Профилактика синдрома эмоционального выгорания у психологов

Профилактика синдрома эмоционального выгорания у психологов thumbnail

«Профилактика синдрома эмоционального выгорания

в профессиональной деятельности специалиста»

Всякая профессиональная деятельность, связанная с большой эмоциональной вовлечённостью, ответственностью, может стать причиной возникновения синдрома, признаками которого является снижение настроения, нежелание идти на работу, неудовлетворённость собой и увеличение проблем в общении. Поэтому профилактика профессионального выгорания становится сегодня одной из важных задач каждого специалиста и администрации учреждения в целом.

В рамках сегодняшнего выступления я предлагаю вам познакомиться с важной теоретической информацией о синдроме и практическими методами его профилактики.

Что же такое синдром профессионального выгорания?

Синдром эмоционального выгорания  (СЭВ) – отрицательное воздействие профессиональной деятельности на личность в сфере человек-человек, проявляющееся в виде определенных изменений в поведении и состоянии человека.

Этот термин стал применяться в нашей стране сравнительно недавно и описывает состояние деморализации, разочарования и крайней усталости, энергетического истощения, чувства перегруженности проблемами других людей. Это профессиональная болезнь тех, кто работает с людьми: учителей, социальных работников, психологов, менеджеров, врачей, – всех, чья деятельность невозможна без общения.

Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки» или «освобождения» от них. Оно ведёт к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов человека. Это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия.

Стадии профессионального выгорания

Синдром профессионального выгорания развивается постепенно. Он проходит три стадии (Маслач, 1982) – три лестничных пролёта в глубины профессиональной непригодности:

1-я стадия:

  • начинается приглушением эмоций, сглаживанием остроты чувств и свежести переживаний; специалист неожиданно замечает: вроде бы всё пока нормально, но … скучно и пусто на душе;
  • исчезают положительные эмоции, появляется некоторая отстранённость в отношениях с членами семьи;
  • возникает состояние тревожности, неудовлетворённости; возвращаясь домой, всё  чаще хочется сказать: «Не лезьте ко мне, оставьте в покое!»

2-я стадия:

  • возникают недоразумения с клиентами, профессионал в кругу своих коллег начинает с пренебрежением говорить о некоторых из них;
  • неприязнь начинает постепенно проявляться в присутствии клиентов – вначале это с трудом сдерживаемая антипатия, а затем и вспышки раздражения. Подобное поведение профессионала – это осознаваемое им самим проявление чувства самосохранения при общении, превышающем безопасный для организма уровень.

3-я стадия:

  • притупляются представления о ценностях жизни, эмоциональное отношение к миру «уплощается», человек становится опасно равнодушным ко всему, даже к собственной жизни;
  • такой человек по привычке может ещё сохранять внешнюю респектабельность и некоторый апломб, но его глаза теряют блеск интереса к чему бы то ни было, и почти физически ощутимый холод безразличия поселяется в его душе.

Три аспекта (последствия) профессионального выгорания

Последствие

Проявления

Первый – снижение самооценки

Как следствие, такие “сгоревшие” работники чувствуют беспомощность и апатию. Со временем они могут перейти в агрессию и отчаяние.

Второй – одиночество.

Люди, страдающие от эмоционального сгорания, не в состоянии установить нормальный контакт с клиентами. Преобладают объект-объектные отношения.

Третий – эмоциональное истощение, соматизация 
 

Усталость, апатия и депрессия, сопровождающие эмоциональное сгорание, приводят к серьезным физическим недомоганиям – гастриту, мигрени, повышенному артериальному давлению, синдрому хронической усталости и т.д.

Симптомы профессионального выгорания

Первая группа – психофизические симптомы:

  • чувство постоянной усталости не только по вечерам, но и по утрам, сразу после сна (симптом хронической усталости);
  • ощущение эмоционального и физического истощения;
  • снижение восприимчивости и реактивности в связи с изменениями внешней среды (отсутствие реакции любопытства на фактор новыизны или реакции страха на опасную ситуацию);
  • общая астенизация (слабость, снижение активности иэнергии, ухудшение биохимии крови и гормональных показателей);
  • частые беспричинные головные боли; постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта;
  • резкая потеря или резкое увеличение веса;
  • полная или частичная бессонница;
  • постоянное заторможенное. Сонливое состояние и желание спать в течение всего дня;
  • одышка или нарушения дыхания при физической или эмоциональной нагрузке;
  • заметное снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания, потеря внутренних, телесных ощущений.

