Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов диагностика тренинги упражнения

Цель: профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов
Задачи:
- Самодиагностика степени подверженности эмоциональному выгоранию.
- Снижение эмоционального напряжения педагогов, обучение техникам и приемам саморегуляции.
- Формирование мотивации у педагогов к сохранению психологического здоровья.
Оборудование: презентация, раздаточный материал,
Участники: руководители методических объединений, руководители школьных методических объединений.
Время проведения: 30-35 минут
Конспект занятия:
Знакомство: «Давайте познакомимся»
Представьтесь, назовите стаж вашей педагогической деятельности, и состоите ли в профессиональном сообществе или Ассоциации.
Вступление.
Мини-лекция «Представление о симптомах эмоционального выгорания».
Профессия педагога относится к особо престижным и почитаемым, потому что работать с людьми – это дело важное, достойное и необходимое. Но большая часть времени работы педагога рассчитана на работу с тревожными, гиперактивными, агрессивными детьми, конфликтными и сложными родителями, неуравновешенными педагогами. Наша Педагогическая нагрузка (школьные объединения, муниципальные методические объединения, внеурочная деятельность, консультации, диагностики, возможно классное руководство, конкурсы, ведение предмета и т.д.), необходимость постоянно поддерживать высокий уровень профессионализма, быть в курсе инновационных технологий, ежедневное общение с огромным количеством людей – все это осложняет жизнь педагога. Синдром профессионального выгорания – самая опасная профессиональная болезнь, работающих с людьми. Ведь педагоги – это та категория людей, которая не имеет права болеть, ошибаться, они всегда должны быть сдержаны, и показывать пример для всех. А к тому же скоро открытый урок, аттестация, итоги педагогических конкурсов, публикации… Даже болея мы идем на работу: ведь на нас держится весь мир (нам так кажется).
Сегодня, на нашей занятии мы попытаемся понять, что же такое “синдром профессионального выгорания” и как ВЫ можете помочь себе, а потом помочь вашим педагогическим коллективам.
ЗАДАЧА 1 Самодиагностика степени подверженности эмоциональному выгоранию
Упражнение «ЛЕСТНИЦА» (раздаточный материал)
У вас в раздаточном материале нарисована ЛЕСТНИЦА. Это лестница вашей жизни, вашей деятельности, вашей карьеры, вот как вы решите так себе ее и обозначьте. Теперь обозначьте где вы находитесь, здесь в центре, внизу, вверху. Просто ответьте себе на вопрос: Где я нахожусь в данный момент?
Давайте рассмотрим ответ на ваши вопросы?
Первая ступенька – Я НЕ БУДУ ЭТОГО ДЕЛАТЬ НИКОГДА!
Вторая ступенька – Я НЕ МОГУ ЭТО СДЕЛАТЬ (не умею, не получится)
Третья (следующая) ступенька – Я ХОЧУ ЭТО СДЕЛАТЬ!
Четвертая ступенька – КАК МНЕ ЭТО СДЕЛАТЬ?
Пятая ступенька – Я попробую…
Шестая ступенька – Я могу это сделать!
Седьмая ступенька – Я это делаю!
Восьмая ступенька – Это же так просто!
Конечно же здесь важно нигде вы находитесь, а место которое вы выбрали, оно идет в движением вверх или вниз. Готово ли вы решать свои проблемные вопросы, или остановились на месте. Что вам нужно сделать для того чтобы перейти на лестницу ВЫШЕ!
ЗАПИШИТЕ ПЕРВОЕ ЧТО ПРИХОДИТ В ГОЛОВУ, ЛЮБОЕ! ЧТО НУЖНО СДЕЛАТЬ ВАМ ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ ПОДНЯТЬСЯ НА СТУПЕНЬКУ ВЫШЕ. И это ваше личное индивидуальное решение, непохожее ни на кого.
Лестница нужна для того, чтобы понять, кто готов к переменам, а кто нет. Так как стресс, если он хронический, или собственно эмоциональное выгорание, предполагает следующий шаг, это желание хочу или не хочу что-то менять в себе, в своей жизни.
