Отставание в развитии код мкб

Расстройства, включенные в этот блок, имеют общие черты: а) начало обязательно в младенческом или детском возрасте; б) нарушение или задержка развития функций, тесно связанных с биологическим созреванием центральной нервной системы; в) устойчивое течение без ремиссий и рецидивов. В большинстве случаев страдают речь, зрительно-пространственные навыки и двигательная координация. Обычно задержка или нарушение, проявившиеся настолько рано, насколько возможно было их достоверно обнаружить, будут прогрессивно уменьшаться по мере взросления ребенка, хотя более легкая недостаточность часто сохраняется и в зрелом возрасте.
Расстройства, при которых нормальный характер приобретения языковых навыков страдает уже на ранних стадиях развития. Эти состояния непосредственно не соотносятся с нарушениями неврологических или речевых механизмов, сенсорной недостаточностью, умственной отсталостью или факторами окружающей среды. Специфические расстройства развития речи и языка часто сопровождаются смежными проблемами, такими, как трудности при чтении, правописании и произношении слов, нарушения межличностных отношений, эмоциональные и поведенческие расстройства.
Расстройства, при которых нормальные показатели приобретения учебных навыков нарушены, начиная с ранних стадий развития. Такое нарушение не является просто следствием отсутствия возможности обучаться или исключительно результатом умственной отсталости и не обусловлено полученной травмой или перенесенной болезнью головного мозга.
F82
Специфические расстройства развития моторной функции
Расстройство, главной чертой которого является значительное снижение развития моторной координации и которое не может быть объяснено исключительно обычным интеллектуальным отставанием или каким-либо специфическим врожденным или приобретенным неврологическим нарушением. Однако в большинстве случаев тщательное клиническое обследование выявляет признаки незрелости неврологического развития, такие, как хорееподобные движения конечностей в свободном положении, отражательные движения, другие признаки, связанные с особенностями моторики, а также симптомы нарушения тонкой и более грубой моторной координации.
Синдром неуклюжего ребенка
Связанное(ая) с развитием:
- нарушение координации
- диспраксия
Исключены:
- нарушения походки и подвижности (R26.-)
- нарушение координации (R27.-)
- нарушение координации вторичное по отношению к умственной отсталости (F70-F79)
F83
Смешанные специфические расстройства психологического развития
В эту остаточную рубрику собраны нарушения, представляющие собой сочетание специфических расстройств развития речи и языка, учебных навыков и моторики, при которых дефекты выражены в равной степени, что не позволяет вычленить какой-либо из них как основной диагноз. Эту рубрику следует использовать лишь тогда, когда имеет место выраженное переплетение этих специфических расстройств развития. Эти нарушения обычно, но не всегда связаны с определенной степенью общей недостаточности познавательных функций. Таким образом, данную рубрику следует использовать в тех случаях, когда имеется сочетание дисфункций, отвечающих критериям двух или более рубрик: F80.-; F81.- и F82.
Группа расстройств, характеризующихся качественными отклонениями в социальных взаимодействиях и показателях коммуникабельности, а также ограниченным, стереотипным, повторяющимся комплексом интересов и действий. Эти качественные отклонения являются общей характерной чертой деятельности индивида во всех ситуациях.
При необходимости идентифицировать связанные с данными нарушениями заболевания или умственную отсталость используют дополнительный код.
F88
Другие расстройства психологического развития
Агнозия развития
F89
Расстройство психологического развития неуточненное
Нарушение развития БДУ
Источник
Рубрика МКБ-10: R62.8
МКБ-10 / R00-R99 КЛАСС XVIII Симптомы, признаки и отклонения от нормы, выявленные при клинических и лабораторных исследованиях, не классифицированные в других рубриках / R50-R69 Общие симптомы и признаки / R62 Отсутствие ожидаемого нормального физиологического развития
Определение и общие сведения[править]
Гипотрофия
Синонимы: снижение прибавки массы тела и отставание в росте
Гипотрофия – хроническое расстройство питания, характеризующееся дефицитом массы по отношению к росту. В настоящее время для обозначения этого состояния все чаще употребляются термины: белково-энергетическая недостаточность, синдром недостаточности питания.
