Профилактика синдрома эмоционального выгорания у педагогов доу

Сафончик Наталья
Профилактика эмоционального выгорания у педагогов ДОУ

Эмоциональное выгорание – это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоциональных, энергетических и личностных ресурсов работающего человека. Выражается в депрессивном состоянии, чувстве усталости и опустошенности, недостатке энергии и энтузиазма, утрате способности видеть положительные результаты своего труда, отрицательной установке в отношении работы и жизни вообще.

Психологическое здоровье педагогов является необходимым условием здоровья детей. Нездоровый воспитатель не может обеспечить детям необходимый уровень внимания, индивидуальный подход, не может заниматься воспитанием культуры их здоровья, так как в этой работе необходим личный пример.

В современной медицине и педагогике есть целое направление по сохранению здоровья человека – МУЗЫКОТЕРАПИЯ.

МУЗЫКОТЕРАПИЯ – контролируемое использование музыки в коррекции психоэмоциональной сферы человека,психотерапевтический метод, использующий музыку в качестве лечебного средства.

О том, что музыка очень сильно влияет на здоровье человека, было известно с давних времён. Ещё наши предки излечивали недуги игрой на музыкальных инструментах.

Подбирая муз. произведения можно добиться нужного эффекта расслабления или повышение активности. Музыка способна более быстрому излечению от болезней.

Музыка действует на множество тонких регуляторных процессов, меняет работу различных органов и систем и в итоге благотворительно или разрушительно влияет на здоровье человека. Мелодии, доставляющие человеку радость, благотворно влияют на сердечно- сосудистую систему, расширяют сосуды, нормализуют артериальное давление, в то время как разрушающая музыка вызывает противоположный эффект. Примером разрушающей музыки может служить рок- музыка.

Психотерапевты предполагают,что звучание разных инструментов имеет свой терапевтический эффект:

АРФА – лёгкие,

САКСАФОН – почки,

ГОБОЙ – желчный пузырь,

КЛАВИШНЫЕ (РОЯЛЬ) – желудок,

СТРУННЫЕ (СКРИПКА) –сердце,

БАРАБАНЫ – позвоночник,

ФЛЕЙТА – печень.

Существуют определённые музыкальные произведения помогающие в излечении конкретных болезней, психических состояний.

СНЯТИЕ НАПЯЖЕНИЯ.ГИПЕРТОНИЯ:

*Шуберт «Аве Мария»

*Дебюсси «Свет Луны»

*Мендельсон «Свадебный марш»

УМЕНЬШЕНИЕ ЧУВСТВА ТРЕВОГИ И НЕУВЕРЕННОСТИ.

ПОВЫШЕНИЕ ВЕРЫ В СЕБЯ:

*Штраус «Вальсы»

*Шопен «Мазурки»

*Бах «Концерт №7»

УМЕНЬШЕНИЕ РАЗДРАЖИТЕЛЬНОСТИ, РАЗОЧАРОВАНИЯ.ЛЕЧЕНИЕ ДЕПРЕССИИ:

*Бетховен «Лунная соната»

ОБЩЕЕ УСПОКОЕНИЕ.ЛЕЧЕНИЕ БЕССОНИЦЫ:

*Григ Сюита «Пер Гюнт»

*Брамс «Колыбельная»

ДЛЯ АКТИВИЗАЦИИ:

*Моцарт «Турецкий марш»

ДЛЯ СНЯТИЯ УСТАЛОСТИ:

*Рахманинов «Концерт №2»

*Шостакович «Симфония №10»

ДЛЯ ПОДНЯТИЯ ОБЩЕГО ЖИЗНЕННОГО ТОНУСА.УЛУЧШЕНИЯ САМОЧУВСТВИЯ:

*Чайковский «Симфония №6»

*Бетховен Увертюра «Эдмонд»

*Шопен «Прелюдия №1»

*Лист «Венгерская рапсодия»

*Музыка природы

*Колокольный звон

Как вариант активной музыкотерапии можно рассматривать ПЕНИЕ. Именно пение является своеобразным вибромассажем всех внутренних органов.

Известно о лечебных свойствах определённых звуков:

«А» – лечит сердце, желчный пузырь.

«Э» – улучшает работу головного мозга

«И» – лечит глаза, прочищает нос.

«О» – оживляет деятельность поджелудочной железы.

«У» – улучшает дыхание, стимулирует работу почек, мочевого пузыря.

«Ы» – лечит уши.

Для усиления концентрации лечебного воздействия рекомендуется положить свою руку на ту область организма, где находиться подвергающийся звукотерапии орган и представить этот орган здоровым, активно работающим.

