Понятие признак включает симптом синдром симптомокомплекс

Удивительно, но в эпоху моментального доступа к абсолютно любой информации и глубокой искушённости аудитории – люди продолжают путать термины #симптом и #синдром А, вернее, не понимают разницу между ними. Давайте поставим точку в этом вопросе раз и навсегда.
Симптом – это признак проявления какого-то нездоровья нашего организма. Он может быть специфическим (например, симптом “бабочки”, характерный исключительно для волчанки) или неспецифическим (например, температура – которая характерна и для пневмонии, и для аппендицита, и для туберкулёза, и для интоксикации, и даже для акклиматизации или стресса).
Симптом “бабочки” при Волчанке. Изображение взято из открытых источников.
В любом случае, симптом – это единичный признак проявления нездоровья, который врачу (как единичное проявление болезни) вообще ничего и ни о чём не говорит. Особенно, со слов пациента.
Синдром же – это совокупность не связанных (казалось бы) симптомов, которые характерны для того или иного заболевания (или состояния). Например, интоксикационный синдром включает, на первый взгляд, не связанные друг с другом симптомы:
- Со стороны мозга (ЦНС): слабость, вялость, сонливость, снижение работоспобности, головные боли, потерю ориентации в пространстве, чувство скорой “потери сознания” и т.п.
- Со стороны желудка и кишечника (ЖКТ): снижение аппетита, тошнота, рвота, диарея или наоборот – отсутствие стула (снижение перистальтики)
- Со стороны внутренних органов: тахикардия (повышенное сердцебиение), угнетение функции желудка, повышение функции печени и поджелудочной (или наоборот – угнетение их функции), избыточное потоотделение и т.п.
Совокупность разных симптомов со стороны разных органов и систем (тахикардия, тошнота, температура, потоотделение) позволяет врачу объединить их в единый симптомокомплекс и предположить один или несколько диагнозов.
ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ
Вроде бы, с разницей между симптомом и синдромом разобрались. Но вот какая закавыка.
Многие спрашивают меня, почему одни состояния в медицине называются “болезнью” (например, Болезнь Лайма, Болезнь Рейно, Болезнь Крона или, что на слуху, – Гипертоническая болезнь сердца), а другие – синдромом (например, WPW-синдром, синдром Дауна или синдром Пиквика).
Значит, разъясняю.
Синдром – это совокупность симптомов, имеющих общую этиологию (происхождение) и патогенез (развитие болезни) и относящихся к конкретному состоянию (!) организма. А болезнь – это такое состояние организма, выраженное в нарушении его жизнедеятельности, имеющее склонность к негативной прогрессии, проявляющееся одним или несколькими симптомами.
То есть. “Болезнью” в медицине называется осмысленное от начала и до конца, изученное патологическое состояние, которое динамичное прогрессирует в негативную сторону (без должного лечения), серьёзно нарушает нормальное функционирование жизнедеятельности организма. Иными словами, понятен возбудитель или первопричина, понятно развитие заболевание (патогенез), понятен симптомокомплекс, понятен негативный прогноз без лечения, понятна стратегия лечения, и эта болезнь без лечения угрожает жизнеспособности организма в целом.
А синдром – это явление либо временное, либо не склонное к негативной прогрессии, либо свойственное не одному состоянию (а нескольким), либо особо жизни не угрожающее (то есть, контролируемое или предсказуемое, как в случае генетических заболеваний). Вот почему не болезнь, а синдром: Дауна, Туррета, СРК (“синдром раздражённой кишки”), Марфана, WPW (Вольвга-Паркенсона-Уайта), Жильбера или Пиквика (можете погуглить).
Кстати, эта тема оставляет больше вопросов (даже у самих врачей), чем ответов. Так, в медицинской литературе, встречается, например, как Синдром Рейно, так и Болезнь Рейно. И вразумительного ответа – в чём же разница между синдромом и болезнью, среднестатистический эскулап вам не даст.
Хотите “потроллить” и поставить в ступор вашего участкового терапевта или лечащего врача? Тогда, задайте ему вопрос: “А почему синдром Дауна, а не болезнь Дауна”? Наслаждайтесь реакцией.
Спасибо, что дочитали мою статью до конца. Ставьте лайк, если нашли этот ликбез для для себя полезным. И, подписывайтесь, чтобы не пропустить актуальную информацию о своём здоровье. Берегите себя и своих близких!
