Понятие о психопатологическом симптоме и синдроме

Симптом
– строго фиксированное по форме описание
признака, соотнесенного с определенной
патологией. Это – терминологическое
обозначение патологического признака.
Не каждый признак является симптомом,
а только тот, который имеет
причинно-следственные связи с патологией.
Специфическими для психиатрии являются
психопатологические симптомы. Они
делятся на продуктивные (позитивные) и
негативные.
Продуктивные
обозначают привнесение чего-то нового
в психику в результате болезненного
процесса (галлюцинации, бред, кататонические
расстройства).
Негативные
включают признаки обратимого или
стойкого ущерба, изъяна, дефекта
вследствие того или иного болезненного
психического процесса (амнезия, абулия,
апатия и т.п.).
Позитивные
и негативные симптомы в клинической
картине болезни проявляются в единстве,
сочетании и имеют, как правило, обратно
пропорциональное соотношение: чем более
выражены негативные симптомы, тем
меньше, беднее и фрагментарнее –
позитивные.
Совокупность
всех симптомов, выявленных в процессе
обследования конкретного больного,
образует симптомокомплекс.
Синдром
– закономерное сочетание симптомов,
которые связаны между собой единым
патогенезом и соотносятся с определенными
нозологическими формами.
Синдромы,
также как и симптомы, делятся на
продуктивные
и негативные.
По
тяжести выделяют следующую последовательность
продуктивных синдромов:
Эмоционально-гиперэстетические
расстройства,
Аффективные (депрессивные и маниакальные),
Невротические (навязчивости, истерические,
ипохондрические), Паранояльные, вербальный
галлюциноз, Галлюцинаторно-параноидные,
парафренные, кататонические, Помрачение
сознания (делирий, аменция, сумерки),
Парамнезии, Судорожные.
Психоорганические.
Негативные психопатологические синдромы
представлены в следующей последовательности
(по критерию тяжести): Истощаемость
психической деятельности., Субъективно
осознаваемая измененость «Я»,Объективно
определяемая измененность личности,
Дисгармония личности, Снижение
энергетического потенциала, Снижение
уровня личности, Регресс личности,
Амнестические расстройства, Тотальное
слабоумие, Психический маразм.
Ранги
психических расстройств.
В России широко известна подробная
схема соотношения продуктивных и
негативных психопатологических
синдромов. Смысл этой схемы заключается
в том, что каждый круг более высокого
уровня включает в себя все нижележащие
слои психических расстройств. Это
определяет малую нозологическую
специфичность синдромов низших уровней
(малых синдромов).
Психозы
– это выраженные формы психических
расстройств при которых психическая
деятельность больного отличается резким
несоответствием окружающей действительности,
отражение реального мира грубо искажено,
что проявляется в нарушениях поведения
и проявлении в психозе несвойственных
ей в норме патологических
симптомов
и синдромов (расстройств восприятия,
памяти, мышления, аффективности и
другое). Психоз не порождает новых
явлений, а представляет собой результат
выпадения деятельности высших уровней.
Продуктивная
и негативная симптоматика.
Продуктивной
симптоматикой
(позитивная симптоматика, плюс-симптом)
называют новый болезненный феномен,
некую новую функцию, появившуюся в
результате болезни, отсутствующую у
всех здоровых людей. Примерами продуктивной
симптоматики служат бред и галлюцинации,
эпилептиформные пароксизмы, психомоторное
возбуждение,
навязчивые идеи, сильное чувство тоски
при депрессии.
Негативной
симптоматикой
(дефект, минус-симптом), напротив, именуют
ущерб, который наносит болезнь естественным
здоровым функциям организма, исчезновение
какой-либо способности. Примерами
негативной симптоматики являются утрата
памяти (амнезия), интеллекта (слабоумие),
неспособность испытывать яркие
эмоциональные
чувства (апатия). Негативная симптоматика
является, как правило, необратимой,
невосполнимой утратой. Она свидетельствует
о длительности заболевания и о глубине
поражения психики. Характер негативной
симптоматики довольно специфичен и
играет существенную роль в диагностике
таких заболеваний, как шизофрения,
эпилепсия, атрофические процессы.
Продуктивная
симптоматика весьма динамична. Она
может резко нарастать при обострении
заболевания, а затем исчезает сама по
себе или под воздействием адекватного
лечения. Большинство применяемых в
психиатрии психотропных средств
предназначено для лечения именно
продуктивной симптоматики. Она, как
правило, менее
специфична
и может быть сходной при нескольких
различных заболеваниях.
5.
Методы обследования, применяемые в
психиатрии. Правила сбора анамнестических
сведений, их анализ. Использование
параклинических методов
(лабораторных,инструментальных,
психологических), их диагностические
возможности.
Современные
методы обследования больных должны
обеспечивать получение клинических
данных, доступных количественному учету
и математическому анализу с применением
вычислительной техники для их обработки.
Применяются стандартные вопросники со
строгой фиксацией ответов больных и
учетом выраженности психических
нарушений по ответам. Однако ответы
больных часто не отражают их истинного
состояния, а оценка психиатром выраженности
психических нарушений страдает
субъективностью. Кроме того, в стандартном
вопроснике невозможно предусмотреть
все необходимое для выявления и
регистрации особенностей психического
заболевания.
