Профилактика синдрома эмоционального выгорания у психолога

СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СГОРАНИЯ В РАБОТЕ ПСИХОЛОГА В.В. Четверикова
В данной статье рассматриваются механизмы формирования «синдрома
эмоционального сгорания» в работе практического психолога. Существует мнение, что
специалист не должен эмоционально истощаться на работе или испытывать
отрицательные эмоции к клиентам. Поэтому знания об эмоциональном стрессе
рассматриваются как менее важные, чем знания и навыки другого рода. Рассмотренные
механизмы, предложенные приёмы урегулирования эмоционального состояния
помогут психологам оставаться профессионально и эмоционально здоровыми.
Термин «синдром эмоционального сгорания» впервые был использован
З. Фрейдом для определения усталости, которую испытывали социальные работники
США. «Сгорание» является своего рода ответом на хроническое, эмоциональное
напряжение, которое возникает при тесном взаимодействии с людьми, в особенности,
если эти люди находятся в состоянии беспокойства или страдают от эмоциональных проблем. Вначале количество профессий, подверженных риску сгорания, было
небольшим: сотрудники медицинских учреждений, общественных, благотворительных
организаций. Позднее, специальные исследования позволили расширить группу риска
и включить в нее профессии, связанные с интенсивным общением и контролем,
которые являются инструментом работы (психологи, учителя, юристы, нижнее звено
торгового персонала, менеджеры всех уровней). Наиболее подвержены «синдрому
сгорания» представители так называемых «помогающих профессий» [1].
Профессия психолога или психотерапевта интересна и дает немало полезного.
Какая другая профессия позволяет так глубоко и близко познать столько разных
людей? Нередко она доставляет чувство удовлетворенности собой, особенно когда тебя
ценят клиенты, когда ты уверен, что смог помочь. Однако, несмотря на полезность
профессии, зачастую она стоит занимающимся ею людям довольно дорого.
Воздействие не всегда заметно со стороны, но его настоящую цену чувствует сам психолог. Выделяют несколько важных аспектов этой «платы»:
– угроза утратить идентичность и «раствориться» в клиентах;
– отрицательные последствия могут сказаться в личной жизни (семья, друзья);
– угроза психических нарушений из-за постоянных столкновений с темными
сторонами жизни и психической патологией.
Психологи нередко забывают, что их преимущество в познании клиентов
относительно, поскольку они видят клиентов в специфических условиях и, как правило,
непродолжительное время. Психологи не имеют возможности наблюдать за
деятельностью клиентов в реальной жизни и только с их слов знают об их тревогах, страхах, неудачах, и в меньшей степени – о достижениях. Зачастую психолог
преувеличивает личностные нарушения клиента, и главнейшим последствием
ошибочного представления становится ориентация на лечение, а не на понимание и
выявление позитивных аспектов жизни. Ориентация на лечение слишком связывает
психолога с клиентом, требует от него больших усилий, чем нужно в действительности,
и, наконец, заставляет смотреть на жизнь через «темные очки». Излишняя
вовлеченность в профессиональную деятельность нередко заставляет страдать семью
психолога. Во-первых, требования этики не позволяют психологу делиться с семьей
своими «психотерапевтическими» впечатлениями, поэтому члены семьи лишь
приблизительно представляют, чем занимается психолог. Такова общая проблема
семей, члены которых из профессиональных соображений должны думать, что и какговорить близким о своей работе. Во-вторых, такая работа требует больших
эмоциональных затрат, и иногда это значительно уменьшает эмоциональную отдачу в
семье. Когда на работе весь день приходится выслушивать других людей и углубляться
в их заботы, вечером бывает трудно проникнуться заботами жены или мужа и детей. И это не единственные проблемы, которые выдвигает профессия психолога. Психология и
психотерапия отнесены к профессиям, требующим большой эмоциональной
нагрузки, ответственности и имеющим весьма неопределенные критерии успеха.
Поэтому представителям этих профессий грозит опасность «синдрома сгорания».
