Понятие о симптомах и синдромах психического расстройства

Симптом–
строго фиксированное по форме описание
патологического признака, соотнесенного
с определенной патологией. Это –
терминологическое обозначение
патологического признака. Специфическими
для психиатрии являются психопатологические
симптомы, которые делятся на:
а)
продуктивные
(позитивные)
– обозначают привнесение чего-то нового
в психику в результате болезненного
процесса (галлюцинации, бред, кататонические
расстройства).
б)
негативные
– включают признаки обратимого или
стойкого ущерба, изъяна, дефекта
вследствие того или иного болезненного
психического процесса (амнезия, абулия,
апатия и т.п.).
Позитивные
и негативные симптомы в клинической
картине болезни проявляются в единстве,
сочетании и имеют, как правило, обратно
пропорциональное соотношение: чем более
выражены негативные симптомы, тем
меньше, беднее и фрагментарнее –
позитивные.
Симптомокомплекс
– совокупность всех симптомов, выявленных
в процессе обследования конкретного
больного.
Синдром
– закономерное сочетание симптомов,
которые связаны между собой единым
патогенезом и соотносятся с определенными
нозологическими формами. Синдромы,
также как и симптомы, делятся на
продуктивные и негативные.
Последовательность
продуктивных синдромов в порядке
возрастания их тяжести:
1.
Эмоционально -гиперэстетические
расстройства.
2.
Аффективные (депрессивные и маниакальные).
3.
Невротические (навязчивости, истерические,
ипохондрические).
4.
Паранояльные, вербальный галлюциноз.
5.
Галлюцинаторно-параноидные, парафренные,
кататонические.
6.
Помрачение сознания (делирий, аменция,
сумерки).
7.
Парамнезии.
8.
Судорожные.
9.
Психоорганические.
Последовательность
негативных синдромов в порядке возрастания
их тяжести:
1.
Истощаемость психической деятельности.
2.
Субъективно осознаваемая измененость
«Я».
3.
Объективно определяемая измененность
личности.
4.
Дисгармония личности.
5.
Снижение энергетического потенциала.
6.
Снижение уровня личности.
7.
Регресс личности.
8.
Амнестические расстройства.
9.
Тотальное слабоумие.
10.
Психический маразм.
Биопсихосоциальная
сущность человека придает психической
болезни признаки биосоциальности. В
связи с этим разделяют психопатологические
синдромы по критериям дезорганизации
психической деятельности и социальной
дезадаптации на
а)
психотические
расстройства (психозы)
– характеризуются грубой дезорганизацией
психики, исчезновением критики,
исчезновением или значительным снижением
способности произвольно руководить
своими действиями.
б)
непсихотические
(пограничные, невротические)
расстройства – характеризуются
адекватностью психических реакций
реальности по содержанию, но не
соответствием по силе, длительности и
т.п., сохранением критичности, нередко
утрированной, ограничением способности
регулировать свое поведение в соответствии
с законами психологии и реально
сложившейся ситуацией.
Условно
в психической деятельности выделяют
сферы – восприятие, память, эмоции,
воля, мышление, интеллект, сознание. При
выделении отдельных симптомов, их
относят к определенным сферам психической
деятельности. Синдромы могут наблюдаться
как внутри одной сферы, так и в нескольких
сферах психики.
Диагностическое
и терапевтическое значение симптомов
и синдромов:
–
клинически наиболее значимы синдромы,
состоящие из сочетания определенных
симптомов, именно они являются основной
единицей психопатологии; отдельный
симптом, несмотря на свою значимость,
приобретает клиническое значение только
в совокупности и взаимосвязи с остальными
симптомами
–
синдромальный подход положен в основу
классификации МКБ-10
–
синдромальный подход позволяет
ориентироваться во всем разнообразии
психических заболеваний, разрабатывать
для каждого заболевания конкретные
диагностические критерии и подходы к
лечению
–
т.к. для психических заболеваний
характерна определенная смена синдромов
в течении болезни, по ней можно судить
о динамике заболевания
–
изучение структуры и смены синдромов
дает возможность оценить эффективность
терапии, т.к. современные психофармокологические
препараты действуют на определенные
синдромы
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
Ïîíÿòèå î ñèìïòîìàõ è ñèíäðîìàõ ïñèõè÷åñêèõ çàáîëåâàíèé
Êàê óêàçûâàëîñü ðàíåå, ïñèõèàòðèÿ ðàçäåëÿåòñÿ íà äâà îñíîâíûõ ðàçäåëà îáùóþ ïñèõîïàòîëîãèþ è ÷àñòíóþ ïñèõèàòðèþ.