Более
эффективна регистрация психических
нарушений в виде симптомов и синдромов.
Симптоматологический метод, т. е. учет
всех наблюдаемых у больного симптомов
в период обследования, – все же
трудновыполнимая задача. Кроме того,
состояние больного часто оценивается
врачами различно. Целесообразнее
использовать в эпидемиологических
исследованиях синдромологический
метод, так как синдромы более полно
отражают психическое состояние больных
и несут в себе большую прогностическую
информацию. Исследованиям синдромологическим
методом должны предшествовать тщательная
отработка стандартов обследования
больных, уточнение психопатологического
содержания синдромов, составление для
определенных нозологических форм
глоссариев стандартизованных синдромов.
Эпидемиологическое
изучение шизофрении с использованием
синдромологической характеристики
открыло большие возможности для выявления
закономерностей течения, вероятностного
прогноза, патогенеза и др. Синдромологический
метод можно считать перспективным для
эпидемиологического изучения и ряда
других психических заболеваний, в том
числе и с большими диагностическими
расхождениями. Во многих странах для
изучения заболеваемости применяют
анализ статистических данных о
госпитализированных больных. Возможности
такого анализа ограничены: госпитальная
статистика не отражает реальной
заболеваемости или болезненности, так
как значительное число больных не
пользуется стационарным лечением.
Диагностика
— процесс по возможности более точного
определения и идентификации болезни,
результатом которого является диагноз.
В диагностике психических заболеваний
ведущим остается клинический метод,
который делится на следующие этапы.
1.
Выявление и квалификация симптомов.
2.
Определение их взаимосвязи и квалификация
синдромов.
3.
Оценка динамики развития синдромов в
контексте патогенетических закономерностей
и преморбидных особенностей.
4.
Постановка предварительного диагноза.
5.
Дифференциальная диагностика.
6.
Постановка индивидуального диагноза.
7.
Постановка диагноза в соответствии с
требованиями классификации (клинические
и диагностические критерии).
Психиатрическое
обследование
— часть общего медицинского обследования.
Преследует те же цели, что и в любой
другой врачебной специальности:
1)
выяснить причину обращения больного
(или его родственников, друзей, сослуживцев)
за медицинской помощью;
2)
создать доверительные отношения с
больным, заложив тем самым основу для
взаимодействия с ним в процессе лечения;
3)
сформулировать диагноз и план лечения;
4)
сообщить больному и его близким о своих
выводах.
Психиатрическое
обследование проводят в спокойной,
уютной обстановке, предрасполагающей
к открытому разговору. Умение завоевать
доверие больного требует опыта и
уверенности в себе, однако реальные
условия обследования зачастую далеки
от идеальных. Довольно трудно говорить
с глазу на глаз в шумном приемном
отделении или в общей палате, даже если
отвлекающие факторы сведены к минимуму
(задернуты занавески на окнах и т. п.). И
все же всегда надо проявлять
заинтересованность, сочувствие, симпатию
к больному, стремление понять его и
помочь. Сидеть
следует
на некотором (но небольшом) отдалении
