Предэкзаменационный синдром что это такое

Как понять, что у меня стресс?
Стресс — это состояние нервной системы в периоды, когда с человеком происходит что-то необычное. Он бывает положительный (эустресс) и отрицательный (дистресс).
С эустрессом ничего делать не надо, потому что обычно он оказывает позитивное воздействие на психофизиологическое состояние человека. Дистресс связан с негативными эмоциями и оказывает вредное влияние на здоровье.
Распознать дистресс можно по реакции организма.
- Учащённому сердцебиению.
- Частым головным болям.
- Неконтролируемому голоду или беспричинному отсутствию аппетита.
- Проблемам со сном.
Особо опасным проявлением дистресса являются панические атаки. Это приступы сильного беспричинного страха, внешне выражающийся в треморе рук, затруднённом дыхании и других симптомах.
Первый шаг в борьбе с дистрессом — распознать врага. Проанализируйте своё физическое состояние. Есть вы здоровы, а организм ведёт себя странно, скорее всего, так проявляется тревога о предстоящих экзаменах.
Почему я стрессую?
Дистресс возникает, когда школьник понимает, что приближается затруднительная ситуация. Например:
- Первый экзамен в жизни. Подросток не знает, что его ждёт, как себя вести, достаточно ли у него знаний.
- Второй и последующие экзамены. В первый раз школьник чувствовал себя дискомфортно и не хочет, чтобы это повторилось.
Шаг номер два — осознать природу стресса.
Если вы никогда раньше не сдавали экзамен, то знайте — делать что-либо в первый раз страшно всегда и всем. Даже тем, кто внешне — скала. Неандертальцу было страшно впервые сражаться с мамонтом, Колумбу ступать на неизвестный материк, а Гагарину лететь в космос. Но они справились, и вы тоже справитесь. Если же вы не хотите повторения неприятного опыта, то вспомните о том, что любой опыт уникален. Вряд ли в этот раз вы будете чувствовать то же самое, что в предыдущий.
Я разобрался с природой стресса. Делать-то что?
Отыщите свою мотивирующую силу. Это как идти по ледяному лабиринту: чем ниже температура, тем меньше ориентируешься в пространстве и проще заблудиться. Ваша задача — постоянно разжигать костёр в том месте, куда вы движетесь, чтобы иметь ориентир и не «замёрзнуть» в пути.
Затем сформулируйте конкретные задачи, которые вам предстоит решить. Посмотреть такой-то курс, поучаствовать в такой-то олимпиаде, прорешать столько-то заданий на ФИПИ. Это не только элемент планирования, но и усмирение панических атак, которые поглощают концентрацию внимания и рациональность мышления.
Разбив глобальную задачу — сдать экзамен — на более мелкие подзадачи, усмирите своего внутреннего критика. В предэкзаменационный период внутри нас просыпается супер, мега, гиперкритик. Он говорит голосами родителей, учителей, друзей, своим собственным: «Если не справишься, это будет провал! Ты превратишься в ничтожество!».
Самокритика, как лекарство, требует точной дозировки. Подкрепите мотивацию реальной оценкой своих достижений. Что у вас получается? Внимание! Ответ «Ничего» программирует вас на тот самый провал. Необходимо усмирить своего испуганного критика и объективно взвесить достижения.
Шаг третий — ищем мотивацию и боремся с самокритиком.
В каждой тетради по экзаменационным дисциплинам напишите для чего вы изучаете этот предмет. Не для кого, не потому что, а для чего это лично вам. Выпишите достижения, имеющиеся у вас на данный момент. Периодически перечитывайте это.
Как вести себя перед экзаменом?
Примерно за два с половиной месяца до ОГЭ, ЕГЭ или любого другого испытания вам предстоит изменить свою жизнь, чтобы в день Х продемонстрировать максимум своих возможностей.
Планирование
У вас есть цель и вы уже умеете формулировать конкретные небольшие задачи. Теперь возьмите в привычку каждый вечер буквально по минутам расписывать свой день: в 11:00 — урок по алгебре, в 12:25 — чай с печенюшками, в 12:45 — урок по русскому, в 14:00 — созвон с другом, и так далее.
Да, да, отдых тоже нужно планировать, пренебрегать им нельзя. Можно даже заводить себе будильник, чтобы напоминать, когда нужно оторваться от учебников, а когда пора вернуться к работе.
