Практическое занятие по синдрому повреждения

Первая медицинская помощь при травмах (практическое занятие)
Предмет: ОБЖ.
Класс: 8.
Дата проведения:
Составитель: преподаватель-организатор ОБЖ Мусагитов Р.Т.
Цель: рассмотреть правила оказания первой медицинской помощи при травмах.
Ход урока
Повторение пройденного материала.
В каком положении должен находиться пострадавший при экстренной эвакуации в лечебное учреждение?
Какие вещества принято называть аварийно химически опасными веществами (АХОВ)?
На каких предприятиях находятся основные запасы аварийно химических опасных веществ (АХОВ)?
Какие АХОВ являются наиболее распространёнными?
Какую надо оказать помощь отравленному хлором в случае рефлекторной остановки дыхания?
Сообщение темы и цели урока.
Тема урока: «Первая медицинская помощь при травмах».
Цель урока: рассмотреть правила оказания первой медицинской помощи при травмах.
Изложение программного материала.
Травма – это повреждение, под которым понимают нарушение анатомической целостности или физиологических функций органов и тканей тела человека, возникшее в результате внешнего воздействия.
Повреждения делятся на закрытые и открытее (с нарушением целостности кожного покрова). Наиболее распространённым видом травм являются травмы опорно-двигательного аппарата. Такие травмы можно получить при различных обстоятельствах: при падении, ударах, неловком движении, различных авариях.
Выделяют четыре основных вида травм опорно-двигательной системы: переломы, вывихи, растяжения и разрывы связок, растяжения или разрывы мышц и сухожилий.
Первая медицинская помощь при переломах
Перелом – это нарушение целостности кости. Переломы возникают при падениях, ударах, авариях, в зонах поражения чрезвычайных ситуаций. Они могут быть закрытыми и открытыми. При открытых переломах в месте перелома образуется рана.
Основные признаки переломов: боль, припухлость, кровоподтёк и нарушение подвижности конечности. При открытых переломах в ране могут быть видны отломки костей. Перелом, как правило, сопровождается кровотечением. Особенно опасно артериальное.
При оказании первой медицинской помощи при переломах в первую очередь выполняют приёмы, которые обеспечивают сохранение жизни пострадавшего и исключают возможность превращения закрытого перелома в открытый.
Обеспечивается неподвижность кости в месте её перелома путём иммобилизации конечности.
При открытых переломах, сопровождающихся кровотечением, сначала принимают меры по остановке кровотечения, затем рану закрывают стерильной повязкой, пострадавшему вводят противоболевое средство и только после этого проводят иммобилизацию табельными или подручными средствами. Неподвижность в месте перелома обеспечивается наложением специальных шин или подручных средств с захватом двух близлежащих суставов (выше и ниже места перелома).
Первая медицинская помощь при вывихах, растяжениях и разрывах связок, при растяжении мышц и сухожилий
Вывихи возникают при смещении суставных поверхностей костей. При этом нарушается целостность суставной сумки, иногда разрываются связки. Основные признаки вывихов в суставах конечностей: боль в суставе, нарушение движений в нём, изменение формы сустава.
Растяжение и разрыв связок происходят при неудачном прыжке, падении, понятии тяжестей. При этом появляется боль в повреждённом суставе, образуется припухлость, ограничиваются движения.
Растяжение мышц и сухожилий обычно вызываются подъёмом тяжестей, чрезмерной мышечной работой, резким или неловким движением. Наиболее распространёнными являются растяжения бедра или голени.
Во время оказания первой медицинской помощи при вывихах, растяжениях связок и мышц необходимо:
не причинить пострадавшему дополнительной боли;
помочь ему принять удобное положение, обеспечить покой и неподвижность повреждённой части тела;
перемещение пострадавшего производить только в том случае, если не ожидается быстрого прибытия «скорой помощи» или если в силу сложившихся обстоятельств необходимо транспортировать пострадавшего самостоятельно.
При любой травме, за исключением открытого перелома, целесообразно к травмированному месту прикладывать лёд. Холод помогает облегчить боль и уменьшить опухоль.
При растяжении связок и мышц после того как спадёт припухлость, можно прикладывать тёплые компрессы для ускорения процесса заживления.
IV. Итог урока.
Вопросы для самоконтроля:
Чем вызывается растяжение мышц и сухожилий?
В каких случаях к травмированному месту прикладывают лёд?
Что образуется при открытых переломах в месте перелома?
Какой наиболее распространённый вид травм вы знаете?
С помощью каких средств обеспечивается неподвижность в месте перелома?
Домашнее задание
Дайте определения травме и перелому.
Назовите основные признаки переломов.
