Помощь семья с детьми с синдромом дауна

С синдромом Дауна, по статистике, на свет появляется каждый 700-800 ребенок в мире. Это – особенные дети, но им также нужна любовь, уважение и общение. В Международный день человека с синдромом Дауна мы вспомнили благотворительные фонды, центры и организации, которые помогают таким детям и их родителям.
Даунсайд Ап
Лица фонда: управляющий директор «ВТБ Капитал» Кирилл Громов, бизнесмен Марлен Манасов, член Совета Директоров ПАО «Акрон» Николай Арутюнов.
Благотворительная организация работает над повышением качества жизни людей с синдромом Дауна. Фонд принимает и денежные пожертвования, и сладкие гостинцы (фрукты и печенье), и другую помощь: от переводов до дизайна и разработки информационных и рекламных материалов.
Синдром любви
Лица фонда: первый заместитель генерального директора Mail.Ru Group, исполнительный директор ВКонтакте Дмитрий Сергеев, актриса и телеведущая Эвелина Бледанс, журналист Дмитрий Дибров, худрук Большого Московского государственного цирка Аскольд Запашный и другие.
«Синдром любви» помогает людям с генетическими особенностями получить образование и найти работу, заниматься спортом и творчеством. В фонде дейсвтует специальная программа для детей дошкольного возраста, которые не ходят в детский сад.
«Упсала цирк»
Единственный в мире цирк для хулиганов работает в Петербурге с 2000 года. В 2007 году там появилась группа «Особый ребенок», где занимаются дети с синдромом Дауна. Воспитанники «Упсала цирка» занимаются акробатикой, жонглированием, современным искусством, паркуром и брейкдансом и другими направлениями уличной культуры. Педагоги развивают потенциал детей, мотивируя их прыгнуть «выше головы» в прямом и буквальном смысле.
Время перемен
Региональная общественная организация «Время Перемен» находится в Москве и содействует защите прав и интересов людей с синдромом Дауна и членов их семей. «Время перемен» сначала было еженедельными собраниями родителей детей с синдромом Дауна, а вскоре превратилось в благотворительную организацию.
Подопечные организации участвуют в театральных и танцевальных постановках, они ходят на концерты классической музыки, участвуют в выставках, одним словом, живут активной жизнью.
Центр лечебной педагогики (ЦЛП), Москва
ЦЛП существует около 30 лет и помогает всем детям с особенностями развития и семьям, которые таких детей воспитывают.
Главные принципы центра – каждый ребенок уникален и неповторим, он заслуживает любви, уважения и достойного будущего. Чтобы стать частью общества, ребенок должен получить образование и реализовать свои таланты.
«Инновационный центр „Сияние“», Нижний Новгород
Организация объединяет родителей и других законных представителей детей с синдромом Дауна, детей с другой интеллектуальной недостаточностью, а также взрослых с синдромом Дауна.
Фонд защищает права детей с синдромом Дауна и их родственников, помогает детям развиваться и адаптироваться к жизни в обществе.
Центр «Сияние» в Нижнем Новгороде появился благодаря активным родителям. Одна из них – Светлана Рашванд была гостьей программы «ЗаДело!».
Даун-Центр, Санкт-Петербург
«Даун-Центр» – крупнейшая в Петербурге организация, помогающая детям с синдромом Дауна и их родителям.
«В Даун-Центре мы пытаемся помочь друг другу найти правильный путь для себя, для наших детей, для взрослых «особых» людей, живущих рядом с нами. Здесь мы стараемся организовать как можно больше доступных занятий для наших “солнечных” детей разных возрастов. Мы организуем много разных интересных и объединяющих нас событий: праздники, экскурсии и походы в театры и другие любопытные места. Наша организация может помочь узнать о правах ребенка с синдромом Дауна и его семьи».
Свердловская региональная общественная организация инвалидов «Солнечные дети»
У «Солнечных детей» – больше 300 подопечных из Екатеринбурга и других городов Свердловской области.
Волонтеры оказывают семьям психологическую и информационную поддержку, работают над изменением отношения общества к «солнечным детям», помогают устраивать детей с синдромом Дауна в приемные семьи. У фонда есть специальные программы по оказанию ранней помощи детям младше трех лет и специальные занятия по социализации и развитию детей.
Благотворительный фонд «ВладМама», Владивосток
У приморского фонда «Владмама» есть специальная программа «Особые дети». Сотрудники НКО оказывают таким детям социальную, правовую и психологическую поддержку, помогают им получать образование, развивать таланты, социализироваться.
Центр поддержки семей, воспитывающих детей с особенностями в развитии «Дети-лучики»
В краснодарском центре есть программы для работы с «солнечными детьми» разных возрастов. Дошкольников готовят к школе, у них развивают мелкую моторику, учат их общаться с другими детьми.
У детей школьного возраста педагоги воспитывают чувство уверенности в себе, аккуратность, ответственность. Для подростков в центре есть профориентационная программа.
С детьми работают логопеды, дефектологи, олигофренопедагоги, психологи, все занятия в центре – бесплатные.
Читайте также
Люди с синдромом Дауна: актеры, юристы и рестораторы
Источник
С синдромом Дауна, по статистике, на свет появляется каждый 700-800 ребенок в мире. Это – особенные дети, но им также нужна любовь, уважение и общение. В Международный день человека с синдромом Дауна мы вспомнили благотворительные фонды, центры и организации, которые помогают таким детям и их родителям.
Даунсайд Ап
Лица фонда: управляющий директор «ВТБ Капитал» Кирилл Громов, бизнесмен Марлен Манасов, член Совета Директоров ПАО «Акрон» Николай Арутюнов.
Благотворительная организация работает над повышением качества жизни людей с синдромом Дауна. Фонд принимает и денежные пожертвования, и сладкие гостинцы (фрукты и печенье), и другую помощь: от переводов до дизайна и разработки информационных и рекламных материалов.
Синдром любви
Лица фонда: первый заместитель генерального директора Mail.Ru Group, исполнительный директор ВКонтакте Дмитрий Сергеев, актриса и телеведущая Эвелина Бледанс, журналист Дмитрий Дибров, худрук Большого Московского государственного цирка Аскольд Запашный и другие.
«Синдром любви» помогает людям с генетическими особенностями получить образование и найти работу, заниматься спортом и творчеством. В фонде дейсвтует специальная программа для детей дошкольного возраста, которые не ходят в детский сад.
«Упсала цирк»
Единственный в мире цирк для хулиганов работает в Петербурге с 2000 года. В 2007 году там появилась группа «Особый ребенок», где занимаются дети с синдромом Дауна. Воспитанники «Упсала цирка» занимаются акробатикой, жонглированием, современным искусством, паркуром и брейкдансом и другими направлениями уличной культуры. Педагоги развивают потенциал детей, мотивируя их прыгнуть «выше головы» в прямом и буквальном смысле.
Время перемен
Региональная общественная организация «Время Перемен» находится в Москве и содействует защите прав и интересов людей с синдромом Дауна и членов их семей. «Время перемен» сначала было еженедельными собраниями родителей детей с синдромом Дауна, а вскоре превратилось в благотворительную организацию.
Подопечные организации участвуют в театральных и танцевальных постановках, они ходят на концерты классической музыки, участвуют в выставках, одним словом, живут активной жизнью.
Центр лечебной педагогики (ЦЛП), Москва
ЦЛП существует около 30 лет и помогает всем детям с особенностями развития и семьям, которые таких детей воспитывают.
Главные принципы центра – каждый ребенок уникален и неповторим, он заслуживает любви, уважения и достойного будущего. Чтобы стать частью общества, ребенок должен получить образование и реализовать свои таланты.
«Инновационный центр „Сияние“», Нижний Новгород
Организация объединяет родителей и других законных представителей детей с синдромом Дауна, детей с другой интеллектуальной недостаточностью, а также взрослых с синдромом Дауна.
Фонд защищает права детей с синдромом Дауна и их родственников, помогает детям развиваться и адаптироваться к жизни в обществе.
Центр «Сияние» в Нижнем Новгороде появился благодаря активным родителям. Одна из них – Светлана Рашванд была гостьей программы «ЗаДело!».
Читайте такжеЛюди с синдромом Дауна: актеры, юристы и рестораторы
Даун-Центр, Санкт-Петербург
«Даун-Центр» – крупнейшая в Петербурге организация, помогающая детям с синдромом Дауна и их родителям.
«В Даун-Центре мы пытаемся помочь друг другу найти правильный путь для себя, для наших детей, для взрослых «особых» людей, живущих рядом с нами. Здесь мы стараемся организовать как можно больше доступных занятий для наших “солнечных” детей разных возрастов. Мы организуем много разных интересных и объединяющих нас событий: праздники, экскурсии и походы в театры и другие любопытные места. Наша организация может помочь узнать о правах ребенка с синдромом Дауна и его семьи».
Свердловская региональная общественная организация инвалидов «Солнечные дети»
У «Солнечных детей» – больше 300 подопечных из Екатеринбурга и других городов Свердловской области.
Волонтеры оказывают семьям психологическую и информационную поддержку, работают над изменением отношения общества к «солнечным детям», помогают устраивать детей с синдромом Дауна в приемные семьи. У фонда есть специальные программы по оказанию ранней помощи детям младше трех лет и специальные занятия по социализации и развитию детей.
Благотворительный фонд «ВладМама», Владивосток
Программа «Особые дети»
У приморского фонда «Владмама» есть специальная программа «Особые дети». Сотрудники НКО оказывают таким детям социальную, правовую и психологическую поддержку, помогают им получать образование, развивать таланты, социализироваться.
Центр поддержки семей, воспитывающих детей с особенностями в развитии «Дети-лучики»
В краснодарском центре есть программы для работы с «солнечными детьми» разных возрастов. Дошкольников готовят к школе, у них развивают мелкую моторику, учат их общаться с другими детьми.
У детей школьного возраста педагоги воспитывают чувство уверенности в себе, аккуратность, ответственность. Для подростков в центре есть профориентационная программа.
С детьми работают логопеды, дефектологи, олигофренопедагоги, психологи, все занятия в центре – бесплатные.
Материал опубликовали: Анна Романенко, Оксана Полякова
Источник
ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОДДЕРЖКА СЕМЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДАУНА
,
методист отдела специального образования Академии последипломного образования
Особую важность для позитивно-) го изменения родительского сознания и мотивации в отношении детей с синдромом Дауна приобретает информационная поддержка. Роль родителей в воспитании этих детей трудно переоценить. Многие родители прилагают просто титанические усилия, чтобы создать благоприятные условия для развития своего ребенка. Однако часто им не хватает знаний и умения, иногда мешают ложные представления. Отсутствие объективной информации о результативности современных методов психолого-педагогической реабилитации и коррекции усугубляет моральное состояние родителей, которые, как правило, испытывают психологический шок. Эмоциональные переживания родителей проявляются в остром чувстве несамореализованности, ощущении неполноты чувства материнства и отцовства. Из-за дезорганизации они сами нуждаются в психотерапевтической помощи, при отсутствии которой оказываются неспособными рационально помогать ребенку.
Доктор медицинских наук ев в книге «Умственная отсталость у детей и подростков» [1] дает подробный психологический портрет родителей детей с синдромом Дауна. Ученый отмечает, что родители отличаются повышенной тревожностью и депрессивнос-тью. Чувства к ребенку — амбивалентные (любовь и неприязнь), имеет место скрываемое разочарование, присутствует постоянная боязнь за его будущее. Воспитание ребенка сверхопекающее или противоречивое — то сверхзащищающее, то отвергающее. Отношение к ребенку из-за его большой беспомощности — опекунское, покровительственное. Уровень требовательности к ребенку часто занижен, что связано с незнанием его потенциальных возможностей, а это не позволяет развить у него необходимые для адаптации качества. Беспомощность, переживание несправедливости, которые возникают под влиянием многих морально-психологических факторов, личностных качеств и особенностей отношений в семье, накладывают отпечаток на все сферы жизни и деятельности семьи и неизбежно ведут к деформации отдельных сторон личностного развития. Для таких семей характерны переживания обременительности обязанностей. Они вынуждены смягчать авторитарность воспитания, что обусловлено ограниченными способностями ребенка и его недостаточным общением. Обременительность родительских обязанностей, ощущение бесплодности своих усилий приводят к ошибкам, эпизодичности и непоследовательности в воспитании.
Необходимость информационной и социально-педагогической поддержки этих семей очевидна. Развитие ребенка с синдромом Дауна в огромной степени зависит от семейного благополучия, участия родителей в его физическом и духовном становлении, правильности воспитательных воздействий. Целенаправленная работа педагогов, психологов, медиков с родителями данной категории должна включать те направления, которые помогут интеграции ребенка в общество:
« сообщение оптимальной информации по физиологии, психологии и педагогике этих детей и перспективах развития (прогноз, профилактика, тактика лечения сопутствующих заболеваний);
* выявление наиболее трудных в психологическом плане моментов в жизни семей;
* оказание консультативной и практической помощи по вопросам реабилитации, коррекции развития, воспитания детей в семье.