«ЦВЕТОТЕРАПИЯ». Это излечение цветом. Издавна отмечено, что цвет оказывает благотворное или отрицательное влияние на человека, так как зрение – самый важный из всех видов чувств. Каждый цвет имеет свою целебную силу или негативно влияет на поведение.

Нападает иногда, например, депрессия, и ничего не помогает. Человек начинает закрываться от мира, укутываться с ног до головы в чёрное и всё глубже погружается в это состояние. А ведь стоило бы надеть оранжевое, на пару дней окружить себя этим цветом, как всё вернулось бы на круги своя. Цвет уже давно используется для лечения нервных расстройств. Называется он, по-научному, «хромотерапия».

Цветотерапия может использоваться и отдельно, и в сочетании с музыкотерапией. Недаром существуют специальные фильмы для выхода из депрессии.

АРОМАТЕРАПИЯ – это применение различных эфирных масел растений. Наше обоняние связано с лимбической системой головного мозга, которая даёт возможность испытывать различные эмоции. Надо запомнить, что лечение эфирными маслами только под контролем врача – ароматерапевта. Для индивидуальной защиты и регулирования работоспособности можно носить на шее аромамедальон и аромакувшинчики. Много капель капать нельзя, достаточно пару капель. Весь день вас будет сопровождать приятный и ароматный запах, который улучшит ваше эмоциональное состояние и снимет болезненные ощущения.

Значение эфирных масел:

Мята усиливает дыхание и обновляет энергетику.

Эквалипт поможет быстро восстановить настроение после стресса.

Лаванда восстановит ваши силы после утомления, способствует самопознанию.

Бергамот поможет вам добиться успехов в познании, нейтрализует энергетику толпы.

Запах зелёных яблок облегчает головные боли при МИГРЕНИ.

Апельсин повышает работоспособность головного мозга, оптимизм и веру в собственные силы.

Читайте также:  Кататонический синдром что это такое

Роза очень благоприятно влияет на преобразовании негативной энергии в энергию самосовершенствования.

Лимон позволяет безболезненно адаптироваться к новым условиям, новым людям, помогает творческим людям.

Сандал способен открыть в человеке талант

НЕ ЗАБЫВАЙТЕ: РАБОТА – ВСЕГО ЛИШЬ ЧАСТЬ ЖИЗНИ, КОТОРУЮ НУЖНО ПРОВЕСТИ В РАДОСТИ И ГАРМОНИИ С САМИМ СОБОЙ!

Источник

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Питлярская средняя общеобразовательная школа «Образовательный центр»

Семинар-практикум

“Профилактика синдрома эмоционального выгорания среди педагогов дошкольных образовательных учреждений”

                                                                      Провела

Хартаганова А.Г.

С. Питляр

Цель: в ходе семинара-практикума ознакомить педагогов с понятием “синдром эмоционального выгорания”, его основными причинами и симптомами, определить основные условия сохранения эмоционального здоровья педагога; повысить самооценку педагогов, их уверенность в себе; привлечь их к самопознанию и самоанализу; создать условия для психологической разгрузки педагогов; развитие толерантности и эмпатии друг к другу.

 Участники: педагоги дошкольных образовательных учреждений.

 Ход проведения

 Оглашение психологом темы семинара-практикума.

 Приветствие

 Участникам семинара-практикума предлагается поздороваться с группой и продолжить фразу: “Здравствуйте! Сегодня замечательный день, потому что…”.

 Ожидания

 Педагоги на бутонах бумажного цветка записывают свои ожидания от семинара.

 Упражнение “Ассоциации”

 Цель: самопрезентация, привлечение педагогов к самоанализу и самопознанию.

 Материалы: листы бумаги А4, карандаши, фломастеры.

Психолог: Подумайте, с каким предметом, живым существом или явлением природы вы могли бы себя ассоциировать. Долго не размышляйте, остановитесь на первом варианте, который пришел вам в голову, и изобразите его на листе бумаги”.

 После того как педагоги завершат свои рисунки, каждый по очереди должен охарактеризовать, назвать главные черты и назначение того, что он изобразил, рассказать почему именно с этим предметом, животным или явлением себя ассоциирует.

Информационное сообщение психолога

 Профессия педагога – одна из тех, где синдром эмоционального выгорания достаточно распространенное явление. Создавая для детей условия эмоционального комфорта, заботясь об их здоровье, развитии и безопасности, мы буквально “сгораем” на работе, чаще всего забывая о своих эмоциях, которые “тлеют” и со временем постепенно превращаются в “пламя”.

