Проблема нозологической специфичности патопсихологических синдромов

Проблема нозологической специфичности патопсихологических синдромов thumbnail

Синдромный анализ.

Программные
положения.

Понятие
патопсихологического синдрома и
симптома.Различие
между патопсихологическими и
психопатологическими синдромами.
Проблема нозологической специфичности
патопсихологических синдромов.
Составляющие патопсихологического
синдрома. Синдромный анализ: тщательная
качественная квалификация нарушений
психических функций; анализ и сопоставление
первичных нарушений, и вторичных
расстройств; необходимость изучения
состава не только нарушенных, но и
сохранных высших психических функций.
Классификация патопсихологических
синдромов И.А.Кудрявцева. Классификация
патопсихологических синдромов
В.М.Блейхера.

Конспект лекции.

Для синдромального
подхода в психиатрии, как и в медицине,
важно определение существенных
особенностей нарушения психической
деятельности, что обеспечивает полноту
анализа и обоснованность выводов
исследователя.

Представление о
патопсихологическом синдроме позволяет
прогнозировать появление наиболее
типичных для данного заболевания
расстройств. Соответственно прогнозу
реализовать определенную стратегию и
тактику эксперимента.

Симптом
– это единичное нарушение, которое
проявляется в различных сферах: в
поведении, эмоциональном реагировании,
познавательной деятельности больного.

В
патопсихологии
,
как и в психиатрии, под синдромомпонимают
патогенетически
обусловленную, относительно устойчивую,
внутренне связанную совокупность
отдельных симптомов (признаков психических
расстройств)

В этом заключается
большая диагностическая значимость
синдромов по сравнению с симптомами. В
диагностическом мышлении врача правильная
квалификация синдрома является подступом
к определению нозологической принадлежности
заболевания.

Известно, однако,
что выделяемые психиатрами клинические
синдромы далеко не одинаковы по своей
нозологической специфичности, последняя
зависит от круга болезней, при которых
предпочтительно наблюдается тот или
иной синдром, и от степени сложности
синдрома, отражающей присущие ему
патогенетические механизмы.

Психопатологические
(клинические) синдромы по своим
особенностям существенно отличаются
от патопсихологических.

Можно думать, что
различие это обусловлено не столько
формой синдрома, его составом, сколько
различными уровнями функционирования
центральной нервной системы, на которых
эти синдромы выделяются.

При
психических заболеваниях

нарушения морфологического субстрата
головного мозга и присущие им изменения
протекания биохимических процессов
приводят к нарушению физиологических
процессов. Выпадают важные звенья
функционирования психики, опосредованно
нарушается течение психических процессов,
прижизненно сформированных на основе
физиологических. А это, в свою очередь,
приводит к патологии отражения центральной
нервной системой больного человека
сигналов из окружающей среды.
Психопатологический симптом, таким
образом, является завершающим этапом
сложной патогенетической цепи.

Вместе с тем,

  • Психопатолог
    (клиницист, психиатр)

    констатирует наличие в клинической
    картине тех или иных симптомов или
    синдромов психической патологии и
    специфику их течения.

  • Патопсихолог
    свое исследование направляет на
    раскрытие и анализ определенных
    компонентов мозговой деятельности, ее
    звеньев и факторов, выпадение которых
    является причиной формирования
    наблюдаемой в клинике симптоматики.
    Патопсихологические исследования
    должны дать ответ на вопрос, как
    нарушено протекание (структура) самих
    психических процессов.

Это различие между
психопатологическими и патопсихологическими
синдромами вытекает из той разницы
между психопатологией и патопсихологией,
о которой шла речь выше, и в значительной
мере отражает специфику присущих этим
двум областям знаний методов:

  • клинико-описательного
    метода, которым пользуется психопатология,
    и

  • экспериментально-психологического
    метода, взятого на вооружение
    патопсихологией.

Любой
патопсихологический эксперимент должен
быть направлен на выяснение
структуры патопсихологического синдрома.

Патопсихологический
синдром не является непосредственно
данным. Для его выделения необходимо
структурировать
и интерпретировать

получаемый в ходе исследования материал.

При
этом важно помнить, что характер нарушений
не
является специфичным

для того или иного заболевания или формы
его течения. Он является лишь
типичным

для них.

Все
нарушения должны оцениваться в
комплексе
с
данными целостного психологического
исследования.

Патопсихологический
синдром может меняться с течением
заболевания в зависимости таких
характеристик заболевания как: форма,
длительности, время возникновения,
качества ремиссии, степень дефекта.

