Отношение в семье с ребенком с синдромом дауна

Отношение в семье с ребенком с синдромом дауна thumbnail

Любая семья как система испытывает на себе влияние множества внешних и внутренних факторов. Рождение ребенка с синдромом Дауна является сильнейшим внутренним фактором и, очевидно, оказывает воздействие на семейную систему. Это влияние многообразно: от микроуровня – взаимодействия в диаде – до макроуровня, на котором находятся свойственные данной культуре взгляды на такое явление, как нарушение развития. Авторы дают краткий обзор результатов многочисленных исследований, посвященных изучению различных аспектов этой проблемы, выявляя важные, но недостаточно изученные вопросы.

Феномен «преимущества синдрома Дауна». Согласно результатам сравнительных исследований, родители детей с синдромом Дауна часто воспринимают свое положение как более благополучное в сравнении с семьями, имеющими детей с другими типами нарушений. Появился даже термин «преимущество синдрома Дауна». Недавно полученные данные, однако, говорят о не вполне правомерном использовании такого термина. Так, выяснилось, что наличие этого своеобразного феномена зависит от уровня доходов семьи, воспитывающей ребенка с синдромом Дауна.

Недавно были опубликованы данные нескольких лонгитюдных исследований психологического состояния родителей детей с синдромом Дауна. В одном из них наблюдения проводились на протяжении семи лет (с 3-летнего возраста детей до достижения ими 10 лет). Оно выявило, что бремя, которое несут родители, со временем ощущается ими как все более тяжелое. Динамика такова, что в начале наблюдения уровень их переживаний был ниже, чем у родителей детей с двигательными нарушениями или задержками развития неясной этиологии, а к концу исследования он превышал соответствующий уровень в других группах. Предполагают, что определенный защитный эффект, о котором часто говорят применительно к восприятию родителями именно синдрома Дауна у ребенка, имеет место только в первые годы его жизни.

Роли матери и отца. Реализация родительского поведения в отношении детей с синдромом Дауна является объектом пристального внимания ученых. Наибольший интерес исследователей вызывали психологические особенности отцов. Немногочисленные работы, посвященные этой проблеме, продемонстрировали следующее:

  1. В своих детях раннего возраста папы детей с синдромом Дауна видят больше положительных черт и меньше поведенческих проблем, чем папы детей с другими нарушениями. Детей постарше они воспринимают менее оптимистично, и принимать их становится труднее.
  2. Уровень стресса у мам и пап детей с синдромом Дауна в период младенчества ребенка в целом одинаков, но его паттерны различаются. Мамами тяжелее всего воспринимается та родительская роль, которую им нужно играть, а у пап стресс больше связан с сомнениями относительно чувства привязанности к ребенку.
  3. На состояние мам сильнее действуют проблемы поведения ребенка; на состояние пап – проблемы принятия его обществом.

Удовлетворенность от выполнения своей родительской роли. Родительская идентичность мам и пап детей с синдромом Дауна связана с пониманием себя как педагогов, обучающих собственного ребенка. Поэтому свою эффективность как родителей они отчасти оценивают в соответствии с приобретаемыми их ребенком навыками.

Качество жизни. Недавно завершилось исследование, предметом которого было качество жизни трех групп семей: воспитывающих детей с синдромом Дауна, детей с аутизмом и типично развивающихся детей. Предполагалось, что качество жизни определяется здоровьем, финансовым благополучием, взаимоотношениями в семье, духовными и культурными представлениями, социальной поддержкой, способом проведения досуга и вовлеченностью в жизнь общества. В целом самое низкое качество жизни было выявлено в семьях, воспитывающих детей с аутизмом. При этом семьи детей с синдромом Дауна характеризовались более низким качеством жизни по сравнению со среднестатистической семьей по таким параметрам, как здоровье, финансовое благополучие, социальная поддержка и карьерные возможности.