Чем меньше времени остаётся до дня Х, тем больше тревоги. Кажется, что ничего не успеваешь. Сосредотачиваться помогают физические упражнения. Приседайте, отжимайтесь, подтягивайтесь, держите планку, прыгайте через скакалку или танцуйте. Перезагружая таким образом мозг, вам будет проще возвращаться к учёбе и методично решать стоящие перед вами задачи.
Режим сна
Как уже говорилось, бессонница или, напротив, постоянное желание спать — ничто иное, как физические проявления дистресса.
Плохая новость: придётся отказаться от полуночных марафонов и последующих «отсыпных». Во время сна в организме вырабатывается гормон мелатонин, который способствует переносу информации из кратковременной в долговременную память. При нарушении выработки мелатонина, нарушается и процесс запоминания. Человек недополучает этот важный гормон, если спит недостаточно или некачественно.
Хорошая новость: стоит только пересмотреть график, как продуктивность тут же пойдёт в гору.
Вот несколько простых рекомендаций, которые помогут вам отрегулировать режим сна и бодрствования.
- Ложитесь и вставайте в одно и то же время. Большинство исследований подтверждает, что оптимальная продолжительность сна молодого человека — 8 часов. За этот промежуток успевают пройти все необходимые циклы сна.
- Если в какой-то день режим сорвался, и пришлось отправиться в постель позже обычного, то чтобы восстановить силы, на следующий день устройте себе короткий дневной сон. 15–20 минут подзарядят вас и помогут закончить все запланированные дела.
- Не читайте и не смотрите занятия в постели. Кровать для сна, встали, заправили и пошли за стол заниматься. Иначе мозг перестанет понимать, что ему делать в горизонтальном положении — работать или отдыхать.
- Откажитесь от гаджетов минимум за полчаса до отбоя. Синий свет от экранов затормаживает выработку мелатонина, а информационный поток с сайтов и соцсетей запускает карусель «внутреннего диалога», который обычно мешает расслабиться и заснуть.
Режим питания
В период дистресса крайне важно правильно сбалансировано питаться.
В рационе подростка, готовящегося к экзаменам, обязательно должны быть фрукты, овощи и белок, желательно животного происхождения, то есть мясо. Необходимо следить за потреблением сахара. Долька тёмного шоколада в день или несколько грамм сухофруктов дадут заряд энергии.
Для нормального функционирования мозга нужно пить воду утром, днём и вечером — 4-5 стаканов в день. Клетки мозга нуждаются в кислороде, а в воде его довольно много.
И главное правило: есть нужно регулярно, даже в отсутствии аппетита. Нет еды — нет сил для концентрации внимания и запоминания информации. Без подпитки извне организм начинает «пожирать» внутренние запасы, а это лишь усиливает стресс.
Физическая активность
Дополнительная физическая нагрузка, необходима если:
- вы не занимаетесь спортом на постоянной основе, не ходите в бассейн или какую-нибудь секцию;
- вы мало передвигаетесь по городу, большую часть дня проводите дома.
В этих случаях хорошо бы выходить минимум на пятнадцатиминутную прогулку. Каждый день. Даже если на улице мороз, снег, дождь, ветер. Стоять на балконе — не считается. Сходите в магазин за продуктами, встретьте кого-то из родителей с работы, просто пройдитесь вокруг дома. Что угодно, лишь бы была дополнительная физическая нагрузка и свежий воздух.
Репетиция экзаменов
Хотите знать, что вас ждёт на ОГЭ и ЕГЭ? Изучите процедуру экзаменов. Это поможет побороть волнение и страх. Ведь предупреждён — значит, вооружён.
Но можно пойти ещё дальше и приучить себя к экзаменационной обстановке. Итоговая аттестация будет проходить в специальных пунктах проведения экзаменов. Вам придётся решать задачки несколько часов подряд в присутствии десятка других людей. Вероятно, вы наденете брюки и рубашку и уложить волосы.
Потренируйтесь уже сейчас — выйдите из зоны комфорта! Оденьтесь так, как оделись бы на ОГЭ или ЕГЭ, и отправляйтесь в библиотеку или коворкинг-центр решать тренировочные варианты.
