Перспективный план работы с ребенком с синдромом дауна

Перспективный план работы с ребенком с синдромом дауна thumbnail

Цель: Развивать понимание обращенной речи, навыков продуктивного взаимодействия, самообслуживание, расширение и активизация словарного запаса, развитие познавательной деятельности.

Месяц

Задачи

Содержание работы

Результат

Сентябрь     

 «Игрушки»

Расширение словарного запаса: название игрушек.

Развитие понимания речи.                   Коррекция восприятия – тактильное изучение игрушек. Развиваем игровые действия с игрушками.

Пальчиковые гимнастики: «Прятки» «Матрешки» «Здравствуй, мячик».

Игры: « Покажи игрушку» «Что изменилось?» «Собери пирамидку» «Построим из кубиков дорожку»

Рисование  и лепка «Мячик большой и маленький» «Шарик».

Обследование игрушек.

Октябрь

«Человек, части тела»

Развитие понимания речи: отраженно – сопряженные действия.

 Развитие моторики рук.

Развитие ориентировочного конструктивного праксиса.

Пальчиковые гимнастики: «Прятки» «Разминаем пальчики».  «Раз, два, три, четыре, пять»,  «Пальчик о пальчик».

Игры:  с игрушками вкладышами, «Покажи, где …(носик, ротик, глазки)». «Где же наши ручки?» «Сделай человечка» «Смешная рожица».

Лепка: «Колбаски и бублики»

Упражнение « Покажи части тела»

Ноябрь

«Осень»

Расширение и активизация словарного запаса.

Развитие познавательной деятельности.

Развитие моторики рук.

Пальчиковые гимнастики: «Дождик» «Осенний букет» «Зонтик» «Осенние листья».Массаж «Дождь».

Игры: «Солнышко и дождик» «Найди и покажи» «Собери овощи в корзинку» «Собери листочки и разложи их по цвету» «Собери орешки для белочки» «Посади цветы на клумбу». «Осенью» «Резиновые сапожки надеваем мы на ножки»- игры с движениями.

Игры с прищепками: «Ветер срывает листья с дерева»

Рисование  и лепка «Овощи» «Дождик» «Падают листья» «Листики осенние».

Наблюдения за листопадом. Рассматривание овощей.

Декабрь

«Одежда»

Расширение словарного запаса. Развитие понимания речи: отраженно – сопряженные действия.

Развитие моторики рук.

 Развивать понимание обращенной речи.

Пальчиковые гимнастики: «Варежка» «Носки» «Стирка».

Игры: «Разложи пуговицы по коробочкам » «Гуляем по дорожкам» «Скачет зайка босой» «Найди и покажи одежду»  «Сложи одежду в шкаф» «Подбери заплатку» «Повяжи ленту» «Заплатки для сапожка». Игры с прищепками (пуговицами)- «Платье» «Укрась сапожок» «Подшиваем тапочки» «Щетка для обуви» «Зашнуруй ботинок»

Рисование  и лепка «Одежда с карманами и пуговицами» «Раскрась одежду (ботинок)» «Красивые сапожки» «Обувь для сороконожки».

Рассматривание одежды и обуви.

Январь    

   «Зима»

Развивать понимание обращенной речи.

Развитие познавательной деятельности.

Развитие моторики рук.

Пальчиковые гимнастики: «Снежок» «Закрывайте окна, закрывайте двери»

Игры: «Укрась елку » «Елочные игрушки» «Подбери варежки по цвету» «Помоги зайцу сменить шубку»

Рисование  и лепка «Шарики на елочке» «Снежинки» «На деревьях, на лужок тихо падает снежок».  

Ручной труд: «Снежки» «Посыпь снежком скользкую дорожку»

Февраль

«Домашние животные и птицы»

Расширение словарного запаса: название животных и птиц.

Развитие понимания речи.                   Коррекция восприятия – тактильное изучение игрушек. Развиваем игровые действия с игрушками.

Развивать звукоподражание.