Упражнение «БАТОН» (раздаточный материал)
Теперь следующее у вас изображен хлеб. Хлеб – это основной продукт, который необходим для жизни. Там изображено два батона, вам пока необходим один, выберите, тот который нравится, любой.
Отрежьте тот кусочек от этого батона, который вы отдаете РАБОТЕ.
Ровно столько занимает ваша работа.
Следующее – сколько занимает ваша СЕМЬЯ! Отметьте сколько, вы отдаете своей семье, помните у каждого свой рисунок и своя жизнь.
ЗДОРОВЬЕ! Если вы уделяете время своему здоровью, может вы вообще не уделяете. Может и нет такого куска.
Самообразование! В широком смысле этого слова, какие-то курсы, семинары, конференции, вебинары, научная профессиональная литература, общение с коллегами, профессиональное сообщество и т.д. Т.Е. как вы повышаете свое профессиональные знания, как их расширяете, как вы это понимаете.
Увлечения! это и Ваше хобби, есть ли в вашей жизни место, для ваших дел, для любых занятий, увлечений. У кого осталось место для увлечений, ВОТ У КОГО они ЕСТЬ, это просто замечательно!
Поднимите руки, пожалуйста, у кого осталось время на увлечения, хобби, ваше личное время? (Посчитать сколько таких педагогв в аудитории). Возможно похлопать им
!!!!! Помните, чем меньше удовольствий в жизни, тем труднее переносить трудности и стрессы.
Исправлять можно. Проверять никто не будет.
Переходим ко второму батону. А теперь распределите все эти критерии ИДЕАЛЬНО, как бы вы хотели. Независимо от обстоятельств сегодня, посмотрите на ваш второй батон и распределите коротенько обозначьте, где какие теперь позиции займут места.
Теперь снова вопрос, это ВАЖНО! ЗАПИШИТЕ
Что ВЫ можете сделать для того чтобы то идеальное сочетание стало реальным, чтобы оно осуществилось? (у кого реальное и идеальное не совпало для того этот вопрос актуален).
В этом упражнении – Здесь спрятался БАЛАНС РЕАЛЬНЫЙ И ЖЕЛАТЕЛЬНЫЙ
Главное, коллеги, помните, что любой тестовый материал, является коррекционным. Вы отмечаете, сами оцениваете и диагностировать себя, есть возможность подвинуть эти границы.
Приступаем к следующему заданию: «АССОЦИАТИВНЫЙ ТЕСТ ЮНГА» (раздаточный материал)
Давайте попробуем найти 16 ассоциаций к слову «работа». Вот первая колонка, все 16 слов, первые, любые, что приходят в голову, запишите в этой колонке. У всех разные ощущения, разная работа, разные ситуации.
Посмотрите есть второй столбик, который как бы объединяет первые два слова, надо найти какое-то третье слово, которое вот как то их объединит, придаст им какой-то смысл. Показать какие вы смыслы ищете в этих словах. Они могут повторяться, это ваши личные слова.
Два слова объединят смыслом, одной АССОЦИАЦИЕЙ.
Далее третий столбик объединяет два слова.
Продолжим, понятно, что четвертый столбик объединяет предыдущие два слова.
И пятый столбик, мы пришли к завершающему слову.
Помните, что это ассоциативный ряды и нет никаких ограничений.
Дальше разберем это подробно. Сейчас поработайте лично с вами
Моя задача показать и ознакомить вас с этой методикой, обучить как она работает. Это методика как бы толчок, выйти из тупика, когда человек ходит вокруг да около, а данная методика реально выводит на ассоциативный ряд
Первый столбец: УРОВЕНЬ РЕАЛЬНОСТИ
- «Штампы» и социальные убеждения
- Стратегия получения того, что исследуем.
- Уровень пессимизма – оптимизма по отношению к ситуации;
- Страхи (вирусы сознания)
Второй столбец. УРОВЕНЬ РАЗУМА
Проявляются лично ограничивающие убеждения, препятствия
Третий столбец. УРОВЕНЬ ЧУВСТВ
«Хвосты» прошлого, страхи, причины эмоциональных конфликтов.
Из слов третьего столбца обычно можно составить выражение, которое можно использовать, как некий «слоган» или девиз!
Четвертый и пятый столбцы – КЛЮЧ К СЕБЕ!
