Прикорм ребенку с синдромом дауна

Прикормом называют питание, которое назначается ребенку по достижении им определенного возраста и физиологических показателей. Оно дополняет грудное молоко или молочную смесь, питательная ценность которых уже не может обеспечить потребностей растущего организма. Благодаря прикорму, при употреблении малышом относительно небольшого количества пищи, он получает много энергии и питательных веществ в виде белков, жиров и углеводов. Так как в первый год жизни младенца происходит закладка основ его будущего здоровья, то правильное питание, и прикорм в том числе, играют очень большую роль.
Сроки введения прикормов зависят от большого количества факторов. Раньше всего прикорм начинают давать детям, находящимся на искусственном и смешанном вскармливании. Обычно, это 5-5,5 месяцев. Детям, находящимся на грудном вскармливании, прикорм не стоит вводить ранее 6 месяцев.
Прикорм можно вводить только, если…
- ребенок достиг возраста, рекомендованного для начала введения прикорма (5-6 месяцев)
- малыш уверенно сидит без поддержки
- вес от рождения увеличился практически в 2 раза
- грудничок проявляет интерес к взрослой пище
- у малыша отмечается угасание выталкивающего рефлекса (пропадает срыгивание)
- ребенок самостоятельно вертит головкой и отворачивается от ложки в случае, если тот или иной продукт не пришелся ему по вкусу
Отложить введение прикорма стоит, если…
- ребенок болен, отмечается повышенная температура, расстройства кишечника и т.д.
- недавно был сделана прививка или вакцинация предстоит в ближайшее время
Правила введения прикорма
- Каши. Начинать следует с безглютеновых круп: гречневой, рисовой или кукурузной. То есть в их составе не должно быть белка клейковины с целью профилактики развития целиакии – комплексного нарушения, которое у детей выражается в расстройстве желудочно-кишечного тракта и быстром падении веса. В случае подозрения на целиакию следует обратиться к врачу для проведения обследования и использования безглютеновой диеты.
Как приготовить: Кашу варят как обычно, просто следует сделать ее более жидкой. Лучше всего использовать не обычную крупу, а молотую – толокно. Как вариант, крупу можно измельчить в кофемолке.
- Фруктовое и овощное пюре. Современные специалисты выделяют 3 вида такого пюре, а именно гомогенизированное (для детей до 5 месяцев), пюреобразное (для детей с 6 до 8 месяцев) и крупноизмельченное (для детей от 9 до 12 месяцев).
Как приготовить: Просто сварите овощи (кабачок, морковку, например) и при помощи блендера сделайте из них пюре. Можно добавить в овощи немного растительного масла.
- Мясо. Вы можете использовать постную говядину, ягнятину, кролика, курицу. Избегайте баранины, гусятины, утятины, свинины – все это разнообразие малыш пока не сможет переварить.
Как приготовить: Начать введение мяса стоит с мясного пюре. Для этого сварите в подсоленной воде кусок мяса, перемелите его блендером, заправьте бульоном, можно перемешать с овощным пюре. Когда ребенок будет охотно кушать все более и более густую пищу – время делать тефтельки, котлетки. Делайте их так же, как и для себя, но не используйте пряности, лук и чеснок (после полутора лет, пожалуйста).
ВАЖНО: 1 и 2 пункты можно менять местами. Если вы решили начинать вводить прикорм летом или осенью, лучше начать с овощного пюре, потому что свежих овощей в это время года в избытке. Если ребенок худенький, можно начать с каш. И не забывайте допаивать малыша. Это поможет избежать проблем с запорами, которые часто сопровождают введение прикормов. Молоко до года разбавляйте водой на половину. (профилактика диабета) Молоко, даже от своих животных, нужно кипятить обязательно.
Добавляйте в овощи любое растительное масло. И не забывайте допаивать малыша. Это поможет избежать проблем с запорами, которые часто сопровождают введение прикормов.
Молоко до года разбавляйте водой на половину. (профилактика диабета) Молоко, даже от своих животных, нужно кипятить обязательно.
4. Соки. По результатам исследований 100 детей грудного возраста, специалисты пришли к выводу, что соки не вносят значительного вклада в удовлетворении потребностей малышей в витаминах и микроэлементах, зато очень часто становятся причиной аллергии и нарушения пищеварения у ребенка. Вредное воздействие на желудочно-кишечный тракт ребенка оказывают не только консервированные соки, но и натуральные свежеприготовленные мамой.