Пальчиковые гимнастики: «Птичка» «Курочка клюет зернышки» «Веселая зарядка».

Игры: «Кто как поет? » «Покормим птичку» «Чудесный мешочек» «Найди маму» «Накорми животных».

Игры с прищепками – «Сделай клюв птицам» «Разноцветные рожки»

Рисование  и лепка «Разные следы» «Пятнышки на шерсти» «На лугу» «Щенок» .

Конструирование: «Домики, заборчики для животных, птиц» «На ферме»

Обследование игрушек.

Март

«Семья»

Расширение словарного запаса: мама, папа, бабушка, я.

Развитие понимания речи.                   Развитие  моторики рук.

Пальчиковые гимнастики: «Дождик» «Вот колючий мячик – ежик» «Моя семья» «Теремок».

Игры: « У лисички день рождения» «Колыбельная для куклы» «Наша мамочка устала»  «Поставь на место»  « Где у мамы глазки, ротик, носик?» «Помоги помыть посуду» «Забей гвозди – сколоти забор» «Разложи конфетки».

Игры с прищепками: «Бусы» «Букет для мамы»

Рисование  и лепка «Дым из трубы» «Бабушкин колобок» «Поставь машины в гараж» «Вкусные конфетки».

 Ручной труд: «Рыба»

Конструирование: «Домик из кубиков»

Апрель                                                       « Дикие животные»

Расширение словарного запаса: название животных.

Развитие понимания речи.                   Коррекция восприятия – тактильное изучение игрушек. Развиваем игровые действия с игрушками.

Развивать моторику рук.

Пальчиковые гимнастики: «Зайка» «Белка». Массаж «Мышка» «Мишка».

Игры: «Кто ушел, кто пришел? » «Что изменилось?» «Кто куда спрятался?» «Зайка беленький сидит».                        «Кто больше?» – расставить игрушки по размеру. Игры с прищепками: «Ежик» «Львиная грива». Игра с пуговицами «Змея»

Рисование  и лепка «Разные следы» «Забор в зоопарке» «Пятна на жирафе».

Конструирование: «Домик для зверей» «Вольер»

    Май

 «Насекомые»

Расширение словарного запаса: название животных и птиц.

Развитие понимания речи.                  Развиваем игровые действия с игрушками.

Развивать звукоподражание.

Развитие понимания речи: отраженно – сопряженные действия: насекомое – летает, кружиться, садиться.

Пальчиковые гимнастики: «Найди бабочку, непохожую на других» «Рассади бабочек на цветы».

Игры: «Сверху – снизу » «Что изменилось?» «Кто большой, а кто маленький?» «Отыщи жука»

Игры с пуговицами: «Бабочка» .

Рисование  и лепка «Бабочки на цветах» «Бабочка – красавица» «Бабочка» «Сделай точки божьей коровке».

Ручной труд: «Бабочка» «Построй муравейник»

Обследование и рассматривание игрушек, насекомых

Источник

Ирина Каргина
Перспективно-тематический план коррекционно-развивающей работы с ребенком с синдромом Дауна

СЕНТЯБРЬ

Ребенок на обследовании

ОКТЯБРЬ

Тема «Осень»

1. Самомассаж ладоней и пальцев рук.

Учить мягкими массирующими движениями разминать каждый пальчик, ладошку

2. Разрезные картинки «Осень» (4-6 частей)

Учить составлять из отдельных фрагментов целое, развивать простейшие навыки анализа и синтеза. Тема «Овощи»

1. Самомассаж ладоней и пальцев рук карандашом.

Формировать умение вращать карандаш между ладонями.

2. Пальчиковая игра «Капуста»

Упражнять в умении соединять кончики пальцев, слушать словесную инструкцию.

3. Трафареты «Овощи».

Учить детей работать с трафаретами овощей, обводить точно по контуру. Тема «Фрукты»

1. Самомассаж ладоней и пальцев рук шишкой.

Формировать умение катать шишку между ладонями.