 Эмоциональное выгорание – это синдром, который развивается под воздействием хронического стресса и постоянных нагрузок и приводит к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов человека. Эмоциональное выгорание возникает в результате накопления негативных эмоций, без “разрядки” или “освобождения” от них. Это защитная реакция организма на стресс, который возникает, если нет способа освободиться от негативных эмоций.

 Понятие “эмоциональное выгорание” ввел американский психиатр Х. Фрейденбергер в 1974 году для характеристики психического состояния здоровых людей, которые интенсивно общаясь с другими людьми, постоянно находятся в эмоционально перегруженной атмосфере при предоставлении профессиональной помощи. Это люди, которые работают в системе “человек-человек”: врачи, педагоги, психологи, социальные работники, юристы, психиатры и др.. Как отмечают зарубежные и отечественные исследователи, люди этих профессий, постоянно сталкиваются с негативными эмоциями своих пациентов, клиентов, воспитанников, и поневоле привлекаются к этим переживаниям, из-за чего и переживают повышенное эмоциональное напряжение.

 В. Бойко выделяет три фазы синдрома эмоционального выгорания:

 1. Напряжение – характеризуется ощущением эмоционального истощения, усталости, вызванной собственной профессиональной деятельностью. Проявляется в таких симптомах:

 – переживание психотравмирующих обстоятельств (человек воспринимает условия работы и профессиональные межличностные отношения как психотравмирующие);

 – недовольство собой (недовольство собственной профессиональной деятельностью и собой как профессионалом);

 – “загнанность в тупик” – ощущение безвыходности ситуации, желание изменить работу или вообще профессиональную деятельность;

 – тревога и депрессия – развитие тревожности в профессиональной деятельности, повышение нервности, депрессивные настроения.

 2. “Резистенция” – характеризуется избыточным эмоциональным истощением, которое провоцирует развитие и возникновения защитных реакций, которые делают человека эмоционально закрытым, отстраненным, безразличным. На таком фоне любое эмоциональное привлечение к профессиональной деятельности и коммуникации вызывает у человека чувство избыточного переутомления.

 Проявляется в таких симптомах:

 – Неадекватное выборочное эмоциональное реагирование – неконтролированное влияние настроения на профессиональные отношения;

 – Эмоционально-моральная дезориентация – развитие безразличия в профессиональных отношениях;

 – Расширение сферы экономии эмоций – эмоциональная замкнутость, отчуждение, желание прекратить любые коммуникации;

 – Редукция профессиональных обязанностей – свертывание профессиональной деятельности, стремление как можно меньше времени тратить на выполнение профессиональных обязанностей.

 3. “Истощение” – характеризуется психофизическим переутомлением человека, опустошенностью, нивелированием собственных профессиональных достижений, нарушением профессиональных коммуникаций, развитием циничного отношения к тем, с кем приходится общаться, развитием психосоматических нарушений. Проявляется в таких симптомах:

Читайте также:  Призрак в доспехах синдром одиночки 1 сезон

 – Эмоциональный дефицит – развитие эмоциональной бесчувственности на фоне переутомления, минимизация эмоционального вклада в работу, автоматизм и опустошение человека при выполнении профессиональных обязанностей;

 – Эмоциональное отчуждение – создание защитного барьера в профессиональных коммуникациях;

 – Личностное отчуждение (деперсонализация) – нарушение профессиональных отношений, развитие циничного отношения к тем, с кем приходится общаться;

 – Психосоматические нарушения – ухудшение физического самочувствия, развитие таких психосоматических нарушений, как расстройства сна, головная боль, проблемы с давлением.

 В целом, для синдрома эмоционального выгорания характерны такие симптомы:

 – усталость, истощение;

 – недовольство собой, нежелание работать;

 – усиление соматических болезней;

 – нарушение сна;

 – плохое настроение и различные негативные чувства и эмоции: апатия, депрессия, чувство безнадежности, цинизм, пессимизм;

 – агрессивные чувства (раздражительность, напряжение, гнев, обеспокоенность);

 – негативная самооценка;

 – пренебрежение своими обязанностями;

 – снижение энтузиазма;

 – отсутствие удовлетворения от работы;

 – негативное отношение к людям, частые конфликты;

 – стремление к уединению;

 – чувство вины;

 – потребность в стимуляторах (кофе, алкоголь, табак, и тому подобное);

 – снижение аппетита или переедание.

