Призрак в доспехах синдром одиночки мотоко кусанаги

Эта статья создана ботом
Требуется выполнить первичную проверку статьи и проставить плашки необходимых работ

Это список персонажей из научно-фантастической манги «Призрак в доспехах» (攻殻機動隊, Ко:каку Кидо:тай), изданной в 1991 году, а также её экранизаций: аниме-фильмов «Призрак в доспехах», «Призрак в доспехах: Невинность», «Ghost in the Shell: Stand Alone Complex – Solid State Society» и сериалов «Призрак в доспехах: Синдром одиночки», «Призрак в доспехах: Синдром одиночки 2-й ГИГ».

Автор оригинального дизайна персонажей — Масамунэ Сиро, дизайна в фильмах — Окиура Хироюки.

Девятый отдел[править | править код]

Девятый отдел. Слева направо: Падзу, Тогуса, Бома, Мотоко, Арамаки, Сайто, Исикава, Бато.

Спецслужба Японии, действующая от имени Бюро Общественной Безопасности. Дислоцируется на верхних этажах небоскрёба города Ниихама, состоит из 8 регулярных членов отдела. Во втором сезоне сериала к ним присоединяются ещё двое новичков-стажеров, один из которых погибает на спецоперации.

Мотоко Кусанаги («Майор»)[править | править код]

Мотоко Кусанаги — псевдоним главной героини, работающей в 9 отделе МВД Японии. Рост — 168 см. Попав в авиационную катастрофу (в 6 лет) и потеряв родителей, находилась в коме два года до тех пор, пока не стало ясно, что она умрет без полной кибернетизации тела. Перенесла трансплантацию мозга, одной из первых стала практически 100 % киборгом; только её мозг и один сегмент спинного мозга остались человеческими и помещены в защитную оболочку, обеспечивающую жизнеобеспечение, взаимодействующую с её телом и расширяющую функциональность мозга — т. н. кибермозг. В первом фильме, расследуя дело Project 2501 (Puppet Master), чье тело было построено на той же фабрике, что и её, начала сомневаться, действительно ли её сущность, её «призрак», душа, являются человеческими. В первом сезоне сериала (серия «Дезинтеграция») её кибер-тело было уничтожено фактически полностью — без возможности перезаписать призрак на другой носитель (пуля снайпера попала в голову, уничтожив мозг). Однако, как выясняется позже, её новое тело управлялось дистанционно, чему поспособствовал Смеющийся Человек. Позже Майор призналась, что наверное является единственным человеком, получившим опыт посмертия.

Давно забыв своё истинное имя, Мотоко на протяжении своей жизни научилась управлять своим искусственным телом в совершенстве, что сделало её первоклассным оружием (отсюда и псевдоним «Кусанаги», то есть «поражающий меч»). Отмечая выдающиеся способности Кусанаги в военном искусстве, почти все обращаются к ней не иначе как «майор» (об этом говорит Сайто в серии «Poker Face»). В сериале несколько раз показана в военной парадной форме (三等陸佐, третий класс Сухопутных сил). Знаки различия на погонах действительно соответствуют званию «Майор». После окончания военной карьеры она перешла в МВД, где был создан специальный отдел по борьбе с терроризмом и компьютерной преступностью. Её кибермозг позволяет буквально «нырять» в компьютерные сети, высокопрочное тело, весом в 2 центнера с титановым скелетом делает майора весьма крепким бойцом, наделенным внушительной физической силой. Более того, Майор хранит также свои прежние (детские) тела, с помощью которых порой наблюдает за сотрудниками отдела или же скрывается.

Кусанаги неплохо владеет тхэквондо, прекрасно стреляет и к тому же является первоклассным хакером. Её способности не позволяют идентифицировать себя с людьми. Кроме того, жизнь, полная убийств и насилия, и полное одиночество ведут к глубокому душевному конфликту, имеющему явно нигилистически-депрессивный характер. Никакой возможности покинуть Отдел у неё нет: она стала заложником собственного тела, которое теперь принадлежит государству, о чём становится известно из её разговора с Бато на борту катера в первом фильме. Несмотря на совершенное тело, её иногда преследуют воспоминания детства, например, как она, не привыкнув еще к кибертелу и не рассчитав силы, нечаянно сломала куклу, сжав её в кулаке.

