремления изменить ситуацию, принять ответственность на себя. Низкий уровень толерантности к фрустрирующим ситуациям.

Особенности развития личности младшего школьника с ЗПР при отсутствии коррекционной работы. Позиция неуспевающего, низкий социальный статус в классе, снижение самооценки и уровня притязаний, формирование «выученной беспомощности». Повышение раздражительности, эмоциональные срывы, отказы выполнять учебные задания, страх неправильных ответов. Повышенная чувствительность к замечаниям учителя и родителей. Невротизация, нарушение поведения.

Читайте также:  Неврологический синдром препараты для лечения

Чувство неполноценности, приводящее к попыткам компенсации, ложного самоутверждения в нарушениях дисциплины, асоциальных формах поведения. Формирование мотивации избегания неуспеха или наказания, склонность к выполнению наиболее легких видов работы, к автоматическому следованию указаниям учителя. Закрепление игровых интересов, т.к. игра обеспечивает успех.

Возможности личностного развития при специальной коррекционной работе в классах выравнивания.

Зависимость развития личности ребенка от типа и причин ЗПР.

Гармонический инфантилизм. Преобладание эмоциональной мотивации поведения, незрелость личности в целом, непроизвольность всех психических функций. Задержка формирования личностной готовности к обучению. В школьном возрасте преобладание игровых интересов. Внушаемость, недостаточная самостоятельность, неумение подчиняться требованиям дисциплины. С трудом формируется чувство долга, ответственности, критичности к своему поведению Характерна приветливость, общительность, повышенная оживленность, подражательность, поверхностность и нестойкость эмоций, обидчивость, плаксивость. При неблагоприятных условиях жизни возможно дальнейшее развитие личности по неустойчивому типу.

Дисгармонический инфантилизм. Преобладание игровой мотивации, игровых интересов, которые в целом соответствуют возрасту ребенка. Снижена работоспособность. Проявляется капризность, упрямство в связи с некоторой аффективной неустойчивостью.

ЗПР соматогенного происхождения. Стойкая астения, снижающая не только общий, но и психический тонус. Условия доминирующей гиперпротекции авторитарного воспитания приводят к появлению невротических наслоений, неуверенность, боязливость, капризность, ощущение своей неполноценности.

ЗПР психогенного происхождения связана с неблагоприятными условиям воспитания, препятствующими правильному развитию личности. Гипопротекци (безнадзорность) приводит к аномальному развитию личности по типу психической неустойчивости, отсутствию произвольных форм поведения, познавательно активности, познавательных интересов. Выражены проявления импульсивности.

Отставание у дошкольников с ЗПР формирования мотивационного и операционального компонентов деятельности. Проявление слабости воли в разных видах деятельности на этапах целеполагания и исполнения. Снижение потребности в деятельности, мотивации к познанию нового, непроблемность окружающего мира. Преобладание внешних мотивов (поощрение, похвала взрослого человека). Нарушение программы деятельности: утрата цели, подмена ее средством достижения или более знакомым содержанием. Импульсивность деятельности, отсутствие ориентировочного этапа, существенные трудности в выполнении задания по образцу в осознании программы деятельности, вербализации ее хода, способов действий и результатов, низкая продуктивность, недостаточность творческого компонента. Неспособность к самоконтролю, необходимость внешнего контроля. «Застревание» на внешних действиях, трудности их интериоризации.

Низкий уровень развития игровой деятельности в дошкольном возрасте соответствует 1-ому уровню по Д.Б. Эльконину (при легкой ЗПР) или отсутствии сюжетно-ролевой игры, уровень предметной игры (при тяжелой ЗПР). Резко снижение активности игрового поведения, возникновение игры чаще всего по инициативе взрослого. Использование предметов по назначению, наличие любимых игрушек, но затруднения в самостоятельном подборе предметов-заместителей. Линейное развитие игры, переход от игры-действия к игре-правилу, минуя игру-отношение (Е.С.Слепович). Искаженное восприятие и моделирование действительности, отражение ее в игре без поправки и критики. Резкое снижение потребности в сверстнике как в партнере по игре. Игра как неполная совместная деятельность, отсутствие обсуждения игры, неумение детей договориться о ходе игры. Не развита способность создания воображаемой ситуации и оперирования материалом в ее рамках. Малая эмоциональность игры. Трудности игровой деятельности, связанные с задержкой развития речи: затрудненность диалога, смены позиций, сложность перехода от внутренней речи к внешней, грамматического структурирования, облечения мыслей в правильную форму.