Если заболевание
началось раньше, то оно затронет те
сферы, при которых возникло заболевание.

Например:

если эпилепсия
началась в детском возрасте, то болезнь
затронет всю психическую сферу,
накладывает отпечаток на личность.

Составляющие
патопсихологического синдрома.

  1. особенности
    аффективного реагирования, мотивации,
    системы отношений больного – это
    мотивационный компонент деятельности

  2. особенности отношения
    к факту обследования и реакция на
    экспериментатора (заигрывает, пытается
    произвести впечатление)

  3. особенности отношения
    к отдельным заданиям (проверка памяти),
    изменения поведения в процессе
    эксперимента.

  4. Анализ выполнения
    задания, отношение к результату

  5. Анализ отношения
    к оценкам экспериментатора.

  6. Характеристика
    действий больного при решении
    познавательной задачи: оценка
    целенаправленности, подконтрольности
    действий, критичности.

  7. Тип операциональной
    оснащенности: особенности процесса
    обобщения, изменение избирательности
    познавательной активности (операции
    синтеза, сравнения).

  8. Характеристика
    динамического процессуального аспекта
    деятельности: то есть, как деятельность
    меняется во времени (при заболевании
    сосудов головного мозга, для больного
    свойственна неравномерность
    работоспособности).

Для
дифференциальной диагностики:

психолог должен уделять наибольшее
внимание тем симптомам, которые с
наибольшей надежностью позволяют
дифференцировать патопсихологические
синдромы различных заболеваний.

СИНДРОМНЫЙ
АНАЛИЗ

– анализ патопсихологических синдромов
с целью обнаружения общего фактора,
объясняющего происхождение различных
патопсихологических симптомов.

Синдромный анализ
предполагает:

  • тщательную
    качественную квалификацию нарушений
    психических функций, а не просто
    констатацию того, что та или иная функция
    нарушена;

  • анализ и сопоставление
    первичных нарушений, непосредственно
    связанных с нарушенным фактором, и
    вторичных расстройств, которые возникают
    по законам системной организации ВПФ;

  • необходимость
    изучения состава не только нарушенных,
    но и сохранных высших психических
    функций.

Первую попытку
выделения таких обобщенных
патопсихологических синдромов предпринял
И. А. Кудрявцев (1982).

В результате
исследований, проводившихся в
судебно-психиатрической практике с
помощью комплекса патопсихологических
методик, направленных на изучение
различных сторон познавательной
деятельности и вместе с тем позволяющих
получить ценные данные о личности
испытуемых, автор выделил следующие
патопсихологические синдромы:

  1. шизофренический
    или диссоциативный,

  2. органический,

  3. олигофренический,

  4. психопатический и

  5. симптомокомплекс
    психогенной дезорганизации, характерный
    для реактивных психозов.

Каждый из этих
синдромов включает ряд симптомов.

Например,

для
шизофренического
симптомокомплекса

наиболее важными являются
симптомы
распада мыслительных процессов,
диссоциации личностно-мотивационной
и операционно-процессуальной сфер
мышления
,
что проявляется:

  • в нарушениях
    целенаправленности мыслительной
    деятельности,

  • в
    эмоционально-выхолощенном резонерстве,

  • в ригидном
    схематизме, символике,

  • в искажении
    процесса обобщения с разноплановым
    подходом к выделению ведущих
    признаков,

  • в актуализации
    латентных признаков предметов и
    явлений,

Читайте также:  Как быстро снять похмельный синдром дома

Однако, как указывает
И. А. Кудрявцев, не все эти компоненты,
симптомы определяются в том, или ином
симптомокомплексе в обязательном
порядке и с обязательной степенью
выраженности, важно найти «ядро»
патопсихологического синдрома.

  • Для
    шизофренического синдрома
    — это нарушения селективности информации,

  • для
    органического
    — снижение интеллектуальных процессов
    и умственной работоспособности,

  • для
    психопатического
    — аффективная обусловленность поведения
    с парциальной некритичностью и завышенным
    уровнем притязаний,

  • при
    психогенном
    — реактивная дезорганизация умственной
    деятельность.

Выделенные И. А.
Кудрявцевым патопсихологические
синдромы различаются в диагностическом
и прогностическом отношениях.

Так, наиболее
диагностически и нозологически
информативными оказываются шизофренический
и органический симптомокомплексы,
наименее – психопатический.