Источник
План-конспект практического занятия
«Оказание первой медицинской помощи при несчастных случаях».
Составитель: преподаватель-организатор ОБЖ Бондаренко Елена Николаевна
Тип занятия: практическое занятие – отработка навыков оказания ПМП при несчастных случаях.
Место проведения занятия: учебная аудитория
Продолжительность проведения занятия: 90 минут
Цели занятия:
1. Образовательная: после изучения темы студент должен знать: порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим
2. Воспитательная: формирование сознательного отношения к процессу обучения, стремления к самостоятельной работе и всестороннему овладению специальностью, воспитание гуманизма, сострадания, милосердия.
3. Развивающая: развитие интереса к учебному предмету, содействие активизации мышления обучающихся, развитие познавательной деятельности обучающихся по овладению программным учебным материалом дисциплины «Безопасность жизнедеятельности».
Оснащение урока: компьютер, мультимедийный проектор, мультимедийная презентация, плакаты, колонки, карточки задания для работы в группах, ИПП, комплекты шины, аптечки индивидуальные, тренажер-ГОША.
Ход занятия
Задание 1. (Общее) Используя конспект лекции «Оказание первой медицинской помощи»:
1. Заполнить таблицу «Возможные повреждения при несчастных случаях в чрезвычайных ситуациях».
Молния
Пожары
Обрушение здания
2. Заполнить недостающие элементы графологической структура по теме «Кровотечения».
3. Заполнить недостающие элементы графологической структура по теме «Отморожения»
Задание 2. Решение ситуационных задач.
Группа № 1
Задача №1
Мужчина был извлечён из водоёма в бессознательном состоянии. При осмотре: зрачки расширены, кожа бледная. Отмечаются единичные неритмичные вдохи. Изо рта выделяется пена и вода.
Решите задачу, ответив на поставленные вопросы.
1. Какое состояние можно предположить у больного?
2. Чем обусловлены симптомы, указанные в задании?
3. Какова должна быть первая помощь?
4. Какие действия необходимо провести при наличии признаков клинической смерти?
5. Надо ли транспортировать пострадавшего в ЛПУ при появлении признаков жизни?
Ответ:
1. Учитывая выделение изо рта пострадавшего пены и воды, можно предположить истинное утопление.
2. Данные симптомы обусловлены асфиксией, т.е. полным прекращением поступления кислорода в легкие, в результате прекращения газообмена в легких к клеткам головного мозга перестает поступать кислород, развивается кислородное голодание и наступает потеря сознания.
3. Вызвать «скорую помощь». При истинном утоплении необходимо удалить воду из легких, для этого пострадавшего нужно быстро уложить на бедро согнутой ноги спасателя и резкими толчкообразными движениями сжимать боковые поверхности грудной клетки в течение 10-15 секунд, после чего вновь повернуть на спину.
4. При наличии признаков клинической смерти начать проведение сердечно-легочной реанимации.
5. Обязательно транспортировать пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение для дальнейшего обследования и лечения.
Задача №2
Мужчина проснулся среди ночи от кошмарного сновидения, чувств удушья и нехватки воздуха. Приняв сидячее положение, больному стало легче дышать.
Решите задачу, ответив на поставленные вопросы.
1. Какое состояние развилось у мужчины?
2. Что могло способствовать этому состоянию?
3. Какова причина развития данного состояния?
4. Какова первая медицинская помощь?
5. Необходима ли срочная госпитализация?
Ответ:
1. Острая сердечная недостаточность.
2. Перенесенное заболевание (например, ревматизм), физическое перенапряжение.
3. Кислородное голодание.
4. Вызвать «скорую помощь». Придать удобное полусидячее положение в постели, обеспечить приток свежего воздуха, дать больному валидол или нитроглицерин под язык, внутрь – корвалол (40 капель на 100 мл воды).
5. Необходима, т.к. при резко выраженной сердечной недостаточности может развиться отек легких.
Группа № 2
Задача №1
Человек сбит машиной. Получив удар, он упал и ударился головой о мостовую. О случившемся не помнит, жалуется на головную боль, головокружение, тошноту, рвоту. В затылочной области ушибленная рана.
Решите задачу, ответив на поставленные вопросы.
1. Чем обусловлена тяжесть состояния пострадавшего?
2. По каким признакам вы это определили?
3. Как поступить с имеющейся раной?
4. Какая необходима первая медицинская помощь?
5. Как транспортировать пострадавшего?
Ответ:
1. У пострадавшего сотрясение головного мозга.
2. Головная боль, головокружение, тошнота, рвота, амнезия – признаки сотрясения головного мозга.