2. Пальчиковая игра «Апельсин»

Учить имитировать движения повара (резать, мешать, отжимать, выдерживать ритм гимнастики.

3. Трафареты «Фрукты». Учить работать с трафаретами фруктов, обводить точно по контуру Тема «Грибы»

1. Самомассаж ладоней и пальцев рук каштаном.

Формировать умение катать каштан между ладонями.

2. Пальчиковая игра «Грибы»

Учить складывать пальцы корзиночкой, легко массировать их.

3. Игра «Выложи грибок» (мозаика крупная)

Учить составлять из мелких частей изображение грибка, развивать терпение и настойчивость.

НОЯБРЬ

Тема «Одежда»

Читайте также:  Судорожный синдром при гипертоническом кризе

1. Самомассаж ладоней и пальцев рук семенами фасоли.

Формировать умение катать фасоль между ладонями.

2. Пальчиковая игра «Рукавицы»

Учить детей поочерёдно загибать пальцы, начиная с большого.

3. Шнуровка «Завяжи шапочку»

Развивать сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук, пространственное ориентирование Тема «Деревья»

1. Самомассаж ладоней и пальцев рук желудями.

Формировать умение катать жёлуди между ладонями.

2. Пальчиковая игра «Деревья»

Учить детей широко раздвигать пальцы на руках, двигать ими в разных направлениях.

3. Игры с прищепками «Дерево»

Учить располагать прищепки в определённых местах, развивать усидчивость, координации движений.

Тема «Перелётные птицы»

1. Самомассаж ладоней и пальцев рук грецким орехом.

Формировать умение прокатывать орехи между ладонями.

2. Пальчиковая игра «Кукушка»

Учить детей сочетать движения мелкой и крупной моторики, слушать словесную инструкцию.

3. Трафареты «Птицы»

Учить рисовать с помощью трафаретов птиц, развивать графические навыки. Тема «Домашние птицы»

1. Самомассаж ладоней и пальцев рук.

Учить мягкими массирующими движениями разминать каждый пальчик, ладошку

2. Пальчиковая игра

«Петушок»

Упражнять в самомассаже пальцев рук в сочетании с проговариванием потешки.

3. Рисование в н/т «Зёрнышки для курочки» (рисование пальчиками).

Познакомить детей с одним из видов нетрадиционного рисования – рисованием кончиками пальцев, развивать мелкую моторику, усидчивость.

ДЕКАБРЬ

Тема «Зима»

1. Самомассаж ладоней и пальцев рук каштаном.

Учить прокатывать каштан между пальцами.

2. Рисование в нт «Снежинки» (пальчиками) Учить рисовать кончиками пальцев снежнику по образцу, развивать мелкую моторику, усидчивость. Тема «Зимняя одежда»

1. Самомассаж ладоней и пальцев рук прищепками.

Продолжать учить массажировать кончики пальцев прищепками

2. Пальчиковая игра «Варежки»

Продолжать учить детей поочерёдно загибать пальцы, начиная с большого

3. Разрезные картинки «Одежда» (4-5 частей). Учить составлять из отдельных фрагментов целое, развивать глазомер, усидчивость.

Тема «Зимние забавы»

1. Самомассаж ладоней и пальцев рук карандашом.

Формировать умение катать карандаши между ладонями.

2. Пальчиковая игра «Зимние забавы»

Учить детей имитировать лепку снежков, развивать крупную моторику детей

3. Игры с прищепками «Снежинка».

Учить располагать прищепки в определённых местах, развивать усидчивость, координации движений. Тема «Новый год»

1. Самомассаж ладоней и пальцев рук шишкой.

Продолжать формировать умение катать шишку между ладонями.

2. Пальчиковая игра «Наряжаем ёлочку»

Учить детей «шагать» пальцами по столу, соблюдать ритмику гимнастики.

3. Рисование «Украсим ёлочку»

(рисование пальчиками)

Учить рисовать кончиками пальцев.

