Презентация синдромы и симптомы и лечение

1
Лекция 3 «Признаки болезней. Симптомы и синдромы» Профессор В.Н.Ослопов 1
2
2 ПЛАН ЛЕКЦИИ: I.Признаки болезней (морфологические и функциональные). II.Понятие о методологии диагноза. III.Понятие о симптомах и синдромах.
3
3 I.Признаки болезней Признаки болезней можно разделить также на морфологические и функциональные. Функциональные признаки имеют большóе значение в оценке тяжести заболевания.
4
4 Пример профессора Мирона Семеновича Вóвси («два трупа»). М.С.Вóвси описал случай, когда в прозекторскую было доставлено одновременно два трупа. Один труп принадлежал человеку, погибшему случайно при автомобильной катастрофе и не знавшему при жизни о своем пороке сердца, обнаруженном на секции. Другой человек умер именно от порока сердца в больнице. Степень же морфологического поражения клапанов сердца у этих людей оказалась примерно одной и той же, но функция сердца была совершенно различна. Патоло- гоанатомические препараты – сердцá людей – были случайно перепутаны служителем морга и на следующий день их отличить было невозможно.
5
5 Известный казанский нейрофизиолог Борис Иннокентьевич Лаврентьев еще на заре XX века, защищая значение функциональных компонентов болезни, говорил, что «нет стенокардии ложной и истинной», важен не тот морфологический субстрат, который вызвал стенокардию, а важна результирующая степень сужения сосудов. Ему принадлежит крылатая фраза: «Не все ли равно от какой грудной жабы мне умереть – от истинной или от ложной». Б.И.Лаврентьев ( ) Основатель гистофизиологического и экспериментального направления в нейрогистологии
6
6 Развитие атеросклероза во времени
7
7
8
8
9
9 Функциональные классы стенокардии напряжения (Канадская классификация) и соответствующие им толерантность к физической нагрузке и двойное произведение ______ * Двойное произведе- ние: на уровне поро- говой мощности по данным ВЭМ опреде- ляют ЧСС и САД. Затем ЧСС умно- жают на САД и делят на 100. Полученное значение называется двойным произведением. *
10
10
11
11
12
12 Функциональные изменения (проявления) болезни могут манифестировать себя не только: 1)при субъективном исследовании в виде жалоб больного или 2) в виде изменения ряда функциональных ха- рактеристик состояния организма, получаемых при клиническом объективном исследова- нии больного (осмотр и т.д.), 3) но также и при оценке данных инструмен- тальных методов исследования больного например, на основе изучения ЭКГ, ЭхоКГ, вентрикулографии и др.
13
13 II. Понятие о методологии диагноза Диагноз – это врачебное (медицинское) заключение о состоянии здоровья пациента и о природе его заболевания. Термин «диагноз» происходит от греческого «diagnosis» = «распознавание», где: «dia» = «отдельно», «от»; «gnoskein» = «знать». Это буквально означает «знать отдельно», «знание отличия одного от другого».
14
14 Распознавание болезней есть процесс познания. В этом отношении к процессу познания полностью применимы законы диалектики. Существуют три этапа процесса познания: «От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике – таков диалектический путь познания истины, познания объективной действительности» (Ленин, Философские тетради). Ленин Владимир Ильич ( ) Гегель (Hegel) Георг Вильгельм Фридрих ( ) Создатель теории диалектики
15
15 В процессе распознавания болезней имеется та же последовательность: 1) выявление признаков болезней – живое созерцание; 2) анализ и синтез полученных данных – абстрактное мышление (установление более или менее вероятного диагноза); 3) проверка правильности этого диагноза путем лечения – это практика.
16
16 III. Симптомы и синдромы При расспросе и дальнейшем обследовании больного – физикальном и лабораторно- инструментальном – врач выявляет симптомы и на основе их анализа ставит диагноз болезни (и чем большее количество симптомов удается выявить, тем, в принципе, точнее ставится диагноз). Однако во многих случаях, тем не менее, именно обилие симптомов в известной мере и затрудняет диагностику. Поэтому для систематизации симптомов и облегчения постановки диагноза стало оправданным и необходимым объединение симптомов в так называемые синдромы.
17
17 «Синдром» – это совокупность симптомов (греч. «syndrome» = «скопление»; лат. «sin» = «совместно», «dromos» = «проведение»), характерных для заболеваний той или иной системы. Выделение синдромов – это важный и необходимый этап на пути к правильному диагнозу. Большинство ученых считает, что синдром – это закономерное сочетание симптомов, объединенное общим патогенезом (Меди- цинский энциклопедический словарь, 2003).