Это позволит вам лучше понять себя. Быть может, в незнакомом месте вы не знаете, куда деть ноги, и постоянно отвлекаетесь на это? Возможно, вы боитесь видеонаблюдения и всё время смотрите на камеры?
Обратите внимание, фуд-корт в торговом центре для имитации экзамена не подойдёт — там слишком шумно. По этой же причине не рекомендуется заниматься под музыку. Мозг может привыкнуть работать с определённым фоном и впасть в ступор в тишине реального экзамена. Наушники и гаджеты на это мероприятие брать нельзя.
Выражение эмоций
Не зажимайтесь — выговаривайте свои эмоции! Договоритесь с родными или друзьями, что время от времени будете приходить к ним (когда «всё достало» или «что-то бесит») и просто выплёскивать свои чувства. Предупредите близких, что им необязательно вас утешать, достаточно просто выслушать и обнять.
Источник
Экзамены – это всегда стресс, волнения и трепет, будь то школьный или студенческий. Предэкзаменационный синдром, пожалуй, знаком каждому студенту. И даже если все темы изучены превосходно, а в карманах лежат шпаргалки ко всем билетам, легкий мандраж и нервная дрожь никуда не денутся. Как справиться с этим и подготовить себя морально к любому экзамену?
Для начала перестаньте принимать успокоительные средства. Вообще, лучше в этот период отказаться от любых лекарств и успокоительных, поскольку они затормаживают внимание и притупляют восприятие. Равно как стоит отказаться от литра кофе накануне и бессонной ночи зубрежки.
Обычно на подготовку к экзамену дается от 3 до 5 дней, так используйте их полностью, не оставляя все на потом. Разделите количество билетов на отведенные дни, получится не так уж много для запоминания за один раз. А знание – это, в первую очередь, уверенность и внутреннее спокойствие. Воспользуйтесь данной вам возможностью именно выучить предмет целиком. Для этого следует рассчитать свои силы. Если вам трудно приступить к самостоятельному изучению, начните с самых простых и наиболее понятных или знакомых вам вопросов. Подстройтесь под свои «золотые часы»: садится за учебники лучше в часы подъема, а отдыхать – в часы спада.
Когда вы чувствуете неуверенность в своих силах и страх перед предметом в процессе подготовки, отвлекитесь от всего, отвернитесь от учебников и конспектов, сделайте несколько глубоких вдохов, пройдитесь по комнате, посмотрите в окно. Только потом вновь приступайте к подготовке. Вообще, короткие, но регулярные перерывы и полноценный отдых – идеальное средство от переутомления и нервных срывов.
Накануне непосредственно перед экзаменом психологи советуют отвлечься. Прогуляйтесь, посмотрите телевизор, послушайте музыку, ночью хорошенько выспитесь, встаньте пораньше и просто повторите ключевые моменты. Последние несколько часов в принципе вы должны посвятить себе и своему внутреннему спокойствию, а знания, полученные в процессе подготовки, всплывут в голове быстрее, если вы не будете испытывать напряжения и стресса.
Залог уверенности – внутренняя собранность. Не опаздывайте на экзамен, придите минут на 15-20 мин раньше. Этого времени достаточно, чтобы осмотреться и морально подготовиться к испытанию. К тому же, не придется, нервничая, долго ожидать начала экзамена.
Не суетитесь и не пытайтесь перед дверью вычитать в лекциях больше, чем вы уже узнали в процессе подготовки. В такие моменты будет практически невозможно что-либо запомнить, а напряжение и паника от того, что не все изучено, может достичь максимума.
Главное – излучайте уверенность, даже если вы не слишком сильны в теме, стройте фразыи и не молчите, старайтесь не запинаться и не спорить с преподавателем. Вы готовились к экзамену, вы об этом знаете, это придает вам спокойствие, а значит и этот экзамен будет благополучно сдан!
Внимание!!! Запрещается брать на всех видах контроля (экзамены, РК, текущий контроль и т.д.) сотовые телефоны, i-Pad, другие средства информационного сервиса. В случае пользования обучающимся в качестве подсказки сотового телефона, i-Pad, шпаргалок и др, экзамен завершается, ответ аннулируется полностью, выставляется оценка «0»
P.s. Пройдя по тегу «Служба психологической поддержки», можете также ознакомиться с другими полезными статьями: «Способы тренировки и развития силы воли», «Простые советы для улучшения памяти», «Стресс-это жизнь»
Психолог-социолог: Асылбекова А.М.
