Педагогическая характеристика на ребенка с синдромом аутизма

Педагогическая характеристика на ребенка с синдромом аутизма thumbnail

Наталья Иванова
Вариант написания психолого-педагогической характеристики на ребенка с РАС

Характеристика обучающегося

ФИО ребенка, год рождения

группа

Общие сведения:

– дата поступления в ДОП,

– состав семьи мама – ФИО, папа – ФИО, ребенок; ФИО

– программа обучения :

– форма обучения – очная

– получал ли коррекционно-развивающую помощь педагога-психолога, уч. -логопеда

Информация об условиях и результатах образования ребенка в ОО:

1. Динамика (показатели) эмоционально-личностного развития, моторного, познавательного развития.

Эмоционально-личностное своеобразие отношений:

-специфика отношений со взрослыми, сверстниками

Коммуникацию со взрослыми устанавливает на крайне короткий период. Визуальный контакт нестойкий. Тактильного контакта не избегает, часто является его инициатором.

В общение со сверстниками не вступает. Попытки сверстников вовлечь в совместную игру игнорирует.

Когда постоянно посещает детский сад, настроение всегда бывает хорошим. После длительного отсутствия (по болезни, ребенок плаксивый.

Отношение со сверстниками –

– затруднения в том, что нет диалога, к сверстникам не обращается;

– особенности поведения в свободной, организованной деятельности;

В свободной деятельности ребенок чувствует себя комфортно, играет с игрушками и игрушками-заместителями, наблюдает за играми детей, но чаще играет один. В организованной деятельности может немного принять участие, но быстро переключается и замыкается.

– показатели личностного развития: принимает помощь сверстников и воспитателей, самостоятельно одевается и просит помощи, если что-то не получается, ходит в туалет и моет руки только при указании воспитателя.

2. Динамика (показатели) изменения физического,моторного развития:

Общая моторика: Наблюдается несовершенство общей моторики, общая вялость, неточность движений, нарушена координация движений, затрудняется при необходимости удержать равновесие, испытывает трудности регуляции темпа движений.

Тонка моторика: У ребенка не скоординированы движения пальцев, умение делать мелкие, точные движения на бытовом уровне. Наблюдается несформированность моторных навыков графической деятельности. Ведущая рука правая.

3. Динамика (показатели) познавательного развития,речевого развития:

Отмечается ярко выраженный диссонанс развития: знаком с цифрами, числовой ряд (в пределах первого десятка) выкладывает в правильной последовательности. Инструкции, предложенные в письменной форме, выполняет охотнее, чем вербальные. Знает буквы, но не все. Слоги не читает.

Предложенные задания выполняет крайне избирательно. При попытке педагога привлечь к решению поставленной познавательной задачи,возникновении малейших затруднений проявляет негативные реакции: кричит, разбрасывает игрушки, стремится сломать, разорвать пособия.

Реагирует на обращение по имени. Сложности проведения полноценной логопедической диагностики, т. к. при обращении ребенок отвечает отдельными словами взрослого (эхолалия, либо не проявляет понимания обращенной речи. Нарушено звукопроизношение, темп речи, голос писклявый, речь скандированная.Очень любит звуковые стимуляторы: глюкофон, «шум дождя».

В кабинете логопеда есть любимые игрушки, очень любит настольный театр. Любит наблюдать, как взрослый выстраивает сюжетную линию сказок. Когда играет сам,пользуется речевыми штампами: слова песен, мультфильмов, аутодиалоги. С интересом относится к двигательные упражнения с речевым сопровождением (педагог выполняет движения руками, ногами ребенка). С удовольствием выполняет дыхательную гимнастику( «Подуй на листочки» и т. д.). Быстро утомляем.

Когда устает пытается встать и уйти,при этом выражая негативизм: повторение нефункциональных движений, выражает свой протест вокализациями, аутоэхолалии.

Реакция на поощрение и порицание со стороны педагога не ярко выражена.

4. Динамика (показатели) изменения состояния деятельности (игровой, учебной, продуктивной).