В зависимости от ситуации у неё были разные «доспехи», но она предпочитает тела, похожие на молодых женщин. Презирает тех мужчин, которым нужны женщины только для удовольствия и домашней работы. Неравнодушна к Бато, во втором сезоне сериала появляется также первая любовь Мотоко Хидео Кудзе, с которым она лежала в одной палате больницы после авиакатастрофы. Майор встречается с различными девушками и спит с ними, но часто забывает о своих подругах, одна из которых работает в больнице. Кусанаги тяжело перенесла привыкание к кибернетическому телу в детстве, поэтому переживает за других детей с кибертелами. Несколько раз синхронизировала свою память с чужой, получая новый жизненный опыт.

Сэйю — Танака Ацуко.

Бато[править | править код]

Бато(фамилия Бутедзу возможно ненастоящая, поскольку паспорт Бато можно было увидеть всего один раз, и, возможно, он служил для прикрытия) — киборг-громила, рост: 187, обладающий огромной физической силой. Бато — экс-рейнджер и ветеран многих кровавых конфликтов в Южной Америке. Возраст неизвестен, но на вид ему примерно пятьдесят лет. Большинство своего свободного времени проводит в спортзале, тренируясь в боксе, которым он владеет в совершенстве. При конфликте в Средней Азии Бато прославился как специалист по пыткам, прозванный «Стоматологом» из-за его жестоких методов и изощрённого садизма.

Бато — высококлассный специалист по тактической разведке и партизанско-сетевой войне. Любит делить людей на «массу», «полицию» и «профессионалов», также на 98 % киборг, имеет искусственные глаза со встроенной инфракрасной сенсорикой. Майора Кусанаги впервые встретил в Мексике, после чего стал явно неравнодушен к ней. Считает Майора Кусанаги мужеподобной и даже советует ей поменять тело на мужское, но сам находится под её чарами. По сравнению с нею худший аналитик, но более решителен и всегда полагается на грубую силу.

Привязан к своему автомобилю и одной из Татиком, которую он балует (к примеру обслуживанием натуральным маслом вместо синтетического). За что, в свою очередь, все Татикомы благодаря синхронизации привязаны к нему. Иногда демонстрирует сочувствие и сострадание как к киборгам, так и к людям. Часто теряет душевный покой от неизбежности смерти и уничтожения.

Имеет хорошие отношения с другими сотрудниками из девятого отдела, его нахальное поведение является показным ради достижения результата, но он всё-таки способен побороть свои чувства и выполнять свой долг. Часто бывает агрессивен и несдержан, поэтому нередко выбирает некорректные слова, усложняя этим расследования Отдела. В эпизоде, где Мотоко инсценирует свою смерть с помощью дистанционно управляемого тела, Бато проявляет эмоции и несколько раз кричит: «Мотоко!», а в следующем эпизоде другие служащие 9 отдела подшучивают над ним из-за этого.

Сэйю — Оцука Акио.

Дайсукэ Арамаки[править | править код]

Дайсукэ Арамаки — человек, работающий в контрразведке Японии несколько десятилетий. Обладая высоким уровнем интеллекта, огромным рабочим опытом и связями, достигающими высочайших политических кругов, он решил организовать секретный отдел по национальной борьбе с терроризмом и кибер-преступностью. Так появился 9-й отдел, за который Арамаки ответственен перед МВД и самим премьер-министром, который, в свою очередь, может давать прямые приказы этой спецгруппе. Если оперативной ГлавКом отряда является Майор Кусанаги, ведущая активный бой и собирающая информацию, то Арамаки — это мастер провокаций, своего рода политик, всегда скрывающий и защищающий своих людей от Уголовного Кодекса самой же Японии. Арамаки обладает исключительными способностями в аналитике и построении планов.

Арамаки — 100%-й человек. Такое состояние продиктовано одной из директив безопасности Девятого отдела: в целях безопасности государства вообще, и Девятого отдела в частности, определённые (руководящие) должности должны быть укомплектованы 100%-ми людьми, в целях исключения возможности заражения компьютерными вирусами через Сеть.