ПОДУМАЙТЕ ОБ ЭТОМ!
Столбец 1 | Столбец 2 | Столбец 3 | Столбец 4 | Столбец 5 |
Уровень реальности | Уровень разума | Уровень чувств | Корень проблемы | КЛЮЧ |
Что на поверхности | Что я об этом думаю на самом деле | Что я на самом деле чувствую | Значимые вопросы | Ключ бессознательного |
ЗАДАЧА 2 Снижение эмоционального напряжения педагогов, обучение техникам и приемам саморегуляции
По мнению великого классика Л.Н. Толстого, качество жизни человека определяется количеством радости в ней. Вспомните себя в детстве, как правило, вы искренне радовались жизни и не подозревали, что со временем можете потерять этот дар. Мы часто в себе подавляем улыбку. Замещаем ее сомнениями, страхом, обидами, раздражением. Мы становимся такими важными, серьезными и скучными, радость угасает на ваших лицах. Радость это главное топливо осознанной жизни, это сосредоточение смыслов и ценностей. Рассмотрим секреты возвращения радости (возьми те себе те, которые вам понравятся):
Применяйте их каждый день и уже в течение первой недели заметите, как радость начнет наполнять ваше сердце. Сделайте эти секреты вашей привычкой и наблюдайте за удивительными переменами.
1 УПРАЖНЕНИЕ «Скорая помощь для восстановления сил» (буклет)
Предлагаю вам написать 5 видов повседневной деятельности, приносящих вам удовольствие. Затем расположите их по степени значимости. Это и есть ваш ресурс, который можно использовать в качестве «скорой помощи» для восстановления сил. Чтобы сделать свои будни ярче, предлагаю вам создать собственный БЛОКНОТ УДОВОЛЬСТВИЙ, в который вы будете записывать все, что доставляет вам удовольствие. Так каждодневную рутину мы превратим в собственный творческий проект, который утешит и вдохновит.
Скорая помощь для восстановления сил:
_____________________________
Составьте свой блокнот УДОВОЛЬСТВИЙ или РАДОСТЕЙ!
Упражнение «УЛЫБКА»
По непонятным причинам самим действенными оказываются очень простые вещи. Проснувшись утром и торопясь начать день, задержитесь на минуту, оцените – что вы чувствуете? Вне зависимости от результата оценки – УЛЫБНИТЕСЬ! Адресуйте эту улыбку родным, друзьям, коллегам, всем кого любите, всему миру. Почему? Обнаружено, что доброжелательное выражение лица возбуждает центры позитивных эмоций, способствует хорошему настроению и позитивному мышлению. Поэтому нецелесообразно ходить с мрачным, нудным лицом даже тогда, когда настроение у вас плохое. Человек с естественной приятной улыбкой и сам становится бодрым и жизнерадостным. Улыбки и смех – возбудители позитивных эмоций. Стендаль сказал, улыбка и смех убивают старость. Намек на улыбку, сдержанная улыбка, интимная улыбка, радостная – каждая по-своему замечательна. Ничего не стоит так дешево и не ценится так дорого, как улыбка. Улыбка говорит: «Вы мне нравитесь. Вы делаете меня счастливым. Я рад вас видеть». Люди добреют от улыбки. Если вы не привыкли улыбаться, то вам нужно научиться это делать. Улыбнитесь прямо сейчас! Не бойтесь! Улыбнитесь еще раз! Задержите улыбку! Конечно в начале вы можете чувствовать себя неловко, но, когда нахмуренные брови и опущенные уголки рта исчезнут, то вы начнете излучать уверенность и силу, и ваше отношение к этому занятию изменится. Когда поблизости будет зеркало, улыбнитесь перед ним, и вы увидите, насколько лучше вы выглядите.
УЛЫБАЙТЕСЬ! УЛЫБАЙТЕСЬ! УЛЫБАЙТЕСЬ! УЛЫБАЙТЕСЬ! Всем и каждому! Люди почувствуют вашу улыбку и будут вам улыбаться: «Благодарю, что заметили и оценили меня!»
Пожелайте доброго утра и успешного дня себе и всем, кто вам дорог. Все день начался и начался правильно.
