Презентация синдром выгорания у педагогов

Презентация синдром выгорания у педагогов thumbnail

Вступление на семинаре- пактикуме «Модный педагог».

Добрый день, уважаемые коллеги.

(Слайд1)  

В последние годы в России, так же как и в развитых странах, все чаще говорят не только о профессиональном стрессе, но и о синдроме профессионального выгорания работников.

Что же такое профессиональное выгорание?

 (Слайд 2)

Одной из профессиональных проблем, связанных со здоровьем педагогов, является так называемое «выгорание». Часто его называют «эмоциональным» или «профессиональным выгоранием».

(Слайд3)

Профессиональное выгорание – это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоциональных, энергетических и личностных ресурсов работающего человека.

(Слайд4)

Причины возникновения симптомов «профессионального выгорания» у педагогов:

  • Повышенная ответственность педагога в выполнении своих профессиональных функций.
  •  Загруженность в течение рабочего дня.
  •  Высокая эмоциональная включенность в деятельность – эмоциональная перегрузка.
  •  Неблагоприятные социальные условия и психологическая обстановка на рабочем месте.
  •  Необходимость владения современными методиками и технологиями обучения.
  •  Неумение регулировать собственные эмоциональные состояния.
  •  Ответственность перед администрацией, коллегами за результаты своего труда.

(Слайд5)

Ситуации, влияющие на возникновение симптомов «профессионального выгорания».

  • Начало своей деятельности после отпуска, курсов.
  •  Проведение открытых занятий, мероприятий, на которые было потрачено много сил, а в результате не получено соответствующего удовлетворения.
  •  Окончание учебного года.
  • Ситуации негативного, эмоционального общения с участниками образовательного процесса

(Слайд 6)

Признаки «профессионального выгорания»

  • сниженный эмоциональный фон, эмоциональная вялость, отстраненность в общении с окружающими;
  • негативное, подчас циничное отношение как к субъектам профессиональной деятельности, так и к коллегам;
  • нарастающее безразличие к своим должностным обязанностям, снижение трудовой активности и мотивации;
  • ощущение собственной профессиональной несостоятельности и неудовлетворенности работой;
  • немотивированная или неадекватная агрессивность, недовольство собой и окружающими;
  • неадекватная самооценка результатов профессиональной деятельности и снижение персональной ответственности за них;
  • ухудшение соматического состояния, головные боли, нарушения сна и т.д.
  • снижение качества жизни в целом.

(Слайд 7) 

Стадии «профессионального выгорания»

  Напряжения- начинается приглушение эмоций; педагог неожиданно замечает: вроде бы все пока нормально, но … скучно и пусто на душе; исчезают положительные эмоции, появляется некоторая отстраненность в отношениях с коллегами; возникает состояние тревожности, неудовлетворенности.

Раздражения – снижается потребность в общении с друзьями и коллегами; появляется устойчивая негативность восприятия себя и других; нарастает апатия; появляется повышенная раздражительность.

Стадия творческого кризиса -полная потеря интереса к работе и к жизни, эмоциональное безразличие, ощущение отсутствия сил, озлобленность, грубость, резкость в общении, развитие психосоматических заболеваний. Человек стремиться к уединению.

(Слайд 8) зачитать

Эмоциональное истощение обнаруживает себя в чувствах беспомощности, безнадежности, в эмоциональных срывах, усталости, снижении энергетического тонуса и работоспособности, возникновении физического недомогания. Возникает чувство «приглушенности», «притупленности» эмоций, наступает безразличие к потребностям других людей.

 Деперсонализация проявляется в деформации отношений с другими людьми. В одних случаях это может быть повышение зависимости от других. В других случаях – повышение негативизма по отношению к людям. При появлении деперсонализации педагог перестает воспринимать воспитанников как личностей. Он дистанцируется, ожидая от них самого худшего. Негативные реакции проявляются по-разному: нежелание общаться, склонность унижать, игнорировать просьбы.

Сворачивание личных достижений – третий компонент выгорания. Может проявляться либо в тенденции к негативному оцениванию себя, своих профессиональных достижений и успехов, негативизме относительно служебных достоинств и возможностей, либо в редуцировании собственного достоинства, ограничении своих возможностей, обязанностей по отношению к другим.

(Слайд 9)

Каким же образом мы можем помочь себе избежать выгорания?

(Слайд10)

Наиболее доступным в качестве профилактических мер является использование способов саморегуляции и восстановления себя.

Слайд11 зачитать

Слайд 12

Я предлагаю Вам сейчас заняться «Методом быстрого снятия сильного эмоционального и физического напряжения».