×àñòíàÿ ïñèõèàòðèÿ èçó÷àåò îòäåëüíûå ïñèõè÷åñêèå çàáîëåâàíèÿ, èõ êëèíè÷åñêèå ïðîÿâëåíèÿ, ïðè÷èíû, ìåõàíèçìû ðàçâèòèÿ, äèàãíîñòèêó è ëå÷åíèå.
Îáùàÿ ïñèõîïàòîëîãèÿ ýòî ðàçäåë ïñèõèàòðèè, öåëü êîòîðîãî èçó÷åíèå îáùèõ çàêîíîìåðíîñòåé è ïðèðîäû ïñèõè÷åñêèõ ðàññòðîéñòâ. Îáùàÿ ïñèõîïàòîëîãèÿ èçó÷àåò îòäåëüíûå ñèìïòîìû è ñèìïòîìîêîìïëåêñû, èëè ñèíäðîìû, êîòîðûå ìîãóò íàáëþäàòüñÿ ïðè ðàçíûõ ïñèõè÷åñêèõ çàáîëåâàíèÿõ. Åå ïðåäìåò âûäåëåíèå è èçó÷åíèå äèàãíîñòè÷åñêîãî çíà÷åíèÿ îòäåëüíûõ ïðèçíàêîâ è èõ ñâÿçè ñ ïàòîëîãèåé. Îïèñàíèå è îáîçíà÷åíèå ïàòîëîãè÷åñêèõ ïðèçíàêîâ îñóùåñòâëÿåòñÿ ñ ïîìîùüþ ñèñòåìû ñèìïòîìîâ.
Ñèìïòîì àáñòðàêòíîå ïîíÿòèå (ðåçóëüòàò âðà÷åáíîãî ñóæäåíèÿ èëè óìîçàêëþ÷åíèÿ), îáîçíà÷àþùåå ñòðîãî ôèêñèðîâàííîå ïî ôîðìå îïèñàíèå ïðèçíàêà, ñîîòíåñåííîãî ñ îïðåäåëåííîé ïàòîëîãèåé. Ýòî òåðìèíîëîãè÷åñêîå îáîçíà÷åíèå ïàòîëîãè÷åñêîãî ïðèçíàêà. Íå êàæäûé ïðèçíàê ÿâëÿåòñÿ ñèìïòîìîì, à òîëüêî íàçâàííûé ïðè óñòàíîâëåíèè åãî ïðè÷èííî-ñëåäñòâåííîé ñâÿçè ñ ïàòîëîãèåé.
Âûÿâëåíèå ñèìïòîìîâ â áîëüøèíñòâå ñëó÷àåâ ïîçâîëÿåò ëèøü êîíñòàòèðîâàòü ôàêò íàëè÷èÿ áîëåçíè âîîáùå è îòíåñòè åå ê òîé èëè èíîé îòðàñëè ìåäèöèíû, òàê êàê êàæäàÿ êëèíè÷åñêàÿ íàóêà èìååò èõ îñîáûé íàáîð. Ñïåöèôè÷åñêèìè äëÿ ïñèõèàòðèè ÿâëÿþòñÿ ïñèõîïàòîëîãè÷åñêèå ñèìïòîìû. Îíè äåëÿòñÿ íà ïîçèòèâíûå è íåãàòèâíûå.
Ïîçèòèâíûå îáîçíà÷àþò ïðèçíàêè ïàòîëîãè÷åñêîé ïðîäóêöèè (âíîâü âîçíèêàþùèå äåçàäàïòèâíûå ïðèçíàêè) ïñèõè÷åñêîé äåÿòåëüíîñòè (ñåíåñòîïàòèè, ãàëëþöèíàöèè, áðåä, òîñêà, ñòðàõ, òðåâîãà, ýéôîðèÿ, ïñèõîìîòîðíîå âîçáóæäåíèå è ò. ä.).