В анамнезе детей с гипотрофией есть указания на неблагоприятное течение внутриутробного и неонатального периода, наличие врожденных заболеваний и аномалий развития, дефекты вскармливания и выхаживания, хронические заболевания, внутриутробные инфекции, токсические (пищевые, бытовые, лекарственные) поражения.
По времени возникновения различают пренатальную (внутриутробную, врожденную) и постнатальную (приобретенную) гипотрофию.
По степени тяжести выделяют гипотрофию первой, второй и третьей степени. При гипотрофии I степени дефицит фактической массы по отношению к долженствующей с учетом роста ребенка составляет 10-20%, при II степени – 20-30%, при III степени – больше 30%.
Период заболевания: начальный, прогрессирования, реконвалесценции.
Первичные гипотрофии имеют в своей основе белково-энергетическую недостаточность. Вторичные гипотрофии сопровождают врожденные и приобретенные заболевания.
Гипостатура – вариант дистрофии с равномерным отставанием массы тела и роста от возрастных норм.
Этиология и патогенез[править]
Факторы, предрасполагающие к развитию гипотрофии в постнатальном периоде
Эндогенные факторы:
- Врожденные пороки развития (сердечнососудистой системы, ЖКТ, центральной нервной системы, мочеполовой системы, печени);
- Врожденные или приобретенные поражения ЦНС (церебральная ишемия, перинатальное поражение нервной системы, внутричерепные кровоизлияния);
- Синдромы мальабсорбции (при лактаз-ной недостаточности, целиакии, муковисцидозе и т.д.);
- Наследственные иммунодефициты;
- Эндокринные заболевания и др.;
- Наследственные нарушения обмена веществ.
Экзогенные факторы:
- Алиментарные (количественный и качественный недокорм, раннее искусственное вскармливание неадаптированными молочными смесями, неправильное и несвоевременное введение прикорма, нарушение режима вскармливания и дефекты ухода);
- Хроническое течение алиментарно-зависимых заболеваний (анемия, рахит, дисбактериоз кишечника и др.);
- Тяжелые инфекционные заболевания;
- Тяжелая хроническая патология.
Клинические проявления[править]
Гипотрофия I степени проявляется умеренным похуданием ребенка (дефицит массы тела 10-20%), что выражается в истончении подкожного жирового слоя, прежде всего на туловище. У детей отмечается бледность кожных покровов и слизистых оболочек, снижение тургора тканей и мышечного тонуса. Рост не нарушается. Аппетит и стул обычно остаются нормальными. Функции внутренних органов и психомоторное развитие не изменяются.
При гипотрофии II степени заметно ухудшается состояние ребенка. Кожные покровы приобретают сероватый оттенок, становятся сухими. Из-за низкой эластичности кожа легко собирается в складки, особенно на внутренней поверхности бедер. Тургор тканей и тонус мышц снижены. Подкожный жировой слой отсутствует на туловище и конечностях. Дефицит массы (20-30%) сопровождается отставанием в росте на 1-3 см. У детей плохой аппетит, снижена толерантность к пище. Они раздражительны или беспокойны. Обращают на себя внимание задержка в психомоторном развитии. У больных легко возникают инфекционновоспалительные очаги в ушах, зеве, легких. Часто наблюдается анемия. Характер стула зависит от особенностей питания.