Проявление интереса к тем видам деятельности, в которых замысел и результат достаточно конкретны (рисование, элементарные трудовые процессы и т.д.)

Эмоциональная неустойчивость. Трудности адаптации, колебания настроения, повышенная утомляемость, агрессивность поведения или чувство неуверенности, страха, одиночества. Часто неадекватное восприятие социального мира, прикованность к незначимым деталям и неумение видеть важнейшие стороны межличностных отношений, что приводит к негибкости в социальных ситуациях, к трудностям приспособления к меняющейся среде (З.Тржесоглава).

Недостаточно развитое умение распознавать социальные раздражители (жесты мимику, речевые сигналы), вызывающее трудности в понимании эмоционального состояния окружающих, в понимании их реакций на поведение ребенка, слабое развитие или отсутствие в дошкольном возрасте эмоциональной децентрации и эмпатии. Плохое осознание собственных эмоций, непонимание, почем) определенный поступок вызывает данное эмоциональное состояние.

Расхождение вербального и реального поведения. Низкий уровень представлений о нравственных нормах. Размытость нравственных норм по отношению к себе, недостаточная осознанность правил поведения, трудности интериоризации социальных требований. Значительная зависимость от взрослого человека, стремление заслужить одобрение.

Своеобразие развития самооценки: конкретная самооценка в деятельности может быть доступна, оценка собственных личностных характеристик значительно неумения тормозить эмоции и желания. Часто проявления школьной дезадаптации. Не могут самостоятельно организовать свою деятельность, неадекватно оценивают результаты, трудно выполнять задания по словесной инструкции. Повышенная утомляемость приводит к раздражительности, аффективным вспышкам, конфликтам.

Условия гиперопротекции («кумир семьи») способствуют отсутствию самостоятельности, инициативности, ответственности, способности к волевому усилию, что также приводит к несформированности произвольных форм поведения. Проявляются эгоцентрические установки, неспособность к волевому усилию. Для условий жестоких отношений характерно патологическое развитие личности по невротическому типу. Робость, эмоциональная незрелость, отсутствие инициативы, самостоятельности сочетаются с задержкой формирования познавательной деятельности.

ЗПР церебрального происхождения. Стойкость и выраженность нарушений эмоционально-волевой сферы, эмоциональная неустойчивость, трудности в приспособлении к коллективу, нарушение взаимоотношений. Выделение двух вариантов ЗПР в зависимости от типа соотношения черт органической незрелости и поврежденное ЦНС.

Читайте также:  Дети с синдромом дауна в ярославле

1) Явления органического инфантилизма и недоразвитие регуляции высших форм произвольной деятельности: негрубые церебрастенические и неврозоподобные расстройства, признаки ММД, недостаточная сформированность и повышенная истощаемость ВПФ, регуляторные функции дефицитарны в звене контроля. Отсутствует живость и яркость эмоций. Низкий уровень притязаний, недостаточная заинтересованность в оценке, выраженная внушаемость и некритичность. В игре бедность воображения, двигательная расторможенность.

Для детей с ММД характерно гиперкинетическое поведение, повышенная эмоциональная возбудимость, драчливость, агрессивность, импульсивное поведение, бурная реакция на запреты, неумение ограничивать желания, нарушения настроения Развитие личности зависит от преобладающего фона настроения. Эйфорический тип психомоторная расторможенность, неспособность к волевому усилию систематической деятельности. Дисфорический тип: робость, боязливость, страхи, безынициативность, несамостоятельность, переживание неуспешности.

2) Преобладают симптомы поврежденности: выраженные церебрастенические неврозоподобные, психопатоподобные синдромы. Наблюдаются тяжелые нейродинамические расстройства (инертность, персевираторные явления). Дисфункция регуляторных структур проявляется не только в звеньях контроля, но и программирования.

Источник

Чаще всего диагноз ЗПР детский невролог может ставить ребенку к 4-5 годам, хотя отчетливые признаки задержки психического развития нередко проявляются у малыша и в более раннем возрасте.

Но, к сожалению, некоторые специфические признаки не всегда могут быть вовремя замечены родителями из-за отсутствия профессиональной психолого-педагогической подготовки.

По этой причине отклонения от нормы у малыша семья порой списывает на проблемы воспитания, индивидуальные особенности («Он у нас просто ленится…»).