«Синдром сгорания» – сложный психофизиологический феномен, который
определяется как эмоциональное, умственное и физическое истощение из-за
продолжительной эмоциональной нагрузки. Синдром выражается в депрессивном
состоянии, чувстве усталости и опустошенности, недостатке энергии и энтузиазма,
утрате способностей видеть положительные результаты своего труда, отрицательной
установке в отношении работы и жизни вообще [1]. Существует мнение, что люди с
определенными чертами личности (беспокойные, чувствительные, эмпатичные,
склонные к интроверсии, имеющие гуманистическую жизненную установку, склонные
отождествляться с другими) больше подвержены этому синдрому. Каковы наиболее
часто встречающиеся причины «синдрома сгорания»? Не претендуя на полное
перечисление, назовем лишь некоторые, важнейшие из них:
– монотонность работы, особенно если ее смысл кажется сомнительным;
– вкладывание в работу больших личностных ресурсов при недостаточности
признания и положительной оценки;
– строгая регламентация времени работы, особенно при нереальных сроках ее
исполнения;
– работа с «немотивированными» клиентами, постоянно сопротивляющимися
усилиям консультанта помочь им, и незначительные, трудно ощутимые результаты
такой работы,
– напряженность и конфликты в профессиональной среде, недостаточная
поддержка со стороны коллег и их излишний критицизм,
– нехватка условий для самовыражения личности на работе, когда не
поощряются, а подавляются экспериментирование и инновации,
– работа без возможности дальнейшего обучения и профессионального
совершенствования;
– неразрешенные личностные конфликты консультанта.
При «синдроме сгорания» наблюдается расстройство не личности, а рабочей
роли. Это индивидуальный ответ на рабочую ситуацию, в которой индивидуум не
располагает ресурсами, поведенческими и когнитивными стратегиями,
обеспечивающими противостояние стрессу. Общий перечень симптомов «синдрома
сгорания» включает: усталость, утомление, истощение, психосоматические
недомогания, бессонницу, негативное отношение к самой работе, негативное
отношение к клиентам, скудность репертуара рабочих действий, злоупотребление
транквилизаторами, отсутствие аппетита или переедание, негативная “Я-концепция”,
агрессивные чувства (раздражительность, напряженность, тревожность, беспокойство,
взволнованность, гнев), депрессию, (переживание чувства безнадежности и
бессмысленности, пессимизма, апатии, вины). Все приведенные симптомы можно
объединить в три группы: эмоциональное истощение, деперсонализация (ухудшение
отношений с клиентами) и, как следствие, сокращенная профессиональная реализация.
Эмоциональное истощение. Психолог слишком сильно вовлекается в
деятельность, перегружая себя и, в конце концов, становится не в состоянии
удовлетворять все эмоциональные требования, предъявляемые клиентами. Бывает, что
ему негде пополнить запас собственной адаптационной энергии. И он начинает
чувствовать себя не способным помогать другим («Я потерял способность
сочувствовать», «У меня больше нет сил помогать другим»). Часто психолог пытается
не вовлекаться во взаимодействие с клиентами или вовлечься в эмоциональные
отношения настолько, насколько это требуется, чтобы выполнить работу. Соблюдение
дистанции помогает сохранить эмоциональное равновесие профессионала и уберечься
от излишних напряжений. Но незаметно такая «броня» становится настолько толстой,
что ни одно чувство не проникает сквозь нее. Наступает безразличие к потребностям других людей, презрение к их чувствам, что указывает на развитие второго симптома –
деперсонализации [2].
Деперсонализация. Помогающий перестает воспринимать клиентов как
личностей. Он дистанцируется, ожидая от них самого худшего. Негативные реакции
проявляется по-разному: нежелание общаться, склонность унижать, игнорировать
просьбы. Подобное отношение к окружающим нарастает до тех пор, пока не обратится
на самого себя. Оказывающий помощь начинает страдать от чувства вины. Наступает
третий симптом – сокращенная профессиональная реализация.