При гипотрофии III степени состояние ребенка тяжелое. Подкожный жировой слой отсутствует везде, даже на лице (дефицит массы тела более 30%). Лицо треугольной формы («лицо Вольтера»). Кожа с сероватоцианотичным оттенком, сухая, иногда с трещинами. Эластичность кожи и тургор тканей резко снижены. Может появиться пастозность тканей. Дефицит роста достигает 4-6 см. У многих детей имеются признаки стоматита, молочницы. Функции внутренних органов (легких, сердца, печени, почек) значительно нарушены. Аппетит отсутствует, отмечается выраженная жажда. Терморегуляция расстроена. У больных часто возникают гнойно-воспалительные очаги, могут развиваться септические состояния. Стул «голодный». Значительно угнетены функции центральной нервной системы.
Другие виды задержки ожидаемого нормального физиологического развития: Диагностика[править]
Для диагностики гипотрофии исследуют следующие показатели: общий анализ крови, протеинограмму, активность щелочной фосфатазы в сыворотке крови, иммунный статус, эндокринный профиль. Проводят копрологическое и микробиологическое исследование кала.
Дифференциальный диагноз[править]
Другие виды задержки ожидаемого нормального физиологического развития: Лечение[править]
Гипотрофию I степени лечат амбулаторно. Лечение включает диетотерапию, создание рационального режима, санацию очагов инфекции, лечение рахита, анемии и другой сопутствующей патологии.
Лечение гипотрофии II и III степени следует проводить в стационаре.
Большое внимание уделяется ферментотерапии. Используется панкреатин (креон, панзинорм), абомин, фестал и другие ферменты. Назначаются препараты, обладающие анаболическим эффектом: инозин, оротат калия, L-карнитин, ципрогептадин, анаболические гормоны (последние под контролем костного возраста). Среди лекарственных негормональных средств с анаболическим эффектом особое место занимают препараты, содержащие L-карнитин. Препарат применяется за 30 мин до еды детям до 1 года по 0,03-0,075 г 3 раза в сутки, от 1 года до 6 лет – по 0,1 г 2-3 раза в сутки. Продолжительность курса – 1 мес.
При сопутствующем дисбиозе кишечника применяются биопрепараты. В комплексном лечении этих детей используются витамины.
Профилактика[править]
Прочее[править]
Психогенная задержка физического развития
Этиология и патогенез
К факторам риска относится
«трудный» характер, разлука с родителями, плохие
взаимоотношения с родителями, эмоциональный
стресс. В основе заболевания лежит не какая-либо
одна причина, органическая или функциональная, а
сочетание социальных, психологических и
физиологических факторов.
Диагностика
а. На
основании анамнеза и физикального исследования
исключают органические причины задержки
физического развития, которые можно заподозрить
при врожденных аномалиях, внутриутробной
задержке развития, недоношенности, соматических
заболеваниях. Нередко отмечаются смешанные,
органические и функциональные, нарушения.
б. Выясняют
динамику физического развития, анализируя
данные об изменении веса, роста и окружности
головы. Как правило, отставание в весе
предшествует отставанию в росте и в окружности
головы. Недоношенные с весом, соответствующим
гестационному возрасту, развиваются нормально.
Для недоношенных в диаграммы роста и веса вносят
поправки до 2-летнего возраста. Примерно у 35%
детей с внутриутробной задержкой развития
показатели физического развития в возрасте
4 лет оказываются ниже 5-го процентиля.
в. Выясняют
качество ухода за ребенком. Задержка физического
развития часто встречается в бедных,
неблагополучных семьях; при депрессии у
родителей, недостатке общения и при утрате
родителей.
г. Причины
задержки физического развития могут крыться в
отношениях между ребенком и родителями. Поэтому
следует понаблюдать за ними в различных
ситуациях (в том числе при кормлении).
д. Оценивают
психическое развитие (в том числе общительность).
е. Быстрое
увеличение веса сразу после госпитализации
свидетельствует в пользу психогенной задержки
физического развития, хотя отсутствие прибавки
веса не означает, что ребенок страдает
органическим заболеванием.
3. Для
постановки диагноза необходимо доказать, что
причиной задержки физического развития служат
отказ от пищи или крайняя привередливость в еде,
обусловленные плохими взаимоотношениями с
родителями (от полной заброшенности ребенка до
чрезмерной опеки).