Искренне ваш, Доктор Вова
Источник

ТОП 10:
Симптом – начало всех начал в клинической медицине и в психиатрии, в частности. Симптом – это единичный, частный признак нарушения функций организма в общем клиническом проявлении психического заболевания, неблагополучия в психической сфере человека. В первой классификации психических заболеваний Ф.Платера (1537-1614) выделяются «мания», «меланхолия», «каталепсия», «ипохондрия». Уже известный немецкий психиатр К. Крафт-Эбинг писал: «Отдельный симптом и его подробный анализ не могут привести нас к желаемой цели – к распознаванию болезни. Отдельный симптом приобретает значение только в совокупности и взаимосвязи с остальными симптомами – в симптомокомплексе». Целостное, качественно новое представление о характере болезненного процесса может дать только совокупность симптомов (синдромов), базирующихся на единых патогенетических механизмах.
Психопатологические симптомы делятся на позитивные и негативные. Позитивные обозначают признаки патологической продукции психической деятельности, т.е. появление признаков, которые не встречаются при нормальной психической деятельности (сенестопатии, галлюцинации, бред, тревога, страх, тоска, мания, психомоторное возбуждение и т.д.). Негативные соответствуют признакам обратимого или стойкого, прогрессирующего или регрессирующего ущерба, изъяна, потери, дефекта, утраты того илииного психического процесса из целостной психической деятельности, то есгь, минус-симптом (гипомпезия, амнезия, гипобулия, абулия, апатия и т.н.). Позитивные и негативные симптомы в клинической картине болезни выступают в единстве, сочетании и имеют, как правило, обратно пропорциональное соотношение: чем более выражены негативные симптомы, тем менее – позитивные (фрагментарнее и бледнее).
Однако интерпретация симптома (синдрома) во многом зависит от ведущей парадигмы в психиатрии, от взгляда исследователя. те или иные переживания пациента семантически проявляются вербальными, чаще – даже невербальными симптомами, а их интерпретация во многом зависит от ведущей парадигмы современной психиатрии.
До настоящего времени идёт дискуссия между психиатрами о субъективности психопатологических симптомов. И.Н. Осипов и П.В. Копнин полагали, что наиболее правильной и логически оправданной является классификация симптомов по способу их обнаружения и достоверности. Авторы выделили субъективные (жалобы пациента, его анамнестические сведения о болезни и их субъективная интерпретация) и объективные (информация о больном, полученная врачом с помощью объективных методов исследования) симптомы. Субъективные и объективные симптомы, в свою очередь, подразделили на достоверные и вероятные, а последние – на достаточно вероятные и маловероятные, считая, что субъективные симптомы в значительной мере должны быть отнесены к категории вероятных, но недостоверных, так как они не могут быть объективно проверены и воспроизведены. Но то, что правильно для соматических болезней (симптомов), верно, но не полностью отражают субъективные симптомы психической болезни. Анализ субъективных симптомов психической болезни осуществляется на совершенно другой методологической и теоретической основе.
Психопатологические симптомы не регистрируются с помощью существующих методик (что возможно только в отношении физиологических, биохимических и других компонентов психопатологических явлений), а также не воспроизводятся экспериментально. Они субъективны, хотя и являются производным страдающего материального субстрата (головного мозга). Следовательно, в психиатрической практике познающий субъект (врач-психиатр) исследует преимущественно субъективные проявления (психопатологические симптомы), но, наряду с этим, и объективную (сомато-неврологическую) симптоматику другого субъекта. Психическая болезнь проявляется не единичным симптомом, а их набором. Структура и характеристика симптома зависят от рода заболевания (экзо-, эндо-, психо- и соматогенное происхождение или их сочетание), характера повреждения (воспаление, интоксикация, дегенерация и др.), особенностей нейрогуморальныхмеханизмов, связанных с формированием комплекса признаков болезни, от особенностей личности и её реагирования на отдельные симптомы и т. д. За каждым клиническим психопатологическим симптомом, выявляемым клинико-психопатологическим методом, скрывается ряд симптомов другого, более низкого уровня (физиологического, иммунологического, биохимического и др. (табл. 3).
