Причины синдрома выгорания у педагогов

Термин «синдром профессионального выгорания» (англ. burnout) впервые использовал американский психиатр Герберт Фрейденберг. Доктор ввел данное понятие для обозначения душевного состояния людей, которые испытывают разочарование, опустошенность, сопровождающиеся нарастающим безразличием к своей работе. «Выгорание» – это, прежде всего, реакция организма человека на непрерывный стресс на работе.
Американские ученые К. Маслак и С. Джексон выделили три главные составляющие выгорания: эмоциональное истощение, деперсонализация, редукция профессиональных достижений.
Эмоциональное истощение – равнодушие ко всему рабочему процессу. Человек чувствует себя опустошенным, приглушенность собственных эмоций создает ощущение вакуумного пространства. Профессиональные обязанности выполняются чисто формально.
Деперсонализация – частичное или полное отстранение от общения с коллегами и другими людьми на работе. Данное явление возникает как защитная реакция на эмоциональную перегруженность и сопровождается внутренним раздражением. Периодически могут возникать резкие вспышки гнева.
Редукция профессиональных достижений возникает в условиях завышенных требований к сотруднику и характеризуется чувством собственной некомпетентности. Нередко человек ощущает глубокую вину при незначительных недочетах. То есть снижается адекватное самовосприятие.
Профессия помогающего
Эмоциональное (профессиональное) выгорание связано с работой в «помогающей» сфере. Учителя, врачи, психологи, священники – те люди, которые находятся в зоне риска.
Остановимся на профессии учителя. В современном мире сохранение психического здоровья педагога – насущная проблема. Дело в том, что требования к учителям с каждым годом меняются и возрастают. Сейчас педагог это не только хороший специалист, который понимает своих учеников, но и человек, искусно контактирующий с родителями и обладающий компьютерной компетентностью. Учителям ежедневно приходится работать с документацией, электронной отчетностью и думать о рейтинге школы.
Помимо всего прочего, успешный учитель (а неуспешные обществу не нужны) должен производить впечатление уверенного в себе и своих силах человека, который не стоит на месте, а постоянно повышает свой профессиональный уровень и поднимается по карьерной лестнице. И вот на поддержание данного образа нужны какие-никакие внутренние ресурсы.
Причины профессионального выгорания учителей
Причин моральной усталости учителей может быть великое множество. В первую очередь хочется отметить индивидуальные факторы.
Молодые учителя
Как ни странно, наибольшую склонность к «выгоранию» можно отметить среди молодых педагогов. Объясняется это следующими причинами:
- недоверие родителей и коллег;
- несоответствие реальной действительности и ожиданий;
- отсутствие необходимого опыта общения с учениками;
- «блуждающие приоритеты».
Молодые учителя часто готовы работать на износ, не понимая, что не всегда это оправдано. Смещая акценты с одного на другое, анализируя ошибки, они слишком поздно понимают, почему дети их не слушают, пишут плохо контрольные работы, а опытные учителя не перестают критиковать.
Молодые специалисты приходят в школу с желанием качественно улучшить уровень своих будущих учеников. Работают 24 часа в сутки, стараются общаться с детьми на равных, быть искренними. Но впоследствии, не получая должной отдачи со стороны учеников, теряют изначальный запал. И недооценка среди руководства, напряжение от необходимости постоянно «держать марку» приводят к еще большим разочарованиям.
Семейное положение
Существуют исследования, которые проводят связь между семейным положением и профессиональным выгоранием. Люди, не состоящие в браке, больше подвержены выгоранию. И если задуматься, то, действительно, семья – это то тепло, та разрядка, которые так необходимы учителю, чтобы переключаться.
Личность учителя
В.В. Бойко выделяет следующие факторы личностного характер, которые влияют на стрессоустойчивость: сниженное чувство собственного достоинства и склонность к интроверсии. Профессор В.В. Бойко считает, что по большей части из низкой самооценки вытекает «трудоголизм». То есть на желание сравняться с «лучшими» человек может тратить все свои энергоресурсы. Кроме того, по мнению профессора, наиболее подвержены выгоранию учителя-интроверты из-за эмоциональной холодности, закрытости и сосредоточенности на своем собственном внутреннем мире.
Внешние причины
К внешним причинам можно отнести следующее:
- временной дефицит, напряженный ритм работы;
- некомфортные условия работы: отсутствие своего кабинета или должного технического оснащения;
- неэффективный стиль руководства: отсутствие четких задач, необоснованная критика;
- плохая обратная связь;
- разобщенность коллектива;
- однообразие выполняемых действий.