Игровой: Самостоятельная игра сводится к стереотипным действиям с игрушками, игровые действия однообразны, бедны. Использует предметный способ решения игровых задач. Игровые действия эмоционально не окрашены, ролевые высказывания недоступны. В основном играет один с мелкими игрушками, собственной тенью и пальцами.

Продуктивной: Интереса к данной деятельности не проявляет. Орудийные действия не сформированы. Зрительно-двигательная координация формируется в медленном темпе.

5. Динамика освоения программного материала – указывается соответствие объема знаний,умений и навыков требованиям программы с оценкой динамики обученности:

Особенности восприятия:

Основные цвета знает, геометрические формы, величину не знает или путает, не соотносит слово с предметом; испытывает трудности при узнавании объекта; трудности в восприятии сюжетного изображения (сюжет в целом не воспринимает, перечисляет изображенное).

Особенности внимания:

Ребенок не умеет длительно сосредоточиться на каком-либо деле; неспособен к распределению и переключению внимания с одного вида деятельности на другой. Проявляет рассеянное внимания на второстепенное с потерей основного, наблюдаются значительные трудности сосредоточения, недостаточный уровень произвольности внимания.

Читайте также:  Синдром тричера коллинза пластическая операция

Особенности мышления:

Не устанавливает причинно-следственные связи; при выполнении задания нуждается в постоянной опоре на образец, помощь воспитателя; последовательность действий при выполнении задания не устанавливает или устанавливает с помощью; непоследователен и нелогичен в своих суждениях.

Особенности поведения:

Имеют место нарушения поведения. Доминирующие увлечения и интересы слабо выражены. Адекватно относится к родным, сверстникам. Не умеет подчиняться требованиям взрослых.

Особенности эмоционально-волевой сферы:

Ребенок двигательно расторможен, эмоциональные реакции неадекватны, могут проявляться аффективные вспышки, проявляет склонность к отказным реакциям, гневу.

Работоспособность:

Работоспособность низкая. Ребенок утомляем, истощаем, рассеян на занятиях, неусидчив. Наблюдаются резкие колебания работоспособности на протяжении занятия, дня, недели, учебного года; темп работы замедлен.

Отношение к учебной деятельности:

Учебная мотивация не сформирована: во время занятия на слова воспитателя не реагирует; не понимает, что во время занятия надо сидеть, слушать и работать; играет с учебными принадлежностями, как маленький ребенок. Принимает направляющую помощь взрослого. Навыками самообслуживания и трудовыми навыками владеет слабо.

Мальчик нуждается в постоянном контроле со стороны педагога

Исходя из анализа развития ребёнка в период посещения ДОП можно сделать следующий вывод: обучение по общеобразовательной программе у ребенка вызывает сложности; требуется адаптация программы к уровню развития ребёнка.

Дата составления характеристики

Воспитатели:

Педагог-психолог:

Учитель-логопед:

Старший воспитатель:

Источник

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Косулинская средняя общеобразовательная школа №8

624055, Свердловская область, Белоярский район, с. Косулино, ул. Ленина, 80а 8(34377)462-11

Психолого-педагогическая

ХАРАКТЕРИСТИКА

Ребенка-аутиста

на учащегося 1 класса

ХХХХХХХХХХХХХ

ХХХХХХ Александр поступил в МАОУ Косулинскую СОШ №8  01.09.2018 г. в 1Е класс.

До школы посещал «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» в г.Заречный. Был определен в группу компенсирующей направленности для детей со сложным дефектом дошкольного возраста. По направлению ПМПК обучение в настоящее время ведется по программе II вида.

Состав семьи:

мать – ХХХХХ Ольга Владимировна;

отец – ХХХХХ Сергей Юрьевич.

Мальчик из полной семьи. Родители очень внимательны к сыну, заинтересованы в его развитии. Они обеспечивают условия для систематического проведения занятий и приобретают все необходимые учебные и дидактические пособия по рекомендации учителя. Родители обучающегося строго соблюдают расписание и режим занятий. Посещение школы вызывает положительные эмоции у мальчика.