Брак. Авторы отмечают, что выводы о последствиях для брака, к которым приводит  рождение ребенка с проблемами в развитии, нередко искажаются собственными негативными представлениями исследователей. В целом наблюдения ученых свидетельствуют об отсутствии различий в качестве супружеских отношений в семьях, воспитывающих детей с синдромом Дауна, и семьях, в которых все дети развиваются типичным образом. Было обнаружено также, что в семьях с детьми с синдромом Дауна, с двигательными нарушениями и задержкой развития качество брака ниже, чем у пар, имеющих типично развивающихся детей, однако между самими этими тремя категориями разницы нет. Восприятие мамой бремени ухода за ребенком было легче в тех случаях, когда отец  участвовал в воспитании и оказывал ей эмоциональную поддержку. Помощь отца чаще проявляется в игре с ребенком, в воспитании и приучении к дисциплине, в принятии решений относительно необходимых услуг и реже – в том, что касается гигиены, одевания, кормления, обучения, визитов к специалистам. Удовлетворение, которое испытывает мама от участия в воспитании ребенка совместно с папой, может положительно влиять на взаимоотношения супругов.

Сиблинги. Есть много работ, изучавших влияние ребенка с синдромом Дауна на типично развивающихся сиблингов. И хотя первые работы на эту тему выявляли наличие определенных трудностей приспособления к такой ситуации, более поздние исследования свидетельствуют, что братья и сестры ребенка с синдромом Дауна обладают достаточно высокой самооценкой и многие из них полагают, что благодаря ему они развили в себе дополнительные достоинства.

Позитивные изменения в семьях. Если мы хотим получить точную картину жизни семьи, воспитывающей ребенка с синдромом Дауна, необходимо учитывать не только негативные моменты и неизбежные спады, но также и подъемы, и чувство удовлетворения. Примеры позитивных изменений: ощущение мобилизации сил, личностный рост и пересмотр приоритетов. Мамы говорят о позитивных личностных особенностях детей с синдромом Дауна, что поддерживает и развивает связи внутри семьи и с окружающими. Отмечается также, что опыт воспитания ребенка с синдромом Дауна более «благодарный», чем в большинстве обычных случаев.

Связь с обществом. Проводившиеся исследования касаются нескольких аспектов этой связи.

1. Ценности сообщества. В глазах общественности появление в семье ребенка с синдромом Дауна – это чаще всего трагедия.

Читайте также:  В каких случаях рождается ребенок с синдромом дауна

2. Ранняя помощь. Выявлено 5 положительных эффектов, которые ранняя помощь оказывает на функционирование семьи (а не только на развитие ребенка):

  1. семья понимает, каковы сильные стороны ребенка, способности и особые потребности;
  2. родители узнают о своих правах и эффективно защищают интересы ребенка;
  3. семья получает уверенность в том, что помогает ребенку развиваться;
  4. семья ощущает присутствие системы поддержки;
  5. семья узнает о нужных услугах, которыми располагает местное общество, и добивается доступа к ним.

3. Поддержка со стороны сообщества. Отмечается наличие поддержки со стороны друзей, родственников, врачей, дедушек и бабушек.

4. Занятость. Работа – это не только деньги; но и источник связей с другими членами общества, и арена для демонстрации своей компетентности вне рамок роли родителя. При изучении ситуации с работающими мамами выяснилось, что бремя воспитания ребенка с синдромом Дауна не оказывает значительного влияния на качество их работы, а лишь приводит к более частому вынужденному отсутствию.

5. Психологическая помощь семье. Исследований, касающихся прямого вмешательства, направленного на снижение стресса и улучшение благополучия родителей детей с синдромом Дауна, пока мало.

Что нам еще предстоит узнать?

