Питание детей с синдромом дауна до года

Питание детей с синдромом дауна до года thumbnail

В начале жизни малыша один из самых часто задаваемых вопросов, который действительно тревожит родителей, – как правильно кормить ребенка. В этой статье рассказывается об особенностях кормления малыша с синдромом Дауна и о том, как сделать этот жизненно важный процесс приятным и для мамы, и для ребенка.

Питание детей с синдромом дауна до года

Организация кормления: первые месяцы

   Младенцам с синдромом Дауна, как и всем детям, показано грудное вскармливание. Оно дает ребенку не только возможность получать самое лучшее питание, но и укрепляет его иммунитет, предупреждает появление отитов, развивает мышцы органов речи. Формируя правильные навыки кормления, мы закладываем базу для развития органов артикуляции. Несмотря на некоторые особенности строения челюстно-лицевого аппарата, кормление грудью детей с синдромом Дауна вполне достижимо.

   Важно помнить, что кормление малыша – это не только процесс насыщения. Первые несколько недель после рождения ребенок адаптируется к маме, а мама учится понимать ребенка. Именно в это время у малыша появляется чувство, что его любят. Формирование настраивающего поведения и всех дальнейших этапов привязанности во многом зависит от того, как мама кормит малыша, в каком эмоциональном состоянии она находится, как понимает сигналы младенца и реагирует на них. Трудности с сосанием могут отрицательно сказаться не только на физическом развитии ребенка, но и на установлении эмоционального контакта с матерью. Мама, в свою очередь, должна научиться дифференцировать потребности ребенка, не кормить каждый раз, как он заплачет, в противном случае у ребенка в будущем может развиться булимия (Расстройство процесса приема пищи, которое сопровождается резким усилением аппетита. – Прим. ред.).

   Существует ряд причин, которые могут вызвать сложности при организации кормления ребенка с синдромом Дауна:

  • медицинские проблемы – нарушение сердечной деятельности, расстройство пищеварения и другие, в том числе длительное нахождение ребенка на интенсивной терапии;
  • проблемы с мышечным тонусом – трудности, которые возникают при осуществлении движений языка, губ, челюстей;
  • сенсорные проблемы – при наличии повышенной чувствительности у детей может наблюдаться срыгивание и рвота, а при пониженной чувствительности младенцу трудно ощутить, что происходит во рту, ему сложно пережевывать и проглатывать твердую пищу, и она часто скапливается во рту;
  • проблемы, связанные с анатомическими особенностями строения ротовой полости;
  • проблемы поведения – ребенок может испытывать отвращение к пище, потому что ему часто дают лекарства. Во избежание этого лучше выделить для приема лекарств особую ложку, отличающуюся от обычной, или использовать для этой цели пипетку.

   Иногда наблюдается сочетание нескольких осложняющих кормление факторов.

   Прежде всего, важно установить, не лежат ли в основе проблем с кормлением медицинские причины. Если дело в них, то нужно провести соответствующее лечение. Во всех остальных случаях проблемами кормления занимается педагог – специалист по ранней помощи.

Советы по организации грудного вскармливания и кормления из бутылочки

  • Сразу после рождения ребенок готов сосать грудь или соску. Время кормления – это период установления особых взаимоотношений между мамой и ее малышом. Не случайно оптимальное расстояние, на котором видит новорожденный, – около 20–25 см, – соответствует дистанции между глазами младенца и матери во время кормления грудью. Природа заложила в каждого ребенка желание общаться и взаимодействовать с людьми. Начало этого взаимодействия – возникающий во время кормления контакт глаз, который всю жизнь будет оставаться важным элементом общения. Возможно, и первая улыбка малыша, предназначенная матери, появится у него именно в эти мгновения.
  • При кормлении из бутылочки ребенка нужно держать в позе грудного вскармливания, то есть на руках у матери и с приподнятой головой. Если он лежит на горизонтальной поверхности, жидкость из бутылочки может попасть в евстахиевы трубы (каналы, соединяющие нос с ушами), а это часто вызывает отит. После года конфигурация евстахиевых труб меняется, и кормление из соски в положении лежа еще чаще ведет к заболеванию ушей.
  • Поскольку у малыша часто снижен мышечный тонус, снижена и чувствительность его ротовой полости. Чтобы ребенок почувствовал соску во рту, она должна быть не слишком мягкой, а плотной, тугой. В ней лучше сделать не одно, а несколько маленьких отверстий или крестообразное сечение. Основание соски должно быть достаточно широким, чтобы малыш мог захватить ртом только ее кончик. В противном случае она продвинется слишком глубоко, что может вызвать рвоту.
  • Если малышу трудно сосать, вы можете подготовить его к приему пищи. Так, за 15 минут до начала кормления можно проводить стимуляцию мышц лица и шеи ребенка:

– поглаживать круговым движением пальца вокруг угла рта (палец движется сверху вниз);

– поглаживать лицо в направлении от щек ко рту;

– поглаживать шею в области гортани сверху вниз;

– осторожно поглаживать одним пальцем десны и небо спереди назад;

– поглаживать льдом вокруг рта;

– прикасаться соской к щечке малыша;

– легко надавливать соской на нижнюю губу и кончик языка ребенка;

– стимулировать сосание с помощью пальца: положить указательный палец в рот подушечкой вниз. Осторожно нажимать на язык ребенка, пока он не обхватит языком ваш палец и не начнет совершать сосательные движения. Далее следует быстро вынуть палец и заменить его соском или соской.

  • Во время кормления используйте для стимуляции сосания свободную руку:

– держите малыша в позе, удобной для сосания;

– возьмите руку ребенка и поглаживайте ее, особенно у основания большого пальца;

– поглаживайте его щеки, подбородок и верхнюю губу по направлению ко рту, стимулируя хороший захват соска или соски.

Если до четырех месяцев между мамой и ребенком установился эмоциональный контакт и малыш маме доверяет, то проблем с кормлением быть не должно.

Жидкая пища: 4–6 месяцев

   После четырех месяцев в питание ребенка вводится фруктовый сок, а спустя несколько недель – фруктовое пюре (строго по показаниям врача). Если ребенок находится на грудном вскармливании, прикорм дают с шести месяцев (после консультации с врачом). Особенности строения ротовой полости и языка у детей с синдромом Дауна, а также гипотония всей группы мышц, ответственных за прием пищи, требуют от педагога помощи в организации кормления.

Читайте также:  Опоясывающий герпес на ноге корешковый синдром

   Малыша учат есть с ложки, а также держать бутылочку, регулируя поступление жидкой пищи. Но следует помнить, что если постоянно заставлять ребенка кушать, навязчиво приучать его есть самостоятельно, то ребенок вообще может отказаться от еды.

Как кормить малыша в этот период жизни

  • Кормить ребенка с ложки можно начинать при введении в его рацион сока и пюре. Пища должна быть мягкой и ровной по консистенции. Однако здесь есть один нюанс: старайтесь реже использовать блендер для перемалывания пищи ребенка, так как он измельчает продукты до состояния однородной массы, которая имеет очень своеобразную консистенцию и вкус, часто отличный от вкуса исходного продукта. Лучше всего тщательно разминать кусочки вилкой, тогда ребенок будет ощущать и текстуру продукта, и его реальный вкус.
  • Ложку с пищей нужно аккуратно положить ребенку на язык и слегка направить язык вниз и вглубь ротовой полости. Очень важно делать небольшую паузу, давая малышу время вытянуть вперед губы и снять пищу с ложки. Если взрослый, приподнимая ложку и проводя ею по верхней губе ребенка, сам «счищает» пищу с ложки, то малыш вынужден закидывать голову назад, а это затрудняет глотание. Возможно, сначала у малыша еще будут присутствовать сосательные движения, но постепенно он поймет, как есть с ложки.
  • Во время кормления с ложки мама должна сидеть к ребенку лицом, желательно чуть ниже его. В этом случае у нее просто нет возможности приподнимать ложку, «вытирая» пищу о верхнюю губу ребенка, а тот при этом может отлично контактировать с мамой.
  • Для кормления используется ложка, по размеру близкая к чайной. Она должна быть не очень широкой, чтобы не касаться щек, и не очень длинной, чтобы не вызвать рвоту. Кроме того, ложка должна быть не слишком глубокой, чтобы ребенок легко снимал губами пищу, и не гибкой, чтобы ее было легко ощущать во рту. Учтите, что ложка для еды и ложка для лекарства должны быть разными.
  • Чашка, из которой пьет малыш, должна быть пластмассовой, с отогнутым краем. Иногда используют чашки с вырезом, который помогает малышу пить жидкость, не закрывая глаза краями чашки. Такой вырез вы можете сделать сами в обычной пластиковой чашке. Начинать лучше с густого питья, например, с кефира или сока с мякотью. Положите край чашки малышу на нижнюю губу и вылейте в рот немного жидкости. Если ребенок не поймет, что нужно закрыть рот, аккуратно приподнимите его подбородок вверх, рот закроется, и малыш рефлекторно сделает глоток.