Источник
ÐÑпÑÑкнÑе ÑÐºÐ·Ð°Ð¼ÐµÐ½Ñ Ð² ÑÑом Ð³Ð¾Ð´Ñ Ð½Ð°ÑалиÑÑ Ð·Ð½Ð°ÑиÑелÑно ÑанÑÑе, Ñем обÑÑно. ÐоÑовили деÑей к ним Ñ Ñамого наÑала ÑÑебного года: Ñ ÐÐÐ ÑÑÑки Ð¿Ð»Ð¾Ñ Ð¸. Ðаже ÑепеÑиÑÐ¸Ñ Ð¿Ñовели. Сами вÑпÑÑкники ÑÑвеÑждаÑÑ, ÑÑо ÐÐÐ – ÑÑо ÑовÑем не ÑÑÑаÑно. РодиÑели же, напÑоÑив, наÑÑÑÐ¾ÐµÐ½Ñ Ð½Ð° ÑеÑÑовÑй Ñкзамен более Ñем ÑкепÑиÑеÑки â здеÑÑ Ð½Ðµ делаÑÑ ÑÐºÐ¸Ð´ÐºÑ Ð½Ð° волнение, опиÑки. Ðак ÑÑо ни паÑадокÑалÑно, но, по пÑоведеннÑм пÑÐ¸Ñ Ð¾Ð»Ð¾Ð³Ð¸ÑеÑким иÑÑледованиÑм, пÑедÑкзаменаÑионнÑй ÑиндÑом в ÑÑом Ð³Ð¾Ð´Ñ Ð¿Ð¾Ñазил не ÑÐ°Ð¼Ð¸Ñ Ð´ÐµÑей, а Ð¸Ñ ÑодиÑелей.
ÐÑ Ð¾ÑÐµÐ½Ñ ÑеÑдоболÑÐ½Ð°Ñ Ð¼Ð°Ð¼Ð° и даже взÑли Ð½ÐµÐ´ÐµÐ»Ñ âза Ñвой ÑÑеÑâ, ÑÑÐ¾Ð±Ñ Ð¾Ð±ÐµÑпеÑиÑÑ ÑÐµÐ±ÐµÐ½ÐºÑ Ð½Ð¾ÑмалÑнÑй Ñежим подгоÑовки. ÐÑавилÑное пиÑание, Ñвежий воздÑÑ , заÑÑдка – ÑÑо, конеÑно, замеÑаÑелÑно, но Ð²Ð°Ñ Ñебенок не болен и в ÑпеÑиалÑном ÑÑ Ð¾Ð´Ðµ не нÑждаеÑÑÑ. ÐÑли Ñж оÑÑалиÑÑ Ð´Ð¾Ð¼Ð°, пÑоÑледиÑе, ÑÑÐ¾Ð±Ñ Ð¾Ð½ днем занималÑÑ, а ноÑÑÑ Ñпал и ÑÑÐ¾Ð±Ñ Ðº Ð½ÐµÐ¼Ñ Ð½Ðµ наведÑвалиÑÑ Ð´ÑÑзÑÑ-ÑоваÑиÑи ÑÐºÐ¾Ð±Ñ Ð´Ð»Ñ ÑовмеÑÑнÑÑ Ð·Ð°Ð½ÑÑий (кÑÑаÑи, ÑовмеÑÑнÑе занÑÑÐ¸Ñ Ð²Ð¾Ð¾Ð±Ñе веÑÑ Ð½ÐµÐ¿ÑодÑкÑÐ¸Ð²Ð½Ð°Ñ Ð¸ вÑÐµÐ´Ð½Ð°Ñ – обÑзаÑелÑно найдеÑÑÑ ÐºÐ°ÐºÐ¾Ð¹-нибÑÐ´Ñ Ð²Ñезнайка, коÑоÑÑй ÑÐ½Ð¸Ð·Ð¸Ñ Ð²Ñем окÑÑжаÑÑим ÑамооÑенкÑ).
