План работы воспитателя с детьми с синдромом детского аутизма
Лейман О.Н.
Искаженное развитие – это тип дизонтогенеза, при котором наблюдаются сложные сочетания общего психологического недоразвития, задержанного, поврежденного и ускоренного развития отдельных психических функций, что приводит к ряду качественно новых патологических образований. Одним из клинических вариантов этого дизонтогенеза является ранний детский аутизм (РДА) (И.И. Мамайчук, 1998.). Слово аутизм происходит от латинского слова autos – сам и означает отрыв от реальности, отгороженность от мира.
– недостаточное или полное отсутствие потребности в контактах с окружающими;
– отгороженность от внешнего мира;
– слабость эмоционального реагирования по отношению к близким, даже к матери, вплоть до полного безразличия к ним (аффективная блокада)
– неспособность дифференцировать людей и неодушевленные предметы. Нередко таких детей считают агрессивными;
– недостаточная реакция на зрительные слуховые раздражители заставляет многих родителей обращаться к офтальмологу или сурдологу. Но это ошибочное мнение, дети с аутизмом, наоборот, очень чувствительны к слабым раздражителям. Например, дети часто не переносят тиканье часов, шум бытовых приборов, капанье воды из водопроводного крана;
– приверженность -преодоление негативизма при общении и установлении контакта с аутичным ребенком;
-развитие познавательных навыков;
-смягчение характерного для аутичных детей сенсорного и эмоционального дискомфорта;
-повышение активности ребенка в процессе общения с взрослыми и детьми;
к сохранению неизменности окружающего;
– неофобии (боязнь всего нового) проявляются у детей – аутистов очень рано. Дети не переносят смены места жительства, перестановки кровати, не любят новую одежду и обувь;
– однообразное поведение со склонностью к стереотипам, примитивным движениям;
– разнообразные речевые нарушения при РДА;
– у детей с РДА наблюдаются различные интеллектуальные нарушения. Чаще это умственная отсталость.
Для детей имеющих ограниченные возможности в развитии, проблема проведения мероприятий, стимулирующих развитие, является очень актуальной. Чтобы предотвратить тяжелое отставание или по возможности уменьшить ущерб от него нужно своевременно проводить стимулирущие коррекционные воздействия для позитивного влияния на ребенка и приближение его к поведению здоровых детей.
– -преодоление трудностей в организации целенаправленного поведения.
-смягчение характерного для аутичных детей сенсорного и эмоционального дискомфорта
-ориентация аутичного ребенка во внешнем мире;
-обучение его простым навыкам контакта;
-обучение ребенка более сложным формам поведения;
– обучение пониманию своих собственных чувств, распознавание эмоционального состояния другого человека;
-развитие самосознания и личности аутичного ребенка;
-развитие внимания;
-развитие памяти, мышления;
– формирование навыков социально- бытового ориентирования и самообслуживания.
Отличительной особенностью данной программы является синтез упрощенных заданий, а также возможность варьирования заданий с целью их дифференцированной подачи.
Данная программа рассчитана на 1 год обучения. Возраст детей от 5 до 14 лет. В основе коррекционно- развивающей программы лежат индивидуальные занятия. Занятия проходят 2 раза в неделю по 1 часу. Программа разбита на следующие этапы.
– установление контакта с аутичным ребенком. Для успешной реализации этого этапа рекомендуется щадящая сенсорная атмосфера занятий. Это достигается с помощью спокойной негромкой музыки в специально оборудованном помещении для занятий. Важное значение придается свободной мягкой эмоциональности занятий. Психолог должен общаться с ребенком негромким голосом, в некоторых случаях, особенно если ребенок возбужден, даже шепотом. Необходимо избегать прямого взгляда на ребенка, резких движений. Не следует обращаться к ребенку с прямыми вопросами. Установление контакта с аутичным ребенком требует достаточно длительного времени и является стержневым моментом всего психокоррекционного процесса. Перед психологом стоит конкретная задача преодоления страха у аутичного ребенка, и это достигается путем поощрения даже минимальной активности через сенсорную систему.
– усиление психологической активности детей, стимулирование детей к повторению действия, подражанию,развитию приемов самообслуживания.Решение этой задачи требует от психолога умения почувствовать настроение больного ребенка, понять специфику его поведения и использовать это в процессе коррекции.
– важной задачей является организация целенаправленного поведения аутичного ребенка разыгрывание интеллектуальных и социальных игр, приближенных к реальности. А также развитие основных психологических процессов.