И, наоборот, наиболее
выраженная тенденция к транзиторности
и обратимости присуща симптомокомплексу
психогенной дезорганизации умственной
деятельности, наименьшая – шизофреническому.

Более поздней
является классификация В.М.Блейхера.
Патопсихолог может оперировать в своих
диагностических заключениях следующим
набором регистр-синдромов:

I — шизофренический;

в клинике ему
соответствует шизофрения

II —
аффективно-эндогенный

в клинике ему
соответствуют маниакально-депрессивный
психоз и функциональные аффективные
психозы позднего возраста

Ш —
олигофренический;

в клинике —
олигофрения,

IV —
экзогенно-органический

в клинике ему
соответствуют экзогенно-органические
поражения головного мозга — церебральный
атеросклероз, последствия черепно-мозговой
травмы, токсикомании и т. д.;

V —
эндогенно-органический

в клинике — истинная
эпилепсия, первичные атрофические
процессы в головном мозге;

VI —
личностно-аномальный

в клинике —
акцентуированные, психопатические
личности и психогенные реакции,
обусловленные в значительной мере
аномальной почвой;

VII —
психогенно-психотический

в клинике —
реактивные психозы;

VIII —
психогенно-невротический

в клинике — неврозы
и невротические реакции.

Нозологическая
специфичность патопсихологических
регистр-синдромов существенно возрастает
в связи с конкретной задачей, поставленной
перед патопсихологом. Так, разграничение
экзогенно и эндогенно-органических
регистр-синдромов очень важно в
дифференциальной диагностике истинной
и травматической эпилепсии. Разграничение
органического и олигофренического
регистр-синдромов помогает уточнить
природу и диагностику состояний,
протекающих с интеллектуально-мнестической
недостаточностью.

Введение
патопсихологических регистр-синдромов
в практику патопсихологических
исследований в сущности обозначает
рубеж диагностически-информативных
рекомендаций, заключающихся в данных
проведенного патопсихологом исследования.

В таком аспекте
понятие патопсихологического
регистр-синдрома значительно глубже,
чем сформулированное В. В. Николаевой,
Е. Т. Соколовой и А. С. Спиваковской
(1979), понимающими под патопсихологическим
синдромом совокупность поведенческих,
мотивационных и познавательных
особенностей психической деятельности
больных, выраженных в психологических
понятиях.

В Российской
Федерации знание методов выявления и
анализа типичных патопсихологических
синдромов у больных различными формами
психических заболеваний предусматривается
с 1993 года Государственными образовательными
стандартами высшего профессионального
образования по специальностям 020400 —
«Психология», 022700 — «Клиническая
психология» и 031000 — «Педагогика и
психология».

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Круг задач, решаемых психологом в психиатрической практике, весьма широк, причем в работе с одним и тем же больным психологическое исследование может быть направлено на решение одновременно нескольких вопросов. Остановимся подробнее на основных задачах психолога в клинике.

§ 1. Нозологическая диагностика

Нозологическая диагностика — определение того, к какой нозологической группе и к какому конкретному заболеванию относятся имеющиеся у больного изменения психической деятельности и его личности. Отдельным, весьма важным направлением является дифференциальная диагностика, т. е. отграничение одной нозологической единицы от другой, сходной по внешним проявлениям. Диагностическая работа необходима для того, чтобы больной своевременно начал получать лечение, соответствующее его заболеванию. В связи с успехами в разработке и применении различных лекарственных препаратов проявления психических заболеваний стали более стертыми, атипичными, в психиатрической клинике уже редко можно встретиться с «классическими» симптомами того или иного заболевания, выделенными ранее психиатрами. Зачастую начальные проявления психотических расстройств настолько напоминают расстройства невротического характера, что даже опытные психиатры испытывают большие трудности в дифференциальной диагностике. Например, начальные стадии шизофрении с депрессивными проявлениями и навязчивыми состояниями в виде ритуалов поведения трудно отграничить от истинно невротических расстройств, вызванных психической тревогой. Между тем стратегия и тактика терапии в этих случаях принципиально разные; это же касается и прогноза.

Психологическое исследование при решении задач нозологической диагностики строится на базе системного подхода и направлено на экспериментальное выявление и детальное описание патопсихологического синдрома, т. е. относительно устойчивой, целостной совокупности симптомов (нарушений, проявляющихся в поведении, эмоциональном реагировании и познавательной деятельности больного). Патопсихологический синдром не дается непосредственно в отдельных результатах исследования, он является итогом анализа и психологической интерпретации полученных данных и возможен лишь при целостном, системном анализе симптомов. Именно патопсихологические синдромы позволяют определить нозологическую принадлежность психических расстройств, тогда как симптомы могут быть одинаковыми. Например, такой симптом, как нарушение опосредствованного запоминания, встречается как при органическом синдроме, так и при синдроме аспонтанности и в ряде других случаев.

