Показатели синдрома профессионального выгорания у педагогов
6ðXð±2Ë=íZÞý%·§û¯ì>Ú]§¨£?°ÏÖáëü·Oô!ýÇ{¬NP¯aþúìäÿ¹i%òÿü*ìÇÐÞ?î#õ ú±úú©úú¹úõõ˿Ѯ´øþ:ú#yýOZú0õ_ÚÚôNÌZwþò¶eK[,^ÔrêÂÍM
õµóçÍ3{VUepzÅ´ò©S&OX6¡tü¸â¢Â±c£O5rD~Þða¹9²ûgefôöõr”8ì¶X9Æd4èuªÂYÿb_Iµ’YÒeúÆÏi_
5’8ªC¸J¾[&ä©Öy¾[2’PÉÀ±ÜîÅFe÷÷û«¼zc¯Ê:¨éIÖejX$¼^Ôð’7yB¼ÚS*9¹£¸ºíuZÌ
¾ÂsvÖi¶@Z BY¾ÖN5kBÉ*Ñ©0S¬xlHÍ(®©M-¯,.ry½Ujm
!£Ögè3»ÐÓÙÿáºì¬¶Úo÷Õ×Ì©©5¨Ô¡wt¬9ü¡¾¾¢PßUï&cÈ
¡þ¾¢âßÆÊ¦{ é3ì>OÇ÷üè»Çaÿ )xl/5CßÐCÏë}¹°+ÀjµWRÚÃj]aÈñW
jó°ÌqEN»Ì9V½ÚçKUù>99Ô^ëÉîÙ×¾3ð|OHͬ®kÓÐá+*¢y^
Aj”c-îò5ÕÄ1
å¡_k(Á7
Àák° ¢R«©J(±êºHPNq觸£º:(ÚòWîbCºßéêqm²*ÑPb!%³¸£²¾1ä®vÕc6z*]ÞP
ÓWå«l¨«ä³ú¾Çyµ’jµ0¶JËÂb䯧Rq©UbµàðàÃ7v2ìX.-)Vtì(O%w1YOê;í ¡fYª¨Z8ÞåòýH>é3B¦Ú²Ãq¬Oôìêë)n(:¡ßiTé`¤µïï§”æ”ò`Ô0å/³Ôø4£¹Ä*&{Blª§Ò×à«òa¦V±¹ÖÖ·¬ÂWV>«R[íÈ.þåçQ*Ä¼È ¥{°Äï˪¥ÇiécÉñ’eÊlèWGG}’S3ÄVvurMè/¬
MñWùBµ~Wô3»§Y½Ó«qVKî|%5>ÝSÒQÓÕÝ^ÛÑt´W7À¹èðÖwø**G¹´ÎO«ãZ%ÏÊxÙô±hJac;}|Cygo¨U¹ËÎgÃôʰÂÂê±U½W¹ËÃX@ó*Â+”á ÑÒ4$LZy×® cíZ®Nshéº.Î4Iú8«ëRÈg§ej
àÍW×¥£,ÏD¾v*)mB]äìf¸ÏL²N&&8`ÖLUU0¥Âg7ÊÆp¶ÝÊc¹«mNÓÜ]¼½3&àÚ¥µ4-R²%
¯ý=ÅNhÏ£ 8«r»¡}í%Æ
Ã.LnÆÂû¤ØS/ößêªæê*=X”ö*¾yûF³â¬!³¯alÈâ+üÂ_@~ð±óy”Çb ÛQíC Æ©d.NgMMzºº»§Wzu¬òâ,ÍfUbüx¹é3& Ü8j¸Ç
ÚëjD?X°RÔ5fÖUáÊQ¤4b”- DVG7TªÃ^«ñinöªP_ñ¾ÁZðÁY7g¬¾±Jò¸ÄêhVô¼Î¬ºjí
ezY]äi@Ì×e6h0»”LKͰÄC1Ð ¾
¶1Ga¬ª¢Îk©õx¶=dA2OÊH̲JE_ð½]EÍw±i¾Ó:E§µÈÅfÖàíFõ-ðøòdeH{Ék#·bÞºº·úÎð`âí’ösíÂAeU’;B³ýÙýM'{c5wG)öû+Ð|b±æT2êÄ[,6¶ßDÉÀEGÅññzê«D)tyªË~°?¡xMkwØGʤh1;BMßM6Kà21îµØ+]¡ìLYD¬§Ãc÷ðò8j,Ò±cí]’M{§²
Twt+j]MdÚ”O
-ö§IÍÄpBíS=ÕUjMyy¥×ëÂi{qOõÕWÁTÏÔYÚU¥¦ClqJ+dÄ©±¦ÁçÅ$$”;è£.rl«£Ã×ÒÎm
£ùL»RAønõûjĺQÜ ´º%è®6;¢5W±g¹nm.1q}µâ£®CÐçVû1øO~Bð¼=tu3ªñªo$¶Ô5.¤0 ¥”U
¨`L(HG@ôf¿s®1ã¸Gû^â§Â&UôlZehª,¢’!úCJR2Åàù´Y2N©”»ÓÀ®rÚ2½2²
ªÁ£½C”ç«3ozâ»iNÈY6m¶Lù*/©9¿3FS¡T~~üj_ÿ¼üøEðàÀ ïaA¦S^gCézLÕ·û=;-qfA}ÎGYP,®ô(û ònCyóvÄ$ó XÔµR+Å9R´Kq¶gI±FÕR)Å*)Îât)VJq+¤X.EK¥hb¥X$E§J±PR4KÑ$E£