По мнению специалистов, раннее введение соков может испортить слизистую желудка ребенка и нарушить нормальную работу поджелудочной железы, поскольку у ребенка нет ферментов для его переработки.
В современных рекомендациях после каш и овощных пюре можно вводить фруктовые пюре и только потом, после введения других прикормов – сок, который следует разводить водой 1:1.
Рекомендуемое количество мясной пищи в рационе ребенка (по материалам: Dietary Recommendations for Healthy Children)
1 год и старше – 40 г
2-3 года – 60 г
4-8 лет – 90-120 г
9-13 лет – 150 г
Если ребенок недополучает в своем рационе мясной пищи, он попадает в группу риска развития железодефицитной анемии и для ее профилактики может понадобиться прием железа из расчета 0.8-1 мг/кг веса.
Другие продукты
Молоко в виде дополнительного продукта питания в раннем возрасте вводить запрещено, так как оно может вызвать развитие кишечных кровотечений с последующим образованием железодефицитной анемии. У малышей, употребляющих цельное молоко, может развиться и непереносимость его белков.
Яйцам присуща достаточно высокая биологическая ценность, обусловленная наличием в них большого количества аминокислот, липидов, железа, а также насыщенных и полиненасыщенных жирных кислот. Все эти компоненты играют важную роль как в физическом, так и в психическом развитии младенца. Перед употреблением очень важно подвергнуть яйца тщательной термообработке, дабы защитить малыша от отравления сальмонеллой.
Правила введения прикорма:
- Каждый новый продукт вводите постепенно, начиная с капли, постепенно увеличивая объем до полного.
- Если ребенок плохо себя чувствует, например, болит животик, отмените прикорм, переждите не менее 5-7 дней и начинайте опять снова, с капли.
- Если ребенку не нравится прикорм, он отказывается его есть, не заставляйте, поменяйте продукт или отложите введение прикорма на неделю-две.
- Прикорм давайте перед грудным молоком или смесью. Увеличивая объем прикорма, уменьшайте на столько же объем смеси.
Полный вариант рекомендаций вы можете прочитать здесь
Осторожно, опасность!
Не давайте детям, не умеющим хорошо жевать твердые продукты, которые плохо жуются. Когда малыши не в состоянии хорошо разжевать пищу, они пытаются проглотить ее целиком, что может привести к удушью кусками пищи, вплоть до смерти ребенка.
Наиболее серьезную опасность представляют следующие продукты:
- семечки и орешки
- куски мяса и сыра
- целые виноградины
- леденцы и твердые ириски
- попкорн
- ореховое масло с мелкими кусочками орехов
- твердые виды овощей в сыром виде (например, морковь)
- твердые сорта фруктов в сыром виде (яблоки, в частности)
- жевательнaя резинкa
Сообщения с форума:
Речь идет о малышке, которой через две недели исполнится год:
Время приучения к еде было морально очень тяжелым. Проходят недели, месяцы, а результата не видно никакого. Иногда Катя за день не съедала ничего. И “помогали” комментарии доброжелателей))) – “Как это еще не ест?! В ее то возрасте” или “Все дети едят пюре, надо заставлять. Но конечно, вы же по любому ее требованию грудью кормите! Где же тут научиться”.
Еще страх, что ребенку не нравится ничего, кроме хлеба. И что жевать не научится. И что зубы никак не вылезают, а они так должны ей помочь в ее способе питания)))
Мы не сдавались 4 месяца, действовали по вашим книгам, советам, наитию. В итоге все это время обязательно компенсируется. Катюша ест, как я писала, все. Более того, она понимает, что в нее не “заталкивают” еду, а прислушиваются к ее желаниям, и она их начала активно высказывать. Она показывает пальчиком на то, что хочет есть, а если ей не дали сразу же, то начинает просить ручкой (жест дай-дай). Научилась делать отстраняющий жест головой, как бы говорит “нет”. Ну, и выплевывает, если я этот жест проигнорировала.
Если малыш может есть кусочки еды (мягкие овощи, хлеб, др.), то очень удобно предлагать ему все это на вилке. Мы это обнаружили случайно, когда все ложки были в мойке)) Вот так!
