Понятие симптом синдром фактор в нейропсихологии

Симптом – это внешнее, наблюдаемое, видимое проявление расстройства какой-либо психической функции.

Выделяют первичные и вторичные симптомы:

Первичные – нарушения ПФ, непосредственно связанные с поражением опред. фактора.

Вторичные – нарушения ПФ, возникающие как системное следствие первичных нейропсихологических симптомов.

Пример: больной не понимает содержания обращенной к нему речи. Возможные причины: проблемы с деафферентацией звуков (сенсорная афазия); проблемы со слухоречевой памятью; непонимание определенных грамматических конструкций.

Т.е. симптом по своей природе, по психологическим механизмам, многозначен. Один и тот же симптом может возникнуть при поражениях разных зон мозга.

Нейропси квалификация симптома: выявление нарушенного нейропси фактора.

При этом необходимо найти повреждение других психических функций, где основу расстройства составляет тот же самый нейропсихологический фактор.

Т.о., для заключения о локальном диагнозе необходимо сформировать синдром.

Синдром – это закономерное сочетание симптомов, в основе которого лежит один и тот же нейропсихологический фактор (или несколько идентичных).

В отличие от синдрома, в симптомокомплексе нет общего фактора.

Фактор – это работа определенного локуса, обеспечивающая протекание звена психической функции. Это структурно-функциональная единица работы мозга, характеризующаяся опред. принципом физиологической деятельности, нарушение кот. ведет к появлению нейропси синдрома. Это определенный вид аналитико-синтетической деятельности дифференцированных структур мозга, который одновременно является составляющим звеном ВПФ.

С одной стороны фактор – это понятие психофизиологическое, а с другой – клинико-психологическое. Также это условное понятие, «виртуальное».

Пример: синдром ТПО. Фактор – пространственный и квазипространственный анализ и синтез (СМ. ВОПРОС 4); Фактор слухоречевой памяти (височная доля).

Виды факторов: 1. Модально-специфические (анализ и синтез зрит, такт, и слух инф-ции);

2. Модально-неспецифические: 1) Ассоциативные (работа ассоц.зон коры): пространственные, регуляторные (передние отделы), сукцессивность (развернутая во вр. организация пси деят)-симультанность (по принципы гештальта) – как стратегии обработки инф-ции, межполушарное взаимодействие; 2) Связанные с 1 блоком мозга: инертность-подвижность; энергетический баланс (тонуса).

Синдромный анализ – анализ нейропсихологических синдромов с целью обнаружения общего фактора, объясняющего происхождение различных симптомов.

Этапы:

1) Качественная квалификация симптома, выявление нейропси фактора.

2) Первичные и вторичные симптомы; количественный анализ;

3) Анализ сохранных звеньев.

Лурия: Квалификация симптомов – лишь первый этап анализа мозговой организации ВПФ. Необходимо перейти к описанию целого симптомокомплекса – к синдромному анализу.

Функциональная система в целом может нарушаться при поражении большого числа зон, причем при различных по локализации поражениях она нарушается по-разному, то есть, каждая зона мозга ответственная за свой фактор. Нужно выяснить, какие факторы включает психическая деятельность и какие участки мозга составляют ее нервную основу (динамика и структура).

Принцип двойной диссоциации функций: корковый очаг поражения нарушает одни психические процессы, но другие остаются сохранными.

Таким образом, чтобы приблизиться к структурному анализу психологических процессов, нужен тщательный нейропсихологический анализ синдрома и двойной диссоциации, которая возникает при локальных поражениях мозга.

Источник

Нейропсихологический фактор— принцип физиологической деятельности определенной мозговой структуры.

Он является связующим понятием между психическими функциями и работающим мозгом. С одной стороны, фактор является результатом активности определенных функциональных органов мозга, а с другой — играет объединительную роль для психических процессов в их системной функции реализации какого-либо специфического звена.

Инструментом выделения нейропсихологических факторов является синдромный анализ, который включает в себя:

1) качественную квалификацию нарушений психических функций с объяснением причин возникших изменений;

2) анализ и сопоставление первичных и вторичных расстройств, т. е. установление причинно-следственных связей между непосредственным источником патологии и возникающими расстройствами;

3) изучение состава сохраненных высших психических функций.

Основные нейропсихологические факторы:

1) модально-неспецифический (энергетический) фактор;

2) кинетический фактор;

3) модально-специфический фактор;

4) кинестетический фактор (частный случай модально-специфического фактора);

5) фактор произвольной-непроизвольной регуляции психической деятельности;

6) фактор осознанности-неосознанности психических функций и состояний;

7) фактор сукцессивности (последовательности) организации высших психических функций;

8) фактор симультанности (одновременности) организации высших психических функций;

9) фактор межполушарного взаимодействия;

10) общемозговой фактор;

11) фактор работы глубоких подкорковых структур.

Нейропсихологический симптом – нарушение психических функций в результате локальных поражений головного мозга.

Синдром – это закономерное сочетание симптомов, основой которого является нейропсихологический фактор, т. е. определенные физиологические закономерности работы участков мозга, нарушение которых является причиной возникновения нейропсихологических симптомов.

Нейропсихологический синдром – слияние нейропсихологических симптомов, связанных с выпадением одного или нескольких факторов.

Синдромным анализом называется анализ нейропсихологических симптомов, главной целью которого считается нахождение общего фактора, который полностью объясняет появление разных нейропсихологических симптомов. Синдромный анализ включает в себя следующие этапы: сначала определяются признаки патологии различных психических функций, а затем происходит квалификация симптомов.

Сенсорные зрительные расстройства.

При нейропсихологическом подходе к нарушению ВПФ, предложенном А. Р. Лурия, следует учитывать все симптомы, возникающие при поражении самых разных уровней анализаторных систем. Е. Д. Хомская выделяет два типа расстройств, возможных при изучении работы различных анализаторных систем: а) относительно-элементарные сенсорные расстройства, отражающие нарушения различных видов ощущений (светоощущения, цветоощущения, тон-шкала и пр.) и б) более сложные гностические расстройства, отражающие нарушения разных видов восприятия (восприятие формы, предмета, звуков речи и пр.). Первый тип расстройств возникает при повреждении анализаторных систем и первичных зон коры больших полушарий, второй – при поражении вторичных зон коры. Гностические расстройства, возникающие в этом случае, носят название “агнозия”. В зависимости от локализации поражения могут быть зрительные, слуховые, тактильные агнозии.

Читайте также:  Может ли ошибиться врач с синдромом дауна

Зрительные агнозии.

Зрительные агнозииподразделяются на:

тотальную агнозию (неузнавание предметов или их изображений);

симультанную агнозию (узнавание предметов и их изображений, но неузнавание изображения ситуации, в которой участвуют эти предметы);

агнозию цвета (цвета различает, но не узнает цвета предметов) и шрифтов (пишет, но не может прочитать);

пространственную агнозию (нарушение ориентировки в пространственных признаках изображения);

лицевую агнозию;

географическую агнозию (неузнавание маршрута или местности).

Результаты клинических наблюдений показали, что при поражении вторичных зон затылочной коры нарушается интегральность восприятия целых зрительных комплексов, что приводит к возникновению феномена неузнавания реальных предметов и их изображений. Такое нарушение зрительного восприятия при поражении вторичных отделов затылочной коры представляет собой распад высшей организации зрительных процессов и называется “зрительная агнозия”.

Предметная агнозия – возникает при поражении нижней части вторичных зон затылочной коры. При этом нарушении больной может описать все признаки предмета, но не понимает смысл изображения в целом, не узнает предмет. В такой грубой форме предметная агнозия наблюдается лишь при одновременном поражении нижних отделов вторичных зон височной области левого и правого полушарий. В этом случае больной ведет себя как слепой, хотя и видит предметы. Он постоянно ощупывает их и ориентируется на слух. При одностороннем поражении данная агнозия проявляется при распознавании в затрудненных условиях (контурное, перечеркнутое, наложенное изображение).

Лицевая агнозия (прозопагнозия) возникает при поражении нижних отделов вторичных зон затылочной коры правого полушария. Больные не могут различать человеческие лица или их фотографии. При грубой форме лицевой агнозии не узнают мужские и женские лица, детские и взрослые, лица своих родных и близких.

Буквенная агнозия возникает при поражении нижних отделов вторичных зон затылочной коры левого полушария, на границе затылочной и височной коры (у правшей). Больные правильно копируют буквы, но не могут их узнать и назвать, в результате распадается навык чтения (первичная алексия).

Оптико-пространственная агнозия характерна для поражения верхних отделов вторичных зон затылочной коры и сопровождается нарушением ориентировки в пространственных признаках окружающей среды и изображений объектов (нарушается лево-правая ориентировка, самостоятельность рисунка, поскольку рисует все отдельно, иногда возникают трудности чтения букв с признаками “лево – право”, например, “К” – “Я”). В грубых случаях нарушается ориентировка и в верхне-нижних координатах.

Симультанная агнозия характеризуется сужением объема зрительного восприятия, больной не может одновременно воспринимать два предмета, воспринимает только отдельные фрагменты изображения. Поэтому он не в состоянии поставить карандашом точку в центр круга, так как видит или круг, или карандаш.

Цветовая агнозия проявляется в том, что больные различают цвета, но не говорят, в какой цвет окрашены предметы. Они не могут назвать предметы определенного цвета, у них отсутствует обобщенное представление о цвете, и они затрудняются его классифицировать. Это связано с трудностями категоризации цветов, с образованием определенных цветовых групп.

Тактильные агнозии.

Тактильная агнозия выступает в виде:

астереогнозии (предметы не воспринимаются на ощупь, не распознается материал, из которого они состоят, — агнозия текстуры, или агнозия пальцевая, когда не идентифицируются пальцы рук);

соматогнозии (не узнается схема своего тела).

— Вторичные зоны теменной коры обеспечивают синтез кожно-кинестетических ощущений. При их поражении возникают более сложные по своей симптоматике тактильные агнозии (нарушение узнавания формы объектов при относительной сохранности поверхностной и глубокой чувствительности). Вторичные зоны теменной области коры больших полушарий занимают большую площадь, и, в зависимости от локализации очага поражения, выделяют два синдрома: нижнетеменной и верхнетеменной.

Нижнетеменной синдром возникает при поражении нижних постцентральных областей коры, которые граничат с зонами представительства руки и лица. Он включает в себя следующие симптомы.

Астериогноз (тактильная предметная агнозия) — больной не узнает предметы на ощупь при сохранной сенсорной основе восприятия. При грубых нарушениях может сопровождаться агнозией текстуры объекта.

Тактильная агнозия текстуры объекта — больной не узнает качество материала (шероховатость, гладкость, мягкость и т. п.).

Пальцевая агнозия (синдром Герштмана) — нарушается возможность узнать и назвать пальцы рук на противоположной руке (с закрытыми глазами).

Тактильная алексия (при поражении левого полушария) — с трудом узнают цифры или буквы, написанные на кисти руки. Эта способность тактильного опознания букв появляется после обучения грамоте.

Читайте также:  Астено невротический синдром и рассеянная

Верхнетеменной синдром возникает при поражении вторичных зон теменной коры, примыкающих к первичным зонам, куда поступает информация от всего тела. Для него характерна соматоагнозия (нарушение схемы тела), которая проявляется в расстройстве узнавания частей тела, их расположения по отношению друг к другу, особенно при поражении правого полушария (больной игнорирует левые конечности, «теряет» их, увеличивает, уменьшает, удваивает).



Источник

    Содержание.

Введение………………………………………………………………………3

Глава
I: Понятия в нейропсихологии………………………………..….4

          
1.1Синдром…………………………………………………………6

          
1.2Фактор…………………………………………………..….……9

          
1.3Симптом…………………………………………………………13

2. Психологический 
симптом…………………………………………….15

Заключение…………………………………………………………………19

Источники
литературы…………………………………………………..20 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение.

    Нейропсихология
– одна из областей психологического знания
– решает как теоретические, так и 
практические задачи. В теоретическом 
плане ее предметом является мозговая
организация психических функций,
изучение роли отдельных структурно-функциональных
единиц мозга в осуществлении 
различиях видов психической 
деятельности. В практической сфере 
нейропсихология вносит свой вклад 
в решение таких задач медицинской 
психологии, как диагностика и 
реабилитация. Объединенные общим методическим
подходом – методом синдромного анализа
нарушения высших психических функций
при различных формах мозговой недостаточности
– теоретическая и клиническая составляющие
нейропсихологии находятся в тесном и
неразрывном единстве, изначальном и главном
условии формирования и развития этой
дисциплины. Какие авторы рассматривали
эту тему.

    Перед
данной реферативной работой ставиться
главная задача, рассмотреть подробно
определения нейропсихологических понятий
синдром, симптом и фактор. Какое место
данные понятия занимают в науке нейропсихологии.

    Отечественная
нейропсихология сформировалась на
основе положений общепсихологической 
теории, разработанной Л. С. Выготским 
и его последователями: А. Н. Леонтьевым,
А. Р. Лурия, П. Я. Гальпериным, А. В. Запорожцем,
Д. Б. Элькониным и рядом других психологов.
Основные положения этой теории вошли
в теоретический понятийный аппарат нейропсихологии,
составив его общепсихологический «каркас».
Успехи отечественной нейропсихологии
в значительной степени обусловлены ее
непосредственной связью с общепсихологической
теорией и использованием адекватных
общепсихологических моделей для анализа
патологических явлений. В понятийном аппарате
нейропсихологии можно выделить два класса
понятий. Первый — это понятия, общие для
нейропсихологии и общей психологии; второй
— это собственно нейропсихологические
понятия, обусловленные спецификой ее
предмета, объекта и методов исследования.

    Данная 
тема очень интересна при рассмотрении.

    Глава
I: Понятий в нейропсихологии.

    Одна 
из важнейших теоретических предпосылок 
нейропсихологии – понимание психической 
функции как функциональной системы,
состоящей из иерархически связанных 
между собой звеньев. При этом
выделяются звенья, инвариантные для 
выполнения функциональной системой своей 
роли (цель, результат) и вариативные
(операции, средства достижения результата,
соответствующего цели). Такой подходјпозволил
сформулировать А.Р. Лурии концепцию мозговой
системной динамической локализации функций,
основные положения которой состоят в
следующем. Всякая психическая функция
обеспечивается совместной интегративной
работой различных мозговых зон, каждая
из которых вносит свой специфический
вклад в реализацию определенного звена
в составе функциональной системы. В соответствии
с иерархическим строением функции определенные
структуры мозга имеют различное значение
для обеспечения психических процессов.
В связи с этим аномальное функционирование
отдельных участков мозга могут приводить
к более или менее существенному дефициту
в психических процессах, затрагивая различные
уровни и звенья в их обеспечении. При
реализации того или иного вида психической
деятельности в нее не всегда включены
все структурные единицы мозга, связанные
с исчерпывающей представленностью психических
процессов. В зависимости от степени сформированности,
интериоризации или автоматизации функции
происходит “свертывание” количества
необходимых афферентных и эфферентных
звеньев как в ее внешнем развертывании,
так и в отношении обеспечивающих их протекание
мозговых зон. Концепция системной динамической
локализации функций предполагает своеобразное
их “пересечение” между собой в тех
звеньях, которые являются общими для
различных видов психической деятельности.

    Различные
психические функции содержат в своей
структуре общие звенья, выпадение одного
из них, как правило, может приводить к
нарушению “набора” психических процессов
при поражении одного определенного участка
мозга, обеспечивающего реализацию данной
общей составляющей. На этих основных
следствиях из теории системной динамической
локализации психических функций базируется
метод синдромного анализа их нарушений
при локальных поражениях мозга. В концепции
данного метода представлены три основных
понятия клинической нейропсихологии:
фактор, синдром и симптом
.

    Перечисленные
понятия (как и ряд других) входят
в основной понятийный аппарат теории
системной динамической локализации 
высших психических функций человека,
разработанной в отечественной 
нейропсихологии Л. С. Выготским 
и А. Р. Лурия. Создание логически непротиворечивой
теоретической концепции, объясняющей
(с учетом различных современных знаний
о мозге) общие принципы локализации (или
мозговой организации) высших психических
функций человека, является бесспорным
достижением отечественной нейропсихологии,
важнейшим вкладом в современные представления
о соотношении мозга и психики.

    Наиболее 
сложным и до настоящего времени 
не окончательно установившимся является
понятие “фактор“, направленное
на преодоление психофизического параллелизма
и несущее в себе как физиологическое,
так и психологическое содержание. С одной
стороны, фактор – определенный вид аналитико-синтетической
деятельности специфических, дифференцированных,
определенных мозговых зон. В этом смысле
фактор выступает как результат деятельности
мозга. С другой стороны, фактор как бы
вводится в структуру психических функций;
имея специфику, отражающую функциональную
неоднозначность зон мозга, он обеспечивает
реализацию одного из звеньев функциональной
системы и, вследствие этого, представлен
в ней как психологическая составляющая.

Читайте также:  Организации для детей с синдромом дауна

    Можно
сказать, что с помощью фактора 
устанавливается соответствие между 
двумя основными детерминантами
психического отражения: того, что отражается
из внешней и внутренней среды, и 
того, как в специфических формах
активности мозговых зон оно осуществляется. 
 

    1.1.Синдром.

    Нейропсихологический 
синдром 
— закономерное сочетание
нейропсихологических симптомов, обусловленное
поражением (выпадением) определенного
фактора (или нескольких факторов).[5]

    Синдром
определяется как сочетанное, комплексное
нарушение психических функций, возникающее
при поражении определенных зон мозга
и закономерно обусловленное выведением
из нормальной работы того или иного фактор.
В частности, из приведенного выше примера
следует, что при поражении зоны TPO должны
нарушаться зрительно-пространственное
восприятие, речь, праксис, наглядно-действенное
мышление, счетные операции и другие процессы,
для реализации которых необходим пространственный
анализ и синтез. Именно такую картину
нарушения психических функций при данной
локализации патологического очага показывают
клинические наблюдения.[1]

    В
нейропсихологии термин “синдром” 
имеет два значения. Первое заключено 
в понятии “нейропсихологический 
синдром” – закономерное сочетание 
нарушений высших психических функций,
возникающих в результате локального
поражения головного мозга и имеющих в
своей основе нарушение одного или нескольких
факторов.

    Во 
втором значении термин “синдромов –
грубо выраженное нарушение какой-либо
одной функции. В работах А.Р.Лурия термин
“синдром” используется в первом значении.
Нарушения высших психических функций
могут протекать в различных формах: в
форме грубого расстройства функции, в
форме ее патологического ослабления,
в виде снижения уровня выполнения функции.     
Основная классификация нейропсихологических
синдромов построена по топическому принципу,
то есть на выделении области поражения
мозга. В соответствии с этим нейропсихологические
синдромы подразделяются на:

    –
синдромы поражения корковых 
отделов больших полушарий, которые 
в свою очередь, подразделяются 
на синдромы поражения латеральной, 
базальной и медиальной коры 
больших полушарий;

    –
синдромы поражения “ближайшей 
подкорки” (срединных неспецифических 
структур, срединных комиссур мозга, 
структур находящихся в глубине 
полушарий);

    –
синдромы поражения глубоких 
структур мозга.[2]

    Корковые 
нейропсихологические синдромы – группа
нейропсихологических синдромов, возникающих 
при поражении вторичных и 
третичных корковых полей. Поражение 
первичных полей ведет лишь к 
элементарным расстройствам сенсорных 
и моторных функций.