от больного, имея возможность смотреть
ему в глаза. Важно наблюдать за
невербальными реакциями и поведением
собеседника (краска на лице, слезы).
Иногда бывает необходимо записать
некоторые сведения (чтобы затем точнее
воспроизвести ход разговора), но делать
это надо быстро и по возможности редко,
чтобы не прерывать течение беседы.
Удобный способ — делать отметки в
специальном бланке. Процесс сбора
сведений для дальнейших этапов
психиатрической диагностики называется
психиатрическим интервью.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
ñ,P:kjZá§>Ql2*±d°
I#×GR@Ñaç94øÄ÷ÿy¤
:?ñß{-ðßm VÉæÌ¯©¼F¹f±u²a«ä«© ¢+FNÒ¥r¥AàqÎ1¹
AZF²´í,éXKÁ
ïi´h½|ÖoäMA§Å¥^³Tä7|ÇOk³o×ÂñØ*>÷U¬¬cüunÐÎ G/C³±SVú’EÂ
/ËCy>Ïhf¼¤)7n˼Á]TiÙHÞ°1öÉFJE´Ò´á!{«¿|ÌãùÜÔòWìÒöw>±uScJzLÃoßg7N)SäA¿-îGSäé@ãØ4|ʨ~ žÑ^§¾yI)ª]v@²« ]|j¤|zìÕJܸúÞÕl«;¡ôcJË
nú©;ü[ÆÈX©!±w~3¾Õ×|Æ·S¯ËZÊÕ·§é3CÌÊüNÕKzC
d÷gغ ¿ÓBÃH8ANA¥3uÚM
Ä.{bxQ¾ôóé5NVsh¢àá[Ãe ÇyCpa0’ºÓøÎ!Jå£mëjè^k¬Öc:ñ·Z/°Ð ó@E:Lû&bʤÝt¦hm)&ÁÀXÕ{–)µ4JÔ²
)A.U½ ©äOUõ ²sÜǺj@só·2VÜö
:5
SVÔÕÁJ×”0t¼êAê$ÀJiÅÊ$º
¥B·
+Ö`ËN|7Æ[
Ú_ókCÇ_Ã=s¾5hH+O6÷u.1KGêé³f0åò¡±°,÷wù´ü}(¶J²®gÂS¥ì=×·LÇ}uË9r}áÃéÞüɹPïס¶íD
ɳ&8¡6kMÞÖìÆmÍ0Ƨe; iµ¹Qd$i
ÝE’¢]tÒÞ¼hÞF²þEô6¨ç
ÒÛ@9éï$ãé]$õæ|ºÃÛÉÉçeöÛ@ twºTP줶ß.s&®Õ¡õö1]ôõW*g%HÝX/i u>ÙÎ÷AázuÊ·paUP½I]äë¯.(__ çªê a};üEïJ
endstream
endobj
12 0 obj
>
>>
/MediaBox [0 0 595 842]
/Contents 13 0 R
>>
endobj
13 0 obj
>
stream
x^Í[Én#7½ë+t ÷0hÙãCnÈ!È1É)fþÿ®Í┩]Ýö¡-©X,¾ZY¤¾¾®o§__é²óÛß’rößÿ9ÉZkxxKÏFLVµ:¿ý{úãÂç?Ïo¿¾¼¾¾7ØÁD
5iVËBeÅFJIÂLÂ)9ÿëôû/§ÿ¶Íì[s.z,-Ü+ìhùd«Hk6ÉG«ÞÆI*¿¢ÈÂøù¢ýÿb¾ÈÈýb
¹Î~å©IÉ3FPj’¨$Ý·fAV50~Eyt6Í= 35rbÕÔûÖÀÄÄÙª·®®îÒÉ=RPJ£¤d§Òei ÛÃ*b§´ôkÌØ-Aóòu¾ø§3÷ã^* Z¾Òîÿ/áð½|ÿz)_+3_¨N`ø¯ÉLEÃE={?aj£¥é9k5ëD¦å*`Äp£õo^f?ÓtfE4Ü¡¬D
¡ÇÊ:S¯QöË` 0 S¶®c¥ºÖZa
A¢þª~ª~°xq,6bË_|Kù_¨%Óp²,;RÚI~”Û8kýÙÍDó:zÃA{Æ;z=;§(VÒg·f91Ü~>Îë)?f¿*S2Ï,¤t®ÇJn Q`1§.E(RaÅôÃk#’]ä!1º²O$¾ßÍ~I1AË©S
¶Òu×2ä@eÈV=u
ó©ºÊ±i}ÙËïϱ¥0¥^cPò¡peÓIZk0ÿk0nE]ãÕkí¡NnjÜ_·VÀaå+¹k¨,´ÉÞ éâ®#@R6 t®ÂqT$dX
$¾*¬ñÀqJn¡íÄïEßñ[Ä|¨ÉUv7’l&ÂÌÀÈãõ½ð×9©”¼{©ãjS×Óz;@ÊhØÖ²R0êîá²³U®%Õ2ë{!yk$qKwTZ´j_ðl¨^;¯×j=°Îl,¸a=8H¹Q½á!½ìÅ%Ò^®UÜ^G.7ÕP,|CI:$¬R>Oì”C
=í¬2’N}fØÅ*ES*’rk£ØéÆÒØA¨ÙGEG$Îû¸ºjhìW=ôùFź¸ ¥®¸YääVaqa®J:k/벤/Z¥ÍwÒýT¿1Å#ÌDrb´$«hqÂß’ü¼ü}s©òs#ú{hÚq#÷WÔU´Á×oÉ-}^Ì9=ëNÏZ5¾R8¦Ù1«
a¥Ôî^sf%ÉA-ÁEiᾯÀóo¦õêÌÚC!ÙC!©Ö¾÷UKibgë7¤|¦Y¤ø
) ¦l4¯kîõù:¯!¬Æ8fÓr .s±OàKé{Y É%äâæC,ó C¸4Ýä
ºÈ,¦,~×Bíêë õ°WÉ!k÷-^°·a;QÒ2¹¢!g**¸.þ]ìù¾P[%èÜÌ(UTn/
KC`DîE3ç[°’d5£ÞªÂÉêäzP©w-êFcÏg JP©*÷åªUí屩!·²ÙÇ ØÅöåÐ4^f²eàA¨¢öq’¶Fk»ñ¶á~¸Õ²Qn’ÔBËM[zßrïö9Hqôfí×G£ðI»øC䢥EÍä+q§³¯ÚÇÔ^ìZhÌ61BkaeÍVHYjY)-Uø¾,Qæ¸I]P
]¸ vܧeÈsqbÆdîV6ál|¦°×Ø>¨®Oi¸©M©Ñº4b=XÅ®ZáÍÛùRmá75sÙÉ1xU®4±6=qÏ¢_µÃܪ´î÷M¦7åd®`Ð¥þ²’s$Ïvêîärd-â¤þ¶ØË¡!úÙÜù$W
W
vîh9ArÜþjà~æòþγ¯²Ã²æ.Ê+¡CTÛg&eºë¸ÔÕ
O6²³cc*ù>¨hHì§íZ*}A
Gc¿þʲκ© IË5*èwfª¥||)`@³ó*Çq(ßNÈ:h~Âu?÷/PvÞ9%é~3¤@
°÷YsÒf’m¼nî§”ëîÆ,CóÝõk²²»|(PÚÅ Ä X GÅbà~T,ð0ÊÆiÁæhR£r 7*×±÷Úàa(¿÷Þa$×ÿ^F2êQ F¬¯§òòë
endstream
endobj
16 0 obj
>
>>
/MediaBox [0 0 595 842]
/Contents 17 0 R
>>
endobj
17 0 obj
>
stream
x^µË#»
Ý÷Wô:@;ê
ØÓ3ì.0@AIV pïÿ/RHêRÙnÙFw%âóç÷·ßß®¿ÞþúÓ¿ûðþëßoî=þûã?oî´mÛ:¤Gÿ¾§m~_¶é4¿ÿúïÛ?¾9çó?ßýííǯ·ß¾DeXOãD¦q>-AóâEfB~¹Ó¸¾ûá4¯ïüëíïyûßcë0çöLìâ¦ÛÜÓizÙ{¢
ôvPX¶Ó:¾/K8
H
áûùcÂß?é÷óçq9ø+¤_ûÛ°î00LKÅÀÜïòkÒà4G¡>EÊûprëû2:p÷âǰ¸ýͼí?¦]ãþ>ÓøyÎrWùÛRiôþ÷t¥Bú¹5y°¼E*ßÏ3°3?OÈÍæó4 eÍ]¼#¡µO^&Ë’,üE)Ò²AXÜæâu EÞ߸iLü0ønmS´#ø¬@OT&Fâ9?