3. Обработать рану антисептиком, наложить асептическую повязку.
4. Срочная госпитализация.
5. Транспортировать на носилках с фиксацией головы ватно-марлевым кругом.
Задача №2
Вы обнаружили на улице человека без признаков жизни: сознание отсутствует, движений грудной клетки не видно, пульс не прощупывается.
Решите задачу, ответив на поставленные вопросы.
1. Как установить, жив этот человек или умер?
2. Что необходимо предпринять, если человек еще жив?
3. Какими способами можно провести искусственное дыхание?
4. Где должны лежать руки при проведении непрямого массажа сердца?
5. О чем свидетельствует неуспешные реанимационные мероприятия?
Ответ:
1. Поднять веко и посмотреть зрачок, если он широкий и не реагирует на свет, нет пульсации на сонных артериях – наступила клиническая смерть.
2. Вызвать «скорую помощь». Проводить непрямой массаж сердца и искусственное дыхание.
3. Способом «рот в рот», «рот в нос».
4. Руки должны лежать на нижней трети грудины на два поперечных пальца выше мечевидного отростка.
5. О необратимых изменениях в головном мозге.
Группа № 3
Задача №1.
Упавшее стекло нанесло резаную рану на передней поверхности предплечья. Из раны спокойно вытекает кровь темно-красного цвета. Специальных приспособлений для остановки кровотечения нет. Нет стерильного перевязочного материала. В распоряжении оказывающего помощь имеется носовой платок, электрический утюг.
Решите задачу, ответив на поставленные вопросы.
1. Какое кровотечение наблюдается?
2. По каким признакам вы определили вид кровотечения?
3. Какова последовательность действий при оказании первой помощи?
4. Требуется ли доставка пострадавшего в лечебное учреждение?
Ответ:
1. Венозное кровотечение
2. Кровь темно-красного цвета, вытекает из раны спокойно.
3. Для наложения повязки на кровоточащую рану можно использовать носовой платок, проглаженный горячим утюгом.
4. Да, необходима консультация врача, дополнительная обработка раны и определение тяжести кровотечения
Задача №2
Пожилой мужчина внезапно почувствовал сильную головную боль, головокружение, тошноту, потерю чувствительности с одной стороны тела. При осмотре отмечается опущение уголков рта с одной стороны, спутанность речи, нарушение зрения, ассиметрия зрачков.
Решите задачу, ответив на поставленные вопросы.
1. Что случилось с мужчиной?
2. Какие причины могли привести к этому состоянию?
3. В чем заключается первая медицинская помощь?
4. Можно ли пострадавшему пить в этом состоянии?
5. В каком случае больного можно транспортировать?
Ответ:
1. Инсульт.
2. Блокирование кровеносного сосуда головного мозга сгустком крови или мозговое кровотечение на фоне резкого повышенного артериального давления.
3. Вызвать «скорую помощь», положить пострадавшего в удобное положение, ослабить тугую одежду, обеспечить приток свежего воздуха. К голове приложить холод, к ногам – грелки.
4. Пить пострадавшему нельзя, т.к. он может оказаться неспособным глотать.
5. Транспортировать в положении лежа после заключения врача о транспортабельности больного.
Задание 3. Практическая отработка оказания ПМП.
Группа № 1.
Практическая работа:
1 . Наложить жгут при кровотечении из лучевой артерии.
2. Наложить давящую повязку при кровотечении из вен предплечья.
Группа № 2
Практическая работа:
1. Провести искусственную вентиляцию легких и наружный массаж сердца на муляже.
2. Наложить асептическую повязку при ожоге кисти 1степени.
Группа № 3
Практическая работа:
1. Провести практическое наложение мягких повязок на отдельные области тела: на голеностопный сустав, на кисть.
2.Наложить шину при переломе бедренной кости.
Подведение итогов практического занятия, обсуждение ошибок и недочетов, выставление оценок по практическим действиям.
В заключение предлагаю студентам запомнить простые правила:
ПРАВИЛО 1. Не теряйтесь, что бы с вами не случилось. Постарайтесь побыстрее взять себя в руки и начинайте действовать. Только так вы справитесь с неожиданной неприятностью или бедой.
ПРАВИЛО 2. В любой ситуации всегда боритесь до конца. Только упорный, не поддающийся отчаянию человек сможет победить любые жизненные обстоятельства.
ПРАВИЛО 3. Никогда не пренебрегайте советами опытных, знающих людей.
ПРАВИЛО 4. Будьте добры к людям, попавшим в беду. Никогда не проходите мимо, если можете чем-то им помочь. Помните: добро – это бумеранг, оно всегда возвращается к тому, от кого исходит.
