Пиктограммы для детей с синдромом дауна

Пиктограммы для детей с синдромом дауна thumbnail

Неговорящие  дети и дети, страдающие речевым недоразвитием, имеют ограниченные возможности формирования навыков общения и взаимодействия с социальным окружением. Устная речь, играющая главную роль в когнитивном и эмоциональном развитии ребенка и являющаяся основой социального взаимодействия, в большинстве случаев недоступна таким детям. Поэтому необходимо предоставить в их распоряжение другую коммуникативную систему, которая поможет облегчить общение, улучшить развитие ребенка, а также активизировать его участие в педагогическом процессе и тем самым способствовать интеграции таких детей в социум.  

 Одним из направлений работы по социализации аутичных детей, является работа с пиктограммами (РЕСS) как  альтернативной системой коммуникации.

Неговорящие, так и малоговорящие дети должны изначально приобрести базисные навыки коммуникации для того, чтобы общаться. И данным навыкам можно обучить с помощью  карточек РЕСS.

Несколько слов об этой программе и преимуществах ее использования:

1. РЕСS – это программа, которая позволяет быстро приобрести базисные функциональные навыки коммуникации.

2. С помощью РЕСS можно быстрее обучить ребенка проявлять инициативу и спонтанно произносить слова, чем с помощью обучения наименований предметов, вокальной имитации, или усиления взгляда.

3. С помощью РЕСS общение для ребенка с окружающими людьми становится более доступным и, таким образом, становится возможным обобщение приобретенных вербальных навыков.

Использование РЕСS не только не тормозит развитие разговорной речи, а наоборот, ускоряет его – благодаря парированию словесного и визуального стимула в процессе обмена

Если в работе  сочетать элементы, способы, формы работы как по программе  PECS, так и по системе пиктограмм, которая представлена автором Баряевой Л. Б.,можно так же обучить навыкам коммуникации не только аутичных, но и неречевых детей с другими диагнозами.

Что же такое пиктограмма? Пиктограммами называют символические изображения, заменяющие слова.

 Пиктограммы относятся к невербальным средствам общения и могут использоваться в следующих качествах:

– как средство временного общения, когда ребенок в перспективе может овладеть звуковой речью. В этом случае задача педагога, использующего метод пиктограммы,- сохранить у ребенка мотивацию и желание общаться.

– как средство постоянного общения для ребенка, неспособного говорить в будущем.

Методика предполагает работу с пиктограммами, изображающими предметы (на голубом фоне) и действия с ними (на красном фоне), которые часто встречаются в окружающем ребенка социальном мире.

Предлагаются следующие этапы обучения:

Ознакомление ребенка со знаком – символом и уточнение его понимания:

идентификация слова. Взрослый последовательно демонстрирует  ребенку пиктограммы. Предлагает опознать их и соотнести с реальным предметом или с его реалистичным изображением на картинке;

выбор нужной пиктограммы из ряда других. Из нескольких пиктограмм ребенок должен узнать и показать ту, которую назвал взрослый

выбор такой же пиктограммы из множества других.

конструирование фразы с помощью пиктограмм. Взрослый предлагает ребенку рассмотреть пиктограммы с изображением объекта действия, процесса действия, необходимого для этого предмета и произносит фразу, соответствующую этим изображениям. Ребенок выбирает и показывает пиктограммы в той последовательности, в какой произносятся слова, чтобы получилась нужная фраза.

выбор (показ) из нескольких фраз, составленных из пиктограмм той, которую назвал взрослый.

выбор из двух предложений, представленных пиктограммами того, которое назвал взрослый.

2. Алгоритм установления связи между изображениями предметов и их функций:

– составить из пиктограмм пару.

  1ый вариант: взрослый предлагает ребенку соединить стрелкой пиктограмму, изображающую предмет с пиктограммой, отражающей действие, которое можно производить с этим предметом /кукла – играть, яблоко – есть/

2ой вариант: взрослый показывает ребенку пиктограмму с изображением действия и просит его соединить стрелкой эту пиктограмму с пиктограммой, на которой нарисован соответствующий предмет /пить – вода/

среди определенного множества пиктограмм выбрать только те, которые относятся к одной тематической группе /одежда/.

найти и исправить ошибку в парах пиктограмм, соединив стрелкой соответствующие друг – другу.

найти и исправить ошибку во фразе. Взрослый показывает пиктограммы фразы, содержащие ошибку и предлагает из нескольких пиктограмм выбрать нужную, чтобы исправить ошибку.

3.Последовательность логического конструирования фразы путем самостоятельного выбора необходимого символа.

– дополнить фразу нужной пиктограммой, выбрав ее из серии других.

составить из пиктограмм фразу, произнесенную взрослым.

составить фразу из пиктограмм соединив их между собой по смыслу стрелками.

подобрать группу пиктограмм по заданному признаку.