Íåãàòèâíûå âêëþ÷àþò ïðèçíàêè îáðàòèìîãî èëè ñòîéêîãî, ïðîãðåññèðóþùåãî, ñòàöèîíàðíîãî èëè ðåãðåññèðóþùåãî óùåðáà, âûïàäåíèÿ, èçúÿíà, äåôåêòà òîãî èëè èíîãî ïñèõè÷åñêîãî ïðîöåññà (ãèïîìíåçèÿ, àìíåçèÿ, ãèïîáóëèÿ, àáóëèÿ, àïàòèÿ è ò. ï.).
Ïîçèòèâíûå è íåãàòèâíûå ñèìïòîìû â êëèíè÷åñêîé êàðòèíå áîëåçíè âûñòóïàþò â åäèíñòâå, ñî÷åòàíèè è èìåþò, êàê ïðàâèëî, îáðàòíî ïðîïîðöèîíàëüíîå ñîîòíîøåíèå: ÷åì áîëåå âûðàæåíû íåãàòèâíûå ñèìïòîìû, òåì ìåíåå, áåäíåå è ôðàãìåíòàðíåå ïîçèòèâíûå.
Ôåíîìåí áîëåçíè ïðîÿâëÿåòñÿ íå åäèíè÷íûì ïðèçíàêîì è ñèìïòîìîì, à èõ íàáîðîì. Ñòðóêòóðà è õàðàêòåðèñòèêè ïîñëåäíåãî çàâèñÿò îò ðîäà çàáîëåâàíèÿ (ýêçî-, ýíäî-, ïñèõî è ñîìàòîãåííîå ïðîèñõîæäåíèå èëè èõ ñî÷åòàíèå), õàðàêòåðà ïîâðåæäåíèÿ (âîñïàëåíèå, èíòîêñèêàöèÿ, äåãåíåðàöèÿ è ò. ä.), îñîáåííîñòåé íåéðîãóìîðàëüíûõ ìåõàíèçìîâ, ñâÿçàííûõ ñ ôîðìèðîâàíèåì êîìïëåêñà ïðèçíàêîâ áîëåçíè è ò. ä.
Ñîâîêóïíîñòü âñåõ ñèìïòîìîâ, âûÿâëåííûõ â ïðîöåññå îáñëåäîâàíèÿ êîíêðåòíîãî áîëüíîãî, îáðàçóåò ñèìïòîìîêîìïëåêñ. Âûäåëåíèå åãî ñëåäóþùèé, áîëåå âûñîêèé ïî ñðàâíåíèþ ñ îïðåäåëåíèåì ñèìïòîìîâ óðîâåíü ïîçíàíèÿ áîëåçíè. Íî è ýòîò óðîâåíü åùå äàëåêî íå äîñòàòî÷åí äëÿ îïðåäåëåíèÿ áîëåçíè, òàê êàê íàáîð ñèìïòîìîâ ìîæåò áûòü îáóñëîâëåí ðàçíîîáðàçíûìè ôàêòîðàìè (ïàòîãåíåòè÷åñêèìè, êîíñòèòóöèîíàëüíî-èíäèâèäóàëüíûìè, ñîöèàëüíûìè, ìîäèôèöèðóþùèìè è ïðî÷.).
Ñèìïòîìîêîìïëåêñ îòðàæàåò ðåàëüíóþ êàðòèíó áîëåçíè íà ìîìåíò îáñëåäîâàíèÿ è ÿâëÿåòñÿ êîíêðåòíûì ïðîÿâëåíèåì èìåþùåéñÿ ó áîëüíîãî ñîâîêóïíîé ïàòîëîãèè.  íåì âûäåëÿåòñÿ ðÿä çàêîíîìåðíî ñî÷åòàþùèõñÿ äðóã ñ äðóãîì ñèìïòîìîâ, îáðàçóþùèõ ñèíäðîì.