RÔKQ’E5RTK1_yRÌb³¥%ERÌbA)¦KQ!Å4)Ê¥*Å)&K1IRI1AR)ÆK1N)¥(¢P±R” E£¥8EQRbùRäI1aRäJ1T!Rb¥ÈbÙRôÂ/E?)úJ%E)2¥È¢·>)zIáÂ#
[t)Ò¤è)
KT)R¤H”ID)R$HÑCx)RØ¥°I’E¬V),R¥Â$
Q
z)tR¨R(Rp)XDðn)JqDo¥øFÃR|-ÅWRüUCR|)ÅRüEÏ¥øLO¥øD¥8(ÅGR|(Å¥ø@÷¥øïIñG)ÞâRü^R¼#ÅÛR¼%ÅR¼!ÅëR¼&Åï¤xUW¤xYßJ±_¤xQ¤x^ç¤Ø’ųR¤Ø#ÅýRìb]Rìâ>)îbÛ¥KÑ)EH{¤¸[»¤¸SmRüJ_Jq[¥Ø”ÅíRÜ&ÅRÜ”ÅÍRlâ&)nâ)®â:)~!Å&)®â)®â*)®â
).â2).â).b£Iq¡R Å)ÖK±Nó¥×.¯=^{¸¼öpyíáòÚÃåµËk×.¯=^{¸¼öpyíáòÚÃåµËk×.¯=|òþÃåýËû÷.ï?Þ¸¼ÿpyÿáòþÃåýËû÷.ï?Þ¸¼ÿpyÿáòþÃåýËû÷.ï?Þ¸¼ÿpyÿáòþÃåýËû÷.ï?Þ¸¼ÿpyÿáòÚÃåµËk·.o;Þv¸¼ípyÛáò¶ÃåmËÛ·^¸].å¼púh7îÌát’èJNj§ÔÙDg
Ó 5ZMt&Ñ*¢3Âic@§Ó
A+N#ZAyË)ÕF´KÃicADKSED-D§{- j&j”j÷,5Pª¨¨¨¨h>ÑÍ”ª”ª$I4(H4¨hQ9ÑT¢)D&M$*#vJÆ]@ãJ®2PqØ5TDTH4òÆP½ QÕMt
Ñ(*9hUÏ’Ê#N4(J4ZL4h 5C4êeõ’òõ#êKEÔÎ$Ê 6{ùzQÓ^”Õs¥¥õ$r¥S’RéS@IDät%³QÅY)ÏBd&¡ÈN
ÒSÊA:”
¥8ÓwÕð#úè¢Ã÷5¥¾”ú+Ñ!¢/ÃÉÓA_+@¡ÔçD}JyPêc¢DQÞD&çDïýè=*òGJ½K©?Pê÷DÞ¡¼·Þ”çDo½Nôù¥^%z%4ôr8iè·DûÉùÑD/=OE#ÚGÎg!zè)*ò¢’ÉùÑãDí%ú5|R=Lôå=Hô 9÷ÝO´hQÜI©ûî%ÚA´=X
g:BD÷ÝMtÑDÛ~ND¼æ¿¤Vî ÚJy[n’ºèV¢[n&ÚLt5v#µrÑõwÑ/6]K®¡ÔÕDW]IyWP+]Fy]Bt1ÑF¢¨ä
ê ºhÑz¢uag
èü°³tÑÚ°³t.Ñ9agÔv”ó³ÃÎa ³ÖPõÕTïL¢Uag=èª~:ÑJ¢ÓV-‘j£¦Qõ¥Dagh 5¶J.”j!:h!Ѫ×LÔD=k¤ê
DõT²¨¨¨h>ÑôêÙ¢Ù4èYÔt=¨h&uw=(HL’ª FTN¦Ä¦ÄöNXNÈM¤”eD ¸ðRJ’GÎpÂY âpÂzPQ8álPa8¡46_C * ÇûB©QaGh$ѰCl|¢¼°chxØQ vÌåRÞP¢!aGÐ`*9(ìv³C4ªgÓúù©±~D}©±,¢>DDa¥ÞD>j³µé¥Æõ$r¥¥ísAÉaûHä$J êAOTÁNNQQ,JZ¨¤1D&”#Jꩤ*BÄX ÛVë8j«s±Õ»¿
þ8|
ßWðý8| |ÿ_Ï÷Ò áÿøyFúà}àOÀ{qMî?Æ5»ßþ ü8 ß;à··7~ü:ðð;àÕØSݯÄr¿þml{l¦û%àEèbýîçç}Ⱦgb¹~
ú7ÐOÆ.t?»Àýxl³û±Ø&÷^Ôý5Ú{xt?ϬKÝ{¬ËÜ÷[ÛÜ»ËÝ».`’ü÷÷”oò¶Ã:på÷ÝUî»,«ÝwZÖ¸·YÎrÿ
ø%p°ØÜnÉvß¾¸uno¶ê¾ úFè롯C[¿@[ÐÖµð]
\ \z¡½KÍݧ¸/67¹7ow_dÞê>_Íp§æ¹×ò×ÏÚ¶&hYÃ-kkÊÖ¹fÛ××â
æÕÁUÁ3·
kTÎ
¶mEP·”aÅòê+ø¶¼h¸+l
}
g
j]lÛ¶,ÈM]Ö¾,´L72´ìe
[ÆÍ]Ýo_æJ/V/µ,
. ¶n[ܸ(¸×lÞÖlÌ«6l«ÖåÕkòªóóæçm7+8{Û¬`U^ep&ÊÏÈn¬È+NÛV798þIyeÁÛÊòÆK·Ë+ c𬧽§§§jÜ=a.>v +àzÇõ©KÇ!×Ã.5ÞêNUúÚRxá¾$åìKRT[òsÉJ ¹oÿ[ÒsIo’}¤ëHê; %Ú=ªS-qÒôåjcu’ú2KlNnsºJñ’N¾©ÜÃ9ãvjBÜé.QàâêôóKÙtYM+¦Îñ