Учебная деятельность:

Александр находится на индивидуальном обучении. Временные рамки урока выдерживает. За время обучения выработался определённый порядок занятий. Саша стал намного усидчивей. Он знает своё учебное место и способен непродолжительное время занятий находиться в учебной позе.

Сопряжённо с учителем выполняет практические задания. Самостоятельно держит в руках карандаш, кисточку, пластилин и производит с ними действия по образцу. Понимает и выполняет обращения учителя.

Отличается хорошей памятью, заучивает легко наизусть небольшие стихотворные произведения, всегда знает место своих вещей, что и куда положил.

Внимание пассивное, рассеянное, неустойчивое, легко отвлекаемое, непроизвольное. Объем внимания недостаточный, неполный.

Очень хорошо развито образное мышление и воображение, мальчик охотно, очень быстро работает с геометрическим материалом и разного вида конструкторами, имеет первоначальные навыки работы на компьютере, управляется с мышкой.

Ребенок механически повторяет услышанные когда-то фразы без отношения к данной ситуации. Внимание неустойчивое, с  трудом переключается на новый вид деятельности. У ребенка преобладает непроизвольная память. Однако снижена концентрация внимания. Саша самостоятельно изучил буквы, счет до 20. Простые слова читает фразами, а сложные или малознакомые – по слогам – без понимания смысла прочитанного. Пишет печатными буквами без соблюдения правил письма. Научился складывать цифры в пределах 10. Соотносит цифры и количество предметов в пределах 10. Отличает и называет геометрические фигуры (квадрат, треугольник, круг, прямоугольник), знает основные цвета. Называет и показывает материки и континенты. Любит заниматься лепкой из пластилина и рисованием (пользуется в основном фломастерами и красками). Запоминает длинные стихотворения или песни из понравившихся мультфильмов. Часто воспроизводит речь на английском языке, частично переводит на русский язык. По наблюдению учителя иностранного языка – Саша английские слова произносит правильно.

Знает названия предметов ближайшего окружения, узнает и называет их среди других предметов на картинках.

Читайте также:  Симптомы и синдромы психических заболеваний тест

Личностные особенности:
По характеру мальчик добрый, проявляет радость при встрече. Избирателен в одежде и еде. Внешний вид опрятный. Александр не ориентирован на познавательную активность, уровень обученности низкий, требуется время на врабатываемость. 

Мальчик продуктивному контакту доступен с трудом. Зрительный контакт устанавливает кратковременно.

Игровая деятельность стереотипная, совместная игра со сверстниками отсутствует. Предпочитает играть один. Способен понимать простейшие правила игры.

Саша – очень тактильный ребенок. Часто обнимает педагогов или берет их за руку. Мальчик не способен себя защитить. Поэтому нуждается в помощи со стороны.

Эмоциональная близость с родителями. К сестре относится сдержанно. Остальных членов семьи знает и принимает, но потребности в них не испытывает. Чувство «я» (самосознание) не сформировано, говорит о себе во 2-ом лице («Саша купается»). Не понимает эмоциональное состояние человека.

У мальчика наблюдаются нарушения эмоционально-волевой сферы: резкие перепады, неустойчивость настроения, эмоциональные вспышки, отсутствие самоконтроля над своим поведением. Может свободно перемещаться по классу, размахивать руками или издавать гортанные звуки, не реагируя на замечания учителя.

Развитие речи:

Наблюдается недоразвитие активной и пассивной речи. Односложно отвечает на поставленные вопросы. Речь малопонятна для окружающих и не выступает как средств общения. Обращенную речь понимает на бытовом уровне. Словарный ограничен бытовой лексикой, говорит фразами или отдельными словами, грамматический строй речи и звукопроизношение нарушены.

Наблюдается недостаточная координация пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой моторики. А развитие крупной моторики соответствует возрасту: ходит, бегает, прыгает, сам себя обслуживает. Зачастую присутствует замедленность в действиях.