Стадии эмоционального выгорания учителей
Как правило, психологи выделяют три стадии эмоционального выгорания учителей:
Первая стадия
Изначально у учителя могут прослеживаться периодические сбои в выполнении определенных задач: на уроке преподаватель может перескакивать с темы на тему, задавать вопросы ученикам в хаотичном порядке. Вследствие чего возникает повышенный самоконтроль, боязнь ошибиться на фоне общего эмоционального напряжения.
Вторая стадия
Вторая стадия характеризуется состоянием апатии: работа становится неинтересна, снижается потребность в общении. Появляется ощущение хронической усталости. Кроме того, раздраженность и постоянное напряжение начинают сказываться на физическом здоровье.
Третья стадия
На последней стадии происходит потеря интереса не только к работе, но и к жизни. Человек в таком состоянии может проявлять отчуждение даже к близким людям.
Псевдометоды
Не желая кардинально и системно подходить к вопросу реабилитации, многие учителя выбирают своего рода «глушилки» пограничных состояний. Например, метод абстрагирования, при котором педагог устанавливает дистанцию между собой и учеником. Другие же находят отдушину во временных стимуляторах (сигареты, алкоголь и т.п.). И, конечно же, это не решает проблему, а приводит к еще более серьезным последствиям как в отношении психического, так и физического здоровья.
Профилактика и лечение
Личное пространство
Начнем с простого, и казалось бы, незначительного. На самом деле немаловажную роль играет организация рабочего пространства. Если у педагога нет личного кабинета, то это обстоятельство нужно с течением времени обязательно решить с руководством.
Класс учителя – это его второй дом, поэтому следует уделить внимание его благоустройству. Кабинет должен быть хорошо технически оснащен и соответствовать определенным нормам (удобная мебель, освещение).
Организация времени
Педагогу непременно нужны перерывы в течение рабочего дня. Это может быть общение с коллегами, дыхательная гимнастика, прослушивание любимой музыки, погружение в воспоминания о приятных моментах.
Очень важно, как учитель проводит свои выходные дни. Обязательным условием профилактики выгорания является организация досуга. Следует подумать о том, что действительно приносит вам удовольствие, а что только отвлекает.
Хорошей альтернативой интеллектуальной нагрузке может послужить физическая: занятия спортом или танцами (например, парными, где человек может ощутить связь с другим, не используя вербальные методы общения).
Помимо всего прочего, как ни странно, снять одну нагрузку может помочь другая нагрузка. Например, изучение нового языка или занятия музыкой, или же – интересные образовательные курсы.
Альтернативное мышление
Одним из факторов профессионального выгорания является неумение педагогов подстраиваться под изменившиеся обстоятельства. Существуют различные тренинги по развитию альтернативного мышления, направленного на разрешение конфликтных ситуаций и переоценку ценностей. Решающим в этих занятиях должен стать отказ от привычного поведения и стереотипов мышления.
Психотерапия
Многие могут скептически относиться к сеансам психотерапии, ссылаясь на то, что «психология – псевдонаука», но для некоторых врач-психотерапевт может оказаться настоящим спасением.
В целом, каждый учитель находит свой метод выхода из сложной ситуации, кто-то просто уходит из школы, а кто-то находит силы остаться и вновь обретает себя.
Больше интересных статей Вы можете найти на нашем сайте.
Источник
Эмоциональное выгорание. Причины и факторы выгорания у педагогов
Педагогическая деятельность насыщена различными ситуациями и разнообразными факторами, несущими в себе потенциальную возможность повышенного эмоционального реагирования.
Неблагоприятные воздействия напряженных факторов вызывают у педагогов стресс двойного рода: информационный стресс (связан с информационными перегрузками, необходимостью быстрого принятия решения при высокой степени ответственности за последствия) и эмоциональный стресс (возникновение эмоциональных сдвигов, изменения в характере деятельности, нарушения поведения). Поведение педагогов нередко характеризуется повышенной напряженностью. Проработав 15 лет, педагог начинает сам ощущать постоянно нарастающую невротичность, изнеможение.
В конце XX века интерес исследователей привлек вид профессионального хронического состояния лиц, работающих с людьми, который назвали феноменом «эмоционального выгорания».
Профессиональное выгорание – это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека.