Кроме этого, у разных детей «маркеры» ЗПР могут проявляться по-разному. У одних малышей могут быть неярко выражены первичные проявления возможной задержки психического развития, а у других – наоборот. У кого-то страдает внимание, а кто-то, напротив, очень внимателен к деталям, но имеет проблемы с запоминанием.

Это тоже может сбивать с толку родителей, скрывая от них истинные причины замеченных отклонений.

Поэтому крайне важно своевременно заметить «странности» в поведении малыша, в общении, в его сотрудничестве, совместных играх с вами и со сверстниками, и сразу обратиться к специалисту.

Среди самых часто встречающихся признаков задержки психического развития у детей (примерно, в возрасте +/- 4-5 лет) можно выделить 7 основных.

1. Проблема с социальным интеллектом и эмоционально-волевой сферой

Малыши с признаками ЗПР (задержкой психомоторного развития) бывают нередко эмоционально нестабильны.
У таких детишек часто меняется настроение и отсутствует самоконтроль. Причем, дефицит контроля над своими действиями наблюдается во всех видах деятельности, включая игровую.

Им тяжело адаптироваться к новым условиям. Новые виды игр, новые люди в окружении, новые вещи, одежда, еда – любая новизна вызывает реакцию отторжения, так как погружает ребенка в непривычное состояние, провоцируя дискомфорт.

Поэтому таким малышам сложно привыкать к детскому саду, к другим детям, к отсутствию мамы рядом и к «недомашней» обстановке.

В игре они неуверенны, нервозны, суетливы, истеричны, а также замкнуты, напуганы. Но, несмотря на стеснительность, дети с признаками ЗПР могут вести себя с чужими взрослыми (например, с воспитателями садика) панибратски, игнорируя разницу в возрасте и авторитет взрослого («Иди сюда, вон, какая бибика у меня..»).

Проблемы в коллективе у малышей с задержкой психического развития напрямую связаны с невозможностью совершить усилие воли. Это обусловлено имеющимся нарушением психического функционала.

Эти детишки не могут выполнить задание (или правильно его выполнить/выполнить от начала до конца/последовательно/уложиться в установленный интервал времени и др.) так, как это нужно, из-за того, что социальный интеллект не развит в должной степени, недостаточно сформированы социальные навыки взаимодействия с людьми.

2. Нарушение внимания

Сниженная концентрация внимания, так называемое, «порхающее» внимание (его неустойчивость; малыш постоянно «переключает» его с одного объекта на другой), в совокупности с проблемами развития некоторых социальных навыков у ребенка также могут выступать «маркерами» ЗПР. Причем, достаточно выраженными.

Нередко проблемы со вниманием сопряжены с повышенным, или, наоборот, с пониженным уровнем как двигательной, так и речевой активности.
Это сочетания нарушений может быть проявлением синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), когда ребенок крайне неусидчив, и при этом он не может контролировать свою активность самостоятельно.

3. Проблема с восприятием окружающей действительности

Это нарушение проявляется обычно в сложности формирования целостного образа какого-либо объекта или предмета в сознании ребенка. Из-за этого он не может мыслить абстрактно, и его знания об окружающей действительности сильно ограничены или искажены.

Допустим, малыш не может узнать хорошо знакомый ему предмет по его отдельным составляющим. То есть разложенные перед ним детали конструктора или кубики, из которых можно собрать конкретную фигуру, не дают ему представление о собранном из них, готовом объекте.
Иногда такие затруднения могут быть спровоцированы даже непривычным положением кубиков или их расположением на другом конце стола.

4. Память: особенности нарушения

Здесь выражено нарушение процесса заучивания материала (например, маленького стишка) и его последующего воспроизведения.

Читайте также:  Основные клинические проявления синдрома рда не

Малыш не запоминает материал последовательно, от начала до конца.
Скорость запоминания очень низкая, а качество воспроизведения – среднее или плохое.
Ребенок путает слова местами, пропускает «куски» материала, нервничает и сопротивляется выполнению задания.

5. Проблема с речью и звукопроизношением

На фоне нарушений психического развития часто страдает и развитие речи ребенка.
Виды задержки речевого развития могут быть разными в зависимости от формы тяжести ЗПР.

