Преодоление синдрома эмоционального выгорания психологов

“Выгореть можно лишь после того, как мы горели” – Анна Кушнерук экспертно о том, как преодолеть эмоциональное выгорание.

Анна Кушнерук – известный психоаналитик, специалист в области прикладного психоанализа, бизнес-психолог. Еstet-portal.com пообщался с профессионалом на актуальную тему – синдром эмоционального выгорания. 

Анна Кушнерук экспертно о том, как преодолеть эмоциональное выгорание

Эмоциональное выгорание – платформа для постоянного безвозвратного оттока энергии

Еstet-portal.com уточнил у эксперта, что представляет собой это явление. Эмоциональное выгорание способно привести нас к тяжелейшей клинической картине.

Анна, в чем первопричина возникновения эмоционального выгорания?

А.К. Это явление прежде всего касается нашей профессиональной деятельности, но уверяю Вас, эмоциональное выгорание – вот платформа для того, чтобы происходил постоянный безвозвратный отток энергии в любом направлении (будь то профессия или любовная жизнь).

Выгореть можно лишь после того, как мы горели: пылали страстью, энергией, идеей, творчеством и верой в то, что это приведёт нас к нашему представлению об успехе. Но случается так, что мы (ежедневно повторяя истощающий набор однотипных действий), утрачиваем смысл продолжать.

Утрата смысла проявляется  в трех направлениях:

  • отсутствие желанной (необходимой) обратной связи от близких, коллег, руководителей;
  • отсутствие достаточного вознаграждения;
  • отсутствие возможности конвертировать свои затраты в возможность жить комфортно, отдыхать, позволять себе радости  (как материально, так и пользуясь самым ценным ресурсом – временем.

Синдром эмоционального выгорания: в чем его опасность

Опасность выгорания в том, что оно способно привести нас к тяжелейшей клинической картине, к депрессии! И это – вовсе не плохое настроение или хандра, а утрата чувства и желания во всем.

Кто в группе риска

В группе риска находится каждый, кто стремится жить “модно” и в духе времени: быть максимально функциональным и эффективным.

Как психоаналитика меня ужасает то, насколько сегодня востребовано болезненное состояние, дисгармоничное,  убийственное для нашей психики.

По сути, это – стремление к маниакальному состоянию:

В группе риска те, кто не выдерживает и не отстаивает свои границы. Тот, кто не может сказать себе – «Стоп» и другим – «Нет».

Профвыгоранию больше подвержены мужчины или женщины?

В силу нашей нервной конституции и предрасположенности, женщины с меньшими усилиями способны ежедневно повторять рутинные действия и при этом “не сходить с ума”. Мужчины больше страдают от монотонности. Но хаос – беспорядок – постоянное выживание в бардаке и тщетные попытки его упорядочить – это путь к выгоранию.

Если быт и рутину превратить в уют и гармоничный упорядоченный распорядок – жить будет приятней.

21 век даёт возможность обоим полам быть востребованными в культуре. Замыкаться в рамках дома, кабинета, пола и отношений – вот дорога в никуда!

Профессиональное выгорание: какие его основные симптомы

Какие стадии развития синдрома?

Мне бы не хотелось уходить в стадийность, но важно обозначить главное: ежедневные «потерплю», «ещё немного», «ничего, не сахарный», «ок, уступлю», «посплю потом», «пропущу обед и сегодня», «потерплю и не пойду в туалет ещё часок» – это все как снежный ком наворачивается и окутывает нас пассивностью и отсутствием желания продолжать.

Как можно предупредить появление синдрома?

Все секреты и советы прописаны и доступны нам. Это принципы ЗОЖ:) Главное – найти комфортный для себя образ жизни, а не ставить рекорды своей ответственностью, и соблюдать правила здорового питания и тренировок. Радовать себя! Украшать свою жизнь приятными встречами, порядком, последовательностью. Позволить себе путешествия, новые знакомства, продолжать учиться! Всю жизнь.

Влюбляться. Это – лучшее лекарство.

Лечение синдрома профвыгорания: профессиональная помощь и методы самопомощи

Метод самопомощи – отказаться от нарциссического стремления “быть идеальным”. Признать себя живым, разным. Обнаружить себя человеком, который нуждается в поддержке и гармонии. Психотерапия – это возможность познакомиться с собой и перестать полагаться на чьи-то ожидания.

Антидепрессанты и седативные – необходимость при лечении или способ на время убрать симптомы?