ÉY@
.
ÃâÙÏhz¢7z^Ö´Ö.Û.ÜðMíêRSß$ Þà?
¾|6E½;E±ñJî”(|ÓfÖOÜ÷3óòN&`±¼²ÿÓ³ä8ì;S$B[êåW·ba Ä·ñéûTP*ì_¡¹º%/]Kf.Ëþ
fŵGÛÁOyè£(
g^÷v’ãJü;¹3SÌæ¢Ó¾Ìò¤âçͧa:X2:ÔµÞ*,!ç ÉñκÄËê]Or¡¶ü ¿O%}± 2=ò¯ãÍ®·ùÅÀ(JÖ=qÅ®VÞ#7Kñ%,S3l h|Ì’Hvæg¶Ç5[Ä¢,Zn°K5k]a´1£Ð!«¥$’ÊáÉÛ¶êÖs´7¸ècÂÚ´ÏgÂãvÎX Æ´sÄØªÊFýÀ0m§es0ûgQVIìä3F9KIi2¼$Jl0e;ÊýÂæÙÀ
[“ãEòC”ÁñÉ@ 1q9CXF[f£a4ðüaÉgSLRê=̪A}#-ÀetÍ%bTÍ6`~1&|ø[á=¿IË%ùàj÷JYàcýçaÅN¤XXqEqÿ ñG²CiT%SÙKÛX”E=Ù°-ÏçJ 7r¯¥7-$²$ÇUMl!·Bqo`Ç]Äë¸D³R d£à÷jö
FüuO
oA½WÙ°sNYßHolÕjY¾À²nºÜéøëì¾öì+ÐØØqßYX«v©Í¾TâØ´
WÁþ”ïTÁd»¦Æ9[Ý8æYCW[gôcÄwJλ>R[ÇÑÇ»|as”n¸KN¢Ê=9J ØRå8ªÌÔ=ÒXS~ÙClË¢ H´F´¥à¾*&7,Um6óy.qU´JÚM³ÄÒ§æi ßuoÑ»vkBðòa )¬Â uxf¿nacs#éí¢qåkZ®Ý¦=èZ
(a0æ*dh¼K^ò.ðU@Z± élËX¬ÖêÍqCj%ª¡mG/L=kaÝÌ%¾£KåòlµMú0Q°Ô_Ñ1r-¨>à_®4=6ªÅ37Ùæ os¢ÊzïïÀ©òÊ>kàm>
wñ&áz¬ evØÒ«Í]!å¤)ôì&ù´ÝذÓÄ*=7Ö?¤K¡Û±éѧjפ|pɦ¯^Îù[ÁêÎÿÁ×sn$äÆÉRÆm·ÑÅ£¸o7ä ú帶ª× ©^J
v$¢YpEÆ&s©èWg()¨ïÐ1yü/+(Çy¿
¼¹Ê/0ÿÆèä.Û½§XÔë´¨ BxcKZ8ëC*ç¸Òæ¿tDÊä/PFÍVë¤.Wp|¾,´^m>ÙýY_è94}ÕEÓZýV&¼09tþ³ân)¥×¶kIõϣé
ö,_`r:KÂÜ27b¾åvQU¼´£Â9QÊ¥âm¡
8¼*47g÷²´GÌ£_¢_¡±q¯=çÕÚÓ/±rmÞ¬v ´*YS}(“^®¹íÚ8¹Ûðd
¬] el¡_9¾XuD^rUv£¤QÒ]¡ïÓ×y(å׳”ÊzéÄà¤Pp×®ÖÈÆx¦Iɬ԰(xÓe£K’zñ>Û¸ÍÙ}ø¸òN¨ lQEö! )8ÊM°W0ù-õ[-6O!Vé ¨°Mÿ£M¿®ñºâ³sÇý²ësVàCêÚhR $l:# mÛ´49éç7_ì$Z ÕPc´IVñïEnÚº
ßn¤º¿ñß²ÂCö+ô2)jÅK!f!ÀÀö§f«í5{&GÝ©û×¾Ù
b§£òÍ«¯=ð¡òÍ5Õºp¾u”ÕMÝ, ¶_ryÉ#´oÍDÛûÖR²åXÚfÃq}ác¿z¤/açsøæor’|Æ,y-óΨÆgs°àãwu!X öêk@yL*äÖ+7:44N©£TäB×07Îé?#ФDÂ%õÎ7·5é>47®±;`UÕÔ1áV¬â©·iQ¯â£9YX_u¹=þE,>qµÍåÙsV÷:ôç:R¤õÛÛÿÅ÷
endstream
endobj
18 0 obj
>
>>
/MediaBox [0 0 595 842]
/Contents 19 0 R
>>
endobj
19 0 obj
>
stream
x^ÝKoëºÞçWd] ._(àÀ,º»Àº(ºl»j{ÿÿ¢”93ü¢lv7ÅÁAbYÎ{¾Rùýå÷÷_/þ²¯Ö½þúçyMÿþø×9ë}þh_c8óë²N§ùõ׿_þöÃãÏýõ¿^~ûOá”SOӼبÈL+·äæâ«õ§9¾þñ¿þéå?÷ÃDØE¡ûÜúé4=Êì-ÕºDz½FÈÎyíeq’ïóç· ~ÑÏç7ÃrvéË?èjbä-Ö§åså¶÷>ÝOvnøüÙ&~ÂçùÍ
t!Õkáï}ûºò6>íZ¢»ü
îÚØv¾Î¸ÿä±)HZi
H:Í’wÕü½I®0@i
I,MiÛÿõ¬4_èãfôy6ú(ûÕÂÍÕlð)Ôr]Ü&E*pÌbÃößî©M7©9Â5µ1¾¬q;ÆGf×¢Ò髨sú@>ÎSVº|è§k9^lXå6bkI>h¥íÙãýæ²Ò3ïìüU_lI²ôÅ%¯Ñò.˲1KñfùôáÌlÏ^.úy·gqÓ]Òrï9líkW§ëËZ~yÐ@&¿)%
È_kñ¯Ëe/gæBT¶ùÊ©QRä²Ù9ÉϬd¶ÖaXnËFQ)ãBmlú8?om¬æm)ÜUÈ^¸ÞCgÎi5$}I”ójómÄÑôXÑÔÆø”U¤Üd!6çê즷KJrÉ}cYI5`J×rÞbîæs%NgXwøíuú%îÍRbªB»8¾|#òçF¥è=Ã=Èmé+rt[Em/v[$õäÚ’îë=mÝS®näUnëa¶Ô(îkÔ ýÎ{¥¼ÏX¢!)|XO!-íàw¶HRkÕðz@|y”ûöÉĵÜÂoZScÀá·~Ú_~H*µLÅÏ÷¡×&׬ø{ßÇNcu[gÏ+n§NÇy©