Сэйю — Сака Осаму.

Исикава[править | править код]

Исикава — профессиональный хакер мирового класса, рост: 180, торговец информацией и самый старший в отряде по возрасту, за исключением Арамаки. Имея солидное игровое кафе, большинство своего времени проводит за поиском данных в Сети. Как специалист по электронике и ведению войны электронно-подавляющими средствами Исикава просто незаменим. В фильме он редко ввязывается в бой, но очевидно наличие большого боевого опыта. Возможно имеет знание подрывника, в одном эпизоде именно Исикава готовит бомбу для взрыва 9 отдела.

Читайте также:  Развитие речи у детей с синдромом дауна книг

Не является киборгом, однако имеет всё же некоторые киберимплантаты.

Сэйю — Накано Ютака.

Сайто[править | править код]

Сайто — снайпер спецгруппы, рост: 172, почти полностью человек. Работал многие годы как наёмник в Мексике, воюя против миротворческих сил ООН. Тогда он впервые встретил майора Кусанаги, воевавшую на стороне противника. Сайто убил несколько офицеров, и после этого ему пришлось противостоять и Кусанаги. В финальной дуэли он чуть не прострелил ей голову, но, не разгадав трюка майора с якобы не скачанной программой наведения для стрельбы на средних дистанциях, получил ранение левого глаза осколками оптического прицела, разбитого пулей Кусанаги, из-за чего глаза и лишился. В ответ решил поразить её пистолетом, за что Кусанаги пригвоздила ножом к стене кисть его левой руки. Кусанаги могла с ним расправиться, но, впечатленная профессионализмом, предпочла завербовать в свою команду. С тех пор у Сайто искусственная левая рука и вместо левого глаза имплантирован прибор «Соколиное око» с вмонтированным датчиком системы GPS, который позволяет ему точно целиться на расстоянии нескольких километров. При этом им используется тяжёлая снайперская винтовка калибром 12,7 мм и более.

Сэйю — Окава Тору.

Падзу[править | править код]

Падзу — бывший якудза, рост: 177. Откровенный бандит, занимавшийся сутенёрством, грабежом, торговлей нелегальной порнографией и отмыванием денег. Обо всем этом было забыто после того, как он был завербован в 9-й Отдел. Падзу, большой знаток подпольного мира, практически выросший в этой среде, даёт отряду бесценную информацию о криминальном мире через множество старых связей. Он очень мужественен и способен пойти в атаку на вооружённый отряд даже с перочинным ножом в руке. Имеет также славу ловеласа, который, как он говорит, не спит с одной женщиной больше одного раза. Его редко можно увидеть в самом отделе и практически никогда — в действии. Отлично сражается голыми руками. В 39ой серии Падзу убивает свою бывшую любовь, которая украла его призрак и сделала себе идентичное тело.

Сэйю — Онодзука Такаси.

Тогуса[править | править код]

Тогуса — ещё один член 9 отдела, не имеющий кибернетического тела, только мозговые имплантаты. Еще на службе в полиции достиг большого мастерства в стрельбе из револьвера, который предпочитает автоматическому оружию. Один из инициаторов расследования «Дела о Смеющемся человеке».

Женат, воспитывает дочь и сына. В первой полнометражке получает выговор от Мотоко, которая, на его привязанность к револьверу, говорит: «Поскольку речь идёт и о моей заднице, используй лучше заступы». Именно майор добилась перевода Тогусы из полиции в 9 отдел.

Возможно, дружит с Бато. Однако не понимает привязанности друга к старым машинам и татикомам. Татикомы это понимают и часто шутят над ним «Тогуса совсем нас не любит!». В третьей полнометражке становится Главным оперативником вместо майора.

Сэйю — Ямадэра Коити.

Бома[править | править код]

Бома — напарник Падзу, рост: 200. Также, как и Бато, имеет имплантированные глаза.
Участвовал в последней мировой войне, во время которой был специалистом по взрывчатке и подрывному делу.
Он похож на своего напарника, так же неразговорчив.