Рне докÑÑайÑе Ð²Ñ ÑÐµÐ±ÐµÐ½ÐºÑ Ñвоими ÑовеÑами, как гоÑовиÑÑÑÑ, как оÑвеÑаÑÑ Ð¸ пиÑаÑÑ ÑпаÑгалки, Ð²Ñ Ñже давно не в Ñеме. ÐиÑÐµÑ ÑпаÑгалки – на здоÑовÑе, оÑлиÑÐ½Ð°Ñ ÑÑениÑовка и пÑÐ¸Ñ Ð¾Ð»Ð¾Ð³Ð¸ÑеÑÐºÐ°Ñ Ð¿Ð¾Ð´Ð´ÐµÑжка. ШпаÑгалка – лÑÑÑий пÑÐ¸Ñ Ð¾ÑеÑÐ°Ð¿ÐµÐ²Ñ Ð²Ð¾ вÑÐµÐ¼Ñ Ñкзамена – гÑÐµÐµÑ Ð´ÑÑÑ Ð¿ÑÑмо ÑеÑез каÑман и пÑÐ¸Ð´Ð°ÐµÑ ÑвеÑенноÑÑи в Ñебе, даже еÑли ее не ÑдаеÑÑÑ Ð´Ð¾ÑÑаÑÑ.
ÐеÑжиÑе ÑÐµÐ±Ñ Ð² ÑÑÐºÐ°Ñ . Ðе ÑÑÑÑаивайÑе Ñкандалов, ÑазбоÑок, заклÑÑиÑе на вÑÐµÐ¼Ñ Ñкзаменов пеÑемиÑие Ñо вÑеми Ñленами ÑемÑи â в доме должно бÑÑÑ ÑÐ¸Ñ Ð¾ и Ñпокойно. Ðо еÑли Ð²Ð°Ñ Ð²Ñе-Ñаки поÑÑоÑнно мÑÑаÑÑ Ð¼ÑÑли об ÑÐºÐ·Ð°Ð¼ÐµÐ½Ð°Ñ , оÑвеÑÑÑе Ñебе на один ÑокÑовеннÑй вопÑоÑ: ÐºÐ¾Ð¼Ñ Ð±Ð¾Ð»ÑÑе нÑÐ¶Ð½Ñ ÑÑи оÑмеÑки – вам или ÑебенкÑ? ТолÑко ÑеÑÑно! ТепеÑÑ ÑÑдÑÑе и âпÑогониÑеâ в Ñме ваÑианÑÑ Ð¿Ð¾Ð±ÐµÐ´Ñ Ð¸ поÑажениÑ. ЧÑо бÑдеÑ, еÑли Ñебенок полÑÑÐ¸Ñ Ð¾ÑÐµÐ½ÐºÑ âÑÑиâ, а не âÑеÑÑÑеâ, âдваâ, а не âÑÑиâ, âÑÑиâ, а не âпÑÑÑâ? ЧÑо в ÑÑом ÑлÑÑае Ð²Ñ Ð¿ÑедпÑимеÑе? Ðак измениÑÑÑ Ð²Ð°Ñа жизнÑ? ÐнаеÑе, поÑÐµÐ¼Ñ Ð²Ñ Ñак неÑвниÑаеÑе? ÐоÑÐ¾Ð¼Ñ ÑÑо ÑовеÑÑенно не пÑедÑÑавлÑеÑе, ÑÑо бÑдеÑе делаÑÑ, еÑли Ñебенок поÑеÑÐ¿Ð¸Ñ Ð½ÐµÑдаÑÑ. Так пÑодÑмайÑе вÑе Ñ Ð¾Ð´Ñ Ð·Ð°Ñанее, и пÑÐ¸Ñ Ð¾Ð· пÑойдеÑ.
Источник
Комментарии
Опубликовано в журнале, Фарматека, 2005;13(108):139-142. Н.В. Ярыгин, В.В. Никулин, А.И. Лукутина
Кафедра медицины катастроф МГМСУ, Москва
Начавшееся в 1980-1990-х гг. и продолжающееся сегодня реформирование российского общества с переходом страны к рыночным отношениям отразилось не только на экономике РФ, но и на жизни каждого россиянина.
Желание добиться успеха в жизни, занять высокое положение в обществе, сделать успешную карьеру повсеместно движет молодыми людьми различных социальных групп [4,5]. Одним из наиболее важных аспектов востребованности личности обществом является получение престижного и качественного высшего образования.
С каждым годом уровень требований, предъявляемых к студентам вузов России, растет. Это в равной степени касается как гуманитарных, так и технических высших учебных заведений.