Вторая группа – социально-психологические симптомы:

  • безразличие, скука, пассивность и депрессия (пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности);
  • повышенная раздражительность на незначительные , мелкие события;
  • частые нервные срывы (вспышки немотивированного гнева или отказа от общения, уход в себя);
  • постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней стимуляции причин нет (чувство вины, обиды, стыда, подозрительность, скованность);
  • чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что-то не так, как надо»);
  • чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что «не получается» или «я не справлюсь»;
  • общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «как ни старайся, всё равно ничего не получится»).

Третья группа – поведенческие симптомы:

  • ощущение, что работа становится всё тяжелее и тяжелее, а выполнять её – всё  труднее и труднее;
  • сотрудник заметно меняет свой рабочий режим (увеличивает или сокращает время работы);
  • постоянно, без необходимости, берёт работу домой, но дома её не делает;
  • руководитель затрудняется в принятии решений;
  • чувство бесполезности, невериев улучшения, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к  результатам;
  • невыполнение важных, приоритетных задач и «застревание» на мелких деталях, не соответствующая служебным требованиям трата большей части рабочего времени на мало осознаваемое или неосознаваемое выполнение автоматических и элементарных действий;
  • дистанцированность от сотрудников и клиентов, повышение неадекватной критичности;
  • злоупотребление алкоголем, резкое возрастание выкуренных за день сигарет, применение наркотических средств.
Читайте также:  Мази при синдроме позвоночной артерии

Для проведения диагностики или самодиагностики профессионального выгорания существуют различные методики:

  • опросник В.В.Бойко, предназначенный для диагностики уровня эмоционального выгорания;
  • опросник MBI (К.Маслач и С.Джексон в адаптации Н.Е.Водопьяновой);
  • Экспресс-диагностика «выгорания» и др.

А сейчас я вам предлагаю провести экспресс-диагностику «выгорания»:

На следующие предложения отвечайте «да» или «нет».

Количество положительных ответов подсчитайте

1

Когда в воскресенье в полдень я вспоминаю о том, что завтра снова идти на работу, то остаток выходных уже испорчен

данет
2

Если бы у меня бала возможность уйти на пенсию (по выслуге лет, инвалидности), я сделал (а) бы это без промедления

данет
3

Коллеги по работе раздражают меня: невозможно терпеть их одни и те же разговоры

данет
4

То, насколько меня раздражают коллеги, еще мелочи по сравнению с тем, как выводят меня из равновесия клиенты (пациенты, ученики, посетители, заказчики)

данет
5

На протяжении последних трех месяцев я отказывался (отказывалась) от курсов повышения квалификации, от участия в конференциях и т.д.

данет
6

Коллегам (ученикам, посетителям, заказчикам и т.д.) я придумал (а) обидные прозвища (например, «идиоты»), которые использую мысленно

данет
7

С делами по службе я справляюсь «одной левой». Нет ничего такого, что могло бы удивить меня в ней своей новизной

данет
8

О моей работе мне едва ли кто скажет что-нибудь новое

данет
9

Стоит мне только вспомнить о своей работе, как хочется и послать ее ко всем чертям

данет
10

За последние три месяца мне не попала в руки ни одна специальная книга, из которой я почерпнул (а) бы что-нибудь новенькое

данет

Оценка результатов

0 -1 балл – синдром выгорания вам не грозит

2 – 6 баллов – вам необходимо взять отпуск, отключиться от рабочих дел

7- 9 баллов – пришло время решать: либо сменить работу, либо, что лучше, переменить стиль жизни.

10 баллов – положение весьма серьезное, но, возможно, в вас еще теплится огонек; нужно, чтобы он не погас.

Кроме этой методики можно и использовать простейшие диагностические приёмы, которые не требуют особой подготовки, не занимают много времени и имеют структуру игрового приёма.

Самооценка: Нарисуйте горизонтально 8 кружков и поставьте в один из них своё «Я». Чем левее находится кружок с «Я», тем выше самооценка.