Принцип синдромного анализа в патопсихологической диагностике непосредственно вытекает из системных высших психологических функций человеческой личности. Опираясь на этот принцип, психолог анализирует и учитывает не только отдельные результаты, полученные в ходе применения психологических методик, но и особенности поведения и эмоционального реагирования, абстрагируясь от несущественных, случайных проявлений психической деятельности, устанавливая причинно-следственные связи. Например, с учетом всей экспериментальной ситуации и особенностей деятельности, смоделированной в эксперименте, одни и те же симптомы могут интерпретироваться по-разному (неспособность к выделению существенного при решении мыслительной задачи служит первичным симптомом при слабоумии, при выраженных астенических расстройствах она также может быть выявлена экспериментально, но как вторичное нарушение; первичным здесь будет выраженная истощаемость психических процессов).

Отечественные патопсихологи (Б. В. Зейгарник, С. Я. Рубинштейн, Ю. Ф. Поляков, В. В. Николаева) подчеркивают необходимость опоры на деятельностный подход. Это означает, что именно анализ всей деятельности больного в ситуации исследования позволяет определить структуру патопсихологического синдрома. Деятельность должна анализироваться с учетом всех ее компонентов.

Читайте также:  Читать быль беспредела или синдром николая ii

Мотивационный компонент деятельности — это то, как больной формулирует для себя, ради чего он выполняет те или иные задания, определяет систему отношений, складывающихся и проявляющихся в психологическом исследовании, — к фону обследования, экспериментатору, отдельным заданиям, результатам их выполнения, оценкам психолога и т. п. Наличие нарушений мотивационного компонента деятельности обнаруживается с помощью анализа особенностей эмоционального реагирования больного на ситуацию. Такого рода нарушения в процессе исследования косвенно свидетельствуют о нарушениях мотивации и в обычной деятельности. Так, если во время обследования больной руководствуется внеситуативными настроениями и узколичными мотивами, это может указывать на слабость самоконтроля, преобладание интроверсивных или аутистических тенденций, на неспособность к волевой регуляции поведения. Нарушения мотивационного компонента деятельности могут проявляться как в общей активности больного, так и в отдельных познавательных процессах (восприятие, память, мышление и пр.), которые имеют принципиально ту же структуру, что и практическая деятельность. Нарушения мотивационного компонента деятельности могут проявляться и по-другому — в рассогласовании цели действий и самих действий. Осознанная цель обеспечивает направленное течение процесса деятельности, совокупности действий. В патопсихологическом эксперименте цель обычно задается инструкцией к выполнению того или иного задания. При нарушении целенаправленности больные оказываются неспособными к планомерному достижению цели, их действия не согласуются с поставленной целью — инструкцией, они как бы забывают о цели, действуют хаотично, без учета условий реализации цели. Нарушения такого рода также относятся к нарушениям мотивационного компонента деятельности.

Операционный компонент деятельности характеризует то, каким образом достигается результат, а также является входом в структуру патопсихологического синдрома. Обнаружение этого аспекта обеспечивается как получением результата (обычно неправильного), так и анализом процесса выполнения задания. При этом если для получения результата используется количественный подход (выполнил — не выполнил и т. п.), то для анализа самого процесса деятельности в эксперименте требуется качественный подход, т. е. анализ способов, с помощью которых выполняется задание, выявление факторов, способствующих и препятствующих его выполнению, и пр. Высшие психические функции (и прежде всего мышление) осуществляются с помощью таких познавательных операций, как анализ и синтез, абстрагирование и обобщение, сравнение и т. п. В патопсихологии есть два основных параметра оценки операционного состава деятельности: обобщенность — конкретность и объективность — субъективность. Сочетание этих параметров при психических нарушениях иногда становится патопсихологическим. Например, при эпилепсии способность к обобщению снижается, мышление становится грубо конкретным, больные оказываются в плену наличной ситуации; и в то же время у них может обнаруживаться эгоцентрический характер мышления, опора на свои ригидные искаженные установки, а не на объективные условия действительности. У больного-шизофреника, напротив, при опоре на субъективные установки может отмечаться высокая степень обобщения, абстрагирования, анализа и синтеза, иногда даже превосходящая средний уровень (искажения уровня обобщения, опора на латентные признаки).