ЯНВАРЬ

Тема «Мебель»

1. Самомассаж ладоней и пальцев рук шишкой.

Формировать умение прокатывать шишку между ладонями.

2. Пальчиковая игра «Стол, стул»

Развивать мелкую моторику.

3. Игра «Выложи стол, стул» (счётные палочки) Формировать умение выкладывать предметы мебели по словесному образцу. Тема «Посуда»

1. Самомассаж ладоней и пальцев рук шишкой.

Продолжать формировать умение катать шишку между ладонями.

2. Пальчиковая

игра

«Помощники»

Формировать умение совершать разнообразные движения кистями рук (вращение, потряхивание, хлопки).

3. Игра «Поможем Золушке» (сортировка семян фасоли и гороха) Формировать умение действовать по указанию педагога, учить брать большим и указательным пальцами фасоль, развивать гибкость пальцев Тема «Транспорт»

1. Самомассаж ладоней и пальцев рук шишкой.

Формировать умение катать шишку между ладонями.

2. Пальчиковая игра «Лодочка»

Учить складывать ладошки «лодочкой», развивать плавность и координированность движений.

3. Игра «Выложи машинку» (пуговицы)

Учить выкладывать машину из пуговиц, развивать мелкую моторику рук, усидчивость.

ФЕВРАЛЬ

Тема «Семья»

1. Самомассаж ладоней и пальцев рук шишкой.

Учить вращать шишку между большими и указательными пальцами обеих рук.

2. Пальчиковая игра «Семья»

Учить по очереди распрямлять пальцы на обеих руках, проговаривая слова гимнастики

3. Игра «Человечек» (выкладывание фигуры человека из пуговиц)

Учить выкладывать фигуру человека из пуговиц Тема «Игрушки»

1. Самомассаж ладоней и пальцев рук грецким орехом.

Формировать умение прокатывать орехи между пальцами.

2. Пальчиковая гимнастика «Весёлый шарик»

Закрепить умение сгибать и разгибать поочерёдно пальцы на обеих руках.

3. Трафареты «Игрушки»

Продолжать формировать умение работать с трафаретами, обводить аккуратно, правильно держать карандаш. Тема «Профессии»

1. Самомассаж ладоней и пальцев рук.

Продолжать учить мягкими массирующими движениями разминать пальцы, ладони, наружные стороны кисти.

2. Пальчиковая гимнастика «Напёрсток»

Учить имитировать движения швеи, развивать тонкие движения пальцев рук.

3. Игра «Завяжи узелки»

Развивать сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук формировать навыки шнуровки. Тема «Праздник пап»

1. Самомассаж ладоней и пальцев рук шишкой.

Формировать умение катать шишку между ладонями.

2. Пальчиковая гимнастика «Пальчики-бойцы»

Упражнять в поочерёдном поднимании пальцев рук, учить слушать словесную инструкцию.

3. Рисование в н/т «Салют» (ватные палочки)1

Продолжать учить рисовать, используя ватные палочки, прививать любовь к творчеству.

МАРТ

Тема «Весна»

1. Самомассаж ладоней и пальцев рук шишкой.

Прдолжать формировать умение катать шишку между ладонями.

2. Пальчиковая игра «Весна»

Учить выполнять сложные движения в сочетании с текстом пальчиковой гимнастики, развивать координированность и плавность движений.

3. Рисование в н/т «Первая травка» (рисование пальчиками)

Учить рисовать кончиками пальцев прямые и наклонные линии, развивать мелкую моторику, внимание. Тема «Мамин праздник»

1. Самомассаж ладоней и пальцев рук грецким орехом.

Формировать умение прокатывать орехи между пальцами.

2. Пальчиковая игра «Мамочка»

Закрепить умение поочерёдно загибать пальцы на руках.

3. Рисование в н/т «Мимоза для мамы» (ватные палочки) Продолжать учить рисовать ватными палочками способом примакивания, развивать мелкую моторику, усидчивость. Тема «Детский сад»

1. Самомассаж ладоней и пальцев рук карандашом.