Лечение
а. Лечат
истощение и сопутствующие заболевания.
Исключают анемию и отравление свинцом.
б. Устраняют
причины задержки физического развития. К
выявлению и устранению этих причин нужно активно
привлекать родителей.
в. Иногда
достаточно улучшить уход за ребенком. В других
случаях неадекватные реакции на пищу и кормление
поддаются поведенческой или семейной терапии.
г. Используют
специальные программы стимуляции развития
грудных детей.
д. Детям
с задержкой физического развития необходимо
длительное наблюдение, позволяющее выявить
поведенческие расстройства, школьную
неуспеваемость, задержку развития
познавательных способностей.
Источники (ссылки)[править]
Поликлиническая и неотложная педиатрия [Электронный ресурс] : учеб. / под ред. А. С. Калмыковой – М. : ГЭОТАР-Медиа, 2013.
Руководство участкового педиатра [Электронный ресурс] / под ред. Т.Г. Авдеевой – М. : ГЭОТАР-Медиа, 2014.
Дополнительная литература (рекомендуемая)[править]
Действующие вещества[править]
Источник
Связанные заболевания и их лечение
Описания заболеваний
Национальные рекомендации по лечению
Стандарты мед. помощи
Содержание
- Описание
- Дополнительные факты
- Симптомы
- Причины
- Классификация
- Характерные особенности
- Диагностика
- Лечение
- Прогноз
- Профилактика
Названия
Название: Задержка психического развития (ЗПР).
Задержка психического развития (ЗПР)
Описание
Задержка психического развития (ZPR). Это временная задержка развития психических процессов и незрелости эмоционально-волевой сферы у детей, которая потенциально может быть преодолена с помощью специально организованного обучения и воспитания. Умственная отсталость характеризуется недостаточным уровнем развития двигательных навыков, языка, внимания, памяти, мышления, регуляции и саморегуляции поведения, примитивности и нестабильности эмоций, плохой успеваемости в школе. Диагноз ZPR совместно диагностируется комиссией медицинских специалистов, педагогов и психологов. Дети с умственной отсталостью нуждаются в специально организованном коррекционном развитии, образовании и медицинской поддержке.
Дополнительные факты
Умственная отсталость (MDP) является обратимым нарушением интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы, сопровождающейся специфическими трудностями в обучении. Число лиц с умственной отсталостью достигает 15-16% в детской популяции. ЗПР является скорее психолого-педагогической категорией, однако он может основываться на органических расстройствах, поэтому это условие также учитывается медицинскими дисциплинами – прежде всего педиатрией и детской неврологией.
Поскольку развитие различных психических функций у детей происходит неравномерно, обычно вывод «умственная отсталость» устанавливается для дошкольников не ранее, чем через 4-5 лет, а на практике чаще в процессе обучения.
Задержка психического развития (ЗПР)
Симптомы
Ассоциированные симптомы: Аграмматизм. Агрессивность. Запинки в речи. Искажение звуков. Клонические судороги. Сигматизм. Эмоциональная лабильность. Эхолалия.
Причины
Этиологическая основа RPR состоит из биологических и социально-психологических факторов, приводящих к задержке интеллектуального и эмоционального развития ребенка.
1. Биологические факторы (грубое органическое повреждение центральной нервной системы локальной природы и его остаточные эффекты) вызывают нарушение созревания различных частей мозга, которое сопровождается частичным нарушением психического развития и умственной деятельности. Среди причин биологической природы, действующих в перинатальном периоде и вызывающих задержку психического развития, наиболее важными являются:
• патология беременности (тяжелый токсикоз, резус-конфликт, гипоксия плода и т. Д. ).