Авторы обзора обозначили ряд вопросов, которые важно прояснить для получения более точной картины положения семей, воспитывающих детей с синдромом Дауна, и оказания им должной поддержки:

  1. Необходимо выяснить связь фенотипических особенностей ребенка не только с поведением родителей по отношению к нему (которое, вероятно, отражается на его развитии), но и с тем, как семья приспосабливается к данной ситуации.
  2. Важно уделить больше внимания изучению роли пап и получению информации непосредственно от них.
  3. При изучении негативных и позитивных сторон жизни семьи необходимо следить за соблюдением баланса.
  4. Темой исследований должна стать и роль бабушек и дедушек, восприятие ими ситуации и его изменение во времени.
  5. Необходимы лонгитюдные исследования опыта сиблингов.
  6. Когда ребенок становится старше, нагрузка на родителей возрастает, поэтому в этот период следует пристальнее вглядеться в проблемы семей. Не менее важно внимательно изучить, что происходит в семьях, в которых дети имеют сочетанный дефект.
  7. Важно изучить влияние несовпадения ценностей семьи и общества и больше внимания уделить исследованиям в области кросс-культурной психологии. Это поможет больше узнать о путях адаптации семьи к ситуации воспитания ребенка с синдромом Дауна.
  8. Требуется изучение взаимосвязи между занятостью матери, ее родительской нагрузкой и ожиданиями от нее как работника.
  9. Полезно провести тщательное исследование стратегий, используемых семьей в разных обстоятельствах для разрешения встающих перед ней проблем.
  10. Предлагается также расширить спектр методологических подходов к исследованиям; сделать больший акцент на проведение демографических (популяционных) исследований, способных обеспечить более полный охват интересующей нас категории семей; придать большее значение лонгитюдным исследованиям.

Источник

Косарева Анастасия Александровна,Магистрант,ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет»nastyaturina2@mail.ru

Особенности детскородительских отношений в семьях, воспитывающих детейс синдромом Дауна

Аннотация.Статья посвящена анализу проблемы особенностейдетскородительских отношений в семьях, воспитывающих детей с синдромом Дауна. Представлены характеристики гармоничныхи дисфункциональныхсемей,типичные семейныероли, стили семейного воспитания. Рассмотреныкризисные состояния и переживания родителей, а также основные социальные проблемы семей, имеющих ребёнка с синдромом Дауна. Ключевые слова: синдром Дауна, семья,детскородительские отношения.

В настоящее время постатистике Всемирной организации здравоохранения, с диагнозом «синдром Дауна» рождается каждый 700800й младенец в мире.Синдром Дауна–генетическое заболевание, врожденное нарушение развития, которое проявляется умственной отсталостью, нарушением ростакостей и другими физическими аномалиями.В повседневной жизни родители детей с синдромом Дауна сталкиваются с множеством проблем. С одной стороны, они испытывают трудности при выборе воспитательных и образовательных средств воздействия на своих детей, а сдругой глубокие, внутренние психологические проблемы, обусловленные рождением в семье «солнечного» ребенка[7].Именно эти проблемы не позволяют им оптимально организовать межличностные отношения внутри семьи (как между членами семьи, так и отдельно между супругами), а также с окружающими.Социальнопсихологический портрет таких семей показал явное неблагополучие: от 30% до 60% семей распадаются (ЯнушанецН.Ю., 2006; Ермолаева Ю.Н., 2008;КузнецоваО.В., 2008), часть семей существует с деформированныммежличностными отношениями (30%), сохраняя семью формально —«ради ребенка с синдромом Дауна» (БезухС.М., Лебедева С.С., 2006).Каждая семья сталкивается с рядом проблем:

трудное материальное положение семьи;

ухудшение состояния здоровья населения вследствие недоедания, плохой экологии, от качества продуктов питания;

злоупотребление алкоголем и наркотиками;

жестокое обращение с детьми и другими членами семьи;

антиобщественный образ жизни, правонарушения и скандалы;