Социальная заинтересованность: Восприятие себя частью группы или отдельно от других. На листе бумаги изображены треугольники, вершинами которых являются кружки, обозначающие других людей (родителей, коллег, друзей и т. д.). Вы должны разместить кружок, обозначенный «Я». Если кружок размещён внутри треугольника, значит Вы воспринимаете себя как часть целого, а если вне – то отдельно.

Идентификация: Нарисуйте в любом месте листа два кружочка. Обозначающих Вас и Вашего друга. Разместите эти кружочки внутри нарисованного большого круга. Если Ваш кружок оказался ближе к центру, чем кружочек другого, то это свидетельствует об эгоцентризме.

Тест отношения к жизни (моментальный тест на выявление отношения человека к жизни в целом): поставьте точку в любой плоскости.

РеалистФаталист
СензитивистАвантюрист

Постановка точки в той или иной плоскости предполагает склонность человека к тому или иному отношению к действительности и тип поведения.

Реалист: человек, реально оценивающий себя, свои силы и возможности, трезво смотрящий на вещи, живущий настоящим и не витающий в облаках. Розовые очки ему не к лицу, он знает, что сколько в этой жизни стоит.

Фаталист: человек, живущий под перстом своей судьбы. Он считает, что в жизни всё предопределено, что жизненный путь уготован заранее и наш выбор или не выбор был давно предрешён, а мы только следуем по начертанному пути.

Сензитивист: этот человек нуждается в поддержке в течение всей жизни. Ему необходима твёрдая опора, иначе он чувствует себя неуверенным и несчастным. В выборе жизненного пути ориентируется на советы и поддержку близких.

Авантюрист: его девиз – живём дин раз. Поэтому приключения и сомнительные авантюры его не пугают, он часто безрассуден. Живёт одним днём.

Иногда бывают случаи, когда человек ставит точку в центр пересечения плоскостей. Такого человека называют «Штирлиц». Он выбирает свою жизненную позицию в зависимости от обстоятельств и настроения. Может моделировать своё поведение и отношение к жизни как угодно.

Читайте также:  Личностные особенности при синдроме раздраженного кишечника

К профилактике «выгорания» относится:

  1. Соблюдение правил организации труда – разграничение работы и жизни, работа не должна занимать большую часть жизни; физические и эмоциональные перегрузки; совмещение работы в различных направлениях.
  2. Организация командного подхода – возможность обсуждения проблем с коллективом, создание атмосферы взаимопомощи и эмоционального комфорта, возможность подмены специалистов, четкое распределение обязанностей и их соблюдение.
  3. Возможность повышения профессиональной квалификации.
  4. Организация и функционирование психологической службы в коллективе.

Для профилактики профессионального выгорания существует множество упражнений и игровых заданий:

  • Упражнения, способствующие осознанию профессии и своих личностных особенностей:

– упражнения на развитие педагогической интуиции.

  • Упражнения, направленные на поднятие творческой активности и способствующие сплочению коллектива:

– упражнения-энергизаторы,

– упражнения для развития способности принимать друг друга.

  • Упражнения для развития познавательной сферы:

– упражнения для развития понимания устного текста,

– упражнения для развития активного слушания,

– упражнения, способствующие улучшению понимания и художественного выражения чувств.

  • Приёмы по стабилизации психоэмоционального состояния и рекомендации для преодоления стрессовых ситуаций:

– методы быстрого снятия сильного эмоционального или физического напряжения,

– упражнения по выведению из аудиторного шока (самопрезентационного, сценического, ораторского страха),

– методы кинезиологии для снятия стресса,

– релаксационные упражнения,

– упражнения для предупреждения возникновения синдрома выгорания,

– методы регуляции  эмоциональной сферы.

Своевременное применение способов и средств профилактики способствует значительному снижению патогенного воздействия синдрома на когнитивную, эмоциональную и поведенческую сферы личности.

Успехов Вам и внутреннего равновесия!

Текст данной публикации скопирован из Интернета или других открытых источников.

Источник

От автора: Что же такое для практикующего психолога ВЫГОРАНИЕ. Что это за страшное слово и какие могут быть способы отследить и предотвратить эмоциональное и профессиональное выгорание рассмотрим в этой статье!