составить логическую цепочку.

Таким образом, невербальные средства общения предусматривают формирование логической цепочки: первоначальное понятие «знак» /пиктограмма/ – обобщающее понятие – закрепление навыка самостоятельных действий с пиктограммами – самостоятельная ориентировка в системе знаков.

Читайте также:  Второй скрининг высокий риск синдрома дауна

Да, ребенок с пиктограммами выглядит необычно, но лучше пусть ребенок общается с помощью них  со сверстниками, и приобретает социальные  навыки, чем не общается вообще. И последнее, мы не знаем, на каком этапе у неговорящего ребенка разовьется разговорная речь – может через год, а может через два он научится произносить 2-3 слова, а может этого не произойдет никогда.  Но  мы не имеем никакого этического права оставить ребенка без возможности объяснить окружающим, чего он хочет или  не хочет, что он чувствует, что волнует его.

Литература.

  1. Баряева Л. Б. Знакомимся с окружающим миром: пособие для занятий с детьми дошкольного возраста/ Л. Б. Баряева, Е. Т. Логинова, Л. В. Лопатина. – М.: Дрофа, 2007. – 63с.: ил.- (Дошкольник. Мир вокруг нас).
  2. Нуриева Л.Г. Развитие речи у аутичных детей: метод. разраб./ Л.Г. Нуриева, – Изд.6-е, – М.: Теревинф, 2012.- 107с. – («Особый ребенок»).
  3. Фрост, Лори. Система альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS): руководство для педагогов/ Лори Фрост и Энди Бонди. – М.: Теревинф, 2011. – 416с.

Источник

Формирование основ изобразительной деятельности охватывает четыре этапа: организационный, адаптационный, основной, заключительный. На каждом этапе предусмотрено последовательное формирование таких мыслительных действий, как анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение. А также специфических операций – узнавания, сопоставления, группировки и т.д.

Организационный этап предусматривает формирование у воспитателя представлений о здоровье детей, представлений родителей о возможностях своих детей, об уровне овладения детьми умениями и навыками, которые впоследствии будут развиваться или формироваться во время занятий, степень педагогической компетентности родителей. Организационная часть содержит психологическую подготовку ребенка к занятию (занятия являются непременным условием обучения детей с синдромом Дауна).

Адаптационный этап – это этап первого знакомства. Ознакомление дошкольников с изобразительной деятельностью начинается со знакомства с художественными материалами: карандашами, красками, кистями, фломастерами, пастелью, восковыми карандашами, тестом, пластилином, цветной бумагой и тому подобное. На этом этапе допускается игра детей с материалами, но важно при этом привлекать внимание детей к способам работы с этими материалами и формировать у них интерес к определенной деятельности. Для предотвращения переутомления детей в процессе изобразительной деятельности можно, например, организовывать занятия не за столом, а на полу, с использованием больших листов ватмана. Для работы с пластическими материалами целесообразно использовать соленое тесто.

Основной этап формирования основ изобразительной деятельности у дошкольников с синдромом Дауна предусматривает следующие задачи:

  • развитие умения узнавать необходимые предметы на картинках, предложенных педагогом;
  • формирование элементарных графических навыков (умение удерживать карандаш в руке, используя прием «рука об руку», и осуществлять ним графические действия на листе бумаги);
  • формирование представлений о сенсорных эталонах;
  • формирование навыков работы с пластическими материалами (умение разминать пластилин в руках, отрывать от него кусочки и т.д.).

Для дошкольников с синдромом Дауна важно усвоить достаточное количество графических шаблонов («штампов»), так как процесс создания графических изображений вызывает у них значительные трудности. Чем больше вариантов «штампов» будет у ребенка, тем легче ему будет создавать собственные изображения. Кроме того, создав изображение на готовых шаблонах, ребенок получает результат своей работы, а не просто каракули. Например, с помощью рисования пальчиками ребенок «наполняет банку вишенками», украшает платье для куклы.

Период ознакомления с новым материалом, усвоение технического процесса использования пластических материалов (разминание пластилина, отрыв незначительных кусков) относится к изобразительной стадии.

Использование аппликации помогает ребенку овладевать сенсорными эталонами, способствует формированию графических образов, поскольку у ребенка есть готовый, созданный педагогом шаблон графического образа. Занятиям по аппликации предшествуют упражнения и игры с мозаикой, объемными и плоскими геометрическими фигурами, бумажными заготовками. Сначала педагог учит ребенка выкладывать предметные изображения из готовых форм, вырезанных из картона, обращает внимание на результаты работы, помогает узнать образ предметов. Далее ребенка учат пользоваться клеем во время выполнения задания. На данной стадии ребенок учится обследовать готовые формы предметов, раскладывать их в своем порядке, пытается приклеить формы. Только тогда, когда навыки преподавания и приклеивания готовых предметных изображений понятны ребенку и сформированы, он начинает рассматривать результаты своей деятельности и узнавать образы окружающих его предметов и явлений. Начинается переход от доизобразительной стадии в аппликации к изобразительной. Использование аппликации чрезвычайно важно для формирования у детей с синдромом Дауна умения ориентироваться на листе бумаги (верх, низ, середина) и, соответственно, для формирования такого сложного средства художественной выразительности, как компоновки.