социальное сиротство –это явления устранения или неучастия в выполнении родительских обязанностей –искажение родительского поведения [3]. Перечисленныепроблемы оказываютнегативное влияние внутрисемейныеотношения:искажая психологический климат,деформируяотношения между супругамииотношение родителей к детям, депривируя степень свободы ребёнка в семье и др.Рассмотрим психологические конструкты, характеризующие детскородительские отношения в семьях, воспитывающих детей с синдромом Дауна. Одна из распространенных типологий делит семьи нагармоничныеи дисфункциональные:

члены гармоничной семьи:быстро и адекватно реагируют на изменение внешней и внутренней ситуации: результат позитивное изменение в семье, рост и креативность ее членов; втаких семьях притяжение между родителями; подсистемы имеют четкие границы. Дисфункциональнаясемья

семья, которая не обеспечивает личностного роста каждого из своих членов. Это семейные системы, которые пытаются сохранить привычные стереотипы взаимодействия вне зависимости от изменения внешних условий;родительские позиции неадекватны, утрачивают гибкость, становятся повышенно устойчивыми, неизменчивыми. Учитывая взаимозависимость отношений в семье, их описывают через те роли, которые выполняет ребенок [10].По мнению А. С. Спиваковской, роль ребенка можно четко выделить в дисгармоничной семье, где относятся друг к другу шаблонно, стереотипно. Роль определяется, как некий набор шаблонов поведения по отношению к ребенку в семье, как сочетание чувств, ожиданий, оценок, адресованных ребенку от взрослых членов семьи [5].

Наиболее типичны четыре роли: «любимчик», «беби», «козел отпущения», «примиритель», представлены в таблице.Таблица 1

РолиХарактеристика ролей«Любимчик»Возникает тогда, когда родители не испытываютдруг к другу никаких чувств, всю свою заботу перекладывают на ребёнка.«Бэби»При сильной близости супругов друг к другу ребенок остается в семье только ребенком, с очень ограниченными правами.«Козёл отпущения»Возникает в семье, когда супружеские проблемы родителей, взаимное недовольство друг другомпереходит на ребенка, он отводит на себя негативные эмоции родителей, которые на самом деле они испытывают друг к другу.«Примиритель»Вынужден играть роль взрослого, регулировать и устранять супружеские конфликты, и таким образом занимает важнейшее место в структуре семьи.

Читайте также:  Развитие детей с синдромом дауна

А. С. Спиваковская,выделяет следующие типывоспитания:

1.Семьи, в которых отношения строятся на основе любви и принятия. Обобщенная формула родительского воспитания выражается утверждением: «Ребенок –центр моих интересов». В поведении родителей отмечаются нежное отношениек детям, разнообразные занятия с ними,забота об их жизни и воспитании. 2.Семьи, в которых отношения строятся на неприятии и отторжении ребенка. Обобщенная формула родительского отношения формулируется так: «Я ненавижу этого ребенка, не буду о нем заботиться, беспокоиться». В поведении родителей проявляется невнимательность к ребенку, жестокость и желание как можно меньше общаться с ним[4]. В исследованиях А. Т. Шмелева и Т. М. Афанасьева, представленыдва крайних типа –чрезмерная опека и излишняя требовательность:

1.Отношения по типу чрезмерной опеки характеризуются следующей родительской установкой: «Я всёсделаю для ребенка, полностью посвящаю ему своё время». В поведении родителей полное попустительство сочетается с чрезмерной опекой. 2.Отношение по типу излишней требовательности. Установка родителей может быть выражена утверждением: «Нехочу воспринимать ребенка такого, какой есть». В воспитании усилена критика ребенка, отсутствуют похвалы, поощрения[9].Во многих исследованиях при описании типовсемейного воспитания,главной являетсяоценка воспитания не в одном, а одновременно в нескольких аспектах. Поведениеродителя представляется в системе координат, одна из осей которых отражает эмоциональный аспект отношения к ребенку, а другая –поведенческий. Комбинации крайних значений дают четыре типа воспитания: 1.теплое ограничивающее воспитание, которое характеризуется эмоционально ярким отношением к ребенку с излишним контролем за его поведением; 2.теплое отношение к ребенку в сочетании с предоставлением ему самостоятельности и инициативы; 3.холодное разрешающее воспитание, при котором некоторая холодность к ребенку, недостаточность родительских чувств сочетаются с предоставлением ему достаточной свободы;