Введение твердой пищи: 6–9 месяцев

   Во время еды ребенок уже может держать в руке сухарик, а возможно, и ложку. Кормите малыша с ложки, пить давайте из чашечки. Как только он захочет есть ложкой сам, обязательно пойдите ему навстречу. Это очень важный момент! Конечно, ребенок сделает это не так аккуратно, как вам бы хотелось, но если вы не будете поощрять его инициативу, период такой активности быстро пройдет и тогда приучить ребенка есть самостоятельно будет очень трудно.

Еда руками

   У каждого малыша бывает период, когда он, схватив игрушку или другой предмет, обязательно тянет его в рот. Попробуйте предложить ему вместо игрушки печенье, вполне вероятно, что и его он захочет «попробовать». Если вкус печенья ребенку понравится, он повторит это действие снова и снова. Иногда родители опасаются, что малыш поперхнется, поэтому лучше использовать рассыпчатое песочное печенье, которое практически сразу растворяется во рту. Сначала ребенок будет держать печенье, сухарик или кусок хлеба в кулачке, позже он сможет брать маленькие кусочки пищи щепотью (соединяя большой, указательный и средний пальцы) или пинцетным захватом (соединяя указательный и большой палец).

Как научить ребенка жевать

   Попробовав кусочек пищи, малыш часто выталкивает его изо рта движением языка вперед. Это совсем не означает, что ребенок не хочет съесть этот кусочек. Выталкивание пищи происходит потому, что именно такое движение языком малыш всегда совершал при сосании, и теперь, когда в его рот попала твердая пища, он рефлекторно начинает делать то же самое, что и раньше. Для пережевывания твердой пищи нужны другие движения языка, в частности, не вперед, а из стороны в сторону. Кстати, это очень важно для развития речевых навыков. Как же помочь малышу совершать эти новые манипуляции? Поместите кусочек печенья между щекой и верхней челюстью в районе жевательных зубов. Стараясь передвинуть еду в привычное место в центре языка, малыш просто вынужден будет начать двигать языком из стороны в сторону. Не забывайте класть кусочки еды то слева, то справа. Если вы будете совершать эту процедуру регулярно во время приема еды, по три-четыре кусочка с каждой стороны, результат не замедлит сказаться: через какое-то время вы заметите, что у ребенка появился навык правильного жевания.

   Для стимуляции жевания некоторые родители успешно используют узкие длинные дольки вяленого (сушеного) яблока. В этом случае один конец дольки нужно поместить сбоку на десну ребенка, а другой удерживать своей рукой. Не жалейте времени на обучение малыша жеванию! Еще раз напоминаем, что совершаемые при этом движения являются моделью произнесения слога: рот открыт – произносится гласный звук, рот закрывается – согласный.

Читайте также:  Синдром па на фоне шейного остеохондроза

Общение во время еды

  Еда – одна из самых благоприятных ситуаций для развития навыков общения. Нарушение процесса приема пищи – это нарушение процесса взаимодействия. Вот некоторые советы, которые помогут вам при организации такого общения.