18
18 Синдром скопления жидкости в плевральной полости (синдром плеврального выпота) 1)Жалобы – чувство тяжести в пораженной стороне грудной клетки. 2)Осмотр – сглаживание межреберных промежутков. 3)Пальпация – ослабление (вплоть до отсутствия) голосового дрожания. 4)Перкуссия – тупой перкуторный звук. 5)Аускультация – отсутствие дыхательного шума.
19
19 Резорбционно-некротический синдром в остром периоде инфаркте миокарда (лабораторные признаки) Этот синдром обусловлен всасыванием продуктов распада мышечных волокон и развитием асептического воспаления в зоне некроза. 1)Повышение температуры тела (к концу 1-х суток – до 7 дней). 2)Лейкоцитоз со сдвигом лейкоформулы влево (в первые часы заболевания – до одной недели). 3)Увеличение СОЭ (со 2-3-го дня, максимально к 8-12 дню, с постепенным снижением). 4)Снижение лейкоцитоза к концу 1-й – началу 2-й недели и нарастание СОЭ в эти же сроки – симптом «перекреста» или «ножниц». 5)Появление в крови маркеров некроза миокарда: повышение активности МВ- фракции креатинфосфокиназы (КФК), изофермента 1 лактатдегидрогеназы (ЛДГ), аспартатаминотрансферазы (АсАТ), повышение уровня тропонина I и Т.
20
20 Однако академик В.А.Алмазов (2001) отмечает, что «с правильностью этого определения трудно согласиться, поскольку в основе синдрома лежит как раз не общность патогенеза, а сходство клинических проявлений». (Казань, 1993 г.)
21
21 Вероятно, такие различные дефиниции (т.е. определения) синдрома: как синдром – совокупность симптомов, объединенных общностью патогенеза, например, «синдром плеврального экссудата», и как синдром – совокупность симптомов, объединенных общностью клинических проявлений, например, «синдром скопления жидкости в плевральной полости», т.е. «синдром плеврального выпота», зависят от границ, рáмок, «уровня» очерченности синдрома (зависят, в том числе, и от дидактических установок).
22
22 Синдром WPW: ЭКГ-феномен WPW + пароксизмы суправентрикулярной тахикардии (возникают у 40-80% больных) Патогенетическая общность ЭКГ-феномена и пароксизмов тахикардии – дополнительный путь проведения импульса – пучок Кента.
23
23
24
24 Общеинтоксикационный синдром при крупозной пневмонии (А.Н.Окороков, 2000; Г.Е.Ройтберг, А.В.Струтынский, 2005) 1.Общая слабость 2.Адинамия 3.Астения 4.Отсутствие аппетита 5.Миалгии 6.Атралгии 7.Потливость 8.Диарея 9.Тахикардия, аритмия 10.Нарушение сознания (бред, галлюцинации, вплоть до церебральной комы)
25
25 «Синдром – это устойчивая совокупность ряда симптомов с единым патогенезом, составляющая клиническую картину всей болезни или ее части… Синдром не является нозологической единицей, т.к. может проявляться при разных заболеваниях. Наименование синдромов указывает на [называется] – наличие патологии органа или системы, – носит имя врача или нескольких врачей, впервые и наиболее точно описавших данный синдром или – фамилию больного, у которого впервые выявлен данный синдром или – фамилию вымышленного литературного героя». (Романовский В.Е., 1997)
26
26
27
27 Н.А.Мухин и В.С.Моисеев (2007) дают и такое определение синдрома: «синдром – это группа симптомов и признаков нарушения функций организма, объединенных между собой анатомическими, физиологическими и биохимическими особенностями».
28
28 Итак, для того, чтобы правильно распознавать, т.е. диагностировать болезни, нужно в первую очередь освоить методы клинического исследования больных, чтобы выявлять симптомы болезни, научиться анализировать эти симптомы и объединять их в синдромы для построения диагноза. В этом основная задача кафедры пропедевтики внутренних болезней.
Источник
1. Неврологические симптомы и синдромы
Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский
университет им. акад. И.П. Павлова
СПб ГУЗ Городская больница №26
Неврологические симптомы и
синдромы
Шмонин Алексей Андреевич
Ассистент кафедры неврологии,
Доцент кафедры физических методов лечения и спортивной медицины,
с.н.с., к.м.н.
2016
Санкт-Петербург
2. Синдромы и симптомы в неврологии
Дедуктивный метод – метод
мышления, от общего к частному.
Книги для неврологов по диф.
диагнозу
Индуќ ция — метод рассуждения от
частного к общему. Утверждение
доказывается для конечного числа
частных случаев, исчерпывающих все
возможности.