¡
ñ(2l±à¬Ù_¥ý^B(Aüb>ãF6¶,VQV7oN[Uj:Ðt·ÐEªüóÚV´ù+§0Ç;Oªó!ûsvÅfã6[·M ØÐy[;NÝqj nÐð[¬;Vݱjb 1¾>Ö©ÓKl·E X¦X¥ °$`ÉXò߯¹]ì_>óÚûµo¤ªø
ô¯øn[´øZ¡¥ÿGæ·ÁKçò¯õnü§îÀÏßè·yÆt+ç±ze-p.pÐ
¬Vg«3ÓÀiÀ
`9Ð,Z%Àb`Ð
, Í@Ð4 õ@PÔ ÕÀ|`0ÌfU@%0é@0
(¦SÉÀ$`”PL JñÀ8 (B`,0 Àhà`0äyÀp` AÀ@ dý?Ðèd}L è
ø^ð n Hz. H$ p @ p vÀı° f 0FÀ èÝn|ªp±z?
¾¾____ >>>>>> Þþ¼üxøð{à ðð6ðð&ðð:ðð;àUààeà·À~à%àEààyà9`ð,ðð4ððàIà àqà1`/ðkàQààaà!àAà`p?°Øt;û{Àv t!àànà.àN`ð+àÀÀV`p;pp+pp3°¸ ¸¸¸¸ø° ¸¸¸¸
¸¸¸¸¸¸¸Ø\t õÀ:à|V?¦ãüsóÏqþ9Î?Çùç8ÿçãüsóÏqþ9Î?Çùç8ÿçãüs¾@à1#pÄ À8b Gà1#pÄ À8b Gà1#pÄ À8b Gà1#pÄ À8b Çùç8ÿçãìs}³Ïqö9Î>ÇÙç8ûgãìsý:ÿÌê§îÀÏÜX[Û 3aÉóç1Æ72vôïüÕÈT¶µ±v|cÙì!ö:«ek¡6±Ílû%±GØoØ+ÿÈÊü=C¿YÕÌÀz0Ö}¸ûàÑ-@>îÏHõÐy{ºíÝäûøèÝö£]xfÖêÆ*/Âû~¤û0^¹Hwie=´M«ññÆ£÷ÝzÒ³Yl6Ãæ²jVñ׳f¶ 3s*kaØb-µyMølDj>J!¼húx©%¬XƳì4|µB·ER”o©^ÁVâëtv[ÅÎd«ÙÈçJͳ9«´ôéÀYìl¬Ì9ìMI&ÏZv;«¶m`ühêcª]È.Â:_Ì.ùA½ñ;©Kñu»ûáJv»]}q»þ$ï5ÿìFvöÈ»
4%r÷°ÇÙ½ìnv»OË:ÌÍFm[1«1µ’ôæoå±Ù:ccëôtøÏ=¡Æiy%×¢$µBë ZYsÒL1>>”J]¥ÿ¸÷ÄYù1¯ëOë´P'{H_ÍnÀ ¼bV
ºÔM>Ñã±²µôì6v;Öb«¦$gôVvÎö¯Ø6v’¾ëñÝì.måB¬
Ùv¶+yÛɺ4ÿå}{Ä>æÙÅv³û±Cd#Ò
Источник
Синдромом профессионального выгорания педагогов
В современных условиях деятельность учителя буквально насыщена факторами, вызывающими профессиональное выгорание:
большое количество социальных контактов за рабочий день,
предельно высокая ответственность,
недооценка среди руководства и коллег профессиональной значимости, необходимость быть все время в «форме» и др.
Выгорание у преподавателей выражается в психическом, эмоциональном и физическом изнеможении и имеет разнообразные симптомы: чувство хронической усталости, напряженность, раздражительность, тревожность, нарушение аппетита, сна, рост заболеваемости, негативное отношение к реципиентам, потеря интереса к работе и к жизни.