• тяжелые соматические заболевания ребенка (гипотрофия, грипп, нейроинфекция, рахит), черепно-мозговые травмы, эпилепсия и эпилептическая энцефалопатия и т. Д. , Возникающие в послеродовом периоде и в раннем детстве.
• ЗПР иногда бывает наследственным и диагностируется из поколения в поколение в некоторых семьях.
2. Умственная отсталость может возникать под влиянием (социальных) факторов окружающей среды, но это не исключает наличия первоначальной органической основы расстройства. Чаще всего дети с СЛР растут в условиях гипо-опеки (безнадзорности) или гипер-опеки, авторитарного характера образования, социального неблагополучия, отсутствия общения со сверстниками и взрослыми.
Задержка умственного развития вторичной природы может развиться с ранним нарушением слуха и зрения, нарушениями речи из-за выраженного дефицита сенсорной информации и общения.
Классификация
Группа умственно отсталых детей неоднородна. В специальной психологии было предложено много классификаций умственной отсталости. Рассмотрим этиопатогенетическую классификацию, предложенную К. С. Лебединской, в которой выделяются 4 клинических типа ЗПР.
• ЗПР конституционного происхождения обусловлен замедлением созревания центральной нервной системы. Характеризуется гармоничным психическим и психофизическим инфантилизмом. С психическим инфантилизмом ребенок ведет себя как младший; с психофизическим инфантилизмом страдают эмоционально-добровольная сфера и физическое развитие. Антропометрические данные и поведение этих детей не соответствуют хронологическому возрасту. Они эмоционально лабильны, непосредственны, характеризуются недостаточным вниманием и памятью. Даже в школьном возрасте их игровые интересы преобладают.
• ЗПР соматогенного происхождения вызван тяжелыми и длительными соматическими заболеваниями маленького ребенка, неизбежно задерживающими созревание и развитие центральной нервной системы. В анамнезе дети с соматогенной задержкой психического развития, бронхиальной астмой, хронической диспепсией, почечной и сердечно-сосудистой недостаточностью, пневмонией и часто встречаются; Как правило, таких детей длительное время лечат в больницах, что также вызывает сенсорную депривацию. ОРП соматогенного генеза проявляется астеническим синдромом, плохой успеваемостью ребенка, меньшей памятью, поверхностным вниманием, плохим формированием навыков деятельности, гиперактивностью или летаргией во время переутомления.
• СЛР психогенного генеза вызвана неблагоприятными социальными условиями, в которых живет ребенок (безнадзорность, гиперзащита, жестокое обращение). Недостаток внимания к ребенку приводит к психической нестабильности, импульсивности и задержке умственного развития. Повышенная забота ведет к тому, что у ребенка отсутствует инициатива, эгоцентризм, отсутствие воли и решимости.
• СЛР церебрального органического происхождения встречается наиболее часто. Это вызвано первичным грубым органическим повреждением в мозге. В этом случае нарушения могут затрагивать определенные области психики или проявляться как мозаика в разных областях психики. Задержка умственного развития церебрально-органического генезиса характеризуется отсутствием формирования эмоционально-произвольной сферы и познавательной активности: недостатком жизненности и живости эмоций, низкими требованиями, выраженной внушаемостью, слабой фантазией, двигательной расторможенностью и т. Д.
Характерные особенности
Интеллектуальная сфера.
Интеллектуальные расстройства у детей с ограниченными умственными способностями незначительны, но влияют на все интеллектуальные процессы: восприятие, внимание, память, мышление, речь.
Восприятие ребенка с СЛР фрагментарно, медленно и неточно. Отдельные анализаторы работают полностью, но ребенку трудно создавать целостные образы окружающего их мира. Зрительное восприятие лучше развито, слух – хуже, поэтому объяснение учебного материала для детей с ограниченными интеллектуальными возможностями должно сочетаться с визуальной поддержкой.