Переоценить значимость профессионального выгорания в современном мире, где с каждым днем увеличивается поток информации, закручивает в водоворот новых событий, окружают стрессы и дистрессы, переутомления и тревоги, невозможно.

“Выгорание” – это ответная реакция на продолжительные дистрессы, а точнее на неправильно переживаемые человеком стрессы. Погоня за прибылью, не всегда правильно организованная работа с коллективом или клиентами, организационные и профессиональные вопросы, перетекающие в дистресс, оказывают влияние на развитие данного синдрома. Люди начинают “перегорать”, все глубже погружаясь в состояние эмоционального, психического и физического истощения. Чаще всего это последствия  неразрешенного стресса на рабочем месте и переутомления.

Выгорание – результат, когда требования (внутренние или внешние) постоянно преобладают над ресурсами (внутренними или внешними), у человека нарушается состояние равновесия. Непрерывное или прогрессирующее нарушение равновесия неизбежно ведет к выгоранию.

«Выгорание – не просто результат стресса, а следствие неуправляемого стресса».

Одним из первых отечественных исследователей, который вплотную занялся проблемой выгорания, является Бойко В.В.. Он характеризовал синдром эмоционального выгорания следующим образом: «это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме исключения эмоций (понижение энергетики) в ответ на избранные психотравмирующие воздействия; также расширение сферы отрицательных, негативных эмоций и уменьшение положительных эмоций». Выделяют 10 основных признаков эмоционального “выгорания” (психолог Е. Малер):

–       истощение, усталость и бессонница;

–       негативные установки;

–       пренебрежение исполнением своих обязанностей;

–       увлечение приемом психостимуляторов (табак, кофе, алкоголь, лекарства);

–       уменьшение аппетита или переедание;

–       усиление агрессивности (раздражительность, гневливости, напряженности);

–       усиление пассивности (цинизм, пессимизм, ощущение безнадежности, апатия);

–       чувство вины или переживание несправедливости.

Однако эта статья призвана не просто, рассмотреть понятие выгорания, а проанализировать проблему  выгорания, актуальную в работе именно практического психолога. 

Ведь когда психолог оказывается в выгоревшем состоянии, то единственное, о чем он мечтает, – это любыми путями избавиться от надоевших до смерти клиентов. А поскольку это невозможно (тогда не с кем будет работать), то, по крайней мере, как можно сильнее отстраниться от них, отгородиться высоким и широким забором, желательно с колючей проволокой наверху.  Психолог, которому безразличен и клиент и его проблемы, никогда не выгорит. Но он и никогда не сможет помочь клиенту. А значит, победив в себе гуманность, вырастив на ее месте равнодушие, человек перестает быть психологом вообще.

Да, гуманность и сочувствие – это фундамент психологических профессий, ведь в психологию приходят люди, для которых смысл жизни связан с помощью другим, с преобразованием культурной и нравственной среды вокруг себя. В случае не возможности реализовать полностью эти цели, они могут переживать субъективное ощущение профессиональной неэффективности, отрицательные эмоции вины, стыда, огорчения, подавленности, угнетенности, раздражения по отношению к самому себе и другие негативные эмоции, что влечет за собой выгорание.

Читайте также:  Гипоталамический синдром можно ли вылечить

Каковы же причины эмоционального выгорания? В.В.Бойко выделяет две категории: внешние и внутренние. Про внешние причины можно много говорить, это и напряженная психоэмоциональная деятельность, и стрессы, связанные с организационной составляющей, и повышенная ответственность за результат, и отношения в коллективе.

Рассматривая внешние причины выгорания, можно прийти к выводу, профессия психолога не только сложна своими требованиями к подготовке и личности специалиста, но и относится к группе риска в отношении его эмоционального состояния. Эти причины, очевидно, являются неотъемлемыми спутниками самой деятельности психолога как помогающего людям специалиста.

Следующий список причин выгорания включает в себя внутриличностные проблемы психолога, влекущие за собой появление данного синдрома:
1. Склонность к эмоциональной ригидности.