VÌa¯Ã.lÊwì·óPrO=o¨(êàI^¾Õµ|¶êûgi¸½ãe.±7èI|çCê~F P`¦¢6Æ&JZΧ-î¯òm)ªØê§ø SUyÒB`öæv!d{yÉíÜSÏõA¯Cbc±Ó%U²Q!øÔVLÉ8õ·i®1ßg52&â;)ߤs
BNãk|ÂÚdMvËN¡¨ñÅ^¤þ’}¹¸|ËÜádÿ´3ÂÍ&oFÆ1|¿ØuZ^eÖõdv_nq?Pâ ~.HHóð|Ì£÷gØÁÇxÚ°Ýóäë½q¢4·³Î9
f°ìm0¼KÚÖLÓÎûciGSãÒ”åB ÅS^éé^Ã;>ãyNG7j “±}ïFïýtr[Ë÷n0MËz²Wýè6%ëL&5û«µì¾Uµl09óT߯$âRþë!¥-{ëñAÎIñ
píJh@ÊíéS#¤yïÑÞ¦çX4©$Ý]¡~J·4Ú¬ßbÅM`ØfÿûáØñ!¦Joñ2A9lBnKßI3âÑ´P¶Ìhô
Z¸àÄ»Äû2 ÒlC{j´±¹ Ó¹X?o wí[M/a9I]ÙÒÀÌv@åñ!õJÑÔâiAk1Ò¤ä¼bl@ÕO»iñôU3ï|q
[bþí̺}.ÍêâRÄÿäAúĹªp±µî%sV?”Bï»
¢©Û3’ñusfýÌ|D o *µz^ð£{[¤ ߬¯Ú$3öK¾Tfg_%-^@]¶Øã/ÓcÑ}Æàµnn7}§½/Ú¶
Ñ”Y{äØd¹ü¥IÐ×=ÞøIc¶ê5”)ÃñÃ8K²ô«rá(vJ¥Us6sÀac¸uJüyVY«åÃÃn+ÚPVkÆHåF¸!Ê8ÍÔ£;ë©F´BÆhmÙ&ELݤ$³Ë¥^ݹaÈw7/&ÏIìÓH®¡èRt;
±úVXcÚ?lÔN$uâ!ðF$TÅ ¨M× qv=°·eqi¦eÄc:CÌãü:È”¾STo[ùÈYáÍN¶ ɤRCJ:æÌú Í VN6ǨµHyÁG]F½õ¤S¼ú :l(
¢ß5omïzó~&’f`ŧÓ2¤²â}ñËòWM´Dª-¹/9M¨ZÁOµÆQ×rÆÃØ4̹¯`s«ÄÚè’å󳫸«°y`R/¦öË
û:ó+¦Ä)B
c°ëBw’¸æ9$N·èç k¿/òT»Wr.]ò+I±
 Æýcʧ{£Ò¥ÚX&W÷Úìï?ÊÝG¾ràx
ÃN
/ÉqÂÉ HF>&¡ *]ák¬ÉDÅÿ¾YÈ~®÷ È7»puÉdnX§Z¦SQ,5
¾¤RhÇ6¨O%ñkáN=chÄ:PsãÖö«¦¦åù÷«Om$ª|ÙÎÆ’oSb
¤¤Id¦}>ÉRl?ñÖû!Iû5`1 ¨7ùý
-è·dÏìIyÍKMQ5r”ÝEêɸç^é OwW_=Øãh8tæ&]
+¥¸)£í~07¢¨#Á³õfÊ÷v#é´_Øë° #¡G[Ò8ѹ&A®ËÌQc$`ÚÇZïC@Oqg|1é°ÀHwÒ:ôÑ©¦è³âµr;Ìȵê¿QÈá½hó°ZíÄq¾Òx¾Ó±
n»ð´Ñ¯|MÁ×§Î#lVÔÎb1úþ*úÌIsªï¶ÚT±t 8Iæ¹Y3ïLh Ìçp̤[8PæBÞWNÎB>Φ¤Ü
ó«»jMÙSDPh×@’Öäêï
ù’+¯|ëò!V %o¡¡°Z²àà(½ëcQ²«’Òyö¶å¼ÝÇpft7Ñ
Fmýø_Áñ(ó§áä»zS1¿zës£”ï ZóHVftìûs:/ò1£Ób¢µÇKD&½ë ,â~É·]߰خťÏ6ûÙÏÓ##»ÌGmý¥ZEñ~|ûÞkªcêGÙå ä*ÒY (Ë?m°J*(s3,¼ ÞÌjüÃ#Mï,¼ÔµÎD&¯ñí;cý¬)«G½5$iÇ>; ªÏÝÄûVùÚ`AõvI’Þ³n4»Mk*ª;ѬF1ͤâ¨A¬=KÎT¹«Ôl§æÐIyà8yaÝdâðáÖÜjðgÊßIAÓ5Ùa³¤|IåVOkÌècÔTÞ²Qáâ
‘ûîßÊ`J!k FÖ£ÿöÒeë´§gf{t÷Ë6â²dÓi´F¤DR
Üäe0õ¹´òn¬º!iÿZkC¬>§
ɶoQ¡à[ödQ¶æ8mÝ¿QoXó;KשQéçÍÛgÌâüvÀ@pèéuÎU½Âñ:ÛæÒH2i«!ºìÉ´ÙR6ä;¸púsÝÊÙ
A>¨²æÛ[5óI¸ý¢$#¬ôNã=|rb
1m+WxÌ©¦E? D]Êgê_rÐlk
«,0¯¹éY_E¸+Þ¥zÈri¦pBt} >~HhoC»QnÃ
çö>Rt¶;v Á³Ø|xÖf^ÜF£Â´Q²$wDpP,o*W@;C3覽%zÛQF
#+Î!mµãúwÑfì¡x;
cËSÏmM[K¨µd¶QåTâ~ó»uçèÕ1£”BNب{±ôð
pO]ö ®É×ݧ}9ý`1¬gò`9Ó¸ªît(®DcË~ô7óO5
fÁ”Ã_(ÈìGÅUÈXºjkuwr2£ñ #¹&ì5$XHæó«tR_³=p1»³]·H2À ¹Ui”}%·òf_r¡¢8ÁÁ7ç½µ¢»ÿÀ¦YÓ’øx_µÓ5 ×°¬Ç3y1Dmu»ÖDB$×}s±3 øDÉ6u.wåý”µyØ5¿ù¦½¯-rOlÿ-&«^x,GþèU²dÛtÂBRV”æf²¤Ót¨#í8¢B÷+á,[g(ìðyRS ¾=wÎËG¬ÙFú½Ï>¡ðÙeNçø[ïcæøÅ
ÚiôMgøQD±kÀ,EåPÃlØ=vRã«dÏê-Jö«¾åÅiOïSë¢Õ>ΪªçL¬ønNG@Uy 3¤7*sÚ¡5Àí NI7=c{ÆÎæT÷²ÛyU8𥶦÷oÁÑG;ç=0¡’ÚÙEUÝ` ã¶E¼t»+¼Øá0¢ø`ó´_k¾Ä²À¼úírѪÑc¾¼ã²ó×£S×GDcôQ³ÝìÓÀ
