Понятие о патопсихологическом синдроме и его видах

Любой патопсихологический эксперимент включает в себя наблюдение за больным, поведение, беседу с ним, анализ истории жизни, течение заболевания.
Россолимо предложил количественный метод изучения психики. Метод Россолимо позволил ввести эксперимент в клинику. Эксперимент стал активно применяться в психиатрии. Любой патопсихологический эксперимент должен быть направлен на выяснение структуры патопсихологического синдрома.
Патопсихологический синдром – это относительно устойчивая, внутренне связанная совокупность отдельных симптомов.
Симптом – это единичное нарушение, которое проявляется в различных сферах: в поведении, эмоциональном реагировании, познавательной деятельности больного.
Патопсихологический синдром не является непосредственно данным. Для его выделения необходимо структурировать и интерпретировать получаемый в ходе исследования материал.
При этом важно помнить, что характер нарушений не является специфичным для того или иного заболевания или формы его течения. Он является лишь типичным для них.
Эти нарушения должны оцениваться в комплексе с данными целостного психологического исследования. Сложность заключается в суждении, почему больной то или иное делает.
Представления о патопсихологическом синдроме позволяет прогнозировать появление наиболее типичных для данного заболевания расстройств. Соответственно прогнозу реализовать определенную стратегию и тактику эксперимента. Т.е. подбирается стиль проведения эксперимента, подбор гипотез для проверки материала испытуемого. Не нужно быть предвзятым.
Для синдромального подхода в психиатрии, как и в медицине, важно определение существенных особенностей нарушения психической деятельности, что обеспечивает полноту анализа и обоснованность выводов исследователя.
Патопсихологическая диагностика.
Патопсихологический синдром при шизофрении, при эпилепсии, при диффузных поражениях головного мозга – хорошо проработаны. При психопатии патопсихологический синдром не выделен.
Необходимо выделить структуру патопсихологического синдрома.
Патопсихологический синдром может меняться с течением заболевания в зависимости таких характеристик заболевания как: форма, длительности, время возникновения, качества ремиссии, степень дефекта. Если заболевание началось раньше, то заболевание затронет те сферы, при которых возникло заболевание. (При подростковом возрасте эпилепсия затронет всю психическую сферу, накладывает отпечаток на личность).
При шизофрении: приступообразная форма. Есть и непрерывно текущая форма. При таком заболевании наблюдаются психические изменения.
Что нужно анализировать?
Составляющие патопсихологического синдрома.
- особенности аффективного реагирования, мотивации, системы отношений больного – это мотивационный компонент деятельности
- проводятся анализ отношения к факту обследования
- как испытуемый реагирует на экспериментатора (заигрывает, пытается произвести впечатление)
- анализ отношения к отдельным заданиям (проверка памяти), изменения поведения в процессе эксперимента.
- Анализ выполнения задания, отношение к результату (может быть безразлично). Необходимо все фиксировать.
- Анализ отношения к оценкам экспериментатора.
- Характеристика действий больного при решении познавательной задачи: оценка целенаправленности, подконтрольности действий, критичности.
- Тип операциональной оснащенности: особенности процесса обобщения, изменение избирательности познавательной активности (операции синтеза, сравнения)
- Характеристика динамического процессуального аспекта деятельности: то есть как деятельность меняется во времени (для больного свойственно неравномерность работоспособности при заболевании сосудов головного мозга).
Отдельный симптом ни о чем не говорит.
Для дифференциальной диагностики: психолог должен уделять наибольшее внимание тем симптомам, которые с наибольшей надежностью позволяют дифференцировать патопсихологические синдромы различных заболеваний. То есть если возникла ситуация: нужно отдифференцировать шизофрению или психопатию. Нужно знать, в чем отличия? Психопатия менее серьезно по сравнению с шизофренией.
Для диагностики используются исследования процессов мышления и эмоционально волевой сферы, причем важно обнаружить различие в соотношении симптомов. Для шизофрении более характерны ослабление мотивации (много чего не хотят), оскудение эмоционально-волевой сферы, нарушение смыслообразования, наблюдается снижение или неадекватность, парадоксальность самооценки.
Все эти нарушения сочетаются с операциональной и динамической сторонами мышления. При этом главным в нарушении мышления является изменение мотивационного компонента. Недоступна коррекция ошибок. Отказ от исправлений. У них недостаточно мотивации для выполнения задания хорошо.
При психопатии: отмечается яркость, неустойчивость эмоционального и мотивационного компонентов деятельности. А иногда возникающее нарушение мышления также носит неустойчивый характер. Стойкие нарушения отсутствуют. При этом обусловленные эмоционально ошибки быстро исправляются (произвести впечатление на экспериментатора). Необходимо четко представлять себе какие методики позволяют это эффективно исследовать.