Сокращенная профессиональная реализация. У специалиста возникает
ощущение, что он плохо работает, снижается самоуважение, может наступить
депрессия. Некоторые в этой ситуации начинают искать помощь, считая, что причина –
нерешенные личные проблемы. Другие склонны менять работу.
Не всегда в качестве виновника помогающий видит только себя. Вина может приписываться клиенту. Если психолог из-за неудач или плохого самочувствия
занимает пассивную позицию и обвиняет окружающих, чувство бессилия и
безнадежности лишь увеличивается. Ответственность может быть перенесена вовне
различными способами: «мне не везет, потому что клиенты противятся
консультированию и не хотят ничего изменять в жизни»; «во всем виновата
организация труда, а все это от меня не зависит»; «у меня слишком много клиентов и
мало времени для каждого из них» и т.п. Такая пассивная позиция консультанта
заставляет его капитулировать перед внешними обстоятельствами и чувствовать себя жертвой, что способствует возникновению профессионального цинизма. Врач может обвинить своих больных, социальные работники – своих клиентов и т.д. «Это из-за них я так чувствую себя, они всегда жалуются, надоедливы…». После выявления виновника помогающий получает обоснование своего плохого поведения: «Почему я должен быть вежливым с такими людьми?» Такая реакция носит название «обвинение жертвы». Она возникает, когда истинные причины проблем клиента трудно установить.
Поэтому психологу особенно важно испытывать чувство ответственности и
уметь работать даже при наличии ограничений и препятствий. Вместо перекладывания
вины за собственное бессилие на окружающих и обстоятельства, лучше направить
свою энергию и внимание на реализацию существующих возможностей и подумать об
изменении самих условий.
Факторы, вызывающие «синдром эмоционального сгорания», принято
объединять в три группы: личностные, ролевые и организационные.
Личностные. Наиболее подвержены «сгоранию» те, кто реагирует на стресс
агрессивно, в соперничестве, несдержанно, «трудоголики», кто решил посвятить себя
реализации только рабочих целей, а также сочувствующие, гуманные, ориентированные на людей и одновременно неустойчивые интроверты.
Ролевые. Говоря об этих факторах, следует особо отметить ожидания
относительно профессии и сложившиеся представления психологов о своей
профессиональной роли и ролевом поведении. Профессиональная роль, карьера,
престиж, заработная плата, ожидания относительно клиента, уверенность в успехе
могут не оправдаться, что приводит к разочарованию. Разница между ожиданиями и реальностью является частой причиной «синдрома сгорания». Неадекватные
представления о профессиональном поведении искажают отношения психолога с
клиентами в сторону взятия на себя большей ответственности, что в результате
неизбежно приводит к «сгоранию».
Организационные. Этот фактор сам по себе не является непосредственной
причиной «сгорания». Его значение зависит от оценки восприятия работником
ситуации, в которой он работает (в одном и том же учреждении люди по-разному
реагируют на стресс). Организационный порядок, психологический климат, стиль
отношений могут восприниматься как вызывающие стресс. Тип клиента, с которым
работает специалист, или особые отношения (частый и интенсивный контакт) между
ним также могут являться источником «синдрома сгорания». Максимальный стресс
вызывает постоянный контакт с инвалидами, умственно отсталыми, пожилыми
людьми. К организационным факторам также относятся качество проблем и степень их
серьезности, отсутствие положительного подкрепления (не во всех случаях можно
однозначно сказать, что помог клиенту). Следует отметить, что ни один из факторов сам по себе не может вызвать «сгорания». Его возникновение -это результат действия совокупности всех факторов как на профессиональном, так и на личностном уровне [2].