Топический диагноз в
неврологии
3. Пример индуктивного метода:
• Синдром внутричерепной
гипертензии и синдромы
вклинения
• Синдромы повреждения
продолговатого мозга
• Синдромы повреждений
варолиева моста (понтинные
синдромы)
• Синдром универсальной
диссоциированной анестезии
• Синдромы поврежденияя
мезэнцефалона
• Синдромы несосудисых
поражений мозгового ствола
• Менингеальный Синдром
• Миелопатия хроническая
• Миопатический синдром
• Мозжечковая атаксия
• Полинейропатии
• Синдромы локальных
повреждения больших
полушарий головного мозга
• Синдромы поражения
некоторых черепных нервов
• Затылочная доля
• Множественные черепные
нейропатии
• Височная доля
• Слабость мимических мышц
• Теменная доля
• Синдромы нарушений
сознания, речи и когнитивные
расстройства
• Лобная доля
• Повреждение мозолистого тела
• Внезапная утрата речи
(каллозальные синдромы)
• Гиперсомния
• Синдромы нарушения
бульбарных функций
• Деменция
• Бульбарный синдром
• Дизартрия
• Псевдобульбарный синдром
• Мутизм
• Синдром поперечного
повреждения спинного мозга
• Нарушения сознания
4. Синдромы поражения экстрапирамидной системы
• Баллизм
• Хорея
• Дистония
• Первичные формы хореи
• Миоклонус
• Вторичные формы хореи
• Физиологический Миоклонус
• Психогенная хорея
• Эссенциальный Миоклонус
• Лицевые гиперкинезы
• Эпилиптический Миоклонус
• Гиперкинезы органинческого
происхождения
• Симптоматический Миоклонус
• Психогенный Миоклонус
• Тики
• Психогенные гиперкинезы в
области лица
• Тремор покоя
• Стереотипии (лицевые) при
психических заболеваниях
• Постуральный тремор
• Патологический смех и плач
• Интенционный тремор
• Рубральный тремор
• Психогенный тремор
• Пароксизмальная
некинезиогенная дискинезия
• Пароксизмальная дискинезия,
индуцированная физической
нагрузкой
• Пароксизмальная гипногенная
дискинезия
• Доброкачественный
пароксизмальный тортиколлис
у младенцев
• Пароксизмальные дискинезии
в картине альтернирующей
гемиплегии у детей
• Психогенные гиперкинезы
пароксизмального характера
• Пароксизмальные дискинезии
• Пароксизмальная
кинезиогенная дискинезия
5.
Пример дедуктивного метода:
Синдром “свисающей головы”
Синдром Эйди
Болезнь Шарко-Мари-Тута
Синдром БАС
• Синдром прогрессирующей
миоклонус-эпилепсии
• Сочетание пирамидного и
экстрапирамидного синдромов
• Нарушения взора
• Сопряженные (содружественные)
параличи взора
• Несодружественные
(несопряженные) параличи взора
• Синдромы спонтанных ритмических
взоровых расстройств
• Врожденная окулярная моторная
апраксия
• Птоз
• Ретракция века и отставание века
6.
• Внезапное падение ( с потерей
сознания или без нее)
Головокружение
• Системное (вестибулярное)
головокружение
• Несистемное головокружение в картине
липотимического состояния
• Несистемные головокружения другого
происхождения
• Головокружения психогенного
характера
• Крампи
• Первый эпилептический припадок у
взрослых
• Приступы обездвиженности или
“застывания”
• Синдром беспокойных ног
Стартл-синдром
“Судорожный” приступ (или приступ
насильственных движений)
Транзиторные расстройства
(двигательные, чувствительные,
сознания)
Вегетативные и эндокринные
синдромы
Вегетативные кризы
Гипоталамический Синдром
Синдром Горнера
Нейрогенная шипертермия
Нейрогенный мочевой пузырь
Синдром периферической вегетативной
недостаточности
7.
• Неврологические синдромы
гипертиреоза
• Гипоксическая энцефалопатия
• Неврологические синдромы
гипопаратиреоза и
псевдогипопаратиреоза
• Неврологические синдромы
гипотиреоза
• Неврологические осложнения
терапии кортикостероидами
• Неврологические осложнения
химиотерапии
• Неврологические синдромы
заболеваний надпочечников
• Неврологические проявления
инсулиномы (гипогликемии)
• Неврологические синдромы
системной красной волчанки
• Общая анестезия
• Отечный синдром
• Паранеопластические синдромы
• Сахарный диабет
• Синдромы алкогольного
поражения нервной системы
• Синдромы нейросифилиса
8. Синдромы и синдромы с позиции физической и реабилитационной медицины
9. Зависимость выполнения определенного задания от различных компонентов действия
ФУНКЦИЯ
Молекулярные механизмы
Активность
Участие
10. При оценке действия или ответа на задание важно понять почему пациент выполняет или не выполняет данное задание
• Нарушение сознания
• Структурные ограничения
• Невозможность выполнить задание из-за
других выраженных нарушений
• Желание пациента с вами общаться
• Мотивация
• Не соответствие задания условиям
• Ограничение коммуникации
• Понимание пациентом задания
• Понимает ли пациент ваш язык (Иностранец)
• Слышит ли пациент вас
11.