Читайте также:  Лампасные разрезы при синдроме длительного сдавления

Заключительныйэтап направлен на закрепление интереса к изобразительной деятельности.

Система работы школьныхбиблиотекарей

Внедрение инклюзивного обучения требует информационного обеспечения всех участников учебно-воспитательного процесса относительно особенностей работы с учениками разных нозологий. В этом аспекте важная роль принадлежит школьной библиотеке, которая является фундаментом образования и самообразования, казной человеческого знания. Анализ научных источников утверждает, что проблемы развития современной библиотеки постоянно находятся в центре внимания библиотековедов.

В условиях внедрения инклюзивного обучения возникает необходимость информационного обеспечения педагогов, учащихся, родителей. Поэтому школьная библиотека представляет собой ресурсный центр, который обеспечивает учебно-воспитательный процесс.

Учитывая тенденции развития образовательного процесса в части обеспечения учебного процесса, на передний план выдвигаются вопросы предметизации, систематизации и индивидуализации школьного информационного потока. Современная школа ориентирована на опережающий характер образования. Именно система работы школьного библиотекаря может обеспечить определенное информационное пространство в условиях внедрения инклюзивного образования. Организуя информационную деятельность, в своей работе школьный библиотекарь ориентируется на основные функции школьной библиотеки: информационную, учебную, культурологическую, развивающую, познавательную, учебно-обогатительную, воспитательную.

Система работы школьного библиотекаря ориентирована на создание в школьной библиотеке условий, которые бы стимулировали самообразование и саморазвитие личности ребенка и потребности в самостоятельном поиске, отборе и использовании информации. Все это способствует информационной поддержке школьной программы, активизации учебной деятельности учащихся. Тесная взаимосвязь и взаимодействие с педагогическим коллективом способствует образованию школьной библиотеки как настоящего культурного, информационного и образовательного центра.

Для привлечения учащихся к чтению используются различные методы пропаганды литературы: литературные игры, викторины, беседы у книжных выставок, презентации книг. Эффективными по информированию учащихся и популяризации литературы являются разнообразные книжные выставки разноплановой тематики, охватывающие все направления воспитательной работы.

Ощущение единства, равноправия, совместной работы способствует социализации и адаптации в общеобразовательном пространстве. В условиях привлечения учащихся с особыми потребностями в общеобразовательное пространство проводится работа с родителями: организуется родительский лекторий, совместно с психологом проводятся деловые игры, тренинги и семинары по актуальным вопросам.

Привлечь детей к волшебному миру книги помогают библиотечные уроки, которые осуществляют экскурс в волшебный мир сказок, знакомят с историей развития книгопечатания, захватывают виртуальными экскурсиями в лучшие библиотеки мира.

Современная школьная библиотека в сотрудничестве с учителями и родителями вносит свой вклад в формирование мировоззрения человека, помогает ему не только всесторонне обогатиться знаниями, но и раскрыться, почувствовать себя личностью.

Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)

Источник

И говорим с синдромом Дауна. Да, такие дети могут говорить. И такие дети довольно часто приходят на занятия к логопеду. Я Ольга, многомама и логопед, и на своем канале начинаю цикл статей под рабочим названием “Не только буква РЭ” ???? Расскажу о сложных случаях в работе логопеда.

Для начала – немного о генетических заболеваниях вообще. В студенчестве увесистый томик под названием “Наследственные болезни и медико-генетическое консультирование”, полный устрашающих фотографий, был моим излюбленным чтением.

С тех пор считаю данную дисциплину обязательной для изучения в школе, не для того, чтобы навсегда отбить охоту рожать, нет. А для того, чтобы никто, никогда и ни от кого не услышал распространенную ныне сентенцию вроде “Что ж вы его такого родили, УЗИ что ли не делали?”

После прочтения данного труда я приобрела здоровый фатализм и твердое знание о том, что генетических болезней – тысячи, часть из этих тысяч при рождении вообще никак не проявляется, зато потом с возрастом приводит к тяжелейшей инвалидности и даже смерти, а на УЗИ видны – единицы. Поэтому рождались, рождаются и рождаться будут дети с разнообразными генетическими нарушениями. И за очередное “а что же УЗИ -то не сделали?”, людям, которые мало-мальски в теме, хочется кинуть в говорящего чем-нибудь тяжёлым.