Сэйю — Ямагути Таро.

Отзывы и критика[править | править код]

Майор Кусанаги Мотоко занимает 13 строчку в списке 25 лучших аниме персонажей по версии IGN.

Журнал «Мир Фантастики» поставил Мотоко Кусанаги на 7 место в списке «Самые-самые роботы», автор написал, что Майор «умный и созерцательный робот, которому наплевать на азимовские страшилки, ведь перед этим биомеханическим существом встает совсем другой вопрос — что такое человек, если его разум можно копировать, а тело — менять?».

Примечания[править | править код]

Эта статья содержит текст перенесенный с википедии
Список авторов можно увидеть там же на странице истории
Желательно переписать текст этой статьи своими словами

Материалы сообщества доступны в соответствии с условиями лицензии CC-BY-SA, если не указано иное.

Источник

Псевдоним главной героини, работающей в 9-ом отделе МВД Японии. Попав в авиационную катастрофу (в 6 лет) и потеряв родителей, находилась в коме два года до тех пор, пока не стало ясно, что она умрёт без полной кибернетизации тела. Перенесла трансплантацию мозга, одной из первых стала практически 100%-ым киборгом; только её мозг и один сегмент спинного мозга остались человеческими и помещены в защитную оболочку, обеспечивающую жизнедеятельность, взаимодействующую с её телом и расширяющую функциональность мозга — то есть кибермозг. В первом фильме, расследуя дело Project 2501 (Puppet Master), чьё тело было построено на той же фабрике, что и её, начала сомневаться, действительно ли её сущность, её «призрак», душа, являются человеческими. В первом сезоне сериала (серия «Дезинтеграция») её кибер-тело было уничтожено фактически полностью — без возможности перезаписать призрак на другой носитель (пуля снайпера попала в голову, уничтожив мозг). Однако, как выясняется позже, её новое тело управлялось дистанционно, чему поспособствовал Смеющийся Человек. Позже Майор призналась, что наверное является единственным человеком, получившим опыт посмертия.

Давно забыв своё истинное имя, Мотоко на протяжении своей жизни научилась управлять своим искусственным телом в совершенстве, что сделало её первоклассным оружием (отсюда и псевдоним «Кусанаги», то есть «поражающий меч»). Отмечая выдающиеся способности Кусанаги в военном искусстве, почти все обращаются к ней не иначе как «майор» (об этом говорит Сайто в серии «Poker Face»). В сериале несколько раз показана в военной парадной форме (三等陸佐, третий класс Сухопутных сил). Знаки различия на погонах действительно соответствуют званию «Майор». После окончания военной карьеры она перешла в МВД, где был создан специальный отдел по борьбе с терроризмом и компьютерной преступностью. Её кибермозг позволяет буквально «нырять» в компьютерные сети, высокопрочное тело, весом в 2 центнера с титановым скелетом делает майора весьма крепким бойцом, наделённым внушительной физической силой. Более того, Майор хранит также свои прежние (детские) тела, с помощью которых порой наблюдает за сотрудниками отдела или же скрывается.

Кусанаги неплохо владеет тхэквондо, прекрасно стреляет и к тому же является первоклассным хакером. Её способности не позволяют идентифицировать себя с людьми. Кроме того, жизнь, полная убийств и насилия, и полное одиночество ведут к глубокому душевному конфликту, имеющему явно нигилистически-депрессивный характер. Никакой возможности покинуть Отдел у неё нет: она стала заложником собственного тела, которое теперь принадлежит государству, о чём становится известно из её разговора с Бато на борту катера в первом фильме. Несмотря на совершенное тело, её иногда преследуют воспоминания детства, например, как она, не привыкнув ещё к кибертелу и не рассчитав силы, нечаянно сломала куклу, сжав её в кулаке.