4.холодное ограничивающее воспитание, которое приводит к постоянной критике ребенка, к придиркам, а иногда и преследованию любого самостоятельного поступка [2].Д. Баумриндомв 1970х г.г.была предложена типологиястилей семейного воспитания, содержательно описывающаятри основных стиля: 1. Авторитарный стиль(«автократический», «диктат», «доминирование») —все решения принимают родители, они ограничивают самостоятельность ребенка, не считают нужным както обосновывать свои требования, сопровождая их жестким контролем, суровыми запретами, физическими наказаниями. При таком воспитании у детей формируется лишь механизм внешнего контроля, основанный на чувстве вины или страха перед наказанием, и как только угроза наказания извне исчезает, поведение может стать неуправляемым. При данном стиле семейного воспитания, отношения исключают душевную близость с детьми.

2. Демократический стиль –(«авторитетный», «сотрудничество») —родители поощряют личную ответственность и самостоятельность своих детей в соответствии с их возрастными возможностями. Родители требуют от детей осмысленного поведения и стараются помочь им, чутко относясь к их запросам. Дети включены в обсуждение семейных проблем, участвуют в принятии решений, выслушивают и обсуждают мнение и советы родителей. Родители требуют от детей осмысленного поведения и стараются помочь им, чутко относясь к их запросам. При этом родители проявляют твердость, заботятся о справедливости и последовательном соблюдении дисциплины. 3. Попустительский стиль(«либеральный», «снисходительный», «гипоопека») –ребенок должным образом не направляется, практически не знает запретов и ограничений со стороны родителей или не выполняет указаний родителей, для которых характерно неумение, неспособность или нежелание руководить детьми [1]. Позднее были выделены и другие стили семейного воспитания:

1.Хаотический стиль(непоследовательное руководство) —это отсутствие единого подхода к воспитанию, когда нет ясно выраженных, определенных, конкретных требований к ребенку или наблюдаются противоречия, разногласия в выборе воспитательных средств между родителями. При таком стиле воспитания не удовлетворяется одна из важных базовых потребностей личности —потребность в стабильности и упорядоченности окружающего мира, наличии четких ориентиров в поведении и оценках. 2.Опекающий стиль(гиперопека, концентрация внимания на ребенке) —стремление постоянно быть около ребенка, решать за него все возникающие проблемы. Родители бдительно следят за поведением ребенка, ограничивают его самостоятельность, тревожатся, что с ним может чтото произойти. Несмотря на внешнюю заботу, опекающий стиль воспитания приводит, с одной стороны, к чрезмерному преувеличению собственной значимости у ребенка, с другой —к формированию у него тревожности, беспомощности, запаздыванию социальной зрелости [8].Все вышеизложенные стили семейного воспитания будут отражаться на функционировании семьи, М. Боуэн в своей теории семейных систем выдвигает восемь концептов, описывающих семейные системы:1. Уровень дифференциацииЯ определяет людей по степени слияния / дифференциации эмоционального и интеллектуального функционирования личности. Какой бы ни был интеллект, он подчиняется эмоциям; в межличностных отношениях и личной жизни поведение полностью контролируется эмоциями; человек зависим от окружающих и ситуации, слабо адаптивен; легко приобретает дисфункции и с трудом восстанавливается. 2. Треугольник как эмоциональная конфигурация из трех человек, молекула или базисный блок любой эмоциональной системы, будь то семья или любая другая группа, а такжекак единица анализа семейной системы. Треугольник ― минимальная устойчивая единица коммуникации. Все диады в треугольнике взаимосвязаны. В период покоя (низкий уровень тревоги в системе) треугольник состоит из двух комфортно близких друг другу людей и третьего, ощущающего себя менее комфортноаутсайдера, позиция которого во время стресса наиболее предпочтительна. 3. Нуклеарная семья (супруги и их дети) как эмоциональная система: базисные паттерны эмоционального взаимодействия в семье на уровне одного поколения, воспроизводят паттерны прошлых поколений и будут воспроизведены в последующих.Люди выбирают брачных партнеров, имеющих сходный с ними уровень дифференциации.4. Процесс семейной проекции: универсальный процесс, через который родительская недифференцированность наносит вред и приводит к ухудшению состояния одного или более детей, действующих в треугольнике отецматьребенок.Тревога родителей, вызвана эмоциональными проблемами с расширенной семьей, социальными обстоятельствами. Ребенок реагирует повышенной тревожностью на тревогу родителей (особенно матери), и это ошибочно воспринимается как проблема самого ребенка. Периодически этот процесс может проявляться в стрессовые периоды для семьи и в ключевые моменты жизненного цикла в различных формах нарушений поведения ребенка, его здоровья, взаимоотношений между членами семьи. 5. Межпоколенный процесс проекции в семье проходит через многие поколенияпутем использования членами старшего поколения триангулированияв свои отношения младших членов семьи. Ребенок, бывший объектом проекции своих родителей, будет реализовывать в собственной нуклеарной семье аналогичный треугольник отношений с супругом и детьми. 6. Сиблинговая позиция определяет основные характеристики поведения взрослой личности в соответствии с позицией ее как сиблинга: очередность рождения, количество братьев и сестер, место среди них.Сиблинги, принимающие о себе заботу братьев сестер или подчиняющиеся, в браке занимают ту же позицию в отношении супруга. Таким образом, брак в некоторых ракурсах больше похож на отношения между братьямисестрами, чем на отношения между родителями и детьми (KleverPh.,1986).7. Эмоциональный разрыв это не только изоляция, уход в себя, бегство или отрицание важности родительской семьи, но и способ отделения себя от прошлых отношений и способность начать новые и жить в настоящем, строя будущее, не обремененное проблемами прошлого. 8. Социальная регрессия: эмоциональные проблемы и процессы в обществе подобны тем, что происходят в семье [4]. Данные теории отражают функционирование семейной системы, раскрывают понятия об уровне дифференциации Я, о треугольнике, как об эмоциональной конфигурации, о нуклеарной, о процессе семейной проекции, о сиблинговых позициях и. т. д. Помимоконцептов, описывающих семейные системы, можно выделить несколькоформ отношенийродителей к своим детям, имеющим проблемы в развитии (синдром Дауна):

Читайте также:  Синдром тонкой кишки у новорожденных

1.Родители стесняются неполноценности своего ребенка, гиперопекаютего, могут прятать от людей, не посещают общественные места, лишая его жизненных впечатлений. Ребенок развивается медленно, не чувствует себя спокойным и в безопасности, он замыкается, появляется неуверенность в себе. 2.Родители ошибочно считают себя виновными в состоянии ребенка, настаивают на проведении самых неразумных методов «лечения», которые только расстраивают ребенка, не приносят ему никакой пользы. 3. Родители могут постепенно приходить к выводу о безнадежности состояния ребенка, «опускают руки», отказывают в проявлении к нему какихлибо знаков внимания, любви. Часто такие родители отказываются от воспитания ребенка, передавая его на попечение государства (в детский дом или интернат). Если ребенок продолжает воспитываться в семье, то его либо обижают, либо перестают обращать внимание на ребёнка. У ребенка появляется негативизм, подавленное настроение, немотивированное упрямство. 4. Не желая примириться с неполноценностью ребенка, родители преувеличивают его возможности, не хотят замечать недостатков, предъявляют к нему завышенные требования. Постоянное давление делает ребенка упрямым и раздражительным, нервным. 5. Родители принимают ребенка таким, каков он есть, не ограничивают круг его общения. Ребенок чувствует себя уверенно, счастливо, воспринимая себя таким, как все [6].