Еще одно интересное сообщение о приучении ребенка есть ложкой. Мальчику 1 год и 2 месяца:
С кормлением у нас прошли маленькие боевые действия. В один прекрасный момент сынуля отказался брать ложку вообще. Убирал ручки, плакал, требовал чтоб кормили. Скрепя сердцем мама-злыдня (я) высаживала его три раза – в итоге ребенок так и не поел. Это был у нас такой завтрак (в конце августа). До обеда мы все думали над своим поведением. Потом заключили перемирие: я разбила поставленные задачи на этапы (зачерпнуть, донести до рта, попасть в рот) и взяла часть задач на себя. У Саши совсем не получается зачерпнуть – это делаю я, а потом отдаю ему ложку. Обед прошел уже хорошо. С тех пор капризов нет. Я черпаю, Саня выполняет 2 других этапа. Помогаю ему только с супом – придерживаю за локоток.
Еще одно очень важное мнение мамы с нашего форума:
Можно небольшое отступление? Вот когда он болел (на новый год пришлось), то температура 4 дня 39 и 39,5 держалась. Естественно, он не ел и не пил. Но грудь сосал. Практически постоянно. Я с ним все время пролежала. Но благодаря этому у него было достаточно жидкости, писал часто, иначе нам грозили капельницы. После выздоровления он примерно неделю возвращался к привычному рациону. А у меня случился новый прилив молока))) Так что, никогда не поздно наладить грудное вскармливание – молоко прибывает в зависимости от потребностей младенца. И т.к. у меня молоко 3 раза пропадало (1 раз при рождении, т.к. ребенок был в реанимации, а от сцеживания молоко не прибывало и я не кормила грудью 2 недели , 2-й раз примерно в 3 месяца и 3-й раз в 5 или 6 месяцев), то могу сказать, что когда малыш начинает активно сосать даже “пустую” грудь, то молоко появляется не сразу, а примерно приливать начинает день на 10-й. Надо потерпеть. Это мой опыт. может кому-нибудь пригодится.
Хорошая подробная статья про прикорм
Источник
Уфф, ну и вопросик вы задали. Знали бы вы, какой клубок проблем может за ним скрываться, сколько вариантов болезней и/или психолого-поведенческих нарушений и их комбинаций может вызывать failure to thrive и расстройства пищевого поведения. Такого ребенка надо смотреть очно и задавать много вопросов вам, чтобы понять причины и решения.
Цитата:
Сообщение от Evgeniya64
Гастроэнтеролог в приёме нам отказывает так как нет 3х лет,
Это чушь.
Обратитесь с жалобой к зав поликлиникой, главврачу или департамент здравоохранения. Доктор должен принимать всех с рождения. Но замотивировать его хорошо лечить – этим вряд ли получится.
… Начните с заполнения этих графиков, выложите их тут
https://forums.rusmedserv.com/showthread.php?t=87856
Затем ознакомьтесь с этими материалами:
[Ссылки доступны только зарегистрированным пользователям ]
И этими
[Ссылки доступны только зарегистрированным пользователям ]
Чтобы сориентироваться в горизонте возможных проблем.
Затем изучите как правильно лечить запоры:
[Ссылки доступны только зарегистрированным пользователям ]
[Ссылки доступны только зарегистрированным пользователям ]
Перейдите на нормальные осмотические слабительные, нормализуйте стул, и после этого постарайтесь уйти от фруктовых соков – они могут перебивать аппетит ребёнка и мешать нормальному питанию.
Если с нормализацией стула и убиранием сока проблема не начнет налаживаться – следующим шагом я бы подумал о лечении рефлюкс-эзофагита (самая частая причина плача после начала еды), то есть возможно ребёнку просто больно глотать. Там есть разные подходы – если это аллергия к белкам коровьего молока – перевод на гидролизат и диета, но обычно 2-6 недель эзомепразола убирают эту боль и если причина была в ней аппетит начинает налаживаться.
Но не исключено, что ребенок не имеет болей при глотании, и других проблем, что это чисто поведенческая штука – как вы выразились “не испытывает голод”. Такие дети есть, может у этого и есть причина, но найти ее часто просто невозможно. Тогда мы кормим их так, как они согласны, потому что другого выбора у нас нет. Корркетируем дефициты лекарствами (даем железо или поливитамины, когда больше года рацион из трех продуктов состоит и расширить не удается), докармливаем Нутридринком, Педиашуром или даже соглашаемся на соки – потому что следующий шаг это зондовое питание, истощение может стать критическим.