Актуальность этой темы обусловлена возрастающими требованиями со стороны общества к личности педагога, т.к. профессия учителя обладает огромной социальной важностью. Способность к сопереживанию (эмпатии) признается одним из самых важных качеств учителя, однако практическая роль эмоций в профессиональной деятельности оценивается противоречиво. Можно сказать, что учителя не готовят к возможной эмоциональной перегрузке, не формируют у него (целенаправленно) соответствующих знаний, умений, личностных качеств, необходимых для преодоления эмоциональных трудностей профессии.
Синдром профессионального выгорания включает в себя три основные составляющие:
эмоциональную истощенность,
деперсонализацию и
редукцию профессиональных достижений.
Эмоциональное истощение ощущается как эмоциональное перенапряжение, опустошенность, исчерпанность собственных эмоциональных ресурсов. Человек не может отдаваться работе как прежде, чувствует приглушенность, притупленность собственных эмоций, возможны эмоциональные срывы.
Деперсонализация – тенденция развития негативного, бездушного отношения к раздражителям. Возрастает обезличенность и формальность контактов. Негативные установки, имеющие скрытый характер, могут начать проявляться во внутреннем сдерживаемом раздражении, которое входит со временем наружу в виде вспышек раздражения или конфликтных ситуаций.
Редуцирование личных (персональных) достижений – снижение чувства компетентности в своей работе, недовольство собой, уменьшение ценности своей деятельности, негативное самовосприятие в профессиональной сфере. Возникновение чувства вины за собственные негативные проявления или чувства, снижение профессиональной и личной самооценки, появление чувства собственной несостоятельности, безразличие к работе.
Факторы, вызывающие выгорание группируются в два больших блока: индивидуальные и организационные факторы.
Индивидуальные факторы:
1.
Исследователи выгорания показывают, что работники социальной сферы начинают испытывать данный симптом через 2-4 года после начала работы.
Склонность более молодых по возрасту к выгоранию объясняется эмоциональным шоком, который они испытывают при столкновении с реальной действительностью, часто не соответствующей их ожиданиям. Также, профессия педагога является одной из профессий альтруистического типа, что повышает вероятность возникновения выгорания.
2.
Обнаружена тесная связь между синдромом профессионального выгорания и «локусом контроля».
А.(внутренний локус)
Если человек большей частью принимает ответственность за события, происходящие в его жизни, на себя, объясняя их своим поведением, характером, способностями, то это показывает наличие у него внутреннего локуса контроля.
Б.(внешний локус)
Если же он имеет склонность приписывать ответственность за все внешним факторам, находя причины в других людях, в окружающей среде, в судьбе или случае, то это свидетельствует о наличии у него внешнего локуса контроля.
В связи с развитием синдрома профессионального выгорания наиболее уязвимы те, кто реагирует на стресс по типу А.
3.
Лица, предъявляющие непомерно высокие требования к себе, наиболее подвержены выгоранию. В их представлении настоящий специалист – это образец профессиональной неуязвимости и совершенства. Входящие в эту категорию личности ассоциируют свой труд с предназначением, миссией, поэтому у них стирается грань между работой и личной жизнью.
Организационные факторы:
Развитию выгорания может содействовать неопределенность или недостаток ответственности. В то же время, самостоятельность и независимость учителя в своей деятельности, возможность принимать важные решения является важным моментом, отрицательно воздействующим на выгорание.
Синдром профессионального выгорания тесно связан с тем, что работа может быть многочасовой, не оцениваемой должным образом, имеющей трудноизмеримое содержание, требующей исключительной продуктивности или соответствующей подготовки.
Практически все исследователи показывают, что повышенные нагрузки, сверхурочная работа стимулирует развитие выгорания. Аналогичные результаты получены и между продолжительностью рабочего дня и выгоранием, поскольку эти две переменные тесно связаны друг с другом.
Можно выделить три основные стадии синдрома профессионального выгорания у учителя:
– на первой начальной стадии у учителей наблюдаются отдельные сбои на уровне выполнения функций, произвольного поведения: забывание каких-то моментов (например, внесена ли нужная запись в документацию, задавался ли ученику планируемый вопрос, что ученик ответил на поставленный вопрос, сбои в выполнении каких-либо двигательных действий и т.д
– на второй стадии наблюдается снижение интереса к работе, потребности в общении (в том числе, и дома, с друзьями): «не хочется никого видеть», «в четверг ощущение, что уже пятница», «неделя длится нескончаемо», нарастание апатии к концу недели, появление устойчивых соматических симптомов (нет сил, энергии, особенно к концу недели; головные боли по вечерам; «мертвый сон без сновидений и др.
– третья стадия – собственно личностное выгорание. Характерна полная потеря интереса к работе и жизни вообще, эмоциональное безразличие, отупение, нежелание видеть людей и общаться с ними, ощущение постоянного отсутствия сил.
Своевременная профилактика выгорания включает в себя три направления работы.
1.Организация деятельности. Администрация может смягчить развитие «сгорание», если обеспечит работникам возможность профессионального роста, наладит поддерживающие социальные и другие положительные моменты, повышающие мотивацию.