Термин «эмоциональное выгорание» (burnout) ввел американский психиатр Х.Дж. Фрейденберг для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами в эмоционально насыщенной атмосфере (7 ).
По определению К. Маслач, выгорание на работе – это синдром эмоционального истощения, деперсонализации и снижения уровня личных достижений, который часто испытывают представители профессий, требующих очень интенсивных межличностных контактов.
В.В.Бойко отмечает, что эмоциональное выгорание – это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия. (1).
По определению Филина С., Форманюк Т.В. эмоциональное выгорание – состояние человека, вызванное работой, характеризующееся психическим, физическим и эмоциональным истощением состояние человека, вызванное работой, характеризующееся психическим, физическим и эмоциональным истощением (29).
Первоначально эмоциональное выгорание было определено как состояние изнеможения, истощения с ощущением собственной бесполезности. Pelman, Hartman обобщив многие определения «выгорания», выделили три главных компонента: эмоциональное и (или) физическое истощение, деперсонализация и сниженная рабочая продуктивность.
Эмоциональное истощение:
- ощущение эмоционального перенапряжения;
- чувство опустошённости;
- исчерпанность собственных ресурсов.
Деперсонализация:
- возникновение равнодушного и негативного отношения к людям;
- формальность контактов.
Сниженная рабочая продуктивность:
- снижение самооценки своей компетентности;
- недовольство собой;
- негативное отношение к себе.
В результате проведенного анализа симптомов выгорания, Pelman и Hartman отмечают, что выгорание – это ответ на хронический эмоциональный стресс, включающий три компонента: эмоциональное и /или физическое истощение; снижение рабочей продуктивности; деперсонализацию, или дегуманизацию межличностных отношений (6 , с.550).
Джексон С. и Маслач К. к наиболее характерным проявлениям синдрома выгорания относят:
- чувство эмоционального истощения или изнеможения;
- невозможность работать с полной отдачей сил;
- дегуманизацию, негативизм по отношению в зависимым людям;
- негативное самовосприятие в профессиональном плане (редуцирование личных достижений).
Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки» или «освобождения» от них. Оно ведет к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов человека. С точки зрения концепции стресса Г. Селье, профессиональное выгорание – это дистресс или третья стадия общего адаптационного синдрома – стадия истощения.
Эмоциональное выгорание – динамический процесс и возникает поэтапно, в соответствии с механизмом развития стресса. Каждому этапу характерны отдельные признаки, или симптомы нарастающего эмоционального выгорания.
1. Фаза «Нервное (тревожное) напряжение» – его создают хроническая психоэмоциональная атмосфера, дестабилизирующая обстановка, повышенная ответственность.
Тревожное напряжение включает несколько симптомов:
- симптом «переживания психотравмирующих обстоятельств» – проявляется усиливающимся осознанием психотравмирующих факторов профессиональной деятельности, которые трудно или совсем не устранимы;
- симптом «неудовлетворенности собой» – в результате неудач или неспособности повлиять на психотравмирующие обстоятельства, человек испытывает недовольство собой, избранной профессией, занимаемой должностью, энергетика направляется на себя;
- симптом «загнанности в клетку» – возникает, когда психотравмирующие обстоятельства очень давят и устранить их невозможно, у человека возникает чувство безысходности;
- симптом «тревоги и депрессии» – чувство неудовлетворенности работой и собой порождают энергетические напряжения в форме переживания ситуативной или личностной тревоги, разочарования в себе, в избранной профессии. Это крайняя точка в формировании тревожной напряженности при развитии эмоционального выгорания.
2. Фаза «Резистенция (сопротивление)» – человек пытается оградить себя от неприятных впечатлений.
Формирование защиты с участием эмоционального выгорания происходит на фоне следующих явлений:
- симптом «неадекватного избирательного эмоционального реагирования» проявляется в эмоциональной черствости, неучтивости, равнодушии;
- симптом «эмоционально-нравственной дезориентации» проявляется в возникшей потребности в самооправдании, когда человек не проявляя должного эмоционального отношения к субъекту, защищает свою стратегию;
- симптом «расширения сферы экономии эмоций», когда данная форма защиты осуществляется вне профессиональной деятельности – в общении с родными, приятелями и знакомыми, человек перенасыщен человеческими контактами, переживает симптом «отравления людьми»;
- симптом «редукция профессиональных обязанностей» проявляется в попытках облегчить или сократить обязанности, которые требуют эмоциональных затрат.