Спасибо, за откровенность. (Делается вывод об атмосфере в группе).
Упражнение УЛЫБКА – необходима для снятия челюстных зажимов.
Мышечные зажимы – хронически напряженные участки мышц, в которых «законсервированы» следы перенесенных стрессов и негативных эмоций. Их совокупность образует «мышечный панцирь», который отражает особенности характера человека, набор его привычных психологических защит, то есть «панцирь характера».
Упражнение психологический цветок эмоций (раздаточный материал)
Решение стресса может быть как когнитивное так и эмоциональное. Посмотрите на рисунок. Здесь представлен психологический цветок эмоций. Внимательно посмотрите на этот цветок и отметьте какие пять эмоций вы испытываете прямо сейчас.
Если вы внимательно посмотрите на эти круги, то вы увидите, что чем насыщеннее цвет, тем насыщеннее эмоция, чем дальше от центра, тем более они легкие и спокойные. Обратите внимание, что они также располагаются в противоположных направления друг против друга. А теперь посмотрите где находятся ваши пять эмоций, которые вы испытываете сейчас (в одном поле с разных сторон, задумайтесь, что если вы сосредоточили все эмоции в одной стороне, то это тоже говорит о моем не устойчивом эмоционально-волевом уровне, а вот если вы испытываете разные эмоции, гнев, страх, это нормально, мы все живые люди, мы имеем на это право. Мы можем сердиться или удивляться, мы можем обижаться. Но важно смотреть за тем, чтобы жизнь была яркая, красивая, разноцветная).
Этот цветок желательно держать где-то перед глазами.
Формирование мотивации к сохранению психологического здоровья
ПОХВАЛИТЕ СЕБЯ (буклет)
Похвалите себя, когда последний раз вы оценивали себя и хвалили.
ОБЕЩАНИЕ (буклет)
Напишите себе обещание, что вы измените в себе, что бы ваша жизнь наполнилась радостью!
СОХРАННЕИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ
Каждый раз на таком занятии участники создают свой уникальный список способов преодоления выгорания, способы преодоления выгорания ВСЕГДА индивидуальны. Это означает, что 2-3 “своих” способа (если они эффективны, конечно) намного ценнее, чем перечень из 20-30 “чужих” и непонятных приёмов преодоления синдрома выгорания. Но для поиска новых идей (и для того, чтобы взглянуть на проблему “сверху”) такие списки очень полезны.
И в профилактике и преодолении эмоционального выгорания можно выделить 6 направлений (групп методов):
1) “тело” – физиологические и психофизиологические способы снижения стресса; коррекция стрессовых проявлений через телесные механизмы и образ жизни.
2) “эмоции” – значительная часть синдрома выгорания – это оскудевание состава эмоциональных переживаний (преобладают негативные), утрата способности радоваться и наслаждаться сначала своей работой, а потом и жизнью в целом (ангедония). Эта проблема решается особой психогигиеной эмоций, когда “выгорающий” начинает особым образом заботиться о собственных эмоциях – учится находить для себя всё новые “радости жизни”.
3) “отношения, общение” – мощнейший ресурс, с помощью которого можно преодолеть выгорание – это другие люди. К несчастью для “выгорающих” они “устают от людей” (воспринимая их очень стереотипно, через фильтры своей профдеформации), стараются как можно меньше общаться с окружающими, что в корне не верно. Правильная стратегия: искать тех, кто может помочь вам и целенаправленно выстраивать с ними отношения.
4) “психотехники” – это все методы, с помощью которых человек пытается “напрямую” вмешаться в работу собственного сознания, и смягчить проявления стресса/выгорания. Например, это может быть медитация или аутогенная тренировка. Сегодня информация о психотехниках легко доступна; хотя тех, кто их целенаправленно применяет, сравнительно немного.
5) “на работе” – эмоциональное выгорание всегда связано с нашей основной деятельностью (работой). Есть “компании мечты”, где “выгореть” в принципе невозможно, а есть организации, где любой новичок “сгорает” в течение первых 2-3 лет работы. Если человек “сгорает” на работе, то в этом на 60-70% виноваты его личностные особенности, но на 30-40% – организационные (условия труда; особенности корпоративной культуры; отношения в трудовом коллективе и т.п.).