На функционирование семьи, воспитывающей ребенка с синдромом Дауна, оказывает влияниефазы адаптации к новой жизненной ситуации (в нашем случае рождение ребёнка с синдромом Дауна), E. Schuchardt (1979)со свойственными для них кризисными состояниями и переживаниями родителей:1. Неизвестность, неопределенность. Состояние панического ужаса перед неизвестным, переживание шока, ощущение того, что рушится привычная “нормальная” жизнь.

2. Известность, определенность. Противоречиемежду пониманием проблемы на рациональном уровне и ее отрицанием на уровне эмоций и чувств.

З. Агрессия. Проявление негативных чувств в виде эмоциональных реакций, в результате чего возникает агрессия, направленная на окружающий мир.

4. Активная хаотичная деятельность. Попытка овладеть безвыходной ситуацией с помощью имеющихся средств. Выделяются две основные стратегии такого поведения: поиск медицинского “светилы”, врачаволшебника и поиск чудесного исцеления путем прямого обращения к Богу. 5. Депрессия. Переживание чувств безысходности, апатии и отчаяния в связи с безуспешностью усилий, предпринятых на предыдущем этапе.

6. Принятие факта нарушения развития. Обретение нового смысла жизни.

7. Активизация. Высвобождение сил, вследствие принятия факта нарушения развития, которые раньше уходили на борьбу и отрицание, и активное построение и осуществление жизненных планов.

8. Солидарность. Объединение с другими родителями, имеющими аналогичные трудности.

Таким образом, в статье представлены типологии семьи (гармоничная и дисфункциональная); выделены стили и типы семейного воспитания; выдвинуты восемь концептов, описывающих семейные системы, выделены несколько форм отношений родителей к своим детям, имеющим проблемы в развитии (синдром Дауна); представлены кризисные состояния и переживания родителей, как фазы адаптации к новой жизненной ситуации (в нашем случае рождение ребёнка с синдромом Дауна); описана модель поведения семьи в переживаемых ею критических состояниях.Перечисленные конструкты характеризуют особенности детскородительских отношений в семьях, отражая степень благополучиянеблагополучия в ней ребенка.

Ссылки на источники1.Азаров Ю.П. «Семейная педагогика», М. : изд. «Политической литературы», 1987г2.Варга А.Я. О двух подходах к изучению родительского поведения. / Психологопедагогические проблемы деятельности и общения школьников. М.: Просвещение, 1985. 180 с.3.Гуров,В.Н. Социальная работа образовательных учреждений с семьей. –М., 2005.4.Манухина,Н.М. Созависимость глазами системного психотерапевта. ― М.: Независимая фирма «Класс», 2009. ― 280 с.5.Минияров В. М. Психология семейного воспитания (диагностикокоррекционный аспект). –М.: Московский психологосоциальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000.—256 с. (Серия «Библиотека школьного психолога»).6.Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов.6е изд., стереотип. –М.: Издательский центр «Академия», 2000. –456с.7.Ткачева, В.В. Психокоррекционная работа с матерями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии. М.: Гном Пресс, 1999. 64 с.8.Фомина Л. К. Понятие и типы детскородительских отношений // Молодой ученый. —2014. —№2. С. 704707.9.Шмелев А.Г. Острые углы семейного круга (Психология обыденной жизни). –М.: Знание, 1986. –96с.10.Эйдемиллер, Э. Г., Юстицкис, В. Психология и психотерапия семьи. 4еизд. –СПб.: Питер, 2008. –672 с.

Источник