Формы работы могут быть различными:
« психологическая, а иногда и психотерапевтическая работа с членами семьи ребенка, особенно с матерями детей в условиях родовспомогательных учреждений, поликлиник, пунктов кор-рекционно-педагогической помощи;
• поддержка родителей, воспитывающих детей, на базе центров коррекци-онно-развивающего обучения и реабилитации с использованием междисциплинарного подхода;
® проведение комплексных структурированных занятий с участием родителей-ассистентов (в дальнейшем они могут успешно проходить в домашней обстановке);
• организация работы клубов неформального общения семей, имеющих детей с синдромом Дауна (хорошая динамика физического и психического развития одних детей существенно повышает мотивацию всех родителей в выполнении рекомендаций специалистов, особенно при неформальном общении);
• проведение общих собраний, встреч семей для выработки предложений по социализации детей данной категории;
• совместный выпуск информационных бюллетеней, брошюр, рекомендаций, где родители делятся успехами, возникающими проблемами воспитания детей и путями их разрешения;
• создание и использование Интернет-сайтов по данной проблеме, позволяющих не только узнавать новейшие достижения в области медицины, психологии и педагогики, но и обмениваться мнениями, обозначать возникающие проблемы и получать ответы.
Необходимо создать условия, чтобы родители не оставались один на один со своей бедой, чтобы семья не уходила «в себя», не стеснялась своего больного ребенка. Для более успешного развития ребенка важен не только благоприятный психологический климат в семье, но и сохранение активных контактов семьи с друзьями, коллегами, с окружающим миром. Сохраняя контакты с социальным окружением, родители способствуют социальной адаптации своего ребенка, совместно активно решают насущные проблемы своих детей и своей семьи.
Академик в книге «”Необучаемый” ребенок в семье и обществе» [4] перечислила ключевые черты, которыми должны обладать родители, чтобы их любовь стала силой, формирующей характер ребенка, его психическое состояние. Она считает, что:
« родители должны иметь веру в жизнь, внутреннее спокойствие, чтобы не заражать своей тревогой детей;
• строить свои отношения к ребенку на успешности, что определяется родительской верой в его силы и возможности;
« четко знать, что ребенок не может вырасти без атмосферы похвалы;
• развивать самостоятельность своего ребенка и поэтому для его же блага (по возможности) сокращать постепенно свою помощь до минимума.
Вопрос, волнующий всех родителей — это интеллектуальное развитие ребенка с синдромом Дауна и прогноз его будущего. Раньше диагноз «синдром Дауна» считался практически приговором для ребенка. Общепринятой была точка зрения, что у таких детей возможна только тяжелая степень умственной отсталости, что они не способны к обучению. И только как редкое исключение признавалась возможность освоения такими людьми элементарных навыков простой работы. В любом случае они не рассматривались как личности.
Предсказать, каким образом будет развиваться ребенок с синдромом Дауна, невозможно, как невозможно предсказать развитие здорового ребенка. Каждый ребенок обладает уникальной индивидуальностью, способностями и талантами. Да, такие дети отстают в развитии, но темпы этого развития, его уровень во многом зависят от созданных условий. Дети с синдромом Дауна имеют определенный «профиль обучаемости» с характерными сильными и слабыми сторонами, которые следует учитывать наряду с индивидуальными способностями, увлечениями и особенностями каждого ребенка. Мнение о том, что люди с синдромом Дауна развиваются одинаково и только до определенного уровня, ошибочно. Достижения, которые демонстрируют эти люди, тому подтверждение. В странах, где работа по ранней коррекции, интеграции и социализации данной категории детей ведется давно, налицо неоспоримые доказательства того, что это самый гуманный и правильный путь. Люди с этим диагнозом живут самостоятельной полноценной жизнью, выполняют посильную работу, принимают участие в различных видах общественной деятельности. Участие в съемках фильмов, игра в театре, победы на Специальных олимпийских играх и конкурсах бальных танцев — вот наиболее яркие примеры того, что могут дети любящих, внимательных и заинтересованных родителей.
Например, на VI Международном симпозиуме «Особенности синдрома Дауна» (февраль 2005 г., о. Майорка), где было принято решение об объявлении 21 марта Международным днем человека с синдромом Дауна, волонтерами выступали молодые люди с синдромом Дауна. Они заботились о своевременной передаче записок докладчикам, оформлении стола президиума, утреннем приветствии участников симпозиума перед открытием пленарных заседаний.
Заявленные проблемы рассматривались на Международной конференции в Варшаве в марте 2005 г. Речь шла о взаимодействии врачей с родителями новорожденных с данным синдромом. Итоги конференции подтвердили необходимость целенаправленной поддержки родителей на основании положения, что если родителям таких детей будет хорошо и комфортно в обществе, то и их детям будет лучше. По результатам проведенной конференции были изданы журнал для родителей, информационные бюллетени для специалистов.
Важнейшая проблема — готовность общества к принятию детей с синдромом Дауна. По словам одной из матерей-, «половина глобальной интеграционной задачи — работа со здоровыми людьми. Если люди с обычными потребностями будут постоянно иметь достаточную, но не массированную информацию о тех, кому необходима наша помощь, поддержка и понимание, и о том, как можно повседневно оказывать эту помощь, есть шанс добиться от общества естественного восприятия людей (в том числе детей) с инвалидностью». Это предполагает пропаганду среди специалистов и населения знаний о жизни людей с синдромом Дауна. Необходима подготовка и проведение семинаров для медицинского персонала родовспомогательных учреждений о результативности современных методов развития, обучения и социальной адаптации детей с синдромом Дауна (с ис-
пользованием видео – и мультимедийных материалов). Требуется разработка и включение раздела по данной проблеме в программу подготовки специалистов на дефектологических факультетах вузов и в институтах повышения квалификации, разработка курса повышения квалификации с учетом новых аспектов заявленной проблемы. Следует усилить роль средств массовой информации и печатных изданий в освещении вопросов интеграции и социализации детей данной категории. Назрела необходимость в расширении сети дошкольных образовательных учреждений и школ для интегрированного обучения детей с синдромом Дауна.
СОВЕТЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ РЕБЕНКА С СИНДРОМОМ ДАУНА
В общении с ребенком
■ Всегда помните: ваш ребенок — это личность со своими достоинствами, надеждами, мечтами, правами.
■ Не пытайтесь найти «проявления синдрома» в поведении ребенка, его эмоциях. Ваш ребенок может проявлять свои чувства, так же как и любой другой ребенок.
■ Помните, что основные потребности вашего ребенка ничем не отличаются от потребностей любого другого ребенка.
■ Постарайтесь, чтобы нужды вашего ребенка не заслонили потребности всех остальных членов семьи. Ваша семья должна быть гармоничной.
■ Помните, что ребенок с синдромом Дауна не должен всецело занимать вашу жизнь. Не относитесь к нему, как к «кресту», который нужно нести.
■ Ребенок с синдромом Дауна нуждается в любви своих родных и всегда отвечает им тем же!
В общении с другими людьми
■ Никогда не принимайте ни от друзей, ни от специалистов утверждений,
которые звучат «Они все такие, как…». Настаивайте на том, что навыки и особенности вашего ребенка должны оцениваться индивидуально.
■ Старайтесь отвечать спокойствием и достоинством на пристальные взгляды посторонних.
■ Старайтесь не стесняясь, честно отвечать на вопросы друзей и прохожих.
■ Заводите новых друзей, если нужно, чтобы и вы, и ваш ребенок чувствовали себя более комфортно.
■ Постарайтесь понять, что разные люди имеют большие или меньшие навыки в выражении сопереживания и участия в других людях.
■ Используйте Интернет-сайты для переписки и обмена мнениями с такими же семьями.
В общении со специалистами
■ Спросите человека, который дает вам советы в связи с синдромом Дауна, где он получил информацию и какой опыт непосредственного общения с людьми с синдромом Дауна имеет сам.
■ Настаивайте на том, чтобы специалист, дающий информацию о синдроме Дауна, делал это одновременно для обоих родителей и тех родственников, которых родители считают нужным об этом проинформировать.
■ Не позволяйте людям давать вам советы на ходу, это должно быть в приватной беседе, в удобном для разговора месте.
■ Постарайтесь понять, что в точности никто не знает, что именно сказать вам и как наилучшим образом помочь, поэтому:
— задавайте любые вопросы относительно своего ребенка, даже если они кажутся вам тривиальными;
— попросите познакомить вас с родителями других детей с синдромом
Дауна, чтобы поговорить о том, что они чувствовали, когда в их семье родился ребенок, и что чувствуют сейчас, если вам это кажется нужным;
— обсудите со специалистом, что для вас представляет наибольшие сложности, и попытайтесь совместно найти решение.
■ Помните, что родители всегда являются экспертами в вопросах, касающихся их собственного ребенка.
Кроме того, вы можете нуждаться в том, чтобы поделиться чувством горя, разочарования, шоком, который испытали в связи с поставленным вашему ребенку диагнозом. Не стесняйтесь своих чувств, какими бы они ни были, и найдите человека, с которым бы можно было ими поделиться.
1. Исаев, Д. Н. Умственная отсталость у детей и подростков. — СПб.: Речь, 2003.
2. Номовир, И. Г. Организация системного подхода в абилитации детей с синдромом Дауна в условиях обычной образовательной среды// Дэфекталог1я. — 2005. — № 6. — С. 8-12.
3. Тингей-Михаэлис, К. Дети с недостатками развития: книга в помощь родителям. — М.: Педагогика, 1988.
4. Шипицына, Л. М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта. — СПб.: Речь, 2005.
Источник