То есть общая стратегия такая – лечим известную “телесную” проблему (запоры), если это не улучшает аппетит – ищем /лечим неизвестные пока пррблемы (АБКМ, диафрагмальную грыжу, рефлюкс-эзофагит, различные малабсорбции и тд), если не находим – ведем как поведенческое пищевое расстройство, стараясь хотя бы не довести до истощения (надеемся на то что поведенческие расстройства часто отпускают со временем сами, либо под поведенческой коррекцией у психолога, типа АВА-терапия). И вот это все в идеале надо проводить под контролем грамотного врача, согласовывая с ним каждый шаг.
__________________
Только помните: форум – не замена очному врачу, а лечение по интернету – чревато смертью от опечатки.
С уважением, Сергей Александрович.
Мой блог: https://vk.com/dr.butriy
Источник
В семье появился малыш. В первые месяцы жизни мама – самый главный человек для него. Она ухаживает за ним, и этот процесс неразрывно связан с взаимодействием, «настройкой» мамы и малыша друг на друга. Это время, которое принадлежит только им, и очень важно сделать так, чтобы оно было комфортным для них обоих.
Всё это касается и процесса кормления. От того, каким образом он организован, зависят здоровье, рост и развитие ребенка. Причем в моменты кормления происходит не только насыщение малыша, но и установление прочной психологической связи между ним и матерью.
Сегодня предлагаем поговорить о том, как организовать и сделать комфортным для мам и малышей введение прикорма. В этом нам поможет Тала Трацевская – мама ребенка с синдромом Дауна и профессиональный консультант по грудному вскармливанию, член ассоциаций АКЕВ и ELACTA.
Как известно, существуют разные стратегии введения прикорма в рацион малыша, который находится на грудном вскармливании. Т. Трацевская – сторонница метода, рекомендованного Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ), или, как его еще называют, естественного прикорма.
– Этот метод позволяет учитывать два важных фактора, – объясняет Тала. – Во-первых, то, что ребенку начиная с шести месяцев необходимо получать дополнительные микроэлементы и витамины, которых ему уже не хватает в грудном молоке. И в этом отношении метод, рекомендованный ВОЗ, имеет серьезную научную доказательность, основывается на цифрах и фактах. А во-вторых, рекомендации ВОЗ построены с учетом личных предпочтений малыша. Ведь еда – это одно из самых больших удовольствий в жизни, а ребенок – это личность, имеющая право, в том числе, на удовольствие.
– Вы упомянули, что дополнительные микроэлементы и витамины ребенку могут потребоваться уже в шесть месяцев. Это стандартный возраст для начала прикорма?
– Дети все разные, и кому-то прикорм может потребоваться раньше, а кому-то позже, но, в принципе, при грудном вскармливании шесть месяцев – это оптимальный возраст, чтобы начать прикармливать. При искусственном вскармливании больше вероятность, что прикорм потребуется немного раньше.
– Что самое главное в прикорме?
– Прикорм – это очень просто. Это не космические технологии, это просто еда. Здесь нет необходимости что-то скрупулезно высчитывать в граммах. ВОЗ предлагает в 6 месяцев начинать давать ребенку еду, которую он может усвоить.
Примерно до восьми месяцев у ребенка преобладает так называемое пристеночное пищеварение. Это означает, что только очень мелкие частички еды будут переварены. Кусочек побольше будет «транзитом» проходить через желудочно-кишечный тракт. Иммунитет ребенка получит возможность познакомиться с новыми веществами, но никакой питательной ценности они иметь не будут. В этом нет ничего страшного, но нужно понимать: для ребенка это знакомство с новым вкусом, консистенцией пищи, вообще с тем, что существует какая-то другая еда, кроме грудного молока, но для пополнения энергетических запасов до восьми месяцев малышу следует давать измельченную пищу. Это необязательно пюре и уж точно необязательно – детские консервы из банки. Лучше прикармливать младенцев натуральной свежеприготовленной домашней едой. Необязательно готовить ребенку какое-то отдельное блюдо. Допустим, сами едим котлету с картошкой, а ребенка почему-то пичкаем кабачком, полчаса тратим на то, чтобы приготовить пюре из этого овоща. На самом деле, можно просто помять вилкой еду, которую ест мама.
– Как и когда нужно вводить продукты?
– Существуют сроки ввода тех или иных продуктов в рацион малыша. Я беру их из «Национальной программы вскармливания детей первого года жизни». Это документ, утвержденный РАМН, и о нем вам расскажет любой педиатр в поликлинике. Там перечислено много групп продуктов, с которых можно начать прикорм в шесть месяцев. Это овощи, фрукты, крупы, хлеб, макаронные изделия, мясо и масло.