Совокупность симптомов, выявленных в процессе обследования конкретного пациента, образует симптомокомплекс (Синдром). Синдром – это строго формализованное описание симптомов, которые связаны между собой патогенетически, и соотнесенное с определёнными нозологическими единицами. Симптомокомплекс может не совпадать по количеству симптомов с синдромом, включать симптомы, не входящие пока ни в один синдром, а также представлять собой сочетание нескольких позитивных и негативных синдромов (психопатологических, вегето-висцеральных, неврологических, соматических). Особенности психопатологического синдрома связаны с характером и уровнем поражения определённых функциональных систем головного мозга, т.е. материального субстрата, естественно, с нарушением социально выработанных форм адаптации. Особенности психопатологического синдрома представляют собой следствие взаимодействия причинного патогенного фактора с защитными и адаптационными механизмами организма и личности, и поэтому должны отражать их особенности и особенности их взаимодействия. Симптомы и синдромы – теоретические понятия – позволяют описать болезнь строго формализованно, что даёт возможность врачу при формировании диагноза перейти от констатации наличия патологии вообще к распознаванию патогенеза и этиологии болезни, т.е. к пониманию её сущности. Для более глубокого понимания структур психопатологических синдромов симптомы следует разделять на обязательные (среди них выделяются ведущие), дополнительные и факультативные.
Ведущие симптомы характеризуют принадлежность данного психопатологического синдрома к определенной группе. Без этих симптомов не существует данного синдрома, его отнесения к данной классификационной группе. Например, к ведущим относят симптом тоски при депрессивных синдромах. Обязательные симптомы, как и ведущие, имеют прямое отношение к патогенетическим механизмам развития болезни и тесно с ним связаны. Именно они позволяют выделить из группы синдромов конкретный синдром, диагностировать его типичный вариант и отделить других сходных состояний. Например, ведущий симптом – витальная тоска – позволяет отнести феномен болезни к группе депрессивных синдромов, а обязательные симптомы – двигательная и интеллектуальная заторможенность – к классическому варианту депрессивного синдрома. К дополнительным симптомам относят признаки, которые закономерно встречаются в рамках данного синдрома, но могут отсутствовать. Например, при депрессивном синдроме могут присутствовать или отсутствовать депрессивные бредовые идеи самообвинения, виновности, греховности, суицидальные мысли и действия. Факультативные симптомы меньше связаны с базисным патогенезом синдромообразования, но могут отражать патопластические факторы («почвы», личностные особенности и др.). Например, при депрессивном синдроме в качестве факультативных симптомов могут наблюдаться фобии, обсессии, галлюцинации и др.
Следовательно, разделение симптомов, образующих синдром, на ведущие, обязательные, дополнительные и факультативные позволяет отнести конкретное синдромальное образование к той или иной классификационной группе, а также выделить его в конкретный вид, определить форму, выраженность, типичный или .циничный вариант синдрома.
Психопатологические синдромы – не что-то застывшее, однообразное, а изменяющиеся структуры, что обозначается как синдромокинез (раздел семиотики). Но, кроме возникновения, становления, развития и регресса психопатологического синдрома, имеется и взаимосвязь синдромов (синдромотаксис). Каждое заболевание имеет свой, предпочтительный синдромотаксис.
Имеется и несколько иной взгляд на семиотику психических расстройств с позиций феноменологии. К.Ясперс под феноменологией и феноменологической диагностикой понимал процесс научного познания сферы психической деятельности человека, заключающийся в отборе, разграничении, дифференциации и описании отдельных переживаемых феноменов, т.е. «фотографирование», «сканирование» первичных феноменов, и только на втором этапе научного познания обозначал их симптомами, т.е. давал им терминологическое обозначение (симптом, слово-образ).
Вопрос о нозологической типизации психопатологических синдромов до настоящего времени не решён. Это особенно ярко проявляется в так называемом сужении или расширении диагностики отдельных психозов, например, шизофрении, в отсутствии чётких дифференциально-диагностических критериев понятий «психоз», «непсихотические состояния», «невроз», в возникновении в диагностике взаимоисключающих тенденций – к нозологическому догматизму или единому психозу. Психопатологические синдромы не существуют вне нозологически самостоятельных болезней.