3. Фаза истощение – ослабление психических ресурсов, снижение эмоционального тонуса:
- симптом «эмоционального дефицита» возникает, когда к профессионалу приходит ощущение, что эмоционально он уже не может помогать субъектам своей деятельности. Резкость, грубость, раздражительность, обиды, капризы – дополняют данный симптом;
- симптом «эмоциональной отстраненности» – личность почти полностью исключает эмоции из сферы профессиональной деятельности. Он свидетельствует о профессиональной деформации личности;
- симптом «личностной отстраненности, или деперсонализации» – отмечается полная или частичная утрата интереса к человеку – субъекту профессиональной деятельности;
- симптом «психосоматических и психовегетативных нарушений» – симптом проявляется на уровне физического и психического самочувствия. Переход реакций с уровня эмоций на психосоматический уровень свидетельствует о том, что эмоциональная защита – «выгорание» – самостоятельно уже не справляется с нагрузками, и энергия эмоций перераспределяется между другими подсистемами индивида. Таким образом, организм спасает себя от разрушительной мощи эмоциональной энергии.
По определению К. Маслач, выгорание – функциональный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и рационально расходовать энергетические ресурсы.
К. Маслач (6) выделяет три стадии профессионального выгорания:
ПЕРВАЯ СТАДИЯ:
- начинается приглушением эмоций, сглаживанием остроты чувств и свежести переживаний; специалист неожиданно замечает: вроде бы все пока нормально, но скучно и пусто на душе;
- исчезают положительные эмоции, появляется некоторая отстраненность в отношениях с членами семьи;
- возникает состояние тревожности, неудовлетворенности; возвращаясь домой, все чаще хочется сказать: «Не лезьте ко мне, оставьте в покое!».
ВТОРАЯ СТАДИЯ:
- возникают недоразумения с клиентами, профессионал в кругу своих коллег начинает с пренебрежением говорить о некоторых из них;
- неприязнь начинает постепенно проявляться в присутствии клиентов – вначале это с трудом сдерживаемая антипатия, а затем и вспышки раздражения. Подобное поведение профессионала – это неосознаваемое им самим проявление чувства самосохранения приобщения, превышающем безопасный для организма уровень.
ТРЕТЬЯ СТАДИЯ:
- притупляются представления о ценностях жизни, эмоциональное отношение к миру «уплощается», человек становится опасно равнодушным ко всему, даже к собственной жизни;
- такой человек по привычке может еще сохранять внешнюю респектабельность и некоторый апломб, но его глаза теряют блеск интереса к чему бы то ни было, и почти физически ощутимый холод безразличия поселяется в его душе.
Согласно данным психологических исследований чаще всего состояние эмоционального выгорания проявляется у педагогов со стажем работы от 5 до 7 лет и от 7 до 10 лет. У молодых специалистов (от 1 года до 3 лет), как и у специалистов с 10-летним стажем, количественная характеристика проявления эмоционального вгыорания является невысокой. У профессионалов со стажем более 10 лет уже выработаны определенные способы саморегуляции и психологической защиты, которые позволяют им более спокойно реагировать на педагогическую ситуацию. В период от 15 до 20 лет частота проявления состояний эмоционального выгорания вновь повышается до 22 %.
Проявление состояния эмоционального выгорания в педагогической деятельности имеет ряд отличительных особенностей:
- высокая эмоциональная включенность в деятельность;
- жесткие временные рамки (урок, четверть, учебный год);
- отсутствие осознания обратной связи между процессом обучения и получаемым результатом, несоответствие результатов затраченным силам;
- жесткий контроль со стороны администрации и ответственность перед родителями, обществом в целом за результат своего труда;
- неотрегулированность организационных моментов в педагогической деятельности (нагрузка, расписание, кабинет, моральное и материальное стимулирование).
Анализируя работы ученых Х. Фрейденберга, А. Пайнса, Б. Пельмана, Е. Хартмана и др. можно выделить симптомы профессионального выгорания:
Психофизические симптомы:
- чувство постоянной усталости не только по вечерам, но и по утрам, сразу после сна (симптом хронической усталости);
- ощущение эмоционального и физического истощения;
- снижение восприимчивости и реактивности в связке изменениями внешней среды (отсутствие реакции любопытства на фактор новизны или реакции страха на опасную ситуацию);
- общая астенизация (слабость, снижение активности и энергии, ухудшение биохимии крови и гормональных показателей);
- частые беспричинные головные боли; постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта;
- резкая потеря или резкое увеличение веса;
- полная или частичная бессонница;
- постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение всего дня;
- одышка или нарушения дыхания при физической или эмоциональной нагрузке;
- заметное снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания, потеря внутренних, телесных ощущений.