Этот метод включает в себя серию упражнений по произвольному напряжению и расслаблению основных мышечных групп.

Упражнение «Муха».

Цель: снятие напряжения с лицевой мускулатуры.

Сядьте удобно: руки свободно положите на колени, плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте, что на ваше лицо пытается сесть муха. Она садится то на нос, то на рот, то на лоб, то на глаза. Ваша задача: не открывая глаз, согнать назойливое насекомое.

Упражнение «Лимон».

Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.

Сядьте удобно: руки свободно положите на колени (ладонями вверх), плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь представьте себе, что лимон находится в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните свои ощущения. Затем выполните упражнение одновременно двумя руками. Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя.

Упражнение «Сосулька» .

Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.

Встаньте, пожалуйста, руки поднимите вверх и закройте глаза. Представьте, что вы — сосулька или мороженое. Напрягите все мышцы вашего тела: ладони, плечи, шею, корпус, живот, ягодицы, ноги. Запомните эти ощущения. Замрите в этой позе Заморозьте себя. Затем представьте, что под действием солнечного тепла вы начинаете медленно таять. Расслабляйте постепенно кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т.д. Запомните ощущения в состоянии расслабления. Выполняйте упражнение до достижения оптимального психоэмоционального состояния. Выполним упражнение ещё раз.

Читайте также:  Лучшие препараты от похмельного синдрома

Слайд 13 зачитать

Слайд 14

Давайте немного расслабимся, представим себя на уединенном пляже и послушаем прекрасную музыку.

Слайд 15 зачитать

Слайд 16 зачитать

Слайд 17 Сейчас я предлагаю вам напомнить друг другу о своих положительных качествах. Для этого один из вас возьмет мягкий мячик и скажет другому, выбранному им человеку, назвав его по имени, о том, что ему в нем нравится, что у того хорошо получается, продолжив фразу: «Мне нравится, что ты… » Например, «Иван, мне нравится, что ты умеешь сохранять спокойствие в трудных ситуациях».

Тот, кто получит мячик, должен ответить: «Да, я… а еще я… » — и назвать три вещи, которые он умеет делать.

Например, «Да, я умею быть спокойным в трудных ситуациях. А еще я умею хорошо играть в волейбол, улыбаться и помогать другим».

 Слайд 18 зачитать

Слайд 19зачитать

Слайд 20 Спасибо за внимание.

Источник

Слайд 1

Синдром эмоционального выгорания

Слайд 2

Термин «burnout» – «выгорание», «сгорание» предложил Г. Фрейденбергер (Н. Freudenberger) в 1974 году для описания деморализации, разочарования и крайней усталости, наблюдаемых у специалистов, работающих в системе профессий «человек-человек». Немного истории

Слайд 3

В 1981 г. А. Морроу предложил яркий эмоциональный образ, отражающий, по его мнению, внутреннее состояние работника, испытывающего дистресс профессионального выгорания: «Запах горящей психологической проводки». Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки», или «освобождения» от них.

Слайд 4

В. В. Бойко под эмоциональным выгоранием понимает “выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на избранные психотравмирующие воздействия”.

Слайд 5

Фазы и симптомы стресса (В.В.Бойко) Нервное (тревожное) напряжение Резистенция, то есть сопротивление Истощение

Слайд 6

Фаза напряжения. Нервное (тревожное) напряжение служит предвестником и “запускающим” механизмом в формировании эмоционального выгорания. Фаза резистенции (сопротивление нарастающему стрессу). В этой фазе человек пытается более или менее успешно оградить себя от неприятных впечатлений. Фаза истощения. Фаза истощения сопровождается общим падением энергетического тонуса и ослаблением нервной системы, оскудением психических ресурсов. Фазы эмоционального выгорания

Слайд 7

специфика профессиональной педагогической деятельности (необходимость сопереживания, сочувствия, нравственная ответственность за жизнь и здоровье вверенных ему детей, стаж работы) организационный фактор: перегруженность рабочей недели; низкая оплата труда; напряженный характер работы; служебные неприятности; неудовлетворенность работой: отсутствие четкой связи между процессом обучения и получаемым результатом, несоответствие результатов затраченным силам; демократические преобразования в области образования, приведшие к изменению взаимоотношений между субъектами учебно-воспитательного процесса. Неблагополучная атмосфера в педагогическом коллективе: однополый состав коллектива, наличие конфликтов по вертикали и горизонтали, нервозная обстановка побуждают одних растрачивать эмоции, а других искать способы экономии своих психических ресурсов. Внешние факторы, провоцирующим выгорание