№ п/п
Раздел программы
Содержание тема занятия
Кол-во часов
1
«Техника безопасности на занятиях» «Основы безопасности дорожного движения»
Введение понятий: «пешеходный переход», «светофор», «проезжая часть дороги». Сюжетная игра: «Пешеходный переход». Рисунки – трафареты
1
2
Диагностика
Aнкетирование, Оценка основных навыков. Составление индивидуального плана работы
1
3
Диагностика
Диагностика познавательной, эмоциональной сфер, мелкой и крупной моторик. Составление индивидуального плана работы.
1
4
«Я и ты»
Игра №1 «Раскачивание на ручном гамаке»
Цель: проприоцептивное и вестибулярное воздействие, совместное внимание.
1
5
«Я и ты»
Игра №3 «Сосиска в одеяле»
Цель: проприоцептивное воздействие, общение, осознавание своего тела, развитие вестибулярной системы, подготовка к обучению
1
6
«Я сам»
Диагностика приемов самообслуживания. Выполнение тренировочных заданий
1
7
«Мои возможности»
Игра №2«Нащупай в мешке»
Цель: соотнесение тактильной и зрительной информации, тактильное распознавание, речевое развитие, снижение тактильной гиперчувствительности.
1
8
«Мои способности»
Психотехника «У-СИН»
1
9
«Основы безопасности дорожного движения»
Работа с карточками – заданиями, где необходимо распознать и предвидеть опасность, принять эффективное решение. Упражнения – игры: «Иголка в стогу сена», «Хождение по линии». Рисунок дорожных знаков.
1
10
«Мои возможности»
Игра №4«Крестики- нолики»
Цель: осязательное воздействие, автономность движений пальцев, зрительно-моторная координация, зрительное восприятие, планирование движений ( праксис) и мышление
1
11
«Мои возможности»
Игра №5 «Веселые пузыри»
Цель: зрительные навыки, зрительно-перцептивное развитие, зрительно-моторная координация в системе «глаз-рука»,очередность, осознание своего тела, речевое развитие, тренировка артикуляции и улучшение техники дыхания.
1
12
«Мои возможности»
Игра №6 «Спрятанные сокровища»
Цель: тактильное развитие, тактильное воздействие, снижение тактильной гиперчувствительности, первоначальные учебные навыки.
1
13
«Мои возможности»
Игра №8 «Кто прячется в башне»
Цель: тактильное привыкание, тренировка мышц верхних конечностей, зрительная память.
1
14
«Мои возможности»
Игра №12«Трикотажные качели»
Цель: вестибулярное воздействие, проприоцептивное воздействие, успокаивающий эффект, возбуждающее воздействие.
1
15
«Мои возможности»
Игра № 15«Шум в ушах»
Цель: слуховая чувствительность, слуховое различение.
1
16
«Мои возможности»
Игра №16«Кто дальше дунет»
Цель: зрительно- моторный контроль, тренировка дыхания, контроль и тренировка артикуляции.
1
17
«Основы безопасности дорожного движения». «Профилактика несчастных случаев на воде»
Обозначение опасных мест на улицах и дорогах, вокруг школ и домов. Упражнения – игры: «Внимательные глазки», «Светофор», чтение сказки о правилах дорожного движения, с последующим обсуждением. Рисунок светофора.
1
18
«Мои возможности»
Игра №17«Конвейер»
Цель: координация крупной моторики, зрительно- моторная интеграция, зрительные навыки.
1
19
«Мои возможности»
Игра №18 « Крушение доски-каталки»
Цель: проприоцептивное воздействие, навыки крупной моторики, вестибулярный аппарат.
1
20
«Мои возможности»
Игра №20 «Парящий шарик»
Цель: вращение корпуса, моторный контроль, зрительное слежение, зрительно- моторная координация в системе глаз рука, билатеральная( двусторонняя) координация, физическая выносливость, устойчивость туловища, социализация. слуховая интеграция.
1
21
«Мои возможности»
Игра №22«Сафари на каталке»
Цель: планирование движений(праксис),укрепление мышц верхней конечности, билатеральная ( двусторонняя) координация, вестибулярное воздействие, следование в заданном направлении, проприоцептивное воздействие, зрительно- моторные навыки, речевое развитие.