Существует также немало конкретных способов преградить путь «синдрому
сгорания»:
– культивирование других интересов, не связанных с работой. У специалиста,
принимающего ежедневно по восемь-десять пациентов, нет шансов работать на
высоком уровне. Наилучшее решение этой дилеммы состоит в том, чтобы сочетать
работу с учебой, исследованиями, написанием научных статей;
– внесение разнообразия в свою работу, создание новых проектов и их
реализация без ожидания санкционирования со стороны официальных инстанций;
– поддержание своего здоровья, соблюдение режима сна и питания, овладение
техникой медитации;
– удовлетворяющая социальная жизнь; наличие нескольких друзей (желательно
других профессий), во взаимоотношениях с которыми существует баланс;
– стремление к тому, чего хочется, без надежды стать победителем во всех
случаях и умение проигрывать без ненужных самоуничижения и агрессивности;
– способность к самооценке без упования только на уважение окружающих;
– открытость новому опыту;
– умение не спешить и давать себе достаточно времени для достижения
позитивных результатов в работе и жизни;
– обдуманные обязательства (например, не следует брать на себя большую
ответственность за клиента, чем делает он сам);
– чтение не только профессиональной, но и другой хорошей литературы, просто
для своего удовольствия без ориентации на какую-то пользу;
– участие в семинарах, конференциях, где предоставляется возможность
встретиться с новыми людьми и обменяться опытом;
– периодическая совместная работа с коллегами, значительно отличающимися
профессионально и личностно;
– участие в работе профессиональной группы, дающее возможность обсудить
возникшие личные проблемы, связанные с консультативной работой;
– хобби, доставляющее удовольствие.
Итак, чтобы избежать «синдрома сгорания», психолог должен изредка, но
обязательно оценивать свою жизнь вообще -живет ли он так, как ему хочется. Если существующая жизнь не удовлетворяет, следует решить, что нужно сделать для положительных сдвигов. Только должным образом заботясь о качестве своей жизни, можно остаться эффективным психологом.
Профилактика «синдрома сгорания» должна начинаться уже во время обучения
психологов в вузе. Она включает два основных направления: информирование и
обучение навыкам эффективной профессиональной коммуникации.
Многие выбирают профессию «помогающего» в молодости. При поступлении в
учебные заведения не всегда ведется психологический отбор (на психическую
пригодность). В программе обучения не предусмотрена подготовка к реальным
требованиям будущей профессии, к потенциальным трудностям в работе с людьми.
Практика показывает, что будущие специалисты не получают информацию об источниках эмоционального стресса в их работе, о риске возникновения «синдрома сгорания», не приобретают минимальных психологических навыков защиты.
Существует мнение, что специалист не должен эмоционально истощаться на
работе или испытывать отрицательные эмоции к клиентам. Поэтому знания об
эмоциональном стрессе рассматриваются как менее важные, чем знания и навыки
другого рода. Существуют опасения, что знания о «синдроме сгорания» может
повлиять на число желающих выбрать профессию помогающего. Однако есть другая
точка мнения. Полная информация приведет к снижению количества «шоков» от
встречи с реальностью. Предварительные знания о «синдроме эмоционального
сгорания» сделают специалистов более чувствительными к его ранним симптомам как
в себе, так и в других, позволят профессионально подготовиться к ситуации стресса.
Профессиональная подготовка (обучение навыкам профессиональной
коммуникации) является важной, поскольку может внести ясность в метод
(техническая компетентность) и профессионализм (следование нормативным и
этическим ценностям). Полупрофессионалы часто испытывают больший рабочий
стресс, чем профессионалы. Необходимо обучение специалистов навыкам
конструктивного межличностного взаимодействия: умению начинать и заканчивать
беседу, умение «заставить» клиента сделать то, что ему следует, менять стиль
интерперсонального взаимодействия, умение структурировать работу с клиентом.
Последнее умение предполагает способность достигать «контролируемое равновесие» между вовлечением и отдалением, используя непосредственно свой опыт и свою эмоциональность, чтобы войти в проблему, понять причины и мотивировать клиента на изменения.