В зависимости от ситуации у неё были разные «доспехи», но она предпочитает тела, похожие на молодых женщин. Презирает тех мужчин, которым нужны женщины только для удовольствия и домашней работы. Неравнодушна к Бато, во втором сезоне сериала появляется также первая любовь Мотоко, Хидэо Кудзэ, с которым она лежала в одной палате больницы после авиакатастрофы. Майор встречается с различными девушками и спит с ними, но часто забывает о своих подругах, одна из которых работает в больнице. Кусанаги тяжело перенесла привыкание к кибернетическому телу в детстве, поэтому переживает за других детей с кибертелами. Несколько раз синхронизировала свою память с чужой, получая новый жизненный опыт.

Читайте также:  Магния сульфат при абстинентном синдроме

Источник

Вышедшее в середине 1990-х аниме «Призрак в доспехах» стало настоящим откровением. Этим фильмом вдохновлялись братья Вачовски перед тем, как снять «Матрицу». Громкая премьера по обе стороны океана с разницей всего в месяц, комбинация компьютерной графики и классической анимации, многомиллионный бюджет — картина опередила своё время и вошла в историю не только аниме, но и всей фантастики.

«Призрак в доспехах» вписался в каноны киберпанка, но при этом показал оригинальный и правдоподобный мир будущего, в котором грань между людьми и машинами практически стёрлась. Эта версия будущего пугает, но, в отличие от многих других мрачных вселенных в таком мире хочется жить, воочию наблюдая за развитием техники и человеческого разума.

Ghost in the Shell начался не с аниме Мамору Осии, а с манги, созданной Масамунэ Сиро. На родном японском языке и аниме, и манга называются Kokaku Kidotai, что примерно переводится как «Мобильная группа бронированной полиции». Американские издатели посчитали это название недостаточно глубокомысленным и киберпанковским и окрестили фильм Ghost in the Shell, что логичнее всего перевести на русский как «Дух в оболочке». Однако в нашей стране закрепилось поэтичное, хотя и довольно бессмысленное название «Призрак в доспехах». Спасибо, хоть не «Привидение в раковине»!

Мир, описанный в аниме и манге, пережил ядерную Третью мировую войну и разрушительную Четвёртую. Империи распались, многие страны третьего мира оказались стёрты с лица Земли, но человечество не деградировало и не растеряло с кровью добытые знания. Напротив, технологии стали главным козырем в руках лидеров уцелевших после всех катаклизмов государств. Японию войны обошли стороной, и благодаря своим невероятно развитым технологиям она вскоре оказалась впереди планеты всей. Торговля информацией и поставки уникальных наномашин сделали Японию богатой страной, но даже там жизнь далека от утопических идеалов.

После войны в Японию хлынул поток беженцев и нелегальных иммигрантов из соседних стран. Это привело к нагнетанию социальной напряжённости и росту преступности. Лишённые крова, работы и документов нелегалы становятся лёгкими жертвами для мафии и торговцев людьми, употребляют и распространяют синтетические наркотики. Коррумпированные чиновники и иностранные шпионы тоже не дремлют. И если с этими проблемами силы правопорядка сталкивались во все времена, то развитие технологий добавило им головной боли.

Мир «Призрака в доспехах» до отказа забит машинами. Роботизировано и наделено искусственным интеллектом здесь всё, что только можно, от танка до личного органайзера. Машины восстают против людей и сходят с ума — часто из-за сбоев в программе или физических поломок, но порой и по пугающе человеческим причинам. Да и сами люди становятся всё более похожими на роботов. Даже у самых отъявленных ретроградов имеется мозговой имплантат, позволяющий подключаться к Сети и обмениваться информацией. Любую часть тела можно заменить на механическую, спроектированную на основе ДНК человека. Можно и целиком переселиться в синтетическое тело, оставив только мозг. Тело киборга гораздо сильнее и выносливее человеческого, и при необходимости его можно целиком заменить.

Машину сложно сразить пулей, но не так трудно пробраться в её разум. В мире «Призрака в доспехах» переписывают память человека, будто фильм на жёстком диске. Можно проснуться однажды и осознать, что красавица-жена, умница-дочка, многочисленная семья, друзья и любимая работа — всего лишь морок, созданный искусным хакером. Несложно передать любую картинку так, чтобы человек увидел её своими глазами и принял за реальность. Или, наоборот, подключиться к чужим глазам и смотреть через них. В мире, где тела меняют как перчатки, личность и воспоминания человека остаются его единственным достоянием, зыбким и уязвимым.