Формировать умение прокатывать карандаши между ладонями.

2. Пальчиковая игра

«Наша группа»

Развивать тонкие движения пальцев рук.

3. Рисование «Солнышко» (рисование ладошками)

Познакомить с нетрадиционной техникой рисования – отпечаток ладошками, учить печатать ладошками, развивать интерес к творчеству. Тема «Обувь»

1. Самомассаж ладоней и пальцев рук грецким орехом.

Формировать умение катать орехи между ладонями.

2. Пальчиковая игра «Ботинки»

Учить выполнять сложные движения в сочетании с текстом пальчиковой гимнастики, развивать координированность и плавность движений.

3. Шнуровка «Зашнуруй ботинки»

Читайте также:  Как избежать синдром раздраженного кишечника

Формировать умение зашнуровывать ботинки, развивать мелкую моторику.

АПРЕЛЬ

Тема «Продукты»

1. Самомассаж ладоней и пальцев рук шишкой.

Продолжать формировать умение катать шишку между ладонями.

2. Пальчиковая игра «Каша»

Учить сочетать движения мелкой и крупной моторики, слушать словесную инструкцию.

3. Трафареты «Продукты» Продолжать формировать умение работать с трафаретами, обводить аккуратно, правильно держать карандаш. Тема «Космос»

1. Самомассаж ладоней и пальцев рук каштаном.

Формировать умение прокатывать каштаны между пальцами.

2. Пальчиковая игра «Луноход»

Учить сочетать движения мелкой и крупной моторики, слушать словесную инструкцию.

3. Игра «Собери ракету» (мозаика)

Продолжать учить составлять из мелких частей изображение ракеты, проявлять сообразительность. Тема «Цветы»

1. Самомассаж ладоней и пальцев рук карандашом.

Формировать умение катать карандаши между ладонями.

2. Пальчиковая игра «Мак»

Учить поочерёдно соприкасаться кончиками пальцев, образуя цветок.

3. Игра «Выложи цветок» (мозаика)

Формировать умение составлять из мелких частей изображение цветка, развивать мелкую моторику.

Тема «Насекомые»

1. Самомассаж ладоней и пальцев рук карандашом.

Формировать умение прокатывать карандаши между пальцами.

2. Пальчиковая игра «Пчела»

Учить сочетать движения мелкой и крупной моторики, слушать словесную инструкцию.

3. Шнуровка «Бабочка»

Прдолжать формировать навыки шнуровки, развивать творческие способности, усидчивость.

МАЙ

Тема «Ягоды»

1. Самомассаж ладоней и пальцев рук.

2. Пальчиковая гимнастика «За ягодами»

Учить сплетать пальцы в виде корзинки, развивать мелкие, точные движения кистей рук.

Тема «Ягоды»

1. Рисование в н/т «Ветка смородины» (ватные палочки)

Закрепить умение детей рисовать ватными палочками, прививать интерес к нетрадиционным видам рисования Тема «Каникулы»

1. Самомассаж ладоней и пальцев рук.

Закрепить умение массажировать пальцы, ладони, наружные стороны кистей рук.

2. Пальчиковая гимнастика «Смешные человечки»

Учить соприкасать кончики пальцев друг с другом. Тема «Каникулы»

Рисование в н/т «Лето» (ватные палочки)

Закрепить умение рисовать ватными палочками, прививать интерес к нетрадиционным видам рисования.

Источник

Перспективно- тематическое планирование коррекционно-образовательного процесса

учителя-дефектолога с ребенком синдромом Дауна 4-5 лет

Познавательное развитие

ФЭМП. Сенсорное развитие.

сентябрь- декабрь

Цвет

Красный

Желтый

Выделять предметы красного и желтого цвета.

Соотнесение однородных предметов по цвету, объединяя их в 2 группы и выделяя по слову

Цвет

Красный

Желтый

Соотносить предметы по цвету, объединяя их в группы заданного цвета (красного, желтого)

Выделение предметов по форме

Шар

Куб

Выделять предмет заданной формы среди других предметов по инструкции «Дай такой же».