Уровень адаптивного поведения – навыки социализации на низком уровне. К концу первого полугодия сумел полностью адаптироваться к школьным условиям. Ребёнок не конфликтен, в общении со взрослыми соблюдает дистанцию. На переменах ведет себя очень активно, бегает по всей школе, не признавая никаких правил.  Коммуникативные нормы сформированы частично. Присутствует «аутистическая отгороженность». Сенсорное развитие ускоренное. В незнакомом месте или обстановке испытывает дискомфорт. Нуждается в поддержке взрослого. Ситуации успеха вызывают у Саши положительные эмоции. 

Логопед

Источник

Гимранов Ринат Фазылжанович
Невролог, нейрофизиолог,  стаж – 33 года;
Профессор неврологии, доктор медицинских наук;
Клиника восстановительной неврологии.
Об авторе

Дата публикации: 29 августа, 2020

Психологическая характеристика аутичного ребенка школьника или дошкольника пишется совместно психологом и педагогом, которые работают с особенным малышом. Иногда свою характеристику добавляет логопед или коррекционный педагог, проводящий дополнительные занятия.

Характеристика на ребенка аутиста составляется регулярно

Когда в семье есть малыш с расстройствами аутического спектра (РАС), родителям приходится решать специфические проблемы. Такому ребенку нужны курсы лечения и реабилитации, особые условия обучения, оформление инвалидности и другие мероприятия. До достижения 18 лет, потребуется периодически проходить психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК). В пакет документов, предоставляемых членам комиссии, входит и характеристика, составляемая людьми, которые с ним контактирует в образовательных учреждениях.

По сути, это – описание аутичного ребенка, школьника или дошкольника, с перечислением особенностей поведения, возможностями, с указанием проводимой с ним работы. Иногда в документ включается характеристика семейного окружения, как одного из основных факторов, влияющих на развитие аутиста.

Для чего нужна характеристика?

Получать подобный документ на протяжении первых 18 лет жизни придется несколько раз.

Описание состояния ребенка от специалистов необходимо в нескольких случаях:

Опрос кмиссией для характеристики аутиста

Также подобная характеристика может быть запрошена у школы органами социальной поддержки граждан, опеки и попечения в оговоренных законом ситуациях.

Что входит в готовую психолого-педагогическую характеристику на ребенка-аутиста?

Характеристика, составляемая на ученика-аутиста, девочку или мальчика, содержит в себе информацию, касающуюся психологического состояния, умений, навыков, проявляемого характера, выявленных особенностей ребенка.

Если документ составляется специалистами не впервые, в нем отмечаются результаты коррекционной работы, коли таковые имеются.

В стандартную характеристику аутичного ребенка, школьника или дошкольника, входят:

  • полное название организации, предоставляющей документ;
  • личные данные ребенка: дата рождения, имя, фамилия, отчество, паспортные данные родителей;
  • дата поступления в учреждение;
  • указание результатов ранее пройденных комиссий;
  • диагноз – развернутый, с указанием вида аутизма, степени тяжести;
  • рекомендации, данные предыдущей организацией;
Ребенок аутист отказывается контактировать
  • описание внешности;
  • психологическое состояние ребенка на момент написания характеристики, если оно нестабильно, то описывают выявленные причины такого явления;
  • выстраиваемые со сверстниками отношения;
  • отношение ко взрослым разной степени близости (родственникам, постоянным педагогам, малознакомым людям);
Читайте также:  Симптомы и синдромы при болях в животе
  • отношение к игрушкам, предпочтения в играх, желание участвовать в ролевых играх, характерных для возраста;
  • ориентировка в пространстве и собственном теле;
  • социально-бытовые навыки по возрасту;
  • отношение, показываемое к разным типам занятий, способность освоения новых знаний, умений;
  • темп деятельности при выполнении различной деятельности, при помощи со стороны, в группе;
  • физическое развитие;
  • динамика формирования моторных, речевых, интеллектуальных навыков.