     
Корковые нейропсихологические 
синдромы можно в целом подразделить 
на две большие категории: синдромы,
связанные с поражением задних 
отделов мозга, и синдромы, связанные 
с поражением передних отделов 
больших полушарий (левого и 
правого). [4]

    Системный
принцип психологического строения
высших психических функций и 
их системная динамическая мозговая
организация являются причиной того,
что при локальных поражениях
головного мозга (преимущественно 
корковых структур) нарушается не одна
какая-либо психическая функция (или 
«психическая деятельность»), а целая 
совокупность функций, составляющих единый
нейропсихологический синдром. Нейропсихологические
синдромы представляют собой не случайное,
а закономерное сочетание нейропсихологических
симптомов (нарушений психических функций),
основой которых является нарушение (выпадение)
определенных нейропсихологических факторов.[5]

    Важнейшим
принципом нейропсихологического 
изучения нарушений высших психических 
функций у больных с локальными
поражениями мозга является синдромный
(факторный, или системный) анализ этих
нарушений. Синдромный анализ основан 
на трех основных положениях.

    Первое 
положение:
синдромный анализ предполагает
тщательную качественную квалификацию
характера нарушений психических функций
(нейропсихологических симптомов), а не
просто их констатацию. Под качественным
анализом понимается определение формы
нарушения психической функции.

    Второе 
положение:
синдромный анализ заключается
в сопоставлении первичных расстройств,
непосредственно связанных с нарушенным
фактором, и вторичных расстройств, которые
возникают по законам системной организации
функций. Это сопоставление позволяет
уяснить структуру нейропсихологического
синдрома в целом, что в свою очередь дает
основание для топического диагноза.

    Третье 
положение:
синдромный анализ заключается
в необходимости изучения состава не только
нарушенных, но и сохранных функций. При
любом ограниченном корковом очаге поражения
одна группа психических функций нарушается,
другие остаются сохранными. Это явление,
названное Г. Л. Тойбером «принципом двойной
диссоциации функций», непосредственно
связано с системным избирательным принципом
нарушений высших психических функций
при локальных поражениях мозга.[4]

    Важно
отметить, что нарушение пространственного 
фактора закономерным образом объединяет
расстройства различных психических 
функций внутренне связанных 
между собой. В этом смысле – нарушение 
фактора является синдромообразующим,
формирующим структуру синдрома радикалом.[2] 

    1.2.Фактор.

    Понятие
«фактор» является основным теоретическим
понятием, на котором построен синдромный
анализ нарушений высших психических
функций. Нейропсихологический синдром
формируется как результат нарушения
определенного фактора; поиск и нахождение
этого фактора и являются целью синдромного
анализа. Именно поэтому А. Р. Лурия нередко
использовал выражение «факторный анализ»
как синоним «синдромного анализа»; при
этом он подчеркивал, что слово «факторный»
не имеет прямого отношения к математической
процедуре факторного анализа. Таким
образом, определение
пораженного фактора

конечная цель синдромного
анализа; сам фактор

объяснительная
причина нейропсихологического
синдрома в целом, центральное
понятие теории системной
динамической локализации
высших психических
функций.
[7]

    Нейропсихологический 
фактор
— структурно-функциональная
единица работы мозга, характеризующаяся
определенным принципом физиологической
деятельности (modus operandi), нарушение которого
ведет к появлению нейропсихологического
синдрома.[4]

    Понятие
«фактор» является основным теоретическим
понятием, на котором построен синдромный
анализ нарушений высших психических
функций. Нейропсихологический синдром
формируется как результат нарушения
определенного фактора; поиск и нахождение
этого фактора и являются целью синдромного
анализа. Именно поэтому А. Р. Лурия нередко
использовал выражение «факторный анализ»
как синоним «синдромного анализа»; при
этом он подчеркивал, что слово «факторный»
не имеет прямого отношения к математической
процедуре факторного анализа. Таким образом,
определение пораженного фактора — конечная
цель синдромного анализа; сам фактор
— объяснительная причина нейропсихологического
синдрома в целом, центральное понятие
теории системной динамической локализации
высших психических функций.

Источник