Находить по инструкции педагога шар (куб)

Группировать предметы по форме (шары, кубы) по образцу, по словесной инструкции.

Различать тактильно шар, куб

Выделение предметов по 2 контрастным величинам

Большой

Маленький

Выделять предметы заданного размера по инструкции «Дай такой же».

Находить по инструкции педагога предмет большого (маленького размера)

Величина предметов (большой – маленький)

Большой -маленький

Выделять предметы заданной величины.

Группировать предметы по признаку величины.

Соотносить величину предметов.

Показывать большой и маленький предметы.

Различать тактильно большие и маленькие предметы

Соотнесение однородных предметов по величине, объединяя их в группы и выделяя по слову

Большой

Маленький

Соотносить предметы по размеру, объединяя их в группы: больших и маленьких размеров

Повторение пройденного материала. Выделение предметов по цвету, форме и величине.

Красный, желтый

Шар

Куб

Большой

Маленький

Выделять предмет заданного цвета, формы, величины по инструкции «Дай такой же».

Находить по инструкции педагога предмет красного (желтого) цвета («Дай красный»), шар (куб), предмет большого (маленького размера).

Соотнесение однородных предметов по цвету, форме и величине, объединяя их в 2 группы и выделяя по слову

Цвет

Красный

Желтый

Шар, куб

Большой

Маленький

Соотносить предметы по цвету, объединяя их в группы заданного цвета (красного, желтого), форме и величине.

Восприятие предметов по структуре поверхности: гладкий-пушистый через тактильное взаимодействие с предметами

Мяч пластмассовый

Игрушка (кошка пушистая)

Интенсивная стимуляция тактильного восприятия посредством сопряженных движений руками при обследовании предметов.

Восприятие предметов по плотности: мягкий-твердый через тактильное взаимодействие с предметами

Кубик деревянный

Мяч резиновый

Интенсивная стимуляция тактильного восприятия посредством сопряженных движений руками при обследовании предметов.

Форма предметов. Круг

Круг

Шар

Выделять предмет заданной формы среди других по инструкции «Дай такой же».

Находить по инструкции педагога круг.

Соотносить круги, объединяя их в группу

Группировать предметы по форме (круги) по образцу, по словесной инструкции

Рисовать круг пальцем на крупе

Складывать круг из двух полукругов по подражанию, образцу, самостоятельно

Соотносить плоскостные и пространственные фигуры (шар-круг)

Форма предметов. Квадрат

Квадрат

Куб

Выделять предмет заданной формы среди других по инструкции «Дай такой же».

Находить по инструкции педагога квадрат.

Соотносить квадраты, объединяя их в группу.

Выкладывать квадрат из палочек по образцу, по словесной инструкции

Складывать квадрат из 2-4 частей по образцу, по словесной инструкции

Соотносить плоскостные и объемные фигуры (куб-квадрат)

Ориентировка в пространстве. Расширять опыт ориентировки в частях собственного тела. Части тела.

Руки

Ноги

Голова

Глаза

Уши

Рот, нос

Показывать части тела сопряженно (по подражанию) на себе, кукле, на картинках.

Январь- май

Тема

Содержание

Выделение предметов по цвету среди однородных (зеленый, синий)

Выделять предмет заданного цвета по инструкции «Дай такой же».

Находить по инструкции педагога предмет зеленого(синего) цвета («Дай зеленый»).

Соотнесение однородных предметов по цвету, объединяя их в 2 группы и выделяя по слову

Цвет

Зеленый Синий

Соотносить предметы по цвету, объединяя их в группы заданного цвета (зеленого, синего).

Выделение предметов по форме (шар, куб, кирпич).

Геометрические фигуры (круг, квадрат).

Шар

Куб

Кирпич

Круг

Квадрат

Выделять предмет заданной формы среди других предметов по инструкции «Дай такой же».