Словарный запас у таких детишек бедный. Ребенок обращается к примитивным звукам (например, при узнавании знакомого предмета или в качестве просьбы дать ему что-либо: «у-у-у» или «дай»), искажает слова, «проглатывает» их окончания, меняет звуки местами при их произношении («присине попить водички» вместо «принеси попить водички»/ «колзик» вместо «козлик» и т.д.).

Дети с подобными признаками нарушения речи могут иметь диагноз – алалия, которая бывает как моторная, так и сенсорная.

Моторная алалия – когда есть недоразвитие экспрессивной речи ребенка (неполное понимание того, что он говорит сам) с выраженным затруднением пополнения словарного запаса при достаточно сохранном понимании речи других людей.

Сенсорная алалия – когда имеется недоразвитие импрессивной речи (неполное понимание того, что ребенку говорят другие люди), разрыв между смыслом и звучанием слов, несмотря на хороший слух и сохранные способности к развитию активной речи.

6. Нарушение мыслительных процессов

У ребенка с задержкой психического развития встречается также и отставание в развитии мыслительных процессов.

Данный признак можно обнаружить при решении задачек на словесно-логическое мышление.
Например, в рамках игры для дошкольников «Найди общее слово», в которой ребенку нужно подобрать одно слово/понятие, объедающее 4 других слова одним общим смыслом:

– Вера, Коля, Ангелина, Женя (имена);

– Стол, диван, кресло, стул (мебель);

– Понедельник, воскресенье, среда, четверг (дни недели), и т.д.

Малыши с признаками ЗПР не смогут справиться с таким заданием, так как они не владеют необходимыми интеллектуальными операциями – анализ, синтез, обобщение, сравнение, абстрагирование.

Также у детей страдает наглядно-действенное и наглядно-образное мышление.

Но детишки при этом способны классифицировать предметы по простым и наглядным признакам – форма, цвет.
А вот выделение в качестве признака предмета – величины (попросите ребенка большие игрушки из общей кучи положить направо, а маленькие – влево) и материала (например, попросите разделить кучу игрушек на деревянные и мягкие) вызовет затруднения.

При ЗПР в целом познавательная активность не развита или развита слабо. То есть у детишек в процессе получения новых знаний о мире не возникает желания уточнить у взрослого что-то, задать вопрос, поинтересоваться любопытными потребностями.
Допустим, когда мама читает ребеночку сказку, то малышу с «маркером» ЗПР будут не интересны уточнения деталей касательно сюжета или героев повествования по сравнению с ребенком без признаков нарушения психического развития.
У малышей с нарушениями отмечается пассивность умственной деятельности.

7. Особенности игрового процесса при ЗПР

Яркий признак задержки психического развития – недостаточная структурность игровой деятельности.
То есть у малыша нет сюжетно-ролевого аспекта в играх: сюжеты всех придуманных им игр обычно не выходят за пределы примитивной, бытовой тематики на фоне постоянства одного и того же сюжета игры (то есть ребенок играет постоянно в одну и ту же игру, например, в «водитель автобуса»).
Содержание игр, способы взаимодействия в них, нравственные правила, нормы и производимые ребенком операции в процессе (мелкие действия – допустим, крутить руль, мешать ложкой кашу, расчесывать волосы кукле) – всегда однотипные и скудные.

Дорогие друзья, если вы, являясь любящим родителем – бабулей, папочкой, мамусей или дедулюшкой – заметили у своего малыша один или несколько из вышесказанных признаков ЗПР, пожалуйста, не тяните с посещением кабинета детского невролога.

Хорошо, если вам просто показалось то, чего нет, из-за мнительности или из-за самой теплой в мире заботы о маленьком, родном человечке.
Тогда вы просто выдохните с облегчением, выходя из кабинета, и забудете о своих тревогах.

А если вам не показалось, и врач скажет, что ваши опасения про ЗПР подтвердились, то знайте – вы сделали все правильно, сделали большое и важное дело – вовремя обратились и начали работу над коррекцией нарушения, что обязательно ускорит и упростит победу над такой гадкой и противной штукой, как ЗПР.

И ни в коем случае не надо переживать, нервничать и бояться из-за возможного диагноза – нужно действовать, и помнить, что ЗПР обратима, и все у вас будет хорошо.

Друзья, подписывайтесь на мой канал, присоединяйтесь к паблику “ПиПси” в VK и будьте в курсе нескучной и полезной психологической информации, а также реальных случаев из практики психолога.

Приятного вечера и радостного нового дня!

Источник