Рекомендовать их назначение имеет право только профильный специалист. Самоназначение  препарата приведет к трагедии. Чаще всего, психотерапия и гармонизация образа жизни справляются просто прекрасно!

Могут ли близкие люди помочь человеку, у которого есть симптомы профвыгорания?

Да, они могут перестать критиковать и оценивать, волноваться, требовать помощи и внимания,
и просто сказать: «Я люблю тебя и ценю, я вижу, как много ты трудишься, и мне кажется, что это по-настоящему тяжело. Я готов попытаться облегчить твою жизнь тем, что буду выполнять твои просьбы. Ты можешь ко мне обращаться». Этого достаточно.

Одна профессия на всю жизнь – пережиток прошлого или оптимальный вариант?

Мы сегодня все – мультифункционалисты. Люди, которые могут найти себя в множестве даже не смежных направлений!
Образование – не равно профессия! Выбор, сделанный в 20 лет, не обязан длиться до последнего вздоха. Важно продолжать учиться и помнить, что в этой жизни можно и нужно успеть все, к чему стремится душа. Чаще всего, это смежное с детской игрой.

Можно ли избежать профвыгорания, работая на протяжении многих лет в одной сфере?

Читайте также:  Синдром общей интоксикации у детей

Безусловно! Соблюдая гармоничный для Вас образ жизни. Речь не о равном разделении 100 % времени между 4 основными сферами жизни. Это абсурд! В какие-то периоды совершенно уместно отдавать 70 % своего времени 1 направлению (например, новорождённый малыш, или любовные отношения, или прощание с близким человеком, который покидает этот мир).

Задача – научиться себя слышать, а не слушаться Сверх – Я (одна из структур нашего психического аппарата, которая очень условно диктует нам «ты должен»).

Некоторые (а, возможно, и многие) убеждены: «работа на то и работа, чтобы страдать от отпуска до отпуска». Имеет ли такой способ мышления право на жизнь, и как можно искоренить эту установку?

Работа – это 70% нашего жизненного времени. Посчитайте, сколько жизни можно “прострадать” и вспомните, что жизнь конечна. Работа – это не хобби, она может быть энергозатратной, она может быть сложной! Но она должна давать ресурс жить! Ресурс отдыхать! Интересоваться и главное – развиваться!

Насколько важно человеку найти свое призвание или дело по душе?

Безусловно, это очень важно. Смысл жизни – это жить с мыслью. Призвание – это озвученная мысль жизни.

Несколько Ваших советов, что помогут человеку найти его призвание:

  • Пробовать!
  • Учиться!
  • Путешествовать (не обязательно на другие континенты, можно даже в другой город)!
  • Осваивать новые навыки.
  • Танцевать! Рисовать! Петь!

Ведь это развитие того, что раньше в душе и теле было невостребованным.

Это – новый круг общения, новые отношения, новый виток жизни.

Подытоживая беседу со специалистом, estet-portal.com отмечает: синдром эмоционального выгорания – актуальная проблема современности, во избежание которой очень важно грамотно распределять нагрузку, научиться слушать себя, находить возможность переключаться с одного вида деятельности на другой, а также не забывать радовать себя, ведь счастье и гармония – ближе, чем нам, порой, кажется.

Читайте также: Синдром выгорания: как это обычно происходит

Читать больше на Estet-portal.com

Источник

Проблема эмоционального выгорания педагога-психолога

и способы ее преодоления.

Каждый из нас в течение всей своей жизни стремиться к чему-либо, чаще всего к чему-то хорошему… к успеху, признанию, материальному благополучию, стремится к реализации целей, желаний, стремится к любви, счастью и ко многому другому. Когда мы начинаем что-то делать, мы стараемся делать это хорошо. Не правда ли? Мы не стоим на месте, а из года в год стараемся совершенствовать свою деятельность, добиваться успеха, хотим чувствовать себя значимыми, нужными и ставим перед собой все новые и новые цели. Не случайно говорят: «Ни один человек уже не желает того, что у него есть. А всегда хочет чего иного, большего». Однако для того, чтобы все это происходило, необходимо вкладывать в свою работу и жизнь в целом не только физические и умственные усилия. Необходимо отдавать эмоции, волю, чувства, а зачастую и здоровье. Стремясь все к новым и новым целям, мы забываем о главном: без здоровья все теряет свой смысл.

В профессиональной деятельности совершенству нет предела, а вот у здоровья человека, физического и психологического, предел есть всегда. В последние годы все чаще говорят не только о профессиональном стрессе, но и синдроме профессионального выгорания, который рано или поздно постепенно испытывают педагоги, воспитатели, психологи и представители других коммуникативных профессий.