Современный студент должен успевать усваивать большие объемы информации, осваивать новые технологии, уметь применять на практике полученные знания. Не секрет, что основная интеллектуальная нагрузка приходится на период экзаменационной сессии, когда за ограниченный промежуток времени студенту необходимо повторить пройденный материал по нескольким предметам, а некоторым менее сознательным учащимся выучить его. В период предэкзаменационной сессии возрастает давление со стороны профессорско-преподавательского состава вузов, требующего незамедлительной ликвидации академических задолженностей, часто запугивая отчислением. Не стоит игнорировать и значимость обстановки в семье, отношения с родителями, которые часто ждут от своих детей реализации собственных амбиций и вносят дополнительное напряжение в сложившуюся ситуацию [1,3].
Подводя итог вышесказанному, мы можем сделать вывод, что предстоящие экзамены для большого числа студентов являются мощным стрессором, т. е. внешним агентом, вызывающим в организме стрессовые реакции.
Помимо этого в данной группе отмечено значительное повышение общего уровня тревоги и эмоционального напряжения уже в преддверии экзаменационной сессии. У части обследованных нами студентов были выявлены признаки психовегетативного синдрома (ПВС; учащение или урежение частоты сердечных сокращений, дрожь в руках, потливость, побледнение или покраснение кожи, головокружение, чувство удушья, желудочно-кишечные расстройства, гормональные дисфункции).
Большинство вышеперечисленных симптомов имеют психофизиологическую природу и представляют собой нормальный физиологический ответ на стрессовую ситуацию. Однако порой эта ответная реакция становится непропорционально сильной по сравнению с вызывающим ее внешним воздействием. Это нарушает адаптационные возможности организма, а в ряде случаев может спровоцировать даже развитие психосоматических заболеваний. Отмечается понижение настроения, преобладает подавленность, выраженно снижается мотивация. В результате подготовка к экзаменам становится малопродуктивной, процесс сдачи экзамена вызывает мощнейший психоэмоциональный сдвиг, а итоговая оценка оказывается ниже возможной.
Необходимость коррекции данного состояния не вызывает сомнений. Однако из-за особенностей образа жизни (интенсивный график занятий, необходимость отрабатывать пропущенные семинары, зачеты и подготовка к экзаменам) студент порой не в состоянии обратиться за медицинской помощью. Общеизвестно также, что в отличие от взрослых молодежь избегает лечения, особенно длительного, так как это ведет к значительному усложнению процесса обучения. Поэтому оптимальной помощью студенту, находящемуся в состоянии хронического стресса, является амбулаторное лечение. Наиболее часто данной категории пациентов в настоящее время назначаются препараты из группы дневных транквилизаторов.
Но, хотя во всем мире психотропные средства вошли в общесоматическую сеть (по данным ВОЗ, около 30% населения земного шара употребляют психотропные препараты), в России отношение к данной фармакотерапии неоднозначно. Это обусловлено стереотипным представлением о том, что эти препараты обязательно вызывают зависимость, снижают умственные способности, приводят к повреждениям внутренних органов. Это значительно осложняет оказание необходимой помощи и требует особенно внимательного и доброжелательного отношения со стороны врача.
Таким образом, перед психоневрологами стоит задача подбора лекарственного средства, которое бы соответствовало следующим критериям:
Всем вышеизложенным требованиям полностью соответствует транквилизатор дневного действия Грандаксин (тофизопам), который сочетает в себе уникальные фармакологические свойства селективного анксиолитика и эффективного вегетокорректора. Кроме того, Грандаксин не потенцирует действие алкоголя и седативных средств, не снижает скорость реакции и может применяться при управлении автотранспортом и у лиц, занимающихся потенциально опасными видами деятельности [2,6].