Борьбой с кибертерроризмом как раз и занимаются герои серии, сотрудники Девятого отдела Бюро общественной безопасности. Когда граница между объективной и виртуальной реальностями максимально размыта и угроза может исходить из любого закоулка, без работы им сидеть не приходится.

Мотоко Кусанаги

Железная леди в буквальном смысле этого слова. Майор Мотоко Кусанаги — полностью киборг и нередко задумывается о том, есть у неё душа или же она всего лишь набор алгоритмов. Пережившей в детстве авиакатастрофу Мотоко с ранних лет пришлось привыкать к искусственному телу и не раз менять его по мере взросления и обновления технологий, поэтому виртуальный мир давно стал для неё родным. Она не только талантливый командир, агент и мастер обращения с оружием и камуфляжем, но и искусный хакер.

Внутренняя сила вкупе с загадочностью делают Мотоко очень интересным персонажем. Балансируя на тонкой грани между человеком и машиной, она ищет ответы на вечные вопросы, успевая разбираться, как с личными, так и рабочими проблемами.

Бато

Бато, словно Железный дровосек из «Волшебника страны Оз», заменяет части своего тела искусственными протезами, считая это совершенно обыденным явлением. Он обожает возиться с различной техникой, особенно с татикомами, одну из которых разбаловал и назначил своей личной машиной. Профессионал до мозга костей, но может быть вспыльчив, когда в беду попадают сослуживцы. Из троицы главных героев Бато можно назвать самым приземлённым. Он выслушивает и философские рассуждения Мотоко, и детские шуточки татиком, продолжая просто жить и выполнять свою работу. Хотя, возможно, глубоко в душе он романтик. Жаль, что его чувства к Мотоко не оказались взаимными…

Тогуса

В мире будущего Тогуса, несмотря на небольшой возраст, выглядит настоящим реликтом. Он отказывается от кибернетических «запчастей», ограничиваясь лишь мозговым имплантатом. Оружие Тогуса тоже предпочитает старомодное и не расстаётся с верным шестизарядным револьвером. Он образцовый гражданин, женат, воспитывает детей и в работе полагается не на предоставленные бездушными машинами данные, а на свое чутьё, выработанное за годы службы в полиции, — именно поэтому Тогуса стал неотъемлемой частью Девятого отдела. Есть у него и другая важная функция: будучи дальше всех в отделе от техники и ближе всех к людям, Тогуса зачастую выступает в роли морального компаса. Он может быть уязвимым и чересчур эмоциональным, но он — настоящий, живой человек.

Татикомы

Небольшие, проворные, вооружённые пулемётами и гранатомётами танки с искусственным интеллектом. Обладают игривым, добродушным характером, и, несмотря на постоянную синхронизацию, каждая из машин имеет индивидуальные черты. По отношению бойцов Девятого отдела к татикомам легко понять их отношение к роботам в целом. Бато в них души не чает, Тогуса недолюбливает, а Мотоко молча следит за их развитием. В перерывах между миссиями татикомы развлекаются и дурачатся, как дети, разбавляя серьёзность сериала толикой юмора. Миловидные роботы стали маскотами серии и даже заполучили по собственной зарисовке в конце каждого эпизода. Возможно, отважные маленькие танки даже обладали собственным сознанием.

В аниме «Призрак в доспехах», принёсшем серии мировую славу, сотрудники Девятого отдела преследуют Кукловода — беглый искусственный интеллект, разработанный Министерством иностранных дел для выполнения грязной работы. Хитрая программа развила самосознание, нашла себе подходящее тело и сбежала. Но в отличие от многих внезапно осознавших себя фантастических систем не стала захватывать мир или уничтожать человечество. Кукловодом двигало скорее любопытство, попытка понять собственную сущность.

В этом они оказались очень похожи с главной оперативницей Девятого отдела, майором Мотоко Кусанаги. Эта сильная, волевая и обаятельная женщина давно стала почти полностью киборгом. Мозг, а значит, и душа у Мотоко человеческие, но она нередко задаётся вопросом о том, кто она такая. А что, если вся её жизнь — цифровая иллюзия?

