Познавательная деятельность у детей с синдромом дауна

«Синдром Дауна» – самая распространенная из всех известных на сегодняшний день форма хромосомной патологии. Характерной особенностью ребёнка с синдромом Дауна, является замедленное развитие.

В настоящее время не вызывает сомнений, что дети с синдромом Дауна проходят те же этапы развития, что и обычные дети. Общие принципы обучения разработаны на основе современных представлений о развитии детей дошкольного возраста с учетом специфических особенностей, присущих детям с синдромом Дауна. К ним относятся:

1. Медленное формирование понятий и становление навыков:

• cнижение темпа восприятия и замедленное формирование ответа;

• необходимость большого количества повторений для усвоения материала;

• низкий уровень обобщения материала;

• утрата тех навыков, которые оказываются недостаточно востребованными.

2. Низкая способность оперировать несколькими понятиями одновременно, с чем связаны:

• трудности, возникающие у ребенка, когда ему необходимо объединить новую информацию с уже изученным материалом;

• сложности с перенесением усвоенных навыков из одной ситуации в другую. Замена гибкого поведения, учитывающего обстоятельства, паттернами, т. е. однотипными, заученными многократно повторяемыми действиями;

• трудности при выполнении заданий, требующих оперирования несколькими признаками предмета, или выполнения цепочки действий;

• нарушения целеполагания и планирования действий.

3. Неравномерность развития ребенка в различных сферах (двигательной, речевой, социально-эмоциональной) и тесная связь когнитивного развития с развитием других сфер.

4. Особенностью предметно-практического мышления, характерного для этого возраста, является необходимость использования нескольких анализаторов одновременно для создания целостного образа (зрение, слух, тактильная чувствительность, проприоцепция). Наилучшие результаты дает зрительно-телесный анализ, т. е. лучшим объяснением для ребенка оказывается действие, которое он выполняет, подражая взрослому или вместе с ним.

5. Нарушение сенсорного восприятия, что бывает связано со сниженной чувствительностью и часто встречающимися нарушениями зрения и слуха.

6. Дети с синдромом Дауна обладают различным исходным уровнем, и темпы их развития также могут существенно различаться. В основу программы когнитивного развития легли: предметность мышления дошкольников, необходимость использовать их чувственный опыт, опора на наглядно-действенное мышление как базу для дальнейшего перехода к наглядно_образному и логическому мышлению, использование собственной мотивации ребенка, обучение в игровой форме, а также возможность индивидуального подхода к каждому ребенку, учитывающего его особенности, предпочтения и скорость обучения.

Дети с синдромом Дауна имеют недостатки развития речи (как в произношении звуков, так и в правильности грамматических конструкций).

Отставание в развитии речи вызвано комбинацией факторов, из которых часть обусловлена проблемами в восприятии речи и в развитии познавательных навыков. Любое отставание в восприятии и использовании речи может привести к задержке интеллектуального развития.

Общие черты отставания в развитии речи

· меньший словарный запас, приводящий к менее широким знаниям;

· пробелы в освоении грамматических конструкций;

· способность скорее осваивать новые слова, чем грамматические правила;

· большие, чем обычно, проблемы в изучении и использовании общепринятой речи;

· трудности в понимании заданий.

Кроме того, сочетание меньшей ротовой полости и более слабой мускулатуры рта, и языка физически затрудняют произношение слов; и чем длиннее предложение, тем больше возникает проблем с артикуляцией.

Для таких детей проблемы в развитии речи часто означают, что они фактически получают меньше возможностей и участвовать в общении. Взрослые имеют тенденцию задавать им вопросы, не требующие ответов, а также заканчивать за них предложения, не помогая им сказать самим или не давая им для этого достаточно времени. Это приводит к тому, что ребенок получает:

· меньше речевого опыта, который позволил бы ему выучить новые слова структуры предложения;

· меньше практики, которая делала бы его речь более понятной.

Мышление.

Глубокое недоразвитие речи этих детей (выраженные повреждения артикуляционного аппарат, заикание ) часто маскирует истинное состояние их мышления, создает впечатление более низких познавательных способностей. Однако при выполнении невербальных заданий (классификация предметов, счетные операции и пр.) некоторые дети с синдромом Дауна могут показывать те же результаты, что и другие воспитанники. В формировании способности к рассуждению и выстраиванию доказательств дети с синдромом Дауна испытывают значительные затруднения. Дети труднее переносят навыки и знания из одной ситуации на другую. Абстрактные понятия, в учебных дисциплинах недоступны для понимания. Также может быть затруднено умение решать возникшие практические проблемы. Ограниченность представлений, недостаточность умозаключений, лежащих в основе мыслительной деятельности делают для многих детей с синдромом Дауна невозможным обучение отельных школьных предметов.

Память.

Характеризуется гипомнезией (уменьшенный объём памяти), требуется больше времени для изучения и освоения новых навыков, и для заучивания и запоминания нового материала.

Недостаточность слуховой кратковременной памяти и обработки информации, полученной на слух.

Внимание.

Неустойчивость активного внимания, повышенная утомляемость и истощаемость, Короткий период концентрации внимания, дети легко отвлекаются, истощаются.

Воображение.

Образ не возникает в воображении, а воспринимается лишь зрительно. Способны соотносить части рисунка и, однако, соединять их в целое изображение не могут.

Читайте также:  Баркаган геморрагические заболевания синдромы скачать

Литература

1. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. – М.: Просвещение, 1973. – 175 с.

2. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования: Проблемы психологического развития ребенка / Под ред. А.И. Леонтьева и А.Р. Лурия. – М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1982. – 520с.

3. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии / Сост., авт. вступ. ст. и библиогр. Т.М. Лифанова; Авт. коммент. М.А. Степанова. – М.: Просвещение, 1995. – 527 с.

4. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственного развития ребенка. – М.: Изд-во МГУ, 1985. – 45с.

5. Гальперин П.Я. О методе поэтапного формирования умственных действий / Под ред. И.И. Ильясова, В.Я. Ляудис. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. С. 97-101.

6. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985. – 168с.

7. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. – 584 с.

8. Мещеряков А.И. Слепоглухонемые дети. Развитие психики в процессе формирования поведения. – М.: Педагогика, 1974. – 328 с.

Ресурсы интернет

1. https://fatihovalf.ucoz.ru/blog/deti_so_slozhnoj_strukturoj_defekta_tendencija_vremeni/2011-01-18-6

2. https://ru.wikipedia.org/wiki/%CC%EE%F2%E8%E2%E0%F6%E8%FF

3. https://dskvp2281.mskobr.ru/base/gruppy_dou/articles/esli_u_vas_rebyonok_so_slozhnoj_strukturoj_defekta/

4. https://xreferat.ru/71/3902-1-problemy-obucheniya-i-vospitaniya-deteiy-so-slozhnoiy-strukturoiy-defekta.html

5. https://apteke.net/article/deti-so-slozhnym-defektom.html

6. https://rudocs.exdat.com/docs/index-86006.html

7. coolreferat.com.

Дата добавления: 2016-11-18; просмотров: 1752 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Читайте также:

Рекомендуемый контект:

Поиск на сайте:

© 2015-2020 lektsii.org – Контакты – Последнее добавление

Источник

Алла Еськова
Развитие познавательной деятельности детей с синдромом Дауна

Обучение детей с синдромом Дауна — непростая, но очень благодарная задача, достижения этого ребенка приносят много радости как ему самому, так и специалистам которые с ним работают. Обучая детей с синдромом Дауна, мы ставим перед собой цель максимально развить их познавательные возможности, подготовить к самостоятельной (или относительно самостоятельной) жизни в будущем. Часто эта способность связывается с развитием речи. Однако, для того, чтобы действовать самостоятельно, кроме умения понимать речь и говорить,необходимо:

1. Поставить цель.

2. Спланировать действия, приводящие к этой цели.

3. Уметь выполнять каждое из этих действий в отдельности.

Например, если вы хотите купить хлеб, вам нужно выбрать одежду по сезону,

надеть ее, взять деньги, запереть дверь, найти магазин, выбрать хлеб, рас-

платиться, найти дорогу домой, открыть дверь и раздеться. И вы должны су-

меть сделать каждый из этих шагов в отдельности, правильно спланировав

порядок выполнения необходимых действий. Для ребёнка с синдромом-это очень сложная задача.

Задачей развития познавательной деятельности является:

развитие мышления,

формирование понятий и отработка отдельных навыков,

обучение ребёнка умению оперировать несколькими понятиями или навыками одновременно, что позволяет им лучше анализировать ситуацию, определять цель и планировать свои действия так, чтобы этой цели достичь.

Мы обучаем ребенка в процессе:

специально организованного занятия за столом, используя дидактический материал

в бытовой деятельности

в игре.

Занимаясь с ребенком за столом, мы, как правило, отрабатываем отдельные умения или навыки, которые затем могут быть использованы в бытовой или игровой ситуации.

В бытовой деятельности мы обычно сами ставим ребенку цель и подсказываем необходимые шаги, которые приведут его к этой цели, постепенно уменьшая свое участие, по мере того как ребенок заучивает нужную последовательность действий.

Самой главной деятельностью любого маленького ребенка является игра. Самостоятельно поставить цель, спланировать и выполнить цепочку действий ребенок может в игре.

В настоящее время не вызывает сомнений, что дети с синдромом Дауна проходят те же этапы развития, что и обычные дети. Общие принципы обучения разработаны на основе современных представлений о

развитии детей дошкольного возраста с учетом специфических особенностей, присущих детям с синдромом Дауна.К ним относятся:

1.Медленное формирование понятий и становление навыков:

·Снижение темпа восприятия и замедленное формирование ответа;

·Необходимость большого количества повторений для усвоения

материала;

·Низкий уровень обобщения материала;

2. Низкая способность оперировать несколькими понятиями одновременно,с чем связаны:

·Трудности, возникающие у ребенка, когда ему необходимо объединить новую информацию с уже изученным материалом;

·Сложности с перенесением усвоенных навыков из одной ситуации в другую.

·Нарушения целеполагания и планирования действий.

3. Нарушение сенсорного восприятия

Как заниматься с ребенком с синдромом Дауна.

Самое первое условие при проведении занятий – занятия должны нравиться дефектологу. Если занятия раздражают, то они вряд ли понравятся ребенку.

1. Необходимо использовать собственную мотивацию ребенка. Хорошо, когда ему нравятся предлагаемые игрушки. Игрушки надо выбирать яркие, с различной фактурой, яркие бытовые предметы. Так как в основе обучения лежит предметная деятельность, ребенку необходимо рассмотреть, а иногда и погрызть тот материал с которым он работает, чтобы ему было легче соотнести с словесной инструкцией и создать более полный и точный образ.

Читайте также:  Билирубин общий повышен при синдроме жильбера

Например, для обучения сортировке можно использовать шарики и кубики, а можно – шишки и желуди или вилки и ложки. И может быть, шишки и желуди окажутся для ребенка самыми привлекательными. Для отработки одних и тех же навыков стараемся использовать разные материалы. Использование картинок возможно только тогда, когда ребенок уже знаком с предметами, которые на них изображены. А вот обучать с помощью «вопросов и ответов» можно только в тех случаях, когда ребенок уже достиг достаточно высокого уровня обобщения.

2. Важно научить ребенка заниматься за столом. Для этого следует выбирать такие виды деятельности, которые действительно требуют позы сидя за столом. Всей группой можно играть в лото, рисовать или лепить, а вот строить дом из кубиков или катать машинку лучше на полу.

Сидеть за столом мы должны напротив ребенка, чтобы ему было легко слышать инструкцию и видеть наши жесты и действия. Инструкция, которая предлагается ребенку, должна соответствовать его уровню понимания речи. Она должна быть короткой и четкой, часто ее необходимо давать пошагово, говорить медленно, подкрепляя слова жестами. Иногда вместо словесной инструкции можно показать ребенку, что он должен сделать. Обязательно необходимо выдерживать паузу, давая ребенку возможность подумать и ответить. Не стоит торопите его. Подсказка, предложенная ребенку, когда он еще не успел «додумать», часто только сбивает его. Если ребенок не справляется с заданием самостоятельно, то нужно помочь ему сконцентрировать внимание на нужном действии или важной детали, например,показать ему на схеме ту деталь, которую ему сейчас нужно найти. Если этого оказывается недостаточно, нужно помочь ребенку в выполнении правильного действия, взяв его руки в свои или выполнив часть задания вместо него. В любом случае, необходимо, чтобы задание было закончено. В каждое занятие за столом можно включить несколько заданий на разные темы. Каждое задание на начальном этапе может занимать 2-3 минуты, а все занятие 10-15 минут.

3. Для того, чтобы ребенок мог понимать и выполнять задания дефектолога во время занятий, он уже к этому времени должен научиться выполнять какие – нибудь просьбы, с которыми к нему обращаются взрослые. Эти просьбы могут быть самыми простыми и выражаться словами или жестами, а также ребенок может действовать, подражая взрослому. Например, мы даем ребенку чашку и просим поставить ее на стол, одновременно показывая, как мы ставим свою чашку. При этом, он должен следовать не своему желанию или привычке, а выполнить данную ему инструкцию. Таким образом, для подготовки к дидактическим занятиям необходимо, чтобы ребенок научился выполнять простые просьбы взрослого в бытовых ситуациях.

Если ребенок отказывается от занятий, бросает картинки или игрушки, отворачивается, это сигнал, что задание или форма, в которой они предлагаются

не соответствуют уровню развития ребенка. При этом, у ребенка быстро возникает отвращение ко всему, что напоминает ему ситуацию обучения (поза

сидя за столом, предъявление пособия, особая интонация голоса взрослого и т. д.) В таком случае нужно попытаться понять, что именно вызывает трудности, и предложить ребенку более простые задания. Нужно постараться также изменить саму форму занятий, выделите основную цель каждого задания и попытайтесь решить ее в быту или включить в те игры, в которые играем с ребенком. За столом можно в это время заниматься чем-то другим, нанизывать бусины или играть в пальчиковые игры. Поняв, что играть со взрослым интересно, и он действительно может сделать то, что от него требуют, ребенок через некоторое время согласится вернуться к дидактическим играм за столом.

Как обучать ребенка в игре

Самой главной деятельностью любого маленького ребенка является игра. Но ребенок не может сам научиться играть, этому его тоже нужно научить. Организовывая игру, дефектолог должен принять на себя роль «продвинутого ребенка». Дефектолог, играя, показывает ребенку, что он может делать с игрушками, комментируя свои действия и действия ребенка. Долгое время ребёнок с синдромом Дауна будет зрителем. Затем, подражая взрослому, он начнет выполнять отдельные действия с игрушками, а потом научится объединять их в целые сюжеты. Если ребенок уже играет сам, то можно подключаться к его играм, внося в них новые сюжетные подробности. Комментируйте свои действия и действия малыша. Высказывания должны быть простыми, понятными и поддерживающими ребенка эмоционально. Например, «Какой высокий дом у тебя получился! Вот он сломался, зайка плачет, что же делать? Давай починим домик!» В тех случаях, когда для обучения требуется несколько повторений, необходимо подумать, как «выстроить мизансцену» так, чтобы это было оправдано и интересно. Например, если мы учим ребенка строить ворота из кирпичиков. После того, как ворота построены,можно предложить ребёнку провезти сквозь них машинку. Если ворота сломаются, будет естественным попросить ребенка снова построить их. Таким образом, он сможет потренироваться в конструировании, а кроме того, будет рад возможности снова сломать их. После занятия, когда мы продемонстрировали ребенку модель поведения, всегда оставляем игрушки в поле его досягаемости и даём возможность самому попробовать играть ими.

Читайте также:  Чего может добиться ребенок с синдромом дауна

Со всеми детьми полезно играть в «грязные» игры. Эти игры предполагают

использование песка и воды, муки и воды, теста, пластилина, глины пальчиковых красок, пены для бритья. Хорошо, если ребенок получает разнообразные ощущения от игр с этими материалами не только кистями рук, но и всем телом. Поэтому мы рекомендуем родителям перед купанием раскрашивать его пальчиковыми красками или мазать пеной для бритья, ставя перед зеркалом, а потом давать мочалку, чтобы ребенок постарался сам отмыться.

Как обучать ребенка в быту

Для развития представлений об окружающем мире и расширения сенсорного опыта ребенка необходимо включать его в хозяйственно-бытовую деятельность. Так как мытье полов- способствует развитию точности движений. Мытье посуды, заметание мусора на совок развивают навыки двуручной деятельности и позволяют ребенку получать новые сенсорные ощущения. На этом этапе работы мы подключаем родителей. Дети с синдромом Дауна хорошо работают по подражанию. Поэтому, мы рекомендуем родителям включать детей в домашние дела,например, когда они готовят салат, можно попросить ребенка достать миску и поставить ее на стол. А затем можно дать ему безопасный одноразовый пластмассовый ножик и предложить резать вареные овощи и зелень вместе с ними. Если у него что-то не получается, то нужно показать ему правильные движения, действуя его руками. Ребенок должен не просто научиться выполнять отдельные хозяйственные дела, а заниматься этим регулярно.

Все задания, предлагаемые ребёнку с синдромом Дауна во время занятий, я по методике Медведевой Т. П. «Развитие познавательных процессов у детей с синдромом Дауна» делю на четыре блока по уровню сложности. (вообще для детей с синдромом Дауна подходят любые методики для умственно отсталых детей)В каждый блок включены задания из разных разделов обучения, освоение которых необходимо для перехода к следующему уровню.

Остановимся подробнее на каждом из блоков заданий, направленных на последовательное формирование и развитие познавательной деятельности у детей с синдромом Дауна.

БЛОК 1 Задания, базирующиеся на представлении о постоянстве объекта и понятии «одинаковый»

БЛОК 2 Задания, базирующиеся на умении оперировать одним понятием

БЛОК 3 Задания, базирующиеся на умении оперировать двумя понятиями одновременно

БЛОК 4 Задания, базирующиеся на умении оперировать тремя понятиями одновременно

Все задания, предлагаемые детям во время дидактического занятия, можно условно объединить в следующие разделы, представленные в каждом из блоков заданий.

Задания на развитие Внимания и памяти

Это такие задания,как:

Находить по просьбе одну из 1-2 игрушек, спрятанных на глазах у ребенка. (Представление о постоянстве объекта)

Находить по просьбе одну из 3-4 игрушек, спрятанных на глазах у ребенка

Выполнение инструкции из двух шагов или двух значимых слов

Запомнить и выполнить инструкцию типа: «дай матрешке огурец и помидор».

II. Размер, форма, цвет

Формирование понятий размера, формы и цвета предметов, и навыков их активного использования.

Сортировка с опорой на образец

Формирование понятия «одинаковый»: подбор пар одинаковых картинок.

Сортировка по размеру: разложить большие и маленькие круги в две коробки

Формирование понятия «средний»

Сортировка по форме: разложить треугольники и квадраты в две коробки

Сортировка по цвету: разложить детали двух цветов в две коробки

III. Конструктивная деятельность

Конструктивная деятельность, умение копировать образец, анализировать сюжетную картинку и схему — это основа для развития пространственных представлений и аналитических способностей.

Мы используем: (с показом схем)

Конструирование по жесткой схеме

Конструирование по образцу

Строить из кирпичиков конструкции, где все кирпичики ориентированы одинаково (дорожки, заборы и т. д.)

Складывание целого из частей

Складывать картинку из 2 -6 частей, опираясь на анализ сюжета

IV. Логические задания

Закладывают основу для развития абстрактного мышления, развивают аналитические и ассоциативные способности на предметном материале.

Продолжить последовательность — Красный, желтый, красный, желтый.

Классификация: найти лишнюю в серии из четырех предложенных картинок.

V. Обучение счету

Обучение счету включает в себя:

знание числовой последовательности от 1 до 5,

пересчет предметов с подведением итога,

умение взять по просьбе заданное количество предметов,

соотнесение количества и числа,

решение задач и примеров с опорой на использование счетного материала

VI. Игровая деятельность

Сюжетно-ролевая игра помогает ребенку понять цель и последовательность действий, совершаемых в реальной жизни, развивает память, ассоциативное мышление и планирование, дает ему те cюжетные элементы, которые он в дальнейшем может включать в свои собственные игры и игры с другими детьми.

Источник