Ñèíäðîì óñòîé÷èâûå çàêîíîìåðíûå ñî÷åòàíèÿ ñèìïòîìîâ, êîòîðûå ñâÿçàíû ìåæäó ñîáîé åäèíûì ïàòîãåíåçîì è ñîîòíîñÿòñÿ ñ îïðåäåëåííûìè íîçîëîãè÷åñêèìè ôîðìàìè. Îïðåäåëåíèå ñèìïòîìîêîìïëåêñà ïðîèñõîäèò ïðè íåïîñðåäñòâåííîì âîñïðèÿòèè êîíêðåòíîé ïàòîëîãèè. Ñèìïòîìîêîìïëåêñ ìîæåò íå ñîâïàäàòü ïî êîëè÷åñòâó ñèìïòîìîâ ñ ñèíäðîìîì, âêëþ÷àòü ñèìïòîìû, íå âõîäÿùèå ïîêà íè â îäèí ñèíäðîì, à òàêæå ïðåäñòàâëÿòü ñîáîé ñî÷åòàíèå íåñêîëüêèõ ñèíäðîìîâ (ïñèõîïàòîëîãè÷åñêèõ, âåãåòîâèñöåðàëüíûõ, íåâðîëîãè÷åñêèõ, ñîìàòè÷åñêèõ).
Èññëåäîâàíèå ïñèõè÷åñêîãî ñîñòîÿíèÿ, ò. å. îöåíêà ïñèõîïàòîëîãè÷åñêîé êàðòèíû, ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé ñëîæíûé ïðîöåññ îò îöåíêè ÿâíûõ ïðèçíàêîâ äî ïîçíàíèÿ ñóùíîñòè ðàññòðîéñòâà, êîòîðîå íå ìîæåò áûòü âîñïðèíÿòî íåïîñðåäñòâåííî, à îïðåäåëÿåòñÿ â ðåçóëüòàòå íàáëþäåíèÿ è îáîáùåíèÿ ïðèçíàêîâ è ïîñòðîåíèÿ íà ýòîé îñíîâå ëîãè÷åñêîãî âûâîäà. Âûäåëåíèå îòäåëüíîãî ïðèçíàêà ñèìïòîìà ÿâëÿåòñÿ òàêæå ìíîãîñòóïåí÷àòûì ïðîöåññîì, â êîòîðîì ñóùåñòâåííîå ìåñòî çàíèìàåò îáúåäèíåíèå åãî ñ äðóãèìè áëèçêèìè ïî ñâîåé âíóòðåííåé ñòðóêòóðå ïðèçíàêàìè. Îñíîâíàÿ åäèíèöà îáùåé ïñèõîïàòîëîãèè ñèíäðîì çàêîíîìåðíîå ñî÷åòàíèå îòäåëüíûõ ñèìïòîìîâ, ïðåäñòàâëÿþùåå ñîáîé ñâîåîáðàçíóþ èíòåãðàöèþ ïðåäøåñòâîâàâøåãî òå÷åíèÿ çàáîëåâàíèÿ è ñîäåðæàùåå ïðèçíàêè, ïîçâîëÿþùèå ñóäèòü î äàëüíåéøåé äèíàìèêå ñîñòîÿíèÿ è çàáîëåâàíèè â öåëîì. Îòäåëüíûé ñèìïòîì íå ìîæåò, íåñìîòðÿ íà ñâîþ çíà÷èìîñòü, ñ÷èòàòüñÿ ïñèõîïàòîëîãè÷åñêîé åäèíèöåé, òàê êàê îí ïðèîáðåòàåò çíà÷åíèå òîëüêî â ñîâîêóïíîñòè è âçàèìîñâÿçè ñ îñòàëüíûìè ñèìïòîìàìè â ñèìïòîìîêîìïëåêñå èëè â ñèíäðîìå.
Ñîâîêóïíîñòü ñèìïòîìîâ è ñèíäðîìîâ, íàáëþäàåìûõ â äèíàìèêå, ñêëàäûâàåòñÿ â êëèíè÷åñêóþ êàðòèíó çàáîëåâàíèÿ, êîòîðàÿ, ñ ó÷åòîì ýòèîëîãèè (ïðè÷èí), òå÷åíèÿ, èñõîäà è ïàòîëîãè÷åñêîé àíàòîìèè îáðàçóåò îòäåëüíûå íîçîëîãè÷åñêèå åäèíèöû áîëåçíåé.
Íàðóøåíèÿ ïñèõèêè áîëüíîãî ÷åëîâåêà ìîãóò çàòðàãèâàòü ïðîöåññû âîñïðèÿòèÿ, ìûøëåíèÿ, âîëè, ïàìÿòè, ñîçíàíèÿ, âëå÷åíèé, ýìîöèé. Ýòè íàðóøåíèÿ âñòðå÷àþòñÿ ó áîëüíûõ â ðàçëè÷íûõ ñî÷åòàíèÿõ è òîëüêî êîìïëåêñíî.