Часть наследственных болезней и генетических нарушений на интеллекте и речи никак не отражается, часть, к счастью, вообще проявляется лишь своеобразным внешним видом и не влияет ни на продолжительность жизни, ни на ее качество.

Но огромное множество подобных заболеваний влияет на развитие очень существенно, и дети с разнообразными генетическими состояниями приходят в том числе и к логопеду. И об этих состояниях логопеду тоже надо иметь представление, чтобы наметить общую канву коррекционной работы, найти сильные стороны ребенка и развить слабые .

Читайте также:  3 фазы синдрома эмоционального выгорания

Также логопеду полезно в принципе иметь представление о так называемых стигмах дизэмбриогенеза – некоторых минимальных особенностях внешности, совокупность которых может навести на мысли о каком-либо генетическом нарушении. Своевременная консультация генетика может очень помочь в коррекционной работе .

Синдром Дауна встречается чаще других генетических заболеваний, и почти каждый логопед, наверное, такого ребенка хоть раз в жизни в своей практике встречал. А если встречал – знает, что категория далеко не безнадёжная.

Есть такой известный в логопедических кругах специалист – Романа Августова. Дети с синдромом Дауна после ее занятий не только разговаривают, но и читают, пересказывают, пишут сочинения, свободно рассуждают на практически любые темы. Поэтому желающих полнее углубиться в тему отсылаю к ее книге “Говори! Ты это можешь!” Книга отличная, кстати. Написана живым и лёгким языком, читается как популярная литература.

Дети с синдромом Дауна при рано начатой и постоянной коррекционной работе практически все способны к активной речи. Брошенные же на произвол судьбы – практически все неспособны совсем.

Клеймо глубоко умственно отсталых и безречевых стоит на таких детях со времён советской традиции оставлять “даунят” в роддомах. Воспитанный в детдоме ребенок с синдромом Дауна именно таким и будет, без вариантов, сам – не разовьётся. Это в тему моих статей про норму и ее норму. Норму можно не трогать вообще – сама заговорит, читать, писать, считать научится. Ребенок же с синдромом Дауна нуждается в постоянном подталкивании и стимуляции извне, без этой стимуляции его развитие стоит на месте. Оттого и не развиваются такие дети в детдомах, и умирают рано.

При постоянной же работе с таким ребенком результаты могут быть очень впечатляющими, вплоть до овладения им общеобразовательной программы и успешной профессиональной реализации.

Какова же специфика именно логопедической работы с детьми с синдромом Дауна. Понимание речи у таких детей, растущих в условиях семьи, относительно сохранно, активная лексика значительно отстает от пассивной, наблюдается выраженная гипотония мышц органов артикуляции, а также заметная апраксия. Зная эти особенности, строим коррекционную работу.

Как и с любым другим ребенком, при работе логопеда с ребенком с синдромом Дауна, необходимо учитывать его сильные стороны и на них опираться. У детей с синдромом Дауна это, в первую очередь, абсолютно сохранная эмоциональная сфера, хорошо развитая подражательность и, значит, потенциал для развития игры. А на базе подражания и игры можно уже строить и речь!

Но все было бы очень просто, если бы кроме сильных сторон не было бы слабых. У детей с синдромом Дауна это, в первую очередь, гипотония мышц и слабый контроль за положением и движением органов артикуляции. Контроль вообще функция, развивающаяся довольно поздно даже в норме, а у детей обсуждаемой категории он вообще не развивается без специального обучения. Поэтому нормализация тонуса и обучение контролю за органами артикуляции – основная задача логопеда .

Реализация этой задачи происходит параллельно с работой над пониманием речи, которое находится в прямой зависимости от состояния интеллекта. С такими детьми очень хорошо идёт любимая мной игровая логопедия, разумеется, после создания базы для речевого подражания. Дети нуждаются в многочисленных опорах для осознания звука как результата определенного положения органов артикуляции, массаж и артикуляционная гимнастика тоже совершенно необходимы .

Зрительное восприятие и зрительная память у детей с синдромом Дауна обычно хорошо развиты и, значит, можно смело вводить раннее обучение чтению глобальным способом и альтернативную коммуникацию при помощи письма и чтения. Даже при специальном обучении дети с синдромом Дауна начинают говорить поздно, но а общении нуждаются, поэтому альтернативная коммуникация – этап необходимый .

Также дети с синдромом Дауна хорошо осваивают жестовую речь, при отсутствии обучения – изобретают собственные жесты и общаются с их помощью. Этот момент тоже надо использовать на пользу коммуникации на этапе безречия, и не стоит бояться закрепления общения таким образом – ребенок сам откажется от жестов, когда речь при помощи органов артикуляции станет для него возможной .

В целом прогноз для развития речи при синдроме Дауна благоприятный, как я уже писала. При обучении практически все дети с этим синдромом говорят и общаются при помощи речи.

Источник