  • Во время кормления называйте вслух продукты, которые вы предлагаете малышу. Ваши комментарии к происходящему за столом должны быть ясными и краткими.
  • Предлагайте ребенку выбрать, что он сейчас будет есть. Если у вас один вид пищи, пусть он выберет, что он хочет, еду или питье. Если он не знает, как ответить, помогите ему. Ребенок может использовать указательный жест или даже взгляд. Внимательно наблюдая за ним и поняв, что он выбрал, прокомментируйте это словами.
  • Научите ребенка отказываться от еды, используя отстраняющий жест, тогда вам не придется сталкиваться с выплёвыванием пищи и возмущенным криком. Вы должны признать, что какая-то пища может не нравиться ребенку и он имеет полное право отказаться от нее. Когда малыш поймет, что он не объект, в который «закидывают» еду, а полноправный участник процесса, его попытки сообщить о своем желании или нежелании станут более активными.

«Закрепление пройденного»: 9–12 месяцев

   На этом этапе продолжают совершенствоваться навыки самостоятельной еды. Ребенку необходимо научиться брать руками твердую пищу, есть ложкой вязкую пищу, пить из чашки, держа ее двумя руками. Предложите малышу пить жидкость из трубочки. Для этого возьмите маленькую упаковку сока, вставьте в отверстие трубочку и, когда малыш возьмет ее в рот, осторожно сожмите упаковку. При этом часть сока поступит в рот ребенка. Постепенно он приучится сам сосать сок. Питье жидкости из трубочки помогает научиться плотно смыкать губы.

   Известно, что до года ребенка можно научить есть любую пищу. А вот после полутора лет сделать это гораздо сложнее. Во многом потому, что проблема кормления как таковая перерастает в проблему поведения, причем и ребенка, и матери. Малыш к этому времени уже научился вести себя за столом определенным образом, он отвергает ту или иную пищу, а маме часто трудно «перестроиться»: терпеливо относиться к «выходкам» ребенка, избавиться от собственных страхов и беспокойств (например, что ребенок подавится, если ему давать сухари) или заставить себя перестать кормить малыша с ложечки. Именно поэтому заниматься организацией правильного кормления необходимо с первых дней жизни ребенка. 

Литература по теме:

Жиянова П.Л. Формирование навыков общения и речи у детей с синдромом Дауна: Пособие для родителей / фото Е.Гросман, Е.Зотова, А Португалова. – 2-е изд. – М.: Благотворительный фонд “Даунсайд Ап”,2013.-140с.:ил-(Ребенок с синдромом Дауна и особенности его развития)

Чубарова А. И. Грудное вскармливание – путь, данный нам природой // Хрестоматия для родителей: Сборник статей, опубликованных в журнале «Сделай шаг» в 1997–2008 гг. – Изд. 3-е. / сост. П. Л. Жиянова, Н. С. Грозная. – М.: Благотворительный фонд «Даунсайд Ап», 2010. – С. 184–190.

Чубарова А. И. Как разобраться с нарушениями стула у младенца // Там же. – С. 199–214.

М. Ф. Гимадеева, специалист Центра ранней помощи «Даунсайд Ап»

Источник

Перевод: Татьяна Тутатчикова
Редактор: Евгения Чампалова, Мария Сорокина
Корректор: Татьяна Романова

Итак, поздравляем вас с рождением   вашего уникального малыша!   А также с тем, что вы решили вскормить его  грудью: ведь дети с особыми потребностями получают от грудного молока особые преимущества. Сейчас у вас, вероятно, возникают противоречивые чувства. Как и большинство родителей, вы  рады встрече  со своим  новорождённым. В то же время вы можете чувствовать разочарование, злость, беспомощность и даже вину. Дайте себе время, чтобы  принять эти и другие горестные чувства. Помните, что ваш ребёнок – это прежде всего просто малыш, а уже потом ребёнок с особыми потребностями.

osobie-deti-syndrom-down

Детям, родившимся с синдромом Дауна, расщелиной губы или нёба (“волчья пасть”), кардиологическими проблемами, муковисцидозом, неврологическими нарушениями или другими особыми потребностями, грудное молоко нужно даже больше, чем  остальным младенцам. Грудное молоко укрепляет иммунитет ребёнка и легче усваивается в организме. Оно также является оптимальным  питанием, поддерживающим его здоровье. Это особенно важно, поскольку  ваш малыш может нуждаться в оперативных вмешательствах или  длительном лечении. Особенная связь между мамой и ребёнком и гормоны грудного молока помогают сохранять спокойствие и оставаться в контакте с вашим крохой. 