Источник
В современном мире у людей достаточно часто встречаются психические расстройства. Причём проблема эта имеет не только медицинский, но и социальный характер. Ведь никто не застрахован от неадекватного поведения рядом находящегося человека с психической аномалией, который на первый взгляд, ничем не отличается от остальных.
Причины появления психических нарушений
Специалисты пока не могут до конца установить: почему у некоторых людей вдруг возникают расстройства психики. Но факторы их вызывающие, они разделяют на эндогенные (внутренние) и экзогенные (внешние).
Наследственная предрасположенность человека к психическим нарушениям является биологической причиной. Иногда перенесённые заболевания поражают некоторые участки головного мозга, что может негативно повлиять на дальнейшее поведение человека.
Однако окружающая среда также вносит свой «вклад» в психическое здоровье людей. Постоянно возрастающий уровень стрессов, прежде всего, затрагивает менее обеспеченные слои общества. Неблагоприятная внешняя обстановка приводит к увеличению случаев психических нарушений у людей, даже не склонных к этому генетически.
Клинический характер психических симптомов
Каким образом проявится определённое психическое отклонение, зависит от его типа. Наиболее частые симптомы: нарушение нормального мышления, эмоциональные и поведенческие изменения у человека. Это сказывается на неадекватной оценке ситуации, своей роли в ней (либо переоценка событий, либо, напротив, полная безучастность).
У людей с нарушенной психикой наблюдается явное отсутствие логического мышления, не прослеживание причинно-следственных связей, и наличие слишком категоричных суждений. Поведение при этом часто не соответствует общепринятым нормам морали.
Существует целый ряд психических заболеваний, которые характеризуются определёнными симптомами.
Депрессивные нарушения
При депрессии у человека наблюдается подавленное состояние, при котором теряется интерес к жизни и способность получать удовольствие. Возникает не оправданное чувство вины, низкая самооценка, нарушается сон и аппетит.
Иногда депрессия вызывается физиологическими причинами, например нарушением работы гормонов, типа серотонина. На развитие этого синдрома оказывают влияние и социальные причины: насаждение культа успеха и благополучия, которым не всегда человек может соответствовать.
Специалисты выделяют в отдельный вид – послеродовую депрессию. Это состояние временное (в лучшем случае), вызванное плохим самочувствием женщины или ребёнка, или психологическими переживаниями при изменении социального статуса.
Как эпизодическая депрессия, так и продолжительная – значительно ухудшает качество жизни человека, и может привести к навязчивым идеям, вплоть до самоубийства.
Шизофрения
Это одно из распространённых и тяжёлых психических расстройств, которые проявляются разнообразно. У людей страдающих данным заболеванием наблюдается искажённое мышление, восприятие действительности, собственной личности.
Симптомы могут проявляться в виде бреда: определённые убеждения ложного характера, которые сохраняются даже при наличии неоспоримых фактов. Иногда возникают галлюцинации: слышится и видится то, чего нет.
Часто такие люди одержимы странными идеями, нелепыми по своей сути, но для них – грандиозными. Такие невротические расстройства влияют на речь и поведение человека.
Медики считают, что шизофрения наследственно обусловлена, и может проявиться при наличии определённых внешних факторов.
Панические атаки
Этот вид расстройства связан с интенсивными приступами страха, которые сопровождаются изменениями физиологического состояния. Наблюдаются такие отклонения, как появление озноба, слишком учащённое сердцебиение, повышение давления, головокружение, одышка, онемение различных частей тела.
Человека преследует чувство неуверенности в том, что он может упасть в обморок или потерять на людях контроль над собой. Такое состояние часто бывает следствием перенесённого стресса, психологического или физического истощения, а также после принятия определённых стимуляторов.
Панические расстройства не обязательно имеют регулярный характер, и проявляются при развитии вторичных страхов.
Маниакальные нарушения
Люди с таким синдромом обычно имеют:
- – завышенную самооценку;
- – слишком выраженную словоохотливость;
- – чрезмерную деловую активность;
- – сниженную потребность во сне;
- – несдержанный полёт мыслей;
- – рассеянность;
- – стремление к рискованным действиям, приводящим к негативным последствиям.