Дополнительно прописываются конкретные случаи, демонстрирующие поведение ребенка в кризисной ситуации. Детализация таких эпизодов, поможет лучше понять уровень развития и состояние на момент проведения диагностики и написания характеристики.

Образец характеристики на ребенка- аутиста (дошкольника или школьника) для ПМПК

При составлении документации подобного рода стоит учитывать, что в каждом регионе могут быть свои нормы и требования к указываемой информации и оформлению бланка. К тому же в типовые образцы и рекомендации вносятся коррективы в соответствии с действующими правовыми актами. Поэтому непосредственно перед написанием, стоит запросить свежий образец оформления из ПМПК.

Нюансы, как правило, касаются именно оформления, а не предоставляемой информации и ее объема.

Образец психологической характеристики на ребенка с аутизмом включает в себя ряд подразделов.

1. Полное название учреждения, в котором обучается ребенок.

2. ФИО и дата рождения: Иванов Иван Алексеевич, 05.05.2015 г.

3. Поступил в …. (тип учреждения) из семьи ….(дата официального зачисления). Заключение ОПМПК от …….. (дата): диагноз указывается полностью совпадающим с первоначальным сопроводительным документом.

4. Обучение проводится по специальной адаптированной программе (код программы). Форма обучения: групповая или индивидуальная.

Изменения в состоянии

5. За прошедший период выявлена положительная динамика по нескольким направлениям:

  • Расширился список знания о себе и о мире. Мальчик знает свое имя и откликается на него, может назвать имена родителей, называет предметы окружающего мира, которые использует постоянно.
  • Знает и выделяет предметы по подтемам.
  • Любознательность на низком уровне. К самостоятельному изучению окружающего мира не стремится.
  • Навыки самообслуживания сформированы не полностью.

Моторика

6. Наблюдается нарушения координации движений. Слабо сформированы моторные навыки, мелкая моторика не развита. Неловок, затрудняется повторить движения взрослых людей. Ведущая рука – правая.

7. Функция речи. Экспрессивная речь сформирована слабо. Воспроизводит отдельные звуки, слова. Эмоции проявляет нечленораздельным криком.

Восприятие

8. Сенсорные процессы сформированы не полностью: разделяет предметы по цвету, величине, но затрудняется разделить на группы по типу использования. Делит на тематические группы и считает, раскладывая до 4 только с помощью воспитателя.

Социальные навыки

9. Обращение в речи отсутствует. Присутствует большое количество слов и фраз – штампов. Грамматический строй речи нарушен. Личные местоимения не используются.

10. Результат деятельности достигается только при совместных действиях с взрослыми. С другими детьми контактировать резко отказывается. При попытке выполнять групповые задания ведет себя агрессивно.

Заключения и выводы

11. Работоспособность низкая, но имеет тягу к занятиям. Обучаем.

12. Обучение и воспитание осуществляют: …

13. Еженедельно проводятся задания: Стандартная продолжительность:

14. Образовательная нагрузка в неделю: …

Учитель – дефектолог: ФИО и подпись.

Директор образовательного учреждения: ФИО и подпись.

Список использованной литературы

  1. «Об образовании в российской федерации», Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.
  2. Петрова Екатерина Александровна. “Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников с ОВЗ в условиях инклюзивного образования”// Проблемы современного педагогического образования, №. 61-3, 2018, стр. 173-176.
  3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 20 сентября 2013 г. N 1082 г. Москва “Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии”.

Была ли эта статья полезна?

Вы можете подписаться на нашу рассылку и узнать много интересного о лечение заболевания, научных достижений и инновационных решений:

Приносим извинения!

Как можно улучшить эту статью?

Более подробную информацию, возможно уточнить у врачей-неврологов, на нашем форуме!Перейти На Форум

Если у вас остались вопросы, задайте их врачам на нашем форуме!

Перейти на форум

ДОБАВИТЬ/ПОСМОТРЕТЬ КОММЕНТАРИИ

Гимранов Ринат Фазылжанович

Записаться к специалисту

×

Источник