Полевое поведение это симптом затылочного синдрома

Полевое поведение это симптом затылочного синдрома thumbnail

Полевое поведение – это поведение, при котором человек руководствуется исключительно эмоциями, случайными внешними стимулами, при этом уровень произвольности его поступков существенно снижен. Все действия подчинены текущему моменту, а не внутренним правилам, поставленным целям или потребностям. В раннем детском возрасте такая реакция на мир считается нормальной. Но если ребенок старше 3 лет ведет себя таким образом, это говорит о недоразвитости волевой сферы.

Примерами служат подобные моменты – человек не ориентируется на собственные мотивы (пришел, куда позвали, увлекся тем, что показали, эмоционально вовлекся в провокацию и пр.). Во взрослом возрасте непосредственную связь с полевым поведением имеет локус контроля (внешний), проявляющийся приписыванием своих достижений, неудач и любых жизненных событий внешним факторам. Противоположное поведение (волевое) показывает целенаправленность действий, контроль ответов на внешние стимулы.

Специалисты говорят о полевом поведении как о характеристике человека во время таких видов обследования, как медицинское (неврологическое, психиатрическое), логопедическое, нейропсихологическое. Полевое поведение свидетельствует о:

  • нарушении или несформированности произвольной регуляции деятельности;
  • сниженном уровне сознания (у взрослых) или его недостаточности (у детей);
  • нарушениях внимания, контроля действий.

Полевое поведение является клинической характеристикой, которая обычно дается либо детям с особенностями развития (алалия, РАС, СДВГ), либо взрослым с органическим повреждением головного мозга (либо имеющим интеллектуальную недостаточность с детства).

Полевое поведение влечет за собой трудности социальной адаптации – ребенку тяжело выполнять социальные требования в группе детей, как в игре со сверстниками, так и на занятиях, например, в детском саду. Впоследствии данное нарушение становится причиной возникновения проблем с усвоением школьной образовательной программы и снижения общего уровня развития.

Причины полевого поведения

Отсутствие внутреннего контроля над собственным поведением является признаком эмоциональных, неврологических и психических нарушений, несформированности волевой сферы. Наиболее распространенные причины возникновения полевого поведения:

  • органические нарушения в работе головного мозга, например, несформированность лобной доли;
  • родовые травмы;
  • травмы, полученные непосредственно после рождения;
  • психические отклонения, связанные с интеллектуальной и мыслительной сферами.

Полевое поведение – один из симптомов большого количества нарушений развития, таких как аутизм (РАС), умственная отсталость, алалия, СДВГ. При этих расстройствах проявляются разные симптомы –  речевые, поведенческие, эмоциональные.

Коррекция полевого поведения

Поскольку полевое поведение является одним из важных симптомов различных нарушений развития, таких как аутизм, РАС, СДВГ, необходима не только тщательная коррекция, но и своевременная диагностика. Перед началом коррекции важно пройти комплексную диагностику и установить причины полевого поведения, правильно поставить диагноз. Наиболее ранние признаки нарушения психомоторного развития способен обнаружить невролог уже в трехмесячном возрасте, позже родители сами могут замечать некоторые странности в поведении ребенка и обращаться за консультацией как к детским психологам, так и к психиатрам, и к педагогам-дефектологам.

Первое, что нужно сделать – обратиться к специалистам и выяснить точную причину происходящего. Обязательны консультации: невролога, психиатра, сурдолога, нейропсихолога, логопеда-дефектолога. В нашем центре есть услуга консилиума, после которой мы пишем подробное заключение и направляем на необходимые обследования. Единой схемы коррекции не существует. Если выявляется аутизм, то будет одна коррекция, если алалия – другая, и так далее.

Полевое поведение – это лишь внешний симптом. По сути, у индивида, страдающего этим нарушением, сохраняются лишь базовые рефлексы и биологическая ориентировка, а эмоционально-волевая часть психики находится в выключенном состоянии. У него отсутствует образ «Я», схема собственного тела, понимание обращенной речи (в грубой версии). После того, как выставлен диагноз, исходя из его показаний может применяться медикаментозная терапия. Но основной упор идет на нейропсихологическую и логопедическую коррекцию, сенсорную интеграцию, занятия с психологом.