Таким образом, посредством обеспечения достаточного знания о «синдроме
сгорания» и профессиональных навыков можно в значительной степени изменить к
лучшему ситуацию, в которой находятся люди помогающих профессий. В результате «синдром сгорания» перестанет являться неизбежной ценой, которую специалисты
платят за заботу о людях.
Литература
1. Головаха Е.И., Гринченко Л.Д. Образ жизни: теоретические и методологические
исследования. – Киев, 1980. – 216 с.
2. Психология. Словарь [Текст]: / Под ред. А.В. Петровского. – М.: Политиздат, 1990.
Источник
Симптоматический комплекс, характеризующийся утратой интереса и активности к рабочей деятельности, называют синдромом эмоционального выгорания. При сильном напряжении человек чувствует сильную физическую или интеллектуальную усталость. В результате у пациента может наблюдаться снижение ответственности за выполнение рабочих обязательств и их качество.
Профилактика синдрома эмоционального выгорания
Чтобы снизить вероятность развития синдром или бороться с уже появившимися последствиями чрезмерной нагрузки, рекомендуется выполнять следующие советы врачей:
- Практиковать релаксирующие методики, не откладывать положенный отпуск на более позднее время, организовывать развлекательный досуг
- Заняться тайм менеджментом: распределять время таким образом, чтобы выполнять рабочие обязанности и оставлять время на заслуженный отдых
- Деление обязанностей. Не рекомендуется все «взваливать» на собственные плечи, если существует возможность распределить часть задач на других людей
- Включить в недельный распорядок дня занятия в спортивной секции или посещать бассейн
- Уделять время на встречи с близкими друзьями, проводить совместные мероприятия с семьей
- Вспомнить о любимых хобби и занятиях
- Сделать себе подарок, пройтись по магазинам.
Если развивается синдром эмоционального выгорания, то негативным образом он воздействует не только на рабочий процесс, но и приводит к формированию стрессового состояния, ухудшается память и концентрация внимания. Когда человек запускает данное состояние, может развиваться длительная и устойчивая депрессия, головные боли различной интенсивности.
Синдром профессионального эмоционального выгорания
Эмоциональное выгорание может произойти у человека, работающего в любой отрасли: обслуживания, медицине, юриспруденции, строительстве. В действительности, специфика деятельности не является определяющим фактором при развитии болезни. Как правило, среди основной специфики можно выделить наличие постоянных стрессов, загруженность работника, возраст и физические особенности.
Синдром эмоционального выгорания у медицинских работников
У медицинского персонала синдром эмоционального выгорания встречается чаще всего, поскольку каждый день их работа предполагает наличие стрессовой ситуации, в которой требуется максимальная концентрация внимания. Проявляется в снижении умственной и физической активности, а также развитии хронического стресса и эмоционального выгорания. Как правило, в группе риске находятся следующие категории сотрудников:
- Повышенная ответственность за принятие решений
- Человечность и переживание за других людей
- Постоянная физическая готовность максимально быстро прийти на помощь человеку
- Потребность постоянно чувствовать собственную нужность
- Добросердечие.
Когда синдром эмоционального выгорания начинает активно развиваться, зачастую вместо понимающего человеке появляется новый персонаж: холодный и циничный. Это происходит в результате постоянного воздействия стрессового состояния.
Синдром эмоционального выгорания у педагогов
Рабочей спецификой педагога является постоянные контакты с детьми различных возрастных категорий. Кроме того, в неурочное время приходится решать организационные вопросы с коллегами и начальством, что нередко приводит к стрессовым состояниям и повышенной интеллектуальной деятельности.
Синдром возникает чаще всего в результате присутствия нескольких факторов одновременно: наличия постоянного и беспрерывного напряжения, отсутствие четкой рабочей организации, отсутствие тишины. Человек постоянно находится в ситуации, когда на него возлагается большое количество обязанностей, а также ответственность за подопечных.
Когда эмоциональные и физические ресурсы педагога подходят к концу, организм автоматически активирует состояние психологической защиты. В результате уровень раздражительности повышается, может развиться депрессивное состояние.