Модель соотношения позитивных и негативных синдромов и нозологических форм А.В. Снежневским представлена в виде девяти кругов (слоев) психопатологических расстройств, включённых друг в друга. (рис.1): позитивных – эмоционально-гиперестетические (в центре – астенический синдром, присущий всем болезням) (I); аффективные (депрессивные, маниакальные, смешанные) (II); невротические (навязчивые, истерические, деперсонализационные, сенестопатически-ипохондрические) (III); паранояльные, вербальный галлюциноз (IV); галлюцинаторно-параноидные, парафренные, кататонические (V); помрачения сознания (делирий, аменция, сумеречное состояние (VI); парамнезии (VII); судорожные припадки (VIII); психоорганические расстройства (IX); негативные – истощаемость психической деятельности (I), субъективно и объективно осознаваемые изменения «Я» (II-III),дисгармония личности (IV), снижение энергетического потенциала (V), снижение уровня и регресс личности (VI-VII), амнестические расстройства (VIII), тотальное слабоумие и психический маразм (IX). С ними же сопоставлены укрупнённые позитивные синдромы с нозологически самостоятельными болезнями. В рамках I уровня рассматриваются наиболее общие позитивные синдромы с наименьшей нозологической предпочтительностью и свойственные всем психическим и многим соматическим заболеваниям. Синдромы I-IIIуровней соответствуют клинике типичного маниакально-депрессивного психоза; I-IV— сложного (атипичного) маниакально-депрессивного психоза и краевым психозам (промежуточным между маниакально-депрессивным психозом и шизофренией); I-V – шизофрении, I-VI – экзогенным психозам, I- VII – клинике заболеваний, занимающих промежуточное положение между экзогенными и органическими психозами, I-VIII – эпилептической болезни, I-IX уровни соответствуют синдромальному спектру динамики психических заболеваний, связанных с грубой органической патологией головного мозга.
Таким образом, А.В. Снежневский весьма схематично (на уровне семиотики) представил современные взгляды на соотношение психопатологических симптомов и синдромов в структуре различных нозологических единиц. Это в значительной мере облегчило понимание проблемы синдромологии и нозологии в психиатрии, но только на уровне психопатологических расстройств. Что же касается сомато-неврологической и другой симптоматики, которая входит в клиническую картину каждой психической 6олезни, то автором она лишь подразумевается, но не учитывается. А ведь в качестве этиологических фактора психических болезней могут выступать инфекции, интоксикации, механические и психические травмы, соматические заболевания, а также наследственная предрасположенность при провоцирующей роли экзогенных и соматогенных воздействий. За ними скрываются, помимо синдромокинеза и синдромотаксиса, индивидуально-личностные особенности, биохимические, иммунологические, патоморфологические, физиологические и другие звенья патогенеза.
Психические заболевания. Варианты течения, этиология, этапы.
Источник
Понятие патопсихологического симптома и синдрома в отечественную практическую патопсихологию было введено Б.Ф. Зейгарник. Под симптомами понимались конкретные нарушения психических функций и эмоционально-личностной сферы, наблюдаемые у больных при экспериментально-психологическом исследовании. При этом сам симптом не специфичен для того или иного заболевания (может быть обусловлен разными механизмами), но оказывается индикатором разных заболеваний и должен быть оценен только в комплексе с другими проявлениями расстройства, данными целостного патопсихологического исследования, то есть с помощью большого числа диагностических инструментов.
Под синдромом понимают совокупность взаимосвязанных признаков (симптомов) показывающих происхождение, течение и характерную форму какого-либо расстройства. Синонимом синдрома является симптомокомплекс.
Внешне регистрируемые признаки заболевания традиционно классифицируются на первичные и вторичные, что позволяет правильно понять механизмы патологического процесса и грамотно построить лечебные или коррекционные мероприятия. Еще К. Ясперс (1997) указывал на разнообразие смыслов, вкладываемых в понятия первичности и вторичности, что побудило его вычленить наиболее существенные стороны этих двух явлений.
Он писал, что первично то, что непосредственно обусловливается болезненным процессом, а вторично то, что уже затем обусловливается этими первыми, непосредственными воздействиями и носит побочный по отношению к ним характер.
В современной трактовке отношения между первичными и вторичными симптомами объясняются причинно-следственными отношениями, существующими между функциональными системами или их звеньями, которые обеспечивают протекание психического процесса или их комплексов. Признак побочности при этом утрачивает свою смысловую нагрузку, поскольку регистрируемые вторичные нарушения и их симптомы также являются органической составляющей общего патологического контекста. Наличие сложных взаимоотношений внутри организма и центральной нервной системы во многих случаях позволяет говорить и о третичных симптомах, которые своеобразно надстраиваются над вторичными и часто отсрочены во времени. В некоторых случаях третичные симптомы рассматриваются как попытки организма и психики адаптироваться к возникшей патологии и как-то ее компенсировать.
Под несколько иным углом зрения первичность и вторичность трактуется Л.С. Выготским, который применительно к дефектологии выдвинул идею о сложной структуре аномального развития ребенка, в соответствии с которой наличие дефекта какого-либо одного анализатора либо интеллектуального дефекта вызывает не только выпадение одной локальной функции, а приводит к целому ряду изменений, формирующих целостную картину своеобразного атипичного развития.