Чтобы помочь ребенку с полевым поведением дома, необходимо:

  • Создать неизменность пространства дома. Чем чаще будет меняться обстановка, переставляться предметы, тем больше они будут привлекать внимание ребенка, не давая сосредоточиться на волевых задачах. Оптимально, чтобы пространство в группе детского сада также соответствовало этому.
  • Минимум игрушек, нужно избегать сенсорного перенасыщения. Оптимально, если в доступе ребенка есть 3-5 разных игрушек, которые периодически можно менять. Это позволит ребенку лучше сосредоточиться на игре без перевозбуждения. Кроме того, такой подход благотворно влияет на мотивацию к взаимодействию и игре со взрослым.
  • Повторяемость действий после каких-то процедур, создание определенных ритуалов, четкий режим дня. Таким образом, у ребенка закрепляются необходимые модели поведения и появляется понимание, что мир устроен по правилам. Это касается не только занятий, можно кружить ребенка по утрам после того, как он проснется, или качать на мяче перед сном – это поможет формировать привычку как замену волевому поведению. Формирование стереотипных бытовых ситуаций, повторяющихся до деталей из раза в раз, формирует каркас действий. Далее ребенок сам или при помощи взрослых сможет расширять и дополнять имеющуюся схему, не рассеивая внимание на внешние стимулы.
Читайте также:  Clc синдром экг у детей

При полевом поведении необходима комплексная коррекция как можно раньше. Потребуется участие команды специалистов, включающей психиатра, невролога, нейропсихолога, дефектолога, логопеда и психолога. В таких случаях очень важно грамотно составить план реабилитации с медикаментозным лечением и психолого-педагогической коррекцией и придерживаться плана регулярных занятий.

Дефектолог, олигофренопедагог Королева Виктория Николаевна

Если вы обнаружили у своего ребенка признаки полевого поведения и хотите пройти комплексную диагностику, звоните по телефону +7 (812) 642-47-02 или оставьте заявку на сайте.

Источник

Статья:

Полевое поведение – это поведение, при котором человек руководствуется исключительно эмоциями, случайными внешними стимулами, при этом уровень произвольности его поступков существенно снижен. Все действия подчинены текущему моменту, а не внутренним правилам, поставленным целям или потребностям. В раннем детском возрасте такая реакция на мир считается нормальной. Но если ребенок старше 3 лет ведет себя таким образом, это говорит о недоразвитости волевой сферы.

Примерами служат подобные моменты – человек не ориентируется на собственные мотивы (пришел, куда позвали, увлекся тем, что показали, эмоционально вовлекся в провокацию и пр.). Во взрослом возрасте непосредственную связь с полевым поведением имеет локус контроля (внешний), проявляющийся приписыванием своих достижений, неудач и любых жизненных событий внешним факторам. Противоположное поведение (волевое) показывает целенаправленность действий, контроль ответов на внешние стимулы.

Специалисты говорят о полевом поведении как о характеристике человека во время таких видов обследования, как медицинское (неврологическое, психиатрическое), логопедическое, нейропсихологическое. Полевое поведение свидетельствует о:

  • нарушении или несформированности произвольной регуляции деятельности;
  • сниженном уровне сознания (у взрослых) или его недостаточности (у детей);
  • нарушениях внимания, контроля действий.

Полевое поведение является клинической характеристикой, которая обычно дается либо детям с особенностями развития (алалия, РАС, СДВГ), либо взрослым с органическим повреждением головного мозга (либо имеющим интеллектуальную недостаточность с детства).

Полевое поведение влечет за собой трудности социальной адаптации – ребенку тяжело выполнять социальные требования в группе детей, как в игре со сверстниками, так и на занятиях, например, в детском саду. Впоследствии данное нарушение становится причиной возникновения проблем с усвоением школьной образовательной программы и снижения общего уровня развития.