В плане профилактики синдрома выгорания следует большое внимание уделить организации рабочего места и времени. Здесь можно говорить о создании благоприятных условий во время рабочего дня: обеспеченность справочными материалами и пособиями, должна быть скомплектована библиотека, изданий периодической печати, техническая оснащенность. Помещение должно соответствовать нормам санитарно-гигиенических требований (освещенность, температура, удобная мебель). Кроме того, важна возможность технического перерыва для принятия пищи, отдыха (восстановления сил).
2. Улучшение психологического климата в коллективе. Следующее направление профилактики синдрома «выгорания» – это создание психологического комфорта в профессиональной группе, создание коллектива существующего как единое целое, как группы людей поддерживающих друг друга. Одним из факторов, нарушающим психологический климат в коллективе, является крайне низкий уровень материальной обеспеченности учителей, из-за чего люди не имеют возможности снять груз переживаний и расслабиться в домашней обстановке, в семье. Пребывание на природе, походы в театр также требуют времени и материальных возможностей, а последние у большинства крайне ограничены. Кроме того, необходимо учесть, что работа педагога в основном основана на энтузиазме, поэтому для работников социальной сферы большое значение имеет самостоятельность в принятии решений и акцент в системе взаимоотношений должен быть смещен с контроля на собственную совесть каждого человека [2].
3. Работа с индивидуальными особенностями. Психологическая работа с учителями должна включать три основных направления, соответствующие выявленным аспектам выгорания.
Первое направление направлено на развитие креативности у педагогов, т.к. одним из признаков выгорания является ригидность мышления, сопротивляющееся изменениям.
Второе направление должно нивелировать влияние негативных профессиональных и личностных факторов, способствующих профессиональному выгоранию. Здесь необходима работа по развитию у сотрудников умения разрешать конфликтные ситуации, находить конструктивные решения, способности достигать поставленные цели и пересматривать систему ценностей и мотивов, препятствующих профессиональному и личному совершенствованию и др.
Третье направление должно быть направлено на снятие у сотрудников стрессовых состояний, возникающих у сотрудников в связи с напряженной деятельностью, формирование навыков саморегуляции, обучение техникам расслабления и контроля собственного физического и психического состояния, повышение стрессоустойчивости.
.
Знание стадий и факторов синдрома профессионального выгорания позволит учителям более серьезно отнестись к своевременной профилактике развития этого синдрома.
Источник
- Опросник на выгорание (MBI)
- (Авторы методики: американские психологи К. Маслач и С. Джексон. Данный вариант адаптирован Н.Е. Водопьяновой)
- Инструкция
Ответьте, пожалуйста, как часто Вы испытываете чувства, перечисленные ниже в опроснике. Для этого на бланке для ответов отметьте по каждому пункту позицию, которая соответствует частоте Ваших мыслей и переживаний: «никогда», «очень редко», «иногда», «часто», «очень часто», «каждый день».
- Текст опросника
Никогда | Очень редко | Иногда | Часто | Очень часто | Каждый день | |
1. Я чувствую себя эмоционально опустошенным | ||||||
2.После работы я чувствую себя, как «выжатый лимон» | ||||||
3.Утром я чувствую усталость и нежелание идти на работу | ||||||
4.Я хорошо понимаю, что чувствуют мои коллеги и стараюсь учитывать это в интересах дела | ||||||
5.Я чувствую, что общаюсь с некоторыми коллегами без теплоты и расположения к ним | ||||||
6.После работы мне на некоторое время хочется уединиться | ||||||
7.Я умею находить правильное решение в конфликтных ситуациях, возникающих при общении с коллегами | ||||||
8.Я чувствую угнетенность и апатию | ||||||
9. Я уверена, что моя работа нужна людям | ||||||
10.В последнее время я стала более черствой по отношению к тем, с кем я работаю | ||||||
11. Я замечаю, что моя работа ожесточает меня | ||||||
12. У меня много планов на будущее, и я верю в их осуществление | ||||||
13.Моя работа все больше меня разочаровывает | ||||||
14. Мне кажется, что я слишком много работаю | ||||||
15. Бывает, что мне действительно безразлично то, что происходит с некоторыми моими подчиненными и коллегам | ||||||
16. Мне хочется уединиться и отдохнуть от всего и всех | ||||||
17.Я легко могу создать атмосферу доброжелательности и сотрудничества в коллективе | ||||||
18. Во время работы я чувствую приятное оживление | ||||||
19. Благодаря своей работе я уже сделал в жизни много действительно ценного | ||||||
20. Я чувствую равнодушие и потерю интереса ко многому, что радовало меня в моей работе | ||||||
21. На работе я спокойно справляюсь с эмоциональными проблемам |
- Обработка результатов
Опросник имеет 3 шкалы «эмоциональное истощение» (9 утверждений), «деперсонализация» (5 утверждений) и «редукция личных достижений» (8 утверждений). Ответы испытуемого оцениваются:
0 баллов – «никогда», 1 балл – «очень редко», 3 балла – «иногда», 4 балла – «часто», 5 баллов – «очень часто», 6 баллов – «каждый день».