Педагогическая работа связана с огромной моральной ответственностью и психической напряженностью, которые негативно влияют на труд педагога, вызывая сильный эмоциональный стресс. Нас учат в институтах, что одним из основополагающих профессиональных качеств педагога является альтруизм и эмпатия. Однако педагога недостаточно готовят к возможной эмоциональной перегрузке, не формируют у него соответствующих знаний, умений, личностных качеств, необходимых для минимизации и преодоления эмоциональных трудностей профессии. Еще в 1927 году М. Рубинштейн писал о том, что педагогу важно развивать в себе умение “вживаться в чужую психику, даже перевоплощаться, но не растворяться в ней”, “стоять выше, но не ставить себя выше других».

Профессиональное выгорание – это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов педагога. Оно характеризуется состоянием хронической усталости, эмоционального истощения, опустошенности. В 1981 году А. Морроу предложил яркий образ, отражающий внутреннее состояние работника, испытывающего дистресс профессионального выгорания: «Запах горящей психологической проводки».

Синдром профессионального выгорания, который сопровождают снижение самооценки, одиночество, эмоциональное истощение, развивается постепенно. Он проходит три стадии:

  1. Первая стадия характеризуется приглушением эмоций, пустотой в душе, возникает тревожность, неудовлетворенность, чаще хочется сказать: «Оставьте меня в покое!».

  2. Вторая стадия чаще связана с вспышками раздражения, недопониманием с коллегами, клиентами, антипатией к ним. Все эти признаки проявляются неосознанно.

  3. На третьей стадии притупляются представления о ценностях жизни, появляется равнодушие ко всему.

В настоящее время в образовательных организациях работают квалифицированные психологи, обладающими достаточными знаниями и умениями по проведению профилактической и консультативной работы среди коллег, направленной на предотвращение проблем эмоционального выгорания в коллективе. К психологу образовательной организации обращаются не просто как к специалисту из области детской психологической науки. К нему идут как к другу, помощнику, советчику, иногда просто чтобы выговориться, из потребности быть услышанным, понятым. Психологу приходится быть миротворцем, то есть сглаживать конфликты, искать пути решения вопросов взаимоотношений родителей, детей, педагогов. Эта работа требует огромных эмоциональных усилий и напряжения чувств. Однако, оказывая помощь другим, психолог сталкивается с собственной проблемой – как самому не стать жертвой эмоционального выгорания. Ведь от этого зависит качество оказания психологической помощи не только коллегам, но и детям, их родителям. Поэтому как никогда становятся актуальны советы и рекомендации по сохранению собственного психического здоровья, которые психолог может применить в своей повседневной жизни.

Читайте также:  Астено вегетативный синдром и гомеопатия

Одним из важных профессиональных умений психолога является способность к рефлексии, самоанализу. Это умение возможно использовать в «личных» целях. Для того, чтобы расти, развиваться, полноценно жить, сохраняя свою творческую форму, психологу необходимо оценить свои возможности:

  1. Описать свою работу в условиях конфиденциальности.

  2. Получать обратную связь.

  3. Постоянно развивать свои профессиональны навыки, получать новые знания.

  4. Научиться «выпускать пар», если испытываешь злость, усталость от перегрузок, теряешь веру в себя.

  5. Уважать свои чувства – как позитивные (радость, удовлетворение), так и негативные (подавленность, горечь неудачи).

  6. Чувствовать себя оцененным коллегами.

Одним из эффективных является следующее упражнение. Подумайте: какие из перечисленных возможностей удовлетворены в настоящее время в вашей жизни в достаточной мере? Какие из этих возможностей не удовлетворены полностью или не удовлетворяются вообще? Что можно сделать в своей нынешней ситуации, чтобы их удовлетворить? Постарайтесь быть максимально конкретными в ответе на этот вопрос. Подумайте о том, где бы вы могли удовлетворить эти потребности, кто бы мог вам в этом помочь, кто или что могло бы этому помешать – во внешней ситуации или в себе самом. С какими трудностями вы могли бы столкнуться, в чем вы нуждаетесь, чтобы их преодолеть?

Данное упражнение можно выполнять не только индивидуально, но и с партнером.

Проанализировать причины внутренних барьеров, мешающих позаботиться о себе, поможет следующее упражнение.