В маниакальном состоянии, человек полон энтузиазма, ведёт себя властно, обычно ярко одевается, говорит почти непрерывно и быстро.
Иногда у пациентов развивается мания их преследования или слежки за ними.
Все эти проявления мешают таким людям заниматься своим основным видом деятельности.
Диссоциативное расстройство
Это заболевание встречается редко, и его путают с шизофренией. Основные признаки: провалы в памяти, нарушения личностной идентичности, что приводит человека к ощущению раздвоенности (или больше) личности.
Человек как бы существует в разных состояниях, причём может быть разный пол, возраст, характер и другие качества. Переключения с одной личности на другую, происходят неожиданно без определённой периодичности.
Часто это может быть следствием психологических травм, полученных в детском или подростковом периоде.
Галлюцинации
Различают слуховые, тактильные и вкусовые.
При слуховых, человек слышит несуществующие голоса, приказы, обращения, разные звуки.
Тактильные сопровождаются ощущениями прикосновений, которых нет; наличием предметов, которые в реальности отсутствуют. Иногда такое состояние подкрепляется и звуковыми галлюцинациями. Часто такие нарушения имеют место у людей, злоупотребляющих алкоголем и принимающих наркотики.
Вкусовые галлюцинации связаны с необъяснимым страхом приёма пищи или её раздражающим запахом.
Галлюцинации, возникающие в детском возрасте, обычно имеют временный характер.
Расстройства пищевого поведения
Основные их проявления: нервная анорексия и булимия, психогенное переедание.
Нервная анорексия выражается в стремлении человека преднамеренно снизить свой вес. Это может привести к необратимой степени худобы, когда нарушается работа внутренних органов.
Нервная булимия сопровождается приступами переедания, последствия которых человек затем пытается устранить, вызывая рвоту или принимая слабительные средства.
Психогенное переедание вызвано не истинным чувством голода, а эмоциональными причинами: усталость, печаль, стресс. Причём количество потребляемой пищи не контролируется сознанием человека.
Деменция
Этот синдром проявляется при старении, когда вместо нормального естественного процесса, происходит деградация способности мыслить. При этом нарушается память, речь, ориентация в пространстве.
Ухудшается контроль над проявлением эмоций, что может привести к нарушениям норм социального поведения.
Развитие этого заболевания иногда является следствием повреждений мозга при инсульте или болезни Альцгеймера.
Какой бы тип психических отклонений не наблюдался у человека – он обязательно нуждается в качественной медицинской помощи, и поддержке близких людей.
Источник
Симптом – абстрактное понятие (результат врачебного суждения или умозаключения), обозначающее строго фиксированное по форме описание признака, соотнесенного с определенной патологией.Это – терминологическое обозначение патологического признака. Не каждый признак является симптомом, а только названный при установлении его причинно-следственной связи с патологией.
Выявление симптомов в большинстве случаев позволяет лишь констатировать факт наличия болезни вообще и отнести ее к той или иной отрасли медицины, так как каждая клиническая наука имеет их особый набор. Специфическими для психиатрии являются психопатологические симптомы. Они делятся на позитивные и негативные.
Позитивные обозначают признаки патологической продукции(вновь возникающие дезадаптивные признаки) психической деятельности (сенестопатии, галлюцинации, бред, тоска, страх, тревога, эйфория, психомоторное возбуждение и т. д.).
Негативные включаютпризнаки обратимого или стойкого, прогрессирующего, стационарного или регрессирующего ущерба, выпадения, изъяна, дефекта того или иного психического процесса (гипомнезия, амнезия, гипобулия, абулия, апатия и т. п.).
Позитивные и негативные симптомы в клинической картине болезни выступают в единстве,сочетании и имеют, как правило, обратно пропорциональное соотношение: чем более выражены негативные симптомы, тем менее, беднее и фрагментарнее – позитивные.
Феномен болезни проявляется не единичным признаком и симптомом, а их набором. Совокупность всех симптомов, выявленных в процессе обследования конкретного больного, образует симптомокомплекс.Выделение его – следующий, более высокий по сравнению с определением симптомов уровень познания болезни. Но и этот уровень еще далеко не достаточен для определения болезни, так как набор симптомов может быть обусловлен разнообразными факторами (патогенетическими, конституционально-индивидуальными, социальными, модифицирующими и проч.).