Коллеги относятся к жизни проще: молодой Тогуса желает иметь с машинами как можно меньше общего и остаётся живым человеком из плоти и крови, а бывалый спецназовец Бато воспринимает технику как нечто само собой разумеющееся. Высокие искания Мотоко им непонятны, но подчинённые неизменно сопровождают майора как в расследовании, так и в минуты размышлений.

Читайте также:  Синдром мухи что это такое

Человека, ставшего машиной, и машину, обретшую разум, тянет друг к другу. Возможно, вместе они смогли бы найти ответы на вечные вопросы. Кукловод предлагает Мотоко слить два их сознания воедино, и та соглашается. Они превращаются в нечто большее, чем человек или программа. Авторы — как манги, так и фильма — воздержались от оценок и однозначных ответов. Видеоряд «Призрака в доспехах» целиком состоит из намёков и отсылок, заставляет размышлять и выносить собственные суждения о том, что делает нас людьми и есть ли предел развитию.

Хотя внимание большую часть времени приковано к красавице Мотоко, оставшаяся пара героев не меркнет на её фоне. Напротив, именно через призму восприятия всех троих персонажей, очень разных по возрасту, характеру и физическому состоянию, складывается целостная картина опасного, но такого многообещающего мира будущего.

В ещё более глубокомысленной «Невинности» Кусанаги появляется лишь мельком, но её невидимое присутствие ощущается постоянно. Дистанцировавшись от своих бывших подчинённых, она приглядывает за ними через Сеть, предупреждает об опасности и изредка вмешивается, взяв под контроль робота. В центре повествования оказывается Бато, потерявший с уходом майора дорогого и, похоже, любимого человека. Теперь самым близким для Бато существом стал бассет, а в жизни образовалось много больше рутины. Впрочем, даже в такой жизни нашлось место очередному громкому делу о роботах для секса, сходящих с ума и убивающих людей.

Расследование заканчивается жаркой битвой между обезумевшими машинами и наёмниками нелегально производящей их корпорации, и без помощи Мотоко Бато и Тогусе пришлось бы туго. Как и первая часть, «Невинность», помимо лихих перестрелок, изобилует цитатами и не даёт лёгких ответов. Роботы и люди не противопоставляются друг другу — напротив, всё делается ради их мирного сосуществования и во избежание трагедий.

Если в фильмах, хоть и не обделённых боевыми сценами, проблемы сосуществования роботов и людей, их сходства и отличия рассматриваются размеренно и отрешённо, то сериал «Призрак в доспехах: Синдром одиночки» представляет собой динамичный футуристический детектив. Боевиком его язык не повернётся назвать: несмотря на обилие погонь и перестрелок, разговоров, в том числе и достаточно нудных бесед о политике, здесь очень много.

Оба сезона и три дополняющие их полнометражные ленты посвящены суровым будням Девятого отдела, всё ещё находящегося под предводительством Мотоко Кусанаги. В отделе собрались люди с совершенно разным, зачастую тёмным прошлым. Здесь нашлось место и бывшим наёмникам, и якудза, и талантливым хакерам. В ход пошла и тяжёлая техника — на вооружении Девятого отдела находится отряд татиком, паукообразных танков с искусственным интеллектом.

В сериале команде Мотоко пришлось иметь дело с гениальным хакером, разоблачившим заговор правительственных чиновников и глав производящих наномашины корпораций. Хакер пытался сделать добытые им данные публичными, но исчез, оставив на память о себе бело-синий смеющийся смайлик, которым ловко закрыл своё лицо на всех запечатлевших его камерах. Знак «Смеющегося человека» стал узнаваемым и популярным, чем не преминули воспользоваться политики, чтобы инсценировать ряд террористических актов и обвинить в них хакера.