 Наличие отдельных симптомов может отметить у себя каждый из нас. Но для того чтобы они не развивались и в результате не привели к эмоциональному истощению, необходимо знать и придерживаться условий сохранения своего эмоционального здоровья. О них мы с вами сегодня также поговорим.

 Упражнение “Ведро мусора”

 Цель: освобождение от негативных чувств и эмоций.

 Материалы: листы бумаги, ручки, ведро для “мусора”.

 Посреди комнаты психолог ставит символическое ведро для мусора. Участники имеют возможность поразмышлять, зачем человеку мусорное ведро и почему его нужно постоянно освобождать. Психолог: “Представьте себе жизнь без такого ведра: когда мусор постепенно заполняет комнату, становится невозможно дышать, двигаться, люди начинают болеть. То же происходит и с чувствами – у каждого из нас накапливаются не всегда нужные, деструктивные чувства, например, обида, страх. Я предлагаю всем выбросить в мусорное ведро старые ненужные обиды, гнев, страх. Для этого на листах бумаги напишите ваши негативные чувства: “я обижаюсь на…”, “я сержусь на…”, и тому подобное”.

 После этого педагоги рвут свои бумажки на мелкие кусочки и выбрасывают их в ведро, где они все перемешиваются и убираются.

 Упражнение “Лужайка позитивных качеств”

 Цель: проанализировать и определить сильные стороны своей личности, свои позитивные качества, повысить самооценку и уверенность в себе.

 Материалы: лист бумаги А3 зеленого цвета, стикеры в форме цветка.

 На доске висит лист бумаги зеленого цвета, которая напоминает лужайку. Педагоги получают бумажные цветки, на которых должны написать свои самые главные позитивные качества (по меньшей мере три) как профессионала и просто человека. После этого каждый зачитывает свои качества и цепляет цветок на доску. Все остальные могут дополнить от себя позитивные качества педагога, которые заметили, работая с ним в одном коллективе (психолог, в случае необходимости, может помогать).

 Коллаж “Создание условий эмоционального комфорта педагога дома и на работе”

Цель: активизация группового взаимодействия, определение условий, которые помогают обеспечить эмоциональный комфорт педагога дома и на работе.

 Материалы: фото, журналы, ватманы, ножницы, клей, скотч, фломастеры, карандаши.

 Психолог: “Мы с вами уже ознакомились с основными причинами и признаками “синдрома эмоционального выгорания”. А теперь я предлагаю определить те условия, которые помогут нам сохранить ощущение внутреннего равновесия и эмоционального комфорта как дома, так и на работе”.

 Педагоги делятся на две группы. Психолог предлагает первой группе создать коллаж на тему “Условия эмоционального комфорта педагога на работе”, а второй – “Условия эмоционального комфорта педагога дома после работы”.

 По окончании команды защищают свои проекты.

 Упражнение “Открытки позитива”

 Цель: повысить самооценку и позитивное настроение педагогов, их уверенность в себе.

 Материалы: основа для открыток, материал для декорирования, ножницы, клей, карандаши, фломастеры.

 Каждый педагог выбирает себе основу для открытки и используя материал для декорирования (наклейки, картинки, бантики, бусинки, клей с блестками, фломастеры и тому подобное) создает свою авторскую открытку и подписывает ее. Потом педагоги возвращаются на свои места и по кругу передают открытки, записывая на них хорошие пожелания, комплименты и т.п., пока те не вернутся к своим владельцам. Педагоги по желанию могут зачитать содержание своих открыток.

Релаксация

 Цель: релаксация, снятие эмоционального напряжения.

 Материалы: ноутбук, проектор, проекционный экран.

 Релаксацию можно провести двумя способами: либо подготовить видеофильм, который содержит в себе фото с пейзажами природы и сопровождается спокойной и расслабляющей музыкой, либо подобрать текст и музыку и провести релаксацию с использованием зрительных представлений.

Читайте также:  Синдром легочной гипертензии у новорожденных

 Игра “Волшебная шкатулка”

 В конце семинара-практикума участникам предлагается достать по одной записке из волшебной шкатулки (вазы, мешочка), которая подскажет им, что на них ожидает сегодня или что им нужно сделать в ближайшее время.

 Варианты пожеланий:

 – Тебе сегодня особенно повезет!

 – Жизнь готовит тебе приятный сюрприз!

 – Наступило время сделать то, что ты постоянно откладываешь!

 – Люби себя такой, какая ты есть, – неповторимой!

 – Сделай себе подарок, ты на него заслуживаешь!

 – Сегодня с тобой вместе радость и спокойствие!