Причины полевого поведения

Отсутствие внутреннего контроля над собственным поведением является признаком эмоциональных, неврологических и психических нарушений, несформированности волевой сферы. Наиболее распространенные причины возникновения полевого поведения:

  • органические нарушения в работе головного мозга, например, несформированность лобной доли;
  • родовые травмы;
  • травмы, полученные непосредственно после рождения;
  • психические отклонения, связанные с интеллектуальной и мыслительной сферами.

Полевое поведение – один из симптомов большого количества нарушений развития, таких как аутизм (РАС), умственная отсталость, алалия, СДВГ. При этих расстройствах проявляются разные симптомы – речевые, поведенческие, эмоциональные.

Коррекция полевого поведения

Поскольку полевое поведение является одним из важных симптомов различных нарушений развития, таких как аутизм, РАС, СДВГ, необходима не только тщательная коррекция, но и своевременная диагностика. Перед началом коррекции важно пройти комплексную диагностику и установить причины полевого поведения, правильно поставить диагноз. Наиболее ранние признаки нарушения психомоторного развития способен обнаружить невролог уже в трехмесячном возрасте, позже родители сами могут замечать некоторые странности в поведении ребенка и обращаться за консультацией как к детским психологам, так и к психиатрам, и к педагогам-дефектологам.

Первое, что нужно сделать – обратиться к специалистам и выяснить точную причину происходящего. Обязательны консультации: невролога, психиатра, сурдолога, нейропсихолога, логопеда-дефектолога. В нашем центре есть услуга консилиума, после которой мы пишем подробное заключение и направляем на необходимые обследования. Единой схемы коррекции не существует. Если выявляется аутизм, то будет одна коррекция, если алалия – другая, и так далее.

Читайте также:  Нефротический и нефритический синдром что это такое

Полевое поведение – это лишь внешний симптом. По сути, у индивида, страдающего этим нарушением, сохраняются лишь базовые рефлексы и биологическая ориентировка, а эмоционально-волевая часть психики находится в выключенном состоянии. У него отсутствует образ «Я», схема собственного тела, понимание обращенной речи (в грубой версии). После того, как выставлен диагноз, исходя из его показаний может применяться медикаментозная терапия. Но основной упор идет на нейропсихологическую и логопедическую коррекцию, сенсорную интеграцию, занятия с психологом.

Чтобы помочь ребенку с полевым поведением дома, необходимо:

  • Создать неизменность пространства дома. Чем чаще будет меняться обстановка, переставляться предметы, тем больше они будут привлекать внимание ребенка, не давая сосредоточиться на волевых задачах. Оптимально, чтобы пространство в группе детского сада также соответствовало этому.
  • Минимум игрушек, нужно избегать сенсорного перенасыщения. Оптимально, если в доступе ребенка есть 3-5 разных игрушек, которые периодически можно менять. Это позволит ребенку лучше сосредоточиться на игре без перевозбуждения. Кроме того, такой подход благотворно влияет на мотивацию к взаимодействию и игре со взрослым.
  • Повторяемость действий после каких-то процедур, создание определенных ритуалов, четкий режим дня. Таким образом, у ребенка закрепляются необходимые модели поведения и появляется понимание, что мир устроен по правилам. Это касается не только занятий, можно кружить ребенка по утрам после того, как он проснется, или качать на мяче перед сном – это поможет формировать привычку как замену волевому поведению. Формирование стереотипных бытовых ситуаций, повторяющихся до деталей из раза в раз, формирует каркас действий. Далее ребенок сам или при помощи взрослых сможет расширять и дополнять имеющуюся схему, не рассеивая внимание на внешние стимулы.

При полевом поведении необходима комплексная коррекция как можно раньше. Потребуется участие команды специалистов, включающей психиатра, невролога, нейропсихолога, дефектолога, логопеда и психолога. В таких случаях очень важно грамотно составить план реабилитации с медикаментозным лечением и психолого-педагогической коррекцией и придерживаться плана регулярных занятий.

  Вся информация взята из открытых источников.

Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

Источник

c.  перепутывание букв;

d.  первая и третья причины.