Часто ребёнок с особыми потребностями неохотно берёт грудь; в таком случае вам и малышу понадобится дополнительная поддержка во время кормления. Сообщите медикам, что вы твёрдо настроены кормить грудью. Ваш партнёр, другие члены семьи и друзья, ваш консультант по грудному вскармливанию или ваш консультант-волонтёр ЛЛЛ могут поддержать вас.  Попробуйте начать кормить грудью прямо сейчас. Наберитесь терпения, вашему ребёнку может потребоваться несколько недель, чтобы научиться правильному захвату груди.  Если малышу пока трудно высасывать молоко из груди, начните сцеживаться молокоотсосом как можно скорее после рождения. Вам стоит сцеживать молоко так часто, как сосал бы ребёнок,  то есть каждые два-три часа в течение суток; будильник поможет вам сохранить график  сцеживаний и  кормлений. Сцеженное молоко лучше давать ребёнку из не сосательных предметов (ложки, чашки или шприца). Лучше избегать бутылочек и пустышек, потому что сосание груди отличается от сосания бутылочки и может  возникнуть путаница сосков.

Спросите своего консультанта-волонтёра ЛЛЛ  или консультанта по грудному вскармливанию о  возможности использовать систему докорма у груди. Такая система представляет собой ёмкость для грудного молока с тонкими трубочками. Трубочка прикрепляется к вашей груди, так чтобы ваш ребёнок мог дополнительно получать молоко, пока учится сосать.  Или можно прикрепить  трубочку к пальцу, позволяя малышу сосать его и одновременно получать грудное молоко. (Палец взрослого больше похож на ваш сосок, чем бутылочная соска). Некоторые  медицинские работники  могут быть не знакомы с данным методом. Расскажите, почему это важно вам и вашему малышу.   Продолжайте кормить грудью, если это  возможно. Как показывают исследования,  грудное вскармливание – меньший стресс для ребёнка, чем кормление из бутылочки; ваш врач может не задумываться об этом. Когда вы кормите грудью, вы обнимаете малыша и прикасаетесь к нему “кожа к коже”, и это помогает ему полнее развить  свои способности и свой потенциал!

Читайте также:  Синдром дауна не дают инвалидность

Во многих случаях  врач может рекомендовать докармливать медленно прибавляющего вес ребёнка. Если для этого подходит ваше сцеженное молоко, вы можете сцеживать его с помощью молокоотсоса  или  вручную, и докармливать малыша из ложки, чашки или шприца, если ваш малыш  плохо сосёт грудь.

rebenok-s-osobimi-potrebnostyami

В некоторых случаях ваш ребёнок с особыми потребностями может не быть исключительно на грудном вскармливании, и это нормально. Будьте уверены, что любое  количество вашего молока, полученное из груди, бутылки или  другим способом (докорм у груди, шприц, ложка, чашка, поильник Хабермана), в значительной степени укрепит здоровье и развитие вашего малыша. Грудное молоко – это то, что именно  вы можете дать своему ребёнку, и это важно для вашего морального состояния!

Грудное вскармливание вашего малыша с синдромом Дауна:

Преимущества грудного  вскармливания для ребёнка с синдромом Дауна:

– Грудное молоко обеспечивает ребёнка дополнительной защитой от инфекций и нарушений со стороны пищеварительной системы, которые чаще встречаются у младенцев с синдромом Дауна. 
– Сосание груди способствует стимуляции и укреплению мышц  губ, языка  и челюсти малыша, создавая основу  для развития речи. Также развивается координация движений ротика и языка, давая вашему младенцу реальные преимущества в развитии. 
– Грудное вскармливание способствует близости между мамой и ребёнком, создавая особенную связь. Это помогает матери прожить горе, которое она может почувствовать, когда узнаёт о синдроме Дауна у малыша.
– Человеческое молоко легче переваривается в организме, чем искусственное детское питание, это важно, в частности, при наличии проблем с пищеварением, которые часто встречаются у детей с синдромом Дауна. 

