Презентации по синдрому профессионального выгорания

1
Синдром профессионального выгорания Мороз Екатерина 2ПСР
2
Профессиональное выгорание это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально- энергических и личностных ресурсов работающего человека. По существу, профессиональное выгорание это дистресс или третья стадия общего адаптационного синдрома стадия истощения (по Г. Селье).
3
Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки» или «освобождения» от них.
4
КАКИЕ РАБОТНИКИ СОСТАВЛЯЮТ ГРУППУ РИСКА? Во-первых, профессиональному выгоранию больше подвержены сотрудники, которые по роду службы вынуждены много и интенсивно общаться с различными людьми, знакомыми и незнакомыми. Прежде всего это руководители, менеджеры по продажам, медицинские и социальные работники, консультанты, преподаватели, полицейские и т. п. Во-вторых, синдрому профессионального выгорания больше подвержены люди, испытывающие постоянный внутриличностный конфликт в связи с работой. Чаще всего как в России, так и за рубежом это женщины, переживающие внутреннее противоречие между работой и семьей, а также «прессинг» в связи с необходимостью постоянно доказывать свои профессиональные возможности в условиях жесткой конкуренции с мужчинами. В-третьих, профессиональному выгоранию больше подвержены работники, профессиональная деятельность которых проходит в условиях острой нестабильности и хронического страха потери рабочего места. В России к этой группе относятся прежде всего люди старше 45 лет, для которых вероятность нахождения нового рабочего места в случае неудовлетворительных условий труда на старой работе резко снижается по причине возраста
5
В-четвертых, на фоне перманентного стресса синдром выгорания проявляется в тех условиях, когда человек попадает в новую, непривычную обстановку, в которой он должен проявить высокую эффективность. Например, после лояльных условий обучения в высшем учебном заведении на дневном отделении молодой специалист начинает выполнять работу, связанную с высокой ответственностью, и остро чувствует свою некомпетентность. В этом случае симптомы профессионального выгорания могут проявиться уже после шести месяцев работы. В-пятых, синдрому выгорания больше подвержены жители крупных мегаполисов, которые живут в условиях навязанного общения и взаимодействия с большим количеством незнакомых людей в общественных местах.
6
Симптомы, составляющие синдром профессионального выгорания, условно можно разделить на три основные группы: психофизические социально- психологические поведенческие
7
К психофизическим симптомам профессионального выгорания относятся такие, как: чувство постоянной, непроходящей усталости не только по вечерам, но и по утрам, сразу после сна (симптом хронической усталости); ощущение эмоционального и физического истощения; снижение восприимчивости и реактивности на изменения внешней среды (отсутствие реакции любопытства на фактор новизны или реакции страха на опасную ситуацию); общая астенизация (слабость, снижение активности и энергии, ухудшение биохимии крови и гормональных показателей); частые беспричинные головные боли; постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта;
8
резкая потеря или резкое увеличение веса; полная или частичная бессонница (быстрое засыпание и отсутствие сна ранним утром, начиная с 4 час. утра или, наоборот, неспособность заснуть вечером до 2-3 час. ночи и “тяжелое” пробуждение утром, когда нужно вставать на работу); постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение всего дня; одышка или нарушения дыхания при физической или эмоциональной нагрузке; заметное снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания, потеря внутренних, телесных ощущений.
9
К социально-психологическим симптомам профессионального выгорания относятся такие неприятные ощущения и реакции, как : безразличие, скука, пассивность и депрессия (пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности); повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события; частые нервные “срывы” (вспышки немотивированного гнева или отказы от общения, “уход в себя”); постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет (чувство вины, обиды, подозрительности, стыда, скованности); чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что “что-то не так, как надо”); чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что “не получится” или человек “не справится”; общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу “Как ни старайся, все равно ничего не получится”).
10
К поведенческим симптомам профессионального выгорания относятся следующие поступки и формы поведения работника: ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее все труднее и труднее; сотрудник заметно меняет свой рабочий режим дня (рано приходит на работу и поздно уходит либо, наоборот, поздно приходит на работу и рано уходит); вне зависимости от объективной необходимости работник постоянно берет работу домой, но дома ее не делает; руководитель отказывается от принятия решений, формулируя различные причины для объяснений себе и другим;
11
чувство бесполезности, неверие в улучшения, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам; невыполнение важных, приоритетных задач и «застревание» на мелких деталях, не соответствующая служебным требованиям трата большей части рабочего времени на мало осознаваемое или не осознаваемое выполнение автоматических и элементарных действий; дистанцированность от сотрудников и клиентов, повышение неадекватной критичности; злоупотребление алкоголем, резкое возрастание выкуренных за день сигарет, применение наркотических средств.