Динамическая характеристика деятельности описывает характер протекания психической деятельности. При психических нарушениях эта сторона деятельности также может страдать, поэтому необходим и ее анализ. Нарушения динамической стороны деятельности могут проявляться в повышенной лабильности, чрезмерной переключаемости (например, скачка идей при маниакальной фазе маниакально-депрессивного психоза) или в чрезмерной тугоподвижности, вязкости (при эпилептической болезни, сосудистых нарушениях). Иногда страдает темп деятельности (патологическая замедленность при органических нарушениях или убыстренность при гипоманических состояниях маниакально-депрессивного психоза). Нарушения динамической стороны деятельности могут быть следствием повышенной утомляемости, при которой изначально «нормальный» темп деятельности по мере быстро нарастающего утомления резко снижается.

Итак, основными составляющими патопсихологического синдрома являются особенности:

а) аффективного реагирования, мотивации, системы отношений больного;

б) действий больного при решении познавательной задачи — целенаправленность, способность к контролю, критичность;

в) операционной оснащенности деятельности;

г) протекания деятельности во времени.

Само проведение диагностического и дифференциальнодиагностического исследования (программа исследования, стиль поведения экспериментатора и пр.) начинается после анализа медицинской документации и с учетом конкретной диагностической задачи.

В. В. Николаева (1972) определяет стратегию и тактику психолога в этих случаях следующим образом.

Прежде всего необходимо обеспечить условия для проявления диагностически значимых аспектов личности больного. Очень важно подвести больного к тому, что ситуация исследования — это ситуация проверки, оценки его познавательных возможностей, поскольку способность к осознанию диагностической ситуации как субъективно значимой является важной положительной характеристикой деятельности и личности. Чтобы обеспечить осознание больным значимости исследования для него самого, при общем доброжелательно-нейтральном отношении экспериментатора можно допустить (а иногда это просто необходимо) прямые оценки действий больного, провоцирование переживаний успеха или неуспеха. В зависимости от поведения и реакций больного можно акцентировать его внимание на положительных результатах, успокаивать или, наоборот, указывать на ошибки, связывать результаты обследования с дальнейшими жизненными перспективами (выписка из больницы, привлечение к судебной экспертизе и т. п.). Эффективен прием модификации какого-либо экспериментального задания по типу методики «Уровень притязаний». В этом случае экспериментатор просит больного перед выполнением какого-либо задания самого определить, справится он с ним или нет, за какое время и т. п. По ходу работы можно искусственно создавать ситуацию успеха или неуспеха («Время вышло, а вы не выполнили задания»). Разумеется, эти и другие подобные приемы не могут быть самоцелью и не должны нарушать принципов медицинской этики и деонтологии.

При исследовании особенностей личности больного с помощью проективных методик необходима иная тактика — здесь, напротив, нужно снизить субъективную значимость ситуации, чтобы обеспечить более свободное проявление личностных черт. При применении таких методик не стоит говорить больному о том, что исследуется его личность, поскольку это вызовет сопротивление, защитное поведение. Чаще всего в этих случаях экспериментатор либо предъявляет задание без каких-либо (кроме инструкции) комментариев или, если больной проявляет интерес к цели задания («А зачем это?»), говорит, что исследует воображение, речь и т. д. Важно подчеркнуть, что в данном задании нет правильных и неправильных ответов.

Читайте также:  Заболевания и сильном болевом синдроме

Подбор экспериментальных методик, составление программы исследования, выбор порядка предъявляемых методик также требуют от психолога активности и творческого подхода. Программа исследования после ознакомления с медицинской документацией и в дальнейшем, уже при встрече с больным, уточняется в зависимости от его реакций, поведения, результатов выполненных заданий. Коррекция программы «на ходу» также необходима, чтобы не оказаться «в плену» исходной гипотезы (предлагаемого клиницистами диагноза) — она необязательно подтвердится в ходе психологического исследования; достаточно часто наблюдаются расхождения между клинической картиной заболевания и особенностями психической деятельности и личности, выявляемыми в экспериментально-психологическом исследовании.