Выберите партнера для упражнения, в котором вы постараетесь определить, как вы должны позаботиться о себе и что мешает вам это сделать. Опишите ситуацию. Возьмите на себя роль той части, которая нуждается в помощи, и выразите ее в действиях. Затем возьмите на себя роль той части, которая мешает вам позаботиться о себе, и выразите ее в действиях. Пусть партнер возьмет на себя эти роли. Обсудите альтернативы и выразите это в действии.

Каждый психолог знает, что при возникновении стрессовой ситуации необходимо:

1. Выйти из нее приемлемым способом

2. Найти собственный ресурс, чтобы эта стрессовая ситуация не повлекла за собой проблемы со здоровьем (психологическом или физическом)

Что можно предпринять в качестве «скорой помощи»? (чтобы выйти из ситуации):

Если почувствовали, что эмоции зашкаливают, можно:

• Выйти и ополоснуть руки холодной водой, умыть лицо.

• Медленно сосчитать предметы, эмоционально окрашенные нейтрально, например, листья на цветке, буквы на странице и т. д.

• Вспомнить подробно 20 сделанных вами вчера дел.

• Перечислить 20 качеств, которые вам в себе нравятся.

• Если позволяют обстоятельства, разорвать несколько листов бумаги или газет на мелкие кусочки, что-нибудь разбить (тарелку, чашку).

• Сделать так называемую «передышку», используя дыхательную гимнатистику. В течение нескольких минут дышать медленно, спокойно и глубоко, можно с закрытыми глазами. Считайте до пяти, пока делаете вдох, и до семи, когда выдыхаете. Так выполнить 10 вдохов и 10 выдохов. Сама по себе концентрация внимания на счете дыхания выключает эмоции и включает разум.

• Заняться физическим трудом или выполнить физические упражнения (можно просто что-то кидать).

Все эти приемы, особенно последние помогают снять напряжение в течение дня, высвобождают адреналин, то есть дают выход негативной энергии, а в конечном счете действуют успокаивающе.

Важно помнить, что у каждого из нас есть ресурсы, которые многие используют неосознанно, а кто-то опытным путем пришел к такому способу решения проблем, в любом случае, эти приемы работают. Они являются для нас источником положительных эмоций, приносят нам удовольствие. Можно привести пример способов работы со стрессом, которые предлагают психологи кафедры НИРО:

• Физическая активность.

Любая физическая нагрузка.

• Интенсивная деятельность.

Неважно какая: мытье посуды, уборка по дому, стирка руками, какое-то конкретное дело.

• Плач.

Это первый шаг при попытке преодолеть душевную боль. Помогает снять напряжение, вывести адреналин, расслабляет. Только плач такой навзрыд, громкий, свободный (а не сдерживание слез, потихоньку в уголочке, чтоб никто не видел)

• Смех, юмор.

Если посмотреть на ситуацию с другой стороны, можно найти в ней что-то смешное, комичное и позволить себе посмеяться над ситуацией или над собой.

• Вербализация переживаний.

Проговаривание вслух того, что беспокоит (можно в присутствии других людей, но тогда, говорить только о себе, о своих чувствах, а можно в одиночестве) Высказанные вслух слова снимают напряжение.

• Взаимодействие с другими людьми с целью решения проблем.

Когда мы позволяем другим людям (друзьям, знакомым, незнакомым, профессионалам психологам или психотерапевтам) узнать о своих проблемах, напряжение снимается.

Читайте также:  Нестероидных противовоспалительных средств для устранения болевого синдрома

• Досуг.

Любое хобби, чтение (поэзия, проза, «желтая пресса»), музыка (своим успокаивающим действием известны произведения Моцарта), танцы, игры с детьми, прогулки на природе, секс.

• Отдых в «чистом виде»

Какое-то время позволить себе ничего не делать (хотя бы считая до 10!)

• Релаксация

Освоение приемов релаксации: дыхательные упражнения, аутогенная тренировка, мышечная релаксация, медитация. (эти способы требуют времени и желания, овладеть ими можно и самостоятельно, и в группе под руководством тренера, главное найти подходящий лично вам)

• Решение проблем, вызывающих стресс.

Анализ проблемы, рефлексия собственных чувств, поиск вариантов решения, выбор, действие. (Может осуществляться самостоятельно или при направляющей помощи другого специалиста).

Еще один подход к тому, как психолог может позаботиться о себе, разработан в рамках трансактного анализа. Он основан на осознании и проработке подкрепляющих и ограничивающих сообщений, звучащих в каждом из нас и способствующих нашему личностному и профессиональному росту или тормозящих его.

Примеры ограничивающих сообщений

Примеры подкрепляющих сообщений

Не чувствуй!