»(/ßvóÑ)ÝÈ«ÕóCï Yo®×âVftÞ°ßõñA¿fï8%´GÚÌÛø¯nêw,3:]UXÕ7:EËp`²ãò~ðÀ:Z5U 4{µ¯¨¥N¥ÿÿÒ%fI{?L[SzgN´ºy½æ”ö°»G’hg”QtG
7L9a|ÑP$}TØwÈñzùÁÇ_±«»Ñ1Lä¢%sKÙEÚvÙÎÖk§[%ØØ2ì¡
Îw°nÆàt4/ÍaYm³¨òM%ûá맦¯¹»%)6cÞ|7n¿ê²W%Y¤´f%P0#àM
@9äif”Ýñºvi¥Â§~~Î/CÑÛF¸ÆæÐÎ7
?ê v/ºuÒ¹òÚn§Ï·§#~ï?£¼EõÇ÷19ÖE0ÑnزCR¡_·LÛ#óÒ
²¸yËÜ.hiE¢TÓz/vUM4ûe9ÉEµÅ,Èäý=tTø ÆÐ4ªmÞ4EÝ?ãðÔðèõ°H÷+”ÚC{&¯i³Ñ%*®=
ß5ã×M
ÖÎý¥tàfâÿp½6ãæ·w9Ä7Bfѧòç1q’Z¿½ü®·
endstream
endobj
29 0 obj
>
>>
/MediaBox [0 0 595 842]
/Contents 30 0 R
>>
endobj
30 0 obj
>
stream
x^µI춾ϯsQHÚ CÀôÏ!7È!È1É)ìÿ¸Tñ«”ÕÚ0yÝMµoÔïo¿¿Ý~¾ýõÛ¾[÷þóßoæ=ü÷ÇÞL·,ËÜÇö}öÝ2¾OËÐï?ÿûö_1ýúÏ÷{ûõçÛoOAéçÎ_ 2ø±ÄÅ.Ì0¸´$þ1ßmßóûÿzûû_ÞþwlríÌ]
Источник
Психопатология — это раздел психиатрии, цель которого — изучение общих закономерностей и природы психических расстройств. Поскольку общая психопатология является разделом учения о заболеваниях человека, здесь адекватна терминология, используемая в общей медицине: симптом, синдром, смена синдромов.
Отношение к психопатологии представителей различных психиатрических направлений как в прошлом, так и в настоящем различно. Ряд исследователей, как и K.Jaspers, считают общую психопатологию теорией психиатрии, в то время как задачей частной психиатрии, по их мнению, является решение чисто практических задач. Отечественные же психиатры — С.С.Корсаков, В.П.Осипов, А.В.Снежневский достижения общей психопатологии всегда тесно связывали с возможностью решения основных проблем клинической психиатрии. J.Glatzel и некоторые его последователи полагают, что классическая психопатология K.Jaspers и представителей Гейдельбергской школы (H.W.Gruhle, K.Schneider, W.Mayer-Gross) несовершенна, так как она игнорирует достижения психологии, социологии, антропологии. J.Glatzel считает общую психопатологию независимой наукой и утверждает, что она должна заниматься поисками сущности психических нарушений независимо от требований клиники. Именно так следует понимать J.Glatzel (1978), который выделяет “специальную” психопатологию (это понятие совпадает с понятием общей психопатологии в традиционном смысле этих слов) и “нозологическую” психопатологию, ставящую своей целью изучение психопатологических синдромов, характерных для отдельных нозологических форм.