Слайд 8

коммуникативный фактор: отсутствие навыков коммуникации и умения выходить из трудных ситуаций общения с детьми, родителями, администрацией; неумение регулировать собственные эмоциональные ситуации ролевой и личностный фактор (индивидуальный): тяжелые заболевания близких, материальные затруднения, личностная неустроенность, плохие взаимоотношения между супругами, отсутствие нормальных жилищных условий, недостаток внимания, уделяемого домочадцами. Неудовлетворенность своей самореализацией в различных жизненных и профессиональных ситуациях. Внутренние факторы

Слайд 9

” педантичный”, характеризующийся добросовестностью, возведенной в абсолют, чрезмерной, болезненной аккуратностью, стремлением в любом деле добиться образцового порядка (даже в ущерб себе ) Типы личности, которым угрожает СЭВ

Слайд 10

“демонстративный”, стремящийся первенствовать во всем, всегда быть на виду. Этому типу свойственна высокая степень истощаемости при выполнении даже незаметной рутинной работы

Слайд 11

” эмотивный”, состоящий из впечатлительных и чувствительный людей. Их отзывчивость, склонность воспринимать чужую боль как собственную граничит с патологией, с саморазрушением.

Слайд 12

чувство безразличия, эмоционального истощения, изнеможения (человек не может отдаваться работе так, как это было прежде); дегуманизация (развитие негативного отношения к своим коллегам и клиентам); негативное самовосприятии в профессиональном плане (ощущение недостатка чувства профессионального мастерства). Синдром эмоционального выгорания имеет следующие проявления

Слайд 13

Резкое повышение утомляемости Хроническая усталость Головные боли Восприимчивость к изменениям внешней среды Изменение артериального давления Астения (бессилие, слабость) Ограничение движений в шее, боли в спине Непроизвольные движения – сжимание кулаков, зажатость Увеличение или потеря веса Одышка Бессонница Половая дисфунцкия физические симптомы

Слайд 14

Пессимизм цинизм чёрствость безразличие агрессивность раздражительность тревога, чувство вины эмоциональные

Слайд 15

желание отдохнуть безразличие к еде оправдание употребления табака, алкоголя, лекарств поведенческие

Слайд 16

падение интереса к новым теориям и идеям в работе, к альтернативным подходам интеллектуальное состояние

Слайд 17

низкая социальная активность падение интереса к досугу, увлечениям социальные контакты ограничиваются работой скудные отношения на работе и дома социальные симптомы

Читайте также:  Днк анализ на синдром дауна

Слайд 19

снятие рабочего напряжения, повышение профессиональной мотивации, выравнивание баланса между затраченными усилиями и получаемым вознаграждением. Лечение и профилактика синдрома эмоционального выгорания

Слайд 20

1.Информирование педагогов Цель: расширение информированности сотрудников о том, как помочь себе сохранить профессиональное здоровье и работоспособность Выпуск буклетов, памяток, постеров Выступление на педсовете, собрании коллектива Этапы психологической профилактики профессиональной деформации педагогов

Слайд 21

2.Эмоциональная поддержка и стимулирование Цель: создание х орошего климата внутри коллектива, чувства достаточной эмоциональной поддержки от коллег и администрации Поддержка творчески работающих педагогов: благодарности, грамоты, поощрения, рейтинг «Профессиональные достижения» Вовлечение профессионально успешных педагогов в участие педагогических чтений, конференций, в выступления из опыта работы, участие в конкурсе «Учитель года», показ открытых мероприятий, тьютерство Совместные вечера и отдых, поездки с детьми, участие в спортивной жизни школы, праздники и дни рождения

Слайд 22

3.Профессиональная помощь Цель: сохранение качества профессиональной деятельности педагогов Непрерывное психолого- педагогическое образование педагога, повышение его квалификации. Диагностика личностных особенностей и особенности проявления синдрома эмоционального выгорания педагогов . Организация работы творческих групп. Гештальт – супервизия Проведение семинаров-тренингов: -«Коммуникативные игры» -«Обучение способам саморегуляции» -«Профессиональный рост»

Слайд 23

Рекомендации педагогам для профилактики и устранения “выгорания” стараться рассчитывать и обдуманно распределять свои нагрузки; учиться переключаться с одного вида деятельности на другой; проще относиться к конфликтам на работе; не пытаться быть лучшим всегда и во всем.