Находить по инструкции педагога шар, куб, кирпичик

Группировать предметы по форме (шары, кубы, кирпичики) по образцу, по словесной инструкции.

Различать тактильно шар, куб, кирпичик

Выделять геометрическую фигуры по инструкции «Дай такой же».

Выделение предметов по 2 контрастным величинам

Большой

Маленький

Выделять предметы заданного размера по инструкции «Дай такой же».

Находить по инструкции педагога предмет большого (маленького размера).

Величина предметов (большой- маленький).

Соотнесение однородных предметов по величине, объединяя их в группы и выделяя по слову

Большой-маленький

Выделять предметы заданной величины.

Группировать предметы по признаку величины.

Соотносить величину предметов.

Показывать большой и маленький предметы.

Различать тактильно большие и маленькие предметы.

Соотносить предметы по размеру, объединяя их в группы: больших и маленьких размеров.

Формирование групп однородных предметов (один-много)

Один – много

Показывать один и много предметов.

Формировать группы однородных предметов и выделять из них один предмет «Дай один»

Ориентировка в частях собственного тела.

Руки

Ноги

Голова

Глаза

Уши

Рот, нос

Показывать части своего тела.

Повторение пройденного материала. Выделение предметов по цвету, форме и величине

Красный, желтый, синий, зеленый

Шар

Куб

Большой

Маленький

Один

Много

Квадрат

Круг

Выделять предметы по различным признакам: цвету, форме, величине.

Читайте также:  Синдром раздраженного кишечника клиника диагностика

Ознакомление с окружающим миром и развитие речи.

Сентябрь-декабрь.

Осень

Листья

Желтый лист

Красный лист

Лист падает

Лист летит

Сюжетные и предметные картинки (дерево желтое, листочек, дети гуляют)

Подбирать листочки заданного цвета. Понимать и выполнять инструкцию «Листья упали, собери в корзинку». Выполнять по показу (слову) подуй (лист летит).

Овощи

Помидор,

Огурец,

Морковь большой, маленький

Показывать названный овощ по инструкции «дай такой же», «дай огурец (помидор)».

Соотносить овощи или муляжи с изображением.

Выделять предметы большого и маленького размера.

Фрукты

Яблоко

Груша

Банан

Показывать названный фрукт

по инструкции «дай такой же», «дай яблоко (грушу)».

Соотносить фрукты или муляжи с изображением.

Выделять предметы большого и маленького размера.

Поздняя осень

Тучи, дождь, солнце, ветер, листья, лужи, зонт

Выполнять действие спрятать зайку под зонтом. Понимать инструкцию спрячь зайку от дождя

Отстукивать ритм дождя на барабане или пальчиком на столе.

Одежда

Теплая куртка

Сапожки

Предметы одежды натуральные и в картинках

Понимать инструкцию расстегни/застегни.

Выполнять сопряженно застегивание/расстегивание куртки, завязывание шапки.

Узнавать/назвать одежду ее изображение на предметных и сюжетных картинках.

Домашние животные

Кошка.

Собака.

Сидит, стоит, лежит, бежит, кушает

Домашние животные и их детеныши

Соединить

Часть

Целое

Выделять части тела: голова, лапы, хвост, спинка.

Выделять действие животного (кушает и др.)

Узнавать/называть домашних животных: кошка, собака, кошка.

Показывать называть основные части тела животных).

Узнавать домашних животных по внешнему

виду, по голосу.

Находить нужную картинку по инструкции «Дай такую же» («Найди собаку»)

Собирать картинку из 2х частей по показу или словесной инструкции.

Находить к животному его детеныша «Где чья мама».

Зима

Холодно

Снег

Санки

Горка

Снежинки

Ветер

Формировать представления о зимних природных явлениях.

Находить картинку «Дети катаются на санках», «Дети катаются с горки».

Подбирать снежинки одного размера (большие в одну корзинку, маленькие в другую).