Международная классификация
функционирования
Часть1: функционирование и
ограничение жизнедеятельности
Часть2: Контекстуальные
факторы
Активность и участие
Функции организма и
структуры
Изменение
ФУНКЦИИ
организма
Изменение
СТРУКТУРЫ
организма
Капаситет
(самостоят
ельно, без
помощи)
Реализация
(с помощью)
Факторы
окружающей
среды
Личностный
факторы
Помогающий
фактор/барьер
12.
ОПРЕДЕЛЕНИЯ МКФ
в контексте здоровья
• Функции организма – это физиологические функции систем организма (включая психические
функции).
• Структуры организма – это анатомические части организма, такие как органы, конечности и
их компоненты.
• Нарушения – это проблемы, возникающие в функциях или структурах, такие как
существенное отклонение или утрата.
• Активность – это выполнение задачи или действия индивидом.
• Участие – это вовлечение индивида в жизненную ситуацию.
• Ограничение активности – это трудности в осуществлении активности, которые может
испытывать индивид.
• Ограничение возможности участия – это проблемы, которые может испытывать индивид
при вовлечении в жизненные ситуации.
• Факторы окружающей среды создают физическую и социальную обстановку, среду
отношений и установок, где люди живут и проводят свое время.
13. Принцип МКФ (на примере функционирования кисти):
Кости,
Суставы,
Связки,
Мышцы,
Сосуды,
Кожа,
Активность
Сгибание кисти,
Разгибание кисти,
Перенос,
Удержание,
Захват,
Подъем,
Опускание
• Мыть руки,
• Удерживать ложку во
время еды,
• Пользование тростью,
• Письмо,
• Работа на клавиатуре,
• Перенос сумки при
походе в магазин,
• Приготовить салат
Участие
• Сознание,
• Когнитивная
способность,
• Подвижность суставов,
• Стабильность суставов,
• Сила мышц,
• Чувствительность,
• Координация движений,
• Выносливость мышц,
• Толерантность к
нагрузке,
Структуры
Функция
Принцип МКФ (на примере функционирования кисти):
Факторы внешней и
внутренней среды
• Трость,
• Кухонные
принадлежности,
• Муж или жена,
• Врач и его
убеждения,
• Психолог,
• Обустройство
дома,
• Кресло,
• Рабочий стол,
• Ручка
14. Причины нарушения ходьбы у больных с инсультом без пареза и атаксии? Приведите примеры
15. Причины нарушения ходьбы у больных с инсультом без пареза и атаксии (пример нарушения активности)
• Депрессия (нет желания куда либо пойти),
• Тревога и страх (боится упасть, когда встает),
• Лобные нарушения, апато-абулический синдром,
• Когнитивный дефицит (не понимает как ходить),
• Отсутствие мотивации (нет цели куда либо идти),
• Патологические ложные установки (вам нельзя ходить, у вас
инсульт),
• Гиперопека со стороны родственников (зачем мне ходить если
родственники меня отнесут),
• Отсутствие конечности, контрактуры,
• Боль в ногах (не может ходить из-за боли),
• Ортостатическая гипотензия.
16. Когнитивные функции и их реализация с позиции МКФ (пример псевдокогнитивных нарушений – ограничение активности и участия,
влияние среды)
Приведите примеры
17. Когнитивные функции и их реализация с позиции МКФ (пример псевдокогнитивных нарушений – ограничение активности и участия,
влияние среды)
Острый или хронический стресс,
Депрессивное расстройство,
Торможение,
Тревога и страх (оцепенение),
Отсутствие мотивации к общению с реабилитационной
командой,
• Патологические ложные установки,
• Личностный конфликт с персоналом,
• Использование препаратов (феназепам, нейролептики и др.),
• Снижение слуха,
• Гиперопека со стороны родственников и многое другое.
18.
Диáгноз (греч. διάγνωσις, diagnosis — распознавание: dia —
врозь, gnosis — знание) — заключение о сущности болезни и
состоянии пациента, выраженное в принятой
медицинской терминологии и основанное на всестороннем
систематическом изучении пациента.
Клинический
диагноз
МКБ 10
Реабилитационный
диагноз
МКФ
Источник