Синдром эмоционального выгорания врача
Работа лечащего врача предполагает высокую ответственность за здоровье своих пациентов. У людей, обладающих добросердечностью и стремлением помогать людям, синдром эмоционального выгорания проявляется в большой степени.
Когда физические и эмоциональные ресурсы подходят к концу, организм включает защитный барьер, стараясь сэкономить остатки для обеспечения жизнедеятельности. В результате человек начинает раздражаться по любому поводу, испытывать апатию и депрессию.
Синдром эмоционального выгорания у медработников
Как и в сфере обслуживания, работа медицинского персонала тесно взаимосвязана с общением с другими людьми. Поэтому своевременное диагностирование эмоционального выгорания является актуальной задачей.
Специфика работы в медицинской сфере предполагает постоянное перенапряжение в физическом и эмоциональном плане. Чтобы уберечь собственные ресурсы, приходится выстраивать психологическую защиту и становиться менее восприимчивым.
Синдром эмоционального выгорания сотрудников
Эмоциональное выгорание сотрудников в любой профессиональной сфере в первую очередь связан с бесконечной рутиной и выполнением одних и тех же обязательств. Поскольку развитие и достижение требует прохождение многочисленных ступеней и реализации поставленных целей, человек нередко начинает привыкать к новым материальных или эмоциональным благам. Как результат, рано или поздно происходит обесценивание, потеря интереса, апатичность, нежелание двигаться дальше и развиваться.
В результате у работников возникают те же самые сложности: депрессия, раздражительность, нежелание надлежащим образом выполнять собственные обязательства.
Синдром эмоционального выгорания в профессиональной деятельности
В профессиональной сфере синдром развивается в том случае, когда у человека накапливается большое количество отрицательных эмоций, которые не могут найти выхода и высвободиться. Отличительной особенностью является появление опасности, что человек достигнет критической точки и полного сгорания, что негативно отобразится на его эмоциональном и физическом состоянии.
Отсутствие понимание со стороны других людей, ненадлежащее выполнение обязанностей нередко приводит к тому, что человек сам начинает обесценивать собственные усилия и вовсе перестает предпринимать какие-либо действия. Чаще всего распространяется у тех людей, чья деятельность связана с плотными контактами с другими людьми.
Синдром эмоционального выгорания специалистов
Когда выгорание происходит на эмоциональном уровне, стоит отметить, что у человека может проявиться несколько симптомов одновременно. Общее количество возможных побочных эффектов насчитывается около 100. Чаще всего появляется в результате накопленной хронической усталости и отсутствия положенного отдыха, постоянного напряжения.
В процессе развития синдрома у человека появляются жалобы на постоянное чувство усталости, невозможности выполнять физические нагрузки, раздражение и депрессию.
Профессиональная деформация синдром эмоционального выгорания
Человек может любить свою работу, выполнять ее надлежащим образом, добиваться личностного и карьерного роста. Однако если он не получает достаточное количество отдыха и постоянно находится в физическом или эмоциональном напряжении, избежать развитие синдрома эмоционального выгорания практически невозможно.
Появляется у специалистов, которые большинство времени взаимодействуют с другими людьми.
Симптомы синдрома эмоционального выгорания
Основным проявлением является реакция на развитие постоянного стресса и депрессией, которая связана со спецификой рабочей деятельности. Основной триадой симптомов, свойственных для синдрома эмоционального выгорания, являются следующие аспекты:
- Апатия и безразличие
- Дегуманизация
- Недостаточная оценка собственных профессиональных навыков.
Человек прекращает выполнять рабочую деятельность надлежащим образом, поскольку его мотивация снижается, и он не видит смысла в собственных стараниях. Также можно диагностировать желание уменьшить наличие социальных контактов с другими людьми, в том числе с близкими родственниками.