Рекомендации по грудному вскармливанию ребёнка с синдромом Дауна:

Мамино терпение и адекватные ожидания имеют решающее значение при грудном вскармливании ребёнка с синдромом Дауна. Низкий мышечный тонус, неравномерные движения языка и слабое сосание могут повлиять на способность ребёнка сосать грудь.

Дети с синдромом Дауна часто более сонливые и спокойные. Убедитесь, что ваш малыш получает достаточно питания и выработка молока налажена. Для этого может быть необходимо пробуждение каждые два часа для частого кормления (по крайней мере, 8-12 раз в день).

breastfeeding-baby-syndrom-down

Перед кормлением убедитесь, что ваш малыш полностью проснулся. Вы можете дополнительно стимулировать его прикосновениями на протяжении всего процесса кормления. 

Приглушённый свет в комнате поможет малышу не закрывать глазки. Вы можете попробовать  раздеть своего ребёнка для контакта “кожа к коже” в процессе кормления.

Чередование груди во время кормления очень полезно, если ваш ребёнок засыпает на груди. Если это происходит, сразу же предложите другую грудь. Продолжайте повторять, пока ребёнок  не насытится.

Уделите внимание позе малыша во время кормления грудью. Расположите малыша на себе живот к животу, убедитесь, что его подбородок упирается в  вашу грудь, а ушко, плечо и бедро ребёнка расположены по прямой линии. Используйте дополнительные подушки для поддержки. Посмотрите  раздел Позиционирование   для более подробной информации.

Если есть проблемы с глотанием, малыш захлёбывается, попробуйте расположить ребёнка так, чтобы его голова была выше ножек. Могут быть полезны позы “из-под руки” и “расслабленное кормление”. Посмотрите раздел Позиционирование для получения дополнительной информации.

Низкий мышечный тонус может привести к трудностям с сосанием, в том числе слабости языка и губ. Также важно  стабильное  положение головы, когда малыш сосёт грудь. Существует множество эффективных способов поддержки  головы, шеи и спины. Например,  поддержка “рука танцора” (положение Дан-Чер) особенно важна для детей с низким мышечным тонусом. Держите руку напротив груди, которую будете предлагать. Используя руку с той же стороны, что и грудь, которую вы предлагаете, обхватите грудь большим пальцем с одной стороны груди, ладонью внизу, указательным пальцем наружу, а остальными тремя пальцами по другую сторону груди. Используйте указательный палец, чтобы поддерживать нижнюю челюсть вашего ребёнка во время кормления. По мере того, как мышечный тонус вашего ребёнка улучшается благодаря грудному вскармливанию и зрелости, он сможет поддерживать позу и кормиться грудью более эффективно.

Питание детей с синдромом дауна до годаИзображение с сайте https://www.lllc.ca

У детей с синдромом Дауна может быть очень крупный язык, создающий излишнее давление на ваш сосок. Иногда это затрудняет ребёнку захват груди,  так как сосок может выталкиваться изо рта.

Если ваш ребёнок приложен должным образом, вы сможете видеть его язык, охвативший грудь снизу и опирающийся на нижнюю десну. Когда вы прикладываете ребёнка к груди, следите за тем, чтобы его рот широко открывался, и язык был высунут вперед и вниз. Чтобы побудить вашего ребёнка выдвинуть язык вперёд, с помощью указательного пальца мягко надавите на подбородок ребёнка, пока он  прикладывается. Такое раскрытие челюсти заставит язык еще больше высовываться изо рта. Не расстраивайтесь, если ваш ребёнок нуждается в некоторой первоначальной помощи, чтобы держать язык над зубами во время захвата груди. 

Вот упражнение, которое может помочь языку малыша двигаться эффективно:

1) Поместите указательный палец в центр языка вашего ребёнка.

2) Надавите на его язык, постепенно вытаскивая палец изо рта.

3) Повторите это упражнение несколько раз, прежде чем приложить ребёнка к груди.

Источник