40.  Аграфия — это:

a.  потеря способности к рисованию;

b.  потеря способности переноса навыков письма с правой руки на левую у правшей;

c.  навязчивые повторения отдельных букв при письме или штрихов при рисовании;

d.  нарушение способности правильно по форме и смыслу писать.

41.  Акалькулия часто сочетается с:

a.  семантической афазией;

b.  кинестетической апраксией;

c.  соматоагнозией;

d.  эмоциональными расстройствами.

42.  Неспецифические расстройства памяти преимущественно связаны с работой:

a.  первого блока мозга;

b.  второго блока мозга;

c.  третьего блока мозга;

d.  всех трех блоков.

43.  «Полевое поведение» является результатом поражения:

a.  лобных долей;

b.  височных долей;

c.  затылочных долей;

d.  теменных долей.

44.  Экспериментальным приемом обнаружения модально-специфических нарушений внимания является:

a.  корректурная проба;

b.  одновременное предъявление двух стимулов парным анализаторам;

c.  управление движущимся объектом;

d.  узнавание стимульного материала.

45.  Дефекты мышления, связанные с опосредованием речевых связей, вызываются:

a.  поражением конвекситальных отделов лобных долей;

b.  левовисочными поражениями;

c.  теменно-затылочными поражениями;

d.  правовисочными поражениями.

46.  «Круг Пейпеса» в основном описывает циркуляцию эмоциональных процессов:

a.  между теменной и височной корой;

b.  от зрительного анализатора к третичным полям;

c.  внутри лимбической системы;

d.  между ретикулярной формацией и лобной корой.

47.  Поражение конвекситальных отделов лобных долей мозга вероятнее приведет к такому эмоциональному состоянию, как:

a.  безразличное благодушие;

b.  грусть;

c.  депрессия;

d.  тревога.

48.  Процесс опознания от общего к частному более представлен:

a.  в левом полушарии;

b.  в правом полушарии;

c.  одинаково в обоих полушариях;

d.  в зависимости от стимульного материала.

49.  Левшество — это:

a.  преобладание размера левой руки над правой;

b.  совместное преобладание леворасположенных парных органов над правыми;

c.  преобладание левой руки и левой ноги над правыми;

d.  различия в чувствительности правой и левой половины тела.

Читайте также:  Синдром навязчивых движений по мкб

50.  Особенностью очаговых поражений мозга у детей является:

a.  слабая выраженность симптоматики;

b.  значительная выраженность симптоматики;

c.  длительный период обратного развития симптомов;

d.  высокая зависимость от латерализации очага поражения.

51.  К основным принципам патопсихологического исследования по Зейгарник относятся все указанные, кроме:

a.  построения эксперимента по типу функциональной пробы;

b.  стандартизации процедуры проведения эксперимента и анализа данных;

c.  качественного анализа хода и результатов исследования;

d.  изучения закономерностей распада психической деятельности в сопоставлении с закономерностями формирования психических процессов в норме.

52.  Существенными характеристиками внимания являются все указанные, кроме:

a.  устойчивость;

b.  разноплановость;

c.  переключаемость;

d.  концентрация.

53.  Буквенную корректурную пробу для исследования внимания предложил:

a.  Шульте;

b.  Векслер;

c.  Бурдон;

d.  Бине.

54.  Основателем отечественной школы патопсихологии является:

a.  Лебединский;

b.  Лазурский;

c.  Ананьев;

d.  Зейгарник.

55.  К типичным нарушениям мышления при шизофрении относятся все указанные, кроме:

a.  резонерства;

b.  разноплановости;

c.  соскальзывания;

d.  склонности к детализации.

56.  Для исследования мышления используются все указанные методики, кроме:

a.  «классификации»;

b.  «исключения предметов»;

c.  методики Выготского-Сахарова;

d.  «10 слов».

57.  Память может характеризоваться всеми указанными видами, кроме:

a.  оперативной;

b.  познавательной;

c.  кратковременной;

d.  отсроченной.