12
Если вы замечаете эти симптомы у себя и своих коллег, необходимо выполнить ряд действий, защищающих вашу психику от вредного влияния синдрома. В первую очередь, вам нужен отдых. Подумайте об этом сами и объясните это своему руководителю – без такой возможности вы не сможете полноценно выполнять вашу работу.
13
Профилактика выгорания: использование “тайм-аутов”, что необходимо для обеспечения психического и физического благополучия (отдых от работы); определение краткосрочных и долгосрочных целей овладение умениями и навыками саморегуляции (релаксация, идеомоторные акты, определение целей и положительная внутренняя речь способствуют снижению уровня стресса, ведущего к выгоранию);
14
Отдых!
15
уход от ненужной конкуренции эмоциональное общение (когда человек анализирует свои чувства и делится ими с другими, вероятность выгорания значительно снижается или процесс этот оказывается не столь выраженным), кроме этого важно иметь друзей из других профессиональных сфер, чтобы иметь возможность отвлекаться от своей работы ; поддержание хорошей физической формы (не стоит забывать, что между состоянием тела и разумом существует тесная связь: неправильное питание, злоупотребление спиртными напитками, табаком усугубляют проявления синдрома выгорания).
16
Берегите себя и своих близких! Не доводите себя до такой стадии!
Источник
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Синдром профессионального выгорания ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ. КАЛИНОВКА, 2012г.
2 слайд
Описание слайда:
«Здоровье – состояние полного физического, духовного, социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических отклонений». ( определение ВООЗ, 1976г.) Психологическое здоровье – это умение человека гармонично сосуществовать с собой и с окружающим миром.
3 слайд
Описание слайда:
Показатели уровня психологического здоровья человека: то, как он относится к себе; то, как он относится к другим людям; то, как он относится к жизненным препятствиям. Признаками психологически здорового отношения к себе является умение оценивать собственную личность: толерантно; адекватно; позитивно; уравновешенно; с уважением; уверенно.
4 слайд
Описание слайда:
Признаками психологически здорового отношения к другим людям можно считать такие умения: любить и уважать их; учитывать их потребности и интересы; доверять людям; не унижать людей и не давать им унижать себя; быть толерантным; быть ответственным за себя и за других; чувствовать себя частью группы. При сталкивании с жизненными трудностями и проблемами психологически здоровый человек: стремится разрешить неурядицы; не боится взять на себя ответственность; намечает реально достижимые цели; умеет самостоятельно принимать решения; любит прикладывать усилия к выполнению заданий, не ищет легких путей.
5 слайд
Описание слайда:
ТРИ ПОДХОДА К ОПРЕДЕЛЕНИЮ СИНДРОМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ Первый – состояние физического, психического и прежде всего эмоционального истощения, вызванного длительным пребыванием в эмоционально заряженных ситуациях общения. Профессиональное выгорание толкуется здесь приблизительно как «синдром хронической усталости». Второй- двоизмерительная модель, которая состоит, во-первых, из эмоционального истощения и , во-вторых, из деперсонализации, то есть ухудшения отношения к другим, а иногда и к себе. Третий – трикомпонентная система, которая состоит из эмоционального истощения, деперсонализации и редукции собственных личностных стремлений.
6 слайд
Описание слайда:
Г. Робертс классифицирует приведенные симптомы как изменения в поведении; изменения в мышлении; изменения в чувствах; изменения в здоровье;
7 слайд
Описание слайда:
На данный момент синдром профессионального выгорания имеет уже диагностический статус в «Международной классификации болезней 10»: «Z73 – проблемы, связанные с трудностями управления собственной жизнью». Синдром выгорания – сложный психофизиологический феномен, эмоциональное, умственное и физическое истощение из-за длительной эмоциональной нагрузки.
8 слайд
Описание слайда:
КЛАССИФИКАЦИЯ СИМПТОМОВ ПРОФЕСИИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ В. БОЙКО СОГЛАСНО ЕГО «МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИКИ УРОВНЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ»
9 слайд
Описание слайда:
Напряжение – чувство эмоционального истощения, усталости, вызванной собственной профессиональной деятельностью. переживание психотравмирующих обстоятельств; недовольство собой; «загнанность в глухой угол»; тревога и депрессия.