- Ключ:
«Эмоциональное истощение» – ответы «да» по пунктам 1, 2, 3, 6, 8, 13, 14, 16, 20. (максимальная сумма баллов – 54).
«Деперсонализация» – ответы «да» по пунктам 5, 10, 11, 15, 22 (максимальная сумма баллов – 30).
«Редукция личных достижений» – ответы да по пунктам 4, 7, 9, 12, 17, 18, 19, 21 (максимальная сумма баллов – 48).
- Выводы
Чем больше сумма баллов по первой и второй шкале в отдельности, тем больше у обследуемого выражены различные стороны «выгорания».
Чем меньше сумма баллов по третьей шкале, тем меньше профессиональное «выгорание».
- Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко
Опросник личностный, предназначенный для диагностики такого психологического феномена как «синдром эмоционального выгорания», возникающего у человека в процессе выполнения различных видов деятельности, связанных с длительным воздействием ряда неблагоприятных стресс-факторов. Разработан В. В. Бойко.
По мнению автора, эмоциональное выгорание – это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия. «Выгорание» отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. В то же время, могут возникать его дисфункциональные следствия, когда «выгорание» отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности и отношениях с партнерами.
Стимульный материал теста состоит из 84 утверждений, к которым испытуемый должен выразить свое отношение в виде однозначных ответов «да» или «нет». Методика позволяет выделить следующие 3 фазы развития стресса: «напряжение», «резистенция», «истощение».
Для каждой из указанных фаз определены ведущие симптомы «выгорания», разработана методика количественного определения степени их выраженности. Ниже приводится перечень выявляемых симптомов на разных стадиях развития «эмоционального выгорания».
«Напряжение».
Переживание психотравмирующих обстоятельств;
Неудовлетворенность собой;
«Загнанность в клетку»;
Тревога и депрессия.
«Резистенция».
Неадекватное эмоциональное избирательное реагирование;
Эмоционально-нравственная дезориентация;
Расширение сферы экономии эмоций;
Редукция профессиональных обязанностей.
«Истощение».
Эмоциональный дефицит;
Эмоциональная отстраненность;
Личностная отстраненность (деперсонализация);
Психосоматические и психовегетативные нарушения.
Инструкция.
Проверьте себя. Если вы являетесь профессионалом в какой-либо сфере взаимодействия с людьми, вам будет интересно увидеть, в какой степени у вас сформировалась психологическая защита в форме эмоционального выгорания. Читайте суждения и отвечайте «да» или «нет». Примите во внимание, что, если в формулировках опросника речь о партнерах, то имеются в виду субъекты вашей профессиональной деятельности – пациенты, клиенты, зрители, заказчики, учащиеся и другие люди, с которыми вы ежедневно работаете.
Стимульный материал.
1. Организационные недостатки на работе постоянно заставляют меня нервничать, переживать, напрягаться.
2. Сегодня я доволен своей профессией не меньше, чем в начале карьеры.
3. Я ошибся в выборе профессии или профиля деятельности (занимаю не свое место).
4. Меня беспокоит то, что я стал хуже работать (менее продуктивно, качественно, медленнее).
5. Теплота взаимодействия с партнерами очень зависит от моего настроения — хорошего или плохого.
6. От меня как профессионала мало зависит благополучие партнеров.
7. Когда я прихожу с работы домой, то некоторое время (часа 2-3) мне хочется побыть наедине, чтобы со мной никто не общался.
8. Когда я чувствую усталость или напряжение, то стараюсь поскорее решить проблемы партнера (свернуть взаимодействие).
9. Мне кажется, что эмоционально я не могу дать партнерам того, что требует профессиональный долг.
10. Моя работа притупляет эмоции.
11. Я откровенно устал от человеческих проблем, с которыми приходится иметь дело на работе.
12. Бывает, я плохо засыпаю (сплю) из-за переживаний, связанных с работой.
13. Взаимодействие с партнерами требует от меня большого напряжения.
14. Работа с людьми приносит все меньше удовлетворения.
15. Я бы сменил место работы, если бы представилась возможность.
16. Меня часто расстраивает то, что я не могу должным образом оказать партнеру профессиональную поддержку, услугу, помощь.
17. Мне всегда удается предотвратить влияние плохого настроения на деловые контакты.
18. Меня очень огорчает, если что-то не ладится в отношениях с деловым партнером. .
19. Я настолько устаю на работе, что дома стараюсь общаться как можно меньше.
20. Из-за нехватки времени, усталости или напряжения часто уделяю внимание партнеру меньше, чем положено.
21. Иногда самые обычные ситуации общения на работе вызывают раздражение.
22. Я спокойно воспринимаю обоснованные претензии партнеров.
23. Общение с партнерами побудило меня сторониться людей.
24. При воспоминании о некоторых коллегах по работе или партнерах у меня портится настроение.
25. Конфликты или разногласия с коллегами отнимают много сил и эмоций.
26.Мне все труднее устанавливать или поддерживать контакты с деловыми партнерами.
27. Обстановка на работе мне кажется очень трудной, сложной.
28. У меня часто возникают тревожные ожидания, святые с работой: что-то должно случиться, как бы не допустить ошибки, смогу ли сделать все, как надо, не сократят ли и т. п.
29. Если партнер мне неприятен, я стараюсь ограничить время общения с ним или меньше уделять ему внимания.
30. В общении на работе я придерживаюсь принципа: «не делай людям добра, не получишь зла».
31. Я охотно рассказываю домашним о своей работе.
32. Бывают дни, когда мое эмоциональное состояние плохо сказывается на результатах работы (меньше делаю, снижается качество, случаются конфликты).
33. Порой я чувствую, что надо проявить к партнеру эмоциональную отзывчивость, но не могу.
34. Я очень переживаю за свою работу.
35.Партнерам по работе отдаешь внимания и заботы больше, чем получаешь от них признательности.
36.При мысли о работе мне обычно становится не по себе: начинает колоть в области сердца, повышается давление, появляется головная боль.
37.У меня хорошие (вполне удовлетворительные) отношения с непосредственным уководителем.
38. Я часто радуюсь, видя, что моя работа приносит пользу людям.
39. Последнее время (или как всегда) меня преследуют неудачи в работе.
40.Некоторые стороны (факты) моей работы вызывают глубокое разочарование, повергают в уныние.
41. Бывают дни, когда контакты с партнерами складываются хуже, чем обычно.
42. Я разделяю деловых партнеров (субъектов деятельности) хуже, чем обычно.
43.Усталость от работы приводит к тому, что я стараюсь сократить общение с друзьями и знакомыми.
44. Я обычно проявляю интерес к личности партнера помимо того, что касается дела.
45.Обычно я прихожу на работу отдохнувшим, со свежими силами, в хорошем настроении.
46. Я иногда ловлю себя на том, что работаю с партнерами, без души.
47. По работе встречаются настолько неприятные люди, что невольно желаешь им чего-нибудь плохого.
48.После общения с неприятными партнерами у меня бывает ухудшение физического или психического самочувствия.
49. На работе я испытываю постоянные физические или психологические перегрузки.
50. Успехи в работе вдохновляют меня.
51. Ситуация на работе, в которой я оказался, кажется мне безысходной (почти безысходной).
52. Я потерял покой из-за работы.
53. На протяжении последнего года была жалоба (были жалобы) в мой адрес со стороны партнера(ов).
54. Мне удается беречь нервы благодаря тому, что многое из происходящего с партнерами я не принимаю близко к сердцу.
55. Я часто с работы приношу домой отрицательные эмоции.
56. Я часто работаю через силу.
57. Прежде я был более отзывчивым и внимательным к партнерам, чем теперь.
58. В работе с людьми руководствуюсь принципом: не тратить нервы, береги здоровье.
59. Иногда иду на работу с тяжелым чувством: как все надоело, никого бы не видеть и не слышать.
60. После напряженного рабочего дня я чувствую недомогание.
61. Контингент партнеров, с которым я работаю, очень трудный.
62. Иногда мне кажется, что результаты моей работы не стоят тех усилий, которые я затрачиваю.
63. Если бы мне повезло с работой, я был бы более счастлив.
64. Я в отчаянии из-за того, что на работе у меня серьезные проблемы.
65. Иногда я поступаю со своими партнерами так, как не хотел бы, чтобы поступали со мной.
66. Я осуждаю партнеров, которые рассчитывают на особое снисхождение, внимание.
67. Чаще всего после рабочего дня у меня нет сил заниматься домашними делами.
68. Обычно я тороплю время: скорей бы рабочий день кончился.
69. Состояния, просьбы, потребности партнеров обычно меня искренне волнуют.
70.Работая с людьми, я обычно как бы ставлю экран, защищающий от чужих страданий и отрицательных эмоций.
71. Работа с людьми (партнерами) очень разочаровала меня.
72. Чтобы восстановить силы, я часто принимаю лекарства.
73. Как правило, мой рабочий день проходит спокойно и легко.
74.Мои требования к выполняемой работе выше, чем то, чего я достигаю в силу обстоятельств.
75. Моя карьера сложилась удачно.
76. Я очень нервничаю из-за всего, что связано с работой.
77. Некоторых из своих постоянных партнеров я не хотел бы видеть и слышать.
78.Я одобряю коллег, которые полностью посвящают себя людям (партнерам), забывая о собственных интересах.
79. Моя усталость на работе обычно мало сказывается (никак не сказывается) в общении с домашними и друзьями.
80. Если предоставляется случай, я уделяю партнеру меньше внимания, но так, чтобы он этого не заметил.
81. Меня часто подводят нервы в общении с людьми на работе.
82. Ко всему (почти ко всему), что происходит на работе, я утратил интерес, живое чувство.
83. Работа с людьми плохо повлияла на меня, как на профессионала — обозлила, сделала нервным, притупила эмоции.
84. Работа с людьми явно подрывает мое здоровье.
Разработчиком теста применена усложненная схема подсчетов результатов тестирования. Каждый вариант ответа предварительно был оценен экспертами тем или иным числом баллов, которые указывается в «ключе». Это сделано потому, что признаки, включенные в симптом, имеют разное значение в определении его тяжести. Максимальную оценку – 10 баллов получил от экспертов признак, наиболее показательный для данного симптома.