Сложность структуры аномального развития заключается в наличии первичного дефекта, вызванного биологическим фактором, и вторичных, часто социально ориентированных нарушений, имеющих отношение к высшим психическим функциям и возникающих под влиянием первичного дефекта в ходе последующего развития (как чувство малоценности). Например, интеллектуальная недостаточность, появляющаяся в результате первичного дефекта — органического поражения головного мозга, порождает вторичное нарушение высших познавательных процессов, определяющих социальное развитие ребенка.
Л.С. Выготский в «Основах дефектологии» писал, что слепота или глухота есть нормальное, а не болезненное состояние для слепого или глухого ребенка, и указанный порок ощущается им лишь опосредованно, вторично, как отраженный на него самого результат его социального опыта. При этом вторичному недоразвитию у ребенка подвергаются те функции, которые непосредственно связаны с исходно поврежденной (например, глухота порождает нарушения в развитии речи), и те, которые на момент повреждения находились в сенситивном периоде своего развития.
Механизмы, стоящие за первичными и вторичными симптомами, могут взаимодействовать друг с другом, то есть вторичные дефекты, в свою очередь, могут накладывать отпечаток на протекание первичных. Например, при ранних поражениях слухового анализатора недостаточное использование вторично недоразвитой речи будет приводить к ослаблению первично остаточного слуха.
По мнению Н.Ю. Максимовой и Е.Л. Милютиной (2000), особое место в группе вторичных дефектов занимают следующие личностные реакции на первичный дефект:
· Игнорирование часто встречается при олигофрении (умственной отсталости), оно связано с недоразвитием мышления и недостаточной критикой к успешности своей деятельности.
· Вытеснение относится к невротическому типу реагирования на дефект и проявляется в сознательном непризнании его существования при подсознательном конфликте, накоплении негативных эмоций.
· Компенсация – такой тип реагирования, при котором происходит осознание дефекта замещение утраченной функции за счет более сохранных.
· Гиперкомпенсация –усиленное развитие сохранных функций, сочетающихся со стремлением доказать, что дефект не приводит к каким-либо проблемам.
· Астенический тип реагирования приводит к возникновению заниженного уровня притязаний, низкой самооценке, фиксации на осознании своей неполноценности.
Кроме деления на первичные и вторичные, психопатологические симптомы делятся на позитивные и негативные. Позитивные обозначают признаки патологической продукции психической деятельности, появление признаков, которые не встречаются при нормальной психической деятельности (сенестопатии, галлюцинации, бред и т. д.). Негативные соответствуют признакам обратимого или стойкого ущерба, изъяна, потери, дефекта, утраты того или иного психического процесса из целостной психической деятельности (амнезия, абулия, апатия и т. п.). Позитивные и негативные симптомы в клинической картине болезни выступают в единстве и сочетании, а иногда их противопоставление вообще ставится под сомнение — и позитивные и негативные расстройства не только переплетаются между собой, но и имеют целый ряд общих свойств: могут быть обратимыми, стойкими, стационарными и прогрессирующими, относительно простыми и сложными.
Концепция первичности-вторичности может быть рассмотрена и под углом зрения работы мозга. Гипотезу об устойчивом патологическом состоянии при различных заболеваниях мозга выдвинула Н.П. Бехтерева с сотрудниками. В соответствии с предлагаемой концепцией, адаптация организма к изменившимся в результате болезни «внутренним условиям» происходит не только путем «восполнения» пораженных систем мозга его «здоровыми резервами», но и за счет формирования нового гомеостаза, нового устойчивого патологического состояния. Последнее формируется путем функциональной перестройки многих систем мозга, как пораженных болезнью, так и здоровых. Если патологический процесс прогрессирует, то функциональные системы вначале претерпевают количественные изменения, а затем, пройдя фазу дестабилизации, — качественные, вызывающие поражение новых структур мозга и истощение компенсаторно-гипеактивных систем. Так возникает новое (вторичное) устойчивое патологическое состояние.
Очевидно, что разные симптомы в структуре синдрома играют различную роль — одни оказываются ведущими, обязательными, а другие встречаются вероятностно.
Применительно к детям чрезвычайно важным также представляется различение симптомов, связанных с повреждением, и симптомов, связанных с недостаточной функциональной зрелостью того или иного участка мозга.
Контрольные вопросы
1. Что такое патопсихологический симптом и патопсихологический синдром?
2. Дайте краткое описание основных патопсихологических регистр-симптомов.
3. В чем суть первичных, вторичных и третичных симптомов?
4. В чем особенности трактовки первичности и вторичности симптомов по Л С. Выготскому?
5. Каковы основные типы психического реагирования на первичный дефект?
Источник