Исследование психического состояния, т.е. оценка психопатологической картины, представляет собой сложный процесс — от оценки явных признаков до познания сущности расстройства, которое не может быть воспринято непосредственно, а определяется в результате наблюдения и обобщения признаков и построения на этой основе логического вывода. Выделение отдельного признака — симптома — является также многоступенчатым процессом, в котором существенное место занимает объединение его с другими близкими по своей внутренней структуре признаками. В связи с этим необходимо рассмотреть соотношение понятий “симптом” и “синдром”.
Основная единица общей психопатологии — синдром — закономерное сочетание отдельных симптомов, представляющий собой своеобразную интеграцию предшествовавшего течения заболевания и содержащий признаки, позволяющие судить о дальнейшей динамике состояния и заболевании в целом. Отдельный симптом не может, несмотря на свою значимость, считаться психопатологической единицей, так как он приобретает значение только в совокупности и взаимосвязи с остальными симптомами — в симптомокомплексе, или в синдроме [Kraft-Ebing R., 1897].
Опора на факт закономерной смены синдромов — обязательное условие преодоления диагностической неопределенности при установлении диагноза психического заболевания.
Одним из существенных вопросов общей психопатологии является вопрос нозологической специфичности синдромов. Изучение этой проблемы привело большинство исследователей к выводу о неспецифическом характере большинства психопатологических синдромов. Вместе с тем психиатрическая практика показывает, что каждый синдром наряду с общими неспецифическими для нозологической формы особенностями содержит и черты нозологической специфичности, отражающейся прежде всего в его структуре. Следует заметить, что установление нозологических особенностей того или иного синдрома представляет значительные трудности, что связано с большой вариабельностью одного и того же состояния в течение заболевания. Все это позволяет сформулировать несколько основных положений о значении общей синдромологии в психиатрии.