58.  Типичными нарушениями мышления при эпилепсии являются все указанные, кроме:

a.  замедленности;

b.  тугоподвижности;

c.  актуализации малозначимых «латентных» признаков;

d.  вязкости.

59.  В классической психосоматике выделяют три группы расстройств, кроме:

a.  конверсионных расстройств;

b.  «органных неврозов»;

c.  психосоматических заболеваний в узком смысле слова;

d.  вегетозов.

60.  Представителем антропологического направления в психосоматике является:

a.  Поллок;

b.  Стоквис;

c.  Витковер;

d.  Вайзеккер.

61. Термин «психосоматика» в медицину ввел:

a.  Гиппократ;

b.  Райх;

c.  Хайнрот;

d.  Гроддек.

62. Создателем кортико-висцеральной патологии, как одного из направлений психосоматики, является:

a.  Павлов;

b.  Анохин;

c.  Быков;

d.  Симонов.

63. Современная биопсихосоциальная модель болезни разработана:

a.  Карасу;

b.  Экскюлем;

c.  Энгелем;

d.  Любаном-Плоцца.

64. Автором концепции «профиля личности» в психосоматической медицине является:

a.  Александер;

b.  Витковер;

c.  Данбар;

d.  Поллак;

65. Поведенческий тип А «является фактором риска»:

a.  желудочно-кишечных заболеваний;

b.  злокачественных новообразований;

c.  нарушений дыхательной системы;

d.  сердечно-сосудистых заболеваний.

66. Конверсионные расстройства, положившие начало психоаналитическому направлению в психосоматике, были описаны:

a. Александером;

b. Джеллиффе;

c.  Фрейдом;

d. Адлером.

67. Термин «алекситимия» ввел:

a.  Эллис;

b.  Карасу;

c.  Сифнеос;

d.  Розенман.

68. Концепцию «органных неврозов» разработал:

a. Витковер;

b. Энгель;

c.  Френч;

d. Дойч.

69. Вид психического дизонтогенеза, при котором наблюдается возврат функции на более ранний возрастной уровень, как временного, так и стойкого характера:

a.  ретардация;

b.  регрессия;

c.  распад;

d.  асинхрония.

70. Вид психического дизонтогенеза, при котором наблюдается грубая дезорганизация либо выпадение функции:

a.  распад;

b.  регрессия;

c.  асинхрония;

d.  ретардация.

71. Вид психического дизонтогенеза, при котором отмечается запаздывание или приостановка психического развития:

a.  асинхрония;

b.  распад;

c.  ретардация;

d.  регрессия.

72. Форма психического дизонтогенеза, при котором отмечается выраженное опережение развития одних психических функций и свойств формирующейся личности и значительное отставание темпа и сроков созревания других функций и свойств:

a.  асинхрония;

b.  регрессия;

c.  распад;

d.  ретардация.

73. Социально обусловленный вид непатологических отклонений в психическом развитии:

a.  социальная депривация;

b.  патохарактерологическое формирование личности;

c.  педагогическая запущенность;

d.  краевая психопатия.

74. К социально обусловленным видам патологических нарушений онтогенеза относится:

a.  педагогическая запущенность;

b.  патохарактерологическое формирование личности;

c.  акцентуация характера;

d.  краевая психопатия.

75. Общее психическое недоразвитие, это:

a.  психопатия;

b.  олигофрения;

c.  акцентуация характера;

d.  педагогическая запущенность.

76. Отличительная черта мышления умственно отсталых:

a.  искажение процесса обобщения;

b.  некритичность;

c.  амбивалентность;

d.  амбитендентность.

77. Эмоции умственно отсталых:

a.  недифференцированы;

b.  амбивалентны;

c.  ригидны;

d.  лабильны.

78. Тотальность поражения психических функций характерна для:

a.  олигофрении;

b.  педагогической запущенности;

c.  задержки психического развития;

d.  психопатии.

79. Синдромы временного отставания развития психики в целом или отдельных ее функций обозначаются термином:

a.  педагогическая запущенность;

b.  психопатия;

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:

1 2 3 4

Источник