Бороться с идущей изнутри угрозой оказалось сложнее, чем с самыми одарёнными хакерами. Докопавшийся до истины Девятый отдел оказался в немилости у правительства, был дискредитирован и объявлен вне закона. Но стараниями Мотоко, Бато, Тогусы и компании информация о заговоре распространилась и породила огромный скандал. Распущенный отдел собирают вновь, и его работников ждёт новое дело, на этот раз касающееся напряжения между коренным населением Японии и хлынувшими в страну беженцами. Обыкновенными стычками и терактами ситуация не ограничивается — здесь также задействованы высшие чины и сложные политические схемы.

Тема непростого сожительства роботов и людей в сериале ушла на задний план. Зато политические интриги будущего, заговоры японского правительства и могущественных корпораций показаны со всеми подробностями. Несколько утомляют бесконечные диалоги и необходимость запоминать, какой из отделов бюро общественной безопасности Японии какому ведомству подчиняется, имена политиков и бизнесменов. Но из-за быстрого темпа повествования загрузиться и заскучать не успеваешь.

Проделкам внезапно ожившего искусственного интеллекта в «Синдроме одиночки» тоже нашлось место. Но на этот раз цифровое сознание завелось не в далёких закоулках Сети или секретных лабораториях, а прямо в Девятом отделе. Татикомы, хоть и совершенно не похожие на людей внешне, стали полноправными членами команды, и, даже будучи отстранёнными от дел, бросились на выручку своим сослуживцам-людям. У Мотоко своеволие татиком вызывает подозрения, их подумывают уничтожить или перепрограммировать, но живые танки доказывают своё право на существование по-настоящему геройскими поступками. И погибают они как настоящие герои, доказав, что у них была, — может быть, детская, и, может, одна на всех, — но душа.

Формат сериала позволил также заглянуть в прошлое героев, узнать больше об их происхождении и мотивациях. Больше всего внимания уделили, конечно, загадочной Мотоко, вынужденной с детства привыкать к искусственному телу. Уже тогда она выглядела отрешённой, одинокой и задумчивой. Она подчиняла себе мощь искусственного тела, с лёгкостью ломавшего стальными пальцами любимые детские игрушки.

«Призрак в доспехах» вобрал в себя все элементы классического киберпанка. Здесь есть киборги и хакеры, могущественные корпорации и страшные трущобы. Но все они оказались в одной лодке, и нет прямого конфликта между машинами и людьми, смелым героем и поработившей мир компанией. Картина мира не делится на чёрное и белое и походит на уличный карнавал в Тайване, где смешались в разноцветной толпе люди и куклы. Технический прогресс стал неотъемлемой частью жизни, но, даже заключённые в броню механических тел, люди остаются сентиментальными и сохраняют ставшие абсурдными привычки — как Бато, со своими кибернетическими протезами упорно посещающий спортзал и балующий любимую собаку.

Люди остаются людьми и учатся использовать свои новые возможности. Искусственный интеллект постепенно обретает личность, становясь ещё одной формой жизни, с которой стоит сотрудничать и считаться. Мотоко, Тогуса и Бато находятся в центре повествования, но их расследования не меняют мир — так, немного расшатывают японскую парламентскую систему. Кукловод показал, на что способен дух, порождённый машиной, но вместо того, чтобы громко заявить о себе, тихо ушёл в Сеть, прихватив с собой Мотоко Кусанаги. И реальный мир продолжает жить без них, развиваясь и балуя людей всё новыми механическими диковинами.

При столь обширной и совершенно открытой вселенной франшиза «Призрака в доспехах» невелика. Пара фильмов, сериал в два сезона и несколько полнометражных дополнений вышли уже давно. Оригинального «Призрака в доспехах» пересняли в 2008 году с использованием современных технологий. Solid State Society добрался до японских трёхмерных кинотеатров. И на этом, кажется, серию оставили в покое, но не забыли. В 2011 году в Сибуе установили стенд, где можно было при помощи сенсора Microsoft Kinect гоняться по киберпространству за татикомой. А в 2017 году выходит голливудский ремейк с живыми актёрами, где главную роль играет Скарлетт Йоханссон.

Хочется верить, что в загадочный мир «Призрака в доспехах» ещё получится заглянуть. Ведь, как сказала, уходя, Мотоко, Сеть широка и безгранична. И сколько ещё опасных тайн и чудесных открытий впереди…

Источник