Слайд 24

ЕСТЕСТВЕННЫЕ СПОСОБЫ РЕГУЛЯЦИИ ОРГАНИЗМА длительный сон вкусная еда общение с природой и животными баня, массаж, движение, танцы музыка

Слайд 25

САМОРЕГУЛЯЦИЯ – смех, улыбка, юмор; – размышления о хорошем, приятном; – различные движения типа потягивания, расслабления мышц; – наблюдение за пейзажем за окном; – рассматривание цветов в помещении, фотографий, других приятных или дорогих для человека вещей; – мысленное обращение к высшим силам (Богу, Вселенной, великой идее); – «купание» (реальное или мысленное) в солнечных лучах; – вдыхание свежего воздуха; – чтение стихов; – высказывание похвалы, комплиментов кому-либо просто так.

Слайд 26

Если ты подаришь кому-то радость, жизнь подарит тебе счастье ГЛАВНЫЙ СЕКРЕТ – УЛЫБКА!!! .

Слайд 27

I. Способы, связанные с управлением дыханием . Представьте, что перед вашим носом на расстоянии 10–15 см висит пушинка. Дышите только носом и так плавно, чтобы пушинка не колыхалась.

Слайд 28

II. Способы, связанные с управлением тонусом мышц, движением Сядьте удобно, если есть возможность, закройте глаза; – дышите глубоко и медленно; – пройдитесь внутренним взором по всему вашему телу, начиная от макушки до кончиков пальцев ног (либо в обратной последовательности) и найдите места наибольшего напряжения (часто это бывают рот, губы, челюсти, шея, затылок, плечи, живот); – постарайтесь еще сильнее напрячь места зажимов (до дрожания мышц), делайте это на вдохе; – прочувствуйте это напряжение; – резко сбросьте напряжение — делайте это на выдохе; – сделайте так несколько раз. В хорошо расслабленной мышце вы почувствуете появление тепла и приятной тяжести. Если зажим снять не удается, особенно на лице, попробуйте разгладить его с помощью легкого самомассажа круговыми движениями пальцев (можно поделать гримасы — удивления, радости и пр.).

Слайд 29

Известно, что «слово может убить, слово может спасти». В случае даже незначительных успехов целесообразно хвалить себя, мысленно говоря: «Молодец!», «Умница!», «Здорово получилось!» – Находите возможность хвалить себя в течение рабочего дня не менее 3–5 раз. III. Способы, связанные с воздействием слова

Слайд 30

IV. Способы, связанные с использованием образов Специально запоминайте ситуации, события, в которых вы чувствовали себя комфортно, расслабленно, спокойно, — это ваши ресурсные ситуации. – Делайте это в трех основных модальностях, присущих человеку. Для этого запоминайте: 1) зрительные образы события (что вы видите: облака, цветы, лес); 2) слуховые образы (какие звуки вы слышите: пение птиц, журчание ручья, шум дождя, музыка); 3) ощущения в теле (что вы чувствуете: тепло солнечных лучей на своем лице, брызги воды, запах цветущих яблонь, вкус клубники).

Слайд 31

Заботьтесь о своём психическом здоровье, коллеги. Не доводите уровень психических нагрузок до критических значений. Не залезайте в “долгосрочный кредит” ваших внутренних резервов и возможностей. Не забывайте о том, что не только Ваши подопечные, но и Вы сами в не меньшей степени нуждаетесь в помощи, заботе и внимании по защите и сбережению Вашего здоровья и психоэмоционального ресурса. Выводы

Слайд 32

Помните: главный принцип любой помощи заключается в том, что поделиться с другим человеком можно только тем, чем сам располагаешь!

Слайд 33

Жизненный успех не дается без труда, иногда без тяжелых потерь. Надо быть готовым с наименьшими страданиями пройти через обиды, измены, потери. Для этого следует приучить себя не пропускать в сферу эмоций чрезмерные раздражители, несущие боль и отрицание многих человеческих ценностей. Конечно, несчастья близких, общественные катастрофы, неудачи в работе, собственные промахи не могут не расстраивать человека. Но не следует считать такие неудачи непоправимыми катастрофами. То, что можно, следует исправить. А на нет — и суда нет, как говорят в народе.

Читайте также:  Синдром дауна у кого рождается

Слайд 34

Спасибо за внимание! Пусть в этот год исполняются самые несбыточные мечты и самые нереальные желания! Пусть листы календаря сменяются, оставляя в памяти яркие события года! Пусть снежинки, тая на ладошках, дарят надежду на изменения к лучшему! Пусть свечи, которые вы зажгли в праздничный вечер поддерживают огонь приятных эмоций все 365 дней года, а их тепло согревает сердца и души, день за днем даря улыбки! Всего вам большого и светлого…

Источник

1. Профилактика эмоционального и профессионального выгорания педагогов

2. Синдром эмоционального выгорания

3.

4.