Понимать и выполнять инструкцию «Собери снежинки».

Игрушки

Кукла

Машина

Мяч

Пирамидка

Удерживать внимание на игрушках. Выполнять заданные действия: дай такую же, покачай куклу, покатай машинку, толкни мяч. Звукоподражать: качаем куклу – ааа, машина – би-би.

Показывать игрушки.

Совершать адекватные действия с игрушками. Соотносить реальную и нарисованную игрушку. Выполнять простые последовательные инструкции (дай куклу, возьми мяч, посади матрешку в машину)

Обувь

Предметные картинки

Показывать на картинках обувь.

Соотносить одинаковые предметы, реальный предмет с изображением.

Находить по инструкции нужный предмет.

Работать с разными видами застежек (липучки, молнии, шнурки)

Дикие животные

Медведь

Лиса

Заяц

Сюжетные и предметные картинки

Выделять части тела: голова, лапы, хвост, спинка.

Выделять действие животного (кушает и др.).находить и соотносить животное одного вида.

Собирать картинку из 2х частей.

Январь-май

Посуда

Тарелка

Ложка

Чашка

Покорми, напои

Показывать названный предмет.

Выполнять действия с посудой и куклой (Дай тарелочку кукле, положи ложку и т.д.)

Понимать значение слов и фраз, выполнять действие по сюжету «Покорми куклу» (от сопряженного до самостоятельного выполнения)

Показывать названный предмет

Выполнять действия с посудой и куклой (Дай тарелочку кукле, положи ложку и т.д.)

Семья

Мама

Находить на фотографиях маму.

Выполнять и договаривать последние слова пальчиковой гимнастики «Семья»

Дикие животные

Медведь, заяц, лиса.

Узнавать на картинках диких животных. Находить их детенышей. Звукоподражать.

Весна

Потеплело, тает снег, появились лужи, травка

Формировать представления о весенних изменениях в природе

Мебель

Стол

Стул

Кровать

Узнавать и показывать реальные предметы, их игрушечную копию, изображение на картинке.

Мониторинг развития ребенка 4-5 лет

Ф.И.

Сроки

Примечания

Начало года

Конец года

Адаптация в условиях группы

1. Готовность к положительным эмоциональным контактам:

с взрослыми

с детьми

2.Сотрудничество с взрослыми:

в предметно-практической

в игровой деятельности

Активно подражает

Речевое развитие

Активно реагирует на словесную инструкцию взрослого, связанную с конкретной ситуацией

Способен к слуховому сосредоточению и различению речевых и неречевых звучаний

Подражает:

Жестам

Мимике взрослого

Включает речевое сопровождение в предметно-практическую деятельность

Познавательное развитие

Понимает названия и находит:

– предметы обихода

– игрушки

– части тела

человека

– части тела животных

– домашних животных

– собака

– кошка

– корова

– диких животных

– лиса

– заяц

– медведь

Активно употребляет (допускается искажения звукослоговой структуры) существительные, обозначающие предметы обихода

игрушки

части тела человека

части тела животных

некоторые явления (дождь, снег, солнышко, травка)

Предметно-орудийные действия

Использует бытовые предметы с учетом их функций

Использует предмет в качестве орудия в проблемных ситуациях

Владеет поисковыми способами в предметной деятельности (практическоепримеривание и пробы)

Практическая ориентировка в свойствах предметов

В свойствах предмета «Почтовый ящик»

Величине (большой – маленький)

Идентификация цвета предмета с цветом образца

Ориентировка в количестве (один – много)

Воспроизведение темпа в движениях под музыку

Понимает названия музыкальных инструментов

(дудочка, барабан)

Находит музыкальные инструменты по звукоподражанию

Координированные движения рук

При выполнении простых действий с игрушками (кубиками, пирамидками)

Предметами обихода (чашкой, ложкой)

Овладение элементарными изобразительными навыками

Точки

Горизонтальные линии

Вертикальные линии

Заключение и рекомендации

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Источник