Стресс и синдром эмоционального выгорания личности
Наличие постоянных стрессов напрямую связано с развитием синдрома эмоционального выгорания личности. В первую очередь это объясняется тем, что человек находится в постоянном напряжении, не может расслабиться даже во время отдыха. Стресс может быть связан с личностными переживаниями, сложностями на работе и другими аспектами.
Синдром эмоционально психологического выгорания
Развитие предполагает длительный промежуток времени, поэтому синдром не возникает на пустом месте. Как правило, у человека постепенно появляется несколько симптомов, один за другим. Поскольку жизнь наполнения различными переживаниями, при изменении обстоятельств может произойти их притупление.
Перед тем, как наступит синдром, человек испытывает эмоциональный подъем, желание вкладывать в рабочий процесс все ресурсы, которые есть в наличии. Однако через короткий промежуток времени наступает апатичное настроение, депрессия, чтобы выполнить даже обычное повседневное действие, приходиться прикладывать непосильные усилия.
Синдром эмоционального выгорания в профессиональном общении
Большую часть времени в повседневной жизни человек проводит на работе. Кроме выполнения своих рабочих обязанностей, он должен поддерживать взаимодействия с коллегами и начальством. Если он начинает работать без необходимого отдыха, прикладывать максимум своих ресурсов или находится в постоянном стрессе, наступает эмоциональное выгорание, связанное с профессиональной деятельностью.
Работоспособность сотрудника начинает стремительно падать, что отображается не только на продуктивности труда, но и его общении с другими людьми: появляется раздражительность, апатичность, негативный эмоциональный фон.
Синдром эмоционального выгорания – профессиональный стресс
Касательно профессионального стресса – это один из главных аспектов возникновения синдрома. Нередко человек испытывает сложности в работе, чтобы достичь поставленной цели. Если задача не решается на протяжении длительного периода времени, а все усилия не приносят ожидаемого результата, у работника наступает эмоциональное выгорание.
Важно отметить, что в данном случае наличие постоянного стресса тесно связано с развитием синдрома. Фактически он является прямой предпосылкой эмоционального выгорания.
Причины синдрома эмоционального выгорания
Изучение и работа с СЭВ (синдром эмоционального выгорания) находятся в компетенции клинических психологов, которые формируют все возможные способы решения поставленной задачи и восстановление нормального самочувствия пациента. Среди основных причин можно выделить следующие аспекты:
- Личностный
- Организационный
- Содержательный.
В процессе изучения конкретной ситуации может быть выявлено воздействие одного или нескольких аспектов
Диагностика синдрома эмоционального выгорания
Среди основных диагностических методов выделяют 3 категории:
- Опрос. Осуществляется сбор информации на основании рассказа самого пациента
- Использование специфических психодиагностик. Как правило, используются личностные опросники
- Общая психодиагностика. Выявляется уровень распространения депрессивного состояния, изучение и оценка общего эмоционального фона.
На основании полученных результатов психологи выявляют развитие СЭВ.
Стадии синдрома эмоционального выгорания
Дж. Гринберг сформировал следующую иерархию развития синдрома эмоционального выгорания:
- «Медовый месяц». Когда у человека остается благоприятный эмоциональный фон и адекватная самооценка
- Недостаточное количество топлива. Появляется апатия и постоянное наличие усталости
- Хроническое состояние. Раздражительность, депрессия, желание уменьшить количество социальных контактов
- Кризис. Пик развития синдрома эмоционального выгорания, когда негативные эмоциональные проявления достигают критически высокой точки
- Пробивание стенки. Обострение имеющихся нарушений, что нередко может представлять угрозу для жизни.
Чтобы не допустить развития 5-ой ступени, лечению необходимо уделить особое внимание.
Лечение синдрома эмоционального выгорания
Программа лечения осуществляется в индивидуальном порядке и строится на основании состояния пациента и уровня развития СЭВ. В первую очередь предполагается психологическое консультирование или работа с психотерапевтом. При неконтролируемом нарастании депрессивного или апатичного состояния используется медикаментозная терапия. Все препараты назначаются исключительно лечащим специалистом.
Источник