5.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ – это синдром, развивающийся на
фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоциональноэнергетических.
5

6. СИМПТОМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ

Поведенческие. Сопротивление выходу не работу. Частые опоздания.
Откладывание деловых встреч. Уединение, нежелание видеть коллег.
Нежелание видеть детей. Нежелание заполнять документацию.
Формальное исполнение обязанностей
Аффективные. Утрата чувства юмора. Постоянное чувство неудачи,
вины, самообвинения. Повышенная раздражительность. Ощущение
придирок со стороны других. Равнодушие. Бессилие, эмоциональное
истощение. Подавленное настроение
Когнитивные. Мысли о смене профессии, уходе с работы. Слабая
концентрация внимания, рассеянность. Сомнения в полезности работы.
Разочарование профессией. Циничное отношение к коллегам.
Озабоченность собственными проблемами
Физиологические. Нарушение сна (бессонница/ уход в сон). Изменения
аппетита (отсутствие/ «заедание»). Длительно текущие незначительные
недуги. Восприимчивость к инфекционным заболеваниям. Усталость,
быстрая физическая утомляемость. Головные боли, обострение
хронических заболеваний.

7.

8. Стадии профессионального выгорания

Первая стадия: от 3- 5 лет.
• Умеренные, недолгие, случайные признаки процесса. Все признаки и
симптомы проявляются в легкой форме, выражаются в заботе о себе,
например, путем расслабления и организации перерывов на работе.
Проявляется на уровне выполнения функций, произвольного поведения:
забывание каких-то моментов, говоря бытовым языком, провалы в памяти
(например, внесена нужная запись или нет в документацию, задан ли
планируемый вопрос, какой получен ответ), сбои в выполнении каких-либо
двигательных действий и т.д. Обычно на эти первоначальные симптомы
мало кто обращает внимание, называя это в шутку «девичьей памятью» или
«склерозом». В зависимости от характера деятельности, величины нервнопсихических нагрузок и личностных особенностей педагога, первая стадия
может формироваться в течение 3 – 5 лет.

9.

10. Вторая стадия: от 5 до 15 лет

• Наблюдается снижение интереса к работе, потребности в общении (в
том числе и дома, с друзьями): «не хочется видеть» тех, с кем педагог
общается по роду деятельности, «в четверг ощущение, что уже
пятница», «неделя длится нескончаемо», нарастание апатии к концу
недели, появление устойчивых соматических симптомов (нет сил,
энергии, особенно к концу недели, головные боли по вечерам;
«мертвый сон, без сновидений», увеличение числа простудных
заболеваний); повышенная раздражительность, человек «заводится»,
как говорят, с пол-оборота, хотя раньше подобного он за собой не
замечал.
• Симптомы проявляются более регулярно, носят более затяжной
характер и труднее поддаются коррекции. Человек может чувствовать
себя истощенным после хорошего сна и даже после выходных. Для
заботы о себе ему требуются дополнительные усилия. Время
формирования данной стадии в среднем от 5 до 15 лет.

11.

12. Третья стадия: от 10 до 20 лет

• Характерна полная потеря интереса к работе и жизни
вообще, эмоциональное безразличие, отупение, ощущение
постоянного отсутствия сил. Наблюдаются нарушение
памяти и внимания, нарушения сна с трудностями
засыпания и ранними пробуждениями, личностные
изменения. Человек стремится к уединению. На этой
стадии ему гораздо приятнее общаться с животными и
природой, чем с людьми. Возможно развитие тревожного,
депрессивного расстройств, зависимостей от
психоактивных веществ. Стадия может формироваться от
10 до 20 лет.

13. Упражнение «Распределите по порядку»

Упражнение «Распределите по порядку»
Распределите по порядку, по степени значимости,
на ваш взгляд следующий перечень:
• — дети
• — работа
• — муж
•—Я
• — друзья, родственники

14. Психическое выгорание педагогов

15.

16.

17.

18.

19.

20. Упражнение «Стратегии самопомощи»

Подумайте и запишите ответы на вопросы: «Что я могу
сделать, чтобы снизить свой уровень стресса, доставить себе
радость?»

21.

22. Упражнение «Обещание самой себе»

Запишите три пункта, которые вы могли бы сделать в каждой из трех
областей — профессиональной, организационной и личной
• Личная сфера
– Взять отпуск и поехать отдыхать на юг
– Начать делать зарядку
– Встретиться с близкой подругой
Профессиональная сфера
– Договориться о важной встрече
– Не брать работу домой
• Организационная сфера
– Собраться для обсуждения важных вопросов
– Принять участие в субботнике

23.

23

24.

25. БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!

Источник