Внимание у детей с ограниченными умственными возможностями нестабильно, кратковременно и поверхностно. Все внешние раздражители отвлекают ребенка и привлекают его внимание. Ситуации концентрации, которые фокусируются на чем-то, вызывают трудности. При переутомлении и повышенном стрессе отмечаются признаки гиперактивности и дефицита внимания.
Память у детей с умственной отсталостью характеризуется мозаикой материального запоминания, плохой избирательностью, преобладанием зрительно-образной памяти над словесной и низкой умственной активностью при воспроизведении информации.
У детей с умственной отсталостью визуально более эффективное мышление; образное мышление более нарушено из-за неточного восприятия. Абстрактное логическое мышление невозможно без помощи взрослого. У детей с ЗПР возникают трудности с анализом и синтезом, сравнением, обобщением; невозможно организовать мероприятия, сделать выводы, сформулировать выводы.
Диагностика
Задержка психического развития может быть диагностирована только после полного обследования ребенка психологической, медицинской и образовательной комиссией (PMPC) в качестве детского психолога, логопеда, патолога, педиатра, детского невролога, психиатра, Когда это будет сделано:
• сбор и изучение истории, анализ условий жизни;
• нейропсихологические тесты;
• диагностический речевой тест;
• изучение медицинской документации ребенка;
• беседа с ребенком, изучение интеллектуальных процессов и эмоционально-волевых качеств.
На основании информации о развитии ребенка члены ПМПК делают вывод о наличии умственной отсталости, дают рекомендации по организации обучения и воспитания ребенка в специальные учебные заведения.
Чтобы идентифицировать органический субстрат для умственной отсталости, ребенок должен быть осмотрен медицинскими специалистами, особенно педиатром и детским неврологом. Инструментальная диагностика может включать проведение ЭЭГ, КТ и МРТ головного мозга ребенка и т. Д. Дифференциальный диагноз умственной отсталости следует проводить при олигофрении и аутизме.
Лечение
Работа с детьми с ZPR требует междисциплинарного подхода и активного участия педиатров, детских неврологов, детских психологов, психиатров, логопедов и патологов. Коррекция умственной отсталости должна начинаться с дошкольного возраста и проводиться в течение длительного времени.
Дети с умственной отсталостью должны посещать специализированные дошкольные учреждения (или группы), школы 7 классов или коррекционные классы средней школы. Детали обучения детей с ЗПР включают дозировку учебного материала, зависимость от видимости, многократные повторения, частые изменения в деятельности и использование спасательных технологий.
При работе с такими детьми особое внимание уделяется развитию:
• когнитивные процессы (восприятие, внимание, память, мысль);
• эмоциональная, сенсорная и моторная сферы с помощью игровой терапии, сказочной терапии, художественной терапии для детей.
• коррекция нарушений речи на индивидуальных и групповых логопедических занятиях.
Совместно с учителями коррекционная работа для учащихся с ограниченными интеллектуальными возможностями проводится дефектологами, психологами и социальными педагогами. Медицинское обслуживание детей с ограниченными интеллектуальными возможностями включает медикаментозную терапию на основе выявленных соматических и церебрально-органических нарушений, физиотерапию, лечебную физкультуру, массаж и гидротерапию.
Прогноз
Отставание темпов психического развития ребенка от возрастных норм можно и нужно преодолеть. Дети с умственной отсталостью обучены и при правильно организованной коррекционной работе наблюдается положительное развитие в их развитии. С помощью учителей они могут усваивать знания, навыки, которыми их нормально развивающиеся сверстники самостоятельно овладевают. После окончания школы они могут продолжить обучение в профессионально-технических училищах, колледжах и даже университетах.
Профилактика
Профилактика умственной отсталости у ребенка включает в себя тщательное планирование беременности, предотвращение неблагоприятных воздействий на плод, предотвращение инфекционных и соматических заболеваний у маленьких детей и обеспечение благоприятных условий для образования и развития. Если ребенок отстает в психомоторном развитии, необходимо незамедлительное обследование специалистами и организация корректирующих работ.
Источник