 – Сегодня твой день, успехов тебе!

 – Все твои желания и мечты реализуются, поверь в это!

 Можно также пожелать педагогам создать такую шкатулку у себя дома и каждое утро доставать из нее по одной записке. Эти пожелания волшебным образом влияют на настроение людей, подбадривают, придают уверенности.

 После этого каждый педагог получает буклет с практическими рекомендациями относительно профилактики эмоционального выгорания (содержание рекомендаций в конце семинара-практикума).

 Ожидания (подведение итогов)

 Психолог раздает педагогам вырезанные из цветной бумаги изображения цветов, на лепестках которых они записывают, что из их ожиданий исполнилось, чего удалось достичь, чего нового научились и узнали. Если какие-то ожидания не исполнились, то их опять записывают на бутонах.

 Рекомендации педагогам по профилактике эмоционального выгорания

 1. Определите для себя главные жизненные цели и сосредоточьте усилия на их достижении.

 2. Думайте о чем-то хорошем, отбрасывайте плохие мысли. Позитивное мышление и оптимизм – это залог здоровья и благополучия.

 3. Каждое утро, поднимаясь из кровати, думайте о чем-то хорошем, улыбнитесь, напомните себе, что все будет хорошо, а вы обворожительны и прекрасны, у вас замечательное настроение.

 4. Планируйте не только свое рабочее время, но и свой отдых. Устанавливайте приоритеты.

 5. Особенное место отводите отдыху и сну. Сон должен быть спокойным, не менее 7-8 часов. Перед сном можно приготовить успокаивающую ванну с аромамаслами.

 6. Используйте на протяжении дня короткие паузы (минуты ожидания, вынужденной бездеятельности) для расслабления.

 7. Не сгущайте тучи! Не делайте из мухи слона!

 8. Руководите своими эмоциями! Закройте глаза. Представьте берег моря. Руки поднимите вверх и разведите в сторону. Почувствуйте силу энергии. Сложите руки на животе.

 9. Не пренебрегайте общением! Обсуждайте с близкими вам людьми свои проблемы.

 10. Отдыхайте вместе с семьей, близкими друзями, коллегами.

 11. Найдите место для юмора и смеха в вашей жизни. Когда у вас плохое настроение, посмотрите кинокомедию, посетите цирк, почитайте анекдоты.

 12. Не забывайте хвалить себя!

 13. Улыбайтесь! Даже если не хочется (1-1,5 хв.).

 14. Находите время для себя: примите расслабляющую ванну, почитайте любимую книгу, сделайте косметические процедуры и тому подобное! Устраивайте для себя небольшие праздники!

 15. Станьте энтузиастом собственной жизни!

 16. Предпримите шаги для устранения причин напряжения.

 17. Проблемы не нужно переживать, их нужно решать!

 18. Умейте отказывать вежливо, но убедительно!

 19. Если негативные эмоции захватили вас во время общения, то сделайте паузу, помолчите несколько минут, посчитайте до 10, выйдите из помещения, займитесь другим видом деятельности: переберите бумаги на столе, поговорите со своими коллегами на нейтральные темы, подойдите к окну и посмотрите в него, рассмотрите уличное движение, небо, деревья, порадуйтесь погоде, солнцу.

 20. Делайте дни “информационного отдыха” от ТВ и компьютера. Почитайте что-то.

 21. Посещайте музеи, выставки, театр, концерты.

 22. Наилучшим средством для снятия нервного напряжения являются физические нагрузки – физическая культура и физический труд. Очень полезным также есть расслабляющий массаж. Замечательным средством достижения внутреннего равновесия является йога, дыхательная гимнастика, релаксация.

 23. Музыка – это тоже психотерапия.

 24. Позаботьтесь о психотерапевтическом влиянии среды, которая вас окружает (цветовая гамма). Хорошо успокаивают нервную систему зеленый, желто-зеленый и зелено-голубой цвета. Хорошо, когда дома стены окрашены в эти цвета, или же достаточно просто посмотреть на любую вещь, какого-то из этих цветов, – и нервное напряжение постепенно уменьшится.

 25. Отдыхайте на природе, ведь такой отдых замечательно успокаивает нервную систему и делает человека добрее.

 26. Позитивное влияние на нервую систему и настроение имеет и общение с животными.

 26. Снять напряжение также поможет смена деятельности, когда позитивные эмоции от приятного занятия вытесняют грусть.

 27. Уделяйте надлежащее внимание собственному здоровью!

 Успехов Вам и внутреннего равновесия!

Источник