Для психических заболеваний характерна определенная смена психопатологических синдромов в течении болезни. Поэтому изучение их последовательного развития позволяет судить не только о нозологической принадлежности соответствующих расстройств, но и о прогредиентности или регредиентности заболевания. В некоторых случаях смена синдромов помогает определить локализацию патологического процесса. Это касается в первую очередь атрофических процессов в головном мозге в позднем возрасте. Так, при болезни Пика инициальный период болезни может не иметь нозологической специфичности, но развитие в дальнейшем соответствующих психопатологических синдромов позволяет установить свойственную этому заболеванию лобную или лобно-височную локализацию атрофического процесса.
И, наконец, изучение структуры и смены синдромов необходимо для оценки эффективности терапевтических воздействий. Например, для современных психофармакологических препаратов характерно действие на определенные психопатологические синдромы. Поэтому недостаточно четкое определение синдрома при проведении психофармакологических исследований свидетельствует о серьезных пробелах в процессе испытания психофармакологических средств.
Кроме того, известно, что изучение патогенеза заболевания и его биологических констант также возможно только при четкой идентификации психопатологических синдромов и нозологической формы болезни. Хорошим примером в этом отношении могут служить исследования периодической кататонии, проведенные L.Gjessing (1939, 1969, 1974), а также результаты исследований различных форм шизофрении, полученные в лабораториях Научного центра психического здоровья РАМН [Вартанян М.Е., 1968; Снежневский А.В., Вартанян М.Е., 1970; Вартанян М.Е., 1972; Снежневский А.В., 1976; Вартанян ME. и др., 1978].
Психопатологическая структура синдрома определяется в первую очередь заболеванием, в клинической картине которого он развивается. Вместе с тем имеется ряд факторов, которые могут видоизменять синдром.
Структуру синдрома в значительной степени определяет возраст больного. Для разных возрастных категорий характерны определенные виды психопатологических расстройств: для детского возраста — синдромы, в структуру которых входят особые виды страхов и бредоподобные фантазии, для пубертатного периода — крайняя незавершенность и полиморфизм синдромов, в позднем возрасте встречаются типичные бредовые синдромы (с бредом ущерба и т.п.). Имеются возрастные особенности синдромов при экзогенных типах реакций: в младенчестве основной формой реакции на вредный фактор является судорожный синдром, в детском возрасте — эпилептиформные состояния, в зрелом возрасте — вербальный галлюциноз, делирий, в старческом — абортивные виды делириозных состояний.
Нередко изменяют картину заболеваний и предшествующие вредности. Так, дебют эндогенного психоза на фоне соматического или инфекционного заболевания может проявляться синдромами, в структуру которых входят элементы экзогенных реакций, а эндогенное заболевание, возникшее вслед за тяжелой психогенией, вначале может проявляться синдромами личностных расстройств (психопатоподобными и др.).
Предшествующее же течение заболевания и возникающие в процессе его развития изменения личности нередко “деформируют структуру” синдрома, делая его атипичным.
Наследственность и преморбидные свойства личности и организма в целом еще более значимо влияют на синдромологию.
Довольно сложен вопрос о классификации психопатологических синдромов. Наиболее адекватным представляется подразделение психических нарушений на группы (регистры), каждая из которых отличается различной глубиной поражения психической деятельности. Клинически принято выделять неврозоподобные, психопатоподобные, аффективные, галлюцинаторно-параноидные и кататонические синдромы. Более легкими из них представляются неврозоподобные расстройства, тяжелыми — галлюцинаторно-параноидные и кататонические.
Степень нозологической специфичности синдромов различна. Так, астенические и неврозоподобные расстройства отличаются малой степенью специфичности, а судорожный синдром и мнестические расстройства — большей специфичностью и свойственны сравнительно меньшему числу заболеваний (эпилепсии, органическим поражениям головного мозга). Вместе с тем достаточно специфические синдромы, например астенический, в картине различных заболеваний могут проявляться различно, имея оттенок той или иной нозологии. Например, синдром астении при экзогенных типах реакций (симптоматических психозах) существенным образом отличается от астении при органических заболеваниях головного мозга или шизофрении.
В настоящее время большое значение в синдромологии придается взаимосвязи позитивных и негативных расстройств в структуре синдрома. Но этот вопрос не изучен полностью. Так, существовавшее в прошлом четкое разграничение между позитивными и негативными расстройствами сейчас считается относительным, и их реципрокность отмечается далеко не всегда. Например, экспансивный бред величия и богатства, оценивающийся как позитивный психопатологический симптом, является одновременно свидетельством глубоких негативных расстройств, поэтому эти состояния идентифицируются с понятием “паралитическое слабоумие”.
Близка к проблеме влияния различных факторов на структуру синдрома и проблема патоморфоза психопатологических синдромов. Речь идет прежде всего о видоизменении психопатологической структуры под воздействием широкого спектра психофармакологических лечебных препаратов.
Общая особенность их влияния состоит в том, что психофармакологические средства устраняют или ослабляют расстройства, относящиеся к наиболее тяжелым регистрам. В этих случаях на первый план в структуре синдрома выступают более легкие (невротические, психопатоподобные, аффективные) расстройства.
Таким образом, одной из задач общей психопатологии наряду с изучением структуры и динамики синдромов продолжает оставаться исследование причин, обусловливающих их развитие и видоизменение под влиянием различных факторов.
Далее излагаются отдельные синдромы в последовательности от состояний более легкого регистра к более тяжелым и глубоким расстройствам психической деятельности.
Источник