Источник
План-конспект практического занятия
«Оказание первой медицинской помощи при несчастных случаях».
Составитель: преподаватель-организатор ОБЖ Бондаренко Елена Николаевна
Тип занятия: практическое занятие – отработка навыков оказания ПМП при несчастных случаях.
Место проведения занятия: учебная аудитория
Продолжительность проведения занятия: 90 минут
Цели занятия:
1. Образовательная: после изучения темы студент должен знать: порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим
2. Воспитательная: формирование сознательного отношения к процессу обучения, стремления к самостоятельной работе и всестороннему овладению специальностью, воспитание гуманизма, сострадания, милосердия.
3. Развивающая: развитие интереса к учебному предмету, содействие активизации мышления обучающихся, развитие познавательной деятельности обучающихся по овладению программным учебным материалом дисциплины «Безопасность жизнедеятельности».
Оснащение урока: компьютер, мультимедийный проектор, мультимедийная презентация, плакаты, колонки, карточки задания для работы в группах, ИПП, комплекты шины, аптечки индивидуальные, тренажер-ГОША.
Ход занятия
Задание 1. (Общее) Используя конспект лекции «Оказание первой медицинской помощи»:
1. Заполнить таблицу «Возможные повреждения при несчастных случаях в чрезвычайных ситуациях».
Молния
Пожары
Обрушение здания
2. Заполнить недостающие элементы графологической структура по теме «Кровотечения».
3. Заполнить недостающие элементы графологической структура по теме «Отморожения»
Задание 2. Решение ситуационных задач.
Группа № 1
Задача №1
Мужчина был извлечён из водоёма в бессознательном состоянии. При осмотре: зрачки расширены, кожа бледная. Отмечаются единичные неритмичные вдохи. Изо рта выделяется пена и вода.
Решите задачу, ответив на поставленные вопросы.
1. Какое состояние можно предположить у больного?
2. Чем обусловлены симптомы, указанные в задании?
3. Какова должна быть первая помощь?
4. Какие действия необходимо провести при наличии признаков клинической смерти?
5. Надо ли транспортировать пострадавшего в ЛПУ при появлении признаков жизни?
Ответ:
1. Учитывая выделение изо рта пострадавшего пены и воды, можно предположить истинное утопление.
2. Данные симптомы обусловлены асфиксией, т.е. полным прекращением поступления кислорода в легкие, в результате прекращения газообмена в легких к клеткам головного мозга перестает поступать кислород, развивается кислородное голодание и наступает потеря сознания.
3. Вызвать «скорую помощь». При истинном утоплении необходимо удалить воду из легких, для этого пострадавшего нужно быстро уложить на бедро согнутой ноги спасателя и резкими толчкообразными движениями сжимать боковые поверхности грудной клетки в течение 10-15 секунд, после чего вновь повернуть на спину.
4. При наличии признаков клинической смерти начать проведение сердечно-легочной реанимации.
5. Обязательно транспортировать пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение для дальнейшего обследования и лечения.
Задача №2
Мужчина проснулся среди ночи от кошмарного сновидения, чувств удушья и нехватки воздуха. Приняв сидячее положение, больному стало легче дышать.
Решите задачу, ответив на поставленные вопросы.
1. Какое состояние развилось у мужчины?
2. Что могло способствовать этому состоянию?
3. Какова причина развития данного состояния?
4. Какова первая медицинская помощь?
5. Необходима ли срочная госпитализация?
Ответ:
1. Острая сердечная недостаточность.
2. Перенесенное заболевание (например, ревматизм), физическое перенапряжение.
3. Кислородное голодание.
4. Вызвать «скорую помощь». Придать удобное полусидячее положение в постели, обеспечить приток свежего воздуха, дать больному валидол или нитроглицерин под язык, внутрь – корвалол (40 капель на 100 мл воды).
5. Необходима, т.к. при резко выраженной сердечной недостаточности может развиться отек легких.
Группа № 2
Задача №1
Человек сбит машиной. Получив удар, он упал и ударился головой о мостовую. О случившемся не помнит, жалуется на головную боль, головокружение, тошноту, рвоту. В затылочной области ушибленная рана.
Решите задачу, ответив на поставленные вопросы.
1. Чем обусловлена тяжесть состояния пострадавшего?
2. По каким признакам вы это определили?
3. Как поступить с имеющейся раной?
4. Какая необходима первая медицинская помощь?
5. Как транспортировать пострадавшего?
Ответ:
1. У пострадавшего сотрясение головного мозга.
2. Головная боль, головокружение, тошнота, рвота, амнезия – признаки сотрясения головного мозга.