10 слайд
Описание слайда:
Резистенция – чрезмерное эмоциональное истощение, которое провоцирует возникновение и развитие защитных реакций, которые делают человека эмоционально закрытым, отстраненным, безразличным. неадекватное избирательное эмоциональное реагирование; эмоционально-моральная дезориентация; расширение сферы экономии эмоций; редукция профессиональных обязанностей.
11 слайд
Описание слайда:
Истощение – психофизическое переутомление, опустошенность, нивелирование собственных профессиональных достижений, нарушение профессиональных коммуникаций, циничное отношение к тем, с кем приходится общаться по рабочим вопросам, хронические психосоматические нарушения. эмоциональный дефицит; эмоциональное отчуждение; личностное отчуждение (деперсонализация); психосоматические и психовегетативные нарушения.
12 слайд
Описание слайда:
Признаки синдрома (по Н. Аминову) истощение, усталость; психосоматические осложнения; бессонница; негативные установки по отношению к подчиненным; негативные установки по отношению к своей работе; пренебрежение исполнением своих обязанностей; злоупотребление психостимуляторами (табак, кофе, алкоголь, лекарства); уменьшение аппетита или переедание; негативное самооценивание; усиление агрессивности(раздражительности, напряженности); рост пассивности(цинизм, пессимизм, безнадежность, апатия); чувство вины.
13 слайд
Описание слайда:
Синдром профессионального выгорания является стрессовой реакцией, которая возникает в следствие длительных профессиональных стрессов средней интенсивности. Канадский физиолог-эндокринолог Ганс Селье в свое время предложил три стадии стрессового процесса: тревога, резистентность и истощение. Если педагог реагирует адекватным, адаптивным образом – он более эффективно и успешно действует и повышает свою функциональную активность и уверенность, тогда как дезадаптивные реакции ведут по спирали вниз, к профессиональному выгоранию. Когда требования (внутренние и внешние) постоянно преобладают над ресурсами (внутренними и внешними), у человека нарушается состояние равновесия. Беспрерывное или прогрессирующее нарушение равновесия неминуемо приводит к профессиональному выгоранию.
14 слайд
Описание слайда:
Выгорание – это не просто результат стресса. Симптомы, которые возникают первыми: общее чувство усталости; враждебное отношение к работе; неопределённая обеспокоенность; восприятие работы как такой, которая постоянно усложняется и становится менее результативной; педагог может легко впадать в гнев; раздражительность и ощущение разбитого состояния; сосредоточение внимания на деталях; настрой особенно негативно ко всем событиям.
15 слайд
Описание слайда:
Профессиональное выгорание и направленность педагогических способностей. 3 группы профессиональных способностей: личностные – черты характера; дидактические – передача информации; организационно-коммуникативные – организаторская функция и общение.
16 слайд
Описание слайда:
Классификация профессиональных способностей педагога, предложенная Е. Роговым: «организатор» – лидер, требовательность, сильная воля, энергичность; «предметник» – рационализм, наблюдательность, профессиональная компетентность, стремление к творчеству; «коммуникатор» – экстраверт, общительность, доброта, внешняя привлекательность, эмоциональность, эмпатия; «интеллигент» – высокий интеллект, принципиальность, общая культура.
Курс профессиональной переподготовки
Педагог-психолог
Курс повышения квалификации
Курс повышения квалификации
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Краткое описание документа:
На данный момент синдром профессионального выгорания имеет уже диагностический статус в «Международной классификации болезней 10»: «Z73 – проблемы, связанные с трудностями управления собственной жизнью».
Синдром выгорания – сложный психофизиологический феномен, эмоциональное, умственное и физическое истощение из-за длительной эмоциональной нагрузки.
Синдром профессионального выгорания является стрессовой реакцией, которая возникает в следствие длительных профессиональных стрессов средней интенсивности. Канадский физиолог-эндокринолог Ганс Селье в свое время предложил три стадии стрессового процесса: тревога, резистентность и истощение.
Если педагог реагирует адекватным, адаптивным образом – он более эффективно и успешно действует и повышает свою функциональную активность и уверенность, тогда как дезадаптивные реакции ведут по спирали вниз, к профессиональному выгоранию.
Когда требования (внутренние и внешние) постоянно преобладают над ресурсами (внутренними и внешними), у человека нарушается состояние равновесия. Беспрерывное или прогрессирующее нарушение равновесия неминуемо приводит к профессиональному выгоранию.
Оставьте свой комментарий
Источник