С седьмого месяца ребенку можно давать речную рыбу и яичный желток, с восьмого – морскую рыбу, кисломолочные продукты, творог, яичный белок. Самый последний продукт, который появляется в рационе ребенка – коровье молоко. Его можно давать с девяти месяцев в составе каш, то есть проваренное, а сырое – только с 12-ти месяцев.
При этом, когда мы выбираем, что именно дадим ребенку, ориентируемся не только на то, что сами сейчас едим, в данную конкретную трапезу, но и на ту еду, которая является традиционной для нашей местности. Например, из фруктов для начала прикорма выбираем, условно говоря, не фейхоа, а яблоко и банан.
– Сколько же еды должен получать ребенок в дополнение к грудному молоку или адаптированной молочной смеси?
– Очень немного. К одному году доля прикорма в рационе ребенка должна составлять от 20 до 50 %. Это важно, потому что малыш лучше всего усваивает питательные вещества из грудного молока. При этом дети в возрасте 6-8 месяцев очень хорошо могут есть прикорм, особенно если мама кормит ложкой. Но надо знать: это может привести к дефициту питания у ребенка, потому что по объему он может съесть много, почти как взрослый, но мало что усваивает. Поэтому очень важно не торопиться, не закармливать малыша, а двигаться в его темпе.
Достаточно, если ребенок получит совсем небольшое количество дополнительной еды. Причем каждый продукт вводим отдельно: утром дали немножко попробовать и сутки наблюдаем. Если никакой негативной реакции не возникло (сыпи, покраснения, рвоты, запора, расстройства желудка и т.д.), то значит, продукт усваивается нормально, его можно считать введенным в рацион. Еще раз подчеркну: все новые продукты мы даем на завтрак или в первой половине дня как раз для того, чтобы возможная негативная реакция организма не пришлась на ночь.
– Получается, что количество продуктов, которые можно использовать в качестве прикорма, увеличивается очень быстро?
– Да, за первый месяц прикорма может накопиться до 30 таких продуктов. То есть, рацион получается достаточно большой, но по разнообразию, а не по количеству. К 9 месяцам в сутки может получиться в общей сложности 130-140 граммов дополнительной еды. Спешить с прикормом не стоит. Главное – не вытеснить продуктами прикорма необходимый малышу объем грудного молока.
Если маму тревожит риск возникновения аллергических реакций, вовсе не обязательно давать новые продукты ежедневно. Можно отвести срок два-три дня на пробу новой еды. Еще одной страховкой от сильной аллергической реакции служит то, что сначала всю новую пищу мы даем малышу в очень маленьких количествах – буквально четверть чайной ложки. От такого количества лишь в очень редких случаях возникает сильная аллергия. Скорее мамы начинают замечать неладное лишь через какое-то время, и сопоставляя состав прикорма, вычисляют «подозреваемого». Хотя, конечно, бывают дети, у которых проблема с аллергией выявляется очень рано, и мамы таких малышей изначально понимают, что им надо быть очень аккуратными с введением прикорма.
– Про необходимость измельчения пищи и выбор традиционных продуктов для прикорма мы уже поговорили. Что еще важно?
– Кроме измельченной и перетертой пищи, с которой обычно начинают прикорм, можно давать ребенку кусочки еды, которые он будет просто держать в руке и мусолить. Но надо быть очень внимательными. Это должен быть либо такой продукт, как морковка, которую малыш будет обгладывать деснами, но не сможет раскрошить и подавиться, либо такой, как сушка, которая будет размокать во рту, и ребенок проглотит кашицу. Не подходят в данном случае такие продукты, как вареный картофель, от которого ребенок сможет откусить деснами довольно крупный кусок и не справиться с ним.
Кстати, маленькие кусочки разваренных овощей, если они присутствуют в пюре, вреда не нанесут: малыш прекрасно перетирает их языком. Причем так ребенок не только знакомится с новой консистенцией пищи, но и развивается в сенсорном, моторном плане. Не всегда процесс знакомства малыша с синдромом Дауна с пищей более грубой консистенции идет гладко, но очень важно постепенно и последовательно развивать чувствительность ротовой полости, понимая, что за один день это не происходит.