2. Повышенная ответственность, отдача клиентам без остатка. У таких специалистов каждый стрессогенный случай из практики оставляет глубокий след в душе, постепенно истощая эмоционально-энергетические ресурсы.

3. Слабая мотивация эмоциональной отдачи. Тут особо хочется остановиться на личностных причинах недооценки профессиональной эффективности: 1) недооценка профессиональной эффективности прежде всего связанная с завышенными требованиями; 2) установка  на получение быстрого результата; 3) установка  браться за все случаи самостоятельно, не  обращаясь в трудную минуту к коллегам  за помощью и сотрудничеством; 4) установка оказывать помощь другим любой ценой, без учета собственных потребностей и физических ресурсов; 5) установка осуществлять несколько дел или проектов одновременно. Эти  установки  «заставляют» специалиста для поддержания хорошего самочувствия выполнять  работу слишком дорогой ценой, что влечет за собой перегрузки и соответственно и профессиональное выгорание. 

 Также была выделена группа факторов риска, относящаяся к специфике самой профессиональной деятельности.  Это – тяжелые проблемы у клиентов, обилие негативной информации от клиента. Такой фактор, как изменяющиеся виды деятельности и связанные с желанием психолога браться за все, от консультирования, и тренинга, до обучения детей и взрослых. Частое переключение с одного вида деятельности на другой также приводит к психическим перегрузкам, так как для каждого вида деятельности требуется определенный настрой.

Естественно после всего сказанного, возникает вопрос – как защититься психологу от различных дистрессовых воздействий, от всего того, что вредит здоровью и приводит к выгоранию. Ответ на этот жизненно важный вопрос содержится в правилах психогигиены и общих правилах психологической практики. Правил, предписываемых психогигиеной, немало, но достаточно взять на вооружение всего лишь три основных правила:

1. Правило первое. Не страдать, несмотря ни на что! Кажется, что освободиться от цепких пут страданий далеко не просто, ведь их не выкинешь из головы, как ненужную бумажку. Но есть другой механизм самопомощи – страдание можно и нужно вытеснить, таким мысленным образом, который способен всегда улучшить настроение.

2. “Всегда быть в хорошем настроении!”. Настроение – это конечный результат всех переживаний, оно является как бы средней величиной, как  отрицательных, так  и положительных эмоций, проходящих через наш мозг. Задача этого правила – приучить себя к такому реагированию на различные превратности и трудности жизни, чтобы в конечном счете всегда сохранять хорошее ровное настроение. А лучший способ его реализации на практике, в трудностях и заботах повседневной жизни – психическая саморегуляция.

3. “Своевременно отдыхать” или “Своевременно восстанавливать силы”. С одной стороны это правило не требует отдельного разбирательства, но с другой стоит помнить, что рано или поздно лишняя капля усталости переполнит чашу накопившегося утомления, и оно перейдет в переутомление. А оно уже вредно.

А теперь посмотрим, какие специфические правила психологической практики помогает психологу эмоционально и профессионально не выгореть:

1) Самоконтроль своего состояния в динамике – необходима переоценка суждений (убеждений) относительно себя, других людей, мира в динамике роста и развития.

2) Работа с чувствами и эмоциями, проработка  личностной психотерапии.

3) Регулярная отработка супервизии. Главная задача которой состоит в том, чтобы помочь приобрести недостающие знания и умения. 

4) Создание системы мероприятий, повышающих значимость профессии – регулярное участие в семинарах, конференциях и фестивалях.

5) Работать в системе партнеры и коллеги, а не в системе конкуренты. Так больше шансов оказывать друг другу эмоциональную поддержку и получать возможность доверительно обсуждать вопросы, связанные со стрессом в работе, что позволяет снизить напряженность, тревогу и другие переживания.

Психолог не может работать вполсилы, не вашим – не нашим. Промежуточных категорий в классификации психологов не существует. Их только две: хорошие психологи и безработные. Неуспешный психолог, как показывает жизнь, не нужен. Вот это специфическое отличие профессии практического психолога от многих других и позволяет утверждать, что психологу особенно важны методы самоконтроля и психорегуляции в профессиональной деятельности, соблюдая которые психолог обеспечивает нормальное состояние нервно-психической сферы и развитие качеств, характерных для людей с крепкой нервной системой.

Источник