Живи, исследуй мир, питай свои чувства!

Не проявляй инициативу!

Учись говорить «нет»! Ищи свои границы! Это хорошо!

Не доверяй своей интуиции!

Это нормально – иметь свой взгляд на мир!

Не будь сильным!

Это нормально – быть собой!

Не будь тем, кто ты есть!

Это нормально – искать свои собственные моральные принципы и убеждения!

Не спорь!

Это нормально – не сравнивать себя с другими!

Не делай ошибок!

Это нормально- ошибаться и пробовать свои силы!

Полезно научиться ежедневно использовать подкрепления, потому как это здоровые сообщения, которые противоположны по своему содержанию внутренним убеждениям, сопровождающих стресс, например:

  • Я люблю себя, я достоин любви.

  • Я доверяю миру.

  • У меня прекрасный брак.

  • У меня хорошие дети.

  • Я доверяю своим чувствам, тому, что я делаю и хочу делать.

  • Я доверяю себе.

Использование подкреплений в процессе работы над собой может состоять в том, чтобы сформулировать свои цели в настоящем времени так, как будто они уже достигнуты: Я хочу научиться быть довольным собой – Я могу быть довольным собой. Анализируя свою проблему, важно постараться определить, какие ограничивающие сообщения создают или поддерживают эту проблему, какие подкрепляющие сообщения можно было бы им противопоставить.

Профессиональная жизнь психолога, как и любого другого человека, не существует изолированно. Она вплетена в ткань нашего повседневного существования. Хотя понятие «эмоциональное выгорание» связывают по преимуществу с работой, но невозможно не признать, что все сферы нашей жизни взаимосвязаны и взаимно влияют друг на друга. Поэтому необходимо время от времени отражать и оценивать свою жизненную ситуацию в целом. В этом может помочь упражнение «Колесо личного благополучия».

Цель – осознание ресурсов и резервов в личной и профессиональной сфере

как источников профилактики эмоционального выгорания.

Материалы: раздаточный материал № 1, фломастеры

Инструкция:

  1. Отметьте точкой на каждой спице колеса то, как вы оцениваете свое

состояние в данный момент.

  1. Проведите линию, последовательно соединяющую эти точки друг с

другом.

  1. Сравните контуры «идеального колеса» с той фигурой, которая

получилась после соединения точек.

  1. Обсуждение: Какая сфера жизнедеятельности у вас наиболее

благополучна? А какая – наименее?

5 Рассмотрите получившийся от соединения

точке контур. Похож ли он на круг? Может ли ваше «колесо катиться по

жизни»? какие чувства оно у вас вызывает?

6 Что бы вам хотелось изменить?

В завершении предлагаем рекомендации на каждый день:

1. Каждый раз перед сном прокручивайте в своей памяти все приятные события дня. Радуйтесь каждому прожитому мгновению, благодарите за него. Так вы постепенно будете учиться мыслить позитивно.

2. Когда у вас хорошее настроение, обязательно поделитесь им с окружающими.

3. Смейтесь, когда вам смешно. Даже если вы смеетесь над собой. Это полезно.

4. Старайтесь чаще улыбаться. Это поможет вам наладить общение с окружающими. Кроме того, улыбчивый человек выглядит более привлекательным.

5. Старайтесь видеть позитивное даже в негативном. Извлекайте уроки из неприятных ситуаций.

6. Помните, есть события в жизни, которые нельзя изменить или исправить, но их можно пережить.

Список литературы

1. Краткий справочник практического психолога Н.Н. Ежова. – Изд. 2-е.-Ростов нД: Феникс, 2014.- 318 с.: ил.- (Психологический практикум).

2. Мастерство психологического консультирования. Под ред. А.А. Бадхена, А.М. Родиной. – СПб.: Речь, 2006.-240 с.

3. Орел, В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования и перспективы [Текст] / В.Е. Орел // Психологический журнал. – 2001. Т. 22. №1. – С. 47-56.

4. Психология профессионального здоровья. Учебное пособие [Текст] / Под ред. проф. Г.С. Никифорова. – СПб.: Речь, 2006. – 480с.

5. Форманюк, Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» учителя [Текст]; учебное пособие. / Т.В. Форманюк. – М.: Просвещение, 2004. – 356с.

Екатерина Сергеевна Чуксина, педагог-психолог МКДОУ «Детский сад «Улыбка», города Жиздры Калужской области

Адрес: Калужская область Жиздринский район город Жиздра индекс 249340

Кт 89208717389

Источник