Симптомокомплекс отражает реальную картину болезни на момент обследования и является конкретным проявлением имеющейся у больного совокупной патологии. В нем выделяется ряд закономерно сочетающихся друг с другом симптомов, образующих синдром.
Синдром – устойчивые закономерные сочетания симптомов, которые связаны между собой единым патогенезом и соотносятся с определенными нозологическими формами.Определение симптомокомплекса происходит при непосредственном восприятии конкретной патологии. Симптомокомплекс может не совпадать по количеству симптомов с синдромом, включать симптомы, не входящие пока ни в один синдром, а также представлять собой сочетание нескольких синдромов.
Исследование психического состояния, т. е. оценка психопатологической картины, представляет собой сложный процесс – от оценки явных признаков до познания сущности расстройства, которое не может быть воспринято непосредственно, а определяется в результате наблюдения и обобщения признаков и построения на этой основе логического вывода. Выделение отдельного признака – симптома – является также многоступенчатым процессом, в котором существенное место занимает объединение его с другими близкими по своей внутренней структуре признаками. Основная единица общей психопатологии – синдром – закономерное сочетание отдельных симптомов, представляющее собой своеобразную интеграцию предшествовавшего течения заболевания и содержащее признаки, позволяющие судить о дальнейшей динамике состояния и заболевании в целом.Отдельный симптом не может считаться психопатологической единицей, так как он приобретает значение только в совокупности и взаимосвязи с остальными симптомами – в симптомокомплексе или в синдроме.
Совокупность симптомов и синдромов, наблюдаемых в динамике, складывается в клиническую картину заболевания, которая,с учетом этиологии (причин), течения, исхода и патологической анатомии образует отдельные нозологические единицы болезней.
Последовательность продуктивных синдромов в порядке возрастания их тяжести:
1. Эмоционально – гиперэстетические расстройства.
2. Аффективные (депрессивные и маниакальные).
3. Невротические (навязчивости, истерические, ипохондрические).
4. Паранояльные, вербальный галлюциноз.
5. Галлюцинаторно-параноидные, парафренные, кататонические.
6. Помрачение сознания (делирий, аменция, сумерки).
7. Парамнезии.
8. Судорожные.
9. Психоорганические.
Последовательность негативных синдромов в порядке возрастания их тяжести:
1. Истощаемость психической деятельности.
2. Субъективно осознаваемая измененость «Я».
3. Объективно определяемая измененность личности.
4. Дисгармония личности.
5. Снижение энергетического потенциала.
6. Снижение уровня личности.
7. Регресс личности.
8. Амнестические расстройства.
9. Тотальное слабоумие.
10. Психический маразм.
Биопсихосоциальная сущность человека придает психической болезни признаки биосоциальности. В связи с этим разделяют психопатологические синдромы по критериям дезорганизации психической деятельности и социальной дезадаптации на:
а) психотические расстройства (психозы)– характеризуются грубой дезорганизацией психики, исчезновением критики, исчезновением или значительным снижением способности произвольно руководить своими действиями.
б) непсихотические (пограничные, невротические) расстройства – характеризуются адекватностью психических реакций реальности по содержанию, но не соответствием по силе, длительности и т.п., сохранением критичности, нередко утрированной, ограничением способности регулировать свое поведение в соответствии с законами психологии и реально сложившейся ситуацией.
Диагностическое и терапевтическое значение симптомов и синдромов:
– клинически наиболее значимы синдромы, состоящие из сочетания определенных симптомов, именно они являются основной единицей психопатологии; отдельный симптом, несмотря на свою значимость, приобретает клиническое значение только в совокупности и взаимосвязи с остальными симптомами
– синдромальный подход положен в основу классификации МКБ-10
– синдромальный подход позволяет ориентироваться во всем разнообразии психических заболеваний, разрабатывать для каждого заболевания конкретные диагностические критерии и подходы к лечению
– т.к. для психических заболеваний характерна определенная смена синдромов в течении болезни, по ней можно судить о динамике заболевания
– изучение структуры и смены синдромов дает возможность оценить эффективность терапии, т.к. современные психофармокологические препараты действуют на определенные синдромы.
Рекомендуемые страницы:
Источник