Материалы и методы
Нами был обобщен опыт применения Грандаксина у студентов различных (технических и гуманитарных) московских вузов в возрасте от 18 до 24 лет. Обследуемые – студенты разных курсов – обратились за лечением в порядке индивидуальной консультации. Они жаловались на чувство тревоги и напряженности, сердцебиение, дрожь в руках и ногах, гипергидроз, легкое головокружение, желудочно-кишечные расстройства, возникающие в пред- и экзаменационный периоды и особенно усиливающиеся перед каждым экзаменом. Для исследования были отобраны молодые люди, в клинической картине которых доминировали тревожные расстройства непсихотического уровня, а также ПВС психофизиологической природы (возникает при остром или хроническом стрессе и является ответом на действие стрессогенного фактора). Пациенты с вышеуказанными изменениями вошли в экспериментальную группу – 26 человек (15 девушек и 11 юношей). Этим студентам был рекомендован прием Грандаксина в качестве монотерапии. Препарат применялся по следующей схеме: в 1 -й день – 50 мг, начиная со 2-го дня и далее в течение 2 недель до первого экзамена -100 мг (50 мг утром и днем). Контрольную группу составили 12 студентов (7 девушек и 5 юношей) со сходными клиническими проявлениями, не получавшие специфической фармакотерапии.
В исследование не включались студенты, имеющие сопутствующие органические заболевания ЦНС; выраженную невротическую патологию; эндогенные депрессии, шизофрению и тревожно-депрессивные состояния, не связанные с психоэмоциональной напряженностью перед экзаменами; страдающие синдромом вегетативной дистонии гормональной этиологии, тяжелой соматической патологией (язвенная болезнь, бронхиальная астма, сахарный диабет) и злоупотребляющие алкогольными напитками или наркотическими веществами, а также с неблагополучным аллергоанамнезом.
Группу сравнения составили 15 человек (4 девушки и 11 юношей) – студенты с высокими адаптивными показателями (обычно не испытывающие тревогу перед экзаменами и без выраженных вегетативных изменений).
Для оценки эффективности лечения Грандаксином использовались современные методы исследования:
Результаты и их обсуждение
Результаты исследований продемонстрировали высокую эффективность Грандаксина у студентов с выраженным ПВС и тревогой ожидания (экспериментальная группа). У них наблюдался статистически достоверный регресс тревоги и вегетативных проявлений. В период экзаменационной сессии такие студенты ощущали себя более спокойными, уравновешенными, реальнее оценивали свои силы и возможности, могли лучше распланировать день, успешно справлялись с требуемыми нагрузками, при этом в течение дня чувствовали себя физически более активными. Большинство принимавших Грандаксин студентов отметили более легкое засыпание и улучшение качества сна без применения снотворных средств. В день сдачи экзаменов уровень тревоги не превышал допустимой нормы.
Суммарная балльная оценка вегетативных нарушений по шкале СВД (синдром вегетативной дистонии) при лечении Грандаксином достоверно снизилась с 50 до 32 баллов.
Достоверные положительные изменения выявились и по другим анкетам (субъективной оценки сна, астенических проявлений, гипервентиляционных нарушений), полностью соответствуя норме. Динамика различных проявлений вегетативной дистонии при применении Грандаксина представлена в таблице.
Динамика изменений психологических показателей при лечении Грандаксином была положительной. Уровень депрессивное™ по тесту Бека снизился статистически значимо с 15 до 8 баллов, а уровень реактивной тревожности по тесту Стилбергера – с 46 до 38 баллов.
Интересными оказались результаты инструментальных методов исследования. Субъективная оценка студентами своего состояния подтверждалась объективными показателями. Так, наиболее часто предъявляемой жалобой при первом осмотре было усиленное потоотделение в период наибольшего эмоционального напряжения, которое после проведенного курса лечения Грандаксином либо было незначительным, либо не отмечалось вовсе.
Таблица. Динамика балльной оценки клинических проявлений СВД у студентов в состоянии выраженного психоэмоционального напряжения, вызванного хроническим стрессом
Показатели | До лечения | После лечения |
Снижение работоспособности, быстрая утомляемость | 5,1 | 1,4 |
Эмоциональные нарушения | 6,0 | 1,2 |
Нарушения сна | 5,8 | 0,8 |
Нарушения аппетита | 3,2 | 0,7 |
Изменение окраски кистей, стоп | 2,7 | 0,9 |
Неприятные ощущения в кистях, стопах | 2,0 | 0,5 |
Повышенная потливость | 4,5 | 1,1 |
Повышенная температура тела без воспалительных заболеваний | 1,5 | 0,8 |
Изменение артериального давления (пониженное/повышенное систолическое) | 4,3 | 1,4 |
Головные боли | 1,9 | 0,2 |
Ощущение затруднения дыхания | 2,3 | 0,7 |
Неприятные ощущения в левой половине грудной клетки | 2,5 | 0,4 |
Нарушение функций желудочно-кишечного тракта | 4,1 | 1,2 |
Суммарная балльная оценка | 45,9 | 11,3 |
Анкета гипервентиляции | 20,2 | 3,25 |
Анкета астенических проявлений | ||
Анкета субъективных характеристик нарушений сна | 10,8 | 22,5 |
Кроме того, нами было установлено, что под влиянием Грандаксина укорачивается латентный период (с 2125 до 2010 мс) и увеличивается амплитуда (с 210 до 279 мв) ответов ВКСП со стоп. Это указывает на улучшение проводимости по симпатическим потоотделительным волокнам и клинически подтверждается уменьшением выраженности элементов феномена Рейно и гипергидроза.