Выбор конкретных методик строится с учетом такой особенности психической функции, как их системность. С одной стороны, фактически не существует какой-либо методики, исследующей только память, только мышление и т. д. Можно говорить лишь о том, что та или иная методика преимущественно исследует память (но также и речь, и восприятие, и др.) или мышление (но также и память, и внимание, и др.). С другой стороны, системная природа психики проявляется и в том, что один и тот же дефект может обнаруживаться при выполнении самых различных проб (например, искажение мышления, опора на латентные признаки могут проявиться и при исследовании мышления методикой «Классификация предметов», и при исследовании опосредованного запоминания методикой «Пиктограммы»). Бывает, что дефект обнаруживается лишь при выполнении какого-то одного задания и больше нигде.

Все это определяет объем используемой системы методик. Он не должен быть слишком мал, так как применяемые методики могут оказаться нечувствительными к какому-либо психическому нарушению. Этот объем не должен быть и слишком велик, чтобы не дублировать полученные результаты и не перегружать больного. Одно из основных правил состоит в том, что для определения состояния отдельных психических функций ни в коей мере нельзя ограничиваться какой-то одной методикой («на память», «на мышление»). Лишь анализ результатов исследования по ряду методик дает возможность сгладить посторонние влияния и охарактеризовать психическую функцию.

Большое значение имеет и порядок предъявления методик. Обычно вначале, после беседы, дают относительно несложные и нейтральные задания, так как на этом этапе еще идет установление контакта с больным. Начинать исследования с проективных методик рискованно, зачастую это вызывает резко негативную реакцию.

Данные диагностического обследования оформляются в виде заключения, в котором дается психологическая квалификация структуры психического расстройства, описывается патопсихологический синдром. Необходимо помнить, что собственно нозологическая диагностика в компетенцию психолога не входит, он не имеет права ставить клинический диагноз, его задача — выделить типичный для данного случая синдром психических нарушений и его ведущие радикалы. Интерпретация полученных данных, на основе которой формируется заключение, должна учитывать следующее:

1) оценка отдельного симптома производится с учетом состояния больного в целом (например, снижение продуктивности запоминания может быть свидетельством как нарушений мнестической деятельности, так и депрессивного состояния);

2) при оценке симптома учитывается взаимодействие экспериментатора и больного (например, трудности концентрации внимания при стрессогенной тактике поведения экспериментатора и при поддерживающей тактике указывают на резкую природу нарушений);

3) оценки результатов по отдельным методикам обязательно должны сопоставляться и увязываться с оценкой целостного контекста всех проб. Единичные случаи проявления патопсихологических симптомов (например, снижение уровня обобщения) в диагностическом плане менее достоверны;

4) важно не только выявить структуру нарушений психической деятельности больного, но и определить сохранные функции и компенсаторные возможности.

В целом при подготовке заключения можно выделить несколько этапов:

1. Анализ и обобщение фактов, характеризующих эмоциональное состояние больного и его динамику в ходе эксперимента (при этом следует обратить внимание на характер медикаментозного лечения, так как оно может изменить эмоциональное состояние; иногда психологическое исследование проводится на фоне временной отмены препаратов). Оцениваются эмоциональная устойчивость больного, богатство эмоциональных проявлений, контактность в общении с психологом, наличие чувства дистанции по отношению к психологу, проявление агрессивных тенденций и т. д.

2. Оценка мотивированности больного в эксперименте, направленном на выполнение заданий. Здесь следует обратить внимание на то, осознавалась ли ситуация исследования как направленная на проверку способностей и в какой степени эта субъективная значимость регулировала деятельность больного. Важно фиксировать «выходы» из ситуации (когда больной отвлекается от работы, начинает беседовать на посторонние темы), эмоциональные реакции на оценку, интерес больного к оценке собственных действий и своего состояния в целом.

Психология bookap

3. Сопоставительный анализ результатов, полученных по каждой из методик и по исследованию в целом, выявление нарушенных компонентов деятельности, основных радикалов, обусловливающих те или иные симптомы психических нарушений. На этом этапе осуществляется выявление индивидуальной структуры нарушений и ее сопоставление с образцами, патопсихологическими синдромами, характерными для той или иной нозологической группы. При дифференциальной диагностике используется опора на дифференциально-диагностические критерии, т. е. на те характеристики, которые позволяют разграничить два схожих синдрома. Например, при шизофрении и психических нарушениях вследствие воспалительных заболеваний ЦНС патопсихологические синдромы могут быть очень схожими, но будет и надежный дифференциально-диагностический критерий — наличие истощаемости психических процессов при органических нарушениях.

Такая стратегия работы позволяет психологу достаточно успешно участвовать в нозологической диагностике.

Источник