Социально-психологические симптомы:
- безразличие, скука, пассивность и депрессия (пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности);
- повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события;
- частые нервные срывы (вспышки немотивированного гнева или отказы от общения, уход в себя);
- постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет (чувство вины, обиды, стыда, подозрительность, скованность);
- чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что-то не так, как надо»);
- чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что «не получится» или «я не справлюсь»;
- общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «как ни старайся, все равно ничего не получится»).
Поведенческие симптомы:
- ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее – все труднее и труднее;
- сотрудник заметно меняет свой рабочий режим (увеличивает или сокращает время работы);
- постоянно, без необходимости, берет работу домой, но дома ее не делает;
- руководитель затрудняется в принятии решений;
- чувство бесполезности, неверие в улучшения, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам;
- невыполнение важных, приоритетных задач и «застревание» на мелких деталях, не соответствующая служебным требованиям трата большей части рабочего времени на мало осознаваемое или не осознаваемое выполнение автоматических и элементарных действий;
- дистанцированность от сотрудников и клиентов, повышение неадекватной критичности;
- злоупотребление алкоголем, резкое возрастание выкуренных за день сигарет, применение наркотических средств.
Эмоциональное выгорание отрицательно сказывается на выполнении человеком своей деятельности, так как приводит к эмоциональной и личностной отстраненности, неудовлетворенности собой, за которыми следуют тревога, депрессия и все возможные психосоматические нарушения, неадекватное эмоциональное реагирование.
По мнению Форманюк Т.В. (1994) к трем основным факторам, играющим существенную роль в «выгорании», относят следующие факторы: личностный, статусно-ролевой и профессионально-организационный.
Анализируя работы Роджерса Д., Добсона С.Метц, Перлмана и Хартман, Водопьяновой Н.Е. и др. выявлено, что к личностным факторам риска выгорания относятся:
- склонность к интроверсии;
- реактивность – характеристика темперамента, проявляющаяся в силе и скорости эмоционального реагирования;
- низкая или чрезмерно высокая эмпатия;
- жесткость и авторитарность по отношению к другим;
- низкий уровень самооценки и самоуважения.
Статусно-ролевые факторы риска включают:
- ролевой конфликт;
- неудовлетворенность профессиональным и личностным ростом;
- низкий социальный статус;
- ролевые поведенческие стереотипы;
- отверженность в референтной группе;
Профессионально-организационные (корпоративные) факторы риска
– это те переменные, которые ведут к высокому уровню организационного стресса:
- продолжительность и интенсивность рабочей нагрузки в ситуациях напряженного делового общения;
- неудовлетворенность психологической атмосферой в организации;
- несправедливость и неравенство взаимоотношений в организации;
- негативные или «холодные» отношения с коллегами, отсутствие корпоративной сплоченности, слабая организационная культура;
- межличностные конфликты;
- дефицит административной, социальной и профессиональной поддержки;
- жесткий контроль;
- отстраненность от принятия решений.
Профессиональными факторами выгорания являются:
- высокая насыщенность рабочего дня общением;
- большое количество разных по содержанию и эмоциональной напряженности контактов;
- высокая ответственность за результат общения;
- определенная зависимость от партнеров по общению;
- конфликтные или напряженные ситуации общения;
- необходимость быстрой адаптации к новым людям и быстро меняющимся профессиональным ситуациям;
- высокие требования к самоконтролю.
Таким образом, факторов, способствующих проявлению выгорания достаточно много, поэтому при организации профессиональной деятельности педагогов, необходимо учитывать влияние статусно-ролевых, профессионально-организационных и личностных факторов. В процессе длительной работы человек теряет психическую энергию, у него развивается психосоматическая усталость (изнурение), эмоциональное истощение, появляется немотивированное беспокойство и психический дискомфорт, усиливаются тревожность, раздражительность, вегетативные расстройства, деформируется Я-концепции, утрачивается удовлетворенность и смысл профессиональной деятельности, иногда и собственной жизни.
Всего комментариев: 1
Порядок вывода комментариев:
Рассылка для учителей
Подпишитесь на нашу почтовую рассылку для педагогов и получайте ссылки на последние новости образования, новые презентации и педагогические статьи на электронную почту. Это бесплатно!
В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.
Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику!
Источник