1
22
«Мои возможности»
Игра №23 «На велосипеде по лабиринту»
Цель: планирование движений (праксис) вестибулярное воздействие, укрепление мышц нижних конечностей, зрительное внимание, вестибулярно- зрительная интеграция.
1
23
«Мои возможности»
Игра №24«бросание мячиков»
Цель: планирование движений ( праксис) зрительно- моторные навыки, зрительное слежение и фиксация
1
24
«Мои возможности»
Игра №26 «Ловец с ведром»
Цель: : планирование движений ( праксис) зрительно- моторные навыки, проприоцептивное воздействие
1
25
«Основы безопасности дорожного движения»
Введение понятий: «первая помощь», «дорожно-транспортный травматизм». Обсуждение дорожных ситуаций, требующих помощи окружающих. Игра: «Дорожные знаки».
1
26
«Мои возможности»
Игра №27«Ловим на восьмерке»
Цель: вестибулярно-зрительная интеграция, координация движений, слуховое воздействие и интеграция.
1
27
«Я сам»
Диагностика приемов самообслуживания. Выполнение тренировочных заданий.
1
28
«Мои возможности»
Игра №29 «Скользящий мяч»
Цель: навыки крупной моторики, вестибулярно- зрительная интеграция, зрительно- моторная интеграция, зрительная конвергенция
1
29
«Мои возможности»
Игра №30«Попади мячиком в цель»
Цель: зрительно- моторная координация в системе глаз рука, планирование движений ( праксис) по словесной команде, распознавание букв команде
1
30
«Мои возможности»
Игра №31«Черепаший панцирь»
Цель: планирование движений ( праксис) зрительно- моторная интеграция, укрепление мышц верхних конечностей, развитие мышц кисти руки, осознание тела.
1
31
«Мои возможности»
Игра №32 «Монетки в копилке»
Цель: разработка пинцетного захвата, действия одной рукой, навыки крупной моторики
1
32
«Мои способности»
Я рисую пальчиковыми красками «Елка»
1
33
«Техника безопасности на занятиях» «Основы безопасности дорожногодвижения»
Какие бывают светофоры. Лево,право,середина дороги
1
34
«Мои возможности»
Игра №33«Забиваем колышки»
Цель: зрительно- моторная координация в системе глаз рука, моторный контроль, тренировка кисти руки, стабилизация верхних конечностей.
1
35
«Мои возможности»
Игра №34 «Город на реке»
Цель: формирование свода кисти руки, тренировка мышц верхних конечностей, тренировка мышц кисти руки тактильное воздействие, тренировка мышц кисти руки.
1
36
«Мои возможности»
Игра №36 «Собираем на скорость»
Цель: тренировка мышц руки, противопоставление большого пальца, внимание, последовательность при выполнении заданий.
1
37
«Мои возможности»
Игра №38«Вкусное ожерелье»
Цель: билатеральная двусторонняя координация, действия одной рукой, зрительно- моторная координация в системе глаз рука
1
38
«Мои возможности»
Игра №39«Лепим и режем» Цель: билатеральная двусторонняя координация, действия одной рукой, проприоцептивное воздействие
1
39
«Мои возможности»
Игра №40 «Авангардная живопись»
Цель: пинцетный захват, противопоставление большого пальца, тактильное воздействие развитие крупной моторики ( мышц плечевого пояса)
1
40
«Мои способности»
Работа с соленым тестом
1
41
«Основы безопасности дорожного движения»
Как перейти перекресток
1
42
«Мои возможности»
Игра №41« схватить пока не убежало»
Цель: билатеральная двусторонняя координация зрительно- моторная координация в системе глаз рука,навыки мелкой моторики ,зрительные навыки
1
43
«Мир эмоций»
Игра №42«Ку-ку»
Цель: понимание элементарных свойств объектов, совместнойе внимание, социальное взаимодействие
1
44
«Мир эмоций»
Игра № 43«Красный свет, зеленый свет»
Цель: контроль над телом, следование подсказкам, речевое развитие, первоначальные учебные навыки, проприоцептивное воздествие, социальное воздествие
1
45
«Мир эмоций»
Игра№44 «Ищем пару»
Цель: оперативная память, следование правилам, игра по очереди, речевое развитие.
1
46
«Мир эмоций»
Игра №45«Где в моем мире»
Цель: Формирование пространственных представлений, речевое развитие
1
47
«Мир эмоций»
Игра №46«Любимый герой командует»
Цель: выполнение инструкций, слуховые навыки, речевое развитие,
1
48
«Мои способности»
Аппликация к празднику
1
49
«Основы безопасности дорожного движения»
Как вести себя на остановке,правила посадки и высадки на остановке.