3. Обработать рану антисептиком, наложить асептическую повязку.
4. Срочная госпитализация.
5. Транспортировать на носилках с фиксацией головы ватно-марлевым кругом.
Задача №2
Вы обнаружили на улице человека без признаков жизни: сознание отсутствует, движений грудной клетки не видно, пульс не прощупывается.
Решите задачу, ответив на поставленные вопросы.
1. Как установить, жив этот человек или умер?
2. Что необходимо предпринять, если человек еще жив?
3. Какими способами можно провести искусственное дыхание?
4. Где должны лежать руки при проведении непрямого массажа сердца?
5. О чем свидетельствует неуспешные реанимационные мероприятия?
Ответ:
1. Поднять веко и посмотреть зрачок, если он широкий и не реагирует на свет, нет пульсации на сонных артериях – наступила клиническая смерть.
2. Вызвать «скорую помощь». Проводить непрямой массаж сердца и искусственное дыхание.
3. Способом «рот в рот», «рот в нос».
4. Руки должны лежать на нижней трети грудины на два поперечных пальца выше мечевидного отростка.
5. О необратимых изменениях в головном мозге.
Группа № 3
Задача №1.
Упавшее стекло нанесло резаную рану на передней поверхности предплечья. Из раны спокойно вытекает кровь темно-красного цвета. Специальных приспособлений для остановки кровотечения нет. Нет стерильного перевязочного материала. В распоряжении оказывающего помощь имеется носовой платок, электрический утюг.
Решите задачу, ответив на поставленные вопросы.
1. Какое кровотечение наблюдается?
2. По каким признакам вы определили вид кровотечения?
3. Какова последовательность действий при оказании первой помощи?
4. Требуется ли доставка пострадавшего в лечебное учреждение?
Ответ:
1. Венозное кровотечение
2. Кровь темно-красного цвета, вытекает из раны спокойно.
3. Для наложения повязки на кровоточащую рану можно использовать носовой платок, проглаженный горячим утюгом.
4. Да, необходима консультация врача, дополнительная обработка раны и определение тяжести кровотечения
Задача №2
Пожилой мужчина внезапно почувствовал сильную головную боль, головокружение, тошноту, потерю чувствительности с одной стороны тела. При осмотре отмечается опущение уголков рта с одной стороны, спутанность речи, нарушение зрения, ассиметрия зрачков.
Решите задачу, ответив на поставленные вопросы.
1. Что случилось с мужчиной?
2. Какие причины могли привести к этому состоянию?
3. В чем заключается первая медицинская помощь?
4. Можно ли пострадавшему пить в этом состоянии?
5. В каком случае больного можно транспортировать?
Ответ:
1. Инсульт.
2. Блокирование кровеносного сосуда головного мозга сгустком крови или мозговое кровотечение на фоне резкого повышенного артериального давления.
3. Вызвать «скорую помощь», положить пострадавшего в удобное положение, ослабить тугую одежду, обеспечить приток свежего воздуха. К голове приложить холод, к ногам – грелки.
4. Пить пострадавшему нельзя, т.к. он может оказаться неспособным глотать.
5. Транспортировать в положении лежа после заключения врача о транспортабельности больного.
Задание 3. Практическая отработка оказания ПМП.
Группа № 1.
Практическая работа:
1 . Наложить жгут при кровотечении из лучевой артерии.
2. Наложить давящую повязку при кровотечении из вен предплечья.
Группа № 2
Практическая работа:
1. Провести искусственную вентиляцию легких и наружный массаж сердца на муляже.
2. Наложить асептическую повязку при ожоге кисти 1степени.
Группа № 3
Практическая работа:
1. Провести практическое наложение мягких повязок на отдельные области тела: на голеностопный сустав, на кисть.
2.Наложить шину при переломе бедренной кости.
Подведение итогов практического занятия, обсуждение ошибок и недочетов, выставление оценок по практическим действиям.
В заключение предлагаю студентам запомнить простые правила:
ПРАВИЛО 1. Не теряйтесь, что бы с вами не случилось. Постарайтесь побыстрее взять себя в руки и начинайте действовать. Только так вы справитесь с неожиданной неприятностью или бедой.
ПРАВИЛО 2. В любой ситуации всегда боритесь до конца. Только упорный, не поддающийся отчаянию человек сможет победить любые жизненные обстоятельства.
ПРАВИЛО 3. Никогда не пренебрегайте советами опытных, знающих людей.
ПРАВИЛО 4. Будьте добры к людям, попавшим в беду. Никогда не проходите мимо, если можете чем-то им помочь. Помните: добро – это бумеранг, оно всегда возвращается к тому, от кого исходит.
Источник