Проанализировав результаты частотного анализа вариативности ритма сердца, мы обнаружили изменения на сегментарном уровне регуляции вегетативных функций. Было получено увеличение показателей вклада дыхательных волн в ритм сердца (с 20 до 34%), что указывает на сдвиг симпатико-парасимпатического баланса в сторону повышения парасимпатических влияний при состоянии расслабленного бодрствования. Вместе с тем проведение ортопробы показало изменение спектрального паттерна реагирования на нагрузку. В группе студентов, принимавших Грандаксин согласно рекомендациям, в отличие от тех, кто не проходил курс лечения данным препаратом, но имел выраженные психовегетативные изменения (контрольная группа), была отмечена нормализация соотношения спектральных составляющих ритма сердца. После завершения курса терапии студенты реагировали на физическую нагрузку так же, как обследуемые, вошедшие в группу сравнения. Это подтверждает превалирование симпатического влияния и указывает на более адаптационное и стрессоустойчивое реагирование обследуемых экспериментальной группы, чем студентов, составивших контрольную группу.
Полученные данные по электрофизиологическим показателям свидетельствуют об увеличении симпатической реактивности именно на сегментарном уровне вегетативной регуляции.
Заключение
Обобщив клинический опыт применения Грандаксина у студентов с выраженной психовегетативной симптоматикой в период хронического стресса, мы пришли к выводу о высокой клинической эффективности препарата: у 94% студентов при его приме нении отмечался очень хороший или хороший эффект. В течение всего периода приема Грандаксина не отмечалось даже незначительных побочных эффектов, что подтверждает хорошую переносимость препарата. В связи с этим рекомендованная схема его приема соблюдалась даже не слишком обязательными студентами, а главное – все они остались довольны результатами проведенного курса лечения. По мнению самих студентов, данная терапия помогла более успешно и значительно легче справиться с поставленными в период экзаменационной сессии задачами, несмотря на дополнительное время, которое они тратили на заполнение анкет и прохождение электрофизиологических исследований.
Таким образом, у студентов, находящихся в сильном психоэмоциональном напряжении, вызванном хроническим стрессом, чаще всего выявляются тревожные расстройства непсихотического уровня с выраженным ПВС психофизиологической природы. Рекомендовав прием препарата Грандаксин, мы воздействовали на уровень тревожности и вегетативные проявления, что привело к стабилизации данных показателей и значительно улучшило параметры стрессоустойчивое™, а значит и адаптации в ситуации психоэмоционального напряжения.
Таким образом, Грандаксин представляет собой эффективный препарат для лечения психоэмоциональных и вегетативных нарушений, обладающий выраженным стресспротективным действием.
Литература
1. Аведисова А.С. Старые и новые проблемы пограничной психиатрии. М, 1997. С. 58-67.
2. Ахапкин Р.В. Психиатрия и психофармакотерапия. 2003.
3. Измеров Н.Ф., Липенецкая Т.Д., Матюхин В.В. Стресс на производстве как важная составляющая проблемы психического здоровья в обществе. Российский психиатрический журнал. 2005. №2. С.10-18.
4. Лежнев А.Н. Болонский процесс и документы международных медицинских образовательных сообществ. М., 2005.156 с.
5. Соколов Е.И., Ющук Н.Д., Луцевич Э.В, Маев И.В, Ярема И.В, Лежнев А.Н. Основные направления совершенствования деятельности университета. М, 2001.208 с.
6. Demyttenatere K.J. Affect Disord. 1997. p. 43.
Комментарии
(видны только специалистам, верифицированным редакцией МЕДИ РУ)
Источник