Понятно, что человек далеко не всегда в состоянии “бороться с системой” (т.е. повлиять на эти факторы), но он хотя бы имеет право знать о них. Знать, чтобы иметь возможность сделать разумный прогноз: есть ли у него хотя бы шанс избавиться от выгорания в рамках этой организации? Или пора бежать?!
6) “ре-призвание” – многие специалисты по выгоранию отмечают, что “ядро” этой проблемы заключается в разочаровании, в неоправданных надеждах. Человек думал, что обрёл своё призвание и нашёл работу своей мечты, но на практике всё пошло не так. Позитивные ожидания не оправдались, а негативные сбылись, да ещё и сверх того, к чему человек был морально готов. В результате человек утрачивает смысл того, что делает; чувствует, что начинает предавать сам себя (т.е. исполняет нечто, противоречащее его собственным ценностям).
Такая ситуация ведёт не просто к профессиональному, а к жизненному кризису. Чтобы выйти из него нужно вновь обрести своё призвание, заново найти веру в себя и своё ремесло. Я называю это ре-призвание 🙂. По сути это процесс работы над собой, процесс переосмысления себя, своей жизни, работы, своих ценностей и т.п. Всю эту работу над собой человек вполне может проделать самостоятельно. Но может обратиться за помощью и к специалисту-психологу.
Источник
Тренинг «Профилактика профессионального выгорания педагогов»
ТРЕНИНГ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ РАЗГРУЗКИ
Вступление. Актуальность выбранной темы.
Профессия воспитателя требует большой выдержки и самообладания. От многочисленных интенсивных контактов с другими людьми педагог испытывает большие нервно-психические нагрузки, которые проявляются в эмоциональном истощении. Педагог находится в ситуации крайнего эмоционального напряжении, что приводит к прогрессирующему ухудшению состояния здоровья. Я считаю, что педагоги современных образовательных учреждений нуждаются в психологической поддержке, в обучении приёмам снятия эмоционального напряжения. Это является приоритетной линией в работе дошкольного психолога.
Основная часть.
Цель тренинга: снятие эмоционального напряжения для укрепления психологического здоровья педагога.
Задачи:
- познакомить участников тренинга с некоторыми приёмами психологической саморегуляции;
- создать благоприятные условия для продуктивной работы над собой;
- совершенствовать развитие личностных качеств, стабилизируя внутреннюю душевную гармонию.
Организация тренинга: группа педагогов от 12 до 15 человек.
Форма проведения тренинга – круг, возможно свободное перемещение по кабинету, принятие удобного положения тела во время релаксации.
Продолжительность – 45 минут.
Ведущий тренинга: педагог-психолог Рожнова О.С.
Ход проведения тренинга
1. Вводная часть.
Звучит музыка. Участники тренинга заходят в кабинет, выбирают цветную полоску бумаги для определения своего настроения и самочувствия. Садятся в круг.
Ведущий: В нашей жизни большое место занимает принцип недостаточности. Нам не хватает времени на встречи, ласку и внимание друг к другу. Мы все время бежим, торопимся, не замечаем друг друга. Давайте же на миг остановим этот бег и пообщаемся друг с другом.
– Быть может, в последнее время Вас что-то тревожит?
– Или Вы чувствуете усталость?
– Или даже незначительные события выводят Вас из равновесия?
Если Вы ответили «да», то сегодня следует поговорить о том, что природа одарила человека способностью к саморегулированию, то есть никто иной, а только Вы сами можете управлять своим эмоциональным состоянием.
Чтобы начать плодотворную работу, посмотрим какое настроение и самочувствие у Вас преобладает. Психолог комментирует значение выбранного цвета. Карточки «Значение цвета».
Карточки «Значение цвета»
Синий цвет – спокойствие, удовлетворённость, умение сопереживать, доверие, преданность.
Фиолетовый – тревожность, страх, огорчения.
Зелёный – уверенность, настойчивость, упрямство, потребность в самоутверждении.
Красный – агрессивность, возбуждение, стремление к успеху, желание властвовать и действовать, добиваясь успеха.
Коричневый – цвет покоя и стабильности, необходимость в домашнем уюте.
Жёлтый – активность, весёлость, стремление к общению, ожидание счастья.
Серый – тревожность и негативное состояние.
Чёрный – защищённость, скрытость, желание «уйти в свой внутренний мир».
2. Упражнение «Визитка»
Участники группы на первую букву своего полного имени пишут слово-определение, которое отражает их характер, темперамент и стиль жизни. Визитки прикрепляют на грудь для выполнения следующего упражнения.
3. Игра «Ветер дует на того, кто…»
Цель: развитие интереса друг к другу, поднятие настроения.
Проведение: Все участники, кроме одного – ведущего, садятся на стулья, образуя круг. Ведущий говорит, например: «Ветер дует на того, кто в кроссовках», тогда все участники, одетые в кроссовки, должны встать, найти другой свободный стул и сесть на него. Тот, кто остался без стула, становится ведущим, встает в круг и говорит: «Ветер дует на того, у кого… (например, в рубашке, любит мороженное, смелый, сильный, улыбается и др.)… и игра продолжается.
4. Аутотренинг
Звучит медленная музыка. Участники группы принимают расслабленную позу «кучера», закрывают глаза и слушают слова ведущего.
Звучит музыка. Психолог проговаривает слова.
Текст:
Сядьте удобно. Закройте глаза. Сделайте глубокий вдох, задержите дыхание… Выдох. Дышите спокойно. С каждым вдохом расслабляется ваше тело. Вам приятно находиться в состоянии покоя.
Представьте себе, что Вы сидите на берегу моря. Окружающий тебя песок совершенно сухой и мягкий. Оглянись вокруг и ты обнаружишь, что на берегу моря ты совсем один…
Солнце клонится к закату. Ты чувствуешь тепло вечернего солнца…
Набери всей грудью побольше воздуха и ощути солоноватый запах моря. Морской воздух свежий и немного влажный. Ты чувствуешь себя совершенно спокойно.
Пусть волны смоют и унесут твои заботы и всё, что тебя напрягает.
Я постепенно ухожу от своих переживаний. Я совершенно спокоен.
Постепенно образ моря исчезает. Образ моря исчез.
3-2-1 Откройте глаза. Потянитесь. Вы бодры и полны сил.
5. Упражнение «ОРАНЖЕВЫЕ ОЧКИ»
Материалы: Желательны – очки с оранжевыми стеклами.
Время упражнение – 10 мин.
Инструкция: «Если вы найдете оранжевые очки, то плохого вы просто не сможете увидеть. Оно будет перекрашено в оранжевый цвет. Расскажите, пожалуйста, о…
- посещении ресторана
- разговоре с другом
- нашем тренинге
- своей зарплате
- вашей квартире
- себе самом (самой)
- ваших близких и т.д.
используя эти реальные (или воображаемые) оранжевые очки. Эти очки пропускают только положительные впечатления. Попробуем?”
Обсуждение. Участники группы следят за рассказом и протестуют, если правила нарушаются.
Комментарии. Мы часто используем это упражнение в разные моменты тренинга. Спустя некоторое время оранжевые очки становятся символом, и члены группы сами начинают требовать очки, если кто-либо слишком увлекается фокусировкой на негативном.
6. Анкета для выявления стрессовых переживаний.
7. ПРИТЧА ПРО СТАКАН
В начале урока профессор поднял стакан с небольшим количеством воды. Он держал этот стакан, пока все студенты не обратили на него внимание, а затем спросил: “Сколько, по-вашему, весит этот стакан?”
– “50 грамм!”, “100 грамм!”, “125 грамм!” – предполагали студенты.
– Я и сам не знаю, – продолжил профессор, – чтобы узнать это, нужно его взвесить. Но вопрос вдругом: что будет, если я подержу так стакан в течение нескольких минут?
– Ничего, – ответили студенты.
– Хорошо. А что будет, если я подержу этот стакан в течение часа? – снова спросил профессор.
– У вас заболит рука, – ответил один из студентов.
– Так. А что будет, если я, таким образом, продержу стакан целый день?
– Ваша рука окаменеет, вы почувствуете сильное напряжение в мышцах, и вам даже может парализовать руку, и придется отправить в вас больницу, – сказал студент под всеобщий смех аудитории.
– Очень хорошо, – невозмутимо продолжал профессор, – однако изменился ли вес стакана в течении этого времени?
– Нет, – был ответ. – Тогда откуда появилась боль в плече и напряжение в мышцах?
Студенты были удивлены и обескуражены.
– Что мне нужно сделать, чтобы избавиться от боли? – Спросил профессор.
– Опустить стакан, – последовал ответ из аудитории.
– Вот, – воскликнул профессор, – точно так же происходит и с жизненными проблемами и неудачами.
Будете держать их в голове несколько минут – это нормально. Будете думать о них много времени, начнете испытывать боль. А если будет продолжать думать об этом долгое, продолжительное время, то это начнет парализовывать вас, т.е. вы не сможете ничем другим заниматься. Важно обдумать ситуацию и сделать выводы, но еще важнее отпустить эти проблемы от себя в конце каждого дня, перед тем как вы идете спать. И таким образом, вы без напряжения каждое утро сможете просыпаться свежими бодрыми и готовыми справиться с новыми жизненными ситуациями. Опустите стакан!
8. Упражнение «Пожелание» (адаптированная по Евтихову О.В)
Цель: создание благоприятной атмосферы в группе, акцент на положительных качествах, которые способствуют преодолению профессионального выгорания.
Материалы: мяч или мягкая игрушка по выбору участников группы.
Время:5 минут
Инструкция:«Вам предлагается высказать пожелание в круг, другим участникам группы, о том качестве, которое ,по вашему мнению, помогает преодолевать эмоциональное выгорание».
Участники передают мяч по кругу и высказывают свое пожелание.
9. Обратная связь.
– Самым полезным для меня было…
– Мне понравилось…
– Я хотела бы изменить…
10. Благодарю всех за работу!
Пожелание:
В сложной жизненной ситуации предпочитайте активно действовать, нежели переживать. Позитивно и доброжелательно относитесь ко всему окружающему: к людям, к природе, к миру.
Ф.И.О.______________________________________________________________________
Экспресс-оценка «выгорания»
На следующие предложения отвечайте «да» или «нет». Количество положительных ответов подсчитайте | |||
1 | 2 | 3 | 4 |
1 | Когда в воскресенье в полдень я вспоминаю о том, что завтра снова идти на работу, то остаток выходных уже испорчен | да | нет |
2 | Если бы у меня бала возможность уйти на пенсию (по выслуге лет, инвалидности), я сделал (а) бы это без промедления | да | нет |
3 | Коллеги по работе раздражают меня: невозможно терпеть их одни и те же разговоры | да | нет |
4 | То, насколько меня раздражают коллеги, еще мелочи по сравнению с тем, как выводят меня из равновесия клиенты (пациенты, ученики, посетители, заказчики) | да | нет |
5 | На протяжении последних трех месяцев я отказывался (отказывалась) от курсов повышения квалификации, от участия в конференциях и т.д. | да | нет |
6 | Коллегам (ученикам, посетителям, заказчикам и т.д.) я придумал (а) обидные прозвища (например, «идиоты»), которые использую мысленно | да | нет |
7 | С делами по службе я справляюсь «одной левой». Нет ничего такого, что могло бы удивить меня в ней своей новизной | да | нет |
8 | О моей работе мне едва ли кто скажет что-нибудь новое | да | нет |
9 | Стоит мне только вспомнить о своей работе, как хочется и послать ее ко всем чертям | да | нет |
10 | За последние три месяца мне не попала в руки ни одна специальная книга, из которой я почерпнул (а) бы что-нибудь новенькое | да | нет |
Оценка результатов
- балл- синдром выгорания вам не грозит
2-6 баллов – вам необходимо взять отпуск, отключиться от рабочих дел
7-9 баллов – пришло время решать: либо сменить работу, либо, что лучше, переменить стиль жизни.
10 баллов – положение весьма серьезное, но, возможно, в вас еще теплится огонек; нужно, чтобы он не погас.
Книга: Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов: диагностика, тренинги, упражнения /авт.-сост. О.И. Бабич. – Волгоград: Учитель, 2009. – 122 с.
Источник