Есть еще одна важная вещь. Всегда приятно, когда ребенок научился есть ложкой и пить из чашки. Так вот, и ложку, и чашку мы можем дать ребенку даже до еды, как некие детские предметы. И это не обязательно должна быть посуда, созданная специально для детей. Ребенку в таком возрасте очень нравятся такие же предметы, как у мамы и папы.
Хорошо начинать прикорм, беря ребенка с собой за стол. Семья ест, а ребенку на чисто вымытый участок стола кладут какой-то кусочек или дают с ложки немного размятой еды. Можно дать ложку ему в руку. Ничего страшного, если он будет пользоваться ей неправильно – это нормально для знакомства с предметом.
То же самое относится и к тарелке. Почему в начале прикорма мы кладем еду просто на чистый стол? Потому что если ребенок еще не познакомился с тарелкой как с предметом, то ему не так уж интересно, что в ней лежит. Если он с ней наигрался и начинает проявлять интерес к нашей еде, тянуться к нашему рту, мы в ответ на такую просьбу угощаем его.
– А как понять, что с ложкой ребенок уже познакомился и научился достаточно хорошо орудовать ей?
– Для маленького ребенка хорошо орудовать ложкой – значит уметь зачерпнуть ею еду или взять еду пальцами, положить в ложку и донести до рта. Или он может загрести ложкой, поднять, а потом взять оттуда рукой и положить в рот. Любое поведение, которое приводит к кормлению себя, абсолютно нормально. Поглощение пищи – это такая же телесная практика, как и грудное вскармливание. И здесь ребенку важно получить этот опыт, в том числе опыт таких действий, которые не приводят к результату. Хорошо, если у ребенка есть возможность самому сделать нужные выводы. Например, что с черпала ложки удобнее есть, чем с ее черенка.
Освоив ложку, ребенок может заинтересоваться чашкой, из которой пьет мама. Можете разрешить ему сделать оттуда глоток или дать свою чашку, такую же, как у вас, или меньшего размера, но похожую. Чашку сначала даем пустую, пусть ребенок ее тоже изучает. А когда потеряет интерес, и чашка вновь окажется на столе, можно налить в нее глоток воды (немного, потому что всё это рискует очень быстро оказаться на ребенке). Если ребенок пролил этот глоток и просит еще, можете налить и помочь взять в руки эту чашку, донести до рта, приблизить к губам и наклонить таким образом, чтобы жидкость попала на язык.
Еда – это отнюдь не только про насыщение и пищеварение. Когда мама вводит прикорм в рацион ребенка, она, по сути, создает пространство, где он может начать кормить себя сам. А это ведь тот итог, к которому мы хотим прийти: чтобы ребенок мог самостоятельно есть и получать при этом удовольствие.
– Пока мы говорили о том, что ребенок получает прикорм, находясь за столом у мамы на руках. Когда же его нужно посадить на собственный детский стульчик?
– Если малыш уже приемлемо управляется с ложкой, чашкой и тарелкой, это сигнал к тому, что ему пора «переехать» с маминых рук на собственный стул. Если позволяет пространство, ставим его слева от мамы, если нет – в любое место, но хорошо бы поближе к маме. Потому что поначалу у ребенка нет своей порции еды. Он просит еду у мамы и ест сам, со своей скоростью. Это дает хорошую страховку от того, что ребенок не переест. В районе 12-14 месяцев у ребенка может появиться своя порция еды – около двух столовых ложек. Это не то, что ребенок обязан съесть, а то, сколько ему разумно дать. Потому что во всей истории с прикормом нам очень важно не забывать про пищевой интерес. Собственно, когда ребенок начинает рассматривать еду как средство утоления голода, а не как некий интересный эксперимент, у него и должна появиться своя порция. Не принципиально, сколько он съест за раз. Важно, что он принимает обычную пищу и пополняет свой рацион продуктами, отличными от грудного молока.
Также с года у ребенка есть возможность попросить добавку. Потому что до этого времени мы всё время контролируем, чтобы малыш не съел больше, чем можно, и размеры на трапезу ограничиваем, не поддерживаем бесконтрольное поглощение еды. Затем, после года, эти ограничения снимаются, потому что ребенок, который ел сам предыдущие полгода, наращивал навыки, к 12-14 месяцам обычно уже хорошо ориентируется и в том, что он любит есть, и в том, каким количеством еды он насытится. На этом наша история про введение прикорма благополучно заканчивается: малыш сам сидит за столом, пользуется ложкой и тарелкой, у него есть своя порция, и он сам ее ест.
Источник