1
50
«Мир эмоций»
Игра №47«Изображаем предлоги»
Цель: речевое развитие
1
51
«Мир эмоций»
Игра №48«Вспомни слово»
Цель: речевое развитие, слуховая память, вестибулярное воздействие
1
52
«Мир эмоций»
Игра № 49«Чем заканчивается»
Цель: слуховая память, воображение, эмоциональный интеллект.
1
53
«Мир эмоций»
Игра № 51«Порядок дома»
Цель: навыки расположения по порядку, зрительная память, навыки повседневной жизни
1
54
«Я и ты»
Игра №52«щекотка»
Цель: социальное взаимодействие, зрительный контакт, совместное внимание
1
55
«Я и ты»
Игра №53«Что не хватает на лице»
Цель: эмоциональное распознавание, зрительная память, целостное восприятие
1
56
«Мои способности»
Аппликация « Цветок»
1
57
«Основы безопасности дорожного движения»
Обсуждение схем обращения за помощью, как эффективно оказывать помощь. Ориентирование по дорожным знакам. Рисунки по теме
1
58
«Я и ты»
Игра №54 «Угадай кто»
Цель: узнавание лиц, зрительная память
1
59
«Я и ты»
Игра №«56»
Цель: Указываем пальцем,совместное внимание, указывание пальцем, зрительное слежение, зрительное различение
1
60
«Я и ты»
Игра № 57« Описание людней на карточках»
Цель: навыки наблюдения, эмоциональный интеллект, речевое развитие
1
61
«Я и ты»
Игра № 59«Я вижу я делаю»
Цель: навыки двигательной имитации, навыки сопряженной имитации, тактильное воздействие, социальное взаимодействие
1
62
«Я и ты»
Игра №60 «Показываем телом»
Цель: язык тела, совместное внимание
1
63
«Я и ты»
Игра №62«Не урони мяч»
Цель: эмоциональный интеллект и социальное развитие, распределение внимания
1
64
«Мои способности»
Работа с пластилином «Украшение пасхального яйца»
1
65
«Основы безопасности дорожного движения»
«Профилактика несчастных случаев на воде
Обсуждение правил дорожного движения при катании на велосипедах, скейтах, роликах. Требования к одежде, обеспечивающая защиту. Настольная игра – «На улице».май
1
66
«Я и ты»
Игра №69«Карточки на каждый день»
Цель: соотнесение слова и его значения зрительные навыки, зрительно- перцепривные навыки
1
67
«Я сам»
Диагностика приемов самообслуживания. Выполнение тренировочных заданий.
1
68
«Я и ты»
Игра № 70«К пазлу через препятствия»
Цель: формирование логических выводов планирование движений, зрительно пространственные навыки
1
69
«Я и ты»
Игра №74 «Гонки на бумаге»
Цель: навыки мелкой моторики, речевое развитие понятие о направлениях первоначальные учебные навыки
1
70
«Я и ты»
Игра №19«Прыгающие медведи»
Цель: речевое развитие первоначальные учебные навыки: планирование движений зрительное слежение проприоцептивное воздействие вестибулярно- зрительная интеграция
1
71
«Я и ты»
Игра «Картофельная голова»
Цель: распознавание эмоций, эмоциональный интелект
1
72
Диагностика
Диагностика познавательной, эмоциональной сфер, мелкой и крупной моторик. Оценка основных навыков.
1
– развитие самосознания и личности аутичного ребенка.
Для определения результатов осуществляются наблюдение, оценка развития основных навыков, опрос родителей обучающихся.
Учебно-методическоие пособия, книги, предметы быта различных цветов, форм, фактур, муляжи, игрушки, игры, карточки, наборы для творчества, сенсорные коробочки, видео- и аудио диски.
1. Бабкина Н.В. Радость познания. Программа занятий по развитию познавательной деятельности младших школьников: Книга для учителя. – М.:АРКТИ, 2000.
2. Варга А.Я. Психологическая коррекция нарушений общения младших школьников \ Семья в психологической консультации Под редакцией А. А. Бодалева, В.В. Столина.- М.,1989.
3. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению.- Ярославль, 1997.
4. Каган В. Е. Аутизм у детей. Л., 1981.
5. Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. -СПб.,2003.
6. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе.- М.,1998
7.Лютова Е.,Монина Г.-« Шпаргалка для взрослых: психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми»- СПб.: Речь,2006
9.Монахова А.Ю._-«Психолог и семья: активные методы взаимодействия»- Ярославль:Академия развития,2004
10.Хухлаева О.В.- « Основы психологического консультирования и психологической коррекции»-11.М.:Гумманит. Изд. Центр Владос,2001
12.Захаров А.И. –«Дневные и ночные страхи у детей»- СПб: Издательство « Союз»,20041.
Источник
Мария Сизова
Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы с ребенком 3 лет, имеющим нарушения аутистического спектра
Задачи:
1. Установить эмоциональный контакт с ребенком.
2. Развивать эмоциональную устойчивость ребенка с помощью психологических игр.
3. Учить выделять цвет и величину при выполнении практических действий.
4. Развивать мелкую моторику рук, усидчивость, внимание.
Тематика занятий:
1. «Волшебный сундучок»
2. «Волшебный сундучок»
3. «Веселые матрешки»
4. «Веселые матрешки»
5. «Грибочки»
6. «Бусинки, камушки»
7. «Бусинки, камушки»
8. «Волшебный мячик»
9. «Одинаковые -разные»
10. «Одинаковые -разные»
11. «Занимательная коробка»
Занятие №1 Дата проведения___
Тема: «Волшебный сундучок»
Цель: установить эмоциональный контакт с ребенком, развивать мелкую моторику.
Оборудование: прозрачный платок, «волшебный сундучок»,где находятся разные мелкие предметы: камушки, пуговки, бусинки и т. д.
Ход занятия: 1. Ритуал приветствия «Здороваемся ладошками» -Дай ладошку, моя крошка. Я поглажу тебя по ладошке. (Сначала психолог гладит у ребенка ладошку на правой руке, затем на левой. Сопровождая движения словами) 2. Волшебный платочек. (Психолог накрывает себя платком и говорит: – Где Мария Николаевна? Нет Марии Николаевны. Давай позовем Марию Николаевну, ау! Снимаю с себя платок. Вот Мария Николаевна! То же самое, только платком накрываю ребенка, родителя). 3. «Волшебный сундучок» (Обращаю внимание ребенка на красивый сундучок, предлагаю открыть его и посмотреть, что находится внутри. Рассматриваем вместе с ребенком красивые разноцветные камушки, бусинки, пуговки. Выкладываем из сундучка, затем опять закладываем). 4. Ритуал прощания «Прощаемся ладошками» -Дай ладошку, моя крошка. Я поглажу тебя по ладошке. (Сначала психолог гладит у ребенка ладошку на правой руке, затем на левой. Сопровождая движения словами)
Примечание___
Домашнее задание___
___
Занятие №2 Дата проведения___
Тема: «Волшебный сундучок»
Цель: установить эмоциональный контакт с ребенком, развивать мелкую моторику, усидчивость.
Оборудование: прозрачный платок, «волшебный сундучок»,где находятся разные мелкие предметы: камушки, пуговки, бусинки и т. д., глубокая миска с фасолью.
Ход занятия:
1. Ритуал приветствия «Здороваемся ладошками» -Дай ладошку, моя крошка. Я поглажу тебя по ладошке. (Сначала психолог гладит у ребенка ладошку на правой руке, затем на левой. Сопровождая движения словами) 2. Волшебный платочек. (Психолог накрывает себя платком и говорит: – Где Мария Николаевна? Нет Марии Николаевны. Давай позовем Марию Николаевну, ау! Снимаю с себя платок. Вот Мария Николаевна! То же самое, только платком накрываю ребенка, родителя). 3. «Волшебный сундучок» (Обращаю внимание ребенка на красивый сундучок, предлагаю открыть его и посмотреть, что находится внутри. Рассматриваем вместе с ребенком красивые разноцветные камушки, бусинки, пуговки. Выкладываем из сундучка, затем опять закладываем). 4. Игра «Прячем ручки». (В глубокую миску с фасолью опускаю руки и шевелю пальцами, ощущаю ее структуру, выражая удовольствие улыбкой и словами. Дальше предлагаю ребенку присоединиться: «Где мои ручки?»Спрятались. Давай и твои ручки спрячем. Пошевели пальчиками – так приятно! Затем прячу разноцветные камушки, зарывая их в фасоль, а затем вместе с ребенком ищем). 5. Ритуал прощания «Прощаемся ладошками» -Дай ладошку, моя крошка. Я поглажу тебя по ладошке. (Сначала психолог гладит у ребенка ладошку на правой руке, затем на левой. Сопровождая движения словами)
Примечание___
Домашнее задание___
___
Занятие №3 Дата проведения___
Тема: «Веселые матрешки»
Цель: продолжать устанавливать эмоциональный контакт, развивать мелкую моторику, усидчивость, развивать эмоциональную устойчивость ребенка с помощью психологических игр.Оборудование: прозрачный платок, две маленькие матрешки, глубокая миска с фасолью, колокольчик.