Существует трехступенчатая система получения показателей: количественный расчет выраженности отдельного симптома, суммирование показателей симптомов по каждой из фаз «выгорания», определение итогового показателя синдрома «эмоционального выгорания» как сумма показателей всех 12-ти симптомов. Интерпретация основывается на качественно-количественном анализе, который проводится путем сравнения результатов внутри каждой фазы. При этом важно выделить к какой фазе формирования стресса относятся доминирующие симптомы и в какой фазе их наибольшее число.
Таким образом, оперируя смысловым содержанием и количественными показателями, подсчитанными для разных фаз формирования синдрома «выгорания», можно дать достаточно объемную характеристику личности и, что, по мнению автора, не менее важно, наметить индивидуальные меры профилактики и психокоррекции.
Обработка данных.
В соответствии с «ключом» осуществляются следующие подсчеты:
1. Определяется сумма баллов раздельно для каждого из 12 симптомов «выгорания», с учетом коэффициента указанного в скобках. Так, например, по первому симптому положительный ответ на вопрос №13 оценивается в 3 балла, а отрицательный ответ на вопрос №73 оценивается в 5 баллов и т.д. количество баллов суммируется и определяется количественный показатель выраженности симптома.
2. Подсчитывается сумма показателей симптомов для каждой из 3-х фаз формирования «выгорания».
3. Находится итоговый показатель синдрома «эмоционального выгорания» – сумма показателей всех 12-ти симптомов.
Ключи.
«Напряжение»
Переживание психотравмирующих обстоятельств: +1(2), +13(3), +25(2), -37(3), +49(10), +61(5), -73(5)
Неудовлетворенность собой: -2(3),+14(2),+26(2),-38(10),-50(5),+62(5), +74(3)
«Загнанность в клетку»: +3(10), +15(5), +27(2), +39(2), +51(5), +63(1), -75(5)
Тревога и депрессия: +4(2), +16(3), +28(5), +40(5), +52(10), +64(2), +76(3)
«Резистенция»
Неадекватное эмоциональное избирательное реагирование: +5(5), -17(3), +29(10), +41(2), +53(2), +65(3), +77(5)
Эмоционально-нравственная дезориентация: +6(10), -18(3), +30(3), +42(5), +54(2), +66(2), -78(5)
Расширение сферы экономии эмоций: +7(2), +19(10), -31(20), +43(5), +55(3), +67(3), -79(5)
Редукция профессиональных обязанностей: +8(5), +20(5), +32(2), -44(2), +56(3), +68(3), +80(10)
«Истощение»
Эмоциональный дефицит: +9(3), +21(2),+33(5), -45(5), +57(3), -69(10), +81(2)
Эмоциональная отстраненность: +10(2), +22(3), -34(2), +46(3), +58(5), +70(5), +82(10)
Личностная отстраненность (деперсонализация): +11(5), +23(3), +35(3), +47(5), +59(5), +72(2), +83(10)
Психосоматические и психовегетативные нарушения: +12(3), +24(2), +36(5),+48(3), +60(2), +72(10), +84(5)
Интерпретация результатов.
Предложенная методика дает подробную картину синдрома «эмоционального выгорания». Прежде всего, надо обратить внимание на отдельно взятые симптомы. Показатель выраженности каждого симптома колеблется в пределах от 0 до 30 баллов:
- 9 и менее баллов – не сложившийся симптом,
- 10-15 баллов – складывающийся симптом,
- 16 -20 баллов – сложившийся симптом.
- 20 и более баллов – симптомы с такими показателями относятся к доминирующим в фазе или во всем синдроме эмоционального выгорания.
Дальнейший шаг в интерпретации результатов опроса – осмысление показателей фаз развития стресса – «напряжение», «резистенция» и «истощение». В каждой из них оценка возможна в пределах от 0 до 120 баллов. Однако, сопоставление баллов, полученных для фаз, не правомерно, ибо не свидетельствует об их относительной роли или вкладе в синдром. Дело в том, что измеряемые в них явления существенно разные: реакция на внешние и внутренние факторы, приемы психологической защиты, состояние нервной системы. По количественным показателям правомерно судить только о том, насколько каждая фаза сформировалась, какая фаза сформировалась в большей или меньшей степени:
- 36 и менее баллов – фаза не сформировалась;
- 37-60 баллов – фаза в стадии формирования;
- 61 и более баллов – сформировавшаяся фаза.
В психодиагностическом заключении освещаются следующие вопросы:
- какие симптомы доминируют;
- какими сложившимися и доминирующими симптомами сопровождается «истощение»;
- объяснимо ли «истощение» (если оно выявлено) факторами профессиональной деятельности, вошедшими в симптоматику «выгорания», или субъективными факторами; какой симптом (какие симптомы) более всего отягощают эмоциональное состояние личности;
- в каких направлениях надо влиять на обстановку в профессиональном коллективе, чтобы снизить нервное напряжение;
- какие признаки и аспекты поведения самой личности подлежат коррекции, чтобы эмоциональное «выгорание» не наносило ущерба ей, профессиональной деятельности и партнерам.
Источник