Для дифференциальной диагностики шизофрении и психической патологии, вызванной органическими нарушениями в синдроме наибольшее внимание уделяется другим симптомам. Помимо эмоционально-волевой сферы и мышления, анализируются особенности умственной работоспособности. Как быстро больной истощается? Какой темп выполнения задания? Для органических нарушений свойственно быстрое истощение.
Источник
Патопсихологический синдром – это относительно устойчивая, внутренне связанная совокупность отдельных симптомов.
Симптом – это единичное нарушение, которое проявляется в различных сферах: в поведении, эмоциональном реагировании, познавательной деятельности больного.
Патопсихологический синдром не является непосредственно данным. Для его выделения необходимо структурировать и интерпретировать получаемый в ходе исследования материал.
При этом важно помнить, что характер нарушений не является специфичным для того или иного заболевания или формы его течения. Он является лишь типичным для них.
Эти нарушения должны оцениваться в комплексе с данными целостного психологического исследования. Сложность заключается в суждении, почему больной то или иное делает.
Представления о патопсихологическом синдроме позволяет прогнозировать появление наиболее типичных для данного заболевания расстройств. Соответственно прогнозу реализовать определенную стратегию и тактику эксперимента. Т.е. подбирается стиль проведения эксперимента, подбор гипотез для проверки материала испытуемого. Не нужно быть предвзятым.
Для синдромального подхода в психиатрии, как и в медицине, важно определение существенных особенностей нарушения психической деятельности, что обеспечивает полноту анализа и обоснованность выводов исследователя.
Патопсихологическая диагностика.
Патопсихологический синдром при шизофрении, при эпилепсии, при диффузных поражениях головного мозга – хорошо проработаны. При психопатии патопсихологический синдром не выделен.
Необходимо выделить структуру патопсихологического синдрома.
Патопсихологический синдром может меняться с течением заболевания в зависимости таких характеристик заболевания как: форма, длительности, время возникновения, качества ремиссии, степень дефекта. Если заболевание началось раньше, то заболевание затронет те сферы, при которых возникло заболевание. (При подростковом возрасте эпилепсия затронет всю психическую сферу, накладывает отпечаток на личность).
При шизофрении: приступообразная форма. Есть и непрерывно текущая форма. При таком заболевании наблюдаются психические изменения.
Что нужно анализировать?
Составляющие патопсихологического синдрома.
1. особенности аффективного реагирования, мотивации, системы отношений больного – это мотивационный компонент деятельности
2. проводятся анализ отношения к факту обследования
3. как испытуемый реагирует на экспериментатора (заигрывает, пытается произвести впечатление)
4. анализ отношения к отдельным заданиям (проверка памяти), изменения поведения в процессе эксперимента.
5. Анализ выполнения задания, отношение к результату (может быть безразлично). Необходимо все фиксировать.
6. Анализ отношения к оценкам экспериментатора.
· Характеристика действий больного при решении познавательной задачи: оценка целенаправленности, подконтрольности действий, критичности.
· Тип операциональной оснащенности: особенности процесса обобщения, изменение избирательности познавательной активности (операции синтеза, сравнения)
· Характеристика динамического процессуального аспекта деятельности: то есть как деятельность меняется во времени (для больного свойственно неравномерность работоспособности при заболевании сосудов головного мозга).
Виды синдромов.
патопсихолог может оперировать в своих диагностических заключениях следующим набором регистр-синдромов:
I — шизофренический;
II — аффективно-эндогенный (в клинике ему соответствуют маниакально-депрессивный психоз и функциональные аффективные психозы позднего возраста).
III — олигофренический;
IV — экзогенно-органический (в клинике ему соответствуют экзогенно-органические поражения головного мозга — церебральный атеросклероз, последствия черепно-мозговой травмы, токсикомании и т. д.);
V — эндогенно-органический (в клинике — истинная эпилепсия, первичные атрофические процессы в головном мозге);
VI — личностно-аномалъный (в клинике — акцентуированные и психопатические личности и обусловленные в значительной мере аномальной почвой психогенные реакции);
VII — психогенно-психотический (в клинике — реактивные психозы);
VIII — психогенно-невротический (в клинике — неврозы и невротические реакции).
Дата добавления: 2016-12-18; просмотров: 1040 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов
Читайте также:
Рекомендуемый контект:
Поиск на сайте:
© 2015-2021 lektsii.org – Контакты – Последнее добавление
Источник
Синдромный анализ.
Программные
положения.
Понятие
патопсихологического синдрома и
симптома.Различие
между патопсихологическими и
психопатологическими синдромами.
Проблема нозологической специфичности
патопсихологических синдромов.