Ход занятия:
1. Ритуал приветствия «Здороваемся ладошками» -Дай ладошку, моя крошка. Я поглажу тебя по ладошке. (Сначала психолог гладит у ребенка ладошку на правой руке, затем на левой. Сопровождая движения словами) 2. Игра «Веселые матрешки». (Раздается стук в дверь. Обращаю внимание ребенка на то, кто это к нам мог прийти. Удивляюсь и радуюсь тому, что в гости пришли матрешки. Рассматриваем матрешек, любуемся ими. Матрешки предлагают с ними поиграть в прятки. В глубокую миску с фасолью прячу матрешек, а ребенок старается их найти. Как только ребенок находит матрешку. Она смеется, радуется, что ребенок нашел ее. Игра повторяется несколько раз). 3. Игра «Послушаем звуки» (Матрешки предлагают ребенку послушать как звенит колокольчик, затем предлагаю ребенку поиграть с колокольчиком). 4. Игра «Волшебный платочек». (Психолог накрывает себя платком и говорит: – Где Мария Николаевна? Нет Марии Николаевны. Давай позовем Марию Николаевну, ау! Снимаю с себя платок. Вот Мария Николаевна! То же самое, только платком накрываю матрешек,ребенка, родителя). 5. Ритуал прощания «Прощаемся с матрешками» (Благодарим матрешек за то, что с ними было весело и интересно играть. Прощаемся, приглашаем в гости).
Примечание___
Домашнее задание___
___
Занятие №4 Дата проведения___
Тема: «Веселые матрешки»
Цель: продолжать устанавливать эмоциональный контакт, развивать мелкую моторику, усидчивость, развивать эмоциональную устойчивость ребенка с помощью психологических игр.Оборудование: прозрачный платок, две маленькие матрешки, глубокая миска с фасолью, колокольчик, кусок ваты.
Ход занятия:
1. Ритуал приветствия «Здороваемся ладошками» -Дай ладошку, моя крошка. Я поглажу тебя по ладошке. (Сначала психолог гладит у ребенка ладошку на правой руке, затем на левой. Сопровождая движения словами) 2. Игра «Веселые матрешки». (Раздается стук в дверь. Обращаю внимание ребенка на то, кто это к нам мог прийти. Удивляюсь и радуюсь тому, что в гости пришли матрешки. Рассматриваем матрешек, любуемся ими. Матрешки предлагают с ними поиграть в прятки. В глубокую миску с фасолью прячу матрешек, а ребенок старается их найти. Как только ребенок находит матрешку. Она смеется, радуется, что ребенок нашел ее. Игра повторяется несколько раз). 3. Игра «Послушаем звуки» (Матрешки предлагают ребенку послушать как звенит колокольчик, затем предлагаю ребенку поиграть с колокольчиком). 4. Игра «Снег идет». (Вместе с ребенком и матрешками отщипываем небольшие кусочки ваты,подбрасываю вверх со словами: «Снег идет». Наблюдаем за падением «снега», дуем на него, что бы он подольше не падал) 5. Ритуал прощания «Прощаемся с матрешками» (Благодарим матрешек за то, что с ними было весело и интересно играть. Прощаемся, приглашаем в гости).
Примечание___
Домашнее задание___
___
Занятие №5 Дата проведения___
Тема: «Грибочки»
Цель: развивать эмоциональную устойчивость ребенка с помощью психологических игр, развивать мелкую моторику, усидчивость, внимание, развивать целенаправленные действия с несколькими однородными предметами.
Оборудование: прозрачный платок, доска с круглыми отверстиями и грибочки, которые вкладываются, вставляются в отверстия.
Ход занятия:
1. Ритуал приветствия «Ладошки» -Дай ладошку, моя крошка. Я поглажу тебя по ладошке. (Сначала психолог гладит у ребенка ладошку на правой руке, затем на левой. Сопровождая движения словами) 2. Игра «Грибочки». (Обращаю внимание ребенка на стол, где находятся грибочки. Затем вынимаю грибочки на стол и предлагаю «собрать» их обратно на «поляну». Сначала сама показываю как надо вставлять грибочки в отверстия, а потом прошу ребенка повторить свои действия. При этом хвалю его, подбадриваю, помогаю при выполнении движений. В заключении игры вместе с ребенком рассматриваем «полянку с грибами», поддерживая радостное, эмоциональное состояние ребенка мимикой и словами. Игра повторяется 2-3 раза). 3. Игра «Волшебный платочек». (Психолог накрывает платком ребенка и говорит: – Где Элайда? Нет Элайды. Надо позвать Элайду, ау! Снимаю платок с ребенка. Вот наша девочка, вот наша красавица! Пробую обнять ребенка. Игра повторяется 2-3 раза). 4. Ритуал прощания «Ладошки» -Дай ладошку, моя крошка. Я поглажу тебя по ладошке. (Сначала психолог гладит у ребенка ладошку на правой руке, затем на левой. Сопровождая движения словами)
Примечание___
Домашнее задание___
___
Занятие №6 Дата проведения___
Тема: «Бусинки, камушки»
Цель: Развивать эмоциональную устойчивость ребенка с помощью психологических игр, учить выделять цвет при выполнении практических действий, развивать мелкую моторику рук, усидчивость, внимание.
Оборудование: прозрачный платок, коробочка, где находятся камушки и бусинки четырех основных цветов, глубокая миска с фасолью.
Ход занятия:
1. Ритуал приветствия «Здороваемся ладошками» -Дай ладошку, моя крошка. Я поглажу тебя по ладошке. (Сначала психолог гладит у ребенка ладошку на правой руке, затем на левой. Сопровождая движения словами) 2. Игра «Бусинки, камушки» (Обращаю внимание ребенка на красивую коробочку, предлагаю посмотреть, что находится внутри. Рассматриваем вместе с ребенком красивые разноцветные камушки, бусинки. Вместе с ребенкомраскладывает бусинки и камушки по цветным тарелочкам: в желтую тарелочку – желтые бусинки и камушки, в красную – красные бусинки и камушки и т. д. При раскладывании обращаю внимание на цвет). 3. Игра «Прячем ручки». (В глубокую миску с фасолью опускаю руки и шевелю пальцами, ощущаю ее структуру, выражая удовольствие улыбкой и словами. Дальше предлагаю ребенку присоединиться: «Где мои ручки?»Спрятались. Давай и твои ручки спрячем. Пошевели пальчиками – так приятно! Затем прячу разноцветные камушки, зарывая их в фасоль, а затем вместе с ребенком ищем). 5. Ритуал прощания «Прощаемся ладошками» -Дай ладошку, моя крошка. Я поглажу тебя по ладошке. (Сначала психолог гладит у ребенка ладошку на правой руке, затем на левой. Сопровождая движения словами)
Примечание___
Домашнее задание___
___
Занятие №7 Дата проведения___
Тема: «Бусинки, камушки»
Цель: Развивать эмоциональную устойчивость ребенка с помощью психологических игр, учить выделять цвет при выполнении практических действий, развивать мелкую моторику рук, усидчивость, внимание.
Оборудование: прозрачный платок, коробочка, где находятся камушки и бусинки четырех основных цветов, глубокая миска с фасолью.
Ход занятия:
1. Ритуал приветствия «Здороваемся ладошками» -Дай ладошку, моя крошка. Я поглажу тебя по ладошке. (Сначала психолог гладит у ребенка ладошку на правой руке, затем на левой. Сопровождая движения словами) 2. Игра «Бусинки, камушки» (Обращаю внимание ребенка на красивую коробочку, предлагаю посмотреть, что находится внутри. Рассматриваем вместе с ребенком красивые разноцветные камушки, бусинки. Вместе с ребенкомраскладывает бусинки и камушки по цветным тарелочкам: в желтую тарелочку – желтые бусинки и камушки, в красную – красные бусинки и камушки и т. д. При раскладывании обращаю внимание на цвет). 3. Игра «Прячем ручки». (В глубокую миску с фасолью опускаю руки и шевелю пальцами, ощущаю ее структуру, выражая удовольстви?