Составляющие патопсихологического
синдрома. Синдромный анализ: тщательная
качественная квалификация нарушений
психических функций; анализ и сопоставление
первичных нарушений, и вторичных
расстройств; необходимость изучения
состава не только нарушенных, но и
сохранных высших психических функций.
Классификация патопсихологических
синдромов И.А.Кудрявцева. Классификация
патопсихологических синдромов
В.М.Блейхера.
Конспект лекции.
Для синдромального
подхода в психиатрии, как и в медицине,
важно определение существенных
особенностей нарушения психической
деятельности, что обеспечивает полноту
анализа и обоснованность выводов
исследователя.
Представление о
патопсихологическом синдроме позволяет
прогнозировать появление наиболее
типичных для данного заболевания
расстройств. Соответственно прогнозу
реализовать определенную стратегию и
тактику эксперимента.
Симптом
– это единичное нарушение, которое
проявляется в различных сферах: в
поведении, эмоциональном реагировании,
познавательной деятельности больного.
В
патопсихологии,
как и в психиатрии, под синдромомпонимают
патогенетически
обусловленную, относительно устойчивую,
внутренне связанную совокупность
отдельных симптомов (признаков психических
расстройств)
В этом заключается
большая диагностическая значимость
синдромов по сравнению с симптомами. В
диагностическом мышлении врача правильная
квалификация синдрома является подступом
к определению нозологической принадлежности
заболевания.
Известно, однако,
что выделяемые психиатрами клинические
синдромы далеко не одинаковы по своей
нозологической специфичности, последняя
зависит от круга болезней, при которых
предпочтительно наблюдается тот или
иной синдром, и от степени сложности
синдрома, отражающей присущие ему
патогенетические механизмы.
Психопатологические
(клинические) синдромы по своим
особенностям существенно отличаются
от патопсихологических.
Можно думать, что
различие это обусловлено не столько
формой синдрома, его составом, сколько
различными уровнями функционирования
центральной нервной системы, на которых
эти синдромы выделяются.
При
психических заболеваниях
нарушения морфологического субстрата
головного мозга и присущие им изменения
протекания биохимических процессов
приводят к нарушению физиологических
процессов. Выпадают важные звенья
функционирования психики, опосредованно
нарушается течение психических процессов,
прижизненно сформированных на основе
физиологических. А это, в свою очередь,
приводит к патологии отражения центральной
нервной системой больного человека
сигналов из окружающей среды.
Психопатологический симптом, таким
образом, является завершающим этапом
сложной патогенетической цепи.
Вместе с тем,
Психопатолог
(клиницист, психиатр)
констатирует наличие в клинической
картине тех или иных симптомов или
синдромов психической патологии и
специфику их течения.Патопсихолог
свое исследование направляет на
раскрытие и анализ определенных
компонентов мозговой деятельности, ее
звеньев и факторов, выпадение которых
является причиной формирования
наблюдаемой в клинике симптоматики.
Патопсихологические исследования
должны дать ответ на вопрос, как
нарушено протекание (структура) самих
психических процессов.
Это различие между
психопатологическими и патопсихологическими
синдромами вытекает из той разницы
между психопатологией и патопсихологией,
о которой шла речь выше, и в значительной
мере отражает специфику присущих этим
двум областям знаний методов:
клинико-описательного
метода, которым пользуется психопатология,
иэкспериментально-психологического
метода, взятого на вооружение
патопсихологией.
Любой
патопсихологический эксперимент должен
быть направлен на выяснение
структуры патопсихологического синдрома.
Патопсихологический
синдром не является непосредственно
данным. Для его выделения необходимо
структурировать
и интерпретировать
получаемый в ходе исследования материал.
При
этом важно помнить, что характер нарушений
не
является специфичным
для того или иного заболевания или формы
его течения. Он является лишь
типичным
для них.
Все
нарушения должны оцениваться в
комплексе с
данными целостного психологического
исследования.
Патопсихологический
синдром может меняться с течением
заболевания в зависимости таких
характеристик заболевания как: форма,
длительности, время возникновения,
качества ремиссии, степень дефекта.
Если заболевание
началось раньше, то оно затронет те
сферы, при которых возникло заболевание.
Например:
если эпилепсия
началась в детском возрасте, то болезнь
затронет всю психическую сферу,
накладывает отпечаток на личность.
Составляющие
патопсихологического синдрома.
особенности
аффективного реагирования, мотивации,
системы отношений больного – это
мотивационный компонент деятельностиособенности отношения
к факту обследования и реакция на
экспериментатора (заигрывает, пытается
произвести впечатление)особенности отношения
к отдельным заданиям (проверка памяти),
изменения поведения в процессе
эксперимента.Анализ выполнения
задания, отношение к результатуАнализ отношения
к оценкам экспериментатора.Характеристика
действий больного при решении
познавательной задачи: оценка
целенаправленности, подконтрольности
действий, критичности.Тип операциональной
оснащенности: особенности процесса
обобщения, изменение избирательности
познавательной активности (операции
синтеза, сравнения).Характеристика
динамического процессуального аспекта
деятельности: то есть, как деятельность
меняется во времени (при заболевании
сосудов головного мозга, для больного
свойственна неравномерность
работоспособности).
Для
дифференциальной диагностики:
психолог должен уделять наибольшее
внимание тем симптомам, которые с
наибольшей надежностью позволяют
дифференцировать патопсихологические
синдромы различных заболеваний.
СИНДРОМНЫЙ
АНАЛИЗ
– анализ патопсихологических синдромов
с целью обнаружения общего фактора,
объясняющего происхождение различных
патопсихологических симптомов.
Синдромный анализ
предполагает:
тщательную
качественную квалификацию нарушений
психических функций, а не просто
констатацию того, что та или иная функция
нарушена;
анализ и сопоставление
первичных нарушений, непосредственно
связанных с нарушенным фактором, и
вторичных расстройств, которые возникают
по законам системной организации ВПФ;
необходимость
изучения состава не только нарушенных,
но и сохранных высших психических
функций.
Первую попытку
выделения таких обобщенных
патопсихологических синдромов предпринял
И. А. Кудрявцев (1982).
В результате
исследований, проводившихся в
судебно-психиатрической практике с
помощью комплекса патопсихологических
методик, направленных на изучение
различных сторон познавательной
деятельности и вместе с тем позволяющих
получить ценные данные о личности
испытуемых, автор выделил следующие
патопсихологические синдромы:
шизофренический
или диссоциативный,органический,
олигофренический,
психопатический и
симптомокомплекс
психогенной дезорганизации, характерный
для реактивных психозов.
Каждый из этих
синдромов включает ряд симптомов.
Например, для
|
Однако, как указывает
И. А. Кудрявцев, не все эти компоненты,
симптомы определяются в том, или ином
симптомокомплексе в обязательном
порядке и с обязательной степенью
выраженности, важно найти «ядро»
патопсихологического синдрома.
Для
шизофренического синдрома
— это нарушения селективности информации,для
органического
— снижение интеллектуальных процессов
и умственной работоспособности,для
психопатического
— аффективная обусловленность поведения
с парциальной некритичностью и завышенным
уровнем притязаний,при
психогенном
— реактивная дезорганизация умственной
деятельность.
Выделенные И. А.
Кудрявцевым патопсихологические
синдромы различаются в диагностическом
и прогностическом отношениях.
Так, наиболее
диагностически и нозологически
информативными оказываются шизофренический
и органический симптомокомплексы,
наименее – психопатический.
И, наоборот, наиболее
выраженная тенденция к транзиторности
и обратимости присуща симптомокомплексу
психогенной дезорганизации умственной
деятельности, наименьшая – шизофреническому.
Более поздней
является классификация В.М.Блейхера.
Патопсихолог может оперировать в своих
диагностических заключениях следующим
набором регистр-синдромов:
I — шизофренический; | в клинике ему |
II — | в клинике ему |
Ш — | в клинике — |
IV — | в клинике ему |
V — | в клинике — истинная |
VI — | в клинике — |
VII — | в клинике — |
VIII — | в клинике — неврозы |
Нозологическая
специфичность патопсихологических
регистр-синдромов существенно возрастает
в связи с конкретной задачей, поставленной
перед патопсихологом. Так, разграничение
экзогенно и эндогенно-органических
регистр-синдромов очень важно в
дифференциальной диагностике истинной
и травматической эпилепсии. Разграничение
органического и олигофренического
регистр-синдромов помогает уточнить
природу и диагностику состояний,
протекающих с интеллектуально-мнестической
недостаточностью.
Введение
патопсихологических регистр-синдромов
в практику патопсихологических
исследований в сущности обозначает
рубеж диагностически-информативных
рекомендаций, заключающихся в данных
проведенного патопсихологом исследования.
В таком аспекте
понятие патопсихологического
регистр-синдрома значительно глубже,
чем сформулированное В. В. Николаевой,
Е. Т. Соколовой и А. С. Спиваковской
(1979), понимающими под патопсихологическим
синдромом совокупность поведенческих,
мотивационных и познавательных
особенностей психической деятельности
больных, выраженных в психологических
понятиях.
В Российской
Федерации знание методов выявления и
анализа типичных патопсихологических
синдромов у больных различными формами
психических заболеваний предусматривается
с 1993 года Государственными образовательными
стандартами высшего профессионального
образования по специальностям 020400 —
«Психология», 022700 — «